Научная статья на тему 'АНАЛИЗ РОЛИ КОМПЛАЕНС-КОНТРОЛЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ КОММЕРЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ'

АНАЛИЗ РОЛИ КОМПЛАЕНС-КОНТРОЛЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ КОММЕРЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
972
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ / РИСК-МЕНЕДЖМЕНТ / КОМПЛАЕНС / МОДЕЛЬ COSCO / SYSTEM OF INTERNAL CONTROL / RISK MANAGEMENT / COMPLIANCE / COSCO MODEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Грекова И.Ю.

Непредсказуемость внешней среды, усложнение структуры операционных, финансовых, инвестиционных процессов, необходимость функционирования в условиях санкционного режима и возрастающие риски кибермошенничества делают актуальным для компаний любых размеров и отраслей организацию собственной системы управления рисками. В связи с этим большинство российских компаний все активнее внедряет процедуры риск-менеджмента и использует современные инструменты управления рисками. Стремительно меняющаяся бизнес-среда ставит перед отечественным бизнесом цели этичного ведения своей деятельности, что достигается, в частности, за счет полноценного соблюдения антикоррупционного и антимонопольного законодательства и противодействия отмыванию доходов и получению нелегальных доходов. В статье обосновано, что применение передовой методики управления рисками - комплаенс - способно не только обеспечить функционирование компании в рамках полного соблюдения законодательных нормативов, но и защитить компанию от наступления многих видов риска, в том числе и финансовых, а также генерировать дополнительный доход.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF ROLE OF COMPLIANCE-CONTROL IN RISK MANAGEMENT SYSTEM OF RUSSIAN ENTERPRISES

Unpredictability of external environment, complication of structure of operational, financial, investment processes, need of functioning in conditions of sanctions regime do relevant for companies of any sizes and industries the organization of own risk management system. In this regard most Russian companies introduces procedures of risk management more and more actively and uses modern instruments of risk management. Promptly changing business environment sets the purposes of ethic business before domestic business that is reached, in particular, due to full observance of the anti-corruption and antitrust law and counteraction to laundering of income and to receiving illegal income. In article it is proved that application of advanced technique of risk management - compliance - is capable not only to provide functioning of company within full compliance with legislative standards, but also to protect the company from approach of many types of risk including financial and also to generate additional income.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ РОЛИ КОМПЛАЕНС-КОНТРОЛЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ КОММЕРЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ»

Bibliographic list

1. Belonozhko, P. P., Karpenko, A. P., Khramov, D. A. Analysis of educational data: directions and prospects of application [Electronic resource] // Naukovedenie. — 2017. — № 4. — Vol. 9. — Mode of access : http://naukovedenie.ru.

2. Blumin, S. L., Shuykova, I. A., Sarayev, P. V., Cherpakov, I. V. Fuzzy Logic: Algebraic foundations and applications : monograph. — Lipetsk, 2002.

3. Vitchenko, O. V., Bocharov, A. A., Golubenko, E. V. Digitalization of formation of intellectual and personnel potential of university [Electronic resource] // Intellectual resources for regional development. — 2018. — № 1. — Vol. 4. —

P. 277-285. — Mode of access : elibrary.ru.

4. Vitchenko, O. V., Tkachuk, E. O. Information systems in vocational education. — Rostov-on-Don, 2017.

5. Zade, L. A. Concept of linguistic variable and its application to making approximate decisions. — M. : Mir, 1976.

6. Konysheva, L. K., Nazarov, D. M. Fundamentals of theory of fuzzy sets. — SPb. : Peter, 2011.

7. Kramarov, S. O., Sakharova, L. V., Khramov, V. V. Soft computing in management: managing complex multi-factor systems based on fuzzy analog controllers // Scientific Bulletin of Southern Institute of Management. — 2017. — № 3 (19). — P. 42-51.

И. Ю. Грекова

АНАЛИЗ РОЛИ КОМПЛАЕНС-КОНТРОЛЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ КОММЕРЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Аннотация

Непредсказуемость внешней среды, усложнение структуры операционных, финансовых, инвестиционных процессов, необходимость функционирования в условиях санкционного режима и возрастающие риски кибермошенничества делают актуальным для компаний любых размеров и отраслей организацию собственной системы управления рисками. В связи с этим большинство российских компаний все активнее внедряет процедуры риск-менеджмента и использует современные инструменты управления рисками.

