УДК 658.15
И.Ф. Шелопаева, ассистент кафедры «Финансы и менеджмент», (4872) 24-17-15, irinashelopaeval @.mail.ru. (Россия, Тула, ФГБОУ ВПО ТулГУ)
АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ РЫНКА ИННОВАЦИЙ В РОССИИ
Анализируется развитие рынка инноваций в России, рассматриваются меры, способствующие инновационному развитию страны.
Ключевые слова: рынок инноваций, торговля технологиями, венчурные фонды, законодательная база.
Существующее на сегодняшний день кризисное состояние мировой экономики не может быть преодолено без дополнительных инвестиций в науку, играющую ключевую роль в прогрессе любой страны. В настоящее время значительная часть исследований и разработок выполняется в странах OECD (Organization for Economic Cooperation and Development). США и Япония обеспечивают около 60 % инвестиций от затрат на исследования и разработки всех стран OECD. В последние годы значительно увеличились научные затраты Китая. По данным Росстата, расходы на науку этой страны выросли с 27 млрд дол. в 2000 г. до 86,8 млрд дол. в 2006 г., а для России аналогичные цифры за тот же период увеличились с 10,7 до 18,6 млрд дол. [5].
Инновационный путь развития любой страны предполагает ее интеграцию в мировой инновационный рынок. Успеха в этом добиваются страны, максимально сконцентрировавшиеся на реализации своих конкурентных преимуществ. Динамичное социально-экономическое развитие многих стран мира стало основываться исключительно на инновациях, которые приняли стратегически важный характер. Если Россия не последует их примеру, то будет отброшена назад не только по объему выпускаемой продукции, но и по ее технологическим возможностям, отстанет во всех видах своего развития от передовых стран. В настоящее время за рубежом производство наукоемкой продукции обеспечивают всего 50-55 макротехнологий. Семь наиболее развитых стран, обладая 46 макротехнологиями, держат 80 % этого рынка. США ежегодно получают от экспорта наукоемкой продукции около 700, Германия — 530, Япония — 400 млрд дол. В мировой экономической науке считается, что вклад научных достижений в рост ВВП может превышать 50 %. Весь объем мирового рынка наукоемкой продукции составляет сегодня 2 трлн 300 млрд дол. На долю США приходится 39 % этой продукции, на долю Японии — 30 %, Германии — 16 %. Доля России составляет всего 0,3 % [1]. От уровня инновационной активности в экономике, положения на мировом рынке наукоемкой продукции непосредственно зависит и национальная безопасность страны. Если ситуация коренным образом не изменится, то уже в ближайшее время рос-
сийские предприятия столкнутся с разрушением производственного и кадрового потенциала, что в конечном счете приведет к усилению зависимости страны от импорта продукции, иностранного капитала.
В 2006 г. 38,8 % промышленных предприятий Евросоюза были обоснованно названы инновационными. Германия занимает лидирующие позиции в этом списке с 62,6 % инновационных промышленных предприятий. Она также является единственной страной в Евросоюзе, в которой инновации осуществляли более 50 % промышленных предприятий [3, с. 62].
За 2008 г. американское правительство потратило 65 млрд дол. (около 1 % ВВП) на научный сектор экономики. Причем около 1/3 этих денег пошло непосредственно в правительственные лаборатории, 1/3 — в университеты и 1/3 — в промышленность [4]. США увеличили бюджетные ассигнования на науку в 2009 г. на 3,2 % [6]. Аналогичные затраты России в 2008 г. составили 431 073,2 млн руб. (около 15 млрд дол.), что составило 1,03 % от объема ВВП России. Таким образом, в относительном выражении затраты бюджета России на инновации практически не отличаются от аналогичных затрат США. Однако в абсолютном выражении разница достаточно ощутима (более чем в 4 раза).
В 2008 г. в России 3666 организаций выполняли исследования и разработки. Из них 1540 (42 %) организаций относятся к предпринимательскому сектору. Также в этом году 463 организации выполняли исследования и разработки, связанные с нанотехнологиями, затраты на которые составили 11 026, млн руб. [2, с. 544].
Однако, несмотря на возросшую инновационную активность российских предприятий, доходы от полученных результатов незначительны по сравнению с расходами на приобретение зарубежных разработок.
Динамика экспорта и импорта инновационных технологий РФ представлена в табл. 1 [2, с. 559].
Таблица 1
Торговля технологиями с зарубежными странами по видам экономической деятельности организаций РФ в 2008 г.
