Научная статья на тему 'Анализ репрезентации и функционирования концепта 'отрицание' в научно-техническом тексте'

Анализ репрезентации и функционирования концепта 'отрицание' в научно-техническом тексте Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
294
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕКСТ / КОНЦЕПТ / РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ / ИМПЛИЦИТНОЕ ОТРИЦАНИЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кофман Елена Павловна

Статья посвящена анализу вербальных средств, репрезентирующих отрицание в научно-технических текстах. Отрицание рассматривается как когнитивный и языковой феномен, принципиально значимый для человеческого мышления и коммуникации. Представлены особенности функционирования концепта 'отрицание', проанализированы его прототипы и средства выражения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ репрезентации и функционирования концепта 'отрицание' в научно-техническом тексте»

Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 33 (248).

Филология. Искусствоведение. Вып. 60. С. 78-80.

Е. П. Кофман

АНАЛИЗ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОНЦЕПТА ‘ОТРИЦАНИЕ’ В НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОМ ТЕКСТЕ

Статья посвящена анализу вербальных средств, репрезентирующих отрицание в научно-технических текстах. Отрицание рассматривается как когнитивный и языковой феномен, принципиально значимый для человеческого мышления и коммуникации. Представлены особенности функционирования концепта ‘отрицание’, проанализированы его прототипы и средства выражения.

Ключевые слова: научно-технический текст, концепт, репрезентация, имплицитное отрицание.

Научно-технический текст, как и проблемы профессиональной коммуникации научного сообщества в целом, вызывает неослабевающий интерес у исследователей. Это обусловлено прежде всего тем, что прогресс человечества невозможен без усовершенствования и развития уже имеющихся технологий и новых открытий, меняющих наше представление о действительности. Цель научной коммуникации связана с ориентацией на получение нового знания в эксплицитном виде. Традиционно научный текст, в котором фиксируется фрагмент научной деятельности, рассматривается как единица коммуникации, осуществляемой на специальном подъязыке (ЬБР). Он представляет собой функциональную разновидность естественного языка, в которой аккумулировано и сохранено специальное знание, и обеспечивает адекватное и эффективное общение специалистов в определенной предметной области.

К стилистическим особенностям научно-технического текста относятся объективность, обобщенность, логичность, доказательность, четкость изложения, однозначность, нейтральность и отсутствие экспрессивности. Неотъемлемыми характеристиками являются целостность и когерентность. Первая трактуется как совокупное единство событийной и логической базы, языковой структуры и коммуникативной организации текста, она позволяет рассматривать текст как системно-структурное образование. Когерентность — это пространственно-временная, причинно-следственная и ассоциативная связь элементов текста на уровне концептов (явлений, событий, процессов, фактов). Она проявляется в структуре знания, которая опосредована языковой системой в виде связей и отношений между элементами текста на поверхностном уровне.

Таким образом, с когнитивной точки зрения научно-технический текст представляет собой

фрагмент специального знания в определенной предметной области. С точки зрения языка в научно-техническом тексте научное знание находит свое выражение с помощью языковых категорий и языковых средств. В научно-техническом тексте как в когнитивном пространстве объединены разнообразные концепты и категории, связанные между собой сетью отношений. Они служат средством формирования информационной ценности текста и образуют план содержания, т. е. его глубинную структуру.

Под концептом понимается единица осмысленного (осознанного) знания о предметах или событиях, их отдельных свойствах, характеристиках, взаимосвязях с другими предметами и событиями, которой человек оперирует в процессе речемыслительной деятельности. Концепты репрезентируются на разных языковых уровнях и образуют концептуальную систему человека. Концептуальная система человека и концептосфе-ра языка включают в себя знания самого разного формата с точки зрения их структуры и содержания. Формат знания — это определенная форма представления знания на мыслительном (концептуальном) или языковом уровнях.

План выражения, т. е. поверхностная структура научно-технического текста, манифестируется в естественном языке, поэтому языковое знание является неотъемлемой частью общей концептуальной системы человека.

