мы, используются упражнения циклического характера, такие как бег на различные спринтерские дистанции, катание на коньках, езда на велосипеде, использование круговой тренировки с применением упражнений на скорость и взрывную силу. Основными требованиями к круговой тренировке являются выполнение упражнений проводимых в зонах высокой и средней производительности, продолжительностью 30-45 минут, при полном привлечении как крупных, так и более мелких групп мышц. Прыжки в длину с места, в высоту и через скакалку, можно включить как один из этапов круговой тренировки. Альтернативой могут служить прыжки через гимнастическую скамейку на одной или двух ногах.
ВЫВОДЫ
В основу методики совершенствования скоростно-силовой направленности, предложены упражнения аэробного и анаэробного характера. Учитывая специфику подготовки студентов-медиков, разработан учебный модуль «легкая атлетика». На базе элективных курсов по физической культуре и общефизической подготовки, предлагается использовать интервальный метод, который включает упражнения с регулярной и переменной нагрузкой, строго управляемые и запланированные периоды восстановления (время отдыха между упражнениями составляет 30 сек.-2 минут). Таким образом, тренировочный эффект будет иметь место не только во время выполнения тренировочных нагрузок, но и в период релаксации.
Методом круговой тренировки для развития быстроты и прыгучести, пользуются многие ведущие сборные команды по лёгкой атлетике. Метод включает в себя выполнение упражнений с участием различных групп мышц и функциональных систем в соответствии с типом непрерывной или интервальной работы. Спортсмен выполняет до 10 упражнений на «станциях», проходя их по 1-3 раза, в зависимости от уровня подготовки. Применяя один или несколько других методов для тренировки, каждый раз определяется направление нагрузки для развития заявленного качества, в данном случае - быстроты и прыгучести.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 01.05.2022
УДК 796.332
ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ФУТБОЛИСТОВ СТУДЕНЧЕСКИХ КОМАНД В ВЕРОЯТНОСТНЫХ УСЛОВИЯХ
Михаил Никонорович Комаров, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный социальный университет, Москва
Аннотация
Цель работы - разработать наборы специальных тренировочных средств футболистов в вероятностных условиях для повышения эффективности их соревновательной деятельности. Методика и организация исследования. В работе использовались традиционные способы определения показателей физической и технической подготовленности футболистов. Исследование проводилось в период 2020-2021 учебный год, принимало участие 31 футболист студенческой команды РГСУ, проанализированы 24 технических протоколов футбольных матчей. Результаты исследования и их обсуждение. Для футболистов экспериментальной группы характерна более высокая эффективность выполнения специальных двигательных действий, они существенно превосходили соперников по уровню двигательной активности, результативности выполнения двигательных действий. При анализе игровой деятельности футболистов экспериментальной группы обращала на себя внимание сбалансированность их показателей сформированности двигательных действий: технико-тактические приемы выполняли в основном быстро и точно, допускали меньше грубых ошибок в
процессе игры. Вывод. Уровень сформированности двигательных действий в вероятностных условиях оказывает существенное влияние на эффективность показателей соревновательной деятельности футболистов студенческих команд.
Ключевые слова: студенты-футболисты, физические упражнения, двигательные действия, вероятностные условия, физическая и техническая подготовленность, соревновательная деятельность.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.5.p210-214
. FORMATION OF STUDENT TEAMS FOOTBALL PLAYERS' MOTOR ACTIONS AT PROBABILISTIC CONDITIONS
Mikhail Nikonorovich Komarov, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, Russian State Social University, Moscow
Abstract
The purpose of the study was to develop sets of special training facilities for football players in probabilistic conditions to increase the effectiveness of their competitive activities. Methodology and organization of the study. The work used traditional methods for determining the indicators of physical and technical fitness of football players. The study was conducted during the 2020-2021 academic year, 31 football players of the RSSU student team took part, 24 technical protocols of football matches were analyzed. Results of the study and their discussion. The football players of the experimental group are characterized by a higher efficiency of performing special motor actions, they significantly surpassed their rivals in terms of the level of motor activity, the effectiveness of motor actions. When analyzing the game activity of the football players of the experimental group, attention was drawn to the balance of their indicators of the formation of motor actions: technical and tactical techniques were performed mostly quickly and accurately, they made fewer gross mistakes during the game. Conclusions. The level of formation of motor actions in probabilistic conditions has a significant impact on the effectiveness of indicators of competitive activity of football players of student teams.
Keywords: football students, physical exercises, motor actions, probabilistic conditions, physical and technical readiness, competitive activity.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время формирование специальных двигательных действий у футболистов студенческих команд в основном происходит в стандартных условиях [2, 4, 7]. Это обусловливает большое количество технических ошибок в игре, низкую эффективность игровой деятельности команд [1, 3, 5, 6]. Не разработанность методики формирования специальных двигательных действий футболистов студенческих команд вузов в вероятностных условиях и обусловливает актуальность данного исследования.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Нами проверялась возможность формирования двигательных действий у футболистов студенческой команды вуза, целенаправленно используя различные тренировочные средства в вероятностных условиях. В тренировочном процессе спортсменов экспериментальной группы использовались физические упражнения в вероятностных условиях, посредством увеличения количества альтернатив выполнения специальных двигательных действий, изменения пауз отдыха между упражнениями, ускорения и замедления движения.
