4. Особенности применения копинг-стратегий в любительском футболе / А.С. Болдов,
A.В. Гусев, В.И. Шарагин [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 12(166). - С. 322-326.
5. Особенности физического состояния футболистов различного игрового амплуа студенческих команд / Э.А. Аленуров, М.В. Еремин, А.Н. Лутков, С.В. Першиков // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 8. - С. 81-82.
6. Особенности физического развития, физической подготовленности и психомоторных функций у студентов занимающихся футболом / Э.А. Аленуров, О.Г. Рысакова, Е.С. Куманцова,
B.И. Шарагин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 4(206). - С. 10-14.
7. Повышение качества учебного процесса по физической культуре на основе обучения технике двигательных действий / В.А. Кудинова, В.Ю. Карпов, А.С. Болдов, Н.Н. Маринина // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 7. - С. 61-63.
REFERENCES
1. Alenurov, E.A., Pisarev, VA., Semibratov, S.I. and Zvezdova, A.O. (2021), "Motor activity of football players of student teams of various playing roles", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 193, No. 3, pp. 30-34.
2. Karpov, V.Yu., Petrunin, R.E. and Rodin, A.V. (2011), "The content of the technical training of athletes in team sports", Bulletin of Sochi State University of Tourism and Resort Business, Vol. 18, No.4, pp.271-273.
3. Boldov A.S., Gusev A.V., Karpov V.Yu., Sibgatulina F.R. and Nogina E.V (2018), "Physical condition monitoring of psychology and pedagogical higher education institution's student", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F Lesgafta, Vol. 164, No. 10, pp. 43-52.
4. Boldov, A.S., Gusev, A.V., Sharagin, VI., Kalinin, A.D. and Komarov, M.N. (2018), "Features of application of coping strategies in amateur football", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 166, No. 12, pp. 322-326.
5. Alenurov, E.A., Eremin, M.V, Lutkov, A.N. and Pershikov, S.V (2021), "University footballers' game-position-specific physical fitness and physical development tests and analysis", Theory and Practice of Physical Culture, No.8, pp.18-20.
6. Alenurov, E.A., Rysakova, O.G., Kumantsova, E.S. and Sharagin, V.I. (2022), "Features of physical development, physical fitness and psychomotor functions of students engaged at football classes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 206, No. 4, pp. 10-14.
7. Kudinova, V.A., Karpov, V.Yu., Boldov, A.S. and Marinina, N.N. (2021) "Motor skills training model to improve schools' physical education service quality", Theory and practice of physical culture, No. 7, pp. 61-63.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 29.05.2022
УДК 372.853
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДСТВАМИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ ТЕКСТОВ В КУРСЕ «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ»
Надежда Анатольевна Антонова, аспирант, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, преподаватель, Колледж физической культуры Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск; Ольга Робертовна Шефер, доктор педагогических наук, доцент, Светлана Васильевна Крайнева, кандидат биологических наук, Татьяна Николаевна Лебедева, кандидат педагогических наук, доцент, Елена Николаевна Эрентраут, кандидат педагогических наук, доцент, Юлия Абдулловна Ахкамова, кандидат физико-математических наук, доцент, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск
Аннотация
Дисциплина «Естествознание» в системе среднего профессионального образования включает три самостоятельных и целостных раздела «Физика», «Химия», «Биология». Анализ примерного содержания дисциплины позволяет установить, что оно опирается на межпредметные связи курсов физики и химии, физики и биологии, а также тесной взаимосвязи физики и медицины. В статье выделены принципы отбора учебного материала для осуществления межпредметных связей физики и химико-биологических дисциплин. Анализ сформированности читательской грамотности и взаимосвязи физики и химико-биологических дисциплин у студентов первого курса колледжа физической культуры «УралГУФК» на итоговой аттестации в форме дифференцированного зачета показал, что читательские умения освоены 73,14% студентов.
Ключевые слова: читательская грамотность, естествознание, физика, химия, биология, межпредметные тексты, среднее профессиональное образование, студенты колледжа.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.5.p10-15
FORMATION OF READING LITERACY AMONG STUDENTS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION BY MEANS OF INTERDISCIPLINARY TEXTS IN THE
COURSE "NATURAL SCIENCE"
Nadezhda Anatolyevna Antonova, the post-graduate student, South-Ural State Humanitarian and Pedagogical University, teacher, College of Physical Training, Ural State University of Physical Training, Chelyabinsk; Olga Robertovna Shefer, the doctor of pedagogical sciences, docent, Svetlana Vasilyevna Kraineva, the candidate of biological sciences, Tatyana Niko-laevna Lebedeva, the candidate of pedagogical sciences, docent, Elena Nikolaevna Erentraut, the candidate of pedagogical sciences, docent, Yulia Abdullovna Akhkamova, the candidate of physical and mathematical sciences, docent, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk
Abstract
The discipline "Natural Science" in the system of secondary vocational education includes three independent and integral sections "Physics", "Chemistry", "Biology". The analysis of the approximate content of the discipline allows us to establish that it is based on the interdisciplinary connections of the courses of physics and chemistry, physics and biology, as well as the relationship of physics and medicine. The article highlights the principles of selection of educational material for the implementation of interdisciplinary connections of physics and chemical-biological disciplines. The analysis of the formation of reading literacy and the relationship of physics and chemical-biological disciplines among first-year students of the College of Physical Culture « Ural State University of Physical Culture» at the final certification in the form of a differentiated credit showed that 73.14% of students mastered reading skills.
