Научная статья на тему 'Анализ результатов реализации контрактной системы в сфере закупок в Орловской области'

Анализ результатов реализации контрактной системы в сфере закупок в Орловской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
213
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЗАКУПОК / КОНКУРЕНЦИЯ / ЭКОНОМИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ И ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ / PUBLIC PROCUREMENT / THE CONTRACT SYSTEM / THE EFFICIENCY OF PROCUREMENT / COMPETITION / BUDGET SAVINGS AND EXTRA-BUDGETARY SOURCES OF FINANCING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колосов А.И., Колосова М.А.

Статья посвящена изучению результатов реализации принципа эффективности осуществления закупок и принципа обеспечения конкуренции в Орловской области. Авторами проанализирована структура экономии бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования в Орловской области в 2018 году, изучена структура источников экономии по номенклатуре продукции закупок. Представлена характеристика состояния конкуренции при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) по результатам централизованных закупок в Орловской области в 2018 году.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Колосов А.И., Колосова М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the results of implementation of the contract system in procurement in Orel region

The article is devoted to the study of the results of the implementation of the principle of efficiency of procurement and the principle of competition in the Orel region. The authors analyzed the structure of budget savings and extra-budgetary sources of financing in the Orel region in 2018, studied the structure of sources of savings on the range of procurement products. The characteristics of the state of competition in determining the supplier (contractor, provider) based on the results of centralized procurement in the Orel region in 2018.

Текст научной работы на тему «Анализ результатов реализации контрактной системы в сфере закупок в Орловской области»

Колосов А.И, Колосова М.А. Анализ результатов реализации контрактной системы в сфере закупок в Орловской области /Научный результат. Экономические исследования. - Т.5, №2, 2019

УДК : 339.18

DOI: 10.18413/2409-1634-2019-5-2-0-4

Колосов А.И., 2Колосова М.А.

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ЗАКУПОК В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

1ФГБОУ ВО «Орловский государственный институт культуры», ул. Лескова, 15, 302030, г. Орел, Россия ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет им. И.С.Тургенева», ул. Комсомольская, 95, 302026, г. Орел, Россия

e-mail: marykolosova@yandex.ru

Аннотация

Статья посвящена изучению результатов реализации принципа эффективности осуществления закупок и принципа обеспечения конкуренции в Орловской области. Авторами проанализирована структура экономии бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования в Орловской области в 2018 году, изучена структура источников экономии по номенклатуре продукции закупок. Представлена характеристика состояния конкуренции при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) по результатам централизованных закупок в Орловской области в 2018 году.

Ключевые слова: государственные закупки; контрактная система; эффективность закупок; конкуренция; экономия бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

1A.I. Kolosov, 2M.A. Kolosova

ANALYSIS OF THE RESULTS OF IMPLEMENTATION OF THE CONTRACT SYSTEM IN PROCUREMENT IN THE OREL REGION

1Orel State Institute of Culture, 15 Leskov St., Orel, 302030, Russia 2Orel State University named after I.S. Turgenev, 95 Komsomolskaya St., Orel, 302026, Russia

e-mail: marykolosova@yandex.ru

Abstract

The article is devoted to the study of the results of the implementation of the principle of efficiency of procurement and the principle of competition in the Orel region. The authors analyzed the structure of budget savings and extra-budgetary sources of financing in the Orel region in 2018, studied the structure of sources of savings on the range of procurement products. The characteristics of the state of competition in determining the supplier (contractor, provider) based on the results of centralized procurement in the Orel region in 2018.

Key words: public procurement; the contract system; the efficiency of procurement; competition; budget savings and extra-budgetary sources of financing.

Введение

На сегодняшний день система государственных закупок выполняет важнейшую системообразующую роль в российском обществе, представляя собой ключевой механизм, обеспечивающий и отражающий качество реализации отношений между государством, бизнесом и обществом [Контрактная система закупок в российской экономике: перспективы и ограничения развития, 2014].

Взаимовыгодный контракт выступает главным институтом современного рынка, а реализация контрактной системы направлена на повышение эффективности обеспечения общественных нужд путем формирования и реализации системного подхода к заключению и исполнению государственных и муниципальных контрактов, прозрачности всего цикла закупок от планирования до приемки [Институт общественных закупок в современной российской экономике, 2016].

