Научная статья на тему 'Анализ результатов экспериментального исследования формирования профессионально значимых качеств будущих судовых офицеров'

Анализ результатов экспериментального исследования формирования профессионально значимых качеств будущих судовых офицеров Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
305
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА / МОРСКИЕ ОФИЦЕРЫ / ФОРМИРУЮЩАЯ ПРОГРАММА / ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ / ОБЩЕСТВЕННО-ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES NAVAL OFFICERS / INDIVIDUAL PSYCHOLOGICAL MANIFESTATIONS OF SOCIAL AND HUMANITIES / PERSONAL QUALITIES / PROFESSIONAL QUALITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бабышена М.И.

В статье проанализированы результаты исследования формирования профессионально значимых качеств как в процессе обучения, так и во время прохождения профессиональных практик, которые способствуют личностной самореализации в области профессиональной деятельности будущих судовых офицеров. Проведенный срез и обработка его результатов позволили сгруппировать полученные показатели с учетом индивидуально-психологических особенностей личности курсантов в факторы, которые раскрывают целевые показатели профессионально значимых качеств, соответствуют требованиям будущей профессии и которые следует еще развивать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS RESULTS OF EXPERIMENTAL RESEARCH ON FORMING PROFESSIONALY IMPORTMANT QUALITIES OF FUTURE MARINE OFFICERS

This article has analyzed the results of studies of the formation of professionally significant qualities in the learning process, and during the passage of professional practices that promote personal self-realization in the field of professional activity of the future officers of the ship. Conducted by the slice and processing of the results obtained allowed to group performance, taking into account individual psychological characteristics of individual students in the factors that reveal targets professionally significant qualities that meet the requirements of the profession, and that should be further developed.

Текст научной работы на тему «Анализ результатов экспериментального исследования формирования профессионально значимых качеств будущих судовых офицеров»

Психологические науки

УДК 377.3:656.61.052

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ СУДОВЫХ ОФИЦЕРОВ5

М. И. Бабышена, Херсонская государственная морская академия (Херсон, Украина), e-mail: Maryana.babyshena@mail.ru

Резюме В статье проанализированы результаты исследования формирования профессионально значимых качеств как в процессе обучения, так и во время прохождения профессиональных практик, которые способствуют личностной самореализации в области профессиональной деятельности будущих судовых офицеров. Проведенный срез и обработка его результатов позволили сгруппировать полученные показатели с учетом индивидуально-психологических особенностей личности курсантов в факторы, которые раскрывают целевые показатели профессионально значимых качеств, соответствуют требованиям будущей профессии и которые следует еще развивать.

Ключевые слова: профессионально значимые качества, морские офицеры, формирующая программа, индивидуально-психологические проявления, общественно-гуманитарные дисциплины, личностные качества, профессиональные качества.

В исследовании проанализированы возможности психолого-педагогического обеспечения процесса формирования профессионально значимых качеств будущих судовых офицеров через цикл общественно-гуманитарных дисциплин. Тесная взаимосвязь учебного процесса и личностного развития курсантов убеждает в том, что они осознают важность формирования профессионально значимых качеств как в процессе обучения, так и во время прохождения профессиональных практик. Общественно-гуманитарные дисциплины являются существенной базой формирова-

5 Статью рекомендовал Чупров Л. Ф. - кандидат психологических наук (Черногорск, Россия).

ния личностных качеств, способствующих личностной самореализации в области профессиональной деятельности.

Следует отметить, что уровни, критерии и индивидуально-психологические показатели были определены для доказательности эффективности воздействия дисциплин общественно-гуманитарного цикла на формирование профессионально значимых качеств будущих судовых офицеров. А в процессе использования программы по формированию данных качеств были получены результаты, которые свидетельствуют о необходимости внедрения психолого-педагогического спецкурса для курсантов морских, военных академий.

В процессе экспериментальной работы были отслежены динамические изменения критериальных, уровневых и индивидуально-психологических проявлений через призму влияния на них общественно-гуманитарного цикла дисциплин, их мотивационного, когнитивного и эмоционально-волевого компонентов, которые создавали совокупность условий, направленных на формирование профессионально значимых качеств будущих судовых офицеров. Были определены отличия нашей триады под влиянием общественно-гуманитарных дисциплин, в которые вошли уровни, критерии и факторы. Результаты проведенного формирующего эксперимента приведены на рис. 1.

