Научная статья на тему 'АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОКАЗАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ (НА ПРИМЕРЕ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ)'

АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОКАЗАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ (НА ПРИМЕРЕ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственная услуга / система государственных услуг / публичная услуга / нерыночные услуги / предоставление государственной услуги / услуга / сервисное государство / public service / public service system / state service / non-market services / provision of public services / service / service state

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Овчинникова Анна Владимировна, Минигареев Альберт Рашитович

В статье рассматривается общая теория системы оказания государственных услуг, представлена схема процесса оказания государственных услуг, приводится динамика основных показателей, характеризующих систему государственных услуг в Удмуртской Республике (УР) за период с 2015 года по 2022 год: общее количество заявлений (запросов) о предоставлении государственных услуг, поступивших от физических лиц (ФЛ), юридических лиц (ЮЛ) и ИП; количество запросов ФЛ на одного жителя УР; количество запросов ЮЛ и ИП на одно действующее ЮЛ, и ИП; количество запросов на одного работника исполнительной власти в УР. Проведенное исследование выявило увеличение числа запросов о предоставлении государственных услуг как от ФЛ, так и от ЮЛ, и ИП, а также рост производительности работников исполнительной власти в УР. В данном исследовании используются методы дескриптивной статистики для описания существующих тенденций изменения основных показателей, характеризующих систему государственных услуг в УР. Для визуализации результатов исследования использовались графический и табличный методы. Постоянный мониторинг и анализ динамики основных показателей, характеризующих систему государственных услуг в УР, имеет важное значение для государственных деятелей, представителей бизнеса, гражданского общества и других заинтересованных сторон. Полученные результаты могут быть использованы при создании социально-экономической стратегии развития УР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Овчинникова Анна Владимировна, Минигареев Альберт Рашитович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE REGIONAL SYSTEM OF PUBLIC SERVICES (THE CASE OF THE UDMURT REPUBLIC)

The article discusses the general theory of the system of public services, presents a scheme of the process of public service provision, outlines the dynamics of the main indicators characterizing the system of public services in the Udmurt Republic (UR) for the period from 2015 to 2022: the total number of applications (requests) for the provision of public services received from natural persons (NP), legal entities (LE) and individual entrepreneurs (IE); the number of requests of NP per one resident of the UR; the number of requests of LE and IE per one operating legal entity and sole proprietor; the number of requests per one employee of the executive power in the UR. The conducted research revealed an increase in the number of requests for the provision of public services from both NPs, LEs and IEs, as well as an increase in the productivity of executive power workers in the UR. In this study, descriptive statistics methods were used to describe the existing trends in the main indicators characterizing the system of public services in the UR. To visualize the results of the study, a graphical and tabular method was used. Constant monitoring and analysis of the dynamics of the main indicators characterizing the system of public services in the UR is important for government officials, representatives of business, civil society and other parties concerned. The results obtained can be used to create a socio-economic strategy for the development of UR.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОКАЗАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ (НА ПРИМЕРЕ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ)»

64

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

УДК 338.46(470.51X045)

А.В. Овчинникова, А.Р. Минигареев

АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОКАЗАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ (НА ПРИМЕРЕ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ)

В статье рассматривается общая теория системы оказания государственных услуг, представлена схема процесса оказания государственных услуг, приводится динамика основных показателей, характеризующих систему государственных услуг в Удмуртской Республике (УР) за период с 2015 года по 2022 год: общее количество заявлений (запросов) о предоставлении государственных услуг, поступивших от физических лиц (ФЛ), юридических лиц (ЮЛ) и ИП; количество запросов ФЛ на одного жителя УР; количество запросов ЮЛ и ИП на одно действующее ЮЛ, и ИП; количество запросов на одного работника исполнительной власти в УР. Проведенное исследование выявило увеличение числа запросов о предоставлении государственных услуг как от ФЛ, так и от ЮЛ, и ИП, а также рост производительности работников исполнительной власти в УР. В данном исследовании используются методы дескриптивной статистики для описания существующих тенденций изменения основных показателей, характеризующих систему государственных услуг в УР. Для визуализации результатов исследования использовались графический и табличный методы. Постоянный мониторинг и анализ динамики основных показателей, характеризующих систему государственных услуг в УР, имеет важное значение для государственных деятелей, представителей бизнеса, гражданского общества и других заинтересованных сторон. Полученные результаты могут быть использованы при создании социально-экономической стратегии развития УР.

