Научная статья на тему 'Анализ результатов эмпирического исследования предпрофессиональной подготовки кадетов'

Анализ результатов эмпирического исследования предпрофессиональной подготовки кадетов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
511
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА КАДЕТОВ / ГОТОВНОСТЬ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КОМПОНЕНТЫ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ / СТЕПЕНЬ ЗНАЧИМОСТИ РАЗЛИЧИЙ В РАЗВИТИИ КАЧЕСТВ / PROPROFESSIONAL TRAINING OF CADETS / READINESS TO THE FUTURE PROFESSIONAL ACTIVITY / READINESS COMPONENTS TO THE PROFESSIONAL ACTIVITY / A LEVEL OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES / A SIGNIFICANCE DEGREE OF DIFFERENCES IN THE DEVELOPMENT OF QUALITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Вавилов Юрий Павлович, Горбунова Людмила Григорьевна

В статье рассматривается актуальная проблема предпрофессиональной подготовки кадетов, обучающихся в классах оборонно-спортивного профиля общеобразовательной школы. Такая подготовка является новой формой профессиональной ориентации школьников в современных условиях. Особенно важно проводить ориентацию кадетов на профессии в сфере с высоким уровнем риска и гражданской ответственности. В ходе экспериментального исследования проблемы была разработана и реализована авторская модель предпрофессиональной подготовки кадетов. Для этого использованы адекватные, ранее проверенные методики известных авторов. Полученные результаты позволяют говорить об эффективности эксперимента, повышении уровня развития профессионально важных качеств кадетов экспериментальных групп. Это качества, необходимые для формирования морально-ценностной, физической, психологической и предметно-профессиональной готовности кадетов к будущему профессиональному обучению и профессиональной деятельности в сфере с высоким уровнем риска и гражданской ответственности. К данным личностным качествам относятся, в частности, такие, как гражданский долг и социальная ответственность, дисциплинированность, трудолюбие, бережное отношение к материальным и природным ресурсам, образованность, смелость, самодисциплина, сильная воля, крепкое здоровье, физическое развитие и др. Статистическая обработка результатов подтверждает значимость различий между экспериментальной и контрольной группами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Вавилов Юрий Павлович, Горбунова Людмила Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Analysis of Results of the Empirical Research of Preprofessional Training of Cadets

In the article the urgent problem of preprofessional training of cadets, enrolled in the classes of the military-sport profile secondary school, is regarded. Such training is a new form of professional orientation of schoolchildren in modern conditions. It is especially important to direct orientation of cadets to professions in the sphere of high-risk and citizen responsibility. During the empirical research the problem was worked out and the author's model of preprofessional training of cadets was implemented. With this purpose the equivalent, before tested methods of some authors were used. The received results make it possible to speak about effectiveness of the experiment, the increase of the level in development of professionally important qualities of cadets in experimental groups. These are qualities which are necessary to form morally significant, physical, psychological and subject-professional readiness of cadets to future professional education and the professional activity in the sphere of high-risk and citizen responsibility. To these personal qualities the following ones can be referred: civic duty, social responsibility, disciplinary, diligence, careful attitude to material and natural resources, erudition, courage, self-discipline, strong will, health, physical development and others. The statistical analysis of the results proves the significance to distinguish experimental and control groups.

Текст научной работы на тему «Анализ результатов эмпирического исследования предпрофессиональной подготовки кадетов»

УДК 37.013

Ю. П. Вавилов, Л. Г. Горбунова

Анализ результатов эмпирического исследования предпрофессиональной подготовки кадетов

В статье рассматривается актуальная проблема предпрофессиональной подготовки кадетов, обучающихся в классах оборонно-спортивного профиля общеобразовательной школы. Такая подготовка является новой формой профессиональной ориентации школьников в современных условиях. Особенно важно проводить ориентацию кадетов на профессии в сфере с высоким уровнем риска и гражданской ответственности. В ходе экспериментального исследования проблемы была разработана и реализована авторская модель предпрофессиональной подготовки кадетов. Для этого использованы адекватные, ранее проверенные методики известных авторов. Полученные результаты позволяют говорить об эффективности эксперимента, повышении уровня развития профессионально важных качеств кадетов экспериментальных групп. Это качества, необходимые для формирования морально-ценностной, физической, психологической и предметно-профессиональной готовности кадетов к будущему профессиональному обучению и профессиональной деятельности в сфере с высоким уровнем риска и гражданской ответственности. К данным личностным качествам относятся, в частности, такие, как гражданский долг и социальная ответственность, дисциплинированность, трудолюбие, бережное отношение к материальным и природным ресурсам, образованность, смелость, самодисциплина, сильная воля, крепкое здоровье, физическое развитие и др. Статистическая обработка результатов подтверждает значимость различий между экспериментальной и контрольной группами.

