УДК 378.147.88
Надежда Анатольевна Антонова
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,
Челябинск, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-3823-270X
АНАЛИЗ САМООЦЕНКИ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
Аннотация. В статье приводится анализ прохождения педагогической практики студентами колледжа физической культуры «УралГУФК».
Ключевые слова: педагогическая практика, студенты колледжа, физическая культура
Nadezhda A. Antonova
South Ural State University of Humanities and Pedagogy,Chelyabinsk, Russia
Corresponding author: Nadezhda A. Antonova, [email protected]
ANALYSIS OF SELF-ASSESSMENT OF READINESS OF STUDENTS OF THE COLLEGE OF PHYSICAL CULTURE FOR PEDAGOGICAL PRACTICE
Abstract. The article provides an analysis of the passage of pedagogical practice by students of the College of Physical Culture «UralGUFC».
Keywords, pedagogical practice, college students, physical education.
Реализация федеральной программы «Развитие образования на 2018-2025 годы» в образовательную практику привело к изменению условий профессионального развития обучающихся среднего профессионального образования и их дальнейшей социализации в профессиональном сообществе, чему посвящены исследования последних лет [1; 3; 4; 5]. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 «Физическая культура», большое внимание уделяет различным видам практик (учебным и производственным) к которым должны быть готовы студенты колледжа.
А готов ли на самом деле студент колледжа физической культуры к учебной практике? Для ответа на этот вопрос мы провели исследование. На основе анализа публикаций по данной проблематике [1; 2; 5] определись с дефинициями «готовность», «готовность к педагогической деятельности», «готовность к педагогической практике» и выделили компоненты, лежащие в основе данной готовности:
• ценностно-ориентационная (система отношений к различным аспектам профессионально-педагогической деятельности;
• эмоционально-волевая (эмоциональная сфера личности, способность к сопереживанию, ответственность, волевые качества);
• когнитивная (теоретические знания, необходимые для осуществления профессиональной деятельности);
• действенно-практическая (умения и навыки, необходимых для осуществления профессиональной деятельности) [4].
Педагогическую (учебную) практику студенты колледжа физической культуры «УралГУФК» проходят на 2 курсе, реализуется в общеобразовательных организациях в соответствии с ФГОС НОО или ФГОС ООО.
Учебная практика направлена на формирование у обучающихся умений, приобретение первоначального практического опыта и реализуется в рамках профессиональных модулей ОПОП СПО по основным видам профессиональной
деятельности для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций по специальности 49.02.01 «Физическая культура». Задачи учебной практики:
- ознакомление студентов с системой, реальными условиями, состоянием работы по физической культуре в современном общеобразовательном учреждении, внешкольных спортивных учреждениях, передовым педагогическим опытом;
- закрепление, расширение, углубление и проверка действенности знаний, умений, профессиональных компетенций, приобретаемых студентами по изучаемым теоретическим и практическим дисциплинам, формирование умения применять усвоенные для расширения конкретных задач профессиональной деятельности;
- формирование системы профессионально-педагогических знаний, умений и профессиональных компетенций, организации проведения в качестве специалиста физической культуры и спорта и педагога, практикуемых в современной школе форм учебно-воспитательной и оздоровительной работы с обучающимися;
- содействие накоплению студентами опыта педагогической деятельности, проявление коммуникативных, конструктивных и организаторских умений;
- изучение современного состояния учебно-воспитательной работы в различных типах школ, дошкольных учреждениях и учреждениях дополнительного образования, передового и нетрадиционного опыта;
- усвоение приемов, методов и способов обработки, представления и интерпретации результатов проведенных практических исследований;
- приобретение практических навыков в будущей профессиональной деятельности или в отдельных ее разделах.
Представим структуру содержательно-управленческой деятельности студента-практиканта:
- Блок 1. Организационная работа;
- Блок 2. Учебно-методическая работа;
- Блок 3. Спортивно-массовая работа;
- Блок 4. Агитационно-пропагандистская работа;
- Блок 5. Хозяйственная работа.
В процессе нашего исследования, с целью выяснения готовности к педагогической практике и работы в школе в целом, мы провели анкетирование студентов 2 курса колледжа физической культуры «УралГУФК». Анализ ответов студентов колледжа на вопросы анкеты приведены в таблице 1.
