Научная статья на тему 'Анализ развития рынка хлеба и хлебобулочных изделий на примере Могилевской области'

Анализ развития рынка хлеба и хлебобулочных изделий на примере Могилевской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
251
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК / ЭКОНОМИКА / ХЛЕБ / ХЛЕБОБУЛОЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ / РЫНОК ХЛЕБА / РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК / РЕЗЕРВЫ / ПРОИЗВОДСТВО ХЛЕБА / КОРРЕЛЯЦИОННО-РЕГРЕССИОННЫЙ АНАЛИЗ / СТАТИСТИЧЕСКИЕ ГРУППИРОВКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хомич О. А.

В статье выявлены резервы увеличения производства хлеба и хлебобулочных изделий и предложена методика оценки состояния сырьевой зоны предприятий Могилевской области с помощью корреляционно-регрессионного анализа и статистических группировок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE DEVELOPMENT OF THE BREAD MARKET AND BAKERY PRODUCTS ON THE EXAMPLE OF MOGILEV REGION

The article reveals the reserves for increasing the production of bread and bakery products and suggests a method for assessing the state of raw material zone of enterprises of the Mogilev region using correlation and regression analysis and statistical groupings.

Текст научной работы на тему «Анализ развития рынка хлеба и хлебобулочных изделий на примере Могилевской области»

5. О порядке формирования перечня инновационных товаров [Электронный ресурс]: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.10.2012 № 995 // Эталон. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2019.

6. Устинович, И. В. Управление освоением новой продукции в контексте инновационного развития промышленных организаций: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / И. В. Устинович. - Минск: ГНУ «Ин-т экономики НАН Беларуси, 2018.- 28 с.

7. Tools for Composite Indicators Building [Electronic resource]. - Mode of access:http://puWications.jrc.ec.europa.eu/repository/btstream/JRC31473/EUR°/o20-21682%20EN.pdf. - Date of access: 17.04.2018

8. Макаров, А. В. Инновационный потенциал конкурентного развития предпринимательских структур / А. В. Макаров. - Екатеринбург: Ин-т экономики УрО РАН, 2007. - 60 с.

Информация об авторе

Устинович Ирина Валерьевна - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры бизнес-администрирование УО «Белорусский национальный технический университет». Информация для контактов: тел. служ. (017)2939197. E-mail: i.ustinovich@yandex.ru

Материал поступил в редакцию 21.05.2019 г.

УДК 339.1:664.66

АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ РЫНКА ХЛЕБА И ХЛЕБОБУЛОЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ НА ПРИМЕРЕ МОГИЛЕВСКОЙ

ОБЛАСТИ

О. А. ХОМИЧ, магистр экономических наук, старший преподаватель

УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия»

ANALYSIS OF THE DEVELOPMENT OF THE BREAD MARKET AND BAKERY PRODUCTS ON THE EXAMPLE OF MOGILEV

REGION

O. A. KHOMICH, Master of economic sciences, Senior lecturer Belarusian State Agricultural Academy

В статье выявлены резервы увеличения производства хлеба и хлебобулочных изделий и предложена методика оценки состояния

The article reveals the reserves for increasing the production of bread and bakery products and suggests a method for assessing the state

сырьевой зоны предприятий Моги-левской области с помощью корреляционно-регрессионного анализа и статистических группировок.

of raw material zone of enterprises of the Mogilev region using correlation and regression analysis and statistical groupings.

Введение. Хлеб и продукты хлебопекарной промышленности играют значительную роль в жизни человека, занимая важное место в пищевом рационе. Хлеб является полезным биологическим продуктом, который содержит большое количество веществ, необходимых для организма человека. Это белки, белковые соединения, высокомолекулярные жиры, крахмал, а также витамины. Особенно много в хлебе содержится витаминов группы В, необходимых для нормального функционирования нервной системы человека. В настоящее время можно приобрести не только различные вида формового и подового хлеба, но и также большое количество булочных изделий, изделий кондитерского производства, а также весь спектр продукции хлебопекарной промышленности. Процесс производства хлеба достаточно гибок, сложен и трудоемок. Технологический процесс производства хлеба и булочных изделий состоит из шести этапов: приема и хранения сырья; подготовки сырья к пуску в производство; приготовления теста; разделки теста; выпечки и хранения выпеченных изделий и отправки их в торговую сеть [2].

Хлебопекарная промышленность - одна из ведущих и наиболее развитых отраслей пищевой индустрии нашей республики. Производство хлебопродуктов высокого качества является приоритетным направлением в экономике Республики Беларусь. В настоящее время хлебопекарная промышленность представлена хлебозаводами Комитета по хлебопродуктам Республики Беларусь, хлебозаводами и пекарнями системы потребительской кооперации Республики Беларусь и прочими производителями. Хлеб является социально значимой продукцией. Поэтому в области ценообразования государство проводит сдерживающую политику.

