Научная статья на тему 'РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫХ СРЕДСТВ ФУТБОЛИСТОВ СТУДЕНЧЕСКИХ КОМАНД ПО ЗОНАМ ОТНОСИТЕЛЬНОЙ МОЩНОСТИ НА ОСНОВЕ ИНДЕКСА ПУЛЬСОВОГО НАКОПЛЕНИЯ ДОЛГА'

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫХ СРЕДСТВ ФУТБОЛИСТОВ СТУДЕНЧЕСКИХ КОМАНД ПО ЗОНАМ ОТНОСИТЕЛЬНОЙ МОЩНОСТИ НА ОСНОВЕ ИНДЕКСА ПУЛЬСОВОГО НАКОПЛЕНИЯ ДОЛГА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
43
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ-ФУТБОЛИСТЫ / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА / ИНДЕКС НАКОПЛЕНИЯ ПУЛЬСОВОГО ДОЛГА / СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ И ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Аленуров Эльдар Асафович, Комаров Михаил Никоно-рович, Доронцев Александр Викторович, Старостин Сергей Дмитриевич

В статье классифицировались тренировочные средства футболистов студенческих команд по зонам относительной мощности. Цель исследования - повысить эффективность тренировочного процесса футболистов на основе рационального распределения тренировочных средств по зонам относительной мощности. Методика и организация исследования. Показатели физической и технико-тактической подготовленности определялись с использованием стандартных методик. Зоны относительной мощности выявлялись по величине показателя индекса накопления пульсового долга. В исследовании принимали участие 46 футболистов студенческих команд и 15 тренеров по футболу. Результаты исследования свидетельствовали о высокой эффективности структурирования тренировочных нагрузок по зонам относительной мощности у футболистов на основе определения индекса пульсового накопления долга, что обеспечило более высокий уровень их физической и технической подготовленности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Аленуров Эльдар Асафович, Комаров Михаил Никоно-рович, Доронцев Александр Викторович, Старостин Сергей Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING EQUIPMENT DISTRIBUTION OF STUDENT TEAMS FOOTBALL PLAYERS BY RELATIVE CAPACITY ZONES BASED ON THE PULSE DEBT ACCUMULATION INDEX

The article classified the training facilities of football players of student teams according to the zones of relative power. The purpose of the study was to increase the efficiency of the training process of football players based on the rational distribution of training facilities over zones of relative power. Methodology and organization of the study. Indicators of physical and technical-tactical readiness were determined using standard methods. Relative power zones were identified by the value of the pulse debt accumulation index. The study involved 46 football players of student teams and 15 football coaches. The results of the study testified to the high efficiency of training loads structuring by zones of relative power among football players based on the determination of the pulse debt accumulation index, which ensured a higher level of their physical and technical fitness.

Текст научной работы на тему «РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫХ СРЕДСТВ ФУТБОЛИСТОВ СТУДЕНЧЕСКИХ КОМАНД ПО ЗОНАМ ОТНОСИТЕЛЬНОЙ МОЩНОСТИ НА ОСНОВЕ ИНДЕКСА ПУЛЬСОВОГО НАКОПЛЕНИЯ ДОЛГА»

2. Ratanova, T.A. and Shlyakhta. N.F. (2008), Psychodiagnostics methods of studying personality, Flint : Moscow Psychological and Social Institute, Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 25.05.2022

УДК 796.332:378

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫХ СРЕДСТВ ФУТБОЛИСТОВ СТУДЕНЧЕСКИХ КОМАНД ПО ЗОНАМ ОТНОСИТЕЛЬНОЙ МОЩНОСТИ НА ОСНОВЕ ИНДЕКСА ПУЛЬСОВОГО НАКОПЛЕНИЯ ДОЛГА

Эльдар Асафович Аленуров, кандидат социологических наук, доцент, Михаил Никоно-рович Комаров, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный социальный университет, г. Москва; Александр Викторович Доронцев, кандидат педагогических наук, доцент, Астраханский государственный медицинский университет, Астрахань; Сергей Дмитриевич Старостин, преподаватель, Московский архитектурный институт, Москва

