АНАЛИЗ РЫНКА БРЕНДИРОВАННОИ СНЕКОВОЙ ПРОДУКЦИИ Г. КРАСНОЯРСК
© Лишневская П.Б.*
Институт управления бизнес-процессами и экономики Сибирского федерального университета, г. Красноярск
В статье анализируется снековая продукция г. Красноярск, в частности - рынок пакетированных семечек. Приведены результаты аудита торговых точек, кратко описана история рынка снеков г. Красноярск.
Ключевые слова: рынок снеков, бренд, торговая марка, семечки, торговая точка, SKU.
Ассортиментный ряд снеков в магазинах Красноярска разнообразен. Термин «снек» происходит от английского слова snack - «легкая закуска» [1]. Понятие «снеки» включает в себя разнообразные чипсы, сухарики с весьма даже экзотичными вкусами, разнообразная вяленая рыбка, сушеные кальмары, мясные снеки, орешки, семечки и прочее. Если кратко осветить историю рынка снеков в Красноярске, то картина получится следующая.
Первыми появились чипсы, причем еще тогда, когда о самом понятии -«снек» - никто и не слышал. Бум начался где-то в середине 90-х годов. Самыми популярными на сегодняшний день марками чипсов на красноярских прилавках являются такие бренды, как Estrella, Lay’s, Pringles, «Русский продукт», «Чемпион». Розничная цена на этот продукт колеблется от 12 рублей и выше [2].
Потом появились орешки, любовь к которым формировалась на вкусе дешевого китайского арахиса. Сейчас особые предпочтения потребители отдают соленым орешкам к пиву.
Насыщенность и темпы жизни современного человека способствуют росту популярности продуктов быстрого приготовления. Рынок снеков является одним из перспективных сегментов российского рынка продуктов быстрого питания, на протяжении ряда последних лет демонстрирующего высокие показатели роста [3].
Серьезную конкуренцию чипсам и орешкам составили дешевые и полезные семечки, которые являются ярчайшим примером удачно возрожденного национального продукта.
Определено четыре основных лидера, которые наиболее широко представлены в торговых точках и которым принадлежит наибольше полочное пространство: торговые марки «Бабкины семечки», «Шелупоньки», «Чудные», «Грызли». Местные производители выпускают ТМ «Шелупоньки»,
Магистрант кафедры Маркетинга.
Маркетинг
55
«Чудные», «Грызли». В конце 2013 г. на рынок г.Красноярск зашли торговая марка «Мартин», которая активно продвигаются на рынке, также ТМ «Зеленый попугай» появилась на полках. ТМ «Бабкины семечки» занимает лидирующую позицию в рейтинге наиболее представленных в точках розничной торговли марок, так же данной марке семечек принадлежит основная доля полки (рис. 1).
Рис. 21. Представленность ТМ «Мартин» в торговых точках
56 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ
Рис. 3. Представленность ТМ «Зеленый попугай» в торговых точках
Рис. 4. Представленность ТМ «Зум-Зум» в торговых точках
Маркетинг
57
450 400 350 300 250 200 150 100 50 0 ши
ТМ "Шелупоньки ТМ "Бабкины" ТМ "От Мартина" ТМ "Зеленый Попугай" ТМ "Зум-Зум"
■ меньше 25% 60 134 356 407 401
■ 50%-25% 74 141 39 5 8
■ 75%-50% 181 102 9 1 5
100%-75% 99 37 10 1 0
Рис. 5. Доля ТМ от общего SKU, исследуемых продуктов в категории семечки в торговой точке, где представлены семечки, исследуемых ТМ
Исходя из данных, представленных на рисунке 5, можно сделать вывод о подавляющем преимуществе ТМ «Шелупоньки» и ТМ «Бабкины» по отношению к другим ТМ, в контексте представленности в ТТ. ТМ «Шелупоньки» имеет преимущество по представленности по отношению ко всем конкурентам.
Список литературы:
1. Снек автоматы и ассортимент [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://veq.ru/catalog/analitika.
2. Российский рынок снеков [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.marketcenter.ru.
3. Обзор российского рынка снеков, исследования компании «Маркет Аналитика» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.foodmar-ket.spb.ru.
МЕТОДЫ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ БРЕНДА © Лишневская П.Б.*
Институт управления бизнес-процессами и экономики Сибирского федерального университета, г. Красноярск
В статье кратко описана ценность бренда для бизнеса и группы методов оценки стоимости бренда (затратный, рыночный и доходный).
Магистрант кафедры Маркетинга.