Экспорт Импорт
Число соглашений Стоимость предмета соглашения, млн РУб. Поступление средств за год, млн руб. Число соглашений Стоимость предмета соглашения, млн руб. Платежи средств за год, млн руб.
Всего 1861 64 822,5 21 443,4 1735 98 117,1 55 341,7
в том числе по объектам сделок:
патент на изобретение 5 248,0 2,7 24 1431,6 258,4
патентная лицензия на изобретение 22 485,4 136,0 51 3213,4 1707,2
полезная модель 14 468,9 92,0 8 10,6 17,2
ноу-хау 28 1054,2 247,2 40 3051,2 1196,0
товарный знак 15 269,7 268,2 70 10 531,5 11 539,5
промышленный образец 8 720,4 96,0 1 0,1 0,0
инжиниринговые услуги 795 47259,0 12694,8 993 57087,4 29719,4
научные исследования 637 9289,9 3907,1 111 2399,5 821,0
прочие 337 5026,9 3999,5 437 20 391,8 10 083,0
Результаты анализа данных таблицы показали, что наибольшее число соглашений как по экспорту, так и по импорту заключено на оказание инжиниринговых услуг и проведение научных исследований. Причем число экспортных соглашений на проведение научных исследований значительно превышает число импортных соглашений по этому вопросу. Разница в стоимости предмета соглашений составляет 6890 млн руб. Общая разница в стоимости экспорта и импорта составляет 33 295 млн руб. в пользу импорта. Таким образом, политику России в области международной торговли инновациями нельзя назвать эффективной.
По данным за 2009 г. из 2030 патентов, выданных Роспатентом, только 30 принадлежит российским правообладателям, остальные — иностранным представителям. Одной из причин такого положения называют отсутствие достаточно проработанной законодательной базы.
В совершенствовании нуждается налоговое законодательство, так как сегодня налоговая система в России построена с учетом сырьевой направленности экономики. Президент РФ Дмитрий Медведев сообщил 27 июля 2010 г., что поручит правительству подготовить изменения в законодательство, в том числе уголовное и налоговое, для облегчения работы венчурных компаний, чтобы им не приходилось отвечать за естественную для этой сферы долю неоправдавших себя проектов.
По словам президента, всего в России действуют 108 венчурных фондов, при этом фактически можно сказать, что работают только 43 с общим объемом капитала около 2 млрд дол.
В рамках Государственно-частного партнерства сформировано 7 венчурных фондов (табл. 2). Общий объем этих фондов — 18,983 млрд руб. Фонды сформированы на 10 лет.
Доля Российской венчурной компании в каждом фонде составляет 49 %. 51 % — средства частных инвесторов.
Таблица 2
Список фондов, созданных совместно с Российской венчурной компанией
Название фонда Объем фонда Управляющая компания
ВТБ-Фонд венчурный 3,061 млрд руб. ВТБ Управление активами
Биопроцесс Кэпитал Венчурс 3 млрд руб. Биопроцесс Кэпитал Партнере
Максвелл Биотех 3,061 млрд руб. Максвелл Эссет Менеджмент
Лидер-Инновации 3 млрд руб. Лидер
Тамир Фишман Си Ай Джи 2 млрд руб. ЦентрИнвест
Новые технологии 3,061 млрд руб. Альянс РОСНО Управление Активами
С-Групп Венчурс 1,8 млрд руб. Север Эссет Менеджмент
Второй составляющей рынка инвестиций в сфере высоких технологий являются бизнес-ангелы. Если венчурные фонды, как правило, предпочитают вложения в проекты со средней степенью риска (типичная инвестиция — 1-5 млн дол. в проект), то бизнес-ангелы в основном сосредотачивают свою деловую активность на вложения в компании на самой ранней стадии развития (50-300 тыс. дол. в проект) и, как следствие, более рискованных инвестициях.
В РФ в 2006 г. была создана Ассоциация бизнес-ангелов «Стартовые инвестиции». Основной целью деятельности Ассоциации является организация системы, создающей необходимые условия для привлечения частного капитала в инновационные и перспективные проекты, предприятия, нуждающиеся в источниках финансирования. Объединение необходимых ресурсов — капитала, делового опыта и знаний инвестора с инновационными, перспективными идеями и проектами является залогом их успешной реализации и дальнейшего развития.