Стремительно меняющаяся бизнес-среда ставит перед отечественным бизнесом цели этичного ведения своей деятельности, что достигается, в частности, за счет полноценного соблюдения антикоррупционного и антимонопольного законодательства и противодействия отмыванию доходов и получению нелегальных доходов.

В статье обосновано, что применение передовой методики управления рисками — комплаенс — способно не только обеспечить функционирование компании в рамках полного соблюдения законодательных нормативов, но и защитить компанию от наступления многих видов риска, в том числе и финансовых, а также генерировать дополнительный доход.

Ключевые слова

Система внутреннего контроля, риск-менеджмент, комплаенс, модель COSCO.

I. Yu. Grekova

ANALYSIS OF ROLE OF COMPLIANCE-CONTROL IN RISK MANAGEMENT SYSTEM OF RUSSIAN ENTERPRISES

Annotation

Unpredictability of external environment, complication of structure of operational, financial, investment processes, need of functioning in conditions of sanctions regime do relevant for companies of any sizes and industries the organization of own risk management system. In this regard most Russian companies introduces procedures of risk management more and more actively and uses modern instruments of risk management.

Promptly changing business environment sets the purposes of ethic business before domestic business that is reached, in particular, due to full observance of the anti-corruption and antitrust law and counteraction to laundering of income and to receiving illegal income.

In article it is proved that application of advanced technique of risk management — compliance — is capable not only to provide functioning of company within full compliance with legislative standards, but also to protect the company from approach of many types of risk including financial and also to generate additional income.

Keywords

System of internal control, risk management, compliance, COSCO model.

Введение

Появление системы комплаенс связано с глобализацией и интернационализацией мировой финансовой системы, что обусловлено возросшим уровнем нефинансовых рисков с начала 90-х годов [1]. В связи с этим правительства многих развитых стран предусмотрели для финансовых учреждений обязательство иметь в своей структуре комплаенс-службу. Функции комплаенс сегодня значительно расширились и вышли за пределы отрасли, связанной с управлением финансами. Процедуры комплаенса начали активно применять не только банки, инвестиционные фонды и страховые организации, но и предприятия нефтегазового сектора, энергетики, фармацевтики, торговли и представители крупного бизнеса многих других отраслей.

Для российских предприятий в последнее время все больше повышается актуальность организации комплаенс-процедур и внедрения системы управления комплаенс-рисками. Востребованность внедрения в практику деятельности большинства корпораций ме-

тодов комплаенса обусловлена желанием собственников защититься от негативного влияния кризисных явлений в экономике, избежать штрафов и административных нарушений за несоблюдение законодательных норм, получать значимую отдачу от своих капиталовложений при параллельном внедрении программ разумной экономии.

Материалы и методы

В процессе исследования особенностей применения комплаенс-контроля на отечественных предприятиях автор использовал общенаучные методы, анализ и синтез, что позволило достичь поставленных в ходе проведения исследования целей. Использование теоретических разработок, посвященных вопросам организации системы внутреннего контроля на предприятии, обусловило возможность проведения анализа в отношении тех основных направлений развития комплаенса, которые дают предприятию наиболее ощутимые конкурентные преимущества и позволяют достигать большей экономической эффективности.

Результаты

Комплаенс является платным инструментом осуществления контроля на предприятии, однако экономические выгоды от его применения оправданы теми возможными затратами, которые могут возникнуть при его отсутствии. Если финансовая стратегия предприятия в качестве своей основной цели предусматривает минимизацию издержек, в первую очередь, управленческих, то на таком предприятии вряд ли будет создано подразделение, осуществляющее комплаенс. Скорее всего, для решения проблем, связанных с проведением контрольных мероприятий, будет целесообразным оплата услуг стороннего специалиста, обладающего необходимыми знаниями и владеющего комплаенс-методологией, или обучение своего сотрудника. Внедрение более дорогостоящей модели комплаенса подразумевает формирование целой структуры, контролирующей процесс заключения сделок, которые перед подписанием проходят полноценную экспертизу со стороны сотрудника, занимающегося комплаенсом.

