Научная статья на тему 'АНАЛИЗ РЕЛИГИОЗНОЙ МЫСЛИ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО НА ОСНОВЕ НИГИЛИСТИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ'

АНАЛИЗ РЕЛИГИОЗНОЙ МЫСЛИ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО НА ОСНОВЕ НИГИЛИСТИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ф.М. Достоевский / нигилизм / религиозная мысль / Православие / F.M. Dostoevsky / nihilism / religious thought / Orthodoxy

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ли Синь

Статья посвящена исследованию религиозной темы в произведениях Ф.М. Достоевского. Основная задача исследования – интерпретировать взгляд Достоевского на религию в рамках нигилистического видения, а не в рамках традиционной религии. Русская литература находится под сильным влиянием православной христианской мысли и имеет прочную религиозную основу. Автор показывает, что Владимир Соловьев, как один из представителей теологии религии, не только соединил религиозную мысль с литературой, но и использовал православие в качестве методологического подхода к богословской интерпретации произведений Ф. Достоевского. В данной статье автор стремится преодолеть ортодоксальную интерпретацию произведений Достоевского и по-новому осмыслить его религиозную мысль, используя в качестве исследовательской теории нигилизм в современной интерпретации. В статье делается вывод о том, что нигилизм не является негативной, человеконенавистнической идеологической установкой и что нигилизм в творчестве Достоевского отражает авторское осмысление мира и человеческой природы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYZING F.M. DOSTOEVSKY’S RELIGIOUS THOUGHT FROM A NIHILISTIC PERSPECTIVE

The paper studies religion in Dostoevsky’s works. The main task of the study is to interpret Dostoevsky’s view of religion within the framework of a nihilistic vision rather than within the framework of traditional religion. Russian literature is strongly influenced by Orthodox Christian thought and has a strong religious basis. The author shows that Vladimir Soloviev, as one of the representatives of the theology of religion, not only connected religious thought with literature, but also used Orthodoxy as a methodological approach to the theological interpretation of Dostoevsky’s works. The author seeks to overcome the orthodox interpretation of Dostoevsky’s works and reinterpret Dostoevsky’s religious thought using nihilism in modern theory as a research theory. The paper concludes that nihilism is not a negative, misanthropic ideological attitude and that nihilism in Dostoevsky’s works reflects the writer’s understanding of the world and human nature.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ РЕЛИГИОЗНОЙ МЫСЛИ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО НА ОСНОВЕ НИГИЛИСТИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ»

Итак, в афористических единицах МК отражаются такие культурно-национальные ценности, как патриотизм, честность, гостеприимство, уважительное отношение, свободолюбие, а в дневнике КЧ - качества характера русского народа: свободолюбие, широта русской души, честность, добродушие, толерантность и т. д.

Перечислим лингвокультурологические и семантические признаки афористических выражений из дневников КЧ и МК: во-первых, эти выражения отражают культурные ценности народа. Во-вторых, присутствие эмоционального резонанса, который позволяет лучше понять позицию художника слова, т.е. это небольшие высказывания с глубоким смыслом. В-третьих, выражения обладают авторитетностью, потому что в них содержится многолетний опыт народа. В-четвертых, эти единицы легко усваиваются читателем. В-пятых, авторство. Такие выражения сочиняются известными личностями, широко используются, пройдя испытание временем [9].

Таким образом, значения многих афоризмов, использованных в дневниках КЧ и МК, мы попытались объяснить культурными факторами. Эти высказывания нами понимается как небольшое литературное творчество, а не как репродуцируемые единицы. Они в дневнике употреблены для выражения и репрезентации многозначных смыслов. С помощью данных высказываний речь писателей становится более точной, содержательной, красочной, экспрессивной. Языковые афористические единицы, использованные в дневниках КЧ и МК, не только украшают речь, но делают ее более убедительной. Выявлены также лингвокультурологи-

