Научная статья на тему 'Антимонопольный комплаенс'

Антимонопольный комплаенс Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
349
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИМОНОПОЛЬНЫЙ КОМПЛАЕНС / КОМПЛАЕНС-СИСТЕМА / КОМПЛАЕНС-МЕНЕДЖМЕНТ / БИЗНЕС / УПРАВЛЕНИЕ / ANTIMONOPOLY COMPLIANCE / COMPLIANCE SYSTEM / COMPLIANCE MANAGEMENT / BUSINESS / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Круглова А.Р.

В последние годы мировой бизнес-тренд обратился в сторону активного введения механизма комплаенс. Главная функция комплаенса универсальна обеспечить систему внутреннего контроля и избежать возможные потери и риски. Антимонопольный комплаенс призван следить за должным соблюдением антимонопольного законодательства. В целях соответствия законодательству и снижения рисков хозяйствующий субъект имеет право разработать и реализовать механизм внутреннего корпоративного контроля, то есть антимонопольного комплаенса. Формирование такой структуры может стать условием для существенного улучшения качества действий, направленных на защиту конкуренции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTITRUST COMPLIENCE

In recent years, the global business trend has turned towards the active introduction of a compliance mechanism. The main function of compliance is universal to provide an internal control system and avoid possible losses and risks. Antitrust compliance is designed to ensure that antitrust laws are properly complied with. In order to comply with legislation and reduce risks, an economic entity has the right to develop and implement a mechanism for internal corporate control, that is, antimonopoly compliance. The formation of such a structure can become a condition for a significant improvement in the quality of actions aimed at protecting competition.

Текст научной работы на тему «Антимонопольный комплаенс»

АНТИМОНОПОЛЬНЫЙ КОМПЛАЕНС А.Р. Круглова, студент

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Россия, г. Москва)

Б01: 10.24411/2411-0450-2020-10602

Аннотация. В последние годы мировой бизнес-тренд обратился в сторону активного введения механизма комплаенс. Главная функция комплаенса универсальна - обеспечить систему внутреннего контроля и избежать возможные потери и риски. Антимонопольный комплаенс призван следить за должным соблюдением антимонопольного законодательства. В целях соответствия законодательству и снижения рисков хозяйствующий субъект имеет право разработать и реализовать механизм внутреннего корпоративного контроля, то есть антимонопольного комплаенса. Формирование такой структуры может стать условием для существенного улучшения качества действий, направленных на защиту конкуренции.

Ключевые слова: антимонопольный комплаенс, комплаенс-система, комплаенс-менеджмент, бизнес, управление.

Корпоративный комплаенс является относительной новизной для российского экономического общества, именно поэтому существует большое количество подходов к определению данного термина. Всё же комплаенс является внутренним механизмом, включающим в себя процедуры, обеспечивающие контроль за соответствие законодательству (в антимонопольном комплаенсе соответствие антимонопольному законодательству) [1]. По своей сути комплаенс является внутренней системой контроля и оценки возможных рисков. Предлагается рассмотреть инструменты компаленс-аппарата, к которым можно отнести: комплаенс-менеджмент, комплаенс-процесс, комплаенс-контроль и комплаенс-риск.

Под комплаенс-менеджментом понимается комплекс управленческих действий, направленных на организацию выполнения правил, подчинению законам. Далее, обратимся к определению понятия комп-лаенс- процесс, под которым обычно принято обозначать постоянный мониторинг каждого шага компании и последующая оценка для установления соответствия законодательству. За комплаенс-контролем стоит контроль и отслеживание должного соблюдения и подчинения нормативно-правовым актам. Зачастую, в современном экономическом мире распространено мне-

ние, что эффективный комплаенс является залогом успешного бизнеса. Ключевая задача комплаенса определяется созданием условий для долгосрочного и устойчивого развития компании и определении ситуации, связанной с реальными рисками. Российские компании в случаях реализации комплаенса как системы, основываются в большинстве случаях на международной практике, преодолевая законодательное соответствие и, выбирая наиболее актуальные функции для конкретной организации. Итак, часть I ст. 34 Конституции Российской Федерации определяет свободу предпринимательских способностей для генерирования любой деятельности, допустимой законом, однако, во второй части ст. 34, деятельность, направленная на захват рынка (монополизация) и ограничение конкурентных условий, признается незаконной. Вследствие этого необходимо сохранение некоторого равновесия в функционировании антимонопольного законодательства [2].

