Научная статья на тему 'АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ В ЭКОНОМИКЕ'

АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ В ЭКОНОМИКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
517
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОНЯТИЕ РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ / ФАКТОРЫ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ / ПОКАЗАТЕЛИ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ / ОПЫТ ДРУГИХ СТРАН / РОЛЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ В ЭКОНОМИКЕ / THE CONCEPT OF PROFITABILITY / PROFITABILITY FACTORS / PROFITABILITY INDICATORS / EXPERIENCE OF OTHER COUNTRIES / THE ROLE OF PROFITABILITY INDICATORS IN THE ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Агафонова И.А.

В статье рассматриваются показатели рентабельности. Анализируется факторы, влияющие на рентабельности, а также показатели повышения рентабельности предприятия. Рассматривается один из методов анализ рентабельности США и других стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF PROFITABILITY IN THE ECONOMY

The article discusses profitability indicators. The factors affecting the profitability are analyzed, as well as indicators of increasing the profitability of the enterprise. One of the methods for analyzing the profitability of the United States and other countries is considered.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ В ЭКОНОМИКЕ»

УДК 330

Агафонова И. А. студент 3 курс, факультет Экономической безопасности Институт экономики и бизнеса Ульяновский государственный университет

Россия, г. Ульяновск Научный руководитель: Киселёва О. В. к.э.н

доцент кафедры ЭАиГУ АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ В ЭКОНОМИКЕ Аннотация: В статье рассматриваются показатели рентабельности. Анализируется факторы, влияющие на рентабельности, а также показатели повышения рентабельности предприятия. Рассматривается один из методов анализ рентабельности США и других стран.

Ключевые слова: Понятие рентабельность, факторы рентабельности, показатели рентабельности, опыт других стран, роль показателей рентабельности в экономике.

Agafonova I. A. student

3rd year, Faculty of Economic Security Institute of Economics and Business Ulyanovsk State University Russia, Ulyanovsk Scientific adviser: Kiseleva O. V. Ph.D., Associate Professor of the Department ANALYSIS OF PROFITABILITY IN THE ECONOMY.

Abstract: The article discusses profitability indicators. The factors affecting the profitability are analyzed, as well as indicators of increasing the profitability of the enterprise. One of the methods for analyzing the profitability of the United States and other countries is considered.

Keywords: The concept of profitability, profitability factors, profitability indicators, the experience of other countries, the role of profitability indicators in the economy.

В условиях рыночной экономики центр экономической деятельности должен находиться в основном звене всей экономики - на предприятии. Именно здесь производится нужная обществу продукция. Значительная часть государственного бюджета формируется за счёт финансовых поступлений от промышленных предприятий. Как известно, основной целью любого коммерческого предприятия считает получение прибыли. Однако значения показателя прибыли недостаточно для того, чтобы сформировать мнение об эффективной деятельности того или иного предприятия. Это связано с тем, что данный показатель являются абсолютной характеристикой деятельности предприятия, и её правильная интерпретация по оценке

результативности может быть осуществлена лишь во взаимосвязи с другими показателями, отражающими вложенные в предприятие средства. Поэтому для характеристики эффективности работы предприятия в целом, доходности различных направлений деятельности в экономическом анализе рассчитывают показатели рентабельности.

Сопоставление эффективности функционирования предприятий различных масштабов, а также анализ эффективности работы отдельных предприятий во времени производится обычно не в абсолютном, а в относительном измерении. Используемые при этом показатели рассчитываются как отношение результата деятельности к соответствующим затратам.

В тех случаях, когда при расчёте показателей экономической эффективности в качестве результата берется прибыль, полученные таким образом показатели называются показателями рентабельности.

Рентабельность-это показатель экономической эффективности производства на всех уровнях-от предприятия до общественного производства в целом, отражающий результаты всех сторон и видов производственно-хозяйственной деятельности предприятия.[ 6,C. 186]

Рентабельность (от нем. Rentabel - доходный, прибыльный), показатель экономической эффективности производства на предприятиях. Комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов. [1,C. 48]

Рентабельным считается предприятие, которое приносит прибыль. Можно привести еще одно понятие рентабельности: рентабельность -показатель, представляющий собой отношение прибыли к сумме затрат на производство, денежным вложениям в организацию коммерческих операций или сумме имущества фирмы используемого для организации своей деятельности . Она рассчитывается путём сопоставления валового дохода или прибыли с затратами или используемыми ресурсами.[2, C. 652]

