Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМАТИКА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ'

ПРОБЛЕМАТИКА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
139
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА / ЗАЯВИТЕЛИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Раздъяконова Евгения Владимировна, Пышкина Дарья Сергеевна

В данной статье рассмотрены актуальные проблемы привлечения должностных лиц к ответственности за нарушение законодательства о предоставлении государственных и муниципальных услуг. Особенностью государственных и муниципальных услуг является то, что подобного рода услуги осуществляются по заявлениям (запросам) гражданина или юридического лица (заявителя) на осуществление определенных действий соответствующим органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом иной организации в пределах их компетенций. Актуальность выбранной темы обусловлена важностью эффективного всестороннего правового регулирования ответственности должностных лиц, оказывающих государственные и муниципальные услуги, с практической и теоретической точки зрения. В статье анализируются правоотношения по предоставлению государственных и муниципальных услуг между должностными лицами, уполномоченными предоставлять подобного рода услуги, с одной стороны, и заявителями с другой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Раздъяконова Евгения Владимировна, Пышкина Дарья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF HOLDING OFFICIALS ACCOUNTABLE FOR VIOLATION OF LEGISLATION ON THE PROVISION OF STATE AND MUNICIPAL SERVICES

This article considers the current problems of holding officials accountable for violating the legislation on the provision of state and municipal services. A peculiarity of state and municipal services is that such services are carried out upon applications (requests) of a citizen or legal entity (applicant), for the implementation of certain actions by the relevant state authority, local self-government body, or an official of another organization within their competence. The relevance of the chosen topic is due to the importance of effective comprehensive legal regulation of the responsibility of officials providing state and municipal services from a practical and theoretical point of view. The article analyses the legal relations for the provision of state and municipal services between officials authorized to provide such services, on the one hand, and applicants on the other.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМАТИКА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПРОБЛЕМАТИКА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ

К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ

1 2 Раздъяконова Е.В. , Пышкина Д.С.

Email: Razdjakonova6106@scientifictext.ru

1Раздъяконова Евгения Владимировна - кандидат юридических наук, доцент;

2Пышкина Дарья Сергеевна - магистрант, кафедра конституционного и муниципального права, юридический факультет, Сибирский институт управления - филиал Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Новосибирск

Аннотация: в данной статье рассмотрены актуальные проблемы привлечения должностных лиц к ответственности за нарушение законодательства о предоставлении государственных и муниципальных услуг. Особенностью государственных и муниципальных услуг является то, что подобного рода услуги осуществляются по заявлениям (запросам) гражданина или юридического лица (заявителя) на осуществление определенных действий соответствующим органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом иной организации в пределах их компетенций. Актуальность выбранной темы обусловлена важностью эффективного всестороннего правового регулирования ответственности должностных лиц, оказывающих государственные и муниципальные услуги, с практической и теоретической точки зрения. В статье анализируются правоотношения по предоставлению государственных и муниципальных услуг между должностными лицами, уполномоченными предоставлять подобного рода услуги, с одной стороны, и заявителями с другой. Ключевые слова: государственные и муниципальные услуги, ответственность, должностные лица, заявители.

THE PROBLEM OF HOLDING OFFICIALS ACCOUNTABLE FOR

VIOLATION OF LEGISLATION ON THE PROVISION OF STATE

AND MUNICIPAL SERVICES 12 Razdjakonova E.V.1, Pyshkina D.S.2

1Razdjakonova Evgeniya Vladimirovna - Candidate of Law, Associate Professor; 2Pyshkina Daria Sergeeva - Master of Law, DEPARTMENT OF CONSTITUTIONAL AND MUNICIPAL LAW, FACULTY OF LAW, SIBERIAN INSTITUTE OF MANAGEMENT - BRANCH RUSSIAN ACADEMY OF NATIONAL ECONOMY AND STATE SERVICE UNDER THE PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION, NOVOSIBIRSK

Abstract: this article considers the current problems of holding officials accountable for violating the legislation on the provision of state and municipal services. A peculiarity of state and municipal services is that such services are carried out upon applications (requests) of a citizen or legal entity (applicant), for the implementation of certain actions by the relevant state authority, local self-government body, or an official of another

organization within their competence. The relevance of the chosen topic is due to the importance of effective comprehensive legal regulation of the responsibility of officials providing state and municipal services from a practical and theoretical point of view. The article analyses the legal relations for the provision of state and municipal services between officials authorized to provide such services, on the one hand, and applicants on the other. Keywords: public and municipal services, responsibility, officials, applicants.

Общественные отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Закон № 210-ФЗ).

Правовое регулирование отношений по предоставлению государственных и муниципальных услуг осуществляется на основе императивного метода, что объясняется публичным характером этих отношений и участием уполномоченных субъектов, действующих от имени государства, в качестве стороны данных отношений. Законодатель, определяя условия оказания государственных и муниципальных услуг, достаточно четко регламентирует саму процедуру, объем и качество предоставления таких услуг.