Для развития координационных способностей физические упражнения имели следующие особенности:
- повышалась сложность специальных двигательных действий с включением новых элементов;
- использовалось многообразие форм выполнения специальных движений футболиста;
- применялась неожиданность решений двигательных задач.
Основные задачи:
- формирование способности дифференцировать параметры специальных двигательных действий;
- формирование точности выполнения движения;
- овладение навыками резко контрастных способов выполнения специального упражнения;
- формирование навыков одновременного выполнения движений руками, ногами, головой и туловищем с разной скоростью.
Для совершенствования быстроты специальных двигательных действий использовались следующие упражнения:
- жонглирование мячом с постоянным изменением темпа и направления движения;
- отбор мяча по сигналу;
- удары мячом по воротам на точность и быстроту, постепенно изменяя силу удара, направление полета мяча, расстояние до ворот;
- игра 1х1 с изменением размеров площадки.
Нами использовались следующие упражнения в вероятностных условиях:
- передачи мяча с изменением расстояния, направления передачи, точности передачи на ход по заданию;
- удары по воротам на точность по заданию (после ведения с различной скоростью передвижения);
- передачи мяча с учетом конкретной игровой ситуации;
- приоритет ведения или передачи мяча в конкретной игровой ситуации;
- ведение мяча с изменением направления движения с различной скоростью передвижения;
- штрафные удары по воротам с различной скоростью разбега;
- перехват мяча после длиной передачи;
- перехват мяча после короткой передачи;
- передачи мяча с контрастными заданиями;
- передачи мяча с подвижной площадки.
Футболисты контрольной группы применяли традиционную методику спортивной подготовки, в основном используя специальные двигательные
действия в стандартных условиях.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В процессе проведения педагогического эксперимента проверялась эффективность методики формирования двигательных действий у футболистов -студентов вузов в вероятностных условиях.
В начальном обследовании показатели физической подготовленности существенно не различались, а вот за период исследования выявлены уже различные приросты данных показателей: прыжок в длину с места (контрольная - 4,9%, р<0,05; экспериментальная -5,5%, р<0,05), дальность удара мяча (контрольная - 4,6%, р<0,05; экспериментальная -7,3%, р<0,01), бег на 3000 м (контрольная - 4,0%, р<0,05; экспериментальная - 5,9%, р<0,05), челночный бег 3х10 м (экспериментальная - 6,8%, р<0,05).
Следовательно, нами выявлено некоторое преимущество футболистов экспериментальной группы по уровням развития физических способностей, которое обусловлено, на наш взгляд, прежде всего, более высоким уровнем развития координационных способностей.
Нами было проанализировано 24 технических протоколов футбольных матчей, сыгранных данным контингентом обследуемых, на основе которых учитывалась резуль-
тативность их соревновательной деятельности.
Игроки экспериментальной группы имели преимущество над соперником по показателям борьбы за мяч после навесной передачи, демонстрируют более высокий процент точных длинных (69,4%) и коротких (81,5%) передач. Игроки этой команды выполняли штрафные удары точнее (76,5%). Данные показатели игроков контрольной группы менее выражены: точность коротких передач составила 71,9%, длинных передач - 61,3%, штрафных ударов - 60,1%.
При анализе игровой деятельности футболистов экспериментальной группы обращала на себя внимание сбалансированность их показателей сформированности двигательных действий: технико-тактические приемы они выполняли в основном быстро и точно, допускали меньше грубых ошибок в процессе игры. Эффективность реализации штрафных ударов у футболистов экспериментальной группы выше (8,3%), чем у игроков контрольной (6,8%). По нашим данным, более высокую точность и результативность штрафных ударов игроки экспериментальной и контрольной групп выполняли во второй половине первого тайма.
У футболистов контрольной группы ошибки при выполнении технических действий чаще всего были выявлены при ведении и передачах мяча, а у игроков экспериментальной группы - при обыгрывании соперника во время скоростного ведения мяча.
У спортсменов экспериментальной группы отмечалось существенное увеличение (9,0%, р<0,05) количества коротких и средних передач мяча (конечное обследование). Увеличение их количества обусловлено прежде всего достоверным увеличением числа передач мяча «на ход» (8,2%, р<0,05). Вместе с тем, количество длинных передач мяча за анализируемый период изменилось незначительно (4,1%, р>0,05).
У футболистов экспериментальной группы существенно увеличилось количества быстрых прорывов (5,7%, р<0,05), прострельных и навесных передач мяча (12,9%, р<0,05), обводок соперника (7,6%, р<0,05), отбора (9,6%, р<0,05) и перехвата мяча (5,2%, р<0,05), количество передач мяча головой (7,4%, р<0,05) и ударов ногами по воротам (6,9%, р<0,05). У футболистов контрольной группы достоверно увеличилось лишь количество передач мяча головой (6,3%, р<0,05).