Библиографический список

ческие и экспрессивные признаки изучаемых выражений - это авторитетность, запоминаемость, авторство, наличие /присутствие культурной ценности и эмоционального резонанса. Благодаря использованию афористических выражений МК и КЧ более экспрессивно выражают пожелания напутствия, наставления, делают комплимент или дают негативную оценку. Определение и изучение особенностей национальной языковой личности с помощью исследования афористического запаса делает возможным познакомить обучаемого с культурологией других народов [4]. Мы считаем, что выявление лингвистических особенностей оказывает влияние на результативность освоения языка, вызывает заинтересованность для культурного совершенствования обучаемых, воздействует на их стимул. Афористические единицы зарождают в сознании личности ряд мыслей. Ограниченное знакомство с определенными требованиями зарождения какого-нибудь афоризма приводит к тому, что лексическое значение устойчивого выражения трактуется неверно. Для грамотного понимания афористических выражений в произведениях, публицистике, мемуаристике нужно учитывать национально-культурную специфику и знания народа. Лингвокультурологический анализ единиц из дневниковых записей писателей не только способствует выявлению национальных черт русского и башкирского народов, но и расширяет представление о языковой личности авторов. Качества характера, которые определили с помощью авторских афористических единиц, относятся не только к народу, но и становятся личными достоинствами поведения писателей.

1. Маслова В.А. Пингеокультурология: учебное пособие. Москва: Издательский центр «Академия», 2010.

2. Быстрова Е.А. Культуроведческая функция русского языка в системе его преподавания. Обучение русскому языку е школе. Москва: Дрофа, 2004: 131-156.

3. Красных В.В. Основные постулаты и некоторые базовые понятия лингвокультурологии. Русский язык и литература е пространстве мировой культуры: материалы ХШ Конгресса МАПРЯЛ. Санкт-Петербург: МАПРЯЛ, 2015: 303-400.

4. Фаткуллина Ф.Г. Семантика деструктивных глаголов: учебное пособие. Уфа: РИЦ БашГУ 2005.

5. Григорьева А.А. Русский менталитет: сущность и структура (социально-философский анализ). Автореферат диссертации ... кандидата философских наук. Томск, 2008.

6. Википедия - свободная энциклопедия. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/

7. Дневник. 1901-1921 - Корней Чуковский. Available at: https://www.livelib.ru/book/1002744647

8. Каримов И.М., А.М. Каримова. Год без Мустая. Уфа: Издательство «Инеш», 2006.

9. Фаткуллина Ф.Г Сопоставительнаялингвокультурология: учебное пособие. Ф.Г Фаткуллина. Уфа: РИЦ УУНиТ, 2023.

10. Кузбеков Ф.Т. История культуры башкир. Уфа: Китап, 1997.

References

1. Maslova V.A. Lingvokul'turologiya: uchebnoe posobie. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2010.

2. Bystrova E.A. Kul'turovedcheskaya funkciya russkogo yazyka v sisteme ego prepodavaniya. Obuchenie russkomu yazyku v shkole. Moskva: Drofa, 2004: 131-156.

3. Krasnyh V.V. Osnovnye postulaty i nekotorye bazovye ponyatiya lingvokul'turologii. Russkij yazyk i literatura v prostranstve mirovoj kultury: materialy HSh Kongressa MAPRYaL. Sankt-Peterburg: MAPRYaL, 2015: 303-400.

4. Fatkullina F.G. Semantika destruktivnyh glagolov: uchebnoe posobie. Ufa: RIC BashGU, 2005.

5. Grigor'eva A.A. Russkij mentalitet: suschnost'istruktura (social'no-filosofskijanaliz). Avtoreferat dissertacii ... kandidata filosofskih nauk. Tomsk, 2008.

6. Vikipediya - svobodnaya 'enciklopediya. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1% 82_%D0%B1%D0%B0%D1%88%D0%BA%D0%B8%D1%80

7. Dnevnik. 1901-1921 - KornejChukovskij. Available at: https://www.livelib.ru/book/1002744647

8. Karimov I.M., A.M. Karimova. God bez Mustaya. Ufa: Izdatel'stvo «Inesh», 2006.

9. Fatkullina F.G. Sopostavitel'naya lingvokul'turologiya: uchebnoe posobie. F.G. Fatkullina. Ufa: RIC UUNiT, 2023.

10. Kuzbekov F.T. Istoriya kul'tury bashkir. Ufa: Kitap, 1997.

Статья поступила в редакцию 03.02.24

УДК 821.161.1

LiXin, doctoral postgraduate (Philology), Heilongjian University, Nangang District (Harbin, China), E-mail: lixinhlj1014@163.com