Рассматриваемая категория отрицания, принадлежит одновременно человеческому сознанию и языку, она играет весьма важную роль в познавательной деятельности человека. Сущность концепта ‘отрицания’ определяется как выражение при помощи лексических, фразеологических, синтаксических и других средств языка того, что связь, устанавливаемая между элементами высказывания, реально не существует (мыслится в речи как реально

не существующая) [1. С. 302-303]. Специфика формирования и организации отрицания заключается в том, что оно объединяет определенные языковые средства на основе общности их концептуальной (интерпретирующей) функции.

Интерпретирующая функция отрицания предполагает его зависимость от положительного знания. Причем такое положительное знание должно быть стереотипным. Необходимо отметить, что отрицание указывает на отсутствие объекта или явления, обладающего некоторой значимостью для конкретной ситуации или несоответствие определенного признака ранее установленному для этой ситуации. Поэтому среди особенностей отрицания Н. Н. Болдырев выделяет его способность профилировать «отсутствие чего-либо на фоне определенного стереотипного знания» [2. С. 17]. Например, в предложении: Technical production of aluminium did not occur until the work of St. Claire-Deville, a French schoolteacher, in 1854 [5. P. 15] констатируется факт, что промышленное производство алюминия существует с 1854 г. Следовательно, до этого момента процесс был неизвестен и отсутствовал. Таким образом, для представления той или иной ситуации в языке человек должен привлечь все знания об этой ситуации, т. е. соответствующий фрейм, и выделить отсутствующий элемент с помощью механизма профилирования, тем самым добиваясь нужного смысла.

Для выражения отрицания могут использоваться грамматические, лексические, фразеологические и другие средства. Именно для грамматических средств (отрицательные частицы, отрицательные аффиксы и др.), отражающих онтологию языка [2. С. 9-10], выражение отрицания является основной функцией. Для лексических средств (отрицательные наречия, отрицательные местоимения и др.) выражение отрицания является не единственной и не ключевой функцией, что позволяет говорить о разнородности средств выражения отрицания, о центральности одних, для которых выражение отрицания является ключевым, и периферийности других, выражение отрицания для которых является не единственной и не основной функцией.

В результате анализа научно-технического текста [5] были выявлены некоторые особенности функционирования категории отрицания. Система языковых средств выражения отрицания включает эксплицитные и имплицитные средства. К эксплицитным средствам относятся формальные средства: отрицательные частицы,

аффиксы, местоимения, наречия. Среди имплицитных средств выражения концепта ‘отрицание’ выделяют слова отрицательной семантики, сослагательное наклонение, риторический вопрос и повтор. При этом риторический вопрос и повтор имеют экспрессивную окрашенность. Прототипическим средством выражения отрицания в английском языке следует считать частицы ‘not с глаголом и ‘no’ с существительным: Additives should not increase the metal solubility in the electrolyte since this causes a lowering in the current efficiency. Since no uniform standards exist, data is not available for all blocks.

К прототипическим средствам относятся и отрицательные аффиксы: a) non-ferrous (metal), non-toxic, non-consumable (anode); b) unlikely, unfortunately, uneconomic, unstable, unwanted, unacceptable; c) insufficient, impurities; d) disadvantages; e) antifriction (characteristic); f) seamless, harmless.

Внимания заслуживает префикс ‘non-’, так как он наглядно иллюстрирует функцию отрицания категоризировать и структурировать окружающий мир. Так, в русском языке все металлы делятся на две группы: черные и цветные. Оба понятия не имеют отрицания в своей структуре. В английском языке цветные металлы исключаются из класса металлов, содержащих железо, причем для этого используется интерпретирующая функция отрицания. В словаре дается следующее определение префикса ‘non-: in adjectives and nouns shows a negative [3]. А ‘non-ferrous’ имеет дефиницию: 1. (of a metal) containing no iron, 2. noting or pertaining to metals other than iron or steel [4].

Отрицательные наречия ‘never’, ‘nowhere’: Because of its chemical reactivity, aluminium is never found in nature as an element.