Ключевые слова: государственная услуга, система государственных услуг, публичная услуга, нерыночные услуги, предоставление государственной услуги, услуга, сервисное государство.

DOI: 10.35634/2412-9593-2024-34-1-64-71

Трансформация социально-экономической системы страны, приведшая к установлению и развитию рыночных отношений, обусловила изменение места и роли государства в процессе воспроизводства и необходимости формирования новой институциональной структуры производства государственных услуг.

Для повышения эффективности деятельности системы органов исполнительной власти, повышения качества и доступности государственных услуг в РФ была проведена административная реформа, которая должна была обеспечить переход от бюрократической институциональной структуры производства государственных услуг к менеджеристской и сформировать предпосылки для установления сервисного государства.

Большое значение для административной реформы в РФ имел зарубежный практический опыт в проведении реформ. В частности, принятие «Citizen's Charter» в Великобритании, «которая позволила осуществить сдвиг в мышлении о том, как предоставляются государственные услуги и резко усилить роль потребителей государственных услуг» [1]. «Charte Marianne» во Франции, которая позволила изменить административную культуру и отношение к потребителю государственных услуг [2].

Проведение административной реформы, направленной на повышение качества и доступности государственных услуг, обусловлено объективной необходимостью, связанной с усилением роли сферы услуг в экономике.

Инновации технологические, организационные, менеджерские и маркетинговые способствовали развитию производительных сил общества, что обусловило рост производительности труда и, как следствие, привело к увеличению заработной платы работников, формируя тем самым основания для становления и развития постиндустриального общества. Важнейшей чертой постиндустриального общества является переход от производства товаров к производству услуг [3, с. 783]. В развитых странах на долю сектора услуг приходится от 70 % до 80 % добавленной стоимости в ВВП.

С экономической точки зрения услуги являются результатом производственной деятельности, которая меняет состояние потребляющих единиц или содействует обмену продуктами или финансовыми активами [4, с.827].

С юридической точки зрения услуги традиционно оказываются в рамках гражданско-правовых отношений. Под услугой в гражданском праве понимается деятельность исполнителя, создающая определенный полезный эффект не в виде овеществленного результата, а в виде самой деятельности [5].

Таким образом, можно выделить два подхода к определению термина «Услуга» - экономический и юридический. В первом случае акцент делается на результате деятельности, во втором случае акцент переносится на саму деятельность.

Одна и та же услуга может предоставляться как государством, так и частным бизнесом. В зависимости от степени использования рыночного механизма можно выделить нерыночные услуги и рыночные [6]. В первом случае услуги являются, как правило, социально ориентированными, финансируются из государственного бюджета и предоставляются по экономически незначимым ценам (частично покрывают затраты и не приносят прибыли). Основными экономическими агентами, предоставляющими нерыночные услуги, являются органы государственной власти (федерального или регионального уровня), государственные внебюджетные фонды и организации, органы местного самоуправления. Во втором случае услуги реализуются по экономически значимым ценам, то есть по ценам, которые покрывают затраты и обеспечивают прибыль. Основным экономическим агентом, предоставляющим рыночные услуги, является частный бизнес.

Так как коммерческие услуги и государственные имеют общие свойства, они сильно влияют друг на друга. Развитие коммерческих услуг вытягивает качество государственных, так же как развитие государственных услуг способствует развитию коммерческих. Бюрократия, как специализированный агент государства, осуществляющий производство государственных услуг, вынуждена подстраиваться под существующий уровень сервиса в экономике, что способствует перетоку идей и практик из коммерческой сферы в государственную.

