Научная статья на тему 'Анализ рынка автомобилей в РФ (февраль 2017 г. )'

Анализ рынка автомобилей в РФ (февраль 2017 г. ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
565
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ / КРИЗИС / РЫНОК / СПРОС / ПРЕДЛОЖЕНИЕ / АВТОМОБИЛИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ЦЕНА / ТАРИФЫ / ЭКСПЛУАТАЦЯ / ПОЛИТИКА / ЭКСПАНСИЯ / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Подборнова Е. С.

Статья посвящена анализу развития автомобильного рынка России. По мнению автора, основными ориентирами развития автомобильного рынка страны должно стать повышение качества отечественных автомобилей и снижение их стоимости на фоне экспансии иностранных автомобилей. Кроме этого в статье обращается внимание на старение парка автомобилей, находящихся в эксплуатации, что может вызвать рост продаж. Но кризис, введение новых тарифов и пошлин, наоборот, заставляют уровень продаж понижаться.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ рынка автомобилей в РФ (февраль 2017 г. )»

АНАЛИЗ РЫНКА АВТОМОБИЛЕЙ В РФ (ФЕВРАЛЬ 2017 Г.)

© Подборнова Е.С.1

ФГАОУ ВО «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева», г. Самара

Статья посвящена анализу развития автомобильного рынка России. По мнению автора, основными ориентирами развития автомобильного рынка страны должно стать повышение качества отечественных автомобилей и снижение их стоимости на фоне экспансии иностранных автомобилей. Кроме этого в статье обращается внимание на старение парка автомобилей, находящихся в эксплуатации, что может вызвать рост продаж. Но кризис, введение новых тарифов и пошлин, наоборот, заставляют уровень продаж понижаться.

Ключевые слова: анализ, кризис, рынок, спрос, предложение, автомобили, конкурентоспособность, цена, тарифы, эксплуатаця, политика, экспансия, развитие.

Последствия экономического кризиса коснулись многих отраслей экономики и российский автомобильный рынок также не стал исключением.

Экспертный прогноз динамики цен на автомобили в 2017 году в РФ мало утешителен - по их мнению, к концу текущего года на рынке объемы продаж транспортных покажут низкие показатели.

Причиной стагнации данной отрасли, а также понижения спроса на автомобили явился высокий уровень девальвации - рубль существенно обесценился по отношению к мировой валюте, что отрицательно сказалось на покупательной населения России.

Анализируя рынок транспортных средств, вначале необходимо определить ключевые внешнеэкономические и макроэкономические факторы влияния на предложения на данном рынке, затем определить факторы спроса, динамики продаж, конкуренции и ценообразования в 2017 году в России.

С учетом того, что более семидесяти процентов предложения российского авторынка обеспечивается зарубежными автомобильными компаниями, курс валют будет определяющим фактором ценовой политике этой отрасли.

По заявлениям Правительства РФ, в 2017 году рубль не будет девальвировать больше, чем на пять-семь процентов, так как на фондовом рынке ожидается рост нефтяных котировок. Следовательно, резкого скачка цен на автомобили, как это было в 2014-2015 годах не произойдет, так как это может стать главной причиной полной стагнации в области продаж автомоби-

1 Доцент кафедры Экономики инноваций, кандидат экономических наук.

лей, невыгодной ситуации для автопроизводителей. Но и снижения цен на автомобили также не произойдет. В таблице 1 представлена динамика продаж на автомобильном рышке России в 2016 г.

Таблица 1

Динамика продаж на автомобильном рынке России [9]

Массовый сегмент Доля рынка (89,6 %) Динамика продаж: -13,1 % Объем продаж: 1 093 012 шт. Премиальный сегмент Доля рынка (10,4 %) Динамика продаж: -7,4 % Объем продаж: 126 729 шт.

