Научная статья на тему 'Анализ ресурсного обеспечения участников социального конфликта в системе управления им'

Анализ ресурсного обеспечения участников социального конфликта в системе управления им Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
608
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСНОВНЫЕ (ПРЯМЫЕ) ОППОНЕНТЫ ПРОТИВОБОРСТВА / НЕОСНОВНЫЕ (КОСВЕННЫЕ) СТОРОНЫ ПРОТИВОСТОЯНИЯ / РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧАСТНИКОВ СТОЛКНОВЕНИЯ / СТАТУС / РАНГ / ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ РЕСУРСЫ / ИНТЕНСИВНОСТЬ / ОСТРОТА / ФОРМА СТОЛКНОВЕНИЯ) / DIRECT (OR MAIN) OPPONENTS IN STAND-OFF OR CONFLICT / SECONDARY PARTIES THAT ARE INDIRECTLY INVOLVED IN STAND-OFF OR CONFLICT / RESOURCE BACK-UP OF PARTIES IN STAND-OFF OR CONFLICT / POWER / STATUS / RANK / INTERNAL AND EXTERNAL RESOURCES / INTENSITY OF CONFLICT / ACUTENESS OF CONFLICT / FORM OF CONFLICT / СИЛА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кильмашкина Т. Н.

В статье рассматривается содержание анализа ресурсного обеспечения участников социального конфликта как условие эффективного управления им.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Managing Social Conflict: Analysis of Resource Bases of Parties in It

Direct (or main) opponents in stand-off or conflict, secondary parties that are indirectly involved in stand-off or conflict, resource back-up of parties in stand-off or conflict, power, status, rank, internal and external resources, intensity of conflict, acuteness of conflict, form of conflict.

Текст научной работы на тему «Анализ ресурсного обеспечения участников социального конфликта в системе управления им»

Т. Н. КИЛЬМАШКИНА,

профессор кафедры теории и методологии государственного управления,

доктор юридических наук, профессор (Академия управления МВД России)

T. N. KILMASHKINA, Doctor of Law,

Professor at the Department of Theory and Methodology of Government (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)

УДК 316.485

Анализ ресурсного обеспечения участников социального конфликта в системе управления им

Managing Social Conflict:

Analysis of Resource Bases of Parties in It

В статье рассматривается содержание анализа ресурсного обеспечения участников социального конфликта как условие эффективного управления им.

Основные (прямые) оппоненты противоборства, неосновные (косвенные) стороны противостояния, ресурсное обеспечение участников столкновения (сила, статус, ранг, внутренние и внешние ресурсы, интенсивность, острота, форма столкновения).

The author argues no social conflict can be effectively managed without an insight into resources of the parties in it. Thought is given to how to gain such an insight by analyzing the respective resource bases.

Direct (or main) opponents in stand-off or conflict, secondary parties that are indirectly involved in stand-off or conflict, resource back-up of parties in stand-off or conflict, power, status, rank, internal and external resources, intensity of conflict, acuteness of conflict, form of conflict.

Восточная мудрость гласит: «Обманывать — подлость, обманываться — грех!», что актуально в контексте ресурсного обеспечения участников социального конфликта как необходимое условие эффективного управления им.

Сущность любого социального противостояния состоит не столько в возникновении коллизий, противоречий, дисбалансов, дисгармоний в ситуации напряженности относительно больших и малых групп общества, вызванных неудовлетворением их базовых, жизнеобеспечивающих, ценностных потребностей, сколько в их столкновении, развертывании и разрешении.

Если характер развертывания противоборства игнорировать или предпринимать только его идеологическое (словесное) разрешение, а практически ничего не предпринимать, то конфронтация будет обостряться, развиваться стихийно, объединяться с другими конфликтогенными тенденциями и может завершиться разрушением конфликтующих сторон (или субъекта) либо системы в целом.

В данном контексте актуализируются технологии социального управления конфликтами, включающие предупреждение противоборств в предконфликтный период, разрешение столкновений на стадии открытого противостояния и урегулирование постконфликтных отношений на завершающем этапе конфронтаций. Целью такого воздействия является выработка правил и реализация институционализации (нормирования) конфликтных взаимодействий, а также направление их в цивилизованное русло. В этом состоит сущность управления конфликтами как вида социального, в том числе государственного управления, управления обществом [1].

