Научная статья на тему 'Предпрофессиональная подготовка кадетов к деятельности в сфере с высоким уровнем риска и гражданской ответственности'

Предпрофессиональная подготовка кадетов к деятельности в сфере с высоким уровнем риска и гражданской ответственности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
332
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / A MODEL OF PREVOCATIONAL TRAINING / ГОТОВНОСТЬ КАДЕТОВ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ РИСКА И ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / CADETS' READINESS TO ACTIVITY IN THE SPHERE WITH A HIGH RISK LEVEL AND CIVIL RESPONSIBILITY / КОМПОНЕНТЫ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / COMPONENTS OF READINESS TO THE PROFESSIONAL ACTIVITY / ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / PROFILE TRAINING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Горбунова Людмила Григорьевна

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты предпрофессиональной подготовки кадетов, обучающихся в классах оборонно-спортивного профиля, к деятельности в сфере обеспечения безопасности граждан. Автором излагаются общетеоретические положения профессионального самоопределения современных старшеклассников и характеризуется модель предпрофессиональной подготовки в кадетских классах общеобразовательной школы. Структура модели включает четыре компонента: целевой, содержательно-процессуальный, технологический и оценочно-результативный. Подробно раскрываются функции и механизмы реализации каждого компонента. Итогом практической реализации модели служит готовность кадетов к деятельности в сфере с высоким уровнем риска и гражданской ответственности. В статье представлена программа диагностики этой готовности по пяти критериям субъективного характера (мотивационному, ориентационному, операционному, волевому и оценочному) и по трем объективным критериям (уровню воспитанности, академической успеваемости и внешкольной активности). Автором приведены результаты диагностических исследований двух групп испытуемых обычных старшеклассников и кадетов. Выявлены привлекательность и личностная значимость профессий в сфере обеспечения безопасности жизни и деятельности граждан. На момент окончания 9 класса выпускники основной школы из обеих групп не имели существенных различий по оцениваемым критериям, а после завершения опытно-экспериментальной работы по реализации модели предпрофессиональной подготовки кадетов были получены результаты, подтверждающие эффективность модели и показывающие наличие готовности кадетов к самореализации в профессиях группы риска и высокой ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Горбунова Людмила Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prevocational Training of Cadets to Activity in the Sphere with a High Risk Level and Civil Responsibility

In the article theoretical and practical aspects of prevocational training of the cadets who are studying in classes of a defensive and sports profile, to the activity in the sphere of safety of citizens are considered. The author states general-theoretical ideas of professional self-determination of modern senior schoolchildren and the model of prevocational training in cadet classes of comprehensive school is characterized. The structure of the model includes four components: target, substantial and procedural, technological and estimated-productive. Functions and mechanisms of realization of each component are revealed in detail. The result of practical realization of the model is cadets’ readiness to the activity in the sphere with a high risk level and civil responsibility. In the article is presented the programme of diagnostics of this readiness due to five criteria of the subjective character (motivational, orientation, operational, volitional and estimated) and due to three objective criteria (a level of good breeding, academic progress and out-ofschool activity). The author gave results of diagnostic tests of two groups of examinees ordinary senior schoolchildren and cadets. Attraction and personal importance of professions in the sphere of safety of life and activity of citizens are revealed. By the moment of graduation the 9th class graduates of the comprehensive school from the both groups had no essential distinctions by estimated criteria, and at the end of the experimental work on realization of the model of cadets’ prevocational training the results were received which confirmed efficiency of the model and showed cadets’ readiness to self-realization in professions of the group of risk and high responsibility.