Lifan +24,3 % 15 640 Älfa Romeo +156,4 % 100

Ford +12,6 % 38 362 Jaguar +99,3 % 1 794

УАЗ +1,2 % 42 936 Smart +25,2 % 552

Skoda -0,1 % 50 370 Cadillac +20,0 % 1 121

Cheri -2,4 % 4 469 Lexus +19,8 % 21 608

Lada -2,8 % 238 666 BMW -0,7 % 25 169

Renault -4,6 % 103 465 MINI -1,9 % 1 231

KIA -8,0 % 136 374 Toyota -3,2 % 84 151

Hyundai -11,7 % 131 207 VW -5,4 % 66 632

Subaru -19,096 % 5 051 Porsche -10,9 % 4 304

Nissan -23,296 % 63 552 Mercedes-Benz -11,8 % 34 230

Suzuki -27,8 % 4 201 Audi -18,2 % 19 059

Peugeot -37,4 % 3 264 Infiniti -18,4 % 4 092

Chevrolen -41,3 % 27 228 Land Rover -20,2 % 8 337

Fiat -43,7 % 1 935 Mazda -23,6 % 19 249

Datsun -45,5 % 15 938 Volvo -27,5 % 4 937

Mitsubishi -53,2 % 15 496 Citroen -31,3 % 3 515

Daewoo -54,3 % 8 574 Honda -69,0 % 1 438

Geely -58,7 % 4 222 Acura -75,7 % 163

SsangYong -76,9 % 1 139

Из таблицы 1 видно, что автомобильный рынок РФ в 2016 году сократился на 13,1 % в массовом сегменте и на 7,4 % в премиальном сегменте. Продажи в данных сегмента за 2016 год соответственно составили 1093,0 и 126,7 тысяч автомобилей. Автором искусственно были перенесены автомобили Toyota, VW, Mazda, Citroen и Honda в премиальный сегмент из-за их высокой стоимости. Из выше представленного, как следствие, на долю массового сегмента приходится рынка приходится 89,6 %продаж, а на сегмент премиум-класса 10,4 %.

По оценка аналитиков агентства «Автостат», три марки автомобилей из массового сегмента в 2016 году демонстрировали повышение объемов продаж: китайский Lifan (+24,3 %), американский Ford (+12,6 %) и российский УАЗ (+1,2 %). По остальным автомобилям, входящих в ТОП-25 массового сегмента, наблюдается уменьшение объемов продаж автомобилей, причем у 14 из них динамика оказалась хуже, чем в среднем по этому сегменту [10]. В критической ситуации находятся продажи автомобилей Daewoo, Mitsubishi, Geely, SsangYong и Honda, потерявшие более 50 % объемов продаж.

В премиум-сегменте положительную динамику продаж показали: Alfa Romeo (+156,4 %), smart (+25,2 %), Jaguar (+99,3 %), Cadillac (+20 %) и Le-

xus (+19,8 %). А снижение рыночной динамики продаж отмечено у девяти марок автомобилей, причем хуже средних по сегменту находятся семь марок автомобилей. Самые существенные потери по продажам несет Acura, имеющая падение 75,7 %, ее продажи в России временно приостановлены [12].

Также необходимо отметить, что уменьшение объемов реализации Volvo в 2016 года превысило 25 % по отношению к результатам 2015 года.

Аналитики не включили в рейтинг продажи автомобилей мкрок Ravon (в массовом сегменте) и Genesis (в премиальном), так как они меньше года находятся на рынке России. Но свой вклад в объем продаж на авторыноке в 2016 года они внесли: автомобилей Ravon было реализовано 1176 штук, а Genesis - 32 штуки [13].

По мнению экспертов британской компании EY российский авторынок будет восстановлен к 2020 году, повысив продажи до 2,2 млн. автомобилей (что будет пока ниже уровня 2014 года, когда было реализовано 2,5 млн. автомобилей), с 1,4 млн.штук, которые были проданы в 2016 году. По мнению экспертов компании EY, этому будут способствовать: во-первых - старение парка автомобилей, во-вторых влияние отложенного спроса, в-третьих -снижение процентных ставок по автокредитам и сохранение господдержки в области утилизации автомобилей [13].

