Библиографический список
1. Капица, П.Б. Религиозная ситуация в современной России. - М., 2008.
2. Рыжов, Ю.В. Ignoto Deo: Новая религиозность в культуре и искусстве. - М., 2006.
Bibliography
1. Kapica, P.B. Religioznaya situaciya v sovremennoyj Rossii. - M., 2008.
2. Rihzhov, Yu.V. Ignoto Deo: Novaya religioznostj v kuljture i iskusstve. - M., 2006.
Статья поступила в редакцию 11.12.11
УДК 37.0+355/359+17
Suhoveckaya E.U., Fedunkin A.V. A PATTERN OF PROFESSIONAL BEHAVIOR CULTURE FOR FUTURE OFFICERS oF THE INTERIOR TROOPS. The article deals with a pattern of professional behavior culture for future officers of the Interior Troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The author considers the process of formation of professional behavior culture as that of formation of professional-ethical qualities including three stages having their specific aims and contents. The author reflects a totality of skills adopted by a future officer of the Interior Troops to practice professional ethical norms, rules and moral habits in professional activities as an evidence of professional behavior culture being formed.
Key words: responsibility, professional culture, professional-ethics, professional-ethical qualities, professional behavior standard.
Е.Ю. Суховецкая, канд. пед. наук., доц., ст. преп. каф. уголовного процесса и криминалистики
Новосибирского военного института внутренних войск имени генерала армии И.К. Яковлева МВД России;
А.В. Федункин, адъюнкт, Новосибирского военного института внутренних войск имени генерала армии
И.К. Яковлева МВД России, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА ВНУТРЕННИХ ВОЙСК
В настоящей статье предложена модель формирования профессиональной культуры поведения у будущих офицеров внутренних войск МВД России. Автором предложено рассматривать модель формирования профессиональной культуры поведения как процесс формирования профессионально-этических качеств, который включает в себя: мобилизационно-мотивационный, информационно-формирующий, операционно-формирующий этапы. Рассматривается совокупность освоенных будущим офицером внутренних войск умений осуществления норм и правил профессиональной этики в профессиональной деятельности, нравственных привычек - как результат сформированности профессиональной культуры поведения.
Ключевые слова: профессиональная культура, профессиональная этика, профессионально-этические качества, служебно-боевая деятельность, профессиональная культура поведения.
Система военного образования, как и вся высшая школа России, переживает сложный и ответственный период своего реформирования. Одним из важнейших направлений преобразования выступает гуманизация высшего военного образования, которая достигается и обеспечивается особой системой взаимоотношений.
В такой системе для качественной подготовки специалиста в области военного дела уже не достаточно усвоения профессиональных знаний, умений и навыков, необходимо формировать и развивать в процессе обучения профессиональную культуру поведения. Сегодня в профессиональной деятельности специалиста стала очевидна истина, что коэффициент полезного действия лишь на 20 % определяется его профессиональной подготовкой, остальные 80% приходятся на его личностные, нравственные качества. Именно в процессе нравственного развития, личность проходит определенные этапы, стадии, называемые культурным возрастом, тем самым формируется поведение как внешнее отражение процесса формирования нравственных качеств. Культурное развитие личности - не сиюминутное явление, а процесс, охватывающий последовательно определенные стадии. Чем взрослее человек в культурном смысле, тем это более выражено в действиях, поступках и поведении.
Профессиональное становление личности предполагает и становления профессиональной культуры поведения, которую можно выразить в изменении познавательно-профессиональной деятельности, системе личностных качеств, и системе межличностных взаимодействий и отношений [1, с. 88].
Таким образом, проблема формирования профессиональной культуры поведения будущих офицеров внутренних войск МВД России в современных условиях становиться актуальной.
В военном институте формирование профессиональной культуры поведения начинается в тот период, когда, человек попадет в воинский коллектив. Именно в этот момент у курсанта происходит переоценка ценностей, он четко начинает осознавать свою задачу, роль в коллективе и, как правило, в это время происходит копирование поступков своих командиров, особенно культуру их поведения. На первом втором курсах курсант обращает особое внимание на категорию командиров взводного звена, при этом старается в чем - то, подражать в выражениях, поведении командира взвода. На 3 и 4 курсах, при изучении работы командиров ротного звена, на войсковой практике будущий офицер обращает внимание на работу командира роты, именно на организацию всех мероприятий, проходящих в подразделении: (ведение ротного хозяйства, организация проведения стрельб, занятий, выделяемых караулов, нарядов, порядок общения как со старшими по званию, с равными себе, так, и с подчиненными, соблюдения формы одежды, проявление профессиональных качеств, умение управлять подразделением, умение владеть оружием, умение помочь в поисках точного и грамотного ответа). Процесс моделирования своей будущей деятельности происходит на завершающем этапе обучения, 5 курсе. Именно в данный период будущий офицер задумывается о своей дальнейшей деятельности, моделируя и выстраивая дальнейшую судьбу. В этот период его больше интересуют особенности прохождения службы старшими офицерами, преподавателями, командирами батальонов.