На нынешнем этапе ситуация в отрасли неоднозначна: происходит снижение объема производства отдельных видов продукции, неэффективно используются производственные мощности предприятий, существует проблема сбыта готовой продукции и поиска поставщиков сырья.

Анализ источников. В качестве основных источников информации использовались Национальный статистический комитет Республики Беларусь, программный комплекс бухгалтерской и статистической отчетности и информация размещенная в интернет-ресурсах.

Методы исследования. В ходе исследований применялись методы индукции, дедукции, анализа, синтеза, сравнения, описания, моделирования и корреляционно-регрессионного анализа.

Основная часть. Зерновое производство является основной отраслью сельского хозяйства. Но в сложившейся неблагоприятной экономической ситуации в стране, в том числе наличие ввоза импортного продовольствия, требуется от сельскохозяйственных предприятий поиска внутренних резервов для увеличения производства продукции.

Урожайность - важнейший показатель, отражающий уровень интенсификации сельскохозяйственного производства. Уровень урожайности тесно связан с такими показателями как производительность труда, себестоимость продукции, рентабельность. Влияние на уровень урожайности имеет ряд экономических факторов, качество организационно-хозяйственной деятельности предприятия, погодные условия.

«Климовичский КХП» и ОАО «Бобруйский КХП» холдинга «Мо-гилевхлебопродукт» являются основными поставщиками сырья в ОАО «Булочно-кондитерскую компанию «Домочай». Поэтому целесообразно проанализировать формирование урожайности зерна в хозяйствах, поставляющих сырье для данных комбинатов.

Исследуем формирование урожайности зерновых культур по 77 хозяйствам Могилевской области, с помощью статистических группировок и корреляционно-регрессионного анализа [1,3].

Эффективное использование вносимых удобрений является одним из важнейших факторов роста производства зерна, что подтверждается результатами группировки (табл. 1).

Таблица 1. Влияние стоимости вносимых удобрений на урожайность зерновых культур

Показатели Группы хозяйств по стоимости вносимых удобрений на 1 ц, тыс. рублей Итого в среднем 3-я группа в % к 1-й группе

1-я группа 2-я группа 3-я группа

до 120 120-206 свыше 206

1 2 3 4 5 6

Стоимость вносимых удобрений на 1 га, рублей 84,4 160,0 236,7 160,4 280,5

Урожайность зерновых культур, ц/га 26,1 33,3 41,1 33,5 157,3

Затраты труда на 1 га, чел.-ч. 19,6 20,5 30,1 23,4 153,8

1 2 3 4 5 6

Оплата труда одного чел.-ч., рублей 120,4 221,7 117,0 153,0 97,2

Фондооснащенность, руб./ц 427,9 218,1 234,3 293,4 54,8

Балл пашни 34,0 33,7 33,9 33,8 99,6

Площадь, га 1638,8 2197,1 1816,4 1884,1 110,8

Стоимость ГСМ на 1 га, рублей 68,9 73,8 86,0 76,3 124,9

Затраты на семена на 1 га, рублей 77,7 75,7 92,5 82,0 119,1

По данным табл. 1 видно, что в хозяйствах 3-й группы по сравнению с 1-й группой стоимость вносимых удобрений выше на 180,5 %, что повлекло повышение урожайности зерновых культур на 57,3 %. В хозяйствах данной группы наблюдается увеличение площади на 10,8 %, затрат труда - на 53,8 %, стоимости ГСМ и затрат на семена -на 24,9 и 19,1 % соответственно. Необходимо заметить, что при этом фондооснащенность отрасли ниже на 45,2 %.

Эффективное использование средств на получение семян является одним из важнейших факторов роста производства зерна, что подтверждается результатами группировки (табл. 2) [3]

Таблица 2. Влияние затрат на семена на урожайность зерновых культур

Показатели Группы хозяйств по затратам на семена на 1 га, рублей Итого в среднем 3-я группа в % к 1-й группе