Пятилетний срок реализации контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд прошел в условиях сформировавшегося полного контура нормативно-правового механизма реализации данной системы, охватив все ее элементы: планирование, определение поставщика (подрядчика, исполнителя) и исполнение контрактов. Это в свою очередь позволяет нам проанализировать ее эффективность без каких-либо «ссылок» на ее институциональную незавершенность.

Цель работы. Эффективность функционирования контрактной системы в сфере закупок характеризуется различными показателями. Однако наиболее наглядно она может быть раскрыта на основе анализа реализации принципов, закрепленных федеральным законом №44-ФЗ от 5 апреля 2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Согласно статье 6 Федерального закона №44-ФЗ контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок [Федеральный закон №44-ФЗ].

В рамках данной работы наше внимание будет направлено на исследование результатов и проблем реализации принципа эффективности осуществления закупок и принципа обеспечения конкуренции в Орловской области.

Основная часть

В соответствии со статьей 12 Закона о контрактной системе принцип эффективности заключается в достижении заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами, муниципальными органами, казенными учреждениями, иными юридическими лицами при планировании и осуществлении закупок [Федеральный закон №44-ФЗ].

При этом статьей 34 Бюджетного кодекса РФ определено, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) [Бюджетный кодекс РФ].

Структура экономии бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования по способам закупок Орловской области в 2018 году представлена в таблице 1.

Колосов А.И, Колосова М.А. Анализ результатов реализации контрактной системы в сфере закупок в Орловской области / Научный результат. Экономические исследования. - Т.5, №2, 2019

Таблица 1

Структура экономии по способам закупок в Орловской области за 2018 г.

Table 1

The structure of economy according to procurement methods in the Orel region in 2018

Способ закупки Объем закупок (НМЦК), млн. руб. Количество процедур Экономия, млн. руб. Эффективность закупки, %

Всего 17 422,3 27 040 674,6 3,9

в том числе:

Электронный аукцион 14 458,7 21 270 549,8 3,8

Открытый конкурс 966,1 148 82,1 8,5

Запрос котировок 241,8 2299 26,3 10,9

Иные конкурентные закупки 108,8 65 0,8 0,8

составлено авторами на основе данных Единой информационной системы в сфере заку-

пок - www.zakupki.gov.ru

Общий объем закупок Орловской области (НМЦК) в 2018 году составил 17 422,3 млн. рублей (без учета закупок до 100 (400) тыс. рублей одноименной продукции), в том числе: для государственных нужд - 12137,2 млн. рублей и муниципальных нужд -5 285,1 млн. рублей. По итогам конкурентных закупок заключены контракты на

общую сумму 13 351,0 млн. рублей.

Экономия бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования в 2018 году составила 674,6 млн. рублей. При этом наибольший уровень экономии достигнут при проведении открытого конкурса и запроса котировок - 8,5% и 10,9%, соответственно.

Таблица 2

Экономия бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования в Орловской области за 2016 - 2018 годы

Table 2

Economy of budgetary funds and extra-budgetary sources of financing

Способ закупки 2016 г. 2017 г. 2018 г.

Экономия, млн. руб. Эффективность закупки, % Экономия, млн. руб. Эффективность закупки, % Экономия, млн. руб. Эффективность закупки, %

Всего 787,1 6,4 839,6 5,1 674,6 3,9

в том числе:

Электронный аукцион 618,3 6,0 609,4 4,6 549,8 3,8

Открытый конкурс 127,6 8,2 192,4 18,0 82,1 8,5

Запрос котировок 32,7 10,8 34,3 11,5 26,3 10,9

Иные конкурентные закупки 8,5 5,0 3,5 2,3 0,8 0,8

составлено авторами на основе данных Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru

Колосов А.И, Колосова М.А. Анализ результатов реализации контрактной системы в сфере закупок в Орловской области / Научный результат. Экономические исследования. - Т.5, №2, 2019

Подобная тенденция (наибольшая экономия достигнута при проведении открытого конкурса и запроса котировок) наблюдается в Орловской области на протяжении 20162018 годов реализации Федерального закона №44-ФЗ, что представлено в таблице 2.