Рис. 1. Результаты экспериментального исследования в соответствии с критериями и уровнями

Исходя из полученных результатов, когнитивный уровень до проведения эксперимента имеет следующие количественные показатели: высо-

кий - 17,5%, средний - 29,5%, низкий - 59%, а уже после внедрения программы с целью формирования профессионально значимых качеств курсантов для будущей профессиональной деятельности наблюдаются существенные изменения, а именно: высокий - 10,7%, средний - 81,8%, низкий - 32,5%, то есть курсанты понимают, что для будущей деятельности их знания, умения и навыки, приобретенные в процессе учебной деятельности, имеют большое значение. Показатели замотивированности также отличается своими показателями до эксперимента и после его проведения. Так, до эксперимента высокий уровень сгоставлял 24,4%, средний - 19,9% и низкий - 64,5%. После экспериментального вмешательства высокий уровень - 15,3%, средний - 48,8% и низкий - 25,9%. То есть, мотивация на формирование профессионально значимых качеств происходит еще в период обучения в специализированном высшем учебном заведении. И показатели эмоционально-волевого компонента до эксперимента: высокий -16,7%, средний - 27,7% и низкий - 53,9%. После вмешательства высокий уровень составляет 18,2%, средний - 59,3% и низкий - 24,7%.

Так, изучение ряда дисциплин общественно-гуманитарного цикла и вмешательство программы спецкурса способствовали получению знаний и представлений личности курсанта о будущей профессиональной деятельности, о чем свидетельствуют показатели когнитивного компонента. Заседания количественные изменения: снижение высокого, рост среднего уровней и снижение низкого по сравнению с показателями уровней первого курса; умения и навыки коммуникации с учетом индивидуально-личностных проявлений в учебном процессе отличаются положительной динамикой - рост среднего и снижение низкого и высокого уровней. Таким образом, на когнитивном уровне общественно-гуманитарные дисциплины положительно повлияли на развитие коммуникативности, знаний, умений и навыков с включением индивидуально-личностных показателей в учебный процесс с целью профессиональной самореализации.

Позитивно-динамические изменения претерпел и мотивационный компонент в процессе обучения. В общем существенно изменилась мотивация по значимости учебной деятельности в процессе формировании профессиональных качеств: значительно повысился средний уровень за счет снижения низкого и снижении высокого уровней. За период обучения курсанты продемонстрировали умение работать в коллективе - по сравнению с первым курсом, на четвертом наблюдается незначительное снижение высокого уровня и рост среднего за счет уменьшения низкого уровней. Значительно выросли средние показатели замотивированности на получе-

ние профессиональных качеств, а низкие показатели значительно уменьшились.

К окончанию обучения у курсантов наблюдается осознанное стремление к развитию профессионально значимых качеств. Так, по сравнению с первым курсом, на четвертом курсе существенно изменились показатели среднего и низкого уровней: средние выросли, а низкие уменьшились. Выросли показатели самоконтроля, критичности и ответственности - выросли на среднем и незначительно на высоком уровне, существенно уменьшились показатели низкого уровня.

Поскольку в исследовании агрессивность рассматривается как биологически обусловленный фактор, побуждающий личность на достижение результатов, то обращают на себя внимание рост показателей высокого и среднего уровней и снижение низкого. Негативизм в данном случае также является свидетельством удовлетворенности или неудовлетворенности собственными действиями или результатами. И настойчивость раскрывает способность курсантов достигать того или иного результата.

Итак, сравнивая результаты до начала эксперимента и после его проведения, мы пришли к выводу, что влияние программы формирующего эксперимента по ряду качеств дал положительные результаты: значительно изменились показатели среднего уровня, количество курсантов, у которых были низкие показатели тех или иных критериев, также изменились с положительной динамикой. У них значительно возросла успеваемость в учебе, ответственность, усидчивость, сдержанность, самоконтроль, самокритика, настойчивость в достижении результатов, мотивация на развитие коммуникативности, лидерства, способность принимать решения, целеустремленность, уверенность в себе, морально-психологическая устойчивость, профессиональная активность, готовность к действию, организаторские способности, деловитость, которые подтверждаются результатами психодиагностических методик.