Текст научной работы на тему «Предпрофессиональная подготовка кадетов к деятельности в сфере с высоким уровнем риска и гражданской ответственности»

УДК 37.01

Л. Г. Горбунова

Предпрофессиональная подготовка кадетов к деятельности в сфере с высоким уровнем риска и гражданской ответственности

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты предпрофессиональной подготовки кадетов, обучающихся в классах оборонно-спортивного профиля, к деятельности в сфере обеспечения безопасности граждан. Автором излагаются общетеоретические положения профессионального самоопределения современных старшеклассников и характеризуется модель предпрофессиональной подготовки в кадетских классах общеобразовательной школы. Структура модели включает четыре компонента: целевой, содержательно-процессуальный, технологический и оценочно-результативный. Подробно раскрываются функции и механизмы реализации каждого компонента. Итогом практической реализации модели служит готовность кадетов к деятельности в сфере с высоким уровнем риска и гражданской ответственности. В статье представлена программа диагностики этой готовности по пяти критериям субъективного характера (мотивационному, ориента-ционному, операционному, волевому и оценочному) и по трем объективным критериям (уровню воспитанности, академической успеваемости и внешкольной активности). Автором приведены результаты диагностических исследований двух групп испытуемых — обычных старшеклассников и кадетов. Выявлены привлекательность и личностная значимость профессий в сфере обеспечения безопасности жизни и деятельности граждан. На момент окончания 9 класса выпускники основной школы из обеих групп не имели существенных различий по оцениваемым критериям, а после завершения опытно-экспериментальной работы по реализации модели предпрофессиональной подготовки кадетов были получены результаты, подтверждающие эффективность модели и показывающие наличие готовности кадетов к самореализации в профессиях группы риска и высокой ответственности.

Ключевые слова: модель предпрофессиональной подготовки, готовность кадетов к деятельности в сфере с высоким уровнем риска и гражданской ответственности, компоненты готовности к профессиональной деятельности, профильное обучение.

L. G. Gorbunova

Prevocational Training of Cadets to Activity in the Sphere with a High Risk Level

and Civil Responsibility

In the article theoretical and practical aspects of prevocational training of the cadets who are studying in classes of a defensive and sports profile, to the activity in the sphere of safety of citizens are considered. The author states general-theoretical ideas of professional self-determination of modern senior schoolchildren and the model of prevocational training in cadet classes of comprehensive school is characterized. The structure of the model includes four components: target, substantial and procedural, technological and estimated-productive. Functions and mechanisms of realization of each component are revealed in detail. The result of practical realization of the model is cadets' readiness to the activity in the sphere with a high risk level and civil responsibility. In the article is presented the programme of diagnostics of this readiness due to five criteria of the subjective character (motivational, orientation, operational, volitional and estimated) and due to three objective criteria (a level of good breeding, academic progress and out-of-school activity). The author gave results of diagnostic tests of two groups of examinees — ordinary senior schoolchildren and cadets. Attraction and personal importance of professions in the sphere of safety of life and activity of citizens are revealed. By the moment of graduation the 9th class graduates of the comprehensive school from the both groups had no essential distinctions by estimated criteria, and at the end of the experimental work on realization of the model of cadets' prevocational training the results were received which confirmed efficiency of the model and showed cadets' readiness to self-realization in professions of the group of risk and high responsibility.

Keywords: a model of prevocational training, cadets' readiness to activity in the sphere with a high risk level and civil responsibility, components of readiness to the professional activity, profile training.

Усиление интереса к проблеме выбора будущей профессии выпускниками школы и самореализации в ней обусловлено практическим запросом, сформированным в условиях экономических преобразований, происходящих в нашей стране. Период профессионального самоопреде-

ления приходится на старший школьный возраст, соответствующий возрасту получения основного и среднего общего образования. Сегодня в Российской Федерации общее образование рассматривается как «вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в про-

© Горбунова Л. Г., 2014

цессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенций, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования» [9].

Это предполагает выбор старшеклассниками качественного образования, соответствующего их потребностям, способностям, траектории личностного развития, приоритетам и ценностным ориентациям в профессиональной сфере, что в конечном итоге способствует профессиональному самоопределению выпускника школы, о чем писали Л.И. Божович, Ю.П. Вавилов, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, А. Д. Сазонов, В.Ф. Сахаров, Д.И. Фельдштейн и др. [1, 2, 5, 6, 11, 12].