В 2018 году централизованно через Управление государственных закупок Орловской области было размещено 2 985 за-

казов на общую сумму 9873,7 млн. рублей (с учетом переходящих с 2017 года и несостоявшихся закупок). Из них 2 916 процедур завершились заключением контрактов (в том числе с единственным участником).

Структура закупок, проведенных Управлением государственных закупок Орловской области в 2018 году, по номенклатуре продукции представлена в таблице 3.

Таблица 3

Структура закупок по номенклатуре продукции, проведенных Управлением государственных закупок Орловской области в 2018г

Table 3

The structure of purchases by the nomenclature of products conducted by the Department of Public Procurement of the Orel region in 2018

Номенклатура продукции Кол-во процедур Объем закупки, млн. руб. Цена контракта млн. руб. Экономия

млн. руб.

Всего (закупки, завершившиеся заключением контракта, в том числе с единственным участником) 2 916 8 735,9 8 332,5 403,5 4,6

Строительство и ремонт дорог (с учетом муниципальных закупок) 257 4 275,0 4 203,9 71,0 1,7

Продукция медицинского назначения и лекарственные средства 1 484 2 259,1 2 113,9 145,0 6,4

Продукты питания 311 292,2 228,2 64,0 1,9

Услуги 346 1 590,9 1 496,6 94,3 5,9

Прочие 213 318,8 289,7 29,1 9,1

составлено авторами на основе данных Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru

Экономия бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования составила 403,5 млн. рублей или 4,6% от общего объема проторгованных закупок.

Представленная структура экономии бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования по результатам централизованных закупок в Орловской области в 2018 году демонстрирует, что наибольший уровень экономии достигнут по группе закупок продуктов питания -

21,9%. В стоимостном выражении данная экономия составила - 64 млн. рублей.

Размещение заказа на ремонт территориальных дорог общего пользования на сумму 3 376,8 млн. рублей обеспечило 1,1% экономии (35,5 млн. рублей); строительство (включая стройматериалы) на сумму 221,8 млн. рублей обеспечило 3,1% экономии; закупки медицинской техники и оборудования в объеме 380,4 млн. рублей принесли в бюджет 21,7 млн. рублей экономии (5,7% от Н(М)ЦК); товары медицинского назначения

на сумму 630,6 млн. рублей принесли 77,9 млн. рублей (12,4%) экономии; лекарственные средства на сумму 1248,1 млн. рублей дали 3,6% (45,4 млн. рублей) экономии.

Таким образом, на основании результатов проведенного анализа экономии бюджетных и внебюджетных средств в Орловской области в 2018 году по процедурам, размещенным Управлением государственных закупок Орловской области, можно констатировать факт наличия наибольшего процента экономии по закупкам продуктов питания. Менее эффективны с точки зрения достигнутой экономии закупки строительного сектора и ремонтные работы, закупки лекарственных средств.

Наряду с экономией бюджетных средств эффективность контрактной системы определяется характером конкуренции в сфере закупок.

Контрактная система выступает в качестве «юридической, организационной и экономической основы обеспечения конкурентной среды в процессе развития отношений между государством и участниками рынка [Галанов В., 2010]».

Согласно статье 8 Федерального закона №44-ФЗ принцип обеспечения конкуренции подразумевает соблюдение принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг по государственным контрактам [Федеральный закон №44-ФЗ].

Для оценки реализации принципа обеспечения конкуренции принято оценивать следующие показатели:

- уровень конкуренции при осуществлении закупок;

- доля несостоявшихся закупок (по

количеству) в общем объеме конкурентных закупок;

- доля несостоявшихся закупок (по объему денежных средств) в общем объеме конкурентных закупок;

- доля неконкурентных закупок (по количеству) в общем объеме закупок;

- доля неконкурентных закупок (по объему денежных средств) в общем объеме закупок.

Важно отметить, что оценка эффективности конкурентных процедур только на основании указанных показателей не является комплексной и требует принятия во внимание историю исполнения контракта, заключенного по результатам такой процедуры, и самое главное - степень удовлетворения государственной или муниципальной потребности по результатам закупки.

