Научная статья на тему 'Анализ рынков минеральной воды и безалкогольных напитков'

Анализ рынков минеральной воды и безалкогольных напитков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
865
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пиво и напитки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МИНЕРАЛЬНАЯ ВОДА / MINERAL WATER / КВАС / KVASS / БЕЗАЛКОГОЛЬНЫЕ НАПИТКИ / РЫНОК / MARKET / NONALCOHOLIC BEVERAGE
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ рынков минеральной воды и безалкогольных напитков»

Анализ рынков минеральной воды и безалкогольных напитков

Ключевые слова: минеральная вода; квас; безалкогольные напитки; рынок. Keywords: mineral water; kvass; nonalcoholic beverage; market.

За период с 2002 по 2008 г. производство минеральных и питьевых вод в России возросло более чем в 3 раза, безалкогольных напитков — в 2 раза. Производство минеральных и питьевых напитков в 2008 г. достигло 399,2 млн дал, безалкогольных напитков — 611,2 млн дал (рис. 1).

Большинство напитков производится на территории РФ, так как возить безалкогольные напитки на дальние расстояния невыгодно. Поэтому рано или поздно любой безалкогольный на-

питок, продемонстрировавший достаточно высокий коммерческий потенциал, начинают производить в России, где, по данным Союза производителей безалкогольных напитков, таким производством занимается более 500 компаний.

Более 50% производства безалкогольных напитков сосредоточено в Центральном (39%, из них почти 30% приходится на Москву и Московскую обл.) и Приволжском (17%) федеральных округах, на остальные округа приходится 44% производства.

Рост производства по итогам 2008 г. зафиксирован лишь в двух округах: Уральском (32,4%) и Южном (2,1%). Следует отметить, что в этих двух округах наряду с Дальневосточным самая низкая себестоимость производства безалкогольных напитков (рис. 2).

Наибольшая доля в производстве минеральной и питьевой воды принадлежит южным и центральным регионам — 29 и 22% соответственно.

В целом в 2008 г. рынок питьевой и минеральной воды вырос на 25% в стоимостном выражении и превысил 1,5 млрд долл. США, а производство в натуральном выражении — 399,2 млн дал.

Таким образом, по итогам 2009 г. отмечено снижение производства минеральной и питьевой воды почти на 5%, но уже в 2010 г. ожидается незначительное восстановление производства. Однако до уровня 2008 г. производство будет восстанавливаться в течение, как минимум, трех лет (рис. 3).

В 2009 г. квас стал единственным направлением, демонстрирующим положительную динамику. Производство кваса увеличилось на 5%, объем рынка кваса вырос до 41 млн дал. Потребление кваса на душу населения в России составило 2,9 л, к весне 2010 г. — уже 3,1 л. Производством кваса в нашей стране занимаются около 500 компаний. Самый крупный игрок — компания «Очаково»: по итогам 2009 г. она реализовала 15 млн дал кваса, что составляет 39% рынка кваса в натуральном выражении и 43% — в денежном. В 2010 г. «Очаково» намерено увеличить продажи на российском рынке до 18 млн дал кваса.

Объем, емкость и динамика рынка

По данным Euromonitor International, объем российского рынка безалкогольных напитков в натуральном выражении превысил 1 млрд дал. В 2008 г. по сравнению с 2007 г. рынок безалко-

млн дал 700 т-----

600 -500 -400 -300 -200 ------

100--

626,4 611,2

228,9

250,7

127 —'—=

149,4

_2_84,6

399,2

0

2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. □ Минеральная и питьевая вода □ Безалкогольные напитки

Рис. 1. Производство минеральной и питьевой воды,

безалкогольных напитков в России в 2002-2008 гг. Источник: Федеральная служба государственной статистики

564,4

344,3

300,5

Рис. 2. Прогноз производства

безалкогольных напитков в России Источник: данные Euromonitor International

450 400 350 300 250 200 150 100 50 0

399,2 370,6 387 398,6

417,2 430,2

- -Ш-А48,2 149,4

2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.

Рис. 3. Прогноз производства

минеральной и питьевой воды в России

млн дал

500-,

7006005004003002001000

690

301

2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.

Рис. 4. Динамика объема рынка

безалкогольных напитков в России в 2009-2013 гг. Источник: данные СПБН

л/чел.

82 80

78 80 81

2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.