В широком смысле рентабельность означает прибыльность, доходность. Предприятие считается рентабельным, если результаты от реализации продукции (работ, услуг) кроме того образуют сумму прибыли, достаточную для нормального функционирования предприятия. Экономическая сущность рентабельности может быть раскрыта только через характеристику системы показателей, поэтому показатели рентабельности имеют огромное значение для определения прибыльности, доходности. Общая задача - определение суммы прибыли с одного рубля вложенного капитала. И поскольку это относительные показатели, они практически не подвержены влиянию инфляции. Показатели рентабельности позволяют оценить, какую прибыль имеет субъект хозяйствования с каждого рубля средств, вложенных в активы.[4, C. 451-452]

Различают рентабельность производства и рентабельность продукции. Рентабельность производства (рпр) -важнейший экономический показатель, характеризующий эффективность производственной деятельности

предприятия в целом и представляющий собой отношение общей, или балансовой, прибыли (П) к среднегодовой стоимости основных производственных фондов (ОФ) и нормируемых оборотных средств (ОС) (денежные средства в расчетах при этом не учитываются):

Рпр=[П/ОФ+ОС)]*100% , (1.1)

Чем выше значение этого показателя, тем лучше (рентабельнее) работает хозяйствующий объект.

Повышению рентабельности способствуют увеличение суммы прибыли за счёт роста объёмов производства и реализации продукции, снижения её себестоимости, улучшения использования машин и оборудования, экономичного расходования сырья и материалов, а также сокращение потерь и простоев, повышение производительности труда.

В условиях инфляции большое влияние на рентабельность производства оказывает рост цен на продукцию. Искусственное повышение рентабельности создаёт видимость улучшения работы даже при её реальном ухудшении, наносит ущерб обществу, а в конечном счёте, и предприятию, благополучие которого рождается на нездоровой основе и не может быть поэтому устойчивым.[3, С. 123]

В мировой практике показателем, близким по содержанию к рентабельности производства, является норма прибыли на вложенный капитал, рассчитываемая как отношение прибыли фирмы к совокупности всех средств (капитала),т.е. активов (А):

Р=П/А, (1.2.).

Уровень и динамика этого показателя являются главными объектами внимания администрации фирмы, так как рентабельность совокупного капитала аккумулирует в себе структуру и движение всех видов производственных и финансовых ресурсов фирмы, а также соответствие рыночном спросу выпускаемой продукции или выполняемых услуг. Наряду с этим общим показателем могут быть рассчитаны частные по отношению к общей норме прибыли показатели рентабельности. Так, например, для собственников предприятия важен уровень рентабельности собственного капитала, рассчитываемый как отношение чистой прибыли к величине собственного капитала. Рентабельность собственного капитала сравнивается с возможностями получения дохода от вложения этих средств в другие производства или ценные бумаги. Кстати, этот показатель служит важным критерием при оценке акций предприятия на фондовой бирже.

Норма прибыли на вложенный капитал может быть выражена и через два других важнейших показателя эффективности:

р=ПУА=(д/А)*(ПУО), (1.3),

где р/А-капиталоотдача или оборачиваемость,

производительность капитала ^-объём продаж предприятия);

П/р- доля прибыли в общем объёме продаж предприятия.

Такой метод расчёта рентабельности позволяет более точно определить влияние на общую рентабельность различных факторов. В частности, из приведенной формулы видно, что значительная доля прибыли в объёме продаж (П/р) не обязательно означает высокую рентабельность активов (р). Это возможность лишь при условии высокой скорости оборачиваемости активов, их производительности (О/Л).

Показатель рентабельности продукции рассчитывается как отношение прибыли к себестоимости продукции^):

Рпрод=(П/7)*100%, (1.4).

Он исчисляется по отдельным изделиям и их подгруппам, а также по всей продукции предприятия.

Рентабельными должны быть все виды продукции предприятия, только по новым, впервые осваиваемым изделиям можно на первых порах мириться с отсутствием прибыли. Длительная же убыточностью или низкая рентабельность отдельных изделий требует специального анализа, выявления причин такого положения, определения и осуществления мер по их устранению.

При характеристике рентабельности продукции, её уровня и динамики следует четко разграничивать влияние принципиально различных факторов -снижения себестоимости и изменения цен на продукцию.

В условиях либерализации в России многие предприятия добились значительного повышения рентабельности продукции не за счёт снижения ее себестоимости, а за счёт роста цен. При этом создаётся видимость повышения эффективности производства, которого в действительности нет.

