6. Састамойнен Т.В. Проблема оздоровления человека в XXI веке / Т.В. Састамойнен // Актуальные проблемы здоровья и физической культуры. - 2014. - № 1. - С. 11-14.
7. Саяпина С.Г. Актуальные проблемы исследований в области физической культуры и спорта / С.Г. Саяпина // Форум молодых ученых / РЭУ им. Г.В. Плеханова, Кемеровский институт (филиал). - Кемерово, 2017. - С. 162-167.
REFERENCES
1. Artamonova, L.L. (2010), Therapeutic and adaptive-improving physical culture: a textbook for university students studying in the specialty physical culture, Vlados-prees, Moscow.
2. Balakin, Yu.P. (2015), "Health-improving running as an effective means in health-improving and adaptive physical culture", Human health, theory and methodology of physical culture and sports, No. 1, pp. 108-110.
3. Baranov, VN. and Shustin, B.N. (2016), "Main directions of scientific research in the field of physical culture and sports", Topical issues of psychology, pedagogy and education: collection of articles. scientific. tr. following the results of the III international scientific-practical conferences, Issue. 3, pp. 88-90.
4. Kalmykov, S.V. (2004), Competitive activity in wrestling, Publishing House of the Buryat University, Ulan-Ude.
5. Klimov, O.E. (2017), General principles of teaching techniques for hand-to-hand combat, Mogilev State University named after A.A. Kuleshov, Mogilev.
6. Sastamoinen, T. V. (2014), "The problem of human health improvement in the XXI century", Actual problems of health and physical culture, No. 1, pp. 11-14.
7. Sayapina, S.G. (2017), "Actual problems of research in the field of physical culture and sports", Plekhanov Russian University of Economics Kemerovo Institute (branch). Forum of Young Scientists, pp. 162-167.
Контактная информация: alexmuravjev@mail.ru, shekalov071083@mail.ru
Статья поступила в редакцию 07.02.2022
УДК 377.131.11
КОНВЕРГЕНТНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ПОДХОДА В КОЛЛЕДЖЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Елена Александровна Орлик, преподаватель, Челябинский колледж физической культуры Уральского государственного университета физической культуры, г. Челябинск; Александр Олегович Белоусов, директор, Лицей №142, г. Челябинск; Михаил Владимирович Габов, кандидат педагогических наук, доцент, Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск; Светлана Васильевна Крайнева, кандидат биологических наук, Ольга Робертовна Шефер доктор педагогических наук, доцент, Татьяна Николаевна Лебедева, кандидат педагогических наук, доцент, ЮжноУральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск
Аннотация
Настоящее время характеризуется напряженной ситуацией с повышением мотивации и уровня образованности студентов средних профессиональных учебных заведений. Проблема решения возможна при активном внедрении конвергентного подхода для формирования междисциплинарной образовательной среды. Использование идей конвергентного образования в подготовке специалистов в области физической культуры и спорта поможет повысить сформированность компетентности у подрастающего поколения молодежи, формировании метапредметных знаний и позволит перейти на качественно новый уровень для успешной социализации подрастающего поколения в мире будущего. Наличие знаний и понимания важности формирования знаний по физике и математике на всех этапах образования от школы до высшего заведения позволит сформировать компетентностного специалиста в области физической культуры.
Ключевые слова: межпредметные связи, интеграция, физика, математика, профессиональные компетенции, интегрированные занятия, профессиональное образование.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.2.p326-330
CONVERGENT LEARNING AS A MEANS OF IMPLEMENTING META-SUBJECT APPROACH IN THE COLLEGE OF PHYSICAL CULTURE
Elena Alexandrovna Orlik, the teacher, Chelyabinsk College of Physical Culture of the Ural State University of Physical Culture; Alexander Olegovich Belousov, the director, Lyceum No. 142, Chelyabinsk; Mikhail Vladimirovich Gabov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk, Svetlana Vasilyevna Kraineva, the candidate of biological sciences, Olga Robertovna Shefer, the doctor ofpedagogical sciences, senior lecturer, Tatyana Nikolaevna Lebedeva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk
Abstract
The present time is characterized with the tense situation and increase in the motivation and level of education of students of secondary vocational schools. The problem of solution is possible with the active implementation of the convergent approach for the formation of the interdisciplinary educational environment. The use of the ideas of convergent education in the training of specialists in the field of physical culture and sports will help increase the formation of competence in the younger generation of young people, the formation of meta-subject knowledge and will allow moving to the qualitatively new level for the successful socialization of the younger generation in the world of the future. The presence of knowledge and understanding of the importance of the formation of knowledge in physics and mathematics at all stages of education from school to higher education will allow the formation of the competence specialist in the field of physical culture.