Одновременно с этим происходит процесс формирования профессионально-этических качеств, который включает в себя 3 этапа: мобилизационно-мотивационный, информационно-фор-мирующий, операционно-формирующий. Каждый из этапов несет свою цель, содержание.
На мобилизационно-мотивационном этапе происходит приобщение будущих офицеров к этическим ценностям. С началом обучения в военном институте, при изучении дисциплин будущий офицер обращается к смыслам своей деятельности, а именно, социальной роли внутренних войск в обществе, государстве. Знакомясь со спецификой задач выполняемыми внутренними войсками, происходит осмысление и осознание ситуаций служебно-боевой деятельности, позволяющее оформить смыслы своей будущей профессиональной деятельности и принять их в личностные ценности. На данном этапе для будущего офицера очень важна личная примерность командиров всех степеней по соблюдению этических норм и правил поведения, так как именно в данный момент происходит эмоциональное осмысление всех действий командира.
Основной задачей данного этапа является: стимулирование самопознания курсанта, интереса к приобретению профессионально-этических качеств, создание личностного образа командира, наполнение этическими ценностями профессиональной деятельности офицера внутренних войск. На данном этапе необходимо использовать метод анализа ситуаций, обмена опытом, которые требуют формирования свой точки зрения на определенные этические ситуации, предложение вариантов решения проблем. Необходимо использовать принцип сознательности и активности.
Далее следует информационно-формирующий этап, цель которого заключается в приобретении будущими офицерами знаний о профессиональной этике в процессе изучения дисциплин. На данном этапе раскрывается место и роль профессиональной этики в системе профессиональной подготовки будущего офицера внутренних войск в условиях вуза. Она заключается в актуализации профессионально-этической компетентности офицера в современных социально-экономических отношениях, в значимости профессиональной этики как компонента профессиональной культуры поведения, представляющего собой совокупность моральных норм и правил, определяющих отношение к своему профессиональному долгу. Деятельность будущего офицера становиться концептуальной, этическое поведение переходит в цель и способ осуществления профессиональной деятельности. Здесь необходимо использовать способ моделирования ситуаций, который позволяет проектировать свою деятельность, что повышает степень осознания и концептуальности.
Целью операционно-формирующего этапа, является стимулирование самостоятельной профессиональной деятельности. Данный этап имеет два периода. Первый период операционно-формирующего этапа происходит на старших курсах в условиях военного института, в тот момент, когда будущий офицер проходит войсковую практику и юридическую стажировку, а так же выполняет задачи в составе войсковых нарядов. Именно в данный период происходит моделирование своей дальнейшей деятельности, где происходит развитие и реализация умений использовать полученные знания, другими словами «освоение» профессиональных ценностей [2, с. 20]. Второй период данного этапа происходит в начале службы в период становления офицера. Данный период длится 1-2 года. В результате становления офицера, формируется принцип активной позиции, личного примера, происходит развитие когнитивных процессов. В результате данного этапа у офицера формируется профессиональная культура поведения.
Для достижения целей формирования профессиональной культуры поведения будущего офицера внутренних войск МВД России, как субъективного процесса освоение профессии, связанной с обретением профессионально-культурных качеств, ценностей и смыслов деятельности и последующим развертыванием на их основе соответствующего потенциала, нами предложена модель формирования профессиональной культуры поведения (рис.1).
Содержание модели формирования профессиональной культуры поведения будущих офицеров внутренних войск составляют следующие основные компоненты: мотивационно-ценностный, содержательно-деятельностный, целе-результативный, которые выполняют познавательную, развивающую, ценностноориентированную и практическую функцию.
