8 зпг РШШШМ
2(1 1 2
ЭКСПЕРТНАЯ ЗОНА. ОТКРЫТИЕ КОМПЛАЕНСА
Екатерина ПУСТОВАЛОВА, к.ю.н., региональный директор по России и СНГ International Compliance Association (ICA), президент International Compliance Services (ICS)
ЭФФЕКТИВНЫЙ КОМПЛАЕНС
ДЛЯ УСПЕШНОГО БИЗНЕСА
Финансовые потери, отзыв лицензий, уголовная ответственность руководителей, потеря деловой репутации — все это не зависит от того, требует закон от организации выстраивать систему внутреннего контроля над недопущением нарушений или нет. Функция комплаенса универсальна и крайне важна для руководителей, заинтересованных в устойчивом долгосрочном развитии компании и понимании реальной ситуации по рискам.
Ключевые слова: система комплаенса, комплаенс-менеджер, комплаенс-регулирование, внутренний контроль, комплаенс-риски, мотивация к внедрению, риск-менеджмент, новая философия бизнеса
• КОМПЛАЕНС-РЕГУЛИРОВАНИЕ
На настоящий момент международное комплаенс-регулирование очень многообразно и обусловлено спецификой страны, причинами и целями появления регулирования, секторами экономики (различными субъектами) и областями законодательства. Первым в России вопросами комплаенса озаботился банковский сектор: термин «комплаенс-контроль» был введен Указанием Банка России от 7 июля
1999 г. №603-У «О порядке осуществления внутреннего контроля над соответствием деятельности на финансовых рынках законодательству о финансовых рынках в кредитных организациях», но в 2004 г. указание , | | №603-У было признано утратившим силу. На международном уровне также одним из первых документов по комплаенсу стали Всеобщие директивы по противодействию отмыванию доходов в частном банковском секторе (Вольфсберг-ские принципы), принятые 30 октября
2000 г. 11 ведущими банками мира. В последующем комплаенс-регулирова-ние, направленное на противодействие коррупции и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в банковской сфере продолжало
развиваться и детализироваться как за рубежом, так и в России. Важной областью комплаенс-регулиро-вания является противодействие коррупции. Помимо Закона о борьбе с коррупцией за рубежом (Foreign Corrupt Practices Act, FCPA) 1977 г., нормативное регулирование в этой области развивалось следующим образом: + Конвенция ОЭСР по борьбе с подку-
Key words: compliance, compliance manager, compliance management, internal control, compliance risks, motivation for implementation, risk management, new business philosophy
The need for the implementation of compliance system in Russia has become especially acute today. It is not explained only by the fact that our country is being actively integrated into the global space where compliance principle has been followed for a long time already. There is no compliance concept in the Russian legislation; neither there is a profession of compliance manager. However, various legal regulations do have requirements for compliance. But that is only «one side of the coin.» The question is, what lies in the core of a compliance system. Ekaterina PUSTOVALOVA, Ph.D., Regional Director Russia and CIS International Compliance Association (ICA), President of International Compliance Services (ICS). EFFECTIVE COMPLIANCE FOR SUCCESSFUL BUSINESS.
пом должностных лиц иностранных государств при совершении международных деловых операций (OECD Conventionon Combating Bribery of Foreign Public Officials in International Business Transactions) 1997 г., далее (Конвенция ОЭСР против коррупции); « Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 1999 г.;
« Конвенция ООН против коррупции 2003 г.;
« UK Bribery Act.
В России ключевые документы по противодействию коррупции следующие: « Федеральный закон от 25.12.2008 №273-Ф3 «О противодействии коррупции»;
+ Указ Президента РФ от 19.05.2008 №815 «О мерах по противодействию коррупции»;
« Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. №96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»; « Указ Президента РФ от 13 апреля 2010 г. №460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 гг.»; « «Национальный план противодействия коррупции» (утв. Президентом РФ от 31.07.2008 №Пр-15б8). Требования и рекомендации по вопросам организации системы комплаенса содержатся в следующих документах: « Руководство ОЭСР о лучших практиках по внутреннему контролю, этике и комплаенсу (OECD Good Practice Guidance on Internal Controls, Ethics, and Compliance) от 18.02.2010 г. [1]; « Раздел 7 Руководства для международных компаний (Section VII — Guidelines for Multinational Enterprises) [2] Конвенции ОЭСР против коррупции устанавливает требования к системе
ЭФФЕКТИВНЫЙ КОМПЛАЕНС ДЛЯ УСПЕШНОГО БИЗНЕСА
ремщццм х 9
внутреннего контроля и функции ком-плаенса;
« Подробное описание принципов внедрения «адекватных» процедур приведено в Bribery Act 2010 Guidance [3], а в краткой и простой форме пояснения и рекомендации Министерства юстиции Великобритании по соответствию UK Bribery Act приведены в Quick Start Guide) [4];
4 Также имеются Руководства Transparency International о внедрении «адекватных» процедур (Guidance on Adequate Procedures under the UK Bribery Act 2010) [5].