Keywords: interdisciplinary connections, integration, physics, mathematics, professional competencies, integrated classes, vocational education.
ВВЕДЕНИЕ
Качество подготовки современного специалиста определяется его профессиональной компетентностью, которая формируется на основе сочетания знаний, умений, способностей, ценностей и мотиваций, необходимых для успешной профессиональной деятельности [2]. Усиление профессиональной направленности среднего профессионального образования - общеевропейская тенденция, которая оценивает именно профессиональную компетенцию специалистов, а не оконченный курс обучения или потенциальную способность к работе. Все это создает основу для получения качественного профессионального образования, обеспечения конкурентоспособности будущих специалистов в различных профессиональных конкурсах, таких как JuniorSkills, WorldSkills, Абилим-пикс, а также для будущей профессиональной карьеры [8].
Успешное развитие системы начального профессионального образования связано с реализацией проекта «Готов к учебе, жизни и труду» за счет конвергентно ориентированных основных образовательных и дополнительных профессиональных программ, позволяющих полностью переходить от предметно-содержательного метода изложения материала к широкому внедрению конвергентного подхода в обучении. Все это успешно готовит обучающихся к успешной социализации и выстраиванию своей профессиональной карьеры.
Конвергентный подход, возникший во второй половине XX века, трактуется многими исследователями как методология стирания междисциплинарных границ между научным и технологическим знанием [1, 5]. Взяв научный подход в каждой отдельной области (психологии, медицине, физике, астрономии и пр.) в качестве базиса и современные информационные технологии, возможно получить новый продукт человеческой деятельности, который будет учитывать современное состояние изучении проблемы в
многообразии среды обитания и раскрывать новые свойства изучаемых процессов и явлений [3].
Изучая конвергенцию в образовании, Т. С. Фещенко и Л. А. Шестакова приходят к выводу о необходимости построения целостных учебных дисциплин, в которых будут интегрированы научные знания и технологические достижения на основе фундаментальных закономерностей развития естественных наук и КШС-технологий (нанотехнологий, биотехнологии, информационных и когнитивных технологий) [7].
Ключевыми принципами конвергентного образования, показывающих его отличие от других способов обучения,0 являются, во-первых, междисциплинарный синтез естественнонаучного (и гуманитарного) знания, позволяющий на основе синергии наук исследовать объект в многообразии его форм и видов [4]. Во-вторых, - переориентация учебной деятельности с познавательной на проективно-конструктивную, что сегодня заложено в стандартах образования (деятельностный подход в обучении) [6]. И, как следствие, в-третьих, использование конструирования при создании моделей познания. Учитывая, что многие проекты основаны на применении разных областей, то необходимо вовлекать обучающихся в сетевую коллаборацию для обмена мнениями. Также конвергентное обучение строится не на изучении отдельного предмета, а различных видов деятельности. Получение надпредметных знаний должно идти через причинно-следственные связи, с использованием КШС-технологии, и при наличии (или развитии) самоорганизации в процессах обучения.
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Конвергенция как способ обучения может успешно внедряется в программы колледжа физической культуры. Такие дисциплины как математика и физика, включенные в базовую часть Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) третьего поколения, являются методологической основой всего естественнонаучного знания. Система образования должна быть направлена на использование физических и математических знаний при изучении циклов общепрофессиональных и специальных дисциплин, включая биомеханику, спортивную биохимию, анатомию, врачебный контроль, гигиенические основы физического воспитания и спорта, теорию и методику физического воспитания и др.