Основные задачи Ассоциации:
- экспертиза инновационных и бизнес-проектов, основными источниками поступления которых являются инновационно-технологические центры ВУЗов, институты РАН, технопарки, венчурные ярмарки, иннова-торы, авторы проектов и т. д.;
- представление отобранных проектов членам Ассоциации;
- помощь авторам перспективных проектов и предпринимателям в подготовке презентационных материалов для членов Ассоциации;
- организация дополнительной (углубленной) экспертизы проектов по заявкам авторов и членов Ассоциации;
- организация презентационных площадок и деловых встреч членов Ассоциации;
- подготовка команд менеджеров для реализации проектов;
- поиск и анализ конкретных проектов по заявкам членов Ассоциации;
- формирование общественного мнения о деятельности бизнес-ангелов [7].
В экономике страны не развиты инструменты и не созданы условия функционирования рынка нематериальных активов, в том числе:
-регистрация, оценка, учет, отчетность, защита, торговая инфраструктура нематериальных активов, патентов и свидетельств на них;
-налоговые, таможенные, бюджетные и иные правовые условия приоритетного развития рынка нематериальных активов.
Сдерживает развитие рынка нематериальных активов и обслуживающих его институтов и отсутствие системы управления интеллектуальной собственностью, единой координации деятельности образованных институтов развития инновационной экономики. Вследствие этого рынок нематериальных активов практически отсутствует, а интеллектуальная собственность крайне редко используется как актив.
10 сентября 2010 г. на политическом форуме в Ярославле Президенту Дмитрию Медведеву представили новый план инновационного развития России. «Ярославский План 10-15-20» разработан Нью-Йоркской Академией наук и депутатом Госдумы Ильей Пономаревым. В документе описаны 15 конкретных мер, которые помогут построить инновационную экономику, и 20 ключевых рисков на пути к ней. Особо отмечена необходимость поддерживать и расширять сектор частного и венчурного финансирования.
Внести в действующее законодательство изменения, необходимые для работы венчурных инвесторов и инвесторов-ангелов в режиме, к которому они привыкли в других юрисдикциях, в том числе поправки в закон об акционерных обществах и о банкротстве. Особую важность для венчурного капитала будет иметь разрешение создания в России товариществ с ограниченной ответственностью (по образцу американских limited liability partnerships, LLP) вместо действующей формы ЗПИФ.
Снять с Роснано и Российской Венчурной Компании запрет на инвестирование в иностранные высокотехнологические компании и обязать разместить определенный значительный процент свободных средств в российском NASDAQ.
Разрешить Российской Венчурной Компании входить в иностранные венчурные фонды в качестве ограниченного партнера при условии их прихода в Россию.
Во всех странах без исключения государство сыграло в развитии инноваций ключевую роль, которая заключалась в проведении правильной, гибкой и адекватно финансируемой политики. Ни одна инновационная экосистема не развивалась без участия государства. Это обстоятельство
еще раз подчеркивает важность проведения правильной политики российским руководством.
Одним из наиболее важных факторов, определяющих эффективность инновационной деятельности в стране, является сотрудничество трех партнеров: государства, предпринимательского сектора и исследовательских организаций. В 2008 г. внутренние затраты на исследования и разработки для государственного сектора, предпринимательского сектора, учреждений высшего профессионального образования и некоммерческих организаций составили 30,1 %, 62,9 %, 6,7 и 0,3 % соответственно [2, с. 555]. Очевидно, что государственным предприятиям необходимо проявлять большую активность в инновационной сфере. На данном этапе развития российской экономики устойчивого партнерства между названными секторами не наблюдается.
Необходимо изменить государственную политику в области предпринимательства, реализовав комплекс мер по защите права интеллектуальной собственности, предоставлению налоговых и иных льгот предприятиям, осуществляющим инновационную деятельность.
Первые успехи в этом направлении были сделаны 12 февраля 2010 г. в Томске на выездном заседании Комиссии по модернизации экономики России при Президенте РФ, где было высказано предложение о внесении затрат на НИОКР в себестоимость продукции. Данное предложение имеет несомненный плюс: стимулирование предпринимателей к осуществлению инновационной деятельности, так как многие не желают тратить на это часть прибыли.
Однако такое нововведение может иметь серьезные последствия для предприятий. Постоянным спутником инновационной деятельности является риск. Инновационный риск можно определить как вероятность потерь, возникающих при вложении фирмой средств в производство новых товаров и услуг, в разработку новой техники и технологий, которые, возможно, не найдут ожидаемого спроса на рынке, а также при вложении средств в разработку управленческих инноваций, которые не принесут ожидаемого эффекта. Включение затрат на НИОКР в себестоимость может значительно повысить цену товара. Если разработки не дадут желаемого результата, то повышение цены окажется неоправданным. Это приведет к снижению спроса на продукцию предприятия и, как следствие, снижению общего объема прибыли.