ANALYZING F.M. DOSTOEVSKY'S RELIGIOUS THOUGHT FROM A NIHILISTIC PERSPECTIVE. The paper studies religion in Dostoevsky's works. The main task of the study is to interpret Dostoevsky's view of religion within the framework of a nihilistic vision rather than within the framework of traditional religion. Russian literature is strongly influenced by Orthodox Christian thought and has a strong religious basis. The author shows that Vladimir Soloviev, as one of the representatives of the theology of religion, not only connected religious thought with literature, but also used Orthodoxy as a methodological approach to the theological interpretation of Dostoevsky's works. The author seeks to overcome the orthodox interpretation of Dostoevsky's works and reinterpret Dostoevsky's religious thought using nihilism in modern theory as a research theory. The paper concludes that nihilism is not a negative, misanthropic ideological attitude and that nihilism in Dostoevsky's works reflects the writer's understanding of the world and human nature.

Key words: F.M. Dostoevsky, nihilism, religious thought, Orthodoxy

Ли Синь, докторант, Хэйлунцзянский университет, г. Харбин, E-mail: lixinhlj1014@163.com

АНАЛИЗ РЕЛИГИОЗНОЙ МЫСЛИ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО НА ОСНОВЕ НИГИЛИСТИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ

Статья посвящена исследованию религиозной темы в произведениях Ф.М. Достоевского. Основная задача исследования - интерпретировать взгляд Достоевского на религию в рамках нигилистического видения, а не в рамках традиционной религии. Русская литература находится под сильным влиянием православной христианской мысли и имеет прочную религиозную основу. Автор показывает, что Владимир Соловьев, как один из представителей теологии религии, не только соединил религиозную мысль с литературой, но и использовал православие в качестве методологического подхода к богословской интерпретации произведений Ф. Достоевского. В данной статье автор стремится преодолеть ортодоксальную интерпретацию произведений Достоевского и по-новому осмыслить его религиозную мысль, используя в качестве исследовательской теории нигилизм в современной интерпретации. В статье делается вывод о том, что нигилизм не является негативной, человеконенавистнической идеологической установкой и что нигилизм в творчестве Достоевского отражает авторское осмысление мира и человеческой природы.

Ключевые слова: Ф.М. Достоевский, нигилизм, религиозная мысль, Православие

В российском литературоведении принято считать, что произведения Ф.М. Достоевского неизменно несут в себе оттенок покаяния. Ученые пытались объяснить основные идеи его произведений, в центре их теорий стояло христианство. Таким образом, творчество Достоевского находится под покровом святости, его произведения, да и он сам, освящаются. Присутствие большого количества религиозной мысли в творчестве Достоевского может быть проанализировано с точки зрения православной теории, поскольку его произведения отражают религиозное мировоззрение самого писателя. Идеи Достоевского оказали глубокое влияние на мышление русской интеллигенции в XX веке. В первой половине XX века развитие современных теорий поставило под удар традиционный религиозный мир, и религиозные мыслители пытались найти в работах Достоевского ключ к преодолению духовного кризиса на Западе. Николай Бердяев, Анри де Любак, Романо Гуардини, Э. Турнейсен, Карл Барт - все они считали Достоевского великим мыслителем. Благодаря анализу религиозной мысли Достоевского они заложили прочный фундамент и теоретическую базу для разрешения кризиса современного атеизма.

Некоторые представители богословских и литературных кругов убеждены, что религиозная мысль Ф. Достоевского может стать противоядием от современных тревог, которые критики религии спровоцировали в постхристианском мире. Бердяев (1934) открыто заявил, что «европейский гуманизм духовно кончился в Ницше, который был плоть от плоти и кровь от крови гуманизма и жертвой за его грехи. Но раньше Ницше в гениальной диалектике своей о человеке Достоевский раскрыл этот роковой и неотвратимый конец гуманизма, эту гибель человека на пути человекобожества» [1, с. 240].