Keywords: reading literacy, natural science, physics, chemistry, biology, interdisciplinary texts, secondary vocational education, college students.
ВВЕДЕНИЕ
В Челябинском колледже физической культуры ФГБОУ ВО «УралГУФК» у специальности 49.02.02. «Адаптивная физическая культура» реализуется гуманитарный профиль профессионального образования, и дисциплина «Естествознание» изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования с учетом специфики осваиваемой специальности. Это выражается в содержании обучения, количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубине их освоения обучающимися, объеме и характере практических занятий, видах внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Все это обуславливает необходимость повышения читательской грамотности среди студентов колледжа для развития личности, способной быстро ориентироваться в стремительном потоке информации, обдуманно выбирающей методы и способы ее хранения, обработки и передачи, умеющей выдвигать гипотезы и доказывать их опытным путем, способной к взаимодействию с окружающим миром, к непрерывному образованию и дальнейшему развитию.
Проблема повышения читательской грамотности среди школьников, студентов колледжей и вузов, возникшая вначале 90-х годов ХХ века, остается актуальной и в наши дни. Одной из целей государственной программы РФ «Развитие образования» (Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642) является сохранение лидирующих мест в мировом рейтинге читательских способностей. Реализация этой программы опирается на планируемые результаты обучения, заложенные в ФГОС, в том числе в области читательской грамотности.
Характерными чертами читательской грамотности при изучении дисциплины «Естествознание» являются:
- анализ явлений, восприятие и интерпретация естественнонаучной информации;
- готовность самостоятельно добывать новые для себя естественнонаучные знания с использованием для этого доступных источников информации;
- умение использовать различные источники для получения естественнонаучной информации и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач;
- владение понятийным аппаратом естественных наук, позволяющим познавать мир, участвовать в дискуссиях по естественнонаучным вопросам, использовать различные источники информации для подготовки собственных работ, критически относиться к сообщениям СМИ, содержащим научную информацию.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Формирование читательской грамотности возможно при изучении любой дисциплины. Рассмотрим особенности формирования читательской грамотности на примере преподавания интегрированной учебной дисциплины «Естествознание», включающей три самостоятельных и целостных раздела «Физика», «Химия», «Биология», для специальности 49.02.02. «Адаптивная физическая культура» среднего профессионального образования, область профессиональной деятельности которых предполагает адаптивное физическое воспитание детей, подростков и молодежи, отнесенных к специальным медицинским группам и с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях. В процессе реализации содержания учебной дисциплины «Естествознание» необходимо понимать, что изучение раздела «Физика», позволяет обеспечить сфор-мированность понятий и принципов устройства окружающего мира, протыкаемых процессов и явлений в живой и не живой природе. Этот раздел является системообразующим для других разделов дисциплины, поскольку физические законы лежат в основе химико-биологических процессов.
Отбор учебного материала для осуществления межпредметных связей физики, химии, биологии и медицины мы осуществляли на основе следующих принципов:
• материал межпредметного характера по физике, химии, биологии должен отражать изучаемые теории и законы при освоении дисциплины «Естествознание»;
• материал естественнонаучного характера, лежащий в основе примеров, должен быть межпредметным и связан с химико-биологическими дисциплинами, изучаемыми на старших курсах и дальнейшей профессиональной деятельностью студентов;
• материалы межпредметного содержания должны быть доступны для усвоения и не вызывать перегрузки обучающихся;
• материалы межпредметного содержания должны способствовать развитию естественнонаучного мышления и формированию научных представлений об окружающем мире;
• материалы межпредметного содержания должны способствовать конкретизации и обобщению научных понятий, изучаемых в курсе «Естествознания» и других медико-биологических дисциплинах по направлению данной подготовки студентов.
Для успешной реализации вышеобозначенных принципов необходимо, чтобы изучаемый межпредметный учебный материал соответствовал знаниям обучающихся, их
теоретической и практической подготовке, а также соответствовал методам и времени изучения каждой конкретной теме дисциплины «Естествознания». Межпредметный учебный материал не должен быть перегружен узкоспециализированной технологией, незнакомой обучающимся данной возрастной группы и выходящей за рамки общеобразовательных школьных программ по физике и химико-биологическим дисциплинам.