Для решения этой проблемы необходимо совершенствовать способы отбора инновационных проектов, т. е. методы определения их эффективности до осуществления основных затрат на разработку и реализацию, в число которых обязательно нужно включить дополнительные маркетинговые исследования.
Также целесообразным является определение приоритетных направлений для финансирования инновационной деятельности. К числу приори-
тетов государственной инновационной политики РФ относятся федеральные целевые программы: «Национальная технологическая база», «Развитие электронной техники в РФ», «Развитие гражданской авиационной техники», «Информатизация РФ», «Технологии двойного назначения», «Развитие промышленной биотехнологии», «Реструктуризация и конверсия оборонной промышленности» и пр.
Поскольку общий объем государственных инвестиций в науку в России, как было сказано выше, более чем в 4 раза ниже чем, например, в США и не представляется возможным увеличить его без ущерба для других областей экономики, необходимо как можно более эффективно распределить имеющиеся ресурсы. Здесь следует учитывать, что наибольшая отдача будет от тех отраслей, в которых у России имеется достаточный ресурсный потенциал. К таким отраслям можно отнести медицину (фармацевтику и производство медицинского оборудования), сельское хозяйство, энергетику, образование. Эти отрасли обеспечивают наибольший положительный социальный эффект. Если говорить о государственном секторе, в модернизации нуждается система ЖКХ, оборонная промышленность.
Еще одним вариантом для российского рынка инноваций является международное сотрудничество. Иностранные инвестиции и обмен опытом могут ускорить развитие инновационной деятельности в России.
Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:
- на данный момент рынок инноваций в России является неразвитым — показатели инновационной активности значительно ниже, чем в развитых странах;
-причины такой ситуации кроются в недостаточном финансировании научной деятельности как со стороны государства, так и со стороны предпринимательского сектора, а также в несовершенстве законодательной базы, методов отбора инновационных проектов (предварительной оценки эффективности);
- для улучшения ситуации на российском рынке инноваций необходимо:
- совершенствовать законодательную базу в области нематериальных активов, налоговое законодательство, законодательство в области инноваций;
- сконцентрировать ограниченные финансовые ресурсы в приоритетных областях экономики;
- в целях сокращения инновационного риска совершенствовать способы отбора инновационных проектов, сделав упор на предварительную оценку эффективности проектов и маркетинговые исследования;
-налаживать международное сотрудничество в области инноваций для привлечения иностранных инвестиций и обмена опытом;
- совершенствовать систему страхования инновационных проектов в целях перераспределения финансовых рисков и привлечения дополнитель-
ных средств на реализацию инновационных программ, проектов и мероприятий.
Указанные меры могут в значительной степени способствовать инновационному развитию России и, как следствие, преодолению последствий мирового экономического кризиса, постепенно переходящего в социальный.
Библиографический список
1. Инновационный менеджмент: учеб. пос. для студ. высш. учеб. заведений / К.В. Балдин [и др.]. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 368 с.
2. Российский статистический ежегодник, 2009: стат. сб. М.: Росстат, 2009. 795 с.
3. Eurostat Pocketbooks, 2009: Science, technology and innovation in Europe, 2009 edition, 130 pp.
4. Роль инноваций в системе мирового хозяйства (Inventots.ru) [Электронный ресурс]. URL: http ://www.innovbusiness .ru/content/document г 7C5F2FBB-3749-41CF-9706-ED2784B8E677.html.
5. Результативность научного труда в России выше, чем в Америке [Электронный ресурс]. URL: http://www.innovbusiness.ru/content/document
г 8A750D33-71Al-4B88-BF66-0E50F3C0C6BB.html.
6. Каковы шансы России на инновационный прорыв? [Электронный ресурс] // Бюджет: журнал. 17.11.2009. URL: http://www.buiet.ru/article/66256.php.
7. Ассоциация бизнес-ангелов России «Стартовые инвестиции». Устав [Электронный ресурс]. URL: http://www.start-invest.ru/about.php? pagename=item43.
I.F. Shelopaeva
The analysis of market of innovations in Russia
The development of market innovations in Russia is analyzed, the measures ofpromotion the innovative development of the country is discussed
Key words: the market of innovations, the technology trade, the venture capital funds, the legislative base.