Приведенная выше цитата демонстрирует, что в произведениях Достоевского не только воплощаются христианские идеи, но и сам писатель постоянно размышляет и рефлексирует, пытается бросить вызов традиционному религиозному миру. Достоевский переосмысливает традиционную христианскую мысль. Например, он изобразил отца Зосиму в «Братьях Карамазовых». Это фигура, ниспровергающая традиционный образ монаха, фигура с нигилистическими наклонностями. Ученые считают Достоевского представителем литературной эстетики именно благодаря ярко выраженному богословскому содержанию создаваемых им образов, однако образ Достоевского бесконечно выходит за стены монастыря и ограничения Русской православной церкви. Поэтому в данной статье мы попытаемся отделить Достоевского от христианской богословской традиции и поместить его религиозную мысль в контекст современного нигилизма.

Актуальность данного исследования обусловлена наличием христианских идей в творчестве Ф.М. Достоевского. Некоторые ученые пытались отделить писателя от христианской богословской традиции и поместить его религиозную мысль в контекст современного нигилизма.

Цель данной статьи - осуществить анализ религиозной мысли Достоевского с нигилистической точки зрения. Материалом для исследования послужили произведения «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского, «Отцы и дети» И.С. Тургенева.

Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

1) выявить религиозные истоки русского православия;

2) подчеркнуть значение православной традиции в русской литературе XIX

века;

3) понять основные идеи нигилизма;

4) интерпретировать религиозный мир Достоевского в рамках нигилистической перспективы.

Научная новизна исследования заключается в рассмотрении связи религиозной мысли и нигилизма в творчестве Ф.М. Достоевского.

Теоретическая значимость работы заключается в расширении роли нигилизма в религиозном мире. Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования помогают продвинуться в изучении мысли Достоевского.

Отношение писателя к религии (в первую очередь к православию) рано вызвало жаркие споры. Русская интеллигенция в лице Константина Леонтьева, Владимира Соловьева, Николая Михайловского, Василия Розанова, Сергея Булгакова и других вступила в острую дискуссию о статусе веры и религиозного содержания в произведениях Федора Михайловича Достоевского. Восприятие творчества Достоевского после его смерти оставило нам чрезвычайно важное сокровище, объединяющее несколько идеологических голосов, среди которых и идеи покаяния и братства, и размышления о бытии и свободе, и даже подозрения и сомнения в отношении к Богу.

Владимир Соловьев впервые подчеркнул религиозные идеи в произведениях писателя, особенно православный дух, в своих «Трех речах в память Достоевского», опубликованных в 1881-1883 годах. Соловьев отметил, что произведения Достоевского занимают важное место в мире русской литературы, а также в мире религии, воплощая богатство религиозных идей. Поэтому Соловьев рассматривается и другими мыслителями как один из ключевых представителей русского религиозного возрождения. Соловьев был самым выдающимся религиозным мыслителем движения русского религиозного ренессанса, создавшим сложную теоретическую систему, в которой была предпринята попытка систематизировать православную традицию и дать ей более прочное основание. Из-за отсутствия богословия, аналогичного академической традиции Латинской церкви, юридически и рационально систематизированного, формирование православной си-

стемы богословской доктрины оставалось недостаточно консолидированным в русской мысли вплоть до конца XIX века.

Анализы произведений Достоевского религиозными мыслителями XIX века углубляли идеологию в работах писателя. Тем не менее идеологический подтекст в произведениях Достоевского не монолитен, а многоголос.

Дискуссия вокруг восприятия произведений Достоевского в первые несколько лет после его смерти является хорошим примером полифонической природы его творчества. Во второй половине XX века Бахтин окончательно подтвердил эту особенность. Константин Леонтьев в своей небольшой брошюре «Наши новые христиане» объясняет христианство Достоевского как гуманизм, лишенный реальных мистических коннотаций. В целом религиозная мысль Достоевского является весьма сложной, она включает в себя как гуманизм, так и нигилизм и не вполне следует традиционным основным христианским идеям. Михайловский Н.К. считал эту особенность мысли Достоевского «жестоким талантом», а при анализе его произведений критик обнаружил современные антигуманистические тенденции в мышлении писателя. Эта позиция, несомненно, обеспечивает свежий взгляд на критику. Исследование, представленное в данной статье, также опирается на эту точку зрения.