Правильно организованное управление кон-фронтационными отношениями противоборствующих сторон рассматривается нами как процесс воздействия управляющей системы на предмет, объект, причины столкновения социальных субъектов, что невозможно без динамического анализа развертывания противостояния

и анализа ресурсного обеспечения участников столкновения, составляющего предмет предпринятого нами исследования.

Социальное управление предполагает системное, целенаправленное, сознательное, волевое воздействие субъекта социального управления на его объект. Субъект управления (управляющая система) в ситуации конфликта может быть представлен уполномоченным государственным или общественным институтом, специально созданным органом, отдельным руководителем или группой людей. Объектом управления (управляемой конфликтующей системой) могут явиться большие или малые социальные группы либо одна группа. При этом механизм управленческого воздействия реализуется в процессе перевода управляемой системы в желаемое для управляющей системы состояние. Сущность управленческого воздействия проявляется в организовывании, упорядочении отношений между конфликтующими сторонами в соответствии с осмысленной социально ориентированной целью (замыслом) доминирующего субъекта, его волей и, как правило, направлена на реализацию общесоциальной цели, связанной с обеспечением целостности, нормального функционирования и развития управляемой системы в ситуации противостояния.

В этой связи актуализируется значение конфликтологического исследования социального столкновения, его экспертизы и диагностики, в частности, анализа ресурсного обеспечения участников противоборства, что является необходимым условием управления конфликтами. Реализация данного вида анализа в системе социального управления противостояниями является условием, необходимым для сведения к минимуму социально-экономических, социально-политических, иных потерь, обеспечивая оптимизацию конфронтационного взаимодействия конфликтующих сторон.

Степень ресурсного обеспечения оппонентов в процессе их столкновения может быть различной и иметь как непосредственное, так и опосредованное влияние на структурные и динамические характеристики развертывания противостояния.

Оппоненты (стороны социального конфликта) могут быть представлены отдельными лицами, большими или малыми социальными группами: общностями, народами, политическими образованиями и др. Их можно классифицировать по различным критериям и параметрам: возрастному, гендерному, религиозному, национальному, культурному, языковому и другим цивилизаци-онным признакам (всякая классификация условна, искусственна, зависит от исследовательских задач и практических потребностей реализующих ее субъектов). Конфликтологическая экспертиза и диагностика актуализируют различные социаль-

ные характеристики, статусные позиции, типологические и иные особенности противоборствующих сторон в контексте структуры общества [2].

Участники конфликта — главная составляющая любого столкновения. Общеизвестно, что если один из оппонентов уходит, противостояние заканчивается, так как сущностные характеристики противоборств связаны с наличием двух или более сторон. Традиционно они квалифицируются как основные (прямые) и неосновные (косвенные).

Прямые стороны столкновения — это непосредственные оппоненты, соперники, противники. Именно их неудовлетворенные ожидания и потребности (нужда в чем-либо), несовпадающие цели, противоречивые интересы и ценности лежат в основе противостояния и составляют его движущие силы. Именно они активируют защитные, наступательные или иные действия оппонентов друг против друга.

Косвенные участники конфронтации (государства, группы, организации, официальные и неофициальные лица) квалифицируются как второстепенные, однако в ситуации социального противостояния они преследуют совершенно определенные цели, как правило, с помощью общеизвестных, но не потерявших от этого эффективность старых, как мир, технологий «разгребать жар чужими руками».

К неосновным участникам столкновений относятся инициаторы, зачинщики, подстрекатели, организаторы, союзники, пособники, соучастники, очевидцы, жертвы, посредники, арбитры и другие стороны столкновения.

Инициаторы, зачинщики, подстрекатели как косвенные участники противоборства инициируют развязывание столкновения между социальными субъектами (отдельными лицами, большими и малыми группами, государствами) и при этом преследуют свои определенные цели.

Как правило, они способствуют распространению ложной или мнимой информации, организуют экономические, военные или иные диверсии и т. п. В процессе реализации своих установок зачинщики нередко используют универсальный принцип «Разделяй и властвуй!», усиливающий конфронтационные дезинтегра-ционные тенденции. После начала возникновения и развертывания конфликта они нередко могут ретироваться.