Учет физических или математических закономерностей необходим в проектировании спортивных сооружений, изготовлении спортивной одежды и инвентаря, разработке правил спортивных игр и соревнований, предсказания исходов матчей и создания стратегий в командных играх. Математические методы позволяют провести точную оценку способностей спортсмена, определить наиболее выигрышную соревновательную тактику и спрогнозировать результат. Однако отмечается непонимание, а нередко и неприятие студентами-первокурсниками занятий по физике и математике.
Собственная практика позволяет нам считать, что конвергенция обучения - средство интенсификации учебного занятия, высокая форма воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения, так как позволяет успешно использовать их для дополнения, подтверждения или восполнения знаний студентов в профильных предметах.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Опрос, проведенный среди 75 студентов первого курса специальностей «Физическая культура» и «Адаптивная физическая культура Челябинского колледжа физической культуры ФГБОУ ВО «УралГУФК», показал, что большое количество студентов не видят смысла в изучении этих предметов. Полученные данные приведены в таблице.
Таблица - Отношение студентов-первокурсников Челябинского колледжа физической культурыФГБОУ ВО «УралГУФК» к изучению физики, математики_
Специальность Негативное отношение к изучению математики (%) Негативное отношение к изучению физики (%)
49.02.01 «Физическая культура» 33 18
49.02.02 «Адаптивная физическая культура» 52 20
Все это отрицательно сказывается на эффективности процесса обучения в целом и на изучении специальных дисциплин на старших курсах, в частности. Перед преподавателями колледжа стоит задача повышения мотивации обучающихся к изучению физики и математики, чтобы они понимали роль предметов естественно-математического цикла в их будущей профессии. Решить данную проблему помогает внедрение элементов конвергентного обучения при создании междисциплинарных проектов:
- «Гигиеническая оценка и методы определения освещения помещения» - интеграция дисциплин гигиены физического воспитания и спорта, физики и математики;
- «Нахождение центра тяжести спортсмена в процессе выполнения двигательных действий» - биомеханика, физика и математика;
- «Идеальная пропорция тела человека» - анатомия, математика;
- «Определение и гигиеническая оценка суточного расхода энергии и пищевой ценности дневного рациона спортсмена» - гигиена физического воспитания и спорта, основы и математика и др.
ВЫВОДЫ
Для повышения эффективности предложенной педагогической технологии и создания высококачественных проектов мы выделяем следующие идеи конвергентного обучения:
1) опора на профессиональную компетентность;
2) интеграция нескольких специальных дисциплин в проекте;
3) объединение профильных и общепрофессиональных дисциплин;
4) активное привлечению информационных технологий.
Полученные нами результаты исследования дают основание сделать вывод о том, что конвергентный подход в профессиональном образовании обладает потенциалом для улучшения возможностей студентов в успешной социализации и профессиональном самоопределении, формирования умения сравнивать, обобщать и делать выводы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ковальчук М.В. Конвергенция наук и технологий - прорыв в будущее / М.В. Ковальчук // Молодежь и социум. - 2012. - № 4 (12). - С. 10-20.
2. Крайнева С.В. Организация самостоятельной работы по дисциплине «Физика Земли» средствами технологии проблемного обучения / С.В. Крайнева // Управление в современных системах. - 2016. - № 2(9). - С. 43-47.
3. Крайнева С.В. Использование современных технологий и активных методов обучения в развитии компетенций студентов в обучении дисциплинам естественнонаучного цикла / С. В. Крайнева, О.Р. Шефер, Т.Н. Лебедева // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. - 2019. - №4. - С. 102-117.
4. Лебедева Т.Н. Реализация конвергентного подхода в образовательной среде лицея для мотивации обучающихся к научно-техническому творчеству: монография / Т.Н. Лебедева, О.Р. Шефер, А.О. Белоусов. - Челябинск: Южно-Уральский научный центр РАО, 2021. - 321 с.
5. Маркова Л.А. Конвергенция вместо междисциплинарности и интерсубъективности / Л.А. Маркова // Вестник РУДН. Серия: Философия. - 2013. - №4. - С. 73-80.
6. Смелова В.Г. Я - исследователь: программа конвергентного образования: методические рекомендации по организации и проведению учебных занятий / В.Г. Смелова. - Москва, Берлин: Директ-Медиа, 2019. - 316 с.