1-я группа 2-я группа 3-я группа

до 95 95-171 свыше 171

Затраты на семена на 1 га, рублей 65,4 122,3 210,7 132,8 322,0

Урожайность зерновых культур, ц/га 29,8 31,7 28,7 30,0 96,3

Стоимость вносимых удобрений на 1 га, рублей 125,1 117,9 125,4 122,8 100,3

Оплата труда одного чел.-ч., рублей 168,1 130,4 79,7 126,1 47,4

Затраты труда на 1 га, чел.-ч. 20,6 19,5 25,4 21,8 123,7

Балл пашни 33,9 33,3 35,0 34,1 103,2

Площадь, га 1997,2 1238,9 1072,0 1436,0 53,7

Стоимость ГСМ на 1 га, рублей 72,7 72,3 55,6 66,9 76,5

Фондооснащенность, руб./ц 292,2 470,6 773,9 512,2 264,8

Из данных табл. 2 видно, что в хозяйствах 3-й группы по сравнению с 1 -й группой затраты на семена выше более чем в 3 раза и при этом наблюдается незначительное снижение урожайности зерновых культур, что свидетельствует о неэффективном использование денежных средств. А недостаточное стимулирование работников можно заметить по снижению оплаты труда на 52,6 % и росту затрат труда на 23,7 %.

Теперь рассмотрим влияние основных факторов на урожайность зерновых культур (табл. 3).

Таблица 3. Влияние основных факторов на урожайность зерновых культур

Показатели Группы хозяйств по урожайности зерновых культур, ц/га Итого в сред-среднем 3-я группа в % к 1-й группе

1-я группа 2-я группа 3-я группа

до 29 29-45 свыше 45

Урожайность зерновых культур, ц/га 24,0 35,1 55,2 38,1 229,9

Затраты на семена на 1 га, рублей 78,8 78,5 70,2 75,8 89,2

Стоимость вносимых удобрений на 1 га, рублей 106,2 152,5 163,1 140,6 153,6

Оплата труда одного чел.-ч, рублей 110,6 220,0 320,3 217,0 289,5

Затраты труда на 1 га, чел.-ч 21,7 20,2 14,5 18,8 67,0

Балл пашни 34,3 33,2 32,9 33,5 96,2

Площадь, га 1606,6 2483,8 1843,9 1978,1 114,8

Стоимость ГСМ на 1 га, рублей 62,9 88,2 85,7 78,9 136,2

Фондооснащенность, руб/ц 410,0 215,2 151,6 258,9 37,0

По данным табл. 3 видно, что в хозяйствах 3 -й группы по сравнению с 1 -й группой росту урожайности более чем в 2 раза способствовали более высокая стоимость вносимых удобрений (на 53,6 %), оплата труда (в 2,9 раза), стоимость ГСМ (на 36,2 %), а также более высокие объемы посевных площадей (на 14,8 %). Необходимо обратить внимание и на то, что при этом снижаются затраты труда на 1 га, что свидетельствует о более высокой механизации труда.

Зерновые культуры - важнейшая группа возделываемых растений, дающих зерно, основной продукт питания человека, сырье для многих отраслей промышленности и корма для сельскохозяйственных животных. Урожайность зависит от технологии выращивания, климата, сорта и других факторов. В настоящие время все большее распростране-

ние получает интенсивная технология возделывания. Интенсивная технология - это система обязательных для выполнения мероприятий, охватывающих весь процесс получения высокого урожая конкретной культуры, включая высокую дисциплину труда, тонкое знание физиологии растений, строжайшую технологическую дисциплину. Она предусматривает наиболее эффективное использование комплекса всех факторов, определяющих формирование урожая с.-х. культур и его качество: обработка почвы, система удобрений, правильный севооборот, интегрированная система защиты растений с помощью агротехнических, биологических и химических методов, мелиоративные приемы регулирования почвенного плодородия и водного режима, применение высокоурожайных сортов и современных технологических средств [3].

Влияние основных факторов на урожайность зерновых культур производилось также с помощью корреляционно-регрессионного анализа материалов сельскохозяйственных организаций, которые поставляют сырье «Климовичский КХП», ОАО «Бобруйский КХП».

ух = 2 3,34 + 0,064 ■ х, - 0, 1 8 ■ х2 + 0,034 ■ х3 - 0, 0 1 1 ■ х4 + 0, 0 5 ■ х5 + + 0,038 X Хх6 - 0,003 ■ х7 (1)

R = 0, 7 5 , D = 5 6 %% , F = 1 2 , 3 4

где: ух - урожайность зерновых культур, ц/га

х, - стоимость вносимых удобрений на 1 га, рублей

х2 - затраты труда на 1 га, чел.-ч.

х3 - оплата труда одного чел.-ч., рублей

х4 - фондооснащенность, руб./ц

х5 - стоимость ГСМ на 1 га, рублей

х6 - затраты на семена на 1 га, рублей

х7 - площадь, га

Величина коэффициента множественной корреляции равна 0,75, это говорит о том, что между факторными показателями и результативным показателем сильная связь. Коэффициент детерминации равен 56 % - значит, включённые в модель факторы на 56 % объясняют изменение результативного показателя. Критерий Фишера, равный 12,34, свидетельствует о том, что данное уравнение пригодно для применения в исследованиях.