В рамках данной работы нами были проанализированы первые три показателя в отношении конкурентных процедур. Невозможность оценки неконкурентных закупок (их доли в общем объеме закупок) обусловлена отсутствием исчерпывающей статистической отчетности в их отношении.

Общая картина состояния конкуренции при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) представлена в таблице 4, содержащей итоги централизованных закупок, проведенных Управлением государственных закупок Орловской области в 2018 году.

Из 2 787 процедур закупок 638 процедур состоялось при участии трех и более участников закупок, что составило 22,9% от общего количества; 563 процедуры - при участии двух участников закупок (20,2%); 1 281 процедура - при участии одного участника закупок (46,0%); в 305 процедурах (19,2%) не было ни одного участника закупок.

RESEARCH RESULTl

Колосов А.И, Колосова М.А. Анализ результатов реализации контрактной системы в сфере закупок в Орловской области /Научный результат. Экономические исследования. - Т.5, №2, 2019

Эффективность закупок, проведенных Управлением государственных закупок Орловской области в 2018 году

Efficiency of procurement conducted by the public procurement

Таблица 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Table 4

Всего процедур Объем, млн. рублей Цена контракта, млн. рублей Экономия, млн. рублей

2 787 (с учетом несостоявшихся закупок) 9 067,6 (с учетом несостоявшихся закупок) 7 684,8 (в том числе с единственным участником) 374,7

Состоявшиеся процедуры (два и более участника закупки)

1 201 2 019,7 1 690,6 329,1

Состоявшиеся процедуры (два участника закупки)

563 1 335,9 1 202,0 133,9

Состоявшиеся процедуры (три и более участников закупок)

638 683,8 488,6 195,2

Несостоявшиеся процедуры (один и менее участников закупок)

1 586 7 047,8 5 994,2 45,6

Несостоявшиеся процедуры (ни одного участника закупок)

305 1008,0

Несостоявшиеся процедуры (один участник закупок)

1 281 6 039,8 5 994,2 45,6

составлено авторами на основе данных Единой ин( пок - www.zakupki.gov.ru юрмационной системы в сфере заку-

77,7%

Состоявшиеся Несостоявшиеся

Рис. 1. Структура процедур централизованных закупок Орловской области в 2018 году Fig. 1. The structure of centralized procurement procedures of the Orel region in 2018

Рисунок 1 демонстрирует, что по результатам 2018 года значительная часть объявленных процедур торгов были признаны несостоявшимися. В отчетном периоде таких процедур было 1586 (56,9%). В стоимостном выражении объем несостоявшихся закупок составил 77,7% (7 047,8 млн. руб.) общего объема размещенного конкурентными способами государственного заказа Орловской области.

Анализ итогов закупок показывает, что три четверти всех контрактов на сумму 5994,2 млн. рублей заключены фактически по начальной (максимальной) цене контракта, то есть при полном отсутствии конкуренции. Только 6,4% контрактов заключены по итогам закупок, в которых было три и более участника, и имело место быть «подобие» конкуренции. 15,6% контрактов заключено по результатам закупок, в которых конкурировали лишь два участника.

Особый исследовательский интерес для нас представляет оценка состояния конкуренции в различных сегментах закупок, осуществляемых Управлением государственных закупок Орловской области в 2018 году. Рассмотрим наиболее крупные из них.

Ремонт и содержание дорог общего пользования

По данному объекту закупок в отчетном периоде было объявлено 63 процедуры на общую сумму 3645,6 млн. рублей. Данный сегмент закупок составляет 41,9% всех централизованных закупок, завершившихся подписанием контрактов. Из них 53 процедуры на сумму 3533,9 млн. рублей (96,9%) признаны несостоявшимися ввиду наличия либо одной заявки (48 процедур на сумму 3265,1 млн. рублей), либо отсутствия заявок (5 извещений на сумму 268,8 млн. рублей).