7. Фещенко Т.С. Конвергентный подход в школьном образовании - новые возможности для будущего / Т.С. Фещенко, Л.А. Шестакова // Международный научно-исследовательский жур-
нал. - 2017. - №11-2 (65). - С. 159-165.
8. Шегуров С.С. Точки роста российской экономики на базе развития науки, образования и высоких технологий: монография / С.С. Шегуров, Г.В. Жирова, Н.А. Киреева, О.В. Прущак и др. - Энгельс: ООО «Институт научных исследований и развития профессиональных компетенций», 2021. - 122 с.
REFERENCES
1. Kovalchuk, M.V. (2012), "Convergence of sciences and technologies - a breakthrough into the future", Youth and society, No. 4 (12), pp. 10-20.
2. Kraineva, S.V. (2016), "Organization of independent work on the discipline "Physics of the Earth" by means of problem-based learning technology", Management in modern systems, No. 2(9), pp. 43-47.
3. Kraineva, S.V., Shefer, O.R. and Lebedeva, T.N. (2019), "The use of modern technologies and active teaching methods in the development of students' competencies in teaching disciplines of the natural science cycle", The Herald of South-Ural state Humanities-Pedagogical University, No. 4, pp. 102-117.
4. Lebedeva, T.N., Shefer, O.R. and Belousov, A.O. (2021), "Implementation of the convergent approach in the educational environment of the lyceum to motivate students to scientific and technical creativity", South Ural Scientific Center of the Russian Academy of Education, Chelyabinsk.
5. Markova, L.A. (2013), "Convergence instead of interdisciplinarity and intersubjectivity", RUDN Journal of Philosophy, No. 4, pp. 73-80.
6. Smelova, V.G. (2019), I am a researcher: a program of convergent education: guidelines for organizing and conducting training sessions, Direct Media, Moscow, Berlin.
7. Feshchenko, T.S. and L.A. Shestakova (2017), "Convergent approach in school education -new opportunities for the future", International research journal, No. 11-2 (65), pp. 159-165.
8. Shegurov, S.S., Zhirova G.V., Kireeva N.A., Pruschak O.V. et al. (2021), Growth points of the Russian economy based on the development of science, education and high technologies, Limited Liability Company "Institute for Scientific Research and Development of Professional Competences", Engels.
Контактная информация: lebedevatn@mail.ru
Статья поступила в редакцию 24.02.2022
УДК 796.422.12
ИНТЕРВАЛЬНЫЙ МЕТОД ТРЕНИРОВКИ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СКОРОСТНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ЛЕГКОАТЛЕТОВ СПРИНТЕРОВ 1 РАЗРЯДА
Полина Камилевна Панченко, старший преподаватель Тольяттинский Государственный Университет, Тольятти
Аннотация
Введение. В статье представлена методика интервального бега, направленная на совершенствования скоростной выносливости у легкоатлетов спринтеров как ведущий элемент в подготовке к соревнованиям. Цель исследования: Изучить эффективность методики интервального бега на скоростную выносливость легкоатлета спринтера 1 разряда в системе подготовки к соревнованиям. Рассматривая методику интервального бега мы предполагаем прирост показателей скоростной выносливости у бегунов легкоатлетов. Методика и организация исследования: для того что бы выявить положительную динамику нашей методике нами была проведена диагностика физических качеств скоростной выносливости у девушек спринтеров. Уровень прироста определялся при помощи контрольных тестов. Для подтверждения результативности нашей методике применялись основные критерии обработки статических данных: Стьюдента. Выводы: С помощью внедренной нами методики интервальной тренировке, было выявлен прирост показателей скоростной выносливости у девушек спринтеров 1 разряда. Результаты контрольных тестов помогли выявить прирост показателей скоростной выносливости у девушек 1 разряда в экспериментальной группе, так как он стал гораздо выше ^<0,05)чем у девушек в контрольной группе. Прирост показателей с помощью интервальной тренировки подтвержден педагогическим экспериментом.
Ключевые слова: легкоатлет, спринт, интервальный бег, скоростная выносливость.