Ключевыми факторами профессионального самоопределения являются подготовка и готовность старшеклассника к сознательному выбору профессии и будущей профессиональной деятельности, под которой понимается:

1) состояние, предстартовая активизация человека, включающая:

- осознание кадетом своих целей, оценку имеющихся условий, определение наиболее вероятных способов действия;

- прогнозирование мотивационных, волевых, интеллектуальных усилий и вероятности достижения результата;

- мобилизацию сил на достижении целей;

2) процесс подготовки, т. е. процесс обучения и воспитания кадетов на ступени предпрофес-сионального обучения;

3) результат подготовки, т.е. уровень овладения кадетами знаниями, умениями и навыками, формирование у них профессионально значимых качеств:

- осознание школьником своих целей, оценку имеющихся условий, определение наиболее вероятных способов действия;

- прогнозирование мотивационных, волевых, интеллектуальных усилий и вероятности достижения результата;

- мобилизацию сил на достижение целей;

4) процесс подготовки, т. е. процесс обучения и воспитания школьника на ступени предпро-фессионального обучения;

5) результат подготовки, т. е. необходимый уровень овладения выпускниками школы знаниями, умениями и навыками, формирование у них профессионально значимых качеств.

В Концепции о профильном обучении на III ступени в общеобразовательной школе [8] пред-

лагается дифференцировать обучение, вводить профили, в том числе оборонно-спортивный, на базе которого во многих общеобразовательных школах формируются кадетские классы. Профильное обучение в этих классах реализуется в гомогенных группах обучающихся, сформированных по принципу их профессиональной ориентации. Обучение проводится по двухуровневым образовательным программам среднего (полного) общего образования (базового и профильного) и обеспечивает предметную профильную подготовку кадетов 10-11 классов:

- углубленно изучаются профильные общеобразовательные предметы и проводятся элективные курсы, к которым есть устойчивый интерес и индивидуальные способности кадетов;

- сосредоточивается внимание на формировании профессионально важных качеств личности в сфере физкультурно-оздоровительной, военно-оборонной деятельности, безопасности жизнедеятельности и др.;

- осуществляется контроль и коррекция профессиональных планов кадетов, выявляется степень их обоснованности;

- намечаются пути подготовки к будущей профессиональной деятельности, способы диагностики мотивационно-ориентационной сферы кадетов, оценки результатов, достижений;

- формируются основы для социально-профессиональной адаптации кадетов: ценностные ориентации, мотивы выбора профессии, профессиональная направленность;

- формируются профессиональные интересы кадетов.

Центральной проблемой этой деятельности становится проблема развития у обучающихся классов оборонно-спортивного профиля (кадетов) готовности к деятельности в сфере с высоким уровнем риска и гражданской ответственности, основанной на понимании ими своей миссии в жизни общества, ответственности за результаты своего труда, переживании ими своего профессионального предназначения.

Для решения этой проблемы разработана модель предпрофессиональной подготовки кадетов в классе оборонно-спортивного профиля общеобразовательной школы.

Модель включает четыре компонента: целевой, содержательно-процессуальный, технологический и оценочно-результативный.

Целевой компонент. Основная цель организации учебно-воспитательного процесса в классах оборонно-спортивного профиля направлена

на создание условий для предпрофессиональной подготовки кадетов к последующему профессиональному образованию и к профессиональной деятельности в сфере с высоким уровнем риска и гражданской ответственности.

Успешной реализации этой цели будут способствовать решения следующих основных задач:

- формирование у кадетов профессиональной направленности на трудовую деятельность в сфере с высоким уровнем риска и гражданской ответственности;

- создание условий для развития морально-ценностных, физических, предметно-профессиональных и психологических качеств у кадетов;

- стимулирование рефлексии личностной значимости будущей профессиональной деятельности.

Таблица 1. Виды

Содержательно-процессуальный компонент. Организация предпрофессиональной подготовки кадетов строится на принципах общественной направленности, интеграции основного, дополнительного образования и воспитательной работы, принципе поэтапного формирования готовности кадетов к профессиональной деятельности в сфере с высоким уровнем риска и гражданской ответственности, стимулирования рефлексии личностной и социальной значимости профессиональных проб.

