Научная статья на тему 'АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РОССИИ В 2004-2013 ГГ.'

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РОССИИ В 2004-2013 ГГ. Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
14
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПОКАЗАТЕЛИ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ / РАСХОДЫ НА ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ БЕСПЛАТНОГО ОКАЗАНИЯ ГРАЖДАНАМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Дралюк Е.А.

В статье проанализированы результаты деятельности системы здравоохранения РФ за 2004-2013 гг. Сделан вывод о том, что в результате реализации программ Минздравсоцразвития в анализируемый период были достигнуты положительные результаты по основным показателям здоровья населения. Проведен анализ расходов бюджетов бюджетной системы РФ на здравоохранение, Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 г. и на плановый период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РОССИИ В 2004-2013 ГГ.»

перинатальной помощи, особое внимание уделено совершенствованию медицинской помощи детям. Реализация региональной программы модернизации здравоохранения подготовила почву для разработки и реализации долгосрочной программы развития здравоохранения Тюменской области.

Использованные источники:

1. Приложение к распоряжению Правительства Тюменской области от 28.12.2012 № 2840-рп «Региональная программа модернизации здравоохранения Тюменской области на 2011-2012 годы».

2. Неволин Д.В. Программа модернизации - исторический шанс для тюменской медицины // Тюменские известия. 2011. № 55(5263).

3. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - URL: http: //www.tumstat .gks.ru.

4. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Тюменской области. Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения [Электронный ресурс]. - URL: http: //www.72reg.roszdravnadzor.ru

5. Официальный сайт Территориального фонда обязательного медицинского страхования Тюменской области [Электронный ресурс]. - URL: http: //www.tfoms .ru.

Дралюк Е.А. магистрант 2-го года обучения Тюменский Государственный университет

Россия, г. Тюмень АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РОССИИ В 2004-2013 ГГ.

В статье проанализированы результаты деятельности системы здравоохранения РФ за 2004-2013 гг. Сделан вывод о том, что в результате реализации программ Минздравсоцразвития в анализируемый период были достигнуты положительные результаты по основным показателям здоровья населения. Проведен анализ расходов бюджетов бюджетной системы РФ на здравоохранение, Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 г. и на плановый период.

Ключевые слова: показатели здоровья населения, расходы на здравоохранение, программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи

Результаты деятельности любой системы здравоохранения оцениваются по показателям здоровья населения и демографическим показателям. Среди критериев общественного здоровья, принятых

Всемирной организацией здравоохранения, наиболее информативными и достоверными являются медико-демографические показатели. Это, прежде всего, рождаемость, смертность, естественный прирост населения и ожидаемая продолжительность предстоящей жизни. Динамика основных демографических показателей в России в 2004-2013 гг. представлена на рис. 1.

15

10

-5

-10

-15

-20

12

12,3 12,5 12,6 13,3 13,2

0,4 10,2 10,3

000 населения

"ЮсЬ" населения

-15,9 -16,1

-15

естественный прирост населения

2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Рис. 1. Динамика основных демографических показателей в России в

2004-2013 гг.

5

0

С 2006 г. отмечается стабилизация общей смертности, показатель смертности на 1000 населения составил: 2006 - 15,1; 2007 - 14,6; 2008 - 14,5; 2009 - 14,1; 2010 - 14,2; 2011 - 13,5; 2012 - 13,3; 2013 - 13 (снижение данного показателя в 2013 г. по отношению к 2004 г. составило 18,2 %). Одновременно регистрируется стабильное повышение рождаемости, показатель рождаемости на 1000 населения составил: 2006 - 10,3; 2007 -11,3; 2008 - 12; 2009 - 12,3; 2010 -12,5; 2011 - 12,6; 2012 - 13,3; 2013 - 13,2 (увеличение данного показателя в 2013 г. по отношению к 2004 г. составило 26,9 %), что определило положительный естественный прирост населения в размере 0,2 в 2013 г. Тем самым, в 2013 г. впервые за многие годы был обеспечен рост численности населения до 143,3 млн. человек.