Аннотация

В статье классифицировались тренировочные средства футболистов студенческих команд по зонам относительной мощности. Цель исследования - повысить эффективность тренировочного процесса футболистов на основе рационального распределения тренировочных средств по зонам относительной мощности. Методика и организация исследования. Показатели физической и технико-тактической подготовленности определялись с использованием стандартных методик. Зоны относительной мощности выявлялись по величине показателя индекса накопления пульсового долга. В исследовании принимали участие 46 футболистов студенческих команд и 15 тренеров по футболу Результаты исследования свидетельствовали о высокой эффективности структурирования тренировочных нагрузок по зонам относительной мощности у футболистов на основе определения индекса пульсового накопления долга, что обеспечило более высокий уровень их физической и технической подготовленности

Ключевые слова: студенты-футболисты, физические упражнения, физическая нагрузка, индекс накопления пульсового долга, соревновательная деятельность, физическая и техническая подготовленность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.5.p7-10

TRAINING EQUIPMENT DISTRIBUTION OF STUDENT TEAMS FOOTBALL PLAYERS BY RELATIVE CAPACITY ZONES BASED ON THE PULSE DEBT

ACCUMULATION INDEX

Eldar Asafovich Alenurov, the candidate of social science, senior lecturer, Mikhail Niko-norovich Komarov, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, Russian State Social University, Moscow; Alexander Viktorovich Dorontsev, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, Astrakhan State Medical University, Astrakhan; Sergey Dmitrievich Starostin, teacher, Moscow Institute of Architecture, Moscow

Abstract

The article classified the training facilities of football players of student teams according to the zones of relative power. The purpose of the study was to increase the efficiency of the training process of football players based on the rational distribution of training facilities over zones of relative power. Methodology and organization of the study. Indicators of physical and technical-tactical readiness were determined using standard methods. Relative power zones were identified by the value of the pulse debt accumulation index. The study involved 46 football players of student teams and 15 football coaches. The results of the study testified to the high efficiency of training loads structuring by zones of relative power among football players based on the determination of the pulse debt accumulation index, which ensured a

higher level of their physical and technical fitness.

Keywords: football students, physical exercises, physical activity, pulse debt accumulation index, competitive activity, physical and technical readiness.

ВВЕДЕНИЕ

Оптимальное распределение тренировочных средств по зонам относительной мощности - важное условие успешности подготовки футболистов, повышение эффективности их тренировочного процесса [1, 4, 6]. Если в упражнениях циклического характера информативным критерием определения зоны относительной мощности является ЧСС, то в упражнениях ациклического характера данная закономерность в тренировочном процессе футболистов не проявляется [2, 3, 5, 7]. Это оказывает негативное влияние на эффективность управления процессом их подготовки.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Показатели физической и технико-тактической подготовленности определялись с использованием стандартных методик. Зоны относительной мощности выявлялись величине показателя индекса накопления пульсового долга. В исследовании принимали участие 46 футболистов студенческих команд и 15 тренеров по футболу города Москва.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Нами опрашивались 15 тренеров, которые работают с футболистами студенческих команд вузов. Стаж их педагогической работы по специальности варьировал от 3 до 20 лет, а возраст анкетируемых - от 26 до 52 лет. Большинство (86,6%) тренеров классифицировали тренировочные нагрузки в футболе по показателям пульса, 6,7% респондентов использовали характеристики частоты сердечных сокращений избирательно, только в беговых упражнениях циклического характера, а 6,7% тренеров полагались на свой опыт, выбирая величину тренировочной нагрузки для своих учеников. Около половины (46,6%) обследуемых тренеров фиксировали показатели частоты сердечных сокращений за 10 секунд после выполнения упражнения. Другие (40,0%) специалисты определяли показатель частоты сердечных сокращений за шесть секунд, умножая его на 10, а остальные (13,4%) тренеры использовали временной отрезок 15 секунд, соответственно умножая полученный показатель на четыре.

