рщщиим Х 15
Елена ЧЕРНЫШЕВИЧ, руководитель отдела комплаенс в России и СНГ компании Janssen (фармподразделение Johnson & Johnson), MICAInt.Dip.(Comp)
ИЗ ПРАКТИКИ ПОДХОДА
К ВНЕДРЕНИЮ: ЧТО В ОСНОВЕ?
Если ХХ век называют веком ГГ-технологий, то век ХХ! становится веком комплаенса. В прошедшем столетии было создано огромное число нормативных документов, содержащих различные требования и нормы, во всех отраслях и областях человеческой деятельности, постепенно в их контекст вплелись блоки этических установок. Их реализация потребовала создания новой идеологии и технологий приверженности выполнению этих норм и управлению рисками отклонений от них. Такой идеологией стал приоритет комплаенса.
Иностранное слово «комплаенс» (compliance (англ.) — согласие, соответствие) вошло в российский лексикон вместе с идеальным объектом, объединяющим одновременно ряд многозначных понятий: как идею соответствия законодательству, нормам профессионального сообщества, внутренним правилам отдельной организации и систему управления рисками, так и новую «религию» международного бизнес-сообщества. Попытки перевода термина как «этическое ведение бизнеса», «внутреннее регулирование», «нормы и соответствия», «деловая этика», на мой взгляд, не отражают всех идей, заключенных в понятии. Сама суть термина комплаен подразумевает наличие неких норм и правил, а также намекает на существование контролирующих субъектов. Вхождение концепта комплаенса в жизнь международной фармацевтической отрасли тесно связано с возросшей ролью надгосударственного правового регулирования. Среди основных документов можно назвать, например:
4 Конвенцию Организации экономического сотрудничества и развития по борьбе с подкупом должностных лиц иностранных государств при совершении международных деловых операций (OECD Conventionon Combating Bribery of Foreign Public Officiais in International Business Transactions, 1997, далее — Конвенция OECD), возникшая для благой цели создания атмосферы здоровой конкуренции в международ-
Елена Чернышевич, победитель Премии «Комплаенс-2011» в номинации «Старт в профессии. Лучший молодой комплаенс-менеджер»
ном бизнесе. На данный момент Конвенция OECD ратифицирована 38 странами. Присоединение России к конвенции ожидается в связи с процессом вступления в ВТО; « Закон США о коррупции в международной деятельности (US Foreign Corrupt Practices Act, 1977, далее — FCPA), принятый Конгрессом США для противодействия коррупционным выплатам в адрес иностранных чиновников и восстановления общественного доверия к системе американского биз-
неса. Последняя редакция FCPA 1998 г. отразила положения Конвенции OECD; + Закон Великобритании о борьбе со взяточничеством (UKBrieryAct, 2010, далее — BriberyAct) — двоюродный брат FCPA, принятый в 2010 г. Основные характеристики законов, способствующих возникновению концепта комплаенса, представлены в таблице.
• КОМУ И ЗАЧЕМ ОН НУЖЕН?
На этот вопрос есть несколько плоскостей ответов. На идейном уровне комплаенс идет рука об руку с противодействием коррупции и нужен для того же: создания прозрачной конкуренции в бизнес-среде. Отсюда, как следствие, — лучшее качество товаров и услуг, желание и фундамент для инноваций в фармацевтическом секторе. На глобальном уровне комплаенс — это новая философия ведения бизнеса, которая способствует созданию единых правил игры, а на практическом — система внутреннего регулирования для управления рисками и предотвращения нарушений.
Конструкция заинтересованных сторон (государственные институции в сфере здравоохранения, частные коммерческие и некоммерческие организации, врачебное и научное сообщества, профессиональные объединения и ассоциации, фармацевтические производители и дистрибьюторы) предполагает их горизонтальное и вертикальное взаимодействие.