А настоящее время, не обратить внимание на старение российского автопарка, нельзя: средний возраст легковых автомобилей насчитывает около 12,5 года (иномарки - 9,9 года, отечественные автомобили - 16 лет) [1]. Все это свидетельствует о повышении необходимости замены устаревших и технически изношенных автомобилей. В этой связи необходимо обратить внимание на расширение мощностей по утилизации старого парка автомобилей.

Доля представленных российских брендов в автопарке уменьшается - в 2016 году она составляла около 41 % [2]. Данный факт объясняется тем, что отечественные модели устаревших марок заменяются бюджетными иномарками, как правило, уже подержанными. Эта тенденция также усиливается по причине увеличения присутствия иностранных концернов на российском рынке, за счет выпуска новых бюджетных иномарок в компактном и субкомпактном классах внедорожников, наиболее востребованных у российского покупателя.

Аналитики полагают, что отрасль выйдет на «устойчивый» рост в частности за счет сохранения планов большинства иностранных автоконцернов по развитию в России, а также при сохранении господдержки. В EY уточняют, что само по себе прямое госсубсидирование спроса не устраняет фундаментальных недостатков отрасли, связанных с избытком мощностей, низкой локализацией, разницей в качестве между импортом и локальными комплектующими [3].

Динамика цены на автомобили в 2015-2016 годах была положительной и увеличились, в среднем, на 40 %. Наблюдался рост цен как на автомобили

отечественного производства, так и на иномарки. Автомобили «АвтоВАЗа» тогда подорожали на 10-45 тысяч рублей. Данный скачок коснулся, в основном, модели Lada Largus [5]. Ее цена с 412 тыс.руб. повысилась до 457 тыс. руб. По данным специалистов с завода, в 2017 году данная модель появится уже в обновленном кузове. Популярная среди населения России Lada Priora тоже выросла в цене на 15 тыс. руб. [5].

Дальнейший рост цен на отечественные автомобили ожидается и в 2017 году. Прогноз роста цен на автомобили в 2017 году в РФ следующий - средний прирост составит до 15 %. Модели марки УАЗ также не станут исключением: УАЗ Patriot подорожает на 7,6 %, Hunter - на 8,5 %, а Pickup - на 15 % [4].

С учетом того, что номинальная стоимость отечественных автомобилей существенно меньше стоимости иномарок, то повышение цен в данном сегменте не сильно скажется на динамике продаж.

Импортные автомобили за 2015-2016 года подорожали на 21 процент [1]. Формирование цен большинством иностранных автомобильных компаний, начиная от Hyundai и Chevrolet, до Land Rover и Volvo было пересмотрено в сторону их повышения.

Не стал исключением и вторичный рынок автомобилей - за последние два года он также показал положительный тренд роста цен. В данном сегменте подорожание автомобилей было вызвано резким повышением уровня спроса на них в 2015-2016 годах. В это время произошла стабилизация курса рубля и отечественные покупатели решили частично удовлетворить отложенный спрос. По этой причине цена на отечественные автомобилей с существующим пробегом повысилась на 10 %, а иномарок - на 40 %. Данная ситуация сразу же вызвала избыток предложения, который привел к тому, что уже в 2016 года цены на подержанные автомобили упали на 10 % и 22 % соответственно [2]. По прогнозу аналитиков, цены на подержанные автомобили в 2017 году могут несущественно повысится, а также несущественно понизится. Резких колебаний цен не предвидится [8].

Здесь нужно отметить то, что продукция на рынке начинает дорожать только тогда, когда на нее повышается спрос. В свою очередь, спрос имеет свойство увеличиваться в зависимости от сезона, начиная с марта. То, что спрос в 2017 на новые автомобили может повысится на 40 %, прогнозируют и аналитики агентства PSB Consulting Group [3]. Основной причинной этого они считают эффект отложенного спроса. Представители агентства активизацию спроса на автомобили видят из-за того, что в 2015-2016 годах многие российские покупатели отложили покупку автомобиля до лучших времен и, по их мнению, в 2017 году количество таких автомобилистов будет составлять 1,5 млн. человек [3].

