Научная статья на тему 'Анализ развития региональных кластерных структур Нижегородской области'

Анализ развития региональных кластерных структур Нижегородской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
667
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕР / РЕГИОН / ЭКОНОМИКА / РАЗВИТИЕ / НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Носов А.Н.

В статье проанализированы проблемы развития региональных кластерных структур Нижегородской области. На региональном уровне показаны преимущества кластерного подхода. Предложены структурные схемы транспортного, машиностроительного, агропромышленного и строительного кластеров Нижегородской области и проведен анализ их развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ развития региональных кластерных структур Нижегородской области»



АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ КЛАСТЕРНЫХ СТРУКТУР НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

А. Н. НОСОВ,

кандидат экономических наук, доцент кафедры информатики и информационных технологий E-mail: nanll@mts-nn.ru Волго-Вятская академия государственной службы

В статье проанализированы проблемы развития региональных кластерных структур Нижегородской области. На региональном уровне показаны преимущества кластерного подхода. Предложены структурные схемы транспортного, машиностроительного, агропромышленного и строительного кластеров Нижегородской области и проведен анализ их развития.

Ключевые слова: кластер, регион, экономика, развитие, Нижегородская область.

Начиная с последней четверти ХХв. промышленные кластеры начали проявлять себя как важный фактор экономического развития регионов. Среди экономистов во всем мире находит все большее признание точка зрения, что регионы, на территории которых складываются кластеры, становятся лидерами экономического развития. Такие регионы-лидеры определяют конкурентоспособность национальных экономик. В них кластеры диктуют необходимые потребности своего развития и тем самым создают своеобразный каркас, отражающий направления развития всех секторов экономики таких регионов.

Новые отношения внутри региональных кластерных структур стимулируют инновационную деятельность, способствуют развитию прогрессивных технологий и совершенствованию всех этапов совместной экономической деятельности. Происходит свободный обмен информацией и быстрое распространение новшества по каналам поставщиков или потребителей, имеющих контак-

ты с многочисленными конкурентами. Множество предприятий в составе кластерных структур в процессе развития, взаимодействия и сближения интересов постепенно преодолевают разобщенность, инертность и замкнутость на внутренних проблемах, что благотворно влияет на рост их технического уровня и конкурентоспособности. Производственная структура кластера всегда более выгодна, чем отраслевая, так как здесь внутрифирменные связи более тесные. Кластер порождает эффект масштаба производства, основой которого является наличие в лице одной из фирм инновационного ядра, стимулирующего производство новых видов продуктов и услуг. Преимуществом кластера также является возможность одновременного производства нескольких видов продукции. При группировке фирм в кластеры возникает возможность оптимизации производственно-технологических процессов и минимизации внепроизводственных издержек на различных предприятиях. Таким образом, все участники региональных кластерных структур получают дополнительные конкурентные преимущества под воздействием совокупного влияния и специализации, обеспечивающей повышение производительности труда и снижение себестоимости продукции.

Малые предприятия в составе региональной кластерной структуры являются особыми субъектами рынка, которые выступают не как отдельные предприятия, а как элементы объединенной группы предприятий и потому их эффективность

оценивается как с позиции успешности функционирования этой структуры, так и с позиции входящего в нее отдельного малого предприятия. Результативность функционирования малого бизнеса в кластерной структуре может оцениваться объемом его доли в выпуске общей продукции (которая может достигать 30%) и показателями самой региональной кластерной структуры (приток денежной массы, восприимчивость к инновациям, конкурентоспособность и т. п.). Эффективность кластерных структур проявляется в экономическом росте, сохранении рабочих мест, расширении налоговой базы, увеличении экспорта и привлечении в регион внешних инвесторов. Поэтому региональные и местные власти разных уровней зачастую становятся инициаторами создания и поддержания кластеров предприятий, поскольку они стимулируют социально-экономическое развитие мест расположения, прилежащих территорий и целых регионов.

Основы кластерного подхода были заложены американской школой теорий новых форм организации производства, которая представлена теоретическими и прикладными исследованиями М. Лоренцена, П. Маскелла, М. Портера, С. Резенфельда, М. Сторпера, М. Энрайтаидр. [3]. Основоположник кластерного подхода М. Портер создал теорию промышленных кластеров, которая основывается на следующем выводе из теории ромба конкурентных преимуществ: условия для создания конкурентного преимущества регионов лучше тогда, когда фирмы, работающие в одной определенной отрасли, географически сконцентрированы. По теории региональных кластеров, которую разработал М. Энрайт, формирование конкурентных преимуществ от применения кластеров происходит не на национальном или наднациональном уровне, а на региональном. Региональные кластеры — это конкретные объекты проведения кластерной политики. Именно они нуждаются во внимании со стороны государственных структур и в поддержке исследовательских организаций. Главными же детерминантами улучшения развития региональных кластеров являются четыре стороны ромба конкурентных преимуществ, определенные М. Портером. Другой зарубежный ученый С. Ро-зенфельд развил теорию региональных кластеров и исследовал каналы связей между фирмами и связанными с ними другими организациями, воспринимая их как существенный элемент кластеров. По нему региональный кластер — это не только географически очерченная концентрация