Ключевые слова: предпрофессиональная подготовка кадетов, готовность к будущей профессиональной деятельности, компоненты готовности к профессиональной деятельности, уровень развития профессионально важных качеств, степень значимости различий в развитии качеств.

Ju. P. Vavilov, L. G. Gorbunova

The Analysis of Results of the Empirical Research of Preprofessional Training of Cadets

In the article the urgent problem of preprofessional training of cadets, enrolled in the classes of the military-sport profile secondary school, is regarded. Such training is a new form of professional orientation of schoolchildren in modern conditions. It is especially important to direct orientation of cadets to professions in the sphere of high-risk and citizen responsibility. During the empirical research the problem was worked out and the author's model of preprofessional training of cadets was implemented. With this purpose the equivalent, before tested methods of some authors were used. The received results make it possible to speak about effectiveness of the experiment, the increase of the level in development of professionally important qualities of cadets in experimental groups. These are qualities which are necessary to form morally significant, physical, psychological and subject-professional readiness of cadets to future professional education and the professional activity in the sphere of high-risk and citizen responsibility. To these personal qualities the following ones can be referred: civic duty, social responsibility, disciplinary, diligence, careful attitude to material and natural resources, erudition, courage, self-discipline, strong will, health, physical development and others. The statistical analysis of the results proves the significance to distinguish experimental and control groups.

Keywords: proprofessional training of cadets, readiness to the future professional activity, readiness components to the professional activity, a level of development of professionally important qualities, a significance degree of differences in the development of qualities.

Сегодня многие сферы российского общества требуют реформирования, в том числе и подготовка старшеклассников к будущей профессиональной деятельности. Нельзя сказать, что в данном направлении не проводится работа: в общеобразовательных школах на старшей ступени вводится профильное обучение, в рамках проф-ориентационной работы центры занятости населения проводят с обучающимися школ профкон-сультации и обзоры вакансий рабочих мест, заинтересованные в будущих молодых специалистах организации пытаются использовать свои ресурсы для ориентирования старшеклассников на выбор требуемых специальностей. Однако эта ра-

бота носит бессистемный характер, приобретает форму разовых акций и мероприятий.

Исследования последних лет обнаружили новый спад интереса к профессиям, связанным с обеспечением безопасности жизнедеятельности населения - спасателей, пожарных, военных, полицейских и др. Кроме этого, в современной науке отсутствует целостная модель предпрофес-сиональной подготовки старшеклассников к профессиональной деятельности в сфере с высоким уровнем риска.

В России начинает активно развиваться кадетское движение. О готовности кадетов к будущей профессиональной деятельности в сфере с высоким уровнем риска и гражданской ответственно-

© Вавилов Ю. П., Горбунова Л. Г., 2015

сти свидетельствует динамика роста у испытуемых уровня морально-ценностной, физической, социально-психологической и предметно-профессиональной готовности.

В рамках нашего экспериментального исследования была разработана и реализована модель предпрофессиональной подготовки кадетов к будущей профессиональной деятельности. Исследование проводилось на базе МОУ СОШ № 5 г. Углича Ярославской области с 2007 года по 2013 год. В нем приняли участие обучающиеся 9-11 классов школы: 123 кадета и 127 обучающихся общеобразовательных классов (5 выпусков). Для участия в исследовании ежегодно формировались две группы: 1 группа - экспериментальная, в которую входили обучающиеся, выбравшие в 10 классе оборонно-спортивный профиль обучения и ориентирующиеся по окончании средней школы на выбор профессии с высоким уровнем риска (военные, спасатели, полицейские и др.); 2 группа - контрольная, совпадающая с экспериментальной по гендерному и количественному составу (обучающиеся, выбравшие в 10 классе универсальный профиль обучения).