Рис. 5. Прогноз объема потребления

безалкогольных напитков в России в 2009-2013 гг.

Бутилированная вода, 16 % Фруктовые/овощные

смеси, 15 %

Безалкогольные напитки без учета газированных, 51 % Газированные, 18 %

Рис. б. Структура рынка безалкогольных напитков в натуральном выражении в 2009 г.

Рис. 7. Доли крупнейших участников рынка безалкогольных газированных напитков (без учета кваса) в первом полугодии 2009 г. (в стоимостном выражении)

350-1 300250200150 -100500--

2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.

Рис. 8. Приток инвестиций в отрасль газированных напитков в России в 2005-2008 гг.

гольных напитков в России вырос на 15% в денежном выражении. В стоимостном выражении емкость российского рынка газированных напитков по состоянию на 2008 г. оценивалась примерно в 3 млрд евро. По прогнозам Euromonitor International, до 2013 г. ожидается среднегодовой рост на 3 и 2% — в натуральном и стоимостном выражении соответственно. По данным СПБН, оборот российского рынка безалкогольных напитков в 2008 г. составил 618 млн дал (рис. 4).

Объем рынка минеральных и питьевых вод в России в 2008 г. составил 403,8 млн дал (по данным BusinesStat). Ожидается, что в связи со снижением доходов населения в 2009 г. объем рынка минеральных и питьевых вод уменьшится на 6% и составит 379,7 млн дал.

По оценкам специалистов DISCOVERY Research Group, по итогам 2008 г. объем рынка в стоимостном выражении по сравнению с 2007 г. не изменился и составил 1,6 млрд долл. Прогноз объема рынка питьевой и минеральной воды в стоимостном выражении на 2009 г., выполненный специалистами DISCOVERY Research Group, колеблется от 1,1 до 1,44 млрд долл. США.

В 2008 г. российский рынок газированных напитков был самым крупным в Восточной Европе — как по объему,

так и по стоимости. Однако показатели подушевого потребления были значительно ниже, чем в большинстве восточно-европейских стран (рис. 5).

На долю минеральной и питьевой воды приходится от 40 до 60% всего рынка безалкогольных напитков, 60% российского рынка питьевой воды занимает газированная вода (рис. 6). При этом эксперты отмечают, что в условиях кризиса и перехода населения на водопроводную воду доля газированной воды будет расти, а доля негазированной — снижаться.

Наиболее крупными игроками на общероссийском рынке минеральной и питьевой воды по-прежнему остаются международные концерны The Pepsi Bottling Group (ТМ «Аква Минерале») и The Coca-Cola Company (ТМ «БонАк-ва»). Среди российских компаний лидируют «Карачинский источник», ЗАО «Висма», «Меркурий», «Кавминводы», «Нарзан», «ОСТ-Аква» (рис. 7).

Ведущие региональные производители бутилированной воды — ЗАО «Кавминводы» (Ставропольский край), ЗАО «Висма» (Карачаево-Черкессия) и ОАО «Нарзан» (Ставропольский край) — демонстрировали устойчивый рост рыночной доли на протяжении последних лет. Эти компании предлагают отечественные брэнды воды. Один из

крупнейших иностранных игроков на рынке — Nestle S. A.

Инвестиционная привлекательность рынка минеральной и питьевой воды, а также рынка безалкогольных напитков

В 2007 г. инвестиции в основной капитал предприятий, производящих сладкую газировку, превышали инвестиционные вливания в производство минеральных вод более чем в 3 раза (как и в случае с газированными напитками, основным инвестором выступала The Pepsi Bottling Group). В 2008 г. ситуация не изменилась. Инвестиции составили рекордные для отрасли газированных напитков 318 млн долл. и уже традиционно обеспечивались большей частью всего двумя компаниями — The Coca-Cola Company и The Pepsi Bottling Group, которые совместными усилиями обеспечивают более 50% производства сладкой газировки в России (в стоимостном выражении) (рис. 8).

Пик роста инвестиций в отрасль пришелся на 2007 г. В настоящее время темпы роста инвестиций в отрасль замедляются (рис. 9).

По оценкам экспертов, рынок находился на подъеме до 2009 г. В этом году ситуация по разным сегментам

млн дал

800 "Г

495

- -—35

0

318

Показатель 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.