Образовательный процесс представляет интегрированный курс основного, дополнительного образования и воспитательной работы.

деятельности кадетов

Учебная деятельность Внеурочная деятельность Внешкольная деятельность

1.Реализация базисного учебного плана 2.Изучение профильных дисциплин 3.Изучение дополнительных дисциплин 1.Участие в работе кружков, клубов на базе школы (ЮДМ, ДПД и др.) 2.Подготовка и участие в мероприятиях профильного направления 1.Участие в деятельности детских и молодежных общественных кадетских организаций, волонтерских отрядов, движений, лагерей

В соответствии с принципом поэтапного формирования готовности кадетов к деятельности в сфере с высоким уровнем риска и гражданской ответственности, процесс обучения в школе делится на несколько этапов, включая пропедевтический и предпрофильный:

I этап (начальная школа (1 - 4 классы) предполагает формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую;

II этап (основная школа (5 — 8 классы), пропедевтический) обеспечивает развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа «Я»); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики;

III этап (основная школа (9 класс) предпро-фильная подготовка, способствует уточнению

образовательного запроса в ходе факультативных занятий и сетевых курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям обучающихся, ценностным ориентациям;

IV этап (средняя школа, 10 — 11 классы), профильное обучение (предпрофессиональное), ставит целью содействие получению кадетами знаний по профильным предметам, обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессионально важных качеств для избранного в дальнейшем виде деятельности, коррекции профессиональных планов, оценке готовности к будущей профессиональной деятельности.

В процессе исследования нами выявлены компоненты готовности кадетов к профессиональной деятельности в сфере с высоким уровнем риска и гражданской ответственности IV этапа подготовки:

Таблица 2. Компоненты готовности к профессиональной деятельности

Компоненты Содержание

Мотивационный Положительное отношение к профессиональной деятельности в сфере с высоким уровнем риска и гражданской ответственности, интерес к ней, ответственность за выполнение задач

Ориентационный Знания и представления об особенностях и условиях деятельности в сфере с высоким уровнем риска и гражданской ответственности, требованиях к личностным качествам

Операционный Владение способами и приемами деятельности в сфере с высоким уровнем риска и гражданской ответственности, необходимыми знаниями, навыками, умениями и др.

Волевой Самоконтроль, самомобилизация, умение управлять действиями, из которых складывается выполнение обязанностей

Оценочный Оценка готовности кадетов и соответствия процесса решения профессиональных задач оптимальным образцам

Высокий уровень готовности кадетов к профессиональной деятельности предполагает формирование каждого компонента включением кадета в различные виды учебной и внеучебной деятельности.

Технологический компонент модели раскрывает механизм реализации предпрофессиональ-ного обучения, который строится на системно-деятельностном подходе, являющемся его методологической основой, с учетом которого определяется структура и содержание процесса пред-профессионального обучения и представляет собой метадеятельность, интегрирующую различные виды деятельности, в которые включен кадет.

К основными внеурочным и внешкольным формам и средствам реализации предпрофессио-нальной подготовки кадетов, учитывающим специфику оборонно-спортивного профиля обучения, относятся следующие:

- конкурсы-смотры кадетских классов;

- слеты военно-патриотических объединений;

- акции гражданско-патриотической направленности: выступление агитбригад, изготовление и распространение листовок по противопожарной безопасности, безопасности на льду и на воде, пропаганде здорового образа жизни, по соблюдению безопасности дорожного движения и др.