Тем не менее российское антикоррупционное законодательство в настоящий момент не содержит требований к построению системы внутреннего контроля и рекомендаций комплаенс-ме-неджеру, но в связи с присоединением России к Конвенции ОЭСР против коррупции можно ожидать, что ситуация изменится.
Также с точки зрения международного комплаенс-регулирования актуальными областями комплаенса являются: регулирование порядка ведения бизнеса (conduct of business regulation) [6] (одна из основных целей — защита интересов потребителей), противодействие финансовым преступлениям (в международной практике эта область комплаен-са включает в себя сделки с использованием инсайдерской информации, манипулирование рынком) [7]. Здесь следует упомянуть принятый в России в июле 2010 г. Федеральный закон «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком», который содержит требования к системе внутреннего контроля над недопущением нарушений. Следует отметить, что комплаенс-ре-гулирование — это не инициативы отдельных стран, а глобальный международный процесс, который имеет определенные межгосударственные цели и широкий круг защищаемых субъектов: « устойчивость финансовой системы и недопущение финансового кризиса, дефолта по обязательствам, в т.ч. перед гражданами-вкладчиками (требования к достаточности капитала и ликвидности);
Екатерина Пустовалова
« честное ведение бизнеса и справедливая конкуренция, лучшее качество товаров и услуг по лучшей цене (недопущение коррупции, недопущение сделок с использованием инсайдерской информации и манипулирования рынком);
+ обеспечение достоверной информацией для принятия решений, защита акционеров, инвесторов, потребителей (полнота и достоверность отчетности и раскрываемой информации) и т.д.
Мы рассмотрели лишь основную часть требований в различных областях регулирования, которые содержатся в документах разных стран. Все эти требова-
ния и подходы необходимо знать для построения функции комплаенса, которая может быть успешно применена к любой области законодательства, риски нарушения в которой и применения последствий наиболее актуальны для конкретной организации. Нельзя не отметить, что российские организации при построении системы комплаенса все чаще ориентируются на лучшие практики и международные стандарты управления комплаенс-рис-ками. Для этого специалисты по вопросам комплаенса делают гэп-анализ требований российского и зарубежного законодательства и зачастую обеспечивают соответствие их организаций более жестким требованиям.
• КОМПЛАЕНС
В ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ
В мировой практике тема построения функции комплаенса в сфере охраны здоровья хорошо разработана. Выработана методология построения системы контроля над соблюдением установленных стандартов в привязке к бизнес-процессам, собраны и обобщены лучшие практики необходимых мероприятий и документов по ком-плаенсу [8].