Организаторы противостояния (активная сторона, представленная отдельным лицом или группой лиц) руководят динамикой развертывания конфликтной ситуации: намечают, планируют, создают, направляют столкновение в выгодном для решения их проблем направлении.

Очевидцы являются свидетелями и оценщиками конфликтного процесса. Нередко они могут быть пострадавшей стороной конфронтации.

Жертвы или пострадавшие — это, как правило, без вины виноватые мирные граждане или целый народ, случайные участники или, как уже было отмечено, очевидцы событий, перенесшие материальный, экономический, физический, морально-психологический или иные виды ущерба, травм, фрустраций.

Пособники, союзники, соучастники — это социальные субъекты, оказывающие непосредственное или опосредованное содействие организации и развертыванию столкновения с помощью привлечения идеологических, экономических, управленческих, информационных, военных и иных внутренних и (или) внешних ресурсов. Например, в сирийском конфликте исламские экстремисты из различных стран выступают пособниками террористов ИГИЛ. В контексте международных отношений это пособничество квалифицируется как тяжелое преступление.

Третья сторона противоборства (арбитры, медиаторы, т. е. посредники), поддерживая одну или обе стороны конфронтации или играя нейтральную роль, в идеале должна пользоваться непререкаемым авторитетом конфликтующих сторон. В этом случае представители третьей стороны единогласно выбираются оппонентами для уменьшения остроты столкновения, вплоть до его полного прекращения, достижения согласия и нахождения компромисса.

Третьей стороной также являются суд и арбитраж, посредничество.

Участие суда регламентировано четко разработанной, законодательно закрепленной процедурой разбирательства и обязательностью исполнения судебного решения участниками противоборства.

Арбитраж характеризуется отсутствием строгих норм обсуждения и регламентирования рассматриваемой конфликтной проблемы, необязательностью выполнения соглашения.

Посредничество также квалифицируется формой участия третьей стороны, нацеленной на содействие переговорному процессу оппонентов.

Деятельность посредника или посредников целесообразна при условии готовности оппонентов к обоюдному поиску решения проблемы. Нередко конфликтующие стороны не могут найти точек соприкосновения, их взаимоотношения осложнены в силу различных обстоятельств и аргументов, общение серьезно затруднено и осложнено, противоборствующие склонны к прекращению контактов и др. Участие третьей стороны при этом может способствовать изменению сложной конфликтогенной ситуации и направлению ее в конструктивное русло, в частности, в условиях конфиденциальности.

В связи с этим посредники нацеливают враждующих соперников на необходимость продол-

жения контактов; актуализируют их заинтересованность в контроле за принятым решением; активируют «сохранение лица» кофликтующих сторон, чтобы ни для одной из них завершение конфликта не выглядело как поражение.

Основными требованиями, предъявляемыми третьей стороне, являются компетентность, умение анализировать и диагностировать конфликтную ситуацию, владение навыками посреднической деятельности, беспристрастность, нейтральность позиции, обладание авторитетом и др.

Успешность посреднической деятельности определяется следующим:

— объективными критериями: завершением столкновения; снижением остроты противоборства, переходом от односторонних действий противников к совместным коммуникациям в поисках решения конфликтных проблем в обоюдных интересах, нормализацией конфликтного взаимодействия и переводом его в позитивное русло;

— субъективными показателями, отражающими степень удовлетворения посредничеством сторон конфликта: деятельностью посредников, взаимовыгодными итогами переговоров, оценкой результатов переговорного процесса со стороны посредников и внешних наблюдателей.

Требования к медиаторам предполагают компетентность по конфликтной проблеме, высокие моральные принципы, соблюдение нейтралитета по отношению к оппонентам, умение вести переговоры.

В любом столкновении, как правило, имеются группы поддержки, представленные различными объединениями, движениями или средствами массовой информации, которые коренным образом определяют развитие и исход конфликтного взаимодействия.