В ходе исследования были выявлены организационно-педагогические условия эффективной

предпрофессиональной подготовки кадетов к деятельности в сфере с высоким уровнем риска и гражданской ответственности:

- актуализация в сознании кадетов ценностного отношения к профессиональной деятельности;

- развитие морально-ценностных, физических, психологических качеств и предметно-практической подготовленности к осознанному выбору профессии в сфере с высоким уровнем риска и гражданской ответственности;

- интеграция основного, дополнительного образования и внешкольной работы;

- соблюдение принципа поэтапного формирования у кадетов готовности к деятельности в сфере с высоким уровнем риска и гражданской ответственности;

- взаимодействие школы с социальными партнерами в виде подразделений МЧС, МВД, МО, клубов, молодежных организаций и объединений кадетов;

- рефлексия результативности и социальной значимости профессиональных проб.

Оценочно-результативный блок модели предпрофессиональной подготовки кадетов к деятельности в сфере с высоким уровнем риска и гражданской ответственности содержит критерии готовности кадетов к профессиональной деятельности.

Таблица 3. Критерии готовности кадетов к профессиональной деятельности в сфере с высоким уровнем риска и гражданской ответственности

_Критерии морально-ценностной готовности_

- понимают общественную значимость профессии;

- демонстрируют моральные принципы поведения;

- осознают необходимость высокого уровня образования;

- обладают адекватной самооценкой индивидуальных способностей и нравственных мотивов выбора профессии, т. е. ориентируются на положительные ценности жизни;

- способны к саморефлексии_

_Критерии физической готовности_

- характеризуют степень овладения знаниями, двигательными умениями и навыками, способами физкультурно-оздоровительной деятельности, соответствующими возрасту обучающихся;

- определяют сдвиги в физической подготовленности, складывающиеся из показателей развития основных физических способностей: силовых, скоростных, координационных, а также выносливости, гибкости и их сочетаний

_Критерии психологической готовности_

- демонстрируют интерес к деятельности с высоким уровнем риска и гражданской ответственности;

- проявляют готовность к принятию дополнительной физической и моральной нагрузки;

- обладают эмоциональной устойчивостью к психологическим нагрузкам_

_Критерии предметно-практической готовности_

- имеют общее представление о профессии с высоким уровнем риска и гражданской ответственности (знание не только привлекательных сторон работы, но и типичных трудностей), о ее требованиях;

- обладают опытом оказания помощи людям в чрезвычайных или приближенных к ним реальных или имитируемых ситуациях, полученным при участии в профессиональных пробах;

- способны к наполнению предметным содержанием мотивов и целей будущей деятельности_

Ориентируясь на понимание готовности кадетов к профессиональной деятельности как на характеристику определенного уровня развития личности, проявляющуюся в способности дать оценку личностной значимости трудовой деятельности с высоким уровнем риска и граждан-

вом рефлексии морально-ценностных, физических, психологических качеств и предметно-практической подготовленности, мы провели диагностику готовности кадетов к профессиональной деятельности в сфере с высоким уровнем риска и гражданской ответственности

ской ответственности, формируемую посредст-

Таблица 4. Программа диагностики готовности кадетов к деятельности в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности населения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Компоненты готовности кадетов к профессиональной деятельности в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Методический инструментарий

Мотивационный (отношение к профессиональной деятельности, интерес к ней, ответственность за выполнение задач) 1. Диагностика структуры учебной мотивации школьника 2. Диагностика мотивации достижения Р. Мехрабиана 3. Определение уровня воспитанности (методики из диагностических программ, разработанных Н.П. Капустиным, М.И. Шиловой и др.)

Ориентационный (знания и представления об особенностях и условиях трудовой деятельности, требованиях к личностным качествам) 1. Готовность кадетов к выбору профессии (методика В.Б.Успенского) 2. Изучение внешкольной активности

Операционный (владение способами и приемами умственной деятельности, необходимыми знаниями, навыками, умениями и др.) 1. Тест умственных способностей А.Амтхауэра 2. Изучение академической успеваемости кадетов

Волевой (самоконтроль, самомобилизация, умение управлять действиями, из которых складывается выполнение профессиональных обязанностей) 1. Диагностика самоотношения В.В. Столина 2. Диагностика волевого потенциала личности 3. Диагностика стилевых особенностей саморегуляции поведения-98 В.И. Моросановой

Оценочный (оценка своей подготовки и соответствия процесса решения профессиональных задач оптимальным образцам)

1. Диагностика ценностных ориентаций М. Рокича 2.Определение индивидуальной меры рефлексивности А.В. Карпова

Исследовательская работа проводилась в классах оборонно-спортивного профиля МОУ СОШ №5 г. Углича Ярославской области.