- Мотивационно-ценностный включает в себя формирование профессионально-культурной потребности и предполагает разработку системы стимулов, активизации профессиональноэтических качеств. Отражает нравственные потребности и мо-
тивы. Нравственные потребности не возникают произвольно, они формируются целенаправленно, соответствующими общественными институтами и усилиями самой личности. Сформированные нравственные потребности - это результат глубокого осмысления социальной жизни с точки зрения нравственных категорий добра и зла, долга, чести и достоинства, совести.
Нравственные потребности являются результатом деятельности когнитивной и эмоциональной сфер личности, связующим звеном между нравственным сознанием и нравственным поведением. Чем более возвышенный характер носят нравственные потребности, тем выше уровень нравственных качеств [3, с. 576].
Профессионально-этическая культура тесно связанна с профессиональной мотивацией. В исследовании Г.И. Андреева выделены три типа мотивации применительно к сотрудникам правоохранительных органов:
- на объективное содержание деятельности (стремление участвовать в борьбе с преступностью);
- на внешние стороны деятельности (престижность профессии);
- на деятельность как средство удовлетворения своих личных потребностей (достижение материального благополучия).
Названные типы мотивации не равноценно влияют на профессиональные качества сотрудников правоохранительных органов. Например, ориентировка на деятельность как средство удовлетворения личных потребностей, может привести к снижению активности в случае столкновения его личных и служебных интересов. В то же время ориентация на объективное содержание деятельности, напротив может способствовать выполнению служебного долга [4, с. 608].
Соответственно, основой профессионально-этической культуры будущего офицера внутренних войск будут являться устойчивая положительная мотивация к служебной деятельности.
- Содержательно-деятельностный представляет собой разработанную систему методических средств развития профессионально-этических качеств, методы, средства и формы включения будущих офицеров в процесс освоения профессионально-этических качеств в средовом пространстве вуза. К ним относятся:
а) курс лекций «Профессиональная этика и служебный этикет во внутренних войсках МВД России», обеспечивающий развитие этических ценностей у будущих офицеров внутренних войск, расширение их общего кругозора, знаний этического характера;
б) методы, используемыми в процессе развития этических ценностей являются: метод анализа, моделирования ситуаций, обмен опытом, «педагогика сотрудничества». Средствами являются гуманитарные дисциплины (Профессиональная этика и служебный этикет, педагогика, психология, социология, философия);
в) воспитательная работа, осуществляемая в условиях вуза;
г) проведение войсковой стажировки, юридической практики, а также привлечение курсантов для выполнения задач в составе войсковых нарядов.
д) самостоятельная деятельность будущих офицеров по освоению этических ценностей.
- Целе-результативный включает методику определения уровней сформированности, позволяет выявить соответствие (не соответствие) содержания и способов педагогической деятельности поставленным целям. Основной целью данной структурно-содержательной модели является достижение в формировании профессиональной культуры поведения.
- Поведенческий компонент рассматривается нами как совокупность освоенных будущим офицером умений осуществления норм и правил профессиональной этики в профессиональной деятельности, нравственных привычек, как результат сфор-мированности профессиональной культуры поведения. По словам А.С. Макаренко, «нравственными мы называем не те поступки, когда человек сел и подумал, как надо себя вести в той или иной ситуации, а те когда он не мог поступить иначе, вопреки привычным ему нормам поведения» [5, с. 374].
Данная модель включает в себя систему средств развития профессионально-этических качеств в условиях военного института. Тем самым для эффективной реализации модели необходимы ряд педагогических условий по формированию и развитию профессионально-этических качеств, которые и наполняют деятельность офицера творческой самореализацией:
Рис 1. Структурно-содержательная модель формирования профессиональной культуры поведения
- совершенствование профессиональной культуры поведе- - наличие единого мотивационного поля в культурно-обра-
ния и мастерства командиров подразделений и профессорско- зовательной среде.
преподавательского состава; ^ ^ Таким образом, каждый из компонентов модели имеет свою
- субъект - субъектность педагогических взаимодействий; цель, ориентированную на формирование профессиональной
- совмещение коллективного и индивидуального характера культуры поведения. Конкретизируя структурно-содержательную воспитательной деятельности;
- модель процесса формирования профессиональной культуры
- внедрение в образовательный процесс авторского курса
«Профессиональная этика во внутренних войсках МВД России»; поведения будущего офицера ВВ МВД Росси, необходимо п°ни-
- вовлечение будущих офицеров в ценностно-ориентацион- мать ее, как субъективный Процесс освоеНия Профессии офи-
ную среду; цера внутренних войск связанный с обретением профессиональ-
- соблюдение единых принципов подготовки в профессио- но-культурных качеств, ценностей и смыслов служебно-боевой
нальной деятельности; деятельности.