7 процедур на сумму 75,0 млн. рублей состоялось при наличии двух участников. И лишь три закупки на сумму 36,7 млн. рублей (1,0% от общего объема закупок данной группы) при наличии трех участников закупок. Лекарственные средства Проведено 891 процедур на общую сумму 1374,7 млн. рублей. 643 процедуры

(72,2%) признаны несостоявшимися: 122 процедуры на сумму 126,6 млн. рублей ввиду отсутствия заявок; 521 на сумму 1007,6 млн. рублей ввиду наличия одного участника закупки.

Подобие конкуренции (два участника закупки) имело место при осуществлении 127 закупок на общую сумму 128,8 млн. рублей. 121 закупки на сумму 111,6 млн. рублей (8,1% общего объема централизованных закупок лекарственных средств) были проведены при наличии трех и более участников закупок.

Товары медицинского назначения

В Единой информационной системе в сфере закупок размещено 645 извещений на поставки товаров медицинского назначения для государственных нужд Орловской области объемом 693,3 млн. рублей. Данные процедуры были завершены со следующими результатами:

- 351 процедура на сумму 383,3 млн. рублей (55,3%) признана несостоявшейся, ввиду наличия одного участника (304 извещения на сумму 321,3 млн. рублей) и отсутствия заявок (47 извещений на сумму 62,0 млн. рублей);

- 143 процедуры на общую сумму 177,8 млн. рублей проведены при наличии двух участников закупок, 151 процедура на сумму 131,5 млн. рублей - при наличии трех участников закупки.

Услуги

Уполномоченным органом на определение поставщика, подрядчика, исполнителя для обеспечения государственных нужд Орловской области проведено 346 процедур на оказание услуг для нужд государственных органов и бюджетных учреждений на общую сумму 1 590,9 млн. рублей.

163 процедуры на сумму 759,9 млн. рублей (47,8%) завершились при участии одного участника; 101 процедура (725,7 млн. рублей) - при участии двух участников и 82 процедуры (105,2 млн. рублей) - при участии трех и более участников закупок.

Колосов А.И, Колосова М.А. Анализ результатов реализации контрактной системы в сфере закупок в Орловской области / Научный результат. Экономические исследования. - Т.5, №2, 2019

Рис. 2. Динамика доли несостоявшихся процедур в структуре

централизованных закупок Орловской области, % Fig. 2. Dynamics of the share of failed procedures in the structure of centralized procurement of Orel region, %

Таким образом, основная цель контрактной системы в сфере закупок - развитие конкуренции, как основы рыночных отношений, так и остается не реализованной. И если за период 2014-2017 годы имела место динамика на снижение доли несостоявшихся процедур, то в 2018 году она снова возросла (рисунок 2).

Сегментом закупок, в котором более благополучно обстоят дела в плане достижения экономии и уровня конкуренции в Орловской области являются закупки продуктов питания.

В 2018 году в данном сегменте закупок объявлено 339 процедур общим объемом 336,1 млн. рублей. По итогам закупок заключено 311 контрактов (договоров) на сумму 228,2 млн. рублей. Экономия бюджетных средств составила 64,0 млн. рублей или 19,0% к начальной (максимальной) цене контракта.

По отдельным группам продуктов питания процент экономии еще выше. Так, по результатам закупок хлеба он составил 47,8%, по закупкам молока и молочной продукции - 22,9%, по закупкам плодоовощной продукции - 27,3%.

Данный анализ неизбежно порождает следующие вопросы: какова структура участников подобных закупок, и какова объективная основа для снижения цен кон-

трактов. Поиск ответов на данные вопросы выходит за пределы нашего анализа. Но одно очевидно - они упираются в проблему качества поставляемых продуктов питания и эффективность обеспечения нужд государственных учреждений социальной сферы.

В реализации принципов контрактной системы четко прослеживается взаимосвязь между количеством участников закупок и эффективностью закупок. Анализ данной взаимосвязи свидетельствует о том, что только полноценная конкуренция способна обеспечить реальную экономию бюджетных средств. Проведенный выше анализ эффективности закупок в Орловской области показывает, что фактически лишь пятая часть (22,9%) проведенных в 2018 году процедур закупок, в которых приняло участие более трех участников, обеспечило более половины (52,1%) всей экономии полученной по итогам закупок.

