Научная статья на тему 'Анализ развития современного делового сотрудничества предприятий Приморского края'

Анализ развития современного делового сотрудничества предприятий Приморского края Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
94
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИЧЕСТВО / COOPERATION / АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН / PACIFIC RIM / ДАЛЬНИЙ ВОСТОК / DISTANT EAST / ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENTS / ЭКОНОМИКА / ECONOMY / ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА (ОЭЗ) / SPECIAL ECONOMIC ZONE (SEZ)

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Мальцева А.Я.

Актуальность данной работы обусловлена сложностью экономической ситуации в стране и мире, и как следствие, смещение геополитических и экономических интересов России в строну Азиатско-Тихоокеанского региона. В связи с этим регионы Дальнего Востока, в частности Приморский край, укрепляют свои позиции во внутренней и внешней политике государства, и в тоже время, вызывают сильный интерес у иностранных инвесторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of development of modern business cooperation of the entities of Primorsky Krai

Relevance of this work is caused by complexity of an economic country situation and the world, and as a result, in I will shift the shift of geopolitical and economic interests of Russia the Pacific Rim. With respect thereto regions of the Far East, in particular Primorsky Krai, strengthen the line items in domestic and foreign policy of the state, and in too time, cause strong interest in foreign investors.

Текст научной работы на тему «Анализ развития современного делового сотрудничества предприятий Приморского края»

СВЕЖИЙ ВЗГЛЯД

FRESH VIEW

УДК 339.94

А.Я. Мальцева

АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ДЕЛОВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Актуальность данной работы обусловлена сложностью экономической ситуации в стране и мире, и как следствие, смещение геополитических и экономических интересов России в строну Азиатско-Тихоокеанского региона. В связи с этим регионы Дальнего Востока, в частности Приморский край, укрепляют свои позиции во внутренней и внешней политике государства, и в тоже время, вызывают сильный интерес у иностранных инвесторов.

Ключевые слова: сотрудничество, Азиатско-Тихоокеанский регион, Дальний Восток, инвестиции, экономика, особая экономическая зона (ОЭЗ).

Для Китая Приморье - это территория, прикрывающая кратчайший доступ к незамерзающему Японскому морю, что жизненно важно для провинций Хэйлунцзян и Цзилинь, заинтересованных в расширении связей с Японией. Для Японии (особенно ее западных префектур) Приморье - это начало удобной транспортной артерии к богатым ресурсами Сибири и Дальнему Востоку и северной части Евразийского материка. Для Южной Кореи Приморье - возможная сфера приложения капиталов.

Учитывая характер российский реформ и глобальные изменения в мире, можно прогнозировать ту роль, которую Приморский край будет играть в мировой экономике и политике -не только как форпост России на Дальнем Востоке и главные ворота в Сибирь, но и как крупный международный торгово-финансовый центр, ориентированный на Восточную Азию и страны Тихоокеанского бассейна. Уникальное географическое положение предопределяет особую роль края в реализации стратегических и экономических интересов России в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Политика открытости, одним из ярких проявлений которой стало объявление с 1 января 1992 г. Владивостока открытым городом, изменила статус Приморского края, превратив его в активного участника международных отношений. Если к 1991 г. в крае (в г. Находке) находилось 3 иностранных консульства (Вьетнама, КНДР и Японии), то после открытия Владивостока к ним прибавились также генеральные консульства Австралии, Индии, Республики Корея, США, Филиппин.

© Мальцева А.Я., 2016. Б01: 10.15350/2221-7347.2016.7

Мальцева Анастасия Яновна - студент, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, Россия.

Научный руководитель: Волынчук Андрей Борисович - кандидат географических наук, доцент, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, Россия.

Приморский край подписал соглашения о дружбе и сотрудничестве с японскими префектурами Осака и Тояма, китайскими провинциями Хэйлунцзян и Цзилинь, с южнокорейскими провинциями Кангвон и Южный Кенсан.