Результаты опроса специалистов футбола свидетельствовали о том, что их мнения часто не совпадали при определении принадлежности специальных упражнений к той или иной зоне относительной мощности. Мы использовали индекс накопления пульсового долга (ИНПД), который характеризовал интенсивность физической нагрузки как циклического, так и ациклического характера.

На основе экспериментальных данных нами были выявлены основные специальные двигательные задания, которые тренеры наиболее часто применяли в подготовке футболистов студенческих команд. По нашим данным, в тренировочном процессе студентов-футболистов, большинство специальных физических упражнений находятся в зоне большой относительной мощности.

Методически правильно подобранные физические нагрузки футболистов студенческих команд являются основной для повышения эффективности их подготовки и физической работоспособности, результативности соревновательной деятельности. Взаимосвязь между физическим состоянием и величиной выполняемой физической нагрузки -важное условие для рационального планирования тренировочного процесса студенческих футбольных команд.

Нами на основе анализа литературных данных и собственных предварительных исследований были разработаны два варианта тренировочных программ подготовки футболистов студенческих команд. Тренировочные нагрузки футболистов контрольной и

экспериментальной групп соответствовали требованиям вузовской учебной программы по физической культуре. В этих группах была приблизительно одинаковая специфика распределения тренировочных средств по зонам относительной мощности (максимальная

- 5,0%; субмаксимальная - 20,0%; большая - 55,0%; умеренная - 20,0%), специфическая (60,0%) и неспецифическая (40,0%) физическая нагрузка. В структуре специальных средств спортивной подготовки нами отдавалось предпочтение упражнениям технико-тактической направленности (55,0% времени), а в структуре неспецифических средств -кроссовой подготовке (31,0%).

Экспериментальный фактор состоял в точности определения зоны относительной мощности для каждого специального физического упражнения за счет способа оценивания физических нагрузок (контрольная группа - по показателям ЧСС, экспериментальная

- индекса накопления пульсового долга).

Анализ показателей физической подготовленности свидетельствовал о том, что у футболистов экспериментальной группы выявлен более существенный прирост данных характеристик: достоверно изменились результаты прыжка вверх с места (11,6%, р<0,01), челночного бега 7x50 м (4,0%, р<0,01), бега на 3000 м (5,6%, р<0,05) бега на 60 м (3,6%, р<0,05). В контрольной группе показатели физической подготовленности также изменились, но они проявились менее выраженно: существенно улучшились только результаты прыжка в длину с места (7,7%, р<0,05) и челночного бега 7x50 м (3,0%, р<0,05).

Результаты исследования свидетельствовали о более высокой точности структурирования тренировочных нагрузок по зонам относительной мощности у футболистов экспериментальной группы, что обеспечило более высокий уровень физической подготовленности в конечном обследовании у данного контингента обследуемых.

Анализ результатов 15 официальных футбольных матчей студенческих команд показал существенное различие как количественных, так и качественных показателей игровой деятельности спортсменов обеих групп. Футболисты экспериментальной группы существенно превосходили спортсменов контрольной группы по количеству технико -тактических действий (ТТД), выполняемых на низкой и средней скорости передвижения (3,9%, р<0,05), на высокой скорости (5,7%, р<0,05) и в борьбе с соперником (6,6%, р<0,05), набрали больше очков в первенстве вуза по футболу.

Нами также выявлены и различия показателей, характеризующих процент брака при выполнении технико-тактических действий. Особенно выраженное преимущество футболистов экспериментальной группы проявлялось при выполнении технико-тактических двигательных действий на высокой скорости и в борьбе с соперником.

ВЫВОДЫ

Распределение тренировочных средств по футболу по зонам относительной мощности с помощью индекса накопления пульсового долга обеспечивает более высокий суммарный тренировочный эффект по развитию физических способностей, технико -тактической подготовленности и повышает результативность футболистов студенческих команд.