в - коэффициенты равны Р1 = 0,32 7, Р2 = - 0,2 3 1 , Р3 = 0,482 , Р4 = - 0,32 0, Р5 = 0, 1 5 5 , Р6 = 0, 1 3 2 , Р7 = - 0,3 76. Значит, на увеличение урожайности зерна в наибольшей степени оказывает рост опла-

ты труда одного чел.-ч., руб. (Р = 0,482 ), а на ее снижение сокращение посевной площади (Р = — 0,3 76).

Таким образом, исследования сырьевых зон «Климовичского КХП» И ОАО «Бобруйского КХП» холдинга «Могилевхлебопродукт» привели к следующим результатам:

- рост стоимости вносимых удобрений на 1 руб./га увеличивает урожайность зерновых культур в хозяйствах сырьевых зон - на 0,064 ц/га;

- в наибольшей степени на увеличение урожайности зерна оказывает рост оплаты труда одного чел.-ч., руб. (повышает на 0,034 ц/га), а на ее снижение сокращение посевной площади (Р ).

Сравнение расчётного значения результативного показателя корреляционной модели с его фактическим делает возможным построить группировку хозяйств с разным уровнем использования ресурсов в формировании урожайности зерновых культур (табл. 4).

Таблица 4. Показатели формирования урожайности зерна, ц/га

Показатели Уровень использования ресурсного потенциала Высокий уровень в % к низкому

низкий высокий

(к<1) (к>1)

Число наблюдений 41,0 35,0 -

Коэффициент использования ресурсного потенциала (к) 0,8 1,2 -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Фактическая урожайность зерна, ц/га 25,3 35,4 139,9

Расчетная урожайность зерна, ц/га 29,8 30,1 101,0

Стоимость вносимых удобрений на 1 га, рублей 126,7 121,4 95,8

Затраты труда на 1 га, чел.-ч. 21,4 19,7 92,3

Оплата труда одного чел.-ч., рублей 154,1 167,3 108,6

Фондооснащенность, руб./га 320,6 346,1 108,0

Площадь, га 1875,4 1865,5 99,5

Стоимость ГСМ на 1 га, рублей 72,4 71,5 98,7

Затраты на семена на 1 га, рублей 75,4 80,9 107,3

Балл пашни 34,2 33,4 97,6

Из табл. 4 видно, что в хозяйствах с высоким уровнем использования ресурсного потенциала по сравнению с хозяйствами с низким рост урожайности зерна на 39,9 % сопровождается увеличением оплаты труда одного чел.-ч., рублей (8,6 %), фондооснащенности, руб./га (8 %), затрат на семена на 1 га, рублей (7,3 %), а также снижением сто-

имости вносимых удобрений на 1 га, рублей (4,2 %), затрат труда на 1 га, чел.-ч. (2,7 %), стоимости ГСМ на 1 га, рублей (1,7 %).

Выполнение вышеуказанных мероприятий приведет к росту валового сбора зерна и, соответственно, позволит увеличить объемы производства хлеба в Могилевской области. Так как согласно нижеприведенным расчетам емкости рынка хлебобулочных изделий имеются резервы производства данной продукции.

Показатель емкости рынка отражает потенциальный объем сбыта товаров в течение определенного времени. На данный показатель оказывают влияние следующие факторы: изменение цен, модернизация производства, выпуск новой продукции, улучшение организации сбыта, уровень подготовки персонала по сбыту, правильный выбор каналов товародвижения, грамотная реклама, стимулирование сбыта. [5] Показатель емкости рынка в общем виде определяется по формуле: Ер = N ■ Нп ■ п ■ Кп ■ К0, (2)

где N - численность жителей исследуемого района, чел; Н п - среднесуточная норма потребления, тонн; [6,8] п - исследуемый период времени, дн.;

п - коэффициент потребления; Ко - коэффициент охвата рынка [4,7].