Показатель ожидаемой продолжительности жизни при рождении интегрально отражает множество самых разнообразных факторов, начиная от эффективности системы здравоохранения, экологических условий проживания, заканчивая стереотипами поведения и психологическим самочувствием населения. В динамике отмечается увеличение ожидаемой продолжительности жизни с 65,3 лет в 2004 г. до 70,8 лет в 2013 г.

В структуре причин общей смертности населения в 2013 г. (рис. 2) первое место занимают болезни системы кровообращения - 53,5 % или 699 случаев на 100 тыс. населения. На втором месте находятся новообразования - 16% (204 случая на 100 тыс. населения). На третьем - внешние причины -10% (129 случаев на 100 тыс. населения).

1,7%

53,5% Болезни системы кровообращения 15,6% Новообразования 9,9% Внешние причины 4,7% Болезни органов пищеварения 4,0% Болезни органов дыхания

1,7% Некоторые инфекционные и паразитарные болезни 10,6% Прочие болезни

Рис. 2. Структура причин общей смертности населения России в 2013

г.

Снижение общей смертности в 2013 г. в сравнении с 2004 г. составило 18,2 %, в том числе по основным группам причин: от внешних причин (41,3 %) и болезней системы кровооброщения (17,7 %).

В 2013 г. в России сохранилась тенденция к снижению уровня смертности населения в трудоспособном возросте. За 9 лет данный показатель снизился на 29,1 % (с 800,5 на 100 тыс. населения в трудоспособном возрасте в 2004 г. до 567,8 в 2013 г.). В структуре причин смертности трудоспособного населения в 2013 г. на первом месте находятся болезни системы кровообращения (31,2 %). На втором месте внешние причины (27,7 %), на третьем - новообразования (14,1 %).

Следует также отметить, что в результате реализации программ Минздравсоцразвития в анализируемый период были достигнуты положительные результаты и по другим демографическим показателям.

Материнская смертность - один из важнейших показателей, который в полной мере отражает состояние системы здравоохранения. С 2004 г. показатель материнской смертности снизился в 2 раза и составил в 2013 г. 11,3 на 100 тыс. родившихся живыми (2004 г. - 23,4).

Уровни и тенденции младенческой смертности особенно важны для понимания состояния общественного здравоохранения. В 2013 г. показатель младенческой смертности составил 8,2 на 1000 родившихся живыми. Снижение младенческой смертности от уровня 2004 г. составило 29,3 % (2004 г. - 11,6). В 2011 году в России достигнут самый низкий за все годы регистрации показатель младенческой смертности - 7,4 на 1000 родившихся живыми.

Показатель общей заболеваемости населения характеризуется общим числом случаев заболеваний, зарегистрированных в течение года. При этом учитываются пациенты, которым диагноз установлен как впервые, так и при повторном (многократном) обращении по поводу данного заболевания. Динамика данного показателя представлена на рис. 3.

Рис. 3. Динамика общей заболеваемости населения в России в 20042013 гг. (показатель на 1000 населения)

Увеличение показателя общей заболеваемости с 1 431,1 в 2004 г. до 1 612,4 в 2013 г. на 1000 населения (увеличение составило 12,7 %) в определенной степени связано с ростом доли пожилого населения, а также проведением массовых диспансерных осмотров различных категорий населения в рамках реализации программ Минздравсоцразвития РФ и более эффективной выявляемостью заболеваний с помощью новых методов диагностики.

Структура общей заболеваемости населения за исследуемый период не изменилась. На первом месте находятся болезни органов дыхания, удельный вес которых в 2013 г. составил 24,4 % (393 случая на 1000 населения), болезни системы кровообращения занимают второе место (14,4 % или 232

случая), на третьем месте болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (9,8 % или 158 случаев).