ЛИТЕРАТУРА

1. Двигательная активность футболистов студенческих команд различного игрового амплуа /Э.А. Аленуров, В.А. Писарев., С.И. Семибратов, А.О. Звездова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 3 (193). - С. 30-34.

2. Карпов В.Ю. Содержание технической подготовки спортсменов в игровых видах спорта / В.Ю. Карпов, Р.Е. Петрунин, А.В. Родин / /Вестник Сочинского государственного университета туризма и курортного дела. - 2011. - № 4 (18). - С. 271-273.

3. Мониторинг физического состояния студентов психолого-педагогического вуза / А.С. Болдов, А.В. Гусев, В.Ю. Карпов, Ф.Р. Сибгатулина, Е.В. Ногина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - N0. 10 (164). - С. 43-52.

4. Особенности применения копинг-стратегий в любительском футболе / А.С. Болдов,

A.В. Гусев, В.И. Шарагин [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 12(166). - С. 322-326.

5. Особенности физического состояния футболистов различного игрового амплуа студенческих команд / Э.А. Аленуров, М.В. Еремин, А.Н. Лутков, С.В. Першиков // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 8. - С. 81-82.

6. Особенности физического развития, физической подготовленности и психомоторных функций у студентов занимающихся футболом / Э.А. Аленуров, О.Г. Рысакова, Е.С. Куманцова,

B.И. Шарагин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 4(206). - С. 10-14.

7. Повышение качества учебного процесса по физической культуре на основе обучения технике двигательных действий / В.А. Кудинова, В.Ю. Карпов, А.С. Болдов, Н.Н. Маринина // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 7. - С. 61-63.

REFERENCES

1. Alenurov, E.A., Pisarev, VA., Semibratov, S.I. and Zvezdova, A.O. (2021), "Motor activity of football players of student teams of various playing roles", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 193, No. 3, pp. 30-34.

2. Karpov, V.Yu., Petrunin, R.E. and Rodin, A.V. (2011), "The content of the technical training of athletes in team sports", Bulletin of Sochi State University of Tourism and Resort Business, Vol. 18, No.4, pp.271-273.

3. Boldov A.S., Gusev A.V., Karpov V.Yu., Sibgatulina F.R. and Nogina E.V (2018), "Physical condition monitoring of psychology and pedagogical higher education institution's student", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 164, No. 10, pp. 43-52.

4. Boldov, A.S., Gusev, A.V., Sharagin, VI., Kalinin, A.D. and Komarov, M.N. (2018), "Features of application of coping strategies in amateur football", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 166, No. 12, pp. 322-326.

5. Alenurov, E.A., Eremin, M.V, Lutkov, A.N. and Pershikov, S.V (2021), "University footballers' game-position-specific physical fitness and physical development tests and analysis", Theory and Practice of Physical Culture, No.8, pp.18-20.

6. Alenurov, E.A., Rysakova, O.G., Kumantsova, E.S. and Sharagin, V.I. (2022), "Features of physical development, physical fitness and psychomotor functions of students engaged at football classes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 206, No. 4, pp. 10-14.

7. Kudinova, V.A., Karpov, V.Yu., Boldov, A.S. and Marinina, N.N. (2021) "Motor skills training model to improve schools' physical education service quality", Theory and practice of physical culture, No. 7, pp. 61-63.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 29.05.2022

УДК 372.853

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДСТВАМИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ ТЕКСТОВ В КУРСЕ «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ»

Надежда Анатольевна Антонова, аспирант, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, преподаватель, Колледж физической культуры Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск; Ольга Робертовна Шефер, доктор педагогических наук, доцент, Светлана Васильевна Крайнева, кандидат биологических наук, Татьяна Николаевна Лебедева, кандидат педагогических наук, доцент, Елена Николаевна Эрентраут, кандидат педагогических наук, доцент, Юлия Абдулловна Ахкамова, кандидат физико-математических наук, доцент, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.