Далее необходимо сформировать прогноз развития автомобильного рынка России на ближайшую перспективу. Совершенно определенно можно отметить, что причин для уменьшения цен на автомобили в 2017 году не

имеется, наоборот - созданы все условия для их увеличения. Причем, среднее повышение составит около 5-15 % [3]. А вот оживление автомобильного рынка может произойти через некоторое время, после достижения им «дна». По прогнозам аналитиков, стагнация на автомобильном рынке может наблюдаться до 2020 года [7]. Данным периодом определяется «дно» автомобильного рынка. После его прохождения можно будет говорить о наличии выгодных условий для покупателей по приобретению транспортных средств. Предварительные причины повышения цен в 2017 году вызваны причинами, представленными в таблице 2.

Таблица 2

Основные причины повышения цен на автомобили в 2017 году [4]

№ пп Причины Содержание

1. Изменение курса рубля. Дальнейшее обесценивание национальный валюты приведет к очередному повышению цен, а стабилизация курса будет способствовать их уменьшению.

2. Увеличение спроса на вторичном рынке по причине его понижения на первичном. Это может явиться причиной общего повышения цен на подержанные автомобили в пределах 4-6 %.

3. Законодательные изменения. Приобрести автомобиль более выгодно можно будет в начале 2017 года, до вступления в силу новых законодательных норм, связанных с утилизационным и акцизным сборами, а также появления новой девальвации рубля. Повышение стоимости автомобиля, вызванное увеличением утилизационного сбора, экспертами оценивается до 40 тыс.руб.

4. Зависимость автопроизводителей от иностранных комплектующих Цена на автомобили отечественного производства в 2017 году увеличится от 5-7 % до 20 %.

5. Принятия стандарта соответствия двигателей транспортных средств нормам «ЕВРО 5». Новый экологический стандарт был утвержден в 2016 году. На данный момент времени в России не более 35-40 % автомобилей удовлетворяют новым требованиям. Собственникам оставшихся 60-65 % автомобилей придется уплатить экологический сбор в бюджет государства. Это означает, что цена на автомобили с двигателем стандарта «ЕВРО 5» в 2017 году повысится до 15 %.

6. Повышение акцизного сбора на автомобили В 2017 году (по сравнению с 2014 г.) повышение составит около 26,5 % Значение акцизного сбора зависит от мощности двигателя автомобиля: - мощность от 90 до 150 л.с. - оплата по 43 рубля за каждую л.с.; - мощность более 150 л.с., оплата то за каждую л.с. сверх по 420 рублей. Несмотря на повышение тарифа, сам акцизный сбор составляет 1,5-2 % от стоимости автомобиля.

7. Внедрение системы безопасности автомобилей ЭРА-ГЛОНАСС Стоимость новых легковых автомобилей в РФ может повысится на 5-7 % с начала 2017 года по причине внедрения системы ЭРА- ГЛОНАСС

Также необходимо оценить и маркетинговую политику в области продаж автомобилей. Падение спроса играет положительное значение перед возможным подорожанием автомобилей. Дилеры торгующих компаний по-

стоянно утверждают, что у них осталась в наличии последняя партия данных автомобилей и, в связи с этим, они предупреждают о возможном повышении цены. Данные заявления появляются на рынке в преддверии сезона спада продаж - с ноября до февраль [5]. Таким образом дилеры влияют на уровень продаж, так как товар есть, а покупатели отсутствуют.

Начиная с каждого нового года автоконцернами, закладывается увеличение стоимости автомобилей до 10-15 %. В дальнейшем, автомобильные компании начинают подстраиваются под функционирование рынка и организовывают специальные акции и предложения по кажущему уменьшению цены на автомобили, которая уже изначально ими сформирована [6].