Преимущество комплаенса заключается не только в возможности осуществления контроля над финансовыми потоками, но и в возможности генерировать для компании дополнительные доходы за счет увеличения ее инвестиционной привлекательности, т. к. применение комплаенс-контроля обеспечивает отсутствие (или минимизацию) рисков репута-ционного и юридического характера. Это обеспечивает достижение бизнесом ком-плаенс-соответствия и способствует повышению экономической эффективности и конкурентоспособности компании. Все перечисленные аспекты имеют огромное значение с точки зрения инвесторов, для которых наличие в компании эффективной системы комплаенс-контроля может стать решающим фактором для осуществления капиталовложений.

Специалисты, осуществляющие комплаенс, способны анализировать про-

блемы, существующие в финансовом управлении, а значит, могут предотвращать появление ошибок, генерировать идеи по созданию новых продуктов, тем самым не просто экономя деньги компании, но и преумножая их. В компаниях с высокой комплаенс-культурой топ-менеджмент освобожден от большого количества функций, связанных с управлением, и большую часть времени может посвятить стратегическим вопросам развития компании. Как показывает практика, компании, обладающие эффективно отлаженной работой одела комплаенс, экономят значительные ресурсы на оплату привлеченных финансовых и налоговых консультантов, юристов и т. д.

На рисунке 1 представлена схема, отражающая основные направления регулирования деятельности компании, которые осуществляют комплаенс-контролеры или комплаенс-офицеры. Как видно, данный инструмент, который часто называют корпоративной идеологией, пронизывает абсолютно всю деятельность компании и обеспечивает непрерывный контроль происходящих процессов в организационной, производственной, экономической, инвестиционной и социальной сфере. Таким образом, основной функционал комплаенс-подразделения на предприятии заключается в аккумулировании всех правил, которыми должна руководствоваться организация при ведении своей деятельности. Комплаенс- процедуры способствуют контролю соблюдения как внешних правил, к которым относятся требования общероссийского законодательства, в том числе и соблюдение антикоррупционных норм, так и внутренних, к которым можно отнести каналы обратной связи, тренинги для работников, проверку надежности партнеров и т. д.

Комплаенс как система внутренних проверок дает компании ряд немаловажных преимуществ, отраженных в таблице 1.

Рисунок 1 — Системный подход к структуризации комплаенс-функции

на предприятии [5]

Таблица 1 — Преимущества внедрения на предприятии процедуры

комплаенс-контроля

Результат от внедрения комплаенса Характе ристика

Улучшение имиджа предприятия Предприятие, строго соблюдающее все законодательные нормы, формирующее прозрачные и понятные годовые отчеты, не имеющее административных нарушений и не ведущее судебных тяжб, является привлекательным деловым партнером и может рассчитывать на высокий интерес со стороны инвесторов, а также на высокую лояльность со стороны поставщиков и клиентов

Упрощение алгоритмов взаимодействия с надзорными и регулирующими органами Соблюдение компанией всех законодательных требований формирует ей положительный имидж также и с точки зрения контрольно -надзорных органов, которые даже в случае выявления нарушений могут проявить большую лояльность

Рост уровня корпоративной культуры Непрерывное осуществление мониторинга рисковых ситуаций и плавное внедрение в работу компании процедур комплаенса способствует совершенствованию бизнес-процессов и формированию динамичной среды для создания инновационного климата и появлению «корпоративного духа», предполагающего четкое следование этическим нормам по отношению к контрагентам

Возможность установления новых партнерских отношений Благоприятный имидж компании формирует подходящие условия для поиска и привлечения стратегических партнеров, что позволяет компании выйти на новые ниши рынка и увеличить сферу своего влияния

Возможность присутствия на международных рынках Внедрение комплаенса в транснациональных компаниях и компаниях, планирующих выйти на международных уровень, повышает к ним доверие со стороны иностранных стейкхолдеров. Более того, отсутствие работающей системы комплаенса в подавляющем большинстве случаев приводит к отказу от сотрудничества с предприятием

Повышается вероятность получения капитала за рубежом Внедрение системы соответствия законодательным нормам положительно трактуется иностранными банками, значительно увеличивая шансы предприятия на получение иностранного капитала, а также облегчается выход на крупнейшие мировые фондовые биржи

Ключевой задачей комплаенса является приведение деятельности компании в соответствие с действующим законодательством в целях исключения лю-

бых рисков, которые могли бы снизить конкурентоспособность и рентабельность бизнеса. Приведение в соответствие с нормами всех процессов и устранение

выявленных в ходе контрольных процедур нарушений приводит к значительному снижению или даже полному исчезновению репутационных и финансовых рисков. Стоит отметить, что увеличение каналов коммуникации оборачивается для предприятий и ростом числа потенциальных репутационных рисков. Если раньше любую проблему или нарушение можно было оперативно уладить внутри, избежав ее утечки вовне, то сегодня любая информация очень быстро может попасть в сеть Интернет и нанести компании довольно значительный репутацион-ный и финансовый ущерб.