Уже в 1997 г. во Владивостоке, Находке и Уссурийске было аккредитировано более 76 представительств иностранных фирм, компаний и объединений, в том числе таких известных, как «Мицубиси», «Марубени», «Сони» (Япония), «Хендэ», «Самсунг» (Республика Корея), «Рэнк Ксерокс» (Великобритания) и др.

Прямые авиалинии связали Владивосток с Ниигатой, Тоямой (Япония), Сеулом (Республика Корея), Сиетлом (США), Харбином (КНР). На границе с Китаем были открыты автопереходы.

Продолжала развиваться народная дипломатия. Приморский край стал побратимом префектуры Тояма (Япония), Владивосток заключил аналогичные соглашения с городами Ниигата, Акита, Хакодате (Япония), Сан-Диего и Такома (США), Далянь (КНР), Пусан (Республика Корея), Хайфон (Вьетнам). Находка установила побратимские связи с городами Окленд и Бил-лингхем (США), Уссурийск - с Муданьцзянем (КНР).

Всплеск внешнеэкономической деятельности в крае начался с 1988 г., когда предприятия получили право самостоятельно устанавливать связи с зарубежными партнерами. Особенно высокими темпами рос товарооборот с Китаем.

Максимальный подъем внешнеэкономических связей края пришелся на начало 1992 г. Этому способствовали решения правительства о либерализации внешней торговли России, а также вынужденная переориентация экономики края на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона, вызванная возросшими тарифами на железнодорожные и авиаперевозки внутри страны. Количество внешнеторговых партнеров края увеличилось с 17 в 1990 г. до 84 в 1996 г. Активно развивалась бартерная и «челночная» торговля. Край занимал первое место на Дальнем Востоке по объему внешней торговли. В 1993 г. около 3000 предприятий и организаций вели внешнеэкономическую деятельность (в 1991 г. - менее 350).

Начали внедряться новые формы экономического сотрудничества: производственная кооперация, совместные предприятия. На 1 марта 1994 г. в крае было зарегистрировано уже 647 предприятий с иностранными инвестициями. Наибольшее число таких предприятий было создано с Китаем (271), Японией (52) и США (39). Основная часть их была связана с торговлей и сферой услуг. В 1996 г. предприятия с иностранными инвестициями произвели продукции и услуг на сумму более 1 трлн руб. и создали свыше 10 тыс. рабочих мест.

Структура внешней торговли Приморья полностью отражала сырьевую направленность его экономики и ее зависимость от поставок извне. В «дореформенной» период 70-75% необходимых краю продуктов поступало из-за Байкала, в основном из европейской части России и Средней Азии. Со снижением объема поставок из этих районов усиливалась зависимость края от импорта из соседних стран. В 1994 г. среди ввезенных в край товаров народного потребления товары из других регионов России составили 43,1%, из государств СНГ - 1,4%, в то время как из зарубежья - 55,5%.

Наиболее активно в первой половине 90-х годов развивались экономические, политические и гуманитарные связи с ближайшими соседями: Китаем, Японией, Республикой Корея, а также с США, Австралией и странами Юго-Восточной Азии. Однако нестабильная экономическая и политическая обстановка в стране и отсутствие гарантий для инвестиций удерживают иностранных предпринимателей от развертывания бизнеса с Россией.

В экспорте края по-прежнему более 1/3 объема составляло сырье. Вывозились за рубеж рыба и рыбопродукция, лесоматериалы, черные и цветные металлы, удобрения и пр. В импорте преобладали товары народного потребления и продукты питания (около 50%), машины, оборудование, транспортные средства и вычислительная техника.

Политическая разрядка, рост экономической взаимозависимости стран Восточной Азии, их общие интересы и осознание необходимости сотрудничества ради собственного процветания усилили в конце 80-х - начале 90-х годов интеграционные процессы. Для этого существуют объективные предпосылки (таблица 1)

Таблица 1

Объективные предпосылки необходимости сотрудничества

Предпосылки Характеристика

Географические Относительная целостность и компактность бассейна Японского моря и природно-климатическое сходство его районов

Геополитические Взаимосвязанные интересы стран, прилегающих к Японскому морю

Экономические Эффективность совместного использования природных и трудовых ресурсов

Экологические Необходимость объединения усилий для решения экологических проблем Японского моря

Быстрый экономический рост и усиление разносторонних связей стран Восточной и Центральной Азии требуют создания здесь единого торгового, финансового и информационного центра. Эти предпосылки в условиях изменившегося политического климата в регионе повлекли за собой появление в Японии, Республике Корея, КНР и России проектов кооперации и сотрудничества в Восточной Азии.