Мониторинг показал, что на момент окончания 9 класса выпускники основной школы не имеют существенных отличий по различным аспектам (морально-ценностный, физический, предметно-практический, психологический). В ходе опытно-экспериментальной работы по реализации модели предпрофессиональной подготовки кадетов к профессии с высоким уровнем риска и гражданской ответственности были получены следующие результаты:

- кадеты показали сформированность системы ценностей (целостной Я-концепции), целенаправленное самопознание, осознание ответственности за свою жизнь и жизнь других людей, критичность и креативность мышления, устойчивость к влиянию внешней среды;

- повысилось качество знаний по предметам, в том числе по профильным дисциплинам;

- повысился уровень показателей морально-ценностной, физической, предметно-практической, психологической готовности к деятельности в сфере с высоким уровнем риска и гражданской ответственности.

С помощью опросника УСК (уровень субъективного контроля) Джулиана Роттера проводилась диагностика локализации контроля над значимыми событиями, т.е. уровня личной ответственности. В основе его лежит различение двух локусов контроля - интернального и экс-тернального.

Полученные результаты исследования в группе кадетов позволяют указать на общий уровень УСК, показатель которого свидетельствует о высоком уровне интернальности исследуемых кадетов. Это свидетельствует, по мнению большинства кадетов, что происходящие в их жизни важные личностно значимые события являются результатом их собственных усилий, кадеты контролируют их начало, течение и получаемый результат.

Среди сфер жизнедеятельности, в которых в большей степени проявляется интернальная направленность, следует выделить сферы достижений, неудач и сферу производственных отношений. Наименее выраженной интернальная на-

правленность является в сферах семейных отношений и здоровья.

Использование непараметрического критерия 1>Вилкоксона позволило выявить, что наиболее четкая интернальная позиция выражена в отношении сфер достижений и производственных отношений - значения критерия 1; были получены на статистически достоверном и достаточно высоком уровне значимости от <0,01 до <0,001. Такие же статистически достоверные различия были получены и в отношении сфер семейных отношений и здоровья (уровень значимости от <0,01 до <0,001). Статистический анализ, таким образом, подтвердил результаты общей оценки полученных результатов.

Представленная модель рассматривается нами как сложная система, состоящая из определенных взаимосвязанных блоков. Состояние каждого блока и их взаимодействие определяется действием как общих, так и специфичных принципов, лежащих в основе формирования готовности кадетов к профессиональной деятельности в сфере с высоким уровнем риска и гражданской ответственности.

В ходе исследования были выявлены условия успешной предпрофессиональной подготовки кадетов к деятельности в сфере с высоким уровнем риска и гражданской ответственности:

- актуализация в сознании кадетов ценностного отношения к выбору профессии с высоким уровнем риска и гражданской ответственности;

- развитие морально-ценностных, физических, психологических качеств и профессионально-практической подготовленности к осознанному выбору профессии с высоким уровнем риска и гражданской ответственности;

- интеграция основного, дополнительного образования и внешкольной работы;

- соблюдение принципа поэтапного формирования у обучающихся классов оборонно-спортивного профиля ценностного отношения к выбору профессии с высоким уровнем риска и гражданской ответственности;

- взаимодействие школы с социальными партнерами в виде подразделений МЧС, МВД, военных комиссариатов, клубов, молодежных организаций и объединений кадетов для организации профессиональных проб.

Анализ результатов, полученных в ходе реализации модели предпрофессиональной подготовки кадетов к деятельности в сфере с высоким уровнем риска и гражданской ответственности, подтвердил ее эффективность и возможность использования в классах оборонно-спортивного профиля, клубах и кружках патриотической направленности, в детских общественных организациях.