Сравнение показателей первого и четвертого курсов свидетельствует о положительных динамических качественных изменениях, о чем свидетельствует значительное повышение субъективной значимости показателей: «адаптативнисть», «внутренний контроль», «чувство вины», «косвенная агрессия», «негативизм», «раздражение», «проявления темперамента сангвиника». Кроме того, снизились показатели «уровня реактивной тревожности», «эмоционального дискомфорта», «ведомости», «внешнего контроля», «эмоционального комфорта», «физической агрессии», «уровня личностной тревожности», «уровня притязаний», «доминирование», «лож-

ности», «принятие других», «эскапизм», «неприятие других». Это свидетельствует о том, что они адаптировались к учебному процессу, у них возрос самоконтроль, чувство вины свидетельствует о направленности на обучение. Раздражительность рассматривается как косвенный гендерный показатель развития личности по мускулинному типу, где обычно выделяются два вида взаимоотношений: деловые, в нашем случае - учебная деятельность, и личностные - учебный микросоциумом, различные по своей направленности и интенсивности, а также могут быть ситуативными и могут меняться под влиянием различных видов учебно-коллективной деятельности. Все это непосредственно влияет на формирование профессионально значимых качеств будущих судовых офицеров, отражается в их направленности и поведении внутри микрогруппы и вообще в социуме, то есть происходит формирование готовности к выполнению социально-профессиональных ролей. В процессе обучения межличностные отношения характеризуются высокой динамичностью, ценностно-ориентированным единством, эмоциональной сплоченностью. Они быстро образуют новые контакты, легко переключается с одного вида деятельности на другой, способны легко контролировать свои эмоции, быстро ориентируются в новой обстановке. Их речь в течение обучения приобретает гибкость, скорость, выразительность, темп. Они стремятся к новизне, интересным впечатлениям, на фоне чего может формироваться состояние возбуждения, которое проявляется в действенности, активности, энергичности, саморегуляции импульсов и побуждений с соблюдением установленного распорядка дня, системности в обучении. Для курсантов важным аспектом является их возрастной показатель, который можно охарактеризовать с трех сторон: с психологической, которая представляет собой единство психологических процессов, состояний и свойств личности, где главное место занимают психические свойства, от которых зависит протекание психических процессов, возникновение психических состояний, проявление психических образований, которые непосредственно влияют на формирование профессионально значимых качеств будущих офицеров; с социальной, в которой воплощаются общественные отношения, качества, порождаемые принадлежностью студента к определенной профессионально-социальной роли; с биологической, которая включает тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу, телосложение. Эта сторона в основном предопределена наследственностью и врожденными задатками, но в известных пределах изменяется под влиянием условий жизни.

В период обучения в высшей школе происходит усиление сознательных мотивов и направленности, под влиянием которых существенно укрепляются целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициативность, умение владеть собой. Студенческий возраст, по утверждению Б. Ананьева, является сенситивным периодом для развития основных социогенных потенций человека [1]. А высшее образование, особенно дисциплины общественно-гуманитарного цикла, имеют большое влияние на психику курсантов, развитие их личности.

Мощное социализирующее и воспитательное воздействие на личность будущих судовых офицеров оказывает учебная микросреда. Как известно, поведение людей в группе имеет свою специфику по сравнению с индивидуальным поведением, происходит как унификация, рост сходства поведения членов группы за счет формирования и подчинения групповым нормам и ценностям на основе механизма внушаемости, конформизма, подчинения, так и рост возможностей взаимовлияния. В учебном микросоциуме происходят динамичные процессы структурирования, формирования и изменения межличностных (эмоциональных и деловых) отношений, распределение групповых ролей и выявление лидеров. Все эти групповые процессы оказывают значительное влияние на личность курсантов, на успешность их учебной деятельности и профессиональное становление, на их поведение в целом. Кроме того, однородность возрастного состава обусловливает совпадение интересов, целей, индивидуально-психологических особенностей, сплоченность микросоциума. Такие изменения можно трактовать как эффект формирующего эксперимента - влияние дисциплин общественно-гуманитарного цикла на формирование профессионально значимых качеств будущих судовых офицеров.