Еще одним эксплицитным средством выражения отрицания является союз ‘neither ... nor’: Neither petroleum coke nor the carbon arising from the decomposition of the coal tar pitch are of similar structure to the forms of carbon we are familiar with when doing experiments in a laboratory.

Имплицитное отрицание выражается словами отрицательной семантики: Some smelters evaluating modified baths failed to account for these (lithium and/or magnesium electrolytes). Because these (polymers) lack ductility ... the degree of substitution is restricted.

Поскольку стиль научно-технического текста характеризуется отсутствием эмоциональности, в тексте не было выявлено экспрессивных средств выражения отрицания.

В заключение следует отметить, что отрицание играет значительную роль в расширении познания, категоризации и структурировании научного знания, репрезентируемого средствами естественного языка. Вследствие стилевых особенностей научно-технического текста языковые средства, используемые в нем, отличаются от арсенала языковых средств выражения отрицания в художественном тексте. Значимо то, что с помощью отрицания в научно-техническом тексте исключаются ситуации, не совпадающие со стереотипным знанием.

Список литературы

1. Ахманова, О. С. Словарь лингвистических терминов. М. : Сов. энцикл., 1966.

2. Болдырев, Н. Н. Языковые категории как формат знания // Вопр. когнитив. лингвистики. 2006. № 2. С. 5-22.

3. Longman Dictionary of Contemporary English. Third Edition L. : Longman, 2001.

4. Webster’s Encyclopedic Unabridged Dictionary. New York : Gramercy Books, 1996.

5. Welch, Barry. Aluminium Smelter Technology: Theory and Practice. Auckland : University of Auckland, 2001.

Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 33 (248). Филология. Искусствоведение. Вып. 60. С. 80-82.

Г. В. Кубиц

СТРАТЕГИЯ РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ АДВОКАТА В СУДЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

В статье рассматриваются средства речевого воздействия адвоката на жюри присяжных, а также способы структурирования и произнесения судебной речи.

Ключевые слова: стратегия речевого воздействия, речь адвоката, судебная речь.

Проблема речевого воздействия судебной речи остается главным направлением в курсе юридической риторики. Мы остановимся на особенностях речевого воздействия адвоката, так как в суде присяжных данную функцию может выполнить только достаточно квалифицированный специалист.

В юридической практике с большей или меньшей интенсивностью проявляются когнитивнокоммуникативные стороны деятельности, успех которой в большинстве случаев зависит от умелого установления психологического контакта с людьми, от правильного подхода к индивиду как к личности. Сформировавшаяся у юриста (в нашем случае — адвоката) направленность на человека способствует успеху общения, выбору наиболее соответствующих особенностям другого человека способов взаимодействия с ним. При этом в направленности проявляется отношение, которое порождает в личности каждого ориентацию на положительные качества в другом человеке, эта направленность способствует раскрытию личностного потенциала коммуниканта. В этом заключается особенность судебного ораторского искусства. Суть же судебного ораторского искусства проявляется в приемах

построения и произнесении убедительной судебной речи и ее воздействии на суд.

И. А. Стернин определяет речевое воздействие как воздействие на человека при помощи речи с целью побудить его сознательно принять точку зрения другого человека, сознательно принять решение о каком-либо действии, передаче информации и т. д. [5. С. 38]. Защитительная речь — это публичное высказывание особого стиля, сделанное адвокатом-защитником в судебных прениях по поводу предъявленного обвинения, с целью убедить суд в истинности данной им оценки обстоятельств дела и собранных доказательств. Речевое воздействие защитительной речи адвоката на суд и аудиторию определяется нами как влияние на сознание адресатов. Воздействие может быть прямым, косвенным и скрытым. Прямое и косвенное воздействие осуществляется адвокатом сознательно, открыто; такое воздействие происходит при помощи риторических тропов и фигур, употребления других языковых средств, что побуждает к действию аудиторию и суд присяжных. Скрытое же воздействие на психологическом уровне воспринимается отправителем, но не осознается получателем [2. С. 123].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.