Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ В 2011-2012 ГГ.'

РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ В 2011-2012 ГГ. Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
11
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА МОДЕРНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Дралюк Е.А.

В статье представлены основные направления и итоги региональной программы модернизации здравоохранения в Тюменской области в 2011-2012 гг. За время реализации программы в регионе сформировано единое медицинское пространство, выстроена эффективная система регионализации перинатальной помощи, особое внимание уделено совершенствованию медицинской помощи детям, проведены мероприятия по развитию кадрового потенциала. Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволила достигнуть положительных результатов по основным демографическим показателям региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Дралюк Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ В 2011-2012 ГГ.»

5. Словарь бизнес-терминов Академик, материалы взяты с сайта http: //dic.academic.ru/

Дралюк Е.А. магистрант 2-го года обучения Тюменский Государственный университет

Россия, г. Тюмень

РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ В 2011-2012 ГГ.

В статье представлены основные направления и итоги региональной программы модернизации здравоохранения в Тюменской области в 2011— 2012 гг. За время реализации программы в регионе сформировано единое медицинское пространство, выстроена эффективная система регионализации перинатальной помощи, особое внимание уделено совершенствованию медицинской помощи детям, проведены мероприятия по развитию кадрового потенциала. Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволила достигнуть положительных результатов по основным демографическим показателям региона.

Ключевые слова: региональная программа модернизации здравоохранения, Тюменская область

В 2011-2012 гг. в Тюменской области успешно реализовалась региональная программа модернизации здравоохранения (далее -программа).

Программа представляла собой анализ состояния здравоохранения региона, а также основные цели, задачи и способы его совершенствования на основе применения системного подхода.

Стоимость программы за счет всех источников финансирования составила 6 775,8 млн. руб., в т. ч. в 2011 г. - 2 990,3 млн. руб., в 2012 г. - 3 785,5 млн. руб.

Мероприятия реформирования инфраструктуры здравоохранения в рамках программы предусматривали:

• развитие первичной медико-санитарной помощи и профилактической направленности здравоохранения;

• развитие медицинской помощи сельскому населению;

• совершенствование скорой медицинской помощи и стационарной помощи;

• совершенствование специализированных видов медицинской помощи при кардиологических заболеваниях и острых нарушениях мозгового кровообращения, при травмах и заболевания костно-мышечной системы;

• совершенствование организации онкологической помощи населению;

• совершенствование медицинской помощи при социально значимых заболеваниях (туберкулез, наркомания и алкоголизм, психические заболевания);

• совершенствование акушерско-гинекологической и педиатрической помощи;

• развитие кадрового потенциала.

В системе здравоохранения Тюменской области функционирует 83 медицинские организации (6 учреждений федерального подчинения, 52 областных, 25 муниципальных учреждений) и 69 филиалов (23 участковые больницы, 40 сельских амбулаторий, 6 филиалов областных учреждений).

Сеть медицинских организаций области сбалансирована и отвечает федеральным нормативам.

В рамках программы осуществлено реформирование инфраструктуры здравоохранения с учетом численности и состава населения области, структуры заболеваемости и смертности, сети и структуры учреждений здравоохранения. В регионе сформировано единое медицинское пространство (рис. 1), разделенное на технологические уровни оказания медицинской помощи [1].

Рис 1. Организационная структура системы оказания медицинской помощи населению Тюменской области

Стратегия развития первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) и профилактической направленности здравоохранения Тюменской области определяется прогнозируемым ростом числа пациентов с хроническими заболеваниями, обусловленным старением населения и возможностью предотвращения относительно малозатратными профилактическими мероприятиями на амбулаторном уровне развития ряда тяжелых заболеваний человека, являющихся основной причиной инвалидности и смертности населения региона.

Проводимая в области реформа ПМСП направлена на:

• развитие института врача общей (семейной) практики с приоритетом ее профилактической направленности;

• развитие ресурсосберегающих и стационарзамещающих технологий, предусматривающих в т. ч.

организацию работы дневных стационаров, стационаров на дому, центры амбулаторной хирургии и хирургии одного дня;

• создание диагностических и консультативных подразделений на базе крупных областных и городских лечебных учреждений;

• развитие службы неотложной помощи в амбулаторном звене;

• совершенствование выездных методов работы;

• создание сети реабилитационных учреждений, включая амбулаторный, стационарный и санаторный этапы;

• создание сети учреждений паллиативной помощи.