Следует отметить, что после проведения формирующего эксперимента значительно выросли с положительной динамикой показатели «шкалы предметной пластичности», «неприятие себя» и «флегматики». То есть, курсанты направленные на конкретную предметную деятельность, в данном случае, она направлена на профессиональную самореализацию в практической деятельности. В общем для них свойственны уравновешенность протекания процессов. В деятельности им свойственны основательность, продуманность, упорство, доведение начатого дела до конца. В отношениях колебаниям, спокойные, по мере общительны, эмоционально контролируемы. У курсантов сформированы выдержка, рассудительность, уравновешенность, подвижность, активность, устойчивость взглядов, что в комплексе положительно влияет на их профессиональную деятельность и

профессионально значимые качества. После проведения формирующего этапа исследования обращает на себя внимание эмоциональная стабильность. При определенных условиях и ситуаций могут выявлять лабильное течение нервных процессов, что обусловлено возрастом. Эмоциональная устойчивость как личностное качество выражает сохранение направленности и стабильность поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях, характеризующий определенную зрелость, адаптацией, отсутствие большой напряженности, беспокойства, а также склонность к лидерству, коммуникабельность.

Таким образом, учебный процесс вуза рассматривается как механизм всестороннего развития личности будущих судовых офицеров, который способствует процессу самораскрытия, самоотдачи, саморазвития. О качестве зрелой личности свидетельствует способность к коммуникации, умение уживаться с другими. Курсанты имеют проявления разумной самодостаточности, стремление к реалистической цели, умеют отличить важное от второстепенного, проявляют известную осмотрительность, гибкость, приспособляемость и эмоциональную стабильность. В общем приобретенные профессиональные качества свидетельствуют о личностной зрелости будущих судовых офицеров. Все это влияет на их интеллектуальную зрелость, о чем говорят умение формулировать и отстаивать собственное мнение, учитывая и уважая мнения других, но не руководствуясь ими. Это способность принимать решения с учетом приобретенных знаний, умений и навыков и мнения окружающих, имеющие отношение к делу, но в то же время проявляя независимость и твердость. А также изменять свои планы и взгляды, если это соответствует требованиям профессиональной деятельности. У них есть собственные суждения, они способны самостоятельно принимать решения с полным осознанием своей ответственности за них. Они не уходят от ответственности и признают истину, как она есть, даже если это для них малоприятно или предъявляют к ним серьезные требования. Их подход к решению текущих вопросов отличается основательностью и рационализмом. Курсанты отличаются интеллектуальной зрелостью, поскольку они способны анализировать проблему и находить пути их решения, альтернативные решения и тому подобное.

Обучение в высшей школе обусловливает также и эмоциональное созревание личности будущих судовых офицеров, при этом положительно влияя на значимые качества. У курсантов за эмоциями признается «право на существование» с одновременной способностью удерживать их под разумным контролем. Эмоционально зрелый человек не теряет голову в

сложной ситуации, способен осуществлять объективные поступки, способен принять критику без ощущения того, что его жестоко оскорбили. Понимая будущую профессиональную деятельность как деятельность в экстремальных условиях, будущие судовые офицеры способны выполнять любую неприятную для них работу и доводить ее до конца. Они уже не подвержены детским страхам и беспокойству, они больше всего заботятся о сохранении «статус-кво».

Обращает на себя внимание и проявление социальной зрелости, без которой невозможно сформировать профессионально значимые качества будущих судовых офицеров. То есть, они способны идти навстречу другим, легко устанавливать с ними контакты и искреннюю дружбу. Социально зрелая личность будущих судовых офицеры не будет чрезмерно зависеть от мнения окружающих. Они в состоянии приспособиться к законам и требованиям общества, в котором они живут, и выполнять требования и заботиться о потребностях группы. Они считают, что их будущая профессиональная деятельность может быть интересной, даже несмотря на определенные сложности. Следует отметь, что будущим судовым офицерам свойственны определенные нравственные убеждения, которые сформировались под влиянием семьи и учебно-воспитательного процесса высшей школы. В процессе нравственного «созревания» с учетом их возрастного периода, у будущих судовых офицеров формируются свои собственные идеалы, а также методы их достижения, которые еще не вполне определены и продуманы. По мере достижения все большей зрелости идеалы обычно становятся все более реалистичными, последовательными и принятыми.