Таблица 1
Анализ ответов студентов на вопросы анкеты_
Вопросы Ответы, %
1. Почему Вы выбрали профессию учителя? (можете выбрать несколько вариантов) а) продолжаю семейную традицию- 15
Ь) мне нравится работать с детьми - 62
с) рекомендации родителей - 8
d) реальный конкурс для меня-23
е) удобное расположение учебного заведения - 8
^ выбор был случайным - 23
2. Готовы ли Вы к работе в школе учителем? да нет
86 14
3. Собираетесь ли Вы работать по профессии после окончания колледжа? а) да - 57
Ь) нет - 14
с) еще не определился- 29
4. Нужна ли, по Вашему мнению, практика в школе? да нет
100 0
5. Изменилось ли у Вас представление о будущей профессии после практики? да нет
43 57
6. По Вашему мнению, нужно ли увеличивать время прохождения практики? да нет
57 43
7. Помогла ли Вам практика лучше познакомиться с будущей профессией? да нет
100 0
8. Смогли ли Вы наладить контакт с детьми? да нет
100 0
9. Как Вы считает, было ли успешным прохождения Вашей практики? да нет
100 0
10. Как Вы думаете, с какого курса необходима практика в школе? а) с 1 курса - 14
Ь) со 2 курса - 86
с) с 3 курса - 0
d) с 4 курса - 0
11. Для Вас практика - это... а) шаг в будущую профессию - 71
Ь) интересное время провождения - 29
с) необходимость - 0
12. Что даст мне практика (можете выбрать несколько вариантов): а) получить практические знания - 71
Ь) повысить теоретический уровень - 43
с) научиться заполнять документацию - 43
d) наработать практический материал для выполнения курсовой (дипломной) работы - 57
13. Какие дисциплины пригодились Вам в процессе прохождения практики? (можете выбрать несколько вариантов) а) психология - 57
Ь) педагогика - 71
с) методика обучения физической культуре - 57
d) ОБЖ - 14
е) физическая культура - 57
ж) специальные дисциплины - 57
14. Какие трудности возникли у Вас в процессе прохождения практики? а) недостаточный теоретический уровень знаний - 29
Ь) недостаточный практический уровень знаний - 43
с) контроль и оценивание обучающихся на уроке - 29
d) организация дисциплины обучающихся на уроке - 29
е) отбор учебного материала - 29
^ подготовка к уроку, написание конспекта урока - 43
Анализируя данные анкетирования студентов колледжа, мы пришли к следующим выводам:
- в целом студенты осознают выбранную профессию и собираются идти работать по профессии после окончания колледжа;
- практика позволила лучше познакомиться с будущей профессией, получить практические знания и научила заполнять документацию;
- основными трудностями при прохождения практики, с которыми сталкиваются будущие учителя, были контроль и оценка обучающихся, организация дисциплины обучающихся на уроке, отбор учебного материала и подготовка к уроку, разработка конспекта урока.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Антонова Н.А. Анализ самооценки готовности студентов бакалавриата по направлению подготовки «педагогическое образование» к педагогической практике / Н.А. Антонова, О.Р. Шефер // Актуальные проблемы науки и образования в современном вузе: сборник трудов IV Международной научно-практической конференции, Республика
Башкортостан, в г. Стерлитамак, 23-25 мая 2019 г. T.II / отв. ред. А.Л. Галиев. - Стерлитамак: Стерлитамакский филиал БашГУ, 2019. - С. 386 - 391.
2. Антонова Н.А. Формирование читательской грамотности у обучающихся среднего профессионального образования средствами межпредметных текстов в курсе «Естествознание» / Н.А. Антонова, О.Р. Шефер, С.В. Крайнева, Т.Н. Лебедева, Е.Н. Эрентраут, Ю.А. Ахкамова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2022. -№ 5 (207). - С. 10 - 15.
3. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов - Спб: Издательство «Питер», 2000. - 304 с.
4. Даммер М.Д., Леонова Е.Д., Карасова И.С. Проектирование информационно-образовательного портала «Педагогическая практика» на основе функционально-ориентированной методологии // Мир Науки, культуры, образования. - Горно-Алтайск, 2016. - №6(61). - С.175 -177.
5. Shefer O., Lebedeva T., Elagina V., Antonova N., Erentraut E., Akhkamova Y. «Preparing future teachers for cultural and educational activities» ICERI 2021 Proceedings, ISBN: 978-84-09-34549-6, ISSN: 2340-1095. pp. - 8056 - 8059.
REFERENCES
1. Antonova N.A. Analysis of the self-assessment of the readiness of undergraduate students in the field of training «pedagogical education» for pedagogical practice / N.A. Antonova, O.R. Shefer // Actual problems of science and education in a modern university: proceedings of the IV International Scientific and Practical Conference, Republic of Bashkortostan, in Sterlitamak, 23-25 May 2019, vol. II / ed. by A.L. Galiev. - Sterlitamak: Sterlitamak branch of BASHGU, 2019. - pp. 386 - 391.
2. Antonova N.A. Formation of reading literacy among students of secondary vocational education by means of interdisciplinary texts in the course «Natural Science» / N.A. Antonova, O.R. Shefer, S.V. Kraineva, T.N. Lebedeva, E.N. Erentraut, Yu.A. Akhkamova // Scientific notes of the P.F. Lesgaft University. - 2022. - № 5 (207). - P. 10 - 15.
3. Bordovskaya N.V., Rean A.A. Pedagogy. Textbook for universities - St. Petersburg: Publishing house «Pete» ' ' , 2000. - 304 p.
4. Dammer M.D., Leonova E.D., Karasova I.S. Designing the information and educational portal «Pedagogical practice» based on a functionally oriented methodology // The world of Science, culture, education. - Gorno-Altaysk, 2016. - №6 (61). - Pp.175 -177.
5. Shefer O., Lebedeva T., Elagina V., Antonova N., Erentraut E., Akhkamova Y. «Preparing future teachers for cultural and educational activities» ICERI 2021 Proceedings, ISBN: 978-84-09-34549-6, ISSN: 2340-1095. pp. - 8056 - 8059.
Информация об авторе
Н.А. Антонова — преподаватель кафедры ФиМОФ.
Information about the authors
N.A. Antonova — teacher of the Department of FiMOF.