Развитие отдельных качеств личности выпускника характеризуется не только количественными, но и качественными изменениями, происходящими на протяжении всего периода предпрофессио-нальной подготовки. С целью изучения этих изменений нами был проведен анализ уровня развития отдельных качеств у кадетов 1 группы (экспериментальной) до начала реализации модели предпрофессиональной подготовки к будущей профессиональной деятельности, затем - после реализации модели. Аналогичные замеры уровня развития отдельных качеств проводились во 2 группе (контрольной). Оценка уровня развития каждого качества проводилась по шкале, предлагаемой авторами методик. Для анализа различий между группами был использован непараметрический критерий и-Манна-Уитни.

Методики из диагностических программ, разработанных Н.П. Капустиным и М.И. Шиловой по определению уровня воспитанности школьников, позволили получить данные о развитии отдельных качеств у обучающихся каждой группы.

Все Девушки Юноши

Качества 1 группа 2 группа 1 группа 2 группа 1 группа 2 группа

4 12,45 12,30 12,88 11,64 12,17 13,11

5 11,25 10,60 11,13 10,64 11,33 10,56

Примечание. Здесь и далее: 1. Долг и ответственность. 2. Бережное отношение к материальным и природным ресурсам. 3. Дисциплинированность. 4. Ответственное отношение к учебе. 5. Отношение к общественному труду.

У старшеклассников 1 и 2 группы до начала эксперимента зафиксирован выше среднего (по шкале авторов методики) уровень развития такого качества, как бережное отношение к материальным и природным ресурсам; ниже среднего уровень развития положительного отношения к общественному труду (таблица 1).

У 1 группы такие качества, как долг и ответственность, более развиты. Это объясняется тем, что до начала эксперимента большая часть обучающихся 1 группы были членами детской общественной организации «Кадетское братство», деятельность в которой помогала развивать обозначенные качества.

Однако с учетом непараметрического критерия И-Манна-Уитни результаты исследования уровня развития отдельных качеств у обучающихся 1 и 2 групп до начала эксперимента показали, что эти группы не имеют особых различий в уровне развития каждого качества.

Программа эксперимента предусматривала проведение самооценки социальной ответственности по методике М.И. Рожкова. Под готовностью человека к социально ответственному поведению понимается такой уровень его личностного развития и сформированности рефлексивных умений, при котором он становится способным к самостоятельному выбору способов социального взаимодействия, основанных на морально-нравственных общественных ценностях и нормах.

Данная методика позволяет оценить личностную составляющую готовности человека к социально ответственному поведению с учетом уровня развития эмоционально-мотивационного (оценочно-побуждающего), когнитивного (рассудочного) и поведенческого компонентов. Их формируют, с одной стороны, предметные потребности человека, связанные с включением в первичные и другие контактные группы, с другой стороны, соответствующие социальные ситуации. В соответствии с перечисленными компонентами социальной ответственности человека выделяются критерии, каждый из которых отражается в эмпирических показателях. Также может быть установлен общий уровень сформированности социальной ответственности подростков. Причем высокий уровень -

Таблица 1 Уровень развития отдельных качеств

в 1 и 2 группах до эксперимента

Все Девушки Юноши

Качества 1 группа 2 группа 1 группа 2 группа 1 группа 2 группа

1 12,95 10,85 13,00 10,82 12,92 10,89

2 15,65 15,40 15,63 15,27 15,67 15,56

3 12,20 11,50 12,25 11,27 12,17 11,78

при условии получения максимальных баллов по всем трем критериям (таблица 2).

Таблица 2

Уровень социальной ответственности в 1 и 2 группах до эксперимента

Все Девушки Юноши

1 группа 2 группа 1 группа 2 группа 1 группа 2 группа

1 14,20 13,80 14,17 13,55 14,17 14,11

2 13,90 13,70 13,25 13,00 13,25 14,56

3 14,65 14,40 14,92 14,00 14,92 14,89

4 42,75 41,85 42,33 40,45 42,33 43,56

Примечание. Здесь и далее: 1. Эмоционально-мотивационный компонент. 2. Когнитивный компонент. 3. Поведенческий компонент. 4. Общий уровень.