При монопольном положении многих предприятий-производителей, позволяющем им произвольно устанавливать цены, и при практическом полном отсутствии конкуренции как фактора, противодействующего росту цен, определенное регулирование цен должно осуществлять государство. Пока это реально делается лишь в отношении предприятий-монополистов, занесенных в ведущийся для этой цели государственный реестр (перечень). Для таких предприятий устанавливается дифференцированная по отраслям предприятия предельная рентабельность. Введение штрафных санкций повышает экономическую ответственность предприятий-изготовителей монопольной продукции и практически исключает (при жестком государственном контроле) возможность получения выгоды от превышения предельного уровня рентабельность.^ С.165]

В США и в некоторых других странах применяется своеобразный метод анализа рентабельности, именуемый методом денежного потока (кэш флоу). Он основан на том, что в числителе формулы рентабельности берется прибыль плюс амортизационные отчисления. Это связано с тем, что в странах с развитой рыночной экономикой разрешены и используются методы так называемой ускоренной амортизации, вследствие которой сумма списания основного капитала, включаемая в издержки производства, может резко колебаться. Из-за завышения суммы амортизационных отчислений растет себестоимость и снижается прибыль, и наоборот, при недостаточном списании основных средств (к концу срока функционирования амортизируемых объектов) происходят занижение себестоимости и завышение прибыли. Поэтому анализ рентабельности и ее динамики, основанный на использовании абсолютной суммы прибыли, вряд ли приведет к правильным выводам.

Показатель рентабельности, основанный на методе кэш флоу, не позволяет судить о рентабельности за какой-то определенный период, однако при рассмотрении в динамике за несколько лет подряд он весьма точно характеризует тенденции прибыли и рентабельности, отражает существенные и даже малозаметные сдвиги в этих важнейших показателях. Таким образом, обзорный и факторный анализ финансовых результатов позволяет предвидеть опасность банкротства и является основой для разработки мер, направленных на повышение доходности и укрепление финансового состояния предприятия.

Рассмотрим данные рентабельности организаций в России таблица1:

Таблица! .Рентабельность организаций

2003 2005 2014 2015

Рентабе льность проданн ых товаров, продукц ий(работ Рентабе льность активов Рентабе льность проданн ых товаров, продукц ий(работ Рентабе льность активов Рентабе льность проданн ых товаров, продукц ий(работ Рентабе льность активов Рентабе льность проданн ых товаров, продукц ий(работ Рентабе льность активов

Всего в экономике 10,2 5,9 13,5 8,8 7,3 2,5 9,3 5

Сельское хозяйство,охота и 2,6 0 6,7 2,8 17,4 4,9 21,3 7,4

Рыболовство -3,3 -16,2 5,2 0,1 28,6 0,3 59,4 25,3

Добыча полезных 19,2 7,6 35,6 12,9 19,2 12,1 26,8 12,7

Добыча топливно-энергетических полезных 18,4 7,4 34,7 12,3 17,4 12,9 24,4 13,2

Добыча полезных ископаемых,кроме топливно- 23,8 9,7 42,8 18,5 35,1 8,1 46,9 9,3

Обрабатывающие производства 12,4 7,3 15,3 11,9 9,9 2,9 12,4 4,7

производство пищевых продуктов, включая 8,2 6,4 7,9 6,3 9,1 3 10,7 7

текстильное и швейное 1,4 -1,6 2,7 1 8,9 0,9 12,5 7,1

производство кожи, изделий из кожи и 2,8 1,9 5 2,7 4,6 -4,8 7,3 2,8

обработка древесины и производство изделий из дерева целлюлозно-бумажноепроизвод 5,6 1 4,2 2,7 12,2 -5,5 12,3 -0,7

производства кокса и нефтепродуктов 10,4 8,3 11,2 9,5 10,2 -0,1 33 10,1

химическое 15,5 6,5 21,4 18,9 8,3 7 6,5 3

производство резиновых и пластмассовых изделий 10,2 5,3 19,3 13,9 21 -1 33 10,1

производство прочих неметаллических 5,9 2,2 4,6 5,9 6,2 -0,3 7,7 3,9

металлургическое производство и производство готовых 10,5 6,8 12,3 8,9 8,2 -1,1 8 -0,7

из них металлургическое 26,5 17,2 30,1 21,9 18,8 1,7 24,8 9,1

производство машин и 5,8 1,5 8,2 6,1 6,2 -0,3 8,2 2,3

производство электрооборудован ия, электронного и оптического 8,3 4,3 8,4 6,2 9,9 4,4 11,9 7