Как зарубежные разработчики, так и местные ученые отдают приоритет созданию здесь свободной экономической зоны (СЭЗ). Благодаря зонам экономического сотрудничества Дальний Восток России сможет быстрее перейти на рыночные рельсы и интегрироваться в мировое хозяйство.

Свободная экономическая зона «Находка» была создана в 1990 г. вместе с 12 другими СЭЗ на территории России. Главное направление ее развития - превращение Находки в центр трансконтинентальной торговли. К январю 1995 г. на ее территории было зарегистрировано 469 предприятий с иностранным капиталом, а общий объем иностранных инвестиций в зону достиг 220 млн долларов. Самыми крупными проектами являются: создание российско-американского промышленного парка и российско-корейского промышленного комплекса, а также строительство и реконструкция портово-причальных комплексов и сооружений. Их реализация поддерживается специальным Законом Приморского края «Об индустриальных промышленных комплексах на территории СЭЗ «Находка» Приморского края».

Однако развитие СЭЗ «Находка» сдерживается отсутствием реальных налоговых льгот и привилегий для привлечения иностранных инвестиций. Закон о свободных экономических зонах так и не был принят.

В октябре 1990 г. Комитет промышленного развития ООН (ЮНИДО) выступил инициатором превращения Владивостока в открытый для иностранного капитала город. Идеей проекта являлось создание свободной экономической зоны на территории Южного Приморья. Выполняя заказ ЮНИДО, группа японских ученых уже к осени 1991 г. разработала концепцию будущей СЭЗ. Хотя концепция, получившая название "Большой Владивосток", отражала прежде всего экономические интересы Японии (особенно западных, менее развитых префектур - Ниигата, Исикава, Тояма), предусматривалось интенсивное развитие Южного Приморья, включая 4 города (Владивосток, Находка, Артем и Партизанск) и 6 районов (Партизанский, Хасанский, Шкотовский, Надежденский, Уссурийский, Октябрьский). Эта территория должна была превратиться в один из мощных транспортных и деловых центров Восточной Азии, открывающих доступ к природным богатствам Сибири и Дальнего Востока.

В том же 1990 г. на конференции в городе Чанчунь китайские ученые выступили с идеей создания международной производственно-транспортной зоны на стыке КНР, КНДР и России -в бассейне реки Туманная (Туманган). Инициаторы также получили поддержку в ЮНИДО, которая привлекла к разработке проекта зоны «Туманган» ученых разных стран. Активным проводником этой идеи стали власти китайской провинции Цзилинь, более всего нуждающейся в выходе к морю. Однако интересы и взгляды потенциальных участников проекта существенно расходились по таким ключевым вопросам, как территориальные рамки зоны, ее правовой статус, специализация. Администрация Приморского края выступила против проекта, видя в нем угрозу транспортным артериям Приморья и экологии заповедных морских территорий. С 1991 по 1996 г. концепция претерпела существенные изменения и трансформировалась в новую версию - проект «Туманган». Географически район включает провинцию Северный Хамген

(КНДР), Яньбяньский автономный округ провинции Цзилинь (КНР) и южную часть Приморья с Уссурийском и Находкой. Главная цель проекта - ускорение темпов экономического развития территории и повышение уровня благосостояния населения путем привлечения и развития внутренней и транзитной торговли.