Другая сторона взаимосвязи принципов контрактной системы заключается в прямой зависимости эффективности закупок от их объемов. Подтверждением тому являются данные централизованных закупок, проведенных Управлением государственных закупок Орловской области в 2018 году, завершившихся заключением контрактов, представленные в таблице 5.

Колосов А.И, Колосова М.А. Анализ результатов реализации контрактной системы в сфере закупок в Орловской области /Научный результат. Экономические исследования. - Т.5, №2, 2019

Таблица 5

Структура процедур, проведенных Управлением государственных закупок Орловской области

в 2018 году, в разрезе объема закупок

Table 5

The structure of the procedures carried out by the Public Procurement Department of the Orel region in

Объем закупки Кол-во процедур Объем закупки НМЦК, млн. руб. Цена контракта, млн. руб. Экономия, млн. руб. Эффек-ть, в %

Всего, в том числе: 2 482 8 059,5 7 684,8 374,8 4,6

до 100 тыс. рублей 5 0,213 0,151 0,062 29,1

от 100 до 250 тыс. рублей 18 3,4 2,7 0,7 20,6

от 250 до 500 тыс. рублей 849 306,1 253,3 52,8 27,0

от 500 тыс. рублей до 1 млн. рублей 806 601,5 518,6 82,9 13,8

от 1 до 5 млн. рублей 607 1 281,2 1 179,7 101,5 7,9

свыше 5 млн. рублей 203 5 866,9 5 732,3 136,9 2,3

составлено авторами на основе данных Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru

Заключение

Пятилетний срок реализации принципов, заложенных Федеральным законом №44-ФЗ, продемонстрировал отсутствие существенных положительных изменений в закупочной деятельности. Ситуация, складывающаяся в реализации контрактной системы, остается достаточно сложной и противоречивой.

Результаты анализа реализации принципа эффективности осуществления закупок в Орловской области в 2018 году показали, что экономия бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования составила 4,6%. Наибольший уровень экономии достигнут по группе закупок продуктов питания - 21,9%.

Уровень конкуренции в ходе закупочной деятельности в Орловской области в 2018 году можно охарактеризовать, как низкий. 56,9% объявленных процедур торгов были признаны несостоявшимися. При уча-

стии трех и более участников закупок состоялось лишь 22,9% процедур; при участии двух участников закупок - 20,2%; при участии одного участника закупок - 46,0%.

Методологическими проблемами, ведущими к неудовлетворительной реализации контрактной системы в сфере закупок, на наш взгляд, являются несовершенство нормативно-правового обеспечения; неопределенность механизмов реализации принципов контрактной системы; отсутствие единства экономического пространства; высокие издержки реализации контрактной системы.

Список литературы

1. Андреева, Л.В., 2011. Закупки товаров для федеральных государственных нужд: правовое регулирование. - М.: Волтерс Клувер, 2011. - 296 с.

2. Бюджетный кодекс РФ. URL: http ://www. consultant.ru/document/cons_doc_LA

W_19702/9d0dc5bffbe52f6f95e97813e0ef4207089 52b4e/ (дата обращения 08.03.2019)

3. Галанов, В., 2010. Государственные закупки и конкуренция / В.Галанов, О. Гришина, С.Шибаев. - М: ИНФРА-М. -238 с.

4. Институт общественных закупок в современной российской экономике. 2016. Монография / под ред. И. Смотрицкой, С.Черных. -М. - 280 с.

5. Гасаналиева, А.Ш., 2016. Проблемы контрактной системы в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд // Молодой ученый. - 2016. - №2. - С. 671673. - URL https://moluch.ru/archive/106/25061/ (дата обращения: 16.05.2019).

6. Митьковская, И.В., 2014. Понятие и сущность контрактной системы в сфере закупок // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 10. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web. snauka.ru/issues/2014/10/39593 (дата обращения: 08.03.2019)

7. Колосов, А., 2019. Реализация контрактной системы в сфере закупок. Орловская область: 2014-2018 годы. - Орел. -83 с.

8. Контрактная система закупок в российской экономике: перспективы и ограничения развития. 2014. Научный доклад. Руководитель темы - Смотрицкая И., исполнители: Черных С., Шувалов С. - М.: ИЭ РАН.

9. Официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок. -www .zakupki .gov.ru.

10. Тасалов, Ф.А., 2014. Контрактная система в сфере государственных закупок России и США: сравнительно-правовое исследование. Монография/ Ф.А. Тасалов. - М.: Издательство «Проспект», 2014. - 215 с.

11. Федеральный закон №44-ФЗ от 5 апреля 2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». URL:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LA W_144624/247fafb4fbe2f6a66e13443a1f6027682f 3cdc95/ (дата обращения 08.03.2019)

12. Стратегический менеджмент: теория, методология, практика / С. Н. Глаголев, Ю. А. Дорошенко, П. П. Табурчак и др. / Под ред. Ю.

А. Дорошенко. Белгород: Изд-во БГТУ, 2013. 166 с.

References

1. Andreyeva, L.V., 2011. Purchases of goods for federal state needs: legal regulation. M.: Volters Kluver, 2011. 296 p. (in Russian)

2. Budgetary code of the Russian Federation.

URL:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LA W_19702/9d0dc5bffbe52f6f95e97813e0ef4207089 52b4e/ (Accessed 08 March 2019) (in Russian)

3. Galanov, V., 2010. Government procurement and competition / V. Galanov, O. Grishi-na, S. Shibayev. М: INFRA-M. 238 p.

4. Institute of public purchases in the modern Russian economy. 2016. Monograph / ed. by I. Smotritskaya, S. Chernykh. M. 280 p. (in Russian)

5. Gasanaliyeva, A.Sh., 2016. Problems of the contract system in the sphere of purchases for ensuring the state and municipal needs// The young scientist. 2016. No. 2. P. 671-673. URL https://moluch.ru/archive/106/25061/ (Accessed 16 May 2019). (in Russian)

6. Mitkovskaya, I.V., 2014. Concept and essence of the contract system in the sphere of pur-chases// Modern scientific research and innovations. 2014. No. 10. Part 2 [Electronic resource]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/10/39593 (Accessed 08 March 2019) (in Russian)

7. Kolosov, A., 2019. Realization of the contract system in the sphere of purchases. Oryol region: 2014-2018. Oryol. 83 p.

8. The contract system of purchases in the Russian economy: prospects and restrictions of development. 2014. Scientific report. The project head - Smotritskaya I., performers: Chernykh S., Shuva-lov S. M.: IE RAS. (in Russian)

9. The official site of the Unified information system in the sphere of purchases. -www.zakupki.gov.ru. (accessed 26 April 2019).

10. Tasalov, F.A., 2014. The contract system in the sphere of government procurement of Russia and the USA: comparative and legal research. Monograph / F.A. Tasalov. M.: Prospekt Publishing House, 2014. 215 p. (in Russian)

11. Federal Law No. 44-FZ of April 5, 2013 "On the contract system in the sphere of purchases of goods, works, services for ensuring the state and municipal needs". URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LA W_144624/247fafb4fbe2f6a66e13443a1f6027682f 3cdc95/ (Accessed 08 March 2019) (in Russian)

Колосов А.И, Колосова М.А. Анализ результатов реализации контрактной системы в сфере закупок в Орловской области / Научный результат. Экономические исследования. - Т.5, №2, 2019

12. Strategic management: theory, methodology, practice / S.N. Glagolev, Yu.A. Doroshenko, P.P. Taburchak, etc. / Ed. by Yu.A. Doroshenko. Belgorod: BGTU Publishing House, 2013. 166 p. (in Russian)

Информация о конфликте интересов:

авторы не имеют конфликта интересов для декларации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Conflicts of Interest: the authors have no conflict of interest to declare.

Колосов А.И. - доцент, кандидат экономических наук, профессор кафедры экономики и управления Орловского государственного института культуры (Орел, Россия)

Kolosov A.I. - Associate Professor, Candidate of Economics, Professor of the Department of Economics and Management, Orel State Institute of Culture (Orel, Russia)

Колосова М.А. - соискатель кафедры менеджмента и государственного управления Орловского государственного университета (Орел, Россия)

Kolosova M.A. - PhD Student, Department of Management and Public Administration, Orel State University (Orel, Russia)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.