Косвенные участники противоборства выполняют разные функции: являются катализаторами конфронтации, провоцируя ее и содействуя развитию противостояния; сдерживают столкновение, уменьшая его интенсивность, содействуя недопущению или прекращению кровопролития. Роль оппонентов оценивается положительно (конструктивно), когда их действия реализуются в рамках принятых норм и способствуют предупреждению негативных проявлений противостояния, или отрицательно (деструктивно), когда конфликтующими сторонами используются нецивилизованные, мани-пуляторные, насильственные технологии либо одна из сторон настаивает на своей позиции, не учитывая интересы оппонентов, стимулируя разрушительные тенденции.

Роль (степень участия, мера влияния, значение) основных и неосновных участников конфликта неоднозначна. Нередко их позитивные

цели и благие намерения оборачиваются непоправимыми негативными последствиями. В контексте конфликтных взаимодействий все ситуативно и не всегда предсказуемо.

Роль основных и неосновных участников социального противоборства может быть как положительной (конструктивной), когда действия не выходят за рамки правовых и этических норм и способствуют предупреждению негативных проявлений противостояния, так и отрицательной (деструктивной) — при использовании нецивилизованных, манипуляторных, насильственных методов, когда одна из сторон упорно и жестко настаивает на своей позиции, не желая учитывать интересы оппонентов, когда стимулируются разрушительные тенденции противоборства.

Управление конфликтными взаимодействиями невозможно без учета силы, которой обладают оппоненты, и учета возможностей мобилизации собственных и привлечении внешних ресурсов [3].

Основные и неосновные участники противоборства различаются силой — совокупностью потенциальных и непосредственно задействованных в процессе столкновения средств и ресурсов, а также возможностью и способностью конфликтующих сторон реализовать свои цели вопреки противодействию соперника.

Сила сторон конфронтации включает средства воздействия противников друг на друга (сила оружия, авторитета, знания, страха, внушения, обычая и др.).

Разновидностями силы в широком смысле являются организационная — управляющая, упорядочивающая отношения; информационная — связанная с приемом, передачей, сохранением, использованием информации; мобилизационная — стимулирующая деятельность; насильственная — вызывающая тревогу при невозможности реализовать обозначенные цели и др.; вознаграждения — обеспечивающая желаемым или необходимым; экспертная — способствующая производить анализ и диагностику; позиционная — властная; моральная — привлекающая нравственность; личная — сила человека и др.

В узком смысле различают следующую силу: физическую — способность живого организма обеспечить себя желаемым и необходимым; социальную — обеспечивающую результативность деятельности; политическую — принуждения от имени государства и других политических институтов и др.

Сила оппонентов, их оценка и восприятие как сильных или слабых участников противоборства устанавливают статус, ранг, ресурсы, определяющие способность и возможность сторон реализовать намеченные цели вопреки желанию оппонента.

Показателями силы являются правовой статус гражданина, юридического лица, государства или международной организации; социальный статус как совокупность прав и обязанностей, обеспечивающих социальные связи и социальные функции; ранг как уровень возможностей оппонента по реализации своих целей, выражающийся во влиятельности его связей, возможностей, социального опыта конфликтного взаимодействия.

Дифференцируются следующие ранги оппонентов: первый ранг — личность, выступающая от своего имени и преследующая реализацию собственных интересов; второй ранг — отдельные индивиды, защищающие личные и групповые интересы; третий ранг — структура, состоящая из непосредственно взаимодействующих друг с другом личностей и групп, отстаивающих свои интересы в совокупности с интересами больших социальных групп; высший ранг — госструктуры, выступающие от имени закона и защищающие государственные интересы.

В ситуации конфронтации оппоненты стремятся повысить каждый свой ранг и понизить ранг соперника.

Статус и ранг, как правило, определяются ресурсным потенциалом.

Внутренние (собственные) ресурсы и внешние ресурсы (ресурсы возможных союзников) складываются из потенциала социальных субъектов:

— личностного (интеллект, физические и морально-волевые качества и др.);

— социального (состав, сплоченность, статус и др.);

— финансового;

— экономического;

— материального (обеспеченность всем необходимым для жизнедеятельности);

— политического (властного, административного) и легитимности власти в глазах населения или отдельных социальных групп;

— организационного (организация, информация, дисциплина) и др.

Кроме того, внутренний и внешний потенциал ресурсов определяется природными компонентами: географическими, климатическими, экологическими, геомагнитными и др.

Для приведения внутренних и внешних ресурсов в действие необходимы мотивация и политическая воля социальных субъектов.