Появление международных проектов, в каждом из которых Приморскому краю отводится заметное место, свидетельствует о новом качестве межгосударственного сотрудничества. На рубеже XXI века все более явственно обозначается роль Приморья как своеобразного моста, связывающего Россию со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Развитие Дальнего Востока всегда было одним из приоритетных направлений экономического развития России, однако оно ограничено несколькими факторами, такими как климат, финансы, инфраструктура и т.д., темпы экономического и социального развития Дальнего Востока отстают от западных регионов России. В последние годы, вслед за экономическими преобразованиями в России, Дальний Восток все больше и больше попадает под внимание правительства, значительно улучшилась экономика, темпы роста поддерживаются на уровне около 5%.

В настоящее время Приморье совместно с китайскими провинциями Хэйлунцзян и Цзи-линь строят транспортные коридоры «Биньхай 1» и «Биньхай 2». После завершения строительства, Северо-Восток Китая будет использовать эти два транспортных коридора для расширения импорта и экспорта, можно существенно сократить время и затраты на перевозку китайских товаров в соответствующие районы, Дальний Восток России от этого также выиграет. Кроме того, Китай и Россия ведут переговоры относительно острова Большой Уссурийский, расширения сотрудничества в сфере трансграничных перевозок и туризма. Китайские предприятия также активно участвуют в проекте «Свободный порт Владивосток», что обеспечит поддержку новой точки экономического роста Северо-Востока Китая.

Долгие годы Китай главным образом импортировал из России ресурсы и энергопродукцию и экспортировал в Россию свою легкую промышленность, электронику и машины. Структура торговли была однобокой, результатом чего стала слабая способность к противодействию внешним рискам. В прошлом году на фоне резкого спада цен на международном сырьевом рынке общий объем товарооборота Китая и России снизился до 68,06 млрд. долларов США, спад составил 28,6%.

Предприятия Приморского края обладают традиционными преимуществами в сферах научных исследований, новых материалов и фармацевтики. Китай, в свою очередь, обладает проверенными технологиями и опытом в сферах легкой текстильной промышленности. Стороны имеют большой потенциал в формировании сотрудничества на уровне среднего и малого бизнеса, что является также ключом для улучшения двусторонней торгово-экономической структуры. В России китайские компании могут создавать совместные производственные предприятия, что помогает российским партнерам сформировать целостную цепочку индустрии и увеличить возможности трудоустройства. Российские ведомства должны проводить льготную политику и совершенствовать законы и законодательные акты, стимулировать информирование обеих сторон для создания эффективной платформы сотрудничества предприятий.

В 2015 году стороны добились немалых успехов в торгово-экономическом сотрудничестве. Прежде всего, это бурное развитие транснациональной электронной коммерции, формирование сотрудничества по торговле сельскохозяйственной продукцией и экологической сельскохозяйственной продукцией, продвижение научно-технического и инновационного сотрудничества. Но китайские предприятия должны уделять больше внимания подаче и брендовой репутации своей продукции, чтобы успешно адаптироваться к новому рынку и соблюдать местные законы и правила, глубже осознать важность экологической охраны и страхования, придавать больше значения развитию деятельности компаний на месте в целях достижения взаимного выигрыша.

Китай придает большое значение развитию двустороннего торгово-экономического сотрудничества, Приморский край становится одним из основных направлений китайских инвестиций. Китай и Приморье в настоящее время демонстрируют высокую степень взаимного доверия в политике, мощную взаимодополняемость в экономике, страны имеют протяженную

общую границу на Дальнем Востоке, такие сферы как сельское хозяйство, энергетика, перерабатывающая промышленность, логистика и др. являются перспективными направлениями для сотрудничества между двумя сторонами.

Но есть еще некоторые проблемы. Экономический национализм России был существенным препятствием в течение длительного времени. Местные органы власти часто меняют свою политику, усиливая неопределенность для китайских предприятий. Дальневосточный регион России является географически обширной, но малозаселенной территорией. У многих граждан и органов исполнительной власти России возникает опасение сохранения целостности России, чрезмерной трудовой миграции населения из густонаселённого Китая. Уровень оказания услуг и полномочия местных органов власти сравнительно слабы.