Основная задача реформы ПМСП - приблизить первичную медико-

санитарную помощь к пациенту. В сельской местности эта задача решается путем организации работы фельдшерских, фельдшерско-акушерских пунктов, возложением функций оказания первой помощи на домовые хозяйства (в рамках программы их организовано 96), организацией работы выездных бригад, организацией ММЦ, развитием телемедицинских технологий.

В целях повышения доступности специализированной медицинской помощи для населения сельских территорий Тюменской области, повышения качества медицинской помощи созданы межтерриториальные центры на базе ГБУЗ ТО «Областная больница №3» (г. Тобольск), ГБУЗ ТО «Областная больница №4» (г. Ишим), ГБУЗ ТО «Областная больница №23» (г. Ялуторовск) и ГБУЗ ТО «Областная больница №12» (г. Заводоуковск).

Для повышения доступности медико-социальных услуг в учреждениях здравоохранения области открыты отделения сестринского ухода за счет перепрофилирования терапевтических коек участковых больниц.

Широкое развитие в регионе получило профилактическое направление. В рамках мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у граждан Тюменской области, с декабря 2009 г. созданы 13 центров здоровья для взрослых и 3 центра здоровья для детей, развернуты 3 мобильных центра здоровья. В настоящее время в медицинских учреждениях области функционируют 15 отделений и 21 кабинет профилактики.

Оплата профилактической работы медицинских организаций производится в условиях одноканального финансирования в рамках базовой программы системы ОМС. С 2006 г. в Тюменской области введена оплата обучения в «Школах здоровья» по профилям (сахарный диабет, артериальная гипертензия, бронхиальная астма и т. д.), с 2008 г. введена оплата доврачебных посещений в учреждениях первичного звена, с 2009 г. внедрен подушевой способ оплаты с частичным фондодержанием по достижению критериев эффективности профилактической работы.

Специалистам первичного звена здравоохранения осуществляются выплаты стимулирующего характера за качество профилактической работы.

Большое внимание уделяется развитию высокотехнологичных методов диагностики и лечения в клиниках региона. Масштабным проектом является создание единого лечебно-диагностического комплекса - «Медицинского городка». Формирование «Медицинского городка» строится на принципе интегрирования существующих и вновь строящихся областных специализированных центров в единый лечебно- диагностический комплекс.

В «Медицинском городке» будет обеспечен замкнутый цикл от диагностики до лечения и реабилитации по основным востребованным профилям заболеваний на базе медицинских учреждений, объединенных общей инженерной, коммуникационной и транспортной инфраструктурой. Организация вспомогательных служб будет осуществляться централизованно. Завершение реализации проекта запланировано на 2016 г.

В составе службы скорой медицинской помощи Тюменской области функционирует 3 станции и 19 отделений скорой медицинской помощи при областных больницах. Для оказания медицинской помощи населению развернуто 106 бригад скорой медицинской помощи. В городах Тюмени, Ишиме и Тобольске организованы бригады интенсивной терапии. В рамках оснащения службы скорой медицинской помощи обновлен парк автомобилей, для 22 учреждений здравоохранения Тюменской области приобретено и установлено 157 комплектов бортового навигационно-связного оборудования на базе системы ГЛОНАСС для 157 единиц автомобилей скорой медицинской помощи и 23 программных комплекса для мониторинга автомобилей.

Начато совершенствование службы неотложной медицинской помощи в целях эффективной организации оказания ПМСП в амбулаторных условиях, в т. ч. на дому, при внезапных острых и обострении хронических заболеваний, не угрожающих жизни пациента и не требующих скорой медицинской помощи.

Продолжены мероприятия по совершенствованию

специализированной медицинской помощи и оптимизации коечного фонда. В целом коечный фонд по мощности является достаточным для оказания квалифицированной медицинской помощи населению Тюменской области, а по структуре сбалансированным и соответствующим показателям заболеваемости и смертности населения. Тем не менее планируется продолжить реструктуризацию коечного фонда за счет сокращения неэффективно использующихся коек.

Расходы средств федерального и областного бюджетов на проведение текущего ремонта медицинских организаций составили 116,7 млн. руб., за 2 года отремонтировано 165 объектов здравоохранения, приобретено порядка 4 375 единиц медицинского оборудования (в т. ч. в родовспоможение и детство - 1 622 единицы), на общую сумму более 4,1 млрд. руб.