Вместе с тем, помимо отраслевого ком-плаенса, для фармацевтических компаний важно своевременно выявлять и управлять также и другими комплаенс-ри-сками, которые могут возникнуть по общим областям комплаенс-регулирова-ния. Компаниям нужно постоянно следить не только за изменением требований применимого законодательства, но и за практикой его применения (включая обстоятельства, послужившие основанием реализации комплаенс-риска, оценку фактов), критически пересматривая свои внутренние системы контроля над недопущением нарушений. Так, например, система контроля над неправомерным использованием инсайдерской информации позволит не быть вовлеченной стороной в нарушения при совершении сделок слияний-поглощений. Реализация налоговых, трудовых комплаенс-рисков, рисков в связи с M&A, выходом на рынки капитала в большинстве своем связана не с ошибками в оценке ма-
10 зтль ршшиим 20 1 2
ЭКСПЕРТНАЯ ЗОНА. ОТКРЫТИЕ КОМПЛАЕНСА
рисунок ^^ Система комплаенс. Интеграция во внутреннюю инфраструктуру компании
ПРОЦЕДУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ
^ Элементы внутреннего контроля в бизнес-процессах компании ф Элементы (ограничения) в политиках и внутренних регламентных документах компании ф Программы проверки со стороны внутреннего аудита
♦ Программы проверки со стороны внешнего аудита
♦ Организационное разграничение функций
♦ Элементы в общей карте рисков компании
♦ Организационное обособление комплаенса
♦ Осведомленность сотрудников компании ф Элементы в системе отчетности
СИСТЕМА КОМПЛАЕНС
СОПРЯЖЕННЫЕ ПОДСИСТЕМЫ
ф Система внутреннего контроля компании ф Система управленческой и бухгалтерской отчетности ф Система бюджетирования и финансового контроля ф Система набора, управления и подготовки кадров ф Система управления рисками ф Система корпоративного управления ф Система взаимодействия с аудиторами ф Система раскрытия информации и PR ф Система безопасности ф Система GR
ф Организационная структура ф Информационные системы компании
УРОВНИ РАБОТЫ СИСТЕМЫ ..........*
♦ Уровень акционеров и Совета директоров ф Уровень рядовых сотрудников компании
ф Уровень исполнительных органов компании ф Уровень исполнительных органов дочерних компаний Группы
ф Уровень руководителей подразделений и региональных филиалов ф Уровень сотрудников дочерних компаний Группы
териальности или вероятности реализации рисков, а с отсутствием контроля в соответствующих бизнес-процессах организации.
Сейчас очевидно прослеживается движение в сторону этики, корпоративной социальной ответственности [9]. Существует международный рейтинг наиболее этичных компаний (The World's Most Ethical Companies) [10]. Многие, в т.ч. и российские компании, выстраивают внутренние программы по этике и комплаенсу. То есть комплаенс-регулирование, изначально ориентированное на недопущение финансовых потерь (акционеров, вкладчиков), честное получение дохода и прибыли, обращается и к другим ценностям. Поскольку фармацевтическая отрасль напрямую связана с жизнью и здоровьем огромного числа граждан, следует ожидать появления специального регулирования в части
требований к системе внутреннего контроля над недопущением нарушений в этой сфере и отдельной ответственности за отсутствие эффективного контроля. И инициаторами в таком случае могут выступить сами фармацевтические организации или их объединения, тем более что в этой отрасли очень сильна роль профессионального бизнес-сообщества. Альтернативно появление таких требований можно ожидать со стороны межгосударственных организаций.
Так, недавно 11 стран — участниц Совета Европы подписали конвенцию «Медикрим» [11], которая, по словам экспертов, изменит ситуацию на мировом фармацевтическом рынке, повысит ответственность участников медицинского рынка, будет способствовать защите интересов и здоровья миллионов
людей. Принятие конвенции предусматривает обязанность стран, присоединившихся к ней, обеспечить уголовную ответственность за производство и сбыт, рекламу и незаконную транспортировку, а также за фальсификацию документов поддельной медицинской продукции, к которой отнесены не только лекарства и субстанции для них, но и все медицинские изделия, приборы, технологии, биологически активные и пищевые добавки, лечебная косметика..
• ЭФФЕКТИВНЫЙ КОМПЛАЕНС: КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ
Успех управления комплаенс-рисками зависит от двух ключевых-факторов: Ф наличие хорошего специалиста по комплаенсу. В отсутствие официальной профессии в России во многих компаниях такой специалист, тем не менее, есть. Называется он по-разному: ком-плаенс-менеджер, комплаенс-офицер, комплаенс-контролер, комплаенс-чем-
ЭФФЕКТИВНЫЙ КОМПЛАЕНС ДЛЯ УСПЕШНОГО БИЗНЕСА
ршшиим Х 11
пион, комплаенс-амбассадор. В настоящее время заинтересованные российские и зарубежные профессиональные организации активно обсуждают порядок включения комплаенс-менеджера в официальный перечень профессий в России;
« грамотная и эффективная интеграция системы комплаенса в сопряженные подсистемы: корпоративного управления, риск-менеджмента, систему внутреннего контроля, корпоративной безопасности (рис.).
Хороший специалист по комплаенсу обязательно должен знать и хорошо ориентироваться во всем спектре (в т.ч. международном) комплаенс-регулиро-вания. Чтобы хорошо делать свою работу, ему необходимо не только обладать высокой квалификацией, но и получать и анализировать очень широкий спектр информации. Мониторинг множества источников, их анализ требует много времени. Поэтому мы реализуем в настоящее время ряд информационных проектов для специалистов по компла-енсу, создавая базу знаний: « настольная книга комплаенс-менед-жера 2012;
♦ ежеквартальный обзор по комплаенсу;
« справочник о реализовавшихся ком-плаенс-рисках.