Э. Тоффлер, американский философ, социолог, футуролог, выделял согласно западным стандартам три важных источника силы социальных субъектов, в частности, актуальных в ситуации социального конфликта: насилие, богатство и знание. По мнению ученого, эти знание, насилие и богатство, а также взаимоотношения между ними определяют силу общества.

Ученый квалифицирует силу как способность к эффективному действию и противодействию.

По мнению автора, ее мощь зависит от взаимоотношений с конфликтующей стороной и проявляется во взаимодействии социальных групп. Действия и противодействия являются свойствами силы: они констатируют силу в действии [4].

Насилие — отрицательное социально-психологическое явление, которое используется нередко и в позитивном контексте.

Сущность силового подавления, или метода насилия, состоит в принудительном навязывании своей позиции сильной стороной. Любой ценой она стремится привлечь слабую сторону к принятию ее точки зрения.

Для эффективного использования этой тактики определяющими предпосылками являются следующие:

— решающий перевес одной из сторон в имеющихся ресурсах;

— чрезвычайные ситуации, требующие решительных действий;

— необходимость принятия непопулярного негативно оцениваемого решения;

— правомерность действий сильной стороны, связанных с обеспечением безопасности общества и государства;

— проявления делинквентного и девиантного поведения граждан и др.

Силовая тактика также оправдывается:

— при ограниченной возможности привлечения воспитательных средств или их неэффективности;

— необходимости беспрекословного подчинения социальных субъектов;

— использовании силового потенциала «механизма сдержек и противовесов».

Ресурсное обеспечение социального конфликта связано также с такими его показателями, как интенсивность, острота столкновения и формы противоборства.

Интенсивность противоборства зависит от его социальной важности и энергии, вкладываемой противниками в конфликтное взаимодействие.

Острота конфликта оценивается как высокая или низкая интенсивность социальных столкновений в определенный промежуток времени, а также количественный и качествен-

ный расход психологических, материальных и иных ресурсов.

Столкновение может протекать в разных формах — цивилизованных (ненасильственных) или нецивилизованных (насильственных), что зависит от ряда факторов: преследуемых оппонентами целей, выбранных механизмов и технологий их реализации как организационных способов решения конфликтных проблем. В любом случае насилие, как правило, всегда порождает насилие.

Социальные конфликты в различных сферах общественной жизни могут протекать в форме внутри институциональных и организационных норм и процедур: дискуссий, запросов, принятия деклараций, законов и т. п.

Наиболее яркой формой выражения конфликта являются массовые действия, мобилизующие общественное мнение в поддержку своих требований и программ, в акциях социального протеста.

Массовый протест как активная форма конфликтного поведения может выражаться в организованных и стихийных, прямых или косвенных, насильственных или ненасильственных формах.

Формами выражения протеста могут быть митинги, демонстрации, пикетирования, кампании гражданского неповиновения, забастовки, голодовки, прогулы и т. д. Организаторы социального протеста должны сознавать, какие конкретные задачи можно решить с помощью той или иной акции и на какую общественную поддержку они могут рассчитывать.

Таким образом, характеристики сторон противоборства выражаются в их силе (статусе, ранге), ресурсном обеспечении, интенсивности, остроте и форме столкновения. Анализ, диагностика и учет названных параметров составляют необходимые условия эффективного управления столкновениями социальных субъектов. Вместе с тем степень участия, мера влияния, значение и роль основных и неосновных сторон противостояния не могут оцениваться однозначно, так как в конфликтных взаимоотношениях много ситуативного и непредсказуемого.

Список литературы:

1. Кильмашкина Т. Н.Теоретико-методологи-ческие подходы управления социальными конфликтами // Труды Академии управления МВД России. 2012. № 4 (24).

2. Кильмашкина Т. Н. Устранение причин социального конфликта как лучший способ его предупреждения // Труды Академии управления МВД России. 2015. № 2 (34).

4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кильмашкина Т. Н. Разрешение социального конфликта как элемент управления им // Труды Академии управления МВД России. 2016. № 1 (37).

Тоффлер Э. Метаморфозы власти. Знание, богатство и сила на пороге XXI века. М., 2000.

E-mail: [email protected]

3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.