Еще одной немаловажной задачей комплаенс-функции является отслеживание и профилактика внутренних конфликтов, возникновение которых в крупных корпорациях встречается довольно часто это могут быть сложные взаимоотношения внутри коллектива, с бизнес-партнерами, подрядчиками, конфликт топ-менеджеров или конфликт высшего управления с собственниками бизнеса. Инструменты для борьбы с подобными проблемами также предоставляет система комплаенс-контроля.

Значимыми рисками для компании являются не только внутренние, но и внешние конфликты, связанные, например, с взаимоотношениями с бизнес-партнерами или регуляторами, минимизировать которые можно за счет соблюдения законодательных норм. Поэтому важной задачей комплаенс-функции является минимизация рисков появления противоречий с действующими нормативными актами [4]. К функциям ком-плаенс-менеджера относится организация эффективных процедур взаимодействия со всеми подразделениями компании и ее контролирующими структурами, что позволяет оперативно выявлять возникающие проблемы и разрабатывать мероприятия по их решению. В обязанности менеджера входит отслеживание всех изменений закона и приведение документации компании и ее внутренних бизнес-процессов в соответствие с ними.

Рассматривая сущность комплаен-са, нельзя не упомянуть о такой его важной функции как предупреждение любых действий компании, или в отношении компании, связанных с коррупцией. Эффективной реализации этой функции можно достичь только с помощью разработки и внедрения единой, нормативно закрепленной концепции комплаенса. Существование унифицированной базовой системы комплаенса позволит установить единые для всех хозяйствующих субъектов нормы, позволяющие эффективно внедрять комплаенс-программы в свою систему внутреннего контроля, своевременно определять и предупреждать возникновение правонарушений, в полной степени соответствовать требованиям надзорных и регулирующих органов. Основная идея компаленса заключается в том, что данная программа направлена не на избежание ответственности сотрудников предприятия за принятые решения, а на кардинальное изменение их отношения к появлению нарушений законодательства и внутренних регламентов компании, которые в ком-плаенс-системе воспринимаются как недопустимые и неприемлемые события.

Изменение мышления сотрудников, работающих по правилам комплаенс-системы, возможно в случае наличия у компании корпоративной этики и культуры, с которой будет вступать в противоречие совершение какого-либо нарушения. Практика работы ведущих мировых корпораций показывает, что применение системы комплаенса в системе внутреннего контроля, осуществляемого на предприятии, позволяет увеличивать добавленную стоимость, что является для российских компаний особо актуальной целью в условиях ужесточения законодательных требований и сохранении кризисных явлений в экономике, особо проявляющихся в уменьшении доступности широкого спектра финансовых ресурсов и неполноценном использовании возможностей фондового рынка. Хотя представления российских компаний о

технологии и механизмах внедрения комплаенса не отличаются однородностью, тем не менее в структуре комплаенса можно выделить общие компоненты, которые дают возможность компаниям эффективно управлять комплаенс-рисками. Совокупность данных компонентов образует систему комплаенс,

Корректировка программы по результатам мониторинга

Единая горячая линия

Система обучения комплаенс

Мероприятия по выявлению и противодействию комплаенс -рис кам

Укажем на необходимость рассмотрения комплаенса как системы [2], т. к. реализация функций, связанных с предотвращением и нейтрализацией ком-плаенс-рисков, не может быть реализована с помощью применения отдельных компонентов системы, в то время как объединение их в систему позволяет разработать эффективную программу действий, объединяющую все процедуры проверки и обеспечивающую включенность всех сотрудников компании в осуществление внутреннего контроля. Система комплаенс на предприятии имеет

включающую в себя не только нормативные документы, но и элементы корпоративной культуры и механизмы коммуникаций [2].

На рисунке 2 представлена структура системы комплаенс-контроля с точки зрения субъектно-объектного подхода.

Контроль наиболее рискованных с точки зрения комплаенса транзакций

свое документальное воплощение в форме комплаенс-программы, являющейся одним из инструментов управления. В комплаенс-программе закрепляются все основные цели проведения компаленс-контроля, его функции, обозначаются ключевые элементы программы, формулируются принципы и стандарты осуществления комплаенс-контроля, а также основные комплаенс-процессы.