• ОСНОВНЫЕ ЗОНЫ ПРИКЛАДНОГО ИНТЕРЕСА
Повинуясь закону причинно-следственной связи, риск рождает регулирование, а регулирование рождает необходимость соответствия. Карта компла-
✓
16 зтль ршшиим 2(1 1 2
ЭКСПЕРТНАЯ ЗОНА. ОТКРЫТИЕ КОМПЛАЕНСА
енс-рисков фармацевтического сектора имеет свои особенности по сравнению с другими секторами экономики и может быть представлена следующим образом:
1. Процесс производства и выхода на рынок фармацевтического продукта является объектом комплексного регулирования, связанного со стандартами клинических исследований, технологией производства, государственной регистрацией и гарантией качества произведенного продукта.
2. Существование фармацевтического продукта на рынке сопровождается повышенной ответственностью компании-производителя за жизнь пациента, мониторинг нежелательных явлений и побочных реакций, возникающих на фоне приема препарата, разрешение вопросов баланса эффективности и безопасности.
3. Продвижение фармацевтического продукта, закономерное ожидание возврата инвестиций, взаимодействие с медицинским сообществом и регулято-
рами сферы здравоохранения предполагает ежедневное принятие стратегических и тактических решений. Таким образом, основными зонами прикладного интереса комплаенса является взаимодействие с государством, специалистами сферы здравоохранения, пациентами и бизнес-сообществом.
• МОТИВАЦИЯ К ВНЕДРЕНИЮ
С зонами применения комплаенса как инструмента мы определились, осталось разобраться с мотивацией, побуждающей организацию внедрить не самую простую философию ведения бизнеса. Представляется, что она может иметь разное происхождение: Ф необходимость внедрения системы комплаенса для целей выхода организации на международный рынок и, как следствие, необходимость соответствия требованиям международных регуляторов (например, выход на международные фондовые биржи);
« потребность в упорядочивании деятельности организации для соответствия комплексному законодательному регулированию со стороны государства;
« наследование системы ценностей организации от международной материнской компании либо разделение ценностей партнера с международным элементом.
Каждая из перечисленных установок является хорошим стартом для развития системы комплаенса внутри организации. Учитывая тенденцию глобализации и международной интеграции деловой активности, внедрение ком-плаенса переходит из категории «порядка в доме» в категорию «пропуска в здание международного бизнеса».
• КАК РАБОТАЕТ СИСТЕМА?
Технически комплаенс — это не только философская установка, но и вполне прикладная система, которая состоит из нескольких функциональных
таблица Основные характеристики законов, способствующих возникновению концепта комплаенса
FCPA Bribery Act
Организации и граждане США,
иностранные компании, допущенные Граждане и резиденты Великобритании, организации, учрежденные
Юрисдикция к торгам на Нью-Йоркской фондовой либо осуществляющие хотя бы часть деятельности в Великобритании
бирже, а также любое лицо,
осуществляющее деятельность в США
Непринятие
Взятка в адрес Непрозрачное Предложение компанией
Основные иностранного ведение Предложение/ Получение взятки мер по пре-
право- должностного бухгалтерских дача взятки взятки иностранному дупреждению
нарушения лица книг и отчетов должностному лицу взяточничества ассоциированным лицом
Для юридических
Для юридических лиц: штраф в раз-
лиц: штраф мере до 25 млн.
в размере до долл. США. Для Штраф неограни- Штраф неограни- Штраф неограни-
2 млн. долл. США. физических лиц: ченного размера ченного размера ченного размера Штраф неограни-
Ответствен- Для физических штраф в размере и/или лишение и/или лишение и/или лишение ченного размера
ность лиц: штраф в раз- до 5 млн. долл. свободы на срок свободы на срок свободы на срок
мере до 250 000 США и до 20 лет до 10 лет до 10 лет до 10 лет
долл. США и до лишения свободы,
пяти лет лишения запрет занимать
свободы ряд публичных должностей
ИЗ ПРАКТИКИ ПОДХОДА К ВНЕДРЕНИЮ: ЧТО В ОСНОВЕ?