Можно наблюдать некоторые количественные различия в уровне сформированности компонентов социальной ответственности. Однако результаты указывают на то, что до эксперимента статистически значимых различий в уровне социальной ответственности у обучающихся 1 и 2 групп не наблюдалось.

Программа эксперимента предусматривала изучение ранжирования ценностей каждым участником эксперимента по методике «Диагностика ценностных ориентаций М. Рокича». Под терминальными ценностями понимаются убеждения в том, что конечная цель индивидуальной жизни состоит в том, чтобы к ней стремиться; под инструментальными - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительней в любой ситуации.

Таблица 3

Уровень значимости терминальных ценностей в 1 и 2 группах до эксперимента

Все Девушки Юноши

Качества 1 группа 2 группа 1 группа 2 группа 1 группа 2 группа

1 10,45 10,80 10,00 10,09 10,00 11,67

2 10,10 8,85 11,08 7,82 11,08 10,11

3 11,40 12,60 13,42 12,73 13,42 12,44

4 12,45 7,10 13,25 6,09 13,25 8,33

5 7,95 5,35 7,83 4,09 7,83 6,89

6 11,55 11,60 11,25 12,18 11,25 10,89

7 8,55 11,30 9,33 9,82 9,33 13,11

8 10,85 11,95 9,58 12,45 9,58 11,33

9 10,95 10,65 10,50 11,73 10,50 9,33

10 6,25 10,30 5,42 9,91 5,42 10,78

11 7,75 6,75 7,58 5,18 7,58 8,67

12 9,40 7,00 10,08 6,55 10,08 7,56

13 6,90 7,30 7,42 5,73 7,42 9,22

14 9,20 11,05 9,33 12,73 9,33 9,00

15 9,50 10,10 9,50 13,09 9,50 6,44

16 8,35 9,35 7,42 10,00 7,42 8,56

17 8,50 8,05 7,92 8,36 7,92 7,67

18 11,45 10,60 11,00 12,36 11,00 8,44

Примечание. Здесь и далее: 1. Активная деятельная жизнь. 2. Жизненная мудрость. 3. Здоровье. 4. Интересная

работа. 5. Красота природы и искусства. 6. Любовь. 7. Материально обеспеченная жизнь. 8. Наличие хороших и верных друзей. 9. Общественное признание. 10. Познание. 11. Продуктивная жизнь. 12. Развитие. 13. Развлечения. 14. Свобода. 15. Счастливая семейная жизнь. 16. Счастье других. 17. Творчество. 18. Уверенность в себе.

В первой группе наиболее значимыми ценно -стями названы интересная работа, любовь, уверенность в себе, здоровье и общественное признание.

Во второй группе наиболее значимыми ценностями названы здоровье, наличие хороших и верных друзей, любовь, материально обеспеченная жизнь и свобода (таблица 3). Статистически значимые различия в группах выявлены в отношении к познанию.

Анализ ранжирования инструментальных ценностей показал, что в первой группе наиболее значимыми ценностями названы независимость, воспитанность, жизнерадостность, аккуратность и высокие запросы.

Во второй группе наиболее значимыми ценностями названы образованность, аккуратность, ответственность, воспитанность и честность (таблица 4).