Именно на этом контексте строится высказывание В.С. Соловьева о Ф.М. Достоевском. Он стремится исправить взгляды Михайловского Н.К., разрушающие сам источник, сформировавший творчество Достоевского, которым, по мнению Соловьева, было православие. Православие «вдохновляет всю его деятельность» [2, с. 290]. Цель анализа религиозной мысли Достоевского, который проводит Соловьев, состоит в том, чтобы соединить эстетическое содержание произведения с богословскими идеями, стремясь вычленить религиозный подтекст в творчестве писателя. То есть произведения Ф. Достоевского рассматривались Соловьевым В.С. как инструмент для выражения религиозных идей самого Соловьева. Поэтому он отказывается от нерелигиозных элементов произведения и выбирает только те, которые выражают религиозные идеи, с помощью сложного рассуждения и анализа объясняет произведения Достоевского как эстетическое выражение религиозных идей. Все эти три дискурса пронизывает четкая богословская система, которая объясняет содержание произведений Достоевского как продолжение религиозной мысли самого Соловьева. В этих рассуждениях присутствует «положительный религиозный идеал» [2, с. 296], который сформировался только после долгой и трудной борьбы за устранение всех негативных элементов, которые преобладали в жизненной траектории самого Ф.М. Достоевского. По мнению В.С. Соловьева, этот «идеал» указывал на «вселенскую правду», воплощенную Церковью, а Достоевский выступал как пророк «над господствующими течениями общественной мысли» [2, с. 296] наряду с теми, кто проповедовал веру «истинной Церкви, вселенское православие» [2, с. 302].

Цель исследования В. Соловьева ясна - возродить память о Ф. Достоевском и вписать его произведения в богословскую структуру православия. В своем ответе на «Заметки в защиту Достоевского» К.Н. Леонтьева В. Соловьев отмечает, что Достоевский без труда понимал, что «Христос познается не иначе, как чрез Церковь» [2, с. 321] и что только через Церковь можно сойтись и с народом - «просто и свободно и войти в его доверие» [2, с. 321]. Хотя в предисловии к своему выступлению Соловьев утверждал, что его не интересует личная жизнь Достоевского, и он не занимается литературной критикой его творчества, на самом деле его внимание к христианскому содержанию произведений Достоевского очевидно. Критика Н.К. Михайловского не лишена оснований, он подчеркивает отсутствие у Соловьева критериев для прочтения, утверждает, что сами рассуждения напоминают «переправу по жердочкам и грациозные прыжки с одной жердочки на другую без всякой мысли о том, чтобы как-нибудь укрепить их и связать» [3, с. 181]. Если рассматривать Ф. Достоевского только как религиозный тип, то это недостаточно учитывает содержание его творчества и антиконформистские принципы его религиозного мировоззрения.

Именно благодаря близости Достоевского к религиозному миру и определенным эстетическим элементам, которые он впитал в Оптиной пустыни, автор создает положительные образы, такие как отец Зосима, русский религиозный деятель, занимающий центральное место в романе.

Описание монастырей у Достоевского сыграло важную роль в деконструкции негативных аспектов религии, нависших над русским обществом (особенно над вестернизированным интеллигентским обществом). В романе «Братья Карамазовы» делаются следующие выводы о русских монахах и их возможном значении: «Отцы и учители, что есть инок? В просвещенном мире слово сие произносится в наши дни у иных уже с насмешкой, а у некоторых и как бранное [......] На сие указывают образованные светские люди: «Вы, дескать, лентяи

и бесполезные члены общества, живете чужим трудом, бесстыдные нищие». А между тем сколь много в монашестве смиренных и кротких, жаждущих уединения и пламенной в тишине молитвы» [4, с. 311].

В полифоническом идеологическом дискурсе романов Достоевского, согласно концепции М.М. Бахтина, религиозный тип предстает как «великая мысль» наряду с другими типами. Безусловно, эта «великая мысль» опосредована творческим воображением автора, которое не только является одним из источников его антинигилизма, но и служит ключевым элементом в построении особой религиозной эстетики. Переосмысление традиционной христианской духовности в произведениях писателя служит лишь художественному созданию литературы и не отражает религиозного мышления автора. Это художественное воссоздание

не имеет традиционной религиозной основы, но, как «великая мысль», оно также воплощает сложные отношения между литературой и религиозным миром, что делает произведения Ф.М. Достоевского уникальным эстетическим средством. В этих отношениях между религией и искусством религиозный тип христианства является отличительным элементом, укорененным в эстетической деятельности, неразрывно связанной с идеями «выживания» и «национальности», которая стремится спастись от неисправимого нигилизма и пустых мечтаний эпохи.