РШЩЦЦМ 2Г 17
блоков внутри отдельной организации:
« междисциплинарная экспертиза; « риск-менеджмент; + внутренние инструкции;
♦ коммуникация и обучение;
« мониторинг деятельности и аудит; « корректирующие меры. Каждое решение в организации содержит в себе потенциальный риск. Эффективная система комплаенса характеризуется способностью к управлению риском, следуя установкам:
♦ фокус на общей картинке; 4 внимание к деталям;
« оценка сложности; « влияние на финальное решение. Система интегрирует внешние требования и ограничения разного уровня и способствует принятию оптимального решения. Комплексный характер инициатив и проектов, возникающих в фармацевтическом секторе, предполагает постоянное путешествие от правил к принципам, от принципов к суждениям и от суждений обратно к принципам в ходе принятия решения. Как показывает практика, действительно работающей является не та система, которая дает черно-белый ответ, а та, которая оперирует с помощью метафизических весов: на одной чаше которых желаемое действие, на другой — риск этого действия, на третьей — риск бездействия, а на четвертой — элемент, данные риски уравновешивающий.
♦ О НРАВСТВЕННОМ АСПЕКТЕ
Особое значение комплаенс играет именно в фармацевтическом секторе, где, без преувеличения, каждое решение может повлиять на здоровье пациента. Принятие на себя ответственности за жизнь другого человека предполагает наличие комплекса нравственных сдержек и противовесов, для поддержания которого и нужна система комплаенса. Для нашей компании философия ком-
плаенса является основополагающей и подкрепляющей «Кредо компании» — документ, который написал и впервые опубликовал в 1943 г. генерал Роберт Вуд Джонсон, сын одного из основателей компании. Этот одностранич-ный документ определяет философию компании как ответственность корпорации перед потребителями, сотрудниками, обществом и акционерами. Определение интересов потребителей как приоритетных в сравнении с интересами акционеров представляло собой новый подход к управлению в бизнесе.
В 1982 г принципы Johnson & Johnson подверглись испытанию на прочность в ходе скандала, разгоревшегося вокруг препарата Тайленол: в течение нескольких дней в Чикаго было зарегистрировано семь случаев приема препарата с последующим летальным исходом. Причиной смерти людей стало наличие в упаковке с препаратом цианистого калия. Руководство компании немедленно распорядилось снять с продажи весь Тайленол, поставив безопасность потребителей на первое место, хотя данное решение означало неизбежные финансовые и имиджевые потери для компании. В ходе следствия было установлено, что цианистый калий попал в упаковки с препаратом не в ходе производства, а был умышленно добавлен преступником с целью последующего шантажа компании. Компания открыто делилась информацией о ходе расследования, вернув доверие потребителей, что в последующем дало возможность компенсировать ущерб. Этот случай стал хрестоматийным примером того, как следует реагировать в подобных инцидентах.
В СТРЕМЛЕНИИ К ЭВОЛЮЦИОННОМУ РАЗВИТИЮ БИЗНЕСА
Философия комплаенса приходит на помощь не только в случае трагедии, но и является предпосылкой эволюционного развития бизнеса. Коррупционный тип отношений — 1 это союз, заведомо лишенный как равноправия, так и равновесия, в нем априори нет сильного субъекта, обе стороны — слабые.
Если эволюция — это процесс выделения систем с более высокой степенью организации из системы с низшей организацией, то эволюция коррупционной системы невозможна в принципе, т.к. организация системы основана не на принципе долгосрочного созидания, а на принципе краткосрочной выгоды, что не создает высшего звена. Бизнес-вселенная развивается под действием «антропного принципа», т.е. при наличии свойств, позволяющих развиться разумному, творческому началу, инновации. Коррупционная система функционирует по «принципу заурядности», ей противопоказаны любые колебания и изменения, предрешенность и заведенный уклад являются системообразующими признаками. Прозрачность, разумная организация, доверие потребителей и партнеров являются фундаментом для развития и инноваций.
P.S.: Если проследить историю человеческой красоты (как и уродства) на протяжении истории человечества, то станет очевидно, что идеал красоты (критерий безобразного) менялся в зависимости от общественных установок, господствующих добродетелей и социально-экономических условий. Также менялся и стандарт ведения бизнеса, сконцентрированный в своем нынешнем воплощении в философии комплаенса. Универсального подхода нет — есть индивидуальный рецепт для конкретного общества в конкретный период.
Ф