Рентабельность продаж продукции, % 7,9 5,1 10 13,1

Соотношение заемного и собственного капитала, число раз 1,5 1,5 2 3,9

Текущая ликвидность (общее покрытие), число раз 1,7 1,4 1,2 1,8

Обеспеченность собственными оборотными средствами, % 11,9 7,3 41,4 25,4

Оборачиваемость активов, число раз 1,6 1,4 1,3 1,3

Фондоотдача (оборачиваемость основных средств), число раз 4,6 3,3 3,8 3,5

Удельный вес собственного капитала в совокупном капитале (коэффициент автономии), % 0,3 0,3 0,4 0,2

Средний срок оборота кредиторской задолженности, сут (дни) 61,2 85,3 150,7 87

Средний срок оборота готовой продукции, сут (дни) 10,1 14,2 13,6 14,9

Источник: данные Росстата.

отличается. Рынок минеральных вод стагнирует, на рынке безалкогольных напитков наблюдается небольшое снижение, кроме сегментов кваса и энергетических напитков, в которых наблюдается рост (рис. 10).

Эксперты выделяют пять основных факторов, определяющих интенсивность конкуренции в отрасли. В совокупности эти силы определяют предельный потенциал прибыли отрасли.

В отрасли отмечается высокий уровень конкуренции. Барьеры входа в отрасль новых игроков также высоки: инвестиции в создание современного высокотехнологичного производства безалкогольных напитков составляют 10-20 млн долл. США (из расчета выпуска более 100 млн л в год). Срок окупаемости вложений — 5-7 лет.

Особенность данного производства — необходимость в больших объемах воды. Новому производителю приходится решать вопрос, где ее брать. Природная вода из источника имеет сбалансированный состав и хороший вкус.

Большую часть рынка пока что занимает продукция транснациональных корпораций, но российские региональные производители все активнее выходят на рынок. Обостряется конкуренция, производители строят новые заводы, покупают новое оборудование, наращивают мощности. Поэтому основная угроза существует со стороны региональных игроков и игроков смежных рынков (например, сокового, детского питания и т. д.).

Способность российских покупателей добиваться снижения цен на

безалкогольные напитки достаточно низкая, однако в условиях снижения реальных располагаемых доходов населения чувствительность платежеспособного спроса на изменение цены усиливается.

Способность поставщиков влиять на цену оценивается как достаточно высокая.

Альтернативу для минеральной и питьевой воды составляет водопроводная вода. Угроза появления товаров-заменителей оценивается как средняя.

Уровень внутриотраслевой конкуренции оценивается как высокий. Верхняя и средняя ценовые категории рынка поделены между крупными, в основном иностранными, компаниями. В нижней ценовой категории очень острая борьба между целым рядом отечественных производителей. Здесь количество игроков постепенно уменьшается, так как не все выдерживают жесткую конкуренцию в условиях стагнирующего рынка.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, предельный потенциал прибыли по отрасли безалкогольных напитков находится на среднем уровне, в отрасли существует возможность для получения вполне высоких дивидендов (см. таблицу).

По материалам исследований РИА «РосБизнесКонсалтинг»

Новая книга

«ВИНОГРАДНЫМ ПИТОМНИК (ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА)»

(авторы Л.М. Малтабар и Д.М. Козаченко) вышел в 2009 г.

В последний раз книгу на подобную тему подготовил А.Г. Мишуренко в 1988 г. С момента ее издания значительно изменились организация виноградных питомников, особенно технологии производства сертифицированных элитных, свободных от вирусов привитых саженцев и черенков подвоев и привоев. В новой книге авторы обобщили результаты многолетней научно-исследовательской и практической работы, передовой отечественный и зарубежный опыт по производству виноградного посадочного материала, основательно изложили теоретические основы и способы вегетативного размножения

винограда; технологии проведения на виноградниках и маточниках апробации, клоновой, массовой и фитосанитарной селекции; дали краткую характеристику вирусных болезней, бактериального рака, некроза и их обнаружения; принципы и параметры организации промышленного питомника, систему и технологию производства элитного первого (базисного) и второго поколения (сертифицированного) посадочного материала (черенки и саженцы), требования к выбору привоев и подвоев, их комбинаций и др.

Книга хорошо иллюстрирована, имеет убедительный экспериментальный табличный материал, большой объем использованной литературы.

ПИ

НАПИТКИ

4 • 2010

6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.