Что касается объемов продаж АвтоВАЗа, в январе 2017 года в Росии было продано 16, 3 тыс. автомобилей Lada, что на 5 % больше объемов продаж 2016 года за аналогичный период (15,577 тыс. автомобилей). По оценке компании на российском рынке доля продаж марки «Лады» занимает около 20 % [9]. Отсюда можно посчитать, что продажи всех марок автомобилей должны быть около 83 600 штук, что на две тысячи автомобилей больше, чем в январе 2016 года. Таким образом, на российский автомобильном рынке видно небольшое оживление.

Ситуацию на автомобильном рынке трудно назвать устойчивой и прогнозируемой. Продажи автомобилей зависят от многих факторов, причем внешнеэкономических. Прогноз развития авторынка также сложно осуществляем. В статье не проведен анализ инфляции, которая значительно влияет на ценообразование, уровень доходов населения, отражающий их покупательскую способность. Эти факторы также являются существенными в проведении анализа авторынка. Но представленный анализ наглядно показывает всю картину современного автомобильного рынка России и факторы, влияющие на его развитие.

Список литературы:

1. Агаева Л.К. Государственно-частное парнерство в социально-экономических процессах российской экономики: монография / Агаева Л.К., Ани-симова В.Ю., Безлепкина Н.В., Гарькина Н.Г., Гоман И.В., Горчакова Е.В., Исупов А.М., Казяйкина С.А., Каширина М.В., Кононова Е.Н., Курно-сова Е.А., Мокина Л.С., Муругова Ю.И., Надеин Н.В., Невзоров О.Ю., Под-борнова Е.С., Прыткова Н.И., Сараев Л.А., Стрижков А.А., Татарских Б.Я. и др. - Самара, 2015.

2. Анисимова В.Ю. Развитие промышленных комплексов России в условиях вызовов XXI века: монография / Агаева Л.К., Анисимова В.Ю., Безлепкина Н.В., Васяйчева В.А., Манукян М.М., Арисова М.Б., Кононова Е.Н., Тюкавкин И.Н., Тюкавкин Н.М., Скорниченко Н.Н., Подборнова Е.С., Прыткова Н.И., Курносова Е.А., Оруч Т. А., Мельников М.А., Невзоров О.Ю., Мокина Л.С., Гоман И.В., Гоман К.И., Гарькина Н.Г. и др. - Самара, 2015.

3. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ КОНЦЕПЦИЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ ВЫЗОВОВ XXI ВЕКА / Тюкавкин Н.М. // В сборнике: ДИНАМИЧЕСКИЕ И СТРУКТУРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ сборник научных статей / Под редакцией Н.М. Тюкавкина. - 2015. - С. 110-123.

4. ИСКУССТВО РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ: НОВОЕ ВИДЕНИЕ / Гресько А.А., Дзина Г.А., Рахманова М.С., Солодухин К.С., Тюкавкин Н.М., Хвостенко П.В., Цаплина Н.А. - Новосибирск, 2008. -Том Книга 3.

5. ЗАРПЛАТА КАК ЭЛЕМЕНТ ЭКОНОМИКИ / Тюкавкин Н.М. // Журнал экономической теории. - 2008. - № 3. - С. 140-144.

6. КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / Тюкавкин Н.М. // Основы экономики, управления и права. -2013. - № 2 (8). - С. 93-97.

7. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КЛАСТЕРОВ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ / Тюкавкин Н.М. // Основы экономики, управления и права. - 2013. - № 3 (9). - С. 109-113.

8. Подборнова Е.С. Развитие методических подходов оценки конкурентоспособности / Е.С. Подборнова, Н.М. Тюкавкин // Общественные науки. -2011. - № 6. - С. 386-393.

9. https://www.autostat.ru/editorial_column/28697/.

10. https://www.autostat.ru/infographics/28564/.

11. http://autodrop.ru/autonews/1184-ceny-na-avto-2017.html.

12. https://www.autostat.ru/infographics/27989/.

13. https://www.avito.ru/samarskaya_oblast/avtomobili7utm_campaign.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.