Правильный отбор учебного материала межпредметного характера должен формировать у обучающихся научное мировоззрение, убеждение в объективности характера изучаемых физических понятий и законов, а также убеждения в познаваемости законов природы и возможности использования полученных знаний для преобразования природы. Стоит отметить такую функцию учебного материала межпредметного содержания, как формирования у обучающихся межпредметных ассоциаций, когда изучаемые понятия рассматриваются в комплексе в зависимости от темы и вопросов, формируя межкультурные компетенции и расширяя кругозор обучающихся.
Программа дисциплины «Естествознание» обеспечивает формирование системы научных понятий, что позволяет развить и углубить представление обучающихся о естественнонаучных понятиях. Использование примеров из жизни и спортивного опыта позволяет более качественно закрепить знания и умения [1].
Будущий учитель адаптивной физической культуры должен обладать общими и профессиональными компетенциями, предусмотренными ФГОС СПО по данной специальности.
Для формирования данных компетенций приведем примеры учебных материалов в виде межпредметных текстов, способствующих формированию читательской грамотности с учетом специфики осваиваемой специальности. Приведем пример такого текста.
Кровообращение - физиологический процесс, в своей основе является физическим, так как связан с течением жидкости (гидродинамика), распространением упругих колебаний по сосудам (колебания и волны), механической работы сердца (механика), генерацией биопотенциалов (электричество). Дыхание связано с движением газа (аэродинамика), теплоотдачей (термодинамика), испарением (фазовые превращения).
В организме имеют место молекулярные процессы, которые в итоге определяют поведение биологических систем. Знание физики и химии необходимо для правильной оценки состояния организма, природы некоторых болезней, действия лекарств.
Многие методы диагностики и исследования основаны на использовании физических принципов и идей. Аргументируется это тем, что большая часть современных медицинских приборов, применяемых для диагностики и проведения исследований болезней, являются физическими приборами.
Другим примером текстов межпредметного содержания являются тексты, связанные с историей открытий, устройством и принципом действия физических приборов (термометра, тонометра, микроскопа, стетофонендоскопа, психрометра, динамометра, весов и других приборов).
Несомненный интерес также представляют и тексты, связанные с современными методами медицинских исследований человека и используемые для диагностики и реабилитации спортсменов (метод электрокардиографии, магнитно-резонансной томографии, компьютерная аксиальная томография, рентгенологическое исследования, ультразвуковые исследования). Такие исследования относят к отдельной современной науке - медицинской электронике, которая рассматривает особенности применения электронных систем для решения медико-биологических задач, а также устройство медицинской электронной аппаратуры с точки зрения раскрытия их физической природы.
Интерес для организации обобщения знаний и умений по дисциплине «Естествознание» представляют межпредметные тексты, в основе которых лежит предметная информация по геометрической оптике, колебательным системам, звуковым волнам. Это связано с тем, что профессиональная деятельность будущих учителей адаптивной физи-
ческой культуры напрямую связана с детьми, подростками и молодежью с ограниченными возможностями здоровья (ст. 79 Ф3-273): с нарушениями слуха, зрения, с тяжелыми нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра, с задержкой психического развития, умственной отсталостью и другие.
Примерами тем таких текстов, которые могут быть рассмотрены в обучении являются: «Глаз как оптическая система в физике», «Дефекты зрения и их коррекция», «Близорукость и дальнозоркость», «Основной принцип действия очков», «Конструкция линз для очков», «Строение, функции и особенности органа слуха человека», «Принцип работы слухового аппарата», «Кохлеарная имплантация» и др.
Также интересными для повышения читательской грамотности будут, с нашей точки зрения, межпредметные тексты естественнонаучного содержания, связанные с биохимическими исследованиями внутренних сред организма.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В течение 2020-2021 учебного года при освоении будущими учителями адаптивной физической культуры дисциплины «Естествознание» организовывалась работа с межпредметными текстами, в том числе и профессионального содержания, с целью формирования у обучающихся колледжа физической культуры «УралГУФК», не только предметных, но и метапредметных умений - читательскую грамотность.
Итоговая аттестация, проведенная в форме дифференцированного зачета (июнь 2021 г.), показала, что читательские умения освоили на базовом уровне 73,14% студентов. Базовый уровень предполагает наличие читательской самостоятельности; желание применять в читательской деятельности методы и приемы, освоенные в дисциплине «Естествознание»; пересказывают текст только по наводящим вопросам преподавателя; умеют сформулировать тему произведения, но не идею; анализируют текст естественнонаучного содержания и оценивают свою читательскую деятельность по наводящим вопросам; трудно поддерживать диалог, высказывая оценочные суждения на основе текста.