Таблица 4

Уровень значимости инструментальных ценностей в 1 и 2 группах до эксперимента

Все Девушки Юноши

Качества 1 группа 2 группа 1 группа 2 группа 1 группа 2 группа

1 11,15 12,40 10,42 14,36 10,42 10,00

2 11,80 10,65 12,00 12,18 12,00 8,78

3 11,00 7,90 11,17 6,36 11,17 9,78

4 11,25 8,55 12,17 8,91 12,17 8,11

5 10,30 8,90 10,75 9,64 10,75 8,00

6 12,00 8,95 12,50 6,36 12,50 12,11

7 8,15 7,75 8,50 6,64 8,50 9,11

8 10,05 13,50 8,83 13,64 8,83 13,33

9 10,75 11,90 10,33 12,18 10,33 11,56

10 8,25 8,40 7,75 7,27 7,75 9,78

11 8,60 9,25 8,75 9,64 8,75 8,78

12 9,75 9,55 9,42 10,09 9,42 8,89

13 6,55 9,15 5,75 8,64 5,75 9,78

14 6,75 8,90 6,58 8,64 6,58 9,22

15 10,10 8,55 11,25 7,55 11,25 9,78

16 7,40 9,90 6,50 10,73 6,50 8,89

17 6,45 7,80 7,75 8,00 7,75 7,56

18 10,10 8,85 9,58 9,91 9,58 7,56

Примечание. Здесь и далее: 1. Аккуратность. 2. Воспитанность. 3. Высокие запросы. 4. Жизнерадостность. 5. Исполнительность. 6. Независимость. 7. Непримиримость к недостаткам в себе и других. 8. Образованность. 9. Ответственность. 10. Рационализм. 11. Самоконтроль.

12. Смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов.

13. Твердая воля. 14. Терпимость. 15. Широта взглядов. 16. Честность. 17. Эффективность в делах. 18. Чуткость.

Однако с учетом непараметрического критерия и-Манна-Уитни установили отсутствие статистически значимых различий у обучающихся экспе-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

риментальной и контрольной групп до эксперимента. Причем статистически значимых различий не зафиксировано ни у юношей, ни у девушек.

Реализация модели предпрофессиональной подготовки кадетов к деятельности в сфере с высоким уровнем риска и гражданской ответственностью проходила в каждой экспериментальной группе в течение двух лет (10-11 классы). После окончания эмпирического исследования проводилась повторная диагностика сформированно-сти отдельных качеств в 1 и во 2 группах. Количественные изменения в уровне развития отдельных качеств наблюдались в обеих группах при проведении повторной диагностики по методикам, использованным на констатирующем этапе.

Методики из диагностических программ, разработанных Н.П. Капустиным и М.И. Шиловой, выявили при повторной диагностике статистически значимые различия в развитии уровня бережного отношения к материальным и природным ресурсам во 2 группе в целом (таблица 5).

Таблица 5

Уровень развития отдельных качеств в 1 и 2 группах после эксперимента

Повторная самооценка социальной ответственности по методике М.И. Рожкова во второй группе позволила зафиксировать значимые различия в уровне развития эмоционального, когнитивного и общего компонентов, причем в большей степени у девушек.

Значимых различий в развитии ценностных ориентаций (методика М. Рокича) у второй группы не отмечено.

Методики из диагностических программ, разработанных Н.П. Капустиным и М.И. Шиловой по определению уровня воспитанности школьников по отдельным качествам показали в 1 группе положительные изменения в отношении к общественному труду (таблица 5).

Самооценка социальной ответственности по методике М.И. Рожкова выявила статистически значимые различия уровня развития поведенческого критерия до и после эксперимента в 1 группе (таблица 6).

Таблица 6

Уровень социальной ответственности в 1 и 2 группах после эксперимента

Все Девушки Юноши

1 группа 2 группа 1 группа 2 группа 1 группа 2 группа

15,35 15,10 15,88 15,20 15,00 15,00

14,90 15,20 15,25 14,60 14,67 15,80

15,85 15,20 14,88 14,60 16,50 15,80

46,10 45,45 46,00 44,30 46,17 46,60

Методика М. Рокича дает возможность увидеть изменения, произошедшие в ценностных ориен-тациях кадетов в 1 группе. Наиболее значимыми терминальными ценностями при повторной диагностике названы в экспериментальной группе здоровье, любовь, материально обеспеченная жизнь, уверенность в себе, счастливая семейная жизнь (таблица 7).