В таблице 2 представлены основные направления реализации комплаенс-контроля на предприятиях.

Комплаенс-программа

Субъекты управления

С

отрудники

Клиенты

Партнеры

Объекты управления

Процедуры проверки потенциальных сотрудников, партнеров, клиентов

Мониторинг эффективности внедренных процедур по предотвращению

комплаенс -рис ков

Рисунок 2 — Структура системы комплаенс-контроля: субъектно-объектный подход

Таблица 2 — Анализ основных направлений комплаенса как инструмента внутреннего контроля

Направления комплаенса Сфера деятельности компании Форма реализации

Повышение результативности и эффективности общего менеджмента и риск-менеджмента Организ ационная, экономическая Специалисты, занимающиеся комплаенсом, изучают макротенденции, что позволяет своевременно реагировать на изменения внешней среды, корректировать планы развития, внедрять инновационные технологии управления

Соблюдение внешних требований Нормативно-правовая Совершенствование внутренних политик и процедур по организации процесса стратегического управления, что является одной из основных комплаенс-целей

Обеспечение достоверности отчетности Нормативно -правовая, экономичес кая, социальная Создание механизма, способствующего формированию достоверных и синхронизированных отчетных данных для всех стейкхолдеров. Отчетность, сформированная с учетом всех принципов комплаенса, должна содержать информацию о достижении стратегических целей и методах управления стратегическими рисками

Предупреждение случаев отмывания доходов Финансовая Целью является противодействие поступлению средств, нажитых преступным путем, в легальный сектор экономики

Противодействие коррупции Экономическая, финансовая Данное направление комплаенс-активности очень обширно и имеет большое значение для компании

Формиров ание корпоративной этики Организ ационная, социальная Создание свода правил поведения сотрудников. Такой документ, регулирующий все сферы деятельности компании, содержит общие рекомендации, без конкретики регламентирующие этиче-с кие нормы поведения

Выстраивание продуктивных отношений с надзорными органами Экономическая, финансовая Обеспечение условий, когда компанией соблюдаются все установленные законодательством нормы

Контроль в сфере покупки ценных бумаг Инвестиционная, финансовая Целью является предотвращение фактов покупки сотрудниками ценных бумаг и другой биржевой активности, если это противоречит интересам компании в данный момент

Политика конфиденциальности Информационная безопасность Формируется культура работы с персональными данными клиентов. Здесь подразумевается неразглашение сотрудниками информации в личных целях, а также эффективность взаимодействия с клиентами, а также обработки по-с тупающих жалоб

Разделение информации внутри компании Информационная безопасность Деятельность направлена на сохранение коммерческой тайны и воспрепятствование возможным мошенническим действиям со стороны сотрудников, владеющих закрытой внутренней информацией

Представленные в таблице 2 направления комплаенс-контроля указывают на то, что управление всеми выявляемыми в ходе мониторинга рисками компании предполагает постоянную аналитическую работу, что предполагает целесообразность формирования команды, согласованно работающей над кон-

тролем рисков. Эффективная организация комплаенса поможет компании завоевать лидирующие позиции в своей сфере деятельности благодаря оперативному отслеживанию рисков и принятию мер к их снижению или нейтрализации.

Анализ основных подходов отечественных ученых к системе комплаенс-

контроля и оценка основных направлений его осуществления позволяют конкретизировать понятие «комплаенс-контроль» с точки зрения субъектно-объектного подхода и определить его как часть общего организационно-экономического механизма компании, основанного на соблюдении интересов всех ее стейкхолде-ров путем осуществления непрерывного мониторинга деятельности компании и предупреждении наступления неблагоприятных рисковых событий, связанных с совершением компанией или ее сотрудниками незаконных действий, наличием в системе компании коррупционной составляющей, предоставлением недостоверной информации о деятельности компании заинтересованным лицам и другими действиями, противоречащими корпоративной этике компании.

Обсуждение

Система управления рисками требует значительных временных и трудовых затрат, связанных с ее организацией и внедрением в существующую организационную структуру компании. Поэтому так важно на первых этапах становления системы управления рисками избежать наиболее существенных ошибок внедрения комплаенс-функции. Практические работники дают ряд рекомендаций, которые позволяют еще на этапе формирования системы комплаенс, сделать ее устойчивой и эффективной.