Сравнение показателей по освоению умений, лежащих в основе читательской грамотности, первокурсниками 2020-2021 учебного года и первокурсников 2019-2020 учебного года (читательские умения осваивались на базовом уровне 60% студентов) свидетельствуют о приросте в 1,2 раза данного вида умения. Но всегда есть обучающиеся, не достигающих базового уровня. Уменьшение процента таких обучающихся мы видим в организации систематической работы с межпредметными текстами при изучении дисциплины «Естествознания».
ВЫВОДЫ
Организация учебного процесса дисциплины «Естествознания», способствующего формированию читательской грамотности, связано с применением достаточного и необходимого количества заданий в виде текстов межпредметного содержания, в том числе и профессиональной направленности. Что требует от преподавателя дисциплины «Естествознания» подбирать и/или разрабатывать соответствующий дидактический материал, осваивать методику формирования читательской грамотности и организовывать образовательный процесс по дисциплине «Естествознания» в свете требования ФГОС СПО.
ЛИТЕРАТУРА
1. Антонова Н.А. Элективный курс «Оптические явления» для обучающихся химико-биологического профиля // Актуальные проблемы развития среднего и высшего образования: XV Межвузовский сборник научных трудов. - Челябинск : Край Ра, 2019. - С. 76-82.
REFERENCES
1. Antonova, N.A. (2019), "Elective course "Optical phenomena" for students of the chemical and biological profile", Actual problems of the development of secondary and higher education: XV Inter-
university collection of scientific papers, Krai Ra, Chelyabinsk, pp. 76-82.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 01.05.2022
УДК 796.03
ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРЕНЕРА НА РЕЗУЛЬТАТЫ СОРЕВНОВАНИЙ РУКОПАШНИКОВ 12-13 ЛЕТ
Татьяна Анатольевна Банку, кандидат педагогических наук, доцент, Школа педагогики, Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток; доцент, Приморская государственная сельскохозяйственная академия, г. Уссурийск; Татьяна Валериевна Пинчук, старший преподаватель, Ольга Викторовна Коротич, преподаватель, Приморская государственная сельскохозяйственная академия, г. Уссурийск
Аннотация
В статье приведены результаты исследования особенностей взаимодействия тренера и спортсменов рукопашников, определен доминирующий стиль управления спортсменами у тренеров по рукопашному бою Уссурийского городского округа в условиях тренировочной работы и соревновательной деятельности, а также выявлено влияние стиля управления тренера на результаты соревнований юных рукопашников 12-13 лет. Целью исследования было проведение анализа особенностей взаимодействия тренера и спортсменов-рукопашников. Научная новизна исследования заключается в практическом определении влияния стиля управления тренеров на результаты соревновательной деятельности рукопашников 12-13 лет. Полученные результаты могут оказать помощь тренеру по рукопашному бою психологически правильно организовать учебно-тренировочный процесс и добиться достижения спортсменами наивысших результатов в соревнованиях.
Ключевые слова: стиль деятельности, результаты соревнований, рукопашный бой, спортсмены 12-13 лет.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.5.p15-18
INFLUENCE OF THE COACH'S ACTIVITY STYLE ON THE RESULTS OF HAND-TO-HAND COMBAT COMPETITIONS FOR 12-13 YEARS
Tatiana Anatolyevna Banku, the candidate ofpedagogical sciences, docent, School of Pedagogy, Far Eastern Federal University, Vladivostok, docent, Primorsky State Agricultural Academy, Ussuriisk; Tatiana Valerievna Pinchuk, the senior teacher, Olga Viktorovna Korotich , the teacher, Primorsky State Agricultural Academy, Ussuriisk
Abstract
The article presents the results of a study of the peculiarities of the interaction between the coach and hand-to-hand athletes, defines the dominant style of management of athletes among the hand-to-hand combat coaches of the Ussuri city district in the conditions of training work and competitive activity, and also reveals the influence of the coach's management style on the results of competitions of young hand -to-hand fighters 12-13 years old. The purpose of the study was to analyze the features of the interaction between the coach and hand-to-hand athletes. The scientific novelty of the research lies in the practical determination of the influence of the coaches' management style on the results of the competitive activity of hand-to-hand fighters aged 12-13 years. The results obtained can help a hand-to-hand combat coach to organize the training process psychologically correctly and achieve the highest results in competitions by athletes.
Keywords: activity style, competition results, hand-to-hand combat, athletes 12-13 years old.
ВВЕДЕНИЕ
Каждое спортивное отделение, спортивная секция в целом являются особым сообществом, где взаимодействуют спортсмены и тренер -преподаватель. От стиля деятель-