В 2011-2011 гг. в рамках программы внедрено 29 федеральных стандартов медицинской помощи в 29 медицинских организациях, организовано оказание медицинской помощи в соответствии с временными клиническими протоколами. [4]

Продолжено совершенствование акушерско-гинекологической и педиатрической помощи.

В рамках программы в области создана трехуровневая система оказания медицинской помощи беременным, роженицам, родильницам и новорожденным, создана и функционирует сеть перинатальных центров, охватывающая всю территорию региона, представленная областным перинатальным центром в городе Тюмени и межрайонными перинатальными центрами в городах Ишиме и Тобольске.

Приоритетным направлением повышения качества оказания медицинской помощи детям является дальнейшее совершенствование специализированной и развитие высокотехнологичной медицинской помощи по основным востребованным видам. С этой целью планируется строительство областной детской клинической больницы, где будет обеспечен «замкнутый» цикл от диагностики до лечения и реабилитации, что будет способствовать снижению показателей детской инвалидности и смертности.

В последние годы принимаются существенные меры по сохранению и развитию кадрового потенциала отрасли здравоохранения, повышению его профессионального уровня, оптимизации численности и состава.

С целью решения проблемы дефицита кадров в сельской местности ежегодно, начиная с 2002 г., проводится целевой набор студентов в ГБОУ ВПО «Тюменская государственная медицинская академия» Минздрава России.

За счет средств федерального и областного бюджетов организована подготовка специалистов по программам последипломного обучения (интернатура и ординатура). С направленными на обучение студентами заключаются договоры, на основании которых после окончания ВУЗа они обязаны отработать не менее 3 лет в сельском здравоохранении, а главы администраций и руководители организаций здравоохранения - обеспечить молодых специалистов социальным пакетом, в т. ч. жильем.

По завершении последипломного обучения в 2011 г. в учреждения здравоохранения региона прибыло 200 врачей, в т. ч. 57 в сельские учреждения здравоохранения, в 2012 г. - 197 специалистов, в т. ч. 59 врачей в сельские ЛПУ.

В Тюменской области также реализуется ряд программ, направленных на привлечение и закрепление медицинских работников:

• осуществление компенсационных выплат молодым специалистам, прибывшим на работу в сельские территории Тюменской области (врачи - 1 млн руб., фельдшеры ФАП,

зубные врачи, заведующие ФАП - 500 тыс. руб. В настоящее время 107 медицинских работников с высшим медицинским образованием и 24 со средним медицинским образованием получили единовременные компенсационные выплаты);

• возмещение расходов по найму жилья молодым специалистам - врачам и средним медицинским работникам, прибывшим на работу в гг. Тюмень, Тобольск, Ишим, Ялуторовск, Заводоуковск, населенные пункты Тюменского района из других населенных пунктов;

• предоставление служебного жилья и мест в общежитиях;

• предоставление субсидий работникам бюджетной сферы городов Тюмени и Тобольска (в 2011 г. - 408 работникам; в 2012 г. - 250 работникам);

• участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище»;

• для работающих в сельских территориях действует программа «Социальное развитие села»;

• оказание содействия добровольному переселению в Тюменскую область соотечественников, проживающих за рубежом.

Принимаемые меры позволяют снизить дефицит врачебных кадров и укомплектовать практическое здравоохранение, в т. ч. сельское, наиболее востребованными специалистами (численность врачей: 2009г. - 3 851, 2011г. - 3916, 2012г. - 4 188 человек). Реализуемые мероприятия по привлечению квалифицированных кадров показали свою эффективность и будут продолжены в будущем.

Также с целью снижения дефицита кадров в рамках программы прошли переподготовку и повысили квалификацию 1 987 врачей, в т. ч. 286 в части развития детской медицины.

Средний уровень заработной платы врачей, оказывающих стационарную медицинскую помощь в учреждениях, в которых внедрены стандарты медицинской помощи составил 46,7 тыс. руб.; среднего медицинского персонала - 23,9 тыс. руб.

В рамках повышения доступности амбулаторной медицинской помощи, в т. ч. предоставляемой врачами-специалистами, в Тюменской области приняты нормативные акты, регулирующие систему распределения выплат стимулирующего характера. Выплаты получили 1 517 врачей и 3 043 средних медицинских работников амбулаторного звена. Средний размер доплаты составил 7,1 тыс. руб. и 3,5 тыс. руб. соответственно.

Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволила достигнуть положительных результатов по основным демографическим показателям региона, их динамика в 2010-2013 гг. представлена в таблице 1.

Таблица 1

Основные демографические показатели в Тюменской области, 2010-

2013 гг.

Наименование показателя 2010 год 2011 год 2012 год 2013 год

Рождаемость на 1000 населения 15,8 15,9 17,0 16,7

Общая смертность на 1000 населения 12,9 12,1 12,1 11,7

Естественный прирост на 1000 населения 2,9 3,8 4,9 5,0

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, число лет 68,1 69,4 69,6 69,8

Младенческая смертность на 1000 родившихся живыми 6,1 5,5 6,9 6,5

Источник: [3]

Так, показатель рождаемости в период с 2010 по 2013 гг. вырос на 5,7 % и составил 16,7 на 1000 населения (2010 г. - 15,8). Общая смертность населения уменьшилась за исследуемый период на 9,3 % и составила 11,7 на 1000 населения (2010 г. - 12,9). Показатель естественного прироста на 1000 населения увеличился с 2,9 до 5,0 на 1000 населения.

Снижение показателя общей смертности произошло за счет внешних причин (28,0 %), новообразований (21,7 %), болезней системы кровообращения (3,5 %), врожденных аномалий (28,9 %), болезней эндокринной системы (33,8 %).

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении увеличилась с 68,1 лет в 2010 г. до 69,8 лет в 2013 г.

За исследуемый период смертность населения в трудоспособном возраста снизилась на 5,6 % (с 639,0 на 100 тыс. населения трудоспособного возраста в 2010 г. до 602,9 в 2013 г.).

В 2013 г. в Тюменской области впервые не зарегистрировано ни одного случая материнской смертности. Показатель младенческой смертности в 2011 г. - самый низкий за все годы регистрации - 5,5 на 1000 родившихся живыми, в 2013 г. показатель младенческой смертности составил 6,5 на 1000 родившихся живыми. Серьезная подготовка, предшествовавшая переходу на критерии регистрации рождений, рекомендованные ВОЗ, позволила избежать катастрофического повышения показателя младенческой смертности.

Подводя итоги реализации программы при оценке не только ее основных индикаторов, но и других показателей деятельности системы здравоохранения региона, можно сделать вывод о высокой эффективности реализации программы.

Таким образом, в результате модернизации системы здравоохранения Тюменской области получили развитие все уровни оказания медицинской помощи населению, выстроена эффективная система регионализации

перинатальной помощи, особое внимание уделено совершенствованию медицинской помощи детям. Реализация региональной программы модернизации здравоохранения подготовила почву для разработки и реализации долгосрочной программы развития здравоохранения Тюменской области.

Использованные источники:

1. Приложение к распоряжению Правительства Тюменской области от 28.12.2012 № 2840-рп «Региональная программа модернизации здравоохранения Тюменской области на 2011-2012 годы».

2. Неволин Д.В. Программа модернизации - исторический шанс для тюменской медицины // Тюменские известия. 2011. № 55(5263).

3. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - URL: http: //www.tumstat .gks.ru.

4. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Тюменской области. Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения [Электронный ресурс]. - URL: http: //www.72reg.roszdravnadzor.ru

5. Официальный сайт Территориального фонда обязательного медицинского страхования Тюменской области [Электронный ресурс]. - URL: http: //www.tfoms .ru.

Дралюк Е.А. магистрант 2-го года обучения Тюменский Государственный университет

Россия, г. Тюмень АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РОССИИ В 2004-2013 ГГ.

В статье проанализированы результаты деятельности системы здравоохранения РФ за 2004-2013 гг. Сделан вывод о том, что в результате реализации программ Минздравсоцразвития в анализируемый период были достигнуты положительные результаты по основным показателям здоровья населения. Проведен анализ расходов бюджетов бюджетной системы РФ на здравоохранение, Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 г. и на плановый период.

Ключевые слова: показатели здоровья населения, расходы на здравоохранение, программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи

Результаты деятельности любой системы здравоохранения оцениваются по показателям здоровья населения и демографическим показателям. Среди критериев общественного здоровья, принятых

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.