1 В Великобритании существуют Национальные стандарты по комплаенсу («National Occupational StandardsforCompliance, Anti-moneylaunder-ing, FinancialCrimePrevention») -http://www.int-comp.org/ICANOS, которые устанавливают не только роль и функции комплаенс-менеджера, но являются бенчмарком для всех организаций всех отраслей и комплаенс-менед-жеров по оценке функций, выполняемых компла-енс-менеджерами.
Как и у любой международной профессии, в комплаенсе существуют стандарты компетенции для уже практикующих специалистов1, а по результатам их освоения присваивается международная сертификация. В дальнейшем требуется ежегодное подтверждение квалификации. По комплаенсу в нашей стране такая сертификация осуществляется International Compliance Association (ICA) в партнерстве с The Manchester Business School. C 2001 г. более 40 000 специалистов по всему миру прошли программы сертификации ICA, более 10 000 являются членами и продолжают общение в международном сообществе компла-енс-менеджеров. В России и СНГ уже более 130 специалистов, которые прошли или проходят программу подготовки ICA по комплаенсу. Причем более 50% составляют слушатели из компаний реального сектора экономики, 7% из которых — представители фармацевтических компаний.
В заключение хотелось бы отметить, что система комплаенса — дело непростое. Необходимо ориентироваться на лучшие практики и методологические наработки. Но поверьте профессионалам, что все ваши усилия будут оправданы: эффективный комплаенс — это залог успешного бизнеса.
ИСТОЧНИКИ
1. http://wwwoecd.org/dataoecd/5/51/ 44884389.pdf
2. http://wwwoecd.org/dataoecd/4/18/ 38028044.pdf
3. http://www.justice.gov.uk/downloads/legislation/bribery-act-2010-guidance.pdf
4. http://wwwjustice.gov.uk/downloads/legislation/bribery-act-2010-quick-start-guide.pdf
5. http://wwwtransparency.org.uk/working-with-companies/adequate-procedures
6. UK Financial Services Authority, COBS, ICOBS, MCOB, BCOB
7. UK Fraud Act 2006, UK FSA Market Abuse Handbook
8. The Health Care Compliance Professional's Manual (http://wwwhcca-info.org/StaticContent/HCCPMflyerForm.pdf ); Health Care Privacy Compliance Handbook (http://www.hcca-info.org/source/Orders/index.cfm?section=Shop_Online&task=3&CATEGO-RY=BOOKS&PRODUCT_TYPE=SALES&SKU=PVCCOMPHB)
9. http://wwwvneshtorgclub.com/index.php?option=com_content&view=article&id=61:new-opportunity&catid=1:latest-news
10. http://ethisphere.com/rankings-and-ratings/
11. http://www.rg.ru/2011/11/01/falshdrugs.html
кстати
Конференция Международной комплаенс ассоциации
19 апреля 2012 г. в Москве состоялась первая в этом году Конференция Международной комплаенс ассоциации (International Compliance Association, ICA), организованная совместно с РИА Новости и РАПСИ при поддержке PRMIA и AON.
Конференция собрала значительную аудиторию, что не случайно, ведь ведущие эксперты по вопросам комплаен-са, включая сертифицированных членов ICA, Екатерина Пу-стовалова (ICA), Надежда Козырева (ЗАО «ДжиИ Мани Банк»), Елена Чернышевич «ООО «Джонсон & Джонсон»), Ольга Амброжевич (ЗАО «УК УралСиб»), Вера Резникова («М-Видео»), Марина Думина (ОАО «ВымпелКом»), Лев Ковалев («Алкоа Россия»), Андрей Беззубцев (ООО «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг») и другие поделились своим опытом по наиболее актуальным вопросам, включая составление реестра комплаенс-рис-ков, особенности управления и стресс-тестирование ком-плаенс-рисков. В условиях волатильности мировых рынков управление ком-плаенс-рисками и обеспечение стабильности стало первостепенной задачей для большинства компаний, где руководство все больше стремится к политике «без сюрпризов». Конференция позволила участникам быть в курсе последних методологических разработок и достигнутых результатов в области управления компла-енс-рисками.