Неудовлетворенность качеством государственных услуг привела к росту интереса к использованию маркетинговых технологий [7]. Возникла идея, что эффективные практики частного сектора можно использовать как средство от болезней государственного сектора. При этом часть авторов полагает, что из-за разности целей и ограничений государственного сектора подобный переток в полной мере не возможен [8].

Согласно «сервисной» концепции, смысл и назначение государства заключается в служении индивиду. Исходя из этого, любая деятельность государства по взаимодействию с индивидом может считаться государственной услугой [9]. Поэтому с экономической точки зрения любая общественно полезная деятельность государства - это процесс оказания государственной услуги, а положительный эффект труда от этой деятельности можно назвать государственной услугой. При этом услуги могут оказываться как индивидуально, так и обществу в целом. В первом случае это может быть, например, предоставление информации по запросу юридического или физического лица, которая удовлетворяет их потребностям. Во втором случае это может быть контрольно-надзорная деятельность, которая не является услугой, например, для конкретного юридического лица, для него это властное, повелевающее государственное управление, но для общества как коллективного индивида это есть государственная услуга, которая удовлетворяет потребность в безопасности отдельных элементов социально-экономической системы. Если деятельность государства не является общественно полезной и не формирует положительный эффект труда, то можно говорить об использовании государственного механизма в чьих-то частных, корыстных интересах. В таком случае нельзя говорить о государственных услугах.

Участие государства в сфере услуг в качестве производителя обусловлено «провалами рынка» ситуацией, при которой рыночный механизм не способен обеспечить эффективное распределение ограниченных экономических ресурсов. В рамках теории общественных благ считается, что государство должно обеспечивать предложение определенных товаров и услуг, которые имеют важное значение для общества и экономики в целом, поскольку в рыночных условиях данные товары и услуги не будут произведены из-за ограниченной мотивации, вызванной низкой нормой прибыли. Таким образом, государство концентрируется на предоставлении тех видов услуг, которые являются общественными благами и которые способствуют развитию общества и экономики страны в целом.

В процессе предоставления государственных услуг происходит активное взаимодействие населения с органами государственной власти, в результате которого у граждан формируется представление об эффективности деятельности всего государства. Индивидуальный опыт взаимодействия граждан с государственными органами имеет большое влияние на формирование их политических предпочтений. Если граждане видят, что их потребности учитываются и удовлетворяются, это способствует повышению доверия к властным структурам. Низкое качество государственных услуг может привести к росту социальной напряженности и, в конечном счете, к снижению легитимности власти.

о

о о н

ё

Й о

а о

й Р

О »

о тз

О

ё 8

со

£ 8 8 Я

о й О о

н р

Й о

я

8 О

О 8 о н

о

К р

о я

8 ё

О о

-ё о н

(Я о 8 8 №

8 ¡2

8 8 С 8 8

О о

й £ о ^

№ 8 №

И V! ТЗ

^ 5

_ Я

'ю с

5 »

ю О

О 8

е1 ^

ОС •

о

VI

со

й

о н о

Права заявителя:

1. получение услуги своевременно и в соответствии со стандартом

2. получение услуг в МФЦ

3. досудебное (внесудебное) рассмотрение жалоб в процессе получения услуг

4. получение услуг в .электронной форме, а также в формах, предусмотренных законом

5. получение полной, актуальной и достоверной информации

о порядке предоставления услуг

Заявитель

Физическое лицо

Юридическое лицо

Их уполномоченные представители

Ю О

ю ю

Государство, вышестоящие органы

1. НП4 2. Стандарты качества 3. Цена

Отношения заяеижель-исполяижель

Форма ■запроса: Устная Письменная Электронная

Пакет документов

Пакет г Результат в форме: Устной Письменной Электронной

выплата

1

м ф

и

Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг

Исполнители государст венно и услуги

федеральный орган исполнительной власти

государственный внебюджетный сЬонл

орган исполнительной власти субъекта РФ

орган местного самоуправления

Обязанности предоставлять услуги:

1. в соответствии с ад-мин-ми регламентами

2. в законных формах

3. предоставлять (получать) субъектам,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в оказании услуг, по межведомственным запросам документы и

информацию

4. исполнять иные обязанности

Принципы предоставления услуг:

1. Правомерность, необходимость, обязательность

2. Возможность полученняв электронной форме, а также в формах, предусмотренных законом

3. Доступность обращения

4. Открытость деятельности органов

5. Заявительный порядок обращения

6. Правомерность взимания госпошлины. платы

Отношения заявитель-исполнитель

Государство, являясь своеобразной «корпорацией», участвует в конкурентной борьбе с другими подобного рода «корпорациями» за главное «богатство» - человеческий капитал. Конкурентоспособность государства определяется возможностью эффективно использовать ограниченные ресурсы для удовлетворения запросов граждан. Для этого современные государства вынуждены использовать <^оуТеЛ» технологии для преобразования государственных услуг [10], внедрять лучшие практики и использовать передовой опыт частного сектора. Таким образом, государство должно трансформироваться из властного субъекта в некую корпорацию, оказывающую населению государственные услуги [11].

Для формирования авторского определения термина «государственная услуга» были проанализированы работы ведущих специалистов по данной теме и нормативно-правовые акты. Часть авторов солидарны с определением, данным в ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», другая дополняет базовое определение авторскими уточнениями.

Проведенный анализ позволяет сформулировать следующее определение государственной услуги - это результат хозяйственной деятельности, не имеющий материально-вещественного воплощения, существующий как полезный эффект труда органов государственной власти, государственных внебюджетных фондов и автономных учреждений, получаемый в результате нормативно установленного взаимодействия услугополучателя и услугодеятеля.

Акцент на результате деятельности, а не самой деятельности, имеет принципиальное значение для целей повышения качества услуг и эффективности функционирования системы оказания государственных услуг. Цель хозяйственной деятельности государства в сфере услуг - это формирование институциональной среды, которая максимизирует положительные внешние эффекты.

Важно отметить соотношение таких терминов, как «публичная услуга», «государственная услуг», «муниципальная услуга», «социальная услуга». Публичная услуга - это родовое, наиболее широкое понятие. Государственные и муниципальные услуги выделяются по субъекту их предоставления. Социальные услуги выделяют по сфере их предоставления [12].

Различные виды услуг, субъектов их предоставляющих (органы государственной власти, федерального или регионального уровня; государственные внебюджетные фонды и организации; органы местного самоуправления) и получающих (физические и юридические лица), нормативно закрепленные права, обязанности и формы взаимодействия, образуют систему оказания государственных услуг. Система государственных услуг в РФ и УР представлена на рис. 1. В англоязычной литературе используется экосистемный подход для описания системы оказания государственных услуг, в рамках которого выделяют такие уровни экосистемы как: макроуровень (институциональный); мезоуровень (система обслуживания); микроуровень (индивидуальный пользователь услуги / заинтересованная сторона); субмикроуровень (убеждения) [13].

Экосистема государственных услуг включает в себя «относительно автономную», саморегулирующуюся систему субъектов, объединяющих ресурсы, связанных общими институциональными механизмами и созданием взаимной ценности посредством обмена услугами» [14].

25 20 И 15

И 10 5

^^и Общее количество заявлений (запросов) о предоставлении государственной услуги, поступивших от физических лиц

Количество запросов на одного жителя УР

000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 0

21634 647 22 111095

1 О О0~7 1 СО

11 507 467

I

18 641 200

13 535 874

12 477 948

16 14 12 10 8 6 4 2 0

м

2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022

Рис. 2. Динамика запросов от ФЛ о предоставлении государственной услуги в УР, ед.

За рассматриваемый период времени, с 2015 года по 2022 год, количество заявлений (запросов) от ФЛ о предоставлении государственной услуги, выросло на 62 % или на 7 млн. ед. Если в 2015 году количество запросов равнялось 11,5 млн. ед., то в 2022 году количество запросов выросло до 18,6 млн. ед. Максимальное количество запросов наблюдалось в 2019 году и равнялось 22 млн. ед. (рис. 2).