Китайские предприятия имеют свои недостатки тоже. Их масштаб мал и их возможности конкурентной борьбы невелики. Им не хватает талантливых кадров и необходимых каналов финансирования.

Одним из основных торгово-экономических партнеров Приморского края в СевероВосточной Азии остается Республика Корея (РК).

В 2015 году заинтересованность в активизации бизнес контактов, создания и расширения предприятий с южнокорейским капиталом во многом определялась планируемым вступлением в силу ФЗ № 212 от 13 июля 2015 года «О свободном порте Владивосток» (СпВ), а также проводимом в сентябре Восточном экономическом форуме.

Товарооборот Приморского края с Республикой Корея в 2015 году составил 1 044 596,56 тыс. долларов США (экспорт/импорт - 760 488,89/284 107,67 тыс. долларов США). Спад показателей по сравнению с 2014 годом - 27% или 289 295,59 тыс. долларов США (в 2014 году по сравнению с 2013 годом рост на 6% (62 003,33 тыс. долларов США) и 68% или 623 533,31 тыс. долларов США (в 2014 году по сравнению с 2013 годом спад на 26% (321 894,5 тыс. долларов США), соответственно.

Основа экспорта в РК традиционно является сырьевой рыбопродукция (39%), нефть и нефтепродукты (37%), отходы и лом черных металлов (12%); главные статьи импорта - полимерные материалы, пластмассы (16%), машины и механизмы (16%), средства наземного транспорта (14%).

В течение 2015 года представители бизнеса и властных структур Республики Корея неоднократно посещали Приморский край. В ходе встреч с представителями краевых властей основной тематический упор делался на развитие транспорта и логистических маршрутов, углубление кооперации в аграрном секторе, консалтинговой поддержки совместных проектов.

Особо иностранных делегатов заинтересовали возможности инвестирования в экономику Приморского края в рамках проекта «Свободный порт Владивосток». Проводятся регулярные встречи администрации Приморского края с корейскими бизнесменами по инициативе последних. Однако, несмотря на кажущуюся привлекательность предлагаемого комплекса мероприятий, южнокорейские представители не торопятся вкладывать реальные инвестиции в СпВ. Видится, что отсутствие непосредственных капиталовложений от южнокорейского бизнеса связаны как с недостаточной проработкой законодательной базы функционирования проекта (а по некоторым вопросам - ее отсутствием), так и с негативным опытом предыдущих проектов РК на территории Приморского края (например, построенный в 2013 г. в г. Артем совместный с «Hyundai Heavy Industries» завод, который не функционирует по настоящее время).

Отдельного внимания заслуживает зафиксированная в ФЗ № 212 от 13 июля 2015 года возможность создания иностранных медицинских центров. Однако текущая законодательная база РФ вопроса не позволяет иностранным компаниям, предлагающим медицинские услуги, осуществлять свою деятельность на территории особой зоны. Кроме того, представители функционирующих на территории Приморья фирм, оказывающих медицинские услуги в РК, отмечают слабую заинтересованность южнокорейского руководства в их участии в данном проекте.

В целом, торгово-экономические связи с Республикой Корея, несмотря на экономический кризис и падение стоимости рубля, остаются перспективными. Предлагаемые российской стороной инвестиционные схемы привлекают иностранных партнеров, однако последние предпочитают дождаться реальных результатов реализации данных проектов.

В частности, в сфере торговли и инвестиций стороны считают необходимым продолжить работу по привлечению корейских высокотехнологичных предприятий и исследовательских центров, способствовать привлечению корейских предприятий в промышленно-производственные ОЭЗ, содействовать реализации корейскими компаниями проектов в области создания и эксплуатации объектов туристской и портовой индустрии ОЭЗ. Российская сторона предлагает заинтересованным корейским авиакомпаниям и организациям активизировать переговоры по вопросу возможности продвижения российского пассажирского самолета SSJ-100 в Республику Корея.

Российская сторона заинтересована в расширении сотрудничества ОАО «Банк ВТБ» с банками Республики Корея с целью создания наиболее благоприятных условий для реализации перспективных проектов двустороннего сотрудничества. «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк) рассматривает предложения по участию в совместных инвестиционных и экспортных проектах.