Несмотря на очевидную разницу между творчеством Ф. Достоевского и богословским синтезом В. Соловьева, от экспликации последнего нельзя просто отказаться, поскольку она касается ключевых элементов для понимания религиозной мысли Достоевского. Лекция Соловьева позволяет понять статус религиозного искусства с точки зрения места Достоевского в русской эстетике и религии XIX века. Ведь известно, что идея религии не покидала писателя и после возвращения из Сибири, когда он искал мир мысли, выходящий за рамки поверхностного реализма.

В России XIX века произведения Ф.М. Достоевского выделялись не только особым религиозным духом, но и тем, что их можно было интерпретировать как эстетическое выражение мучительных духовных поисков. Разработка Соловьева раскрывает то, что он считает «характерными чертами религиозного искусства будущего», одним из пионеров которого был Достоевский. Взгляд философа знаменателен тем, что через дидактический по своей сути дискурс раскрывает место Достоевского в русском художественном сообществе XIX века и специфику религиозного искусства. Это искусство отличается от европейской эстетики и от материализма реалистического типа. Хотя идеологическая перспектива В. Соловьева смешивает несколько дисциплин, включая философию, религию и эстетику, его прочтение религии помогает нам понять отношения между религией и эстетикой в русских литературных произведениях. Соловьев отмечает: «В первобытные времена человечества поэты были пророками и жрецами, религиозная идея владела поэзией, искусство служило богам. Потом, с усложнением жизни, когда явилась цивилизация, основанная на разделении труда, искусство, как и другие человеческие делания, обособилось

и отделилось от религии [......] Явились жрецы чистого искусства, для которых

совершенство художественной формы стало главным делом помимо всякого религиозного содержания» [2, с. 292].

Утверждение В. Соловьева следует интерпретировать в контексте художественного и духовного подъема второй половины XIX века. В этот период европейский роман получил всеобщее и широкое признание, а религиозный и интеллектуальный климат способствовал развитию нигилизма. Религиозные составляющие в работах Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого отличаются от чисто эстетических проявлений европейской литературы тем, что они являются философскими изложениями религиозных идей. Они отвергали идею материализма в мыслях молодых критиков, таких как Н.Г Чернышевский и Н.А. Добролюбов. Даже И.С. Тургенев, говоря в дальнейшем о Достоевском и Толстом, утверждал, что они старались устранить все элементы, имеющие эстетическую функцию, и подчеркивали только религиозный дух произведения. Эстетику Тургенева и реализм интеллигенции 1860-х годов следует рассматривать как разные оболочки

Библиографический список

одного и того же опыта - нигилизма, который стал предтечей русского интеллектуального искусства и мысли XIX века.

В этой статье, отбросив историю мистификации, возвеличивающую Ф.М, Достоевского как пророка, необходимо проанализировать, как религиозная лексика появилась на сцене русской литературы XIX века. В интеллектуальном и религиозном климате 1850-х и 1860-х годов традиционный церковный мир был полностью вытеснен. Нигилизм является не просто духовным кризисом современного западного общества, он предлагает новый взгляд на традиционную религиозную мысль. Нам важно подчеркнуть, что Достоевский известен как великий мыслитель не только потому, что он унаследовал дух традиционного христианства, но и потому, что благодаря своему творчеству он стал пионером религиозной мысли. Достоевский оторвался и от равнодушия тургеневских нигилистов, и от утилитаризма в литературном произведении. Например, Н. Чернышевский, Н. Добролюбов и Д. Писарев считали, что произведения должны быть «полезным искусством» и что творчество должно создаваться на благо общества, решительно отстаивая важность науки и техники и игнорируя внушение и влияние религии на человека. Писарев считал себя нигилистом и видел сходство между своим духовным миром с Базаровым И.С. Тургенева в том, что оба отвергали традиции и имели нигилистические наклонности. Стоит отметить, что нигилизм молодых радикалов отличается по своему эстетическому миру от нигилизма таких писателей, как Достоевский, Тургенев и Толстой. В своих поздних произведениях Толстой попытался отделить свои идеи от тех, которые ассоциируются с понятием нигилизма. Всю свою жизнь Толстой постоянно считал себя «нигилистом по правильному пониманию этого слова, нигилистом - не социалистом и не революционером, как это принято понимать, а нигилистом, который ни во что не верит» [5, с. 7].