Нами анализировалась взаимосвязь показателей физической и технической подготовленности футболистов студенческих команд. В конечном обследовании у спортсменов экспериментальной группы между данными показателями выявлено 16 достоверных взаимосвязей (начальное обследование - 10 взаимосвязей) из 50 возможных. Наиболее существенно (конечное обследование) у них коррелировали результаты челночного бега 3х10 м с характеристиками «слалома» с ведением мяча 3х30 м (r=0,717) и показателями передачи мяча на точность (r=0,606). Результаты бега на 15 м с высокого старта взаимосвязаны с характеристиками «слалома» с ведением мяча 3х30 м (r=0,646) и количеством точных передач мяча в игре (r=-0,604). Результаты прыжка вверх с места взаимосвязаны с количеством точных передач мяча в игре (r=0,714), а показатели челночного бега 3х10 м -с характеристиками точности выполнения 11-метровых ударов по воротам (r=-0,650) и точности штрафных ударов по воротам (r=-0,604).
У футболистов контрольной группы в конечном обследовании выявлено 13 достоверных взаимосвязей между показателями их физической и технической подготовленности. Наиболее значимо у них коррелировали результаты бега на 15 м с высокого старта с характеристиками «слалома» с ведением мяча 3*30 м (r=0,672), количеством точных передач мяча в игре (r=-0,624).
ВЫВОДЫ
Уровень сформированности специальных двигательных действий в вероятностных условиях оказывает существенное влияние на эффективность показателей соревновательной деятельности футболистов студенческих команд, увеличивает количество досто-
верных взаимосвязей между анализируемыми характеристиками физической и технической подготовленности. Это обеспечивает более высокий уровень физической подготовленности футболистов, на котором возможно более успешно реализовать сформированные новые их технические возможности в условиях игровой деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Двигательная активность футболистов студенческих команд различного игрового амплуа /Э.А. Аленуров, В.А. Писарев., С.И. Семибратов, А.О. Звездова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 3 (193). - С. 30-34.
2. Карпов В.Ю. Содержание технической подготовки спортсменов в игровых видах спорта / В.Ю. Карпов, Р.Е. Петрунин, А.В. Родин / /Вестник Сочинского государственного университета туризма и курортного дела. - 2011. - № 4 (18). - С. 271-273.
3. Мониторинг физического состояния студентов психолого-педагогического вуза / А.С. Болдов, А.В. Гусев, В.Ю. Карпов, Ф.Р. Сибгатулина, Е.В. Ногина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - No. 10 (164). - С. 43-52.
4. Особенности применения копинг-стратегий в любительском футболе / А.С. Болдов,
A.В. Гусев, В.И. Шарагин [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 12(166). - С. 322-326.
5. Особенности физического состояния футболистов различного игрового амплуа студенческих команд / Э.А. Аленуров, М.В. Еремин, А.Н. Лутков, С.В. Першиков // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 8. - С. 81-82.
6. Особенности физического развития, физической подготовленности и психомоторных функций у студентов занимающихся футболом / Э.А. Аленуров, О.Г. Рысакова, Е.С. Куманцова,
B.И. Шарагин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 4(206). - С. 10-14.
7. Повышение качества учебного процесса по физической культуре на основе обучения технике двигательных действий / В.А. Кудинова, В.Ю. Карпов, А.С. Болдов, Н.Н. Маринина // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 7. - С. 61-63.
REFERENCES
1. Alenurov, E.A., Pisarev, VA., Semibratov, S.I. and Zvezdova, A.O. (2021), "Motor activity of football players of student teams of various playing roles", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 193, No. 3, pp. 30-34.
2. Karpov, V.Yu., Petrunin, R.E. and Rodin, A.V. (2011), "The content of the technical training of athletes in team sports", Bulletin of Sochi State University of Tourism and Resort Business, Vol.18, No.4, pp.271-273.
3. Boldov A.S., Gusev A.V., Karpov V.Yu., Sibgatulina F.R. and Nogina E.V (2018), "Physical condition monitoring of psychology and pedagogical higher education institution's student", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 164, No. 10, pp. 43-52.
4. Boldov, A.S., Gusev, A.V., Sharagin, VI., Kalinin, A.D. and Komarov, M.N. (2018), "Features of application of coping strategies in amateur football", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 166, No. 12, pp. 322-326.
5. Alenurov, E.A., Eremin, M.V, Lutkov, A.N. and Pershikov, S.V (2021), "University footballers' game-position-specific physical fitness and physical development tests and analysis", Theory and Practice of Physical Culture, No.8, pp.18-20.
6. Alenurov, E.A., Rysakova, O.G., Kumantsova, E.S. and Sharagin, V.I. (2022), "Features of physical development, physical fitness and psychomotor functions of students engaged at football classes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 206, No. 4, pp. 10-14.
7. Kudinova, V.A., Karpov, V.Yu., Boldov, A.S. and Marinina, N.N. (2021) "Motor skills training model to improve schools' physical education service quality", Theory and practice of physical culture, No. 7, pp. 61-63.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 29.05.2022