1. Комплаенс-контролеры должны быть наделены широкими полномочиями, которые позволят им проводить реорганизацию внутренних бизнес-процессов компании. Так как минимизация рисков и укрепление репутации компании иногда требуют жестких мер, связанных, например, с отказом от сотрудничества с прежними партнерами или перепрофилирования видов деятельности, подобные изменения могут вызвать сопротивление коллектива и руководства. Поэтому положение комплаенс-контролеров на служебной лестнице должно быть достаточно высоким и давать соответствующие полномочия.

2. Руководство компании и ее собственники должны координировать действия контролеров и предоставлять им всю необходимую информацию, а также оказывать содействие в проведении реорганизационных процессов. Без согласованного взаимодействия трех сторон будет невозможно наладить эффективную систему управления рисками. Также со стороны сотрудников компании необходимо осознание того факта, что не только комплаенс-контролеры должны участвовать в предупреждении рисков, но и они сами, так как каждый работник в пределах своей сферы деятельности владеет наиболее полной информации о возникающих рисках, и он же может предложить наиболее эффективные пути их нейтрализации и снижения. Сотрудники отделов компании должны быть проинформированы о том, что комплаенс-контролерам необходимо своевременно предоставлять актуальную информацию о протекающих на предприятии бизнес-процессах.

3. Все сотрудники, задействованные в управлении рисками, должны владеть полным объемом профессиональных компетенций в области риск-менеджмента.

4. За рубежом накоплен уже значительный опыт внедрения комплаенс-функций, следовательно, целесообразно адаптировать зарубежные модели ком-плаенса под российские стандарты. Эффективная система внутреннего контроля значительно облегчает задачу управления рисками и позволяет совершенствовать систему риск-менеджмента. Крупные компании, для которых грамотное управление рисками является принципиально важным моментом, достаточно серьезно подходят к созданию системы риск-менеджмента и все чаще выделяют в ней в качестве отдельного элемента комплаенс-контроль.

В таблице 3 приведен анализ некоторых вакансий, размещенных на портале hh.ru, которые связаны с подбором специалистов, владеющих методиками компаленс-контроля.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 3 — Анализ вакансий в сфере комплаенс-контроля

на портале hh.ru

Должность Компания Должностные обязанности

Специалист по налоговой защите и комплаенсу Московский аэропорт Домодедово Анализ хозяйственной деятельности предприятий Группы; анализ существующей налоговой модели; сопровождение камеральных, выездных проверок предприятий; взаимодействие с налоговым органом по всем текущим вопросам деятельности

Руководитель группы разработки решений по безопасности и комплаенсу DIS Group Руководство группой разработки по безопасности и комплаенсу; участие в проектах, связанных с непосредственной деятельностью группы. постановка задач; установка сроков их выполнения; согласование приоритетов по задачам для сотрудников группы, их оценка; контроль результатов и текущего состояния

Стажер, Группа оказания услуг в области бизнес-рисков EY (Эрнст энд Янг) Анализ и описание бизнес-процессов компаний анализ методологических документов компаний; участие в разработке документации; разработка и анализ контрольных процедур для управления рисками; участие во внутренних аудиторских проверках

Комплаенс специалист АО «Фарм -стандарт» Комплаенс-мониторинг контрагентов; участие в комплаенс-проверках; проведение комплаенс-тренингов для работников компании; разработка и комплаенс-экспертиза локальных нормативных актов

Главный специалист бэк-офиса ООО «Русатом», Группа компаний Составление и проверка управленческих отчетов; проверка бухгалтерских и налоговых отчетов; финансовое планирование; проверка отчетов брокеров, расчет начисления комиссий, процентов, вознаграждений; подготовка отчетов клиентам, акционерам/бенефициарам; проверка отражения операций в финансовом отчете бухгалтера/аудитора МСФО; участие в прохождении комплаенса по счетам/операциям в зарубежных банках

Старший менеджер по аудиту Билайн Участие в ежегодном планировании аудиторских проверок бизнес-процессов и ключевых проектов документирование бизнес-процессов; определение ключевых рисков и контролей; разработка рабочих программ проверок и их выполнение в составе аудиторской команды; документирование проведенных аудиторских процедур; разработка и согласование с владельцами бизнес-процессов рекомендаций по устранению выявленных нарушений, снижению рисков и оптимизации бизнес-процессов