Именно поэтому антимонопольный комплаенс призван поддерживать баланс соблюдения необходимых норм, чтобы не реализовывать свою деятельность вразрез с законодательством. Его целью провозглашается отслеживание возможных антимонопольных нарушений через уменьшение вероятного произвола исполнителя,

а значит и предостережение от риска законодательных санкций.

К фундаментальным факторам эффективной работы антимонопольного компла-енса можно отнести следующее:

- успешное взаимодействие системы комплаенса с соответствующими частями подсистемы, а именно: риск- менеджмент, корпоративного управление и корпоративная безопасность.

- наличие грамотного комплаенс-специалиста, который может иметь разное обозначение данной должности (компла-енс-контролер, комплаенс-менеджер и др.) Стоит отметить, что несмотря на то, что в России официально данная профессия не фигурирует, во многих компаниях наличие такого специалиста является нормой не первый год. Сотрудник, занимающий данную позицию, должен не только ориентироваться в международном компла-енс-уровне, но и уметь анализировать большой поток информации. Как и любая международная профессия, комплаенс-специалист имеет определенные компетенции и стандарты, в случае усвоения которых проходит международная сертификация. Стоит отметить, что такой уровень требует ежегодного подтверждения квалификации. В России по комплаенсу сертификацию реализует International Compliance Association (ICA) в партнерстве с The

2001 года сертификацию по данной программе прошли более 40000 специалистов, к тому же, числятся и продолжают свою деятельность в мировом сообществе комп-лаенс-менеджеров более 10000 специалистов [3]. В нашей стране также активно проходит подготовка специалистов по данной программе, при этом около 50% слушателей являются специалисты, работающие в реальном секторе экономики.

Итак, желание внедрить данную систему может сопровождаться сложностями в процессе самого внедрения. Во-первых, изменения в корпоративной культуре компании является постепенным мероприятием, которое не проходит в одночасье, поэтому есть шанс встретить сопротивление со стороны персонала. Решение такой проблемы носит комплексный характер, то есть такие изменения внутри компании нуждаются в постоянной кропотливой работе, а также со стороны руководства необходимо увеличить каналы коммуникации (консультации, тренинги). Более того, создание линии поддержки для сотрудников поможет отделу по антимонопольному комплаенсу вести регулярную разъяснительную работу и при необходимости применять должное воздействие. Именно поэтому, до сих пор не утихают споры и дискуссии относительно практической стороны продвижения комплаенс-системы.

Manchester Business School. Начиная с

Библиографический список

1. Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013-2024 гг.

2. Антиконкурентные соглашения и недобросовестная конкуренция: учеб. пособие / отв. ред. С.А. Пузыревский. - М.: Проспект, 2016. - С. 280-288.

3. Амброжевич О. Комплаенс. С ним или без него // Вестник НАУФОР. - 2011. - №9. -С. 54-60.

ANTITRUST COMPLIENCE

A.R. Kruglova, Student

Financial University under the Government of the Russian Federation (Russia, Moscow)

Abstract. In recent years, the global business trend has turned towards the active introduction of a compliance mechanism. The main function of compliance is universal - to provide an internal control system and avoid possible losses and risks. Antitrust compliance is designed to ensure that antitrust laws are properly complied with. In order to comply with legislation and reduce risks, an economic entity has the right to develop and implement a mechanism for internal corporate control, that is, antimonopoly compliance. The formation of such a structure can become a condition for a significant improvement in the quality of actions aimed at protecting competition.

Keywords: antimonopoly compliance, compliance system, compliance management, business, management.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.