производство транспортных 9,8 3,1 6,9 1,6 4,3 -0,7 6,1 -0,3

из него:

производство автомобилей, 6,1 1,9 4,1 1,2 -0,2 -3,7 1,7 -5,7

производство судов,летательных и космических аппаратов и прочих 14,4 4 11,9 1,8 10,8 0,6 15,3 1,6

Производство и распределение 6,4 2,2 5,3 2,7 3,7 0,2 5,5 1,8

Строительство 5,7 4,2 3,9 3,2 3,4 -0,9 5,4 1,9

Оптовая и розничная торговля;ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, 8,9 7 9,7 8,4 6,1 3,2 7,1 6,5

из них:

торговая автотранспортными средствами и мотоциклами, их -0,7 -10,1 4,3 12,2 1,5 4,7 3,2 9,5

оптовая торговля, включая торговлю через агентов,кроме 11,3 7,7 11,4 8,4 8,1 3 9,8 6,4

розничнаяторговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами,ремо нт бытовых изделий 2,9 4,2 4,4 6,3 1,9 4,1 1,4 6

Гостиницы и рестараны 9 5,8 11,6 9,3 4,4 -4,1 5,8 -9,4

Транспорт и свять 15,3 6 14,4 5,7 8,4 4,4 -4,1 5,8

из них связь 35,8 14,6 33,6 12,3 20,8 4,7 21,4 5,5

Финансовая 1 30,2 5,8 15,3 1,5 -2,8 0,5 3,1

Операции с недвижимым 5,4 3,2 10,9 7,6 10,7 0,1 9,7 1,5

имуществом,аренда

из них:

управление эксплуатацией -17 -1,4 -1 -1,4 0,1 -0,1

науные исследования и 4,9 6 9,1 4,2 6,6 1,9 9,2 3,3

Государственное

упраление и обеспечение 14,1 1,2 1,9 1,7 10,3 0,3 11,7 1,7

военной

Образование 4,7 4,3 4,3 5,2 2,3 1,1 6,2 4,9

Здравохранение и предоставление 4,1 2,1 3,4 2,5 6,2 2,1 7,6 3,6

социальных услуг

Предоставление прочих 0,4 2,8 5,7 5,8 -2,1 1,8 -8,4 1,8

коммунальных,соци

Роль и значение показателя рентабельности заключатся в следующем:

1)Показатель рентабельности является одним из основных критериев оценки эффективности работы предприятия;

2)Повышение рентабельности характеризует цель предприятия любой отрасли в рыночной экономике;

3)рентабельность - результативный, качественный показатель деятельности предприятия;

4)Рост рентабельности способствует повышению финансовой устойчивости предприятия;

5)Увеличение рентабельности обеспечивает победу предприятия в конкурентной борьбе и способствует выживанию предприятия в рыночной экономике;

6)рентабельность имеет важное значение для собственников (акционеров и учредителей), так как при её увеличении возрастает интерес к данному предприятию, растёт цена акции;

7)Кредиторов и заёмщиков денежных средств уровень рентабельности интересует с точки зрения реальности получения процентов по обязательствам, снижения риска невозврата заёмных средств, платёжеспособности предприятия;

8)Динамика рентабельности предприятия изучается налоговыми службами, фондовыми биржами, министерствами;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9)Для предпринимателей показатель рентабельности характеризует привлекательность бизнеса в данной сфере.

Используемые источники:

1.Абрютина М.С. Анализ финансово-экономической деятельности предприятий. Учебно-практическое пособие. Под.ред. М.С.Абрютина. А.В. Грачева - 3-е изд., исправ. - М.: Дело и Сервис, 2006. - 272 с.

2. Грузинов В. П. Экономика пред

приятия (предпринимательская): Учебник для вузов. - 2.е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2002. - 795 с.

3. Калашников С.С. Как повысить рентабельность. - М.: Политиздат, 2006. -323 с.

4.Пиндайк Р.С. Микроэкономика: пер. с англ. / Р.С.Пиндайк, Д.Л.Рубинфельд. - М., 2000. - 807с.

5. Савицкая Г.В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности: Краткий курс. - 2-е изд., испр. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 303 с. - (Серия «Высшее образование»)

6.Финансовый анализ(в составе комплексного экономического анализа) :учебное пособие/ О.В. Кисеелева, Ф.С. Макеева.- Ульяновск: УлГУ,2015.-264 с.

7.Экономика. Михайлушкин А.И., Шимко П.Д. М.: Высшая школа, 2000. — 399 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.