Внутри периода можно выделить:

1. Рост 2016 года на 88 %, что связано с резким ростом доступности государственных услуг для населения. Так, если в 2012 году в Удмуртской Республике доля граждан, имеющих доступ к получению государственных услуг по принципу «одного окна» составляла 16 %, то уже в 2016 году - 99 %. Снижением среднего времени ожидания в очереди при обращении заявителя в орган государственной власти для получения государственных услуг. Так, если в 2014 году время ожидания составляло 41 минуту, то в 2016 году уже 21 минуту. Снижением реально располагаемых денежных доходов населения. В 2016 году наблюдалось самое большое падение за период экономического кризиса 20142016 гг.

2. Период планомерного снижения числа запросов в 2017 г. и 2018 г., соответственно на 8 % и

4 %.

3. Резкое падение числа запросов в 2020 году на 39 %, что связано с пандемией СОУГО-19.

4. Восстановление спроса на государственные услуги в 2022 году, прирост на 49 % (рис. 2).

Количество запросов от ФЛ на одного жителя УР выросло на 70 % или на 5 запросов на каждого жителя УР. Если в 2015 году количество запросов на одного жителя равнялось 8 ед., то в 2022 году количество запросов на одного жителя выросло до 13 ед. (рис. 2). Динамика количества запросов от ФЛ на одного жителя УР определяется двумя разнонаправленными тенденциями: с одной стороны, увеличением числа запросов от ФЛ, а с другой стороны - снижением численности постоянного населения в УР. Так, численность постоянного населения в среднем за год в УР снизилось с 1 517 318 чел. в 2015 году до 1 445 599 чел. в 2022 году или на 5 %.

1 800 000 1 600 000 1 400 000 1 200 000 Ц 1 000 000 | 800 000 600 000 400 000 200 000 0

Общее количество заявлений (запросов) о предоставлении государственной услуги, поступивших от юридических лиц и (или) ИП

Количество запросов на одно ЮЛ и ИП Рис. 3. Динамика запросов от ЮЛ и ИП о предоставлении государственной услуги в УР, ед.

За рассматриваемый период времени, с 2015 года по 2022 год, количество заявлений (запросов) от ЮЛ и ИП о предоставлении государственной услуги выросло в 21 раз или на 1,49 млн. ед. Если в 2015 году количество запросов равнялось 73,5 тыс. ед., то в 2022 году количество запросов выросло до 1,56 млн. ед. (рис. 3).

Внутри периода можно выделить устойчивый рост с 2015 года по 2018 год, среднегодовой прирост составил 25 %. Резкий рост 2019 года в 9 раз, что связано с увеличением числа программ государственной поддержки бизнеса и, как следствие, увеличением числа обращений бизнеса в государственные органы. Небольшое падение в 2020 году на 1 %, что связано с пандемией СОУГО-19. Восстановление роста в 2021-2022 гг. (рис. 3).

Количество запросов от ЮЛ и ИП на одного действующего хозяйствующего субъекта в УР выросло на 70 % или на 5 запросов на каждого хозяйствующего субъекта. Если в 2015 году количество

запросов на одного хозяйствующего субъекта равнялось 1 ед., то в 2022 году количество запросов выросло до 23 ед. (рис. 3). Динамика количества запросов от ЮЛ и ИП на одного хозяйствующего субъекта в УР определяется двумя разнонаправленными тенденциями: с одной стороны, увеличением числа запросов от ЮЛ и ИП, а с другой стороны, снижением количества хозяйствующих субъектов в Удмуртской Республике. Так, число хозяйствующих субъектов (среднее за год) снизилось с 75 324 ед. в 2015 году до 67 320 ед. в 2022 году или на 11 %.