Заболеваемость населения с диагнозом, установленным впервые (первичная заболеваемость), составила в 2013 г. 800,3 случая на 1000 населения, что выше уровня 2004 г. на 6,9 % (рис. 4).

Рис. 4. Динамика первичной заболеваемости населения в России в 2004-2013 гг. (показатель на 1000 населения)

В структуре заболеваемости населения с диагнозом, установленным впервые, на первом месте остаются болезни органов дыхания, удельный вес которых составил 42,3 % (2004 г. - 39,2 %). Второе место занимают внешние причины, доля которых за исследуемый период осталась на прежнем уровне и составила в 2013 г. 11,8 %. На третьем месте - болезни мочеполовой системы - 6,2 %.

Следует отметить, что в исследуемом периоде наблюдается снижение темпов роста показателей первичной и общей заболеваемости, что свидетельствует о эффективности системы профилактики и предотвращения заболеваний.

Описанные выше положительные тенденции основных показателей здоровья были достигнуты благодаря значительному увеличению финансирования отрасли здравоохранения - за исследуемый период в 6,6 раза (рис. 5), а также реализации целого ряда программ: приоритетного национального проекта «Здоровье», федеральной целевой программы «Предупреждение и борьба с социально-значимыми заболеваниями» (20072012 гг.), региональных программ модернизации здравоохранения (20112013 гг.). Благодаря целевым программам обновлена инфраструктура отрасли, переоснащены лечебно-профилактические учреждения, созданы условия для внедрения единых порядков и стандартов оказания медицинской помощи.

Рис. 5. Динамика расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на здравоохранение в 2004-2013 гг., млрд. руб.

В 2013 году расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на здравоохранение составили 2 455 млрд. руб. (или 3,7% в доле ВВП) (в том числе: федеральный бюджет - 401,1 млрд. руб. (с учетом межбюджетных трансфертов - 488,7 млрд. руб.); консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации - 1 013,6,0 млрд. руб.; бюджеты фондов обязательного медицинского страхования - 1 040,3 млрд. руб.). Структура расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на здравоохранение в 2013 году представлена на рис. 6.

Бюджеты фондов обязательного медицинского страхования Консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации Федеральный бюджет

Рис. 6. Структура расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на здравоохранение в 2013 г.

Несмотря на положительную динамику показателя расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на здравоохранение на протяжении всего исследуемого периода, экспертами отмечается недофинансированность государственной системы здравоохранения.

С целью решения данной проблемы в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» с 1 января 2011 г. увеличены страховые взносы на обязательное медицинское страхование в размере 2 %.

Также произошло увеличение тарифов на обязательное медицинское страхование на неработающее население. В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 354-ФЗ «О размере и порядке расчета страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения» утверждены положения об определении размера страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, обеспечивающие в период 2012-2015 гг. ежегодное увеличение платежей субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Основными направления бюджетной политики на 2014 г. и плановый период 2015 и 2016 гг., основной тенденцией по разделу «Здравоохранение» является увеличение государственных расходов на здравоохранение за счет всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с одновременным усилением акцента на системе обязательного медицинского страхования (таблица 1).

Таблица 1

Расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на _здравоохранение в 2014-2016 гг., млрд. руб._

Показатели 2014 год 2015 год 2016 год

Расходы, всего 2 600,7 2 780,0 3 066,9

%% к ВВП 3,5 3,4 3,4

в том числе:

Федеральный бюджет (без учета межбюджетных трансфертов) 353,4 302,4 310,9

Консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов) 1 041,9 1 035,1 1 223,2

Бюджеты фондов обязательного медицинского страхования, всего 1 205,5 1 442,5 1 532,8

Источник: [5]

Положительная динамика по данному разделу обеспечивается:

1. Наполнением системы обязательного медицинского страхования за счет увеличения размеров взносов на обязательное медицинское страхование;

2. Внедрением единого порядка распределения, предоставления и расходования субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий в сфере обязательного медицинского страхования;

3. Наполнением базовой программы обязательного медицинского страхования по видам медицинской помощи и по экономическому содержанию.