На основании фактических данных емкость рынка продукции составила:

Ер. хлеба = 1058746 * 0,00081 * 365 * 0,5 * 0,119 = 18625 тонн С учетом рациональных норм потребления емкость рынка продукции составляет:

Ер. хлеба = 1058746 * 0,00105 * 365 * 0,5 * 0,119 = 24143 тонн С учетом емкости рынка определяем степень освоенности рынка:

Ос .р . = Уф/ Ер ■ 1 0 0 % , (3)

где Ос .р . - степень освоенности рынка,

ф - объем производства товаров фактический, т Е р - емкость рынка, тонн [5] Освоенность рынка с учетом фактической нормы потребления составляет:

Ос .р . хлеба = 4748,1: 18625 * 100 = 25,5 %

Освоенность рынка с учетом рациональной нормы потребления составляет:

Ос .р . хлеба = 4748,1: 24143 * 100 = 19,7 %

Таким образом, с учетом как фактических, так и рациональных норм потребления продукции имеется резерв расширения производ-

ства хлебобулочных изделий. Так, степень освоенности рынка хлебобулочных изделий, исходя из фактической нормы потребления, составляет 25,5 %. Прогнозная емкость рынка хлебобулочных изделий (ориентируясь на расчетную норму) составляет 24143 тонн. При этом прогнозная емкость рынка хлеба (исходя из расчетных нормы потребления) больше фактического производства на 5518 тонн.

Заключение. Таким образом, исследование сырьевой зоны показало, что к увеличению валового производства зерна приведет выполнение следующих мероприятий:

- эффективно применять существующие трудовые ресурсы;

- улучшить финансовое стимулирование труда рабочих, чтобы те были заинтересованы в повышении количественных и качественных показателей предприятия;

- за счет более эффективного использования минеральных удобрений, повысить их окупаемость;

- применять наиболее эффективные средства производства, расширять производство, усиливать механизацию производства, обновлять изношенное оборудование и машины;

- увеличить производительность сотрудников предприятия;

- эффективно использовать основные производственные фонды хозяйства.

Согласно приведенным расчетам, возможен рост валового производства зерна в сырьевой зоне «Климовичский КХП» и ОАО «Бобруйский КХП», это, в свою очередь, позволит данным комбинатам нарастить объемы производства муки. Что является необходимым критерием для диверсификации рынка хлеба и хлебобулочных изделий, так как расчет емкости рынка указывает на резерв расширения рынка хлеба и хлебобулочных изделий.

Список литературы

1. Колеснев, В. И. Экономико-математические методы и модели в коммерческой деятельности предприятий АПК: учеб. пособие / В. И. Колеснев. -Горки: Бел. гос. с-х. академия - 2004. - 244 с.

2. Талайко, В. Новые направления в маркетинговой политике современного хлебопекарного предприятия / В. Талайко // Агроэкономика. - 2004. -№ 7. - С. 36-38.

3. Хомич, О. А. Тенденции формирования урожайности зерна сырьевой зоны «Климовичского КХП», ОАО «Бобруйский КХП» и «Могилевского КХП» / О. А. Хомич // журнал «Сб. наун. труд. «Проблемы экономики». - Горки: Бел. гос. с-х. академия. - 2016. - № 22 (1). - С. 221.

4. Березин, И. С. Маркетинг и исследования рынков / И. С. Березин. -Москва: Русская Деловая Литература, 1999. - 416 с.

5. Беляевский, И. К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: учеб. пособие/ И. К. Беляевский. - М.: Финансы и статистика, 2001. -320 с.

6. Примерные нормы потребления горячих, холодных напитков, хлеба, кондитерских изделий на одного человека [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://studfiles.net/preview/3292600/page:13/ - Дата доступа: 04.01.2019.

7. Как рассчитать и проанализировать коэффициент охвата? [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://moneymakerfactory.ru/spravochnik/kak-rasschitat-koeffitsient-ohvata/ - Дата доступа: 04.01.2019.

8. Рациональные нормы потребления хлеба [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.new.belproduct.com/o-centre/struktura/rup-nauchno-prakticheskiy-centr-nacionalnoy-akademii-nauk-belarusi-po-prodovolstviu/otdel-pitaniya/racionalnye-normy-potrebleniya-pishhevyh-produktov.html - Дата доступа: 04.01.2019.

Информация об авторе

Хомич Ольга Александровна - магистр экономических наук, старший преподаватель кафедры математического моделирования экономических систем АПК УО ««Белорусская государственная сельскохозяйственная академия», тел. моб. +375(29)7460087. E-mail: olga.homich87@mail.ru

Материал поступил в редакцию 14.04.2019

УДК 336.461

РАЗВИТИЕ АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ ЗАТРАТАМИ ОРГАНИЗАЦИЙ АПК

И. Ю. ЧЕРНЕНКОВА, кандидат экономических наук, доцент Смоленский институт экономики филиал частного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики»

Л. В. НАРКЕВИЧ, кандидат экономических наук, доцент МО УВО «Белорусско -Российский университет»

DEVELOPMENT OF ANALYTICAL SUPPORT OF THE SYSTEM OF MANAGEMENT OF PRODUCTION COSTS IN ORGANIZATIONS OF AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.