Рассматривая понятие услуги в административно-правовом понимании, можно сказать о том, что под услугой понимается юридически значимая деятельность уполномоченных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и иных уполномоченных на предоставление государственных и муниципальных услуг организаций, осуществляемая на основании обращений физических или юридических лиц и направленная на предоставление им определенных благ.

На данный момент степень удовлетворения запросов потребителей по отношению к той или иной услуги воспринимается через понятие качества (запрос=ожидание): «Для потребителя важно в первую очередь то, насколько объект удовлетворяет его потребности» [1].

Действия лиц, которые предоставляют государственные и муниципальные услуги и действия заявителей всесторонне определены нормами права и поэтому стороны лишены права согласовывать их и отклоняться от законодательно закрепленных предписаний. Такой императивный характер регулирования данных отношений отличает их от частноправовых отношений.

Взаимоотношения государственных органов и граждан имеют некоторые особенности. Одной из таких особенностей является возможность государственного органа применять меры принуждения к гражданину. В свою очередь граждане имеют широкий круг прав и обязанностей, которые дают возможность обеспечивать баланс интересов в отношениях с государственными органами.

Под ответственностью государственных, муниципальных служащих и иных работников принято понимать негативные последствия, которые наступают в случае принятия государственными органами, их должностными лицами, должностными лицами местного самоуправления, должностными лицами внебюджетных фондов и организаций незаконных решений, неосуществления или ненадлежащего осуществления своих задач и функций, выраженные в санкциях правовых норм.

Должностные обязанности, обозначенные должностным регламентом государственного или муниципального служащего, устанавливаются для реализации государственным и муниципальным органом своих задач и функций, поэтому если государственные или муниципальные служащие, работники выполняют свои обязанности недобросовестно, или выходят за пределы прав и полномочий, определенных должностным регламентом, то действия таких лиц могут квалифицироваться в зависимости от тяжести правонарушения как: дисциплинарный проступок, административное правонарушение или уголовное преступление [2].

Государственные органы, органы местного самоуправления и иные уполномоченные организации, и их должностные лица несут административную ответственность в случае совершения ими при исполнении служебных обязанностей правонарушений, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации.

Несмотря на то, что меры административной ответственности более объективны, должностные лица чаще ограничиваются именно дисциплинарной ответственностью. Меры дисциплинарной ответственности государственных и муниципальных служащих, работников иных организаций содержатся в статьях 57 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», 27 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и статье 192 Трудового кодекса РФ.

Законодательство не определяет, какой вид юридической ответственности следует применять к лицу, которое нарушило порядок и (или) сроки предоставления государственных или муниципальных услуг, что в свою очередь дает возможность представителю нанимателя (работодателю) оценивать правонарушение на личное усмотрение.

Такой подход не способен обеспечить эффективное воздействие на правонарушителя, что в свою очередь не обеспечивает превентивные меры. Собственное усмотрение представителя нанимателя в вопросе привлечения к тому или иному виду ответственности и применения той или иной меры ответственности не всегда соответствует признакам объективности и допускает вариабельность.

На сегодняшний день в законе также не существует конкретных понятий мер дисциплинарной ответственности, что в свою очередь создает пробел в законодательстве и позволяет некоторым работодателям некорректно и недобросовестно применять ответственность к сотрудникам.

Рассматриваемый закон содержит норму, которая предусматривает меры ответственности, применимые к должностным лицам органов и организаций, которые не предоставили (несвоевременно предоставили) по межведомственному запросу документы и информацию, указанные в пункте 2 части 1 статьи 7 Закона № 210-ФЗ. Следует отметить, что Закон № 210-ФЗ достаточно четко регулирует порядок предоставления государственных и муниципальных услуг, однако данный нормативный правовой акт не предусматривает норму об ответственности должностных лиц, которые непосредственно рассматривают заявление о предоставлении государственных и муниципальных услуг.

Явный дефицит процессуальных норм в вопросах применения ответственности следует рассматривать как существенный пробел ее правового регулирования, нежелательный во всех отношениях.

С одной стороны, это ущемляет права служащих (работника) (особенного их низового звена), а с другой стороны, гражданин (юридическое лицо) остаются в уязвимом положении перед должностными лицами, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, несмотря на то, что действующее законодательство все же предусматривает различные виды ответственности.

В связи с тем, что Закон 210-ФЗ не регламентирует ответственность должностных лиц при нарушении ими порядка предоставления государственных или муниципальных услуг, с учетом вышесказанного предлагается внести изменения в действующее законодательство. Предлагается внести изменения в статью 6 Закона № 210-ФЗ, дополнив норму дополнительным пунктом, который бы разрешал вопрос об установлении конкретного вида ответственности за нарушение порядка и сроков предоставления государственных и муниципальных услуг.

Список литературы /References

1. Салимова Т.А. Современные подходы к определению содержания категории «качество» // Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, 2015. № 10. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26390818/ (дата обращения: 14.01.2021).

2. Абезин Д.А., Голоманчук Э.В., Мельников Р.О., Трифнова К.А. Служебное право. [Электронный ресурс], 2016. Режим доступа: . https://docplayer.ru/57055297-Sluzhebnoe-pravo-uchebnoe-posobie.html/ (дата обращения:15.01.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.