Библиографический список
1. Игнатова, В.В. Студент как субъект профессионально-культурного становления // Сибирский педагогический журнал. - 2005. - № 1.
2. Бандурина, И.А. Научная школа как среда развития этических ценностей научной молодежи в эпоху глобализации: автореф. дис. ...канд. пед. наук. - Ростов на Дону, 2010.
3. Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, E.H. Шиянов. - М., 2002.
4. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. - Казань, 2001.
5. Мир этикета // Энциклопедия. - Челябинск, 2003.
Bibliography
1. Ignatova, V.V. Student kak subjhekt professionaljno-kuljturnogo stanovleniya // Sibirskiyj pedagogicheskiyj zhurnal. - 2005. - № 1.
2. Bandurina, I.A. Nauchnaya shkola kak sreda razvitiya ehticheskikh cennosteyj nauchnoyj molodezhi v ehpokhu globalizacii: avtoref. dis. ...kand. ped. nauk. - Rostov na Donu, 2010.
3. Slastenin, V.A. Pedagogika / V.A. Slastenin, I.F. Isaev, E.H. Shiyanov. - M., 2002.
4. Andreev, V.I. Pedagogika: uchebnihyj kurs dlya tvorcheskogo samorazvitiya. - Kazanj, 2001.
5. Mir ehtiketa // Ehnciklopediya. - Chelyabinsk, 2003.
Статья поступила в редакцию 16.12.11
УДК 376.42
Tokarskaya L.V., Almazova O.V. OVERCOMING AGGRESSIVENESS OF ADOLESCENTS WITH SEVERE AND PROFOUND MENTAL RETARDATION. This article discusses questions of overcoming aggressiveness of adolescents with severe and profound mental retardation. Analyzes the directions of correction of aggressiveness with the positions of various medical and psychological approaches, are principles of program of corrective work; define the structure, forms and stages of its implementation. The results of experimental work the authors to correct aggressiveness of testees with severe and profound mental retardation are summarized.
Key words: aggressiveness, aggressive behavior, mental retardation, severe mental retardation, profound mental retardation, adolescents with severe and profound mental retardation.
Л.В. Токарская, канд. психол. наук, доц. каф. специальной педагогики и психологии Уральского государственного педагогического университета, г. Екатеринбург; О.В. Алмазова, канд. пед. наук, доц., проф. каф. специальной педагогики и психологи и Уральского государственного педагогического университета, г. Екатеринбург, E-mail: [email protected]
ПРЕОДОЛЕНИЕ АГРЕССИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
В статье рассматриваются вопросы преодоления агрессивности у подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Анализируются направления преодоления агрессивности с позиции различных подходов; приводятся принципы построения технологии коррекционной работы; определяется структура, формы и этапы ее реализации. Обобщены результаты опытно-экспериментальной работы авторов по преодолению агрессивности у испытуемых с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Ключевые слова: Агрессивность, агрессивное поведение, умственная отсталость, умеренная умственная отсталость, тяжелая умственная отсталость, подростки с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
В последние годы к проблеме агрессивного поведения приковано усиленное внимание общественности во всем мире. Прежде всего, эта проблема в виде конкретных фактов и событий освещается средствами массовой информации. Большую роль в решении проблемы играют научные исследования, в том числе в области специальной психологии. Усиление агрессивных тенденций в жизни современного общества не может не отразиться на лицах с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в частности, на детях и подростках с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, а также лицах их ближайшего окружения (родителях, воспитателях, педагогах, социальных работниках и др.). Однако дети и подростки данной категории, особо нуждающиеся в адекватной психолого-педагогической помощи, не всегда получают её в достаточном объёме и надлежащем
качестве [1 и др.]. Такое положение дел обусловлено как крайне коротким периодом современной истории оказания помощи этим детям, насчитывающим не более двух десятилетий, так и недостаточностью научных исследований, направленных на изучение психологических особенностей, и, в частности, агрессивности у данной категории детей и подростков. Недостаточность глубоких теоретико-практических исследований в отношении изучения агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, в свою очередь, обусловливает нехватку практически востребованных технологий коррекционной работы, направленных на преодоление у них нарушений эмоционально-волевой сферы и агрессивных проявлений в поведении. Разработка, апробирование и внедрение в практику указанных технологий коррекционной работы является актуальным