Главный специалист (compliance) Почта России Участие во внедрении комплаенс-процедур и требований комплаенс-политик в компании; проведение мероприятий по оценке комплаенс-рисков (включая коррупционные риски); оценка комплаенс-рисков при внедрении продуктов и услуг «Почта России» требованиям; подготовка комплаенс-заключений; консультирование сотрудников по вопросам комплаенс; участие в развитие и внедрение программы обучения в области комплаенс

Указанные требования к сотрудникам подтверждают то, что компланес уже отдалился от первоначального узкого понимания соответствия деятельности компании действующему законодательству и все больше включает в себя финансовые, налоговые аспекты деятельности и широкие экономические знания. Анализ региональной структуры вакансий специалистов комплаенса по-

казывает, что наибольший спрос на них существует в Москве (94 вакансии), далее с большим отрывом идет Санкт-Петербург (17 вакансий), Воронежская область (13 вакансий), Республика Татарстан (6 вакансий) и Ростовская область (5 вакансий) [6]. Комплаенс-контроль должен быть органично встроен в систему управления компании, а системный характер его осу-

ществления подразумевает: наличие полного управленческого цикла; разработанную методологию проведения контрольных процедур; наличие корпоративного стандарта или положения, регулирующего порядок осуществления внутреннего контроля в части комплаен-са; существование готовой стратегии управления рисками, органично вписанной в общую стратегию предприятия.

Российские риск-менеджеры часто упоминают концепцию управления рисками COSO, для отечественных компаний она носит справочный характер и может использоваться как дополнительный источник информации по выстраиванию системы управления рисками [3]. C каждым годом все больше и больше повышается необходимость выявления и контроля комплаенс-рисков, поэтому актуализируются вопросы, связанные с разработкой методов для их оценки. Самыми востребованными на сегодняшний день являются методы построения дерева решений, отражающие вероятность наступления рисков и их последствия, проведение сценарного анализа, а также различные скоринго-вые модели.

Выводы

Основная и важнейшая функция комплаенс-подразделения состоит в предоставлении руководству компании независимой оценки по широкому спектру связанных с данной сферой рисков, и их бюджетированием, которое выражается в анализе последствий наступления рисков в виде финансовых показателей и поиска резервов для их нейтрализации или покрытия. Система ком-плаенса необходима для формирования общей картины эффективности управления рисками, в которой каждой бизнес-функции присущи свои риски, анализировать которые должны специалисты определенного подразделения компании, т. к. они владеют наиболее полной информацией и необходимым уровнем операционных компетенций. Большое количество рисков возникает на стыке функций (операционные рис-

ки/комплаенс риски, финансовые рис-ки/комплаенс риски, инвестиционные риски/комплаенс риски), поэтому подразделению комплаенс-контроля отводится важная роль обобщения всех видов рисков и координации управления ими.

Библиографический список

1. Грекова, И. Ю. FATCA: новые трудности контроля // Внутренний контроль в кредитной организации. — 2012. — № 3. — С. 21.

2. Лахно, Ю. В. Система компла-енс в российских компаниях реального сектора экономики // Налоги и финансы. — 2018. — № 2. — С. 36-40.

3. Маликова, С. Управление рисками в российских компаниях // Экономика и жизнь. — 2019. — № 19. — С. 8.

4. Тимошкин, А. В. Корпоративный комплаенс-контроль как инструмент экономической безопасности : дисс. к. э. н. — М., 2010. — С. 51.

5. Шалабаева, А. Ищейки для предателей // Эксперт Казахстан. — 2011. — № 17.

6. www.hh.ru — портал вакансий компании HeadHunter.

Bibliographic list

1. Grekova, I. Yu. FATCA: new difficulties of control // Internal control in credit institution. — 2012. — № 3. — Р. 21.

2. Lakhno, Yu. V. System compliance in Russian companies of real sector of economy // Taxes and finance. — 2018. — № 2. — P. 36-40.

3. Malikova, S. Risk-management in Russian companies // Economy and life. — 2019. — № 19. — P. 8.

4. Timoshkin, A. V. Corporate compliance-control as tool of economic security : diss. of PhD. — M., 2010. — P. 51.

5. Shalabayeva, A. Police dogs for traitors // Expert Kazakhstan. — 2011. — № 17.

6. www.hh.ru — portal of vacancies of company «HeadHunter».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.