Библиографический список

1. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И. Божович. - М.,1997.

2. Вавилов, Ю.П. Профессиональное образование учителя начальных классов в педагогическом вузе [Текст] / Ю.П.Вавилов. - Ярославль, 2003.

3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20112015 годы» [Текст]. - М., 2010.

4. Дмитриенко, Г.В. Система гражданского образования школьников [Текст] / Г.В. Дмитриенко, Т.С. Зорина, Т.В. Черникова. - М., 2006.

5. Зеер, Э.Ф. Психология профессий [Текст] / Э.Ф. Зеер. - М., 2005.

6. Карпов, А.В. Психологические основы приня-

Bibliograficheskij spisok

1. Bozhovich, L.I. Problemy formirovaniya lichno-sti [Tekst] / L.I. Bozhovich. - M.,1997.

2. Vavilov, YU.P. Professional'noe obrazovanie uchitelya nachal'nykh klassov v pedagogicheskom vuze [Tekst] / YU.P.Vavilov. - YAroslavl', 2003.

3. Gosudarstvennaya programma «Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossijskoj Federatsii na 2011-2015 gody» [Tekst]. - M., 2010.

4. Dmitrienko, G.V. Sistema grazhdanskogo obra-zovaniya shkol'nikov [Tekst] / G.V. Dmitrienko, T.S. Zorina, T.V. CHernikova. - M., 2006.

5. Zeer, EH.F. Psikhologiya professij [Tekst] / EH.F. Zeer. - M., 2005.

6. Karpov, А.V. Psikhologicheskie osnovy prinya-tiya reshenij v proforientatsionnoj rabote [Tekst] / А^. Karpov. - M., 1986.

7. Klimov, Е.А. K metodike psikhologicheskoj profk-onsul'tatsii [Tekst] / Е.А. Klimov // Vospita-nie

тия решений в профориентационной работе [Текст] / А.В. Карпов. - М., 1986.

7. Климов, Е.А. К методике психологической профконсультации [Текст] / Е.А. Климов // Воспитание школьников. - 1999. - № 4

8. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст]. -М., 2009.

9. Концепция о профильном обучении на III ступени в общеобразовательной школе [Текст]. - М., 2002.

10. Об образовании в Российской Федерации: ФЗ № 273 от 29 декабря 2012 г. - М., 2012.

11. Рожков, М.И. Юногогика [Текст] / М.И. Рожков. - Ярославль, 2007.

12. Сахаров, В.Ф. Профессиональная ориентация школьников [Текст] / В.Ф. Сахаров, А. Д. Сазонов. -М., 1992.

13. Фельдштейн, Д. И. Мир детства в современном мире (проблемы и задачи исследования) [Текст] / Д. И. Фельдштейн. — М.; Воронеж: 2013.

14. Шадриков, В. Д. Введение в психологическую теорию профессионального обучения [Текст] / В.Д. Шадриков. — Ярославль, 1981.

shkol'nikov. - 1999. - № 4

8. Kontseptsiya dukhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii [Tekst]. - M., 2009.

9. Kontseptsiya o profil'nom obuchenii na III stu-peni v obshheobrazovatel'noj shkole [Tekst]. - M., 2002.

10. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federatsii: FZ № 273 ot 29 dekabrya 2012 g. - M., 2012.

11. Rozhkov, M.I. YUnogogika [Tekst] / M.I. Rozh-kov. - YAroslavl', 2007.

12. Sakharov, V.F. Professional'naya orientatsiya shkol'nikov [Tekst] / V.F. Sakharov, АЛ. Sazonov. - M., 1992.

13. Fel'dshtejn, D. I. Mir detstva v sovremen-nom mire (problemy i zadachi issledovaniya) [Tekst] / D. I. Fel'dshtejn. — M.; Voronezh: 2013.

14. SHadrikov, V. D. Vvedenie v psikhologicheskuyu teoriyu professional'nogo obucheniya [Tekst] / V.D. SHadrikov. — YAroslavl', 1981.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.