Так же планируется развитие сотрудничества между ОАО «НК «Роснефть» и корейской компанией «Doosan Engineering and Construction» по вопросу организации поставок оборудования корейского производства для российских нефтеперерабатывающих предприятий. Приморский край заинтересован в развитии двустороннего сотрудничества в энергетических проектах по внедрению прогрессивных инновационных технологий при строительстве и модернизации АЭС на территории Российской Федерации и Республики Корея, а также в третьих странах. Стороны высоко оценивают создание совместного предприятия «Евразия Энерджи Холдингс Пте. Лтд.» (Eurasia Energy Holdings Pte. Ltd.) между ОАО «Курорты Северного Кавказа» и южнокорейским энергетическим холдингом «Кореа Вестерн Пауэр Ко» (Korea Western Power Co, KOWEPO) при участии компании «Чиер Харбор Трейдинг Ко» (Cheer Harbor Trading Co, Ltd.) с целью совместной реализации энергетических и инфраструктурных проектов на Юге России и в других регионах Российской Федерации, в том числе Дальнего Востока и Сибири, и признают его в качестве одного из приоритетных проектов во взаимоотношении двух стран.

Российская сторона намерена рассмотреть возможность создания совместных российско-корейских центров малого и среднетоннажного судостроения, судоремонта и гарантийного обслуживания судов на территории Дальневосточного федерального округа. Также продолжается производство в Приморском крае автомобильного транспорта между российской компанией «Sollers» и корейской компанией «Ssang Yong».

Приморский край выражает готовность оказывать содействие российским и корейским компаниям для расширения контактов и развития сотрудничества в области развития железнодорожной инфраструктуры в России и других странах, а также проявляет заинтересованность в развитии двустороннего сотрудничества по инвестиционным проектам в сфере переработки и утилизации твердых бытовых и промышленных отходов, реализуемых с привлечением средств частных инвесторов на территории Приморского края.

Библиографический список

[1] Приморский край - центр России в Азиатско-Тихоокеанском регионе - URL:http: // invest.primorsky.ru/invest/templates/ja_purity/images/presentationpk.pdf

[2] Скопина И.В. Инвестиционный климат территории: мировой и национальный взгляд / И.В. Ско-пина, Ю.О. Бакланов, А.А. Агаев // Менеджмент в России и за рубежом. - 2006. - № 2. - С. 32-38

[3] Самогородская М.И. Институциональное обеспечение инвестиционной привлекательности региона: на примере Приморского края / М. И. Самогородская // Вестн. гос. ун-та. Серия: Экономика и управление. - 2013. - № 2. - С. 78-92

[4] Инвестиционные проекты в Приморском крае - URL: http: // yablor.ru/blogs/investicionnie-proekti-v-primorskom-krae/2216654

[5] Инвестиционный портал Приморского края - URL: http: // invest.primorsky.ru/invest/

[6] Мовсесова М.Г. Составляющие инвестиционного климата региона / М. Г. Мовсесова // Механ. разв. соц.-экон. систем региона: материалы 2-й межд. науч. - практ. конф. - Воронеж, 2013. - С. 45-48

[7] Постановление администрации Приморского края от 30.06.2011 N 177-па «Об утверждении краевой целевой программы «Улучшение инвестиционного климата в Приморском крае» на 2011 - 2015 годы».

***

UDC 339.94

A. Ya. Maltseva

ANALYSIS OF DEVELOPMENT OF MODERN BUSINESS COOPERATION OF THE ENTITIES OF PRIMORSKY KRAI

Relevance of this work is caused by complexity of an economic country situation and the world, and as a result, in I will shift the shift of geopolitical and economic interests of Russia the Pacific Rim. With respect thereto regions of the Far East, in particular Primorsky Krai, strengthen the line items in domestic and foreign policy of the state, and in too time, cause strong interest in foreign investors.

Keywords: cooperation, Pacific Rim, Distant East, investments, economy, special economic zone (SEZ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.