25 000 000 20 000 000 ниц15 000 000 И 10 000 000 5 000 000 0

21743250

20 000 193

19 235 643

23 395 911

11580 978

I

2000

20 204 606 1800

14 807 217

—14 016 763

2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022

1600 1400 1200 иц 1000 | 800 И 600 400 200 0

Общее количество заявлений (запросов) о предоставлении государственной услуги, всего

Количество запросов на одного работника исполнительной власти в УР

Рис. 4. Динамика общего количества запросов о предоставлении государственной услуги в УР, ед.

За рассматриваемый период времени с 2015 года по 2022 год общее количество заявлений (запросов) о предоставлении государственной услуги выросло на 74 % или на 8,6 млн. ед. Если в 2015 году количество запросов равнялось 11,6 млн. ед., то в 2022 году количество запросов выросло до 20 млн. ед. (рис. 4)

Количество запросов на одного работника органов исполнительной власти в УР, за рассматриваемый период времени с 2015 года по 2022 год, выросло на 84 % или на 733 запроса на одного работника органов исполнительной власти, что говорит о росте производительности труда в данной сфере. Рост производительности обусловлен: с одной стороны, снижением численности работников органов исполнительной власти (среднее значение за год) с 13 277 чел. в 2015 г. до 12 590 чел. в 2022 г., а с другой стороны, ростом числа запросов как от физических лиц, так и от хозяйствующих субъектов.

Таким образом, в УР как домохозяйства, так и бизнес увеличивают спрос на услуги, предоставляемые государством, что связано с такими факторами, как:

1. Изменение в законодательстве и правилах предоставления услуг, которые упрощают процесс предоставления государственных услуг.

2. Снижение реально располагаемых денежных доходов населения. Люди с низким уровнем дохода активнее используют государственные программы и услуги.

3. Усиление информационных кампаний и улучшение доступности информации о предоставляемых услугах.

4. Такие кризисы, как пандемия, естественные катастрофы или политические события, оказывают влияние на спрос.

5. Внедрение новых технологий и цифровизация государственных услуг повлияли на способы подачи заявлений и, следовательно, на количество заявлений.

6. Улучшение качества обслуживания приводит к росту доверия граждан и, следовательно, увеличению числа заявлений.

При сохранении текущего тренда можно предположить увеличение числа заявлений (запросов) о предоставлении государственных услуг как от ФЛ, так и от ЮЛ и ИП, что обуславливает необходимость дальнейшего совершенствования системы оказания государственных услуг в УР. Средний фактический срок предоставления государственной услуги в УР 6 дней, что является средним уров-

нем по РФ. Дальнейшее развитие системы оказания государственных услуг в УР позволит снизить средний фактических срок предоставления государственной услуги в УР до 3 дней, что соответствует высокому уровню развития системы государственных услуг по методологии Минэкономразвития РФ.

Для того, чтобы удовлетворить растущий спрос на государственные услуги и обеспечить эффективное и качественное их предоставление, необходимо выработать механизм, который обеспечит постоянное совершенствование существующей системы оказания государственных услуг за счет: внедрения современных технологий, совершенствования бюрократических процессов, увеличения прозрачности и доступности информации, создания специальных органов, ответственных за развитие государственных услуг, а также проведения регулярных исследований, чтобы определить потребности и ожидания граждан и бизнеса. Такой механизм должен быть гибким и адаптивным, чтобы быстро реагировать на изменяющиеся обстоятельства и требования.

Подводя итог, можно сказать, что обеспечение развития системы оказания государственных услуг является неотъемлемой частью модернизации государственного аппарата и способствует повышению уровня удовлетворенности граждан и бизнеса, а также улучшению деловой среды и инвестиционного климата в регионе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. UK Parliament Twelfth Report. The Committee Office, House of Commons. URL: https://publications.parliament.uk/pa/cm200708/cmselect/cmpubadm/411/41106.htm (дата обращения: 18.08.2023)

2. Ministère de la transformation et de la fonction publiques. URL: https://www.modernisation.gouv.fr/ actualites/nouveaux-engagements-de-service-marianne-9-engagements-pour-un-service-public-proche (дата обращения: 18.08.2023)

3. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования / ОАО Можайский полигр. комб. М., 2004. 944 с.