Таблица 7

Уровень значимости терминальных ценностей в 1 и 2 группах после эксперимента

Все Девушки Юноши

1 группа 2 группа 1 группа 2 группа 1 группа 2 группа

9,70 9,35 10,63 9,08 8,80 9,90

9,80 7,10 8,63 10,58 6,70 7,50

15,10 15,40 13,50 16,17 15,20 15,60

9,95 8,15 9,00 10,58 7,30 9,00

6,80 4,35 5,13 7,92 4,70 4,00

12,95 13,15 12,50 13,25 12,50 13,80

11,00 13,55 8,88 12,42 12,50 14,60

10,70 12,55 11,38 10,25 12,30 12,80

10,05 10,30 10,88 9,50 11,50 9,10

6,35 8,70 7,25 5,75 8,30 9,10

8,35 7,95 10,75 6,75 6,30 9,60

10,15 7,35 9,38 10,67 7,50 7,20

5,15 7,05 6,50 4,25 5,60 8,50

9,90 10,55 10,25 9,67 10,70 10,40

10,90 11,25 9,25 12,00 12,70 9,80

7,20 7,45 9,00 6,00 9,20 5,70

6,65 6,75 7,63 6,00 7,40 6,10

10,95 9,95 11,50 10,58 11,70 8,20

К наиболее значимым инструментальным ценностям кадеты 2 группы отнесли воспитанность, образованность, жизнерадостность, независимость и честность. Причем статистически значимые различия в целом по группе наблюдаются в отношении таких ценностей, как высокие запросы, непримиримость к недостаткам в себе и других и честность. Эти же ценности в ходе реализации модели наиболее выраженно проявились у юношей (таблица 8).

Таблица 8

Уровень значимости инструментальных ценностей в 1 и 2 группах после эксперимента

Все Девушки Юноши

1 группа 2 группа 1 группа 2 группа 1 группа 2 группа

11,20 12,55 9,63 12,25 12,00 13,10

12,70 11,90 10,63 14,08 13,40 10,40

6,55 7,05 7,38 6,00 7,00 7,10

12,00 11,60 11,50 12,33 9,20 14,00

10,20 10,00 9,00 11,00 9,20 10,80

Все Девушки Юноши

1 группа 2 группа 1 группа 2 группа 1 группа 2 группа

13,05 12,70 12,63 12,50 13,33 12,90

15,65 15,00 15,88 14,70 15,50 15,30

12,65 12,25 12,38 11,90 12,83 12,60

13,05 12,60 13,38 12,00 12,83 13,20

12,35 12,00 12,13 12,10 12,50 11,90

Все Девушки Юноши

1 группа 2 группа 1 группа 2 группа 1 группа 2 группа

11,60 11,60 13,50 10,33 10,00 13,20

5,25 5,65 6,75 4,25 5,40 5,90

12,25 13,70 11,25 12,92 12,80 14,60

9,80 9,60 13,25 7,50 10,70 8,50

8,10 8,50 8,50 7,83 10,30 6,70

9,65 8,90 10,00 9,42 8,10 9,70

9,35 8,55 12,38 7,33 9,30 7,80

8,75 8,90 8,88 8,67 7,30 10,50

7,70 7,90 7,13 8,08 8,60 7,20

7,75 8,05 6,25 8,75 9,10 7,00

11,35 10,05 10,63 11,83 10,90 9,20

8,00 8,05 7,75 8,17 8,10 8,00

9,00 8,45 8,00 9,67 9,60 7,30

Сравнение результатов диагностики уровня развития отдельных качеств у первой и второй групп до и после эксперимента позволяет сделать следующие выводы:

- различия в уровне развития отдельных качеств наблюдаются в обеих группах, однако у второй группы (контрольной) не произошли изменения в развитии качеств, являющихся профессионально важными для будущей деятельности в сфере с высоким уровнем риска и гражданской ответственности;

- при реализации модели предпрофессиональ-ной подготовки кадетов к деятельности в сфере с высоким уровнем риска и гражданской ответственности в первой группе (экспериментальной) наблюдаются различия в уровне развития качеств, необходимых для формирования морально-ценностной, физической, психологической и предметно-профессиональной готовности к будущей профессиональной деятельности, причем в большей степени у юношей:

- изменилось отношение к общественному труду у кадетов, что говорит о повышении уровня гражданской ответственности;

- высокий уровень развития поведенческого критерия предполагает возможность осуществления кадетами реальных социально ответственных поступков, их осмысленность, целенаправленность выполнения взятых на себя или возложенных обществом обязанностей, саморегуляцию поведения на основе внутреннего локуса контроля;

- статистически значимые различия в развитии таких ценностей, как высокие запросы, непримиримость к недостаткам в себе и других и честность, наиболее выраженно проявившиеся у юношей, свидетельствуют о высоком уровне сформирован-ности морально-ценностного компонента готовности к будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, мы убедились, что реализация модели предпрофессиональной подготовки кадетов к будущей профессиональной деятельности в классах оборонно-спортивного профиля позволя-

ет формировать компоненты готовности кадетов к будущей профессии с высоким уровнем риска и гражданской ответственности.