В целом упрощенное выделение религиозного содержания, демонстрирующего теологическое представление христианства, особенно православия, является одной из главных проблем в понимании роли религии в творчестве Достоевского. Писатель точно понял историческое значение «Смерти Бога» и историческое значение, связанное с разрушением метафизического содержания, обеспечивающего единство мира. Нигилизм, понимаемый как разрушение традиционного образа рабства, снятие оков со всех форм существования, претендующих на связанность - это открытый принцип, предлагающий религиозный дискурс, не обремененный теологическими принципами и традиционными формами религии.

В результате анализа можно заключить, что Ф.М. Достоевский является великим религиозным мыслителем, чье наследие дает нам уникальную связь между нигилизмом и религией. Таким образом, мир религии и нигилизма перестает быть двумя противоположными сторонами, а становится основой, на которой они могут быть прочитаны по отношению друг к другу. Нигилизм представляет собой перевернутую религию. В то же время психологическое прочтение Достоевским революционных и социалистических движений молодых радикалов позволяет предположить, что слияние нигилизма и религии способствовало появлению своеобразного аскетизма. Этот аскетизм сформировал характер поколения от Чернышевского до большевизма.

1. Бердяев Н.А. Русская идея. Миросозерцание Достоевского. Москва: Издательство «Э», 2016.

2. Соловьев В.С. Сочинения: в 2 т. Москва: Мысль, 1988; Т. 2.

3. Михайловский Н.К. Жестокий талант: Полное собрание сочинений Ф.М. Достоевского. Санкт-Петербург: Типографское товарищество «Общественная польза», 1885; Т. II, III.

4. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. Москва: Мир книги, Литература, 2008.

5. Толстой Л.Н. В чем моя вера? Москва: Государственное издательство «Художественная литература», 1957. References

1. Berdyaev N.A. Russkaya ideya. Mirosozercanie Dostoevskogo. Moskva: Izdatel'stvo «'E», 2016.

2. Solov'ev V.S. Sochineniya: v 2 t. Moskva: Mysl', 1988; T. 2.

3. Mihajlovskij N.K. Zhestokij talant: Polnoe sobranie sochinenijF.M. Dostoevskogo. Sankt-Peterburg: Tipografskoe tovarischestvo "Obschestvennaya pol'za", 1885; T. II, III.

4. Dostoevskij F.M. Brat'ya Karamazovy. Moskva: Mir knigi, Literatura, 2008.

5. Tolstoj L.N. Vchem moya vera? Moskva: Gosudarstvennoe izdatel'stvo «Hudozhestvennaya literatura», 1957.

Статья поступила в редакцию 22.02.24

УДК 82-92

Magomedova A.A., MA student, Dagestan State University (Makhachkala, Russia), E-mail: amenamag@mail.ru

Kerimova D.F., Cand. of Sciences (Philology), senior teacher, Department of Printed Media, Dagestan State University (Makhachkala, Russia),

E-mail: dinarych2012@yandex.ru

STYLISTIC FEATURES OF POLITICAL PUBLICATIONS IN DAGESTAN PERIODICALS. A newspaper is a periodical and an indispensable information tool capable of convincing and subjugating any reader. The heart of any newspaper is, of course, journalistic materials devoted to the events of current socio-political life. This material explores the stylistic features of political publications and is devoted to the analysis of genre and language features of materials in newspapers of the Republic of Dagestan. The study examines the composition of texts, as well as specific constructions peculiar to political discourse in leading regional newspapers. The object of the study was socio-political state and non-state publications: newspapers "Youth of Dagestan", "Free Republic", "Dagestanskaya Pravda", "NUR", "Eldash" and the RIA Dagestan news agency. These political publications fully address all genres of journalism and use various methods and types of composition to present their materials, as well as stylistic means that give them a special sound.

Key words: genre uniqueness, composition of texts, mass media, stylistic features, society

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.