Рост в течение 2014-2016 гг. общего объема расходов на здравоохранение за счет всех источников финансового обеспечения позволит решить задачи государственной политики в сфере здравоохранения.

Доля расходов федерального бюджета (без учета межбюджетных трансфертов) в общем объеме расходов на здравоохранение уменьшится с 16,3 % в 2013 г. до 10,1 % в 2016 г., доля консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации - соответственно с 41,2 % до 39,9 %, в то время как доля расходов фондов обязательного медицинского страхования за этот период вырастет с 42,4 % до 50,0 %.

С 1998 г. Правительством Российской Федерации ежегодно принимается Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, начиная с 2005 г. ежегодно утверждаются нормативы финансового обеспечения медицинской помощи на одного жителя (подушевые финансовые нормативы).

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи устанавливает перечень видов, форм и условий оказываемой бесплатно медицинской помощи, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 г. и на плановый период 2014 и 2015 гг. утверждена постановлением Правительства Российской Федерации

от 22 октября 2012 г. № 1074 (далее - Программа на 2013 г.) и впервые принята сроком на три года. [2]

Средние подушевые нормативы финансирования, предусмотренные Программой на 2013 г. (без учета расходов федерального бюджета), увеличены по сравнению с 2005 г. в 2,9 раза и составляют: в 2013 году 9 032,5 руб. (в 2005 году - 3 157 руб.), в 2014 году - 10 294,4 руб., в 2015 году - 12 096,7 руб., в т. ч. за счет средств обязательного медицинского страхования на финансирование базовой программы обязательного медицинского страхования за счет субвенций Федерального фонда обязательного медицинского страхования в 2013 г. - 5942,5 руб., что в 3,9 раза больше по сравнению в 2005 г. (1 507,5 руб.), в 2014 г. - 6 962,5 руб., в 2015 г. - 8 481,5 руб.

Впервые в медицинскую помощь, оказываемую бесплатно в рамках Программы, включена паллиативная помощь, предоставляемая в медицинских организациях, обоснованы нормативы объема и финансовых затрат на ее оказание.

В Программе на 2013 г. изменились подходы к планированию медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных условиях. В качестве норматива объема медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных условиях, введены посещения с профилактической целью (включая посещения центров здоровья, посещения в связи с диспансеризацией, посещения среднего медицинского персонала), а также посещения по оказанию паллиативной и неотложной медицинской помощи.

Указанные меры позволят совершенствовать планирование медицинской помощи по приоритетным направлениям, включая развитие профилактического направления.

Впервые введена новая единица объема амбулаторной медицинской помощи - обращение, как кратность посещений при одном заболевании. Это позволит оценить уровень обращаемости населения за медицинской помощью и установить дифференцированные тарифы стоимости лечения при конкретных заболеваниях.

Нормативы объема медицинской помощи по условиям ее оказания, установленные Программой на 2013 г., позволят продолжить структурные преобразования в системе оказания медицинской помощи как за счет переноса объемов стационарной помощи на амбулаторный этап (поликлиники, дневные стационары), так и за счет более эффективного и рационального использования коечного фонда.

Программой на 2013 год утвержден ряд показателей качества и доступности медицинской помощи, что позволит в большей степени защитить права пациентов на оказание качественной медицинской помощи.

С 2013 года структура тарифа на оплату медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования включает все статьи расходов, за исключением расходов государственных и муниципальных

медицинских организаций в части капитального ремонта и проектно-сметной документации для его проведения и приобретения оборудования стоимостью свыше 100 тыс. руб. за единицу.

По предварительным данным расходы на территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее - территориальные программы) в 2013 г. составили 1 684,5 млрд. руб. Расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов, передаваемых в систему обязательного медицинского страхования) в 2013 г. составили 487,2 млрд. руб., средства обязательного медицинского страхования - 1 197,3 млрд. руб. Доля средств обязательного медицинского страхования в структуре территориальных программ государственных гарантий в целом по Российской Федерации составила 70,8 %.