4. Система национальных счетов 2008 (СНС-2008). Нью-Йорк, 2012. 1296 с.

5. Смирнова А.А. О соотношении государственных услуг, функций и полномочий органов исполнительной власти // Журнал российского права. 2015. № 3. C. 120-130

6. Игнатова Т.В., Аширова М.Н. Общественные блага и государственные услуги // Вестник Волгоградского гос. ун-та. Сер. 3. Экономика. Экология. 2015. № 2 (31). C. 7-17.

7. Walsh K. Citizens and consumers: Marketing and public sector management // Public Money & Management. -1991. Т. 11, № 2. С. 9-16.

8. Murray Ch.H. The civil service observed. Institute of Public Administration, 1990. - С. 164.

9. Фалина А.С. Сервисное государство: истоки теории, элементы практики // Социология власти. 2012. № 1. C. 132-140.

10. Nitesh Bharosa The rise of GovTech: Trojan horse or blessing in disguise? A research agenda // Government Information Quarterly. - Volume 39, Issue 3, July 2022. - doi.org/10.1016/j.giq.2022.101692

11. Osborne SP. From public service-dominant logic to public service logic: are public service organizations capable of co-production and value co-creation? Public Management Review. - 2018. - Feb 1;20(2):225-31.

12. Рычкова И.Н. Предоставление государственных услуг как административно-правовая функция органов исполнительной власти: дис. ... канд. юрид. наук. Киров, 2017. C. 205.

13. Stephen P. Osborne, Madeline Powell, Tie Cui, Kirsty Strokosch Value Creation in the Public Service Ecosystem: An Integrative Framework // PAR. - Volume 82, Issue4 July/August 2022. doi.org/10.1111/puar.13474

14. Vargo SL, Lusch RF. Institutions and axioms: an extension and update of service-dominant logic. Journal of the Academy of marketing Science. 2016 Jan; 44:5-23.

Поступила в редакцию 05.12.2023

Овчинникова Анна Владимировна, доктор экономических наук, директор Удмуртский филиал Института экономики УрО РАН 426004, Россия, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 4Б E-mail: ovchinnikova.av@uiec.ru

Минигареев Альберт Рашитович, аспирант, ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 E-mail: 4savage@gmail.com

A.V. Ovchinnikova, A.R. Minigareev

ANALYSIS OF THE REGIONAL SYSTEM OF PUBLIC SERVICES (THE CASE OF THE UDMURT REPUBLIC)

DOI: 10.35634/2412-9593-2024-34-1-64-71

The article discusses the general theory of the system of public services, presents a scheme of the process of public service provision, outlines the dynamics of the main indicators characterizing the system of public services in the Udmurt Republic (UR) for the period from 2015 to 2022: the total number of applications (requests) for the provision of public services received from natural persons (NP), legal entities (LE) and individual entrepreneurs (IE); the number of requests of NP per one resident of the UR; the number of requests of LE and IE per one operating legal entity and sole proprietor; the number of requests per one employee of the executive power in the UR. The conducted research revealed an increase in the number of requests for the provision of public services from both NPs, LEs and IEs, as well as an increase in the productivity of executive power workers in the UR. In this study, descriptive statistics methods were used to describe the existing trends in the main indicators characterizing the system of public services in the UR. To visualize the results of the study, a graphical and tabular method was used. Constant monitoring and analysis of the dynamics of the main indicators characterizing the system of public services in the UR is important for government officials, representatives of business, civil society and other parties concerned. The results obtained can be used to create a socio-economic strategy for the development of UR.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: public service, public service system, state service, non-market services, provision of public services, service, service state.

Received 05.12.2023

Ovchinnikova A.V., Doctor of Economics, Director

Udmurt branch of the Institute of Economics of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences Lomonosova st., 4B, Izhevsk, Russia, 426034 E-mail: ovchinnikova.av@uiec.ru

Minigareev A.R., postgraduate student Udmurt State University Universitetskaya st., 1, Izhevsk, Russia, 426034 E-mail: 4savage@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.