Таким образом, после проведения формирующего этапа экспериментального исследования, будущие судовые офицеры способны воспринимать конструктивную критику, поскольку это очень важное качество для справедливой оценки собственных знаний, умений и навыков, проблем, недостатков и т.п. Им следует быть готовыми слышать правду, а не отрицать ее, бегство от проблем или их игнорирование не лишает их необходимости решения текущих вопросов. Будущие судовые офицеры умеют приспосабливаться к изменениям, ведь их профессиональная деятельность не исключает стрессов, экстремальных событий и нагрузок.

Следует отметить, что проведенный срез и обработка его результатов позволил сгруппировать полученные показатели с учетом индивидуально-психологических особенностей личности курсантов в факторы, которые освещают целевые показатели профессионально значимых качеств,

соответствуют требованиям будущей профессии и которые следует еще развивать.

Литература:

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - СПб: Питер, 2001. - 288 с.

2. Психологическая диагностика: [учебное пособие: [2-е изд., испр.]] / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. - М.: Изд-во УРАО, 2000. - 304 с.

3. Янковой А.Г. Многомерный статистический анализ в системе STATISTICA. / А.Г. Янковой. - Вып. 1. - Одесса: Оптимум, 2001. - 216 с.

4. Янковой А.Г. Многомерный статистический анализ в системе STATISTICA. / А.Г. Янковой. - Вып. 2. - Одесса: Оптимум, 2001. - 325 с.

ANALYSIS RESULTS OF EXPERIMENTAL RESEARCH ON FORMING PROFESSIONALLY SIGNIFICANT QUALITIES OF FUTURE MARINE

OFFICERS

Abstract .This article has analyzed the results of studies of the formation of professionally significant qualities in the learning process, and during the passage of professional practices that promote personal self-realization in the field of professional activity of the future officers of the ship. Conducted by the slice and processing of the results obtained allowed to group performance, taking into account individual psychological characteristics of individual students in the factors that reveal targets professionally significant qualities that meet the requirements of the profession, and that should be further developed.

Keywords: professionally important qualities naval officers, individual psychological manifestations of social and humanities, personal qualities, professional qualities.

Babyshena M. I. Analiz rezul'tatov jeksperimental'nogo issledovanija formirovanie professional'no znachimyh kachestv budushhih sudovyh oficerov / M. I. Babyshena // Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. - № 1. - 2015. - S. 37-46.

Сведения об авторе.

Марьяна Игоревна Бабышена, Херсонская государственная морская академия, старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин (Херсон, Украина).

© М. И. Бабышена, 2015. © Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2015.

— • —

УДК 34:159.9.343:22

КРИТЕРИИ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ТИПОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКОВ6

С. В. Корецкий, Национальный юридический университет им. Ярослава

Мудрого (Херсон, Украина), e-mail: Koretskiy.Sergiy@mail.ru В. А. Петьков, Херсонский институт «ВУЗ «Межрегиональная академия управления персоналом» (Херсон, Украина), e-mail: vitviva@rambler.ru

Резюме. В статье рассматривается вопрос научных подходов юристов, психологов к разграничению критериев определения типов преступников, их особенностей с целью четкого определения их типологии, поскольку знание причин и факторов, задействованных в совершении преступления, способствует раскрытию природы, причин, закономерностей преступного поведения и его проявлений и создать основу для их предупреждения и преодоления.

Ключевые слова: личность преступника, тип, типология, экзогенные и эндогенные факторы, социально-демографическая характеристика, ситуация, психологические особенности, мотив, криминология.

6 Статью рекомендовал Чупров Л. Ф. - кандидат психологических наук (Черногорск, Россия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.