В 2013 г. в 55 субъектах Российской Федерации сохранялся дефицит финансового обеспечения территориальных программ, который по предварительным данным составил 85,2 млрд. руб. (28,9 % потребности в бюджетных ассигнованиях бюджета субъекта Российской Федерации, рассчитанной в соответствии с установленными на 2013 г. федеральными нормативами).

По итогам 2013 г. территориальные программы обязательного медицинского страхования в целом по Российской Федерации были исполнены на 99,8 % от утвержденной стоимости. [4]

В 2013 г. в Российской Федерации число больничных организаций (организации системы здравоохранения, осуществляющие медицинское обслуживание госпитализированных пациентов) составило 6 172 (общее число коек - 1 332,3 тыс., что составляет 92,9 на 10 тыс. населения), число амбулаторно-поликлинических учреждений (в число амбулаторно-поликлинических организаций включаются все медицинские организации, которые ведут амбулаторный прием (поликлиники, амбулатории, диспансеры, поликлинические отделения в составе больничных организаций и др.) - 16 537 (мощность (число посещений в смену) - 3 780 тыс., что составляет 263,7 на 10 тыс. населения), а также фельдшерско-акушерских пунктов - 34,8 тыс.

В 2013 г. в учреждениях здравоохранения системы Минздрава России работало 587 482 врача (численность врачей на 10 тыс. населения - 41,0) и 1 295 736 медицинских работников со средним профессиональным образованием (численность на 10 тыс. населения - 90,4).

Использованные источники:

1. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 294 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения»

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 18.10.2013 № 932 «О программе государственных гарантий бесплатного оказания

гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Федеральный закон от 02.12.2013 № 349-Ф3 «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»

4. Улумбекова Г.Э. Система здравоохранения Российской Федерации: итоги, проблемы, вызовы и пути решения // Вестник Росздравнадзора. 2012. №2. C. 33-38.

5. Официальный сайт Министерства здравоохранения Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rosminzdrav.ru

6. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: http://www.minfin.ru

7. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gks.ru.

Дугина Т.А, к.э.н.

доцент, зав. кафедрой "Экономика и маркетинг в АПК"

ФГБОУВПОВолгоградский ГАУ Россия, г.Волгоград ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РОССИИ: УРОКИ ИСТОРИИ

Осмыслить всю сложность земельных отношений, сложившихся в России, попытаться найти решение современных земельных проблем, невозможно без обращения к историческому опыту.

Следует подчеркнуть, что в отличие от скоропалительных современных новаций крестьянская реформа 1861 г. готовилась годами. Губернские комитеты готовили проекты реформы, они поступали в Главный комитет, в котором 17 февраля 1859 г. были созданы редакционные комиссии (до провозглашения царского манифеста об освобождении крестьян оставалось еще 3 года.). Были выработаны особые положения для великороссийских губерний, малороссийских (юго-западных) и западных губерний. Великороссийские губернии были разделены на три полосы: черноземную с пятью высшими категориями наделов от 3 до 4,5 дес. ( 1 дес.=1,09 га); нечерноземную с семью высшими категроиями наделов от 3,5 до 8 дес. и степную с четырьмя высшими категориями наделов от 6,5 до 12 дес. Для фактического введения в действие "Положения 19 февраля 1861 г." был установлен двухлетний "переходный период". Земля наделялась крестьянам не в собственность, а в "бессрочное пользование" за установлением повинности, размер которых через определенное число лет мог изменяться. Эти повинности состояли или в определенном числе дней отработки на помещичьих землях (в барщинных имениях), или в определенном денежном оброке (в оброчных имениях). Крестьяне, получившие землю и обязанные за пользование ею выполнять определенные повинности, получили название "временнообязанных". Определение размеров земельного надела. его фактический отвод, соглашение о выкупе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.