Библиографический список

1. Вавилов, Ю.П. Формирование личности и профессионально важных качеств студентов [Текст] / Ю.П. Вавилов // Развитие системы непрерывного профессионального образования в университетском комплексе педагогических учреждений Ярославской области. - Ярославль, 2003. - С. 147-151.

2. Волохов, А.В. Концепция социализации личности ребенка в условиях деятельности детской организации [Текст] / А. В. Волохов, М. И. Рожков и др. - М., 1991. - 70 с.

3. Горбунова, Л.Г. Предпрофессиональная подготовка кадетов к деятельности в сфере с высоким уровнем риска и гражданской ответственности [Текст] / Л.Г. Горбунова // Ярославский педагогический вестник. - 2014. - № 1. - С. 150-156.

4. Демина, Т.Б. Предпрофильная подготовка как одно из условий профессионального самоопределения школьника [Текст] / Т. Б. Демина // Профильная школа. - М., 2006. -С. 45-48.

5. Рожков, М.И. Теория и методика воспитания [Текст] / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. - М., 2004. - 384 с.

6. Чистякова, С.Н. Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению [Текст] / С.Н. Чистякова, А.Я. Журкин. - М., 1997. - 80 с.

7. Профильное обучение в старшей школе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: [http://www.profile-edu.ru]

8. Rokeach, M. Belief, Attitudes and Values. A Theory of Organization and Change [Text] / М. Rokeach. - San Francisco, 1972. - 20 р.

9. Rokeach, M. Long-range experimental modification of values, attitudes аnd behavior [Text] / М. Rokeach. - L., 1971. -P. 453-459.

Bibliograficheskij spisok

1. Vavilov, Ju.P. Formirovanie lichnosti i professi-onal'no vazhnyh kachestv studentov [Tekst] / Ju.P. Vavilov // Razvitie sistemy nepreryvnogo professional'nogo ob-razovanija v univer-sitetskom komplekse pedagogicheskih uchrezhdenij Jaro-slavskoj oblasti. - Jaroslavl', 2003. - S. 147-151.

2. Volohov, A.V. Koncepcija socializacii lichnosti re-benka v uslovijah dejatel'nosti detskoj organizacii [Tekst] / A. V. Volohov, M. I. Rozhkov i dr. - M., 1991. - 70 s.

3. Gorbunova, L.G. Predprofessional'naja podgotovka kade-tov k dejatel'nosti v sfere s vysokim urovnem riska i grazhdanskoj otvetstvennosti [Tekst] / L.G. Gorbunova // Jaroslavskij peda-gogicheskij vestnik. - 2014. - № 1. - S. 150-156.

4. Demina, T.B. Predprofil'naja podgotovka kak odno iz uslovij professional'nogo samoopredelenija shkol'nika [Tekst] / T. B. Demina // Profil'naja shkola. - M., 2006. - S. 45-48.

5. Rozhkov, M.I. Teorija i metodika vospitanija [Tekst] / M.I. Rozhkov, L.V. Bajborodova. - M., 2004. - 384 s.

6. Chistjakova, S.N. Kriterii i pokazateli gotovnosti shkol'nikov k professional'nomu samoopredeleniju [Tekst] / S.N. Chistjakova, A.Ja. Zhurkin. - M., 1997. - 80 s.

7. Profil'noe obuchenie v starshej shkole [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: [http://www.profile-edu.ru]

8. Rokeach, M. Belief, Attitudes and Values. A Theory of Organization and Change [Text] / M. Rokeach. - San Francisco, 1972. - 20 p.

9. Rokeach, M. Long-range experimental modification of values, attitudes and behavior [Text] / M. Rokeach. - L., 1971. -P. 453-459.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.