взаимозависимых фирм, они должны иметь также каналы для производственных трансакций, диалога и коммуникации между малыми и средними предприятиями, эту мысль развили П. Маскелл и М. Лоренцен заключением, что организация сетевого взаимодействия между фирмами на основе доверия к партнеру является главным условием формирования конкурентоспособного регионального кластера и повышения конкурентоспособности каждой его компании. Французские ученые И. Толенадо и Д. Солье обозначили кластер как «фильеры» или зависимость одного сектора экономики от другого по технологическому уровню, которая основывается на необходимости создания технологических связей между отраслями и секторами экономики для реализации их потенциальных преимуществ [2]. Шведский ученый Е. Дахмен дал определение кластеру как совокупности секторов или «блоков развития» экономики, где основой развития является наличие связи между способностью одного сектора развиваться и обеспечивать прогресс в другом [7]. Развитие должно происходить поэтапно или по «вертикали действий» в пределах одной отрасли, связанной с другими отраслями, что обеспечит возможность завоевания конкурентных преимуществ. Точка зрения В. Фельдмана определяет кластер его как диверсифицированную совокупность отраслей, связанных отношениями поставок и приобретений, основанных на матрице «затраты — выпуск» [1]. Преимущества такого подхода заключаются в том, что он основан на обширных эмпирических исследованиях диверси-фикационных форм в различных странах.

Отечественные специалисты также высказывают свои точки зрения на понятие «кластер». Например, Д. А. Ялов считает, что кластер — это сеть поставщиков, производителей, потребителей, элементов промышленной инфраструктуры, исследовательских институтов, взаимосвязанных в процессе создания прибавочной стоимости [11]. По мнению В. П. Третьяка, следует различать кластеры и сети предприятий [8]. Ученый обращает внимание на то, что термин «сеть» относится к группе средних фирм, которые взаимодействуют для достижения общих целей, дополняя друг друга и специализируясь, чтобы преодолеть общие проблемы, достичь коллективной эффективности и захватить новые рынки. Он утверждает, что термин «кластер» указывает на отраслевую и географическую концентрацию предприятий, которые производят и продают ряд связанных или взаимодополняемых товаров совместными усилиями. По мнению A.A. Миграняна,

кластер — это сосредоточение наиболее эффективных и взаимосвязанных видов экономической деятельности, т. е. совокупность взаимосвязанных групп, успешно конкурирующих фирм, которые образуют «золотое сечение» (в западной интерпретации diamond — бриллиант) всей экономической системы государства и обеспечивают конкурентные позиции на отраслевом, национальном и мировом рынках [4]. С точки зрения Т. В. Цихан, кластер — это сообщество фирм, тесно связанных отраслей, взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга [9]. Такое сообщество, связанное сине-ргетическими отношениями, не только позволяет снижать трансакционные издержки, но и определяет свойства кластера как системы, отличные от свойств множества организаций, входящих в кластер вне указанных связей. Поэтому вполне справедливо положение о том, что для всей экономики государства кластеры исполняют роль точек роста внутреннего рынка. Организовываясь в кластерную структуру, организации одновременно ослабляют окружение и являются точкой роста, к которой начинают «пристыковываться» другие организации.

Наибольшую популярность в настоящее время получило понимание кластера как группы географически локализованных взаимосвязанных компаний — поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных услуг, инфраструктуры, научно-исследовательских институтов, вузов и других организаций, дополняющих друг друга и уси -ливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом. Понятие «кластер» может использоваться как в целях анализа, так и в целях практической деятельности. В первом случае кластер представляет собой альтернативный отдельному предприятию или отрасли объект изучения, и в частности прогнозирования. Во втором случае кластер является объектом поддержки в рамках стратегий регионального развития, разработчики которых нередко предусматривают меры по формированию кластеров, рассчитывая на то, что кластеры повысят производительность, инноваци-онность, конкурентоспособность, прибыльность и занятость в находящихся в регионе фирмах.

Региональные кластерные структуры, как правило, представлены неформальными объединениями крупных лидирующих фирм с множеством средних и малых предприятий, создателей технологий, связующих рыночных институтов и потребителей, взаимодействующих друг с другом в рамках единой цепочки создания стоимости, сосредоточенных на ограниченной территории и

осуществляющих совместную деятельность в процессе производства и поставки определенного типа продуктов и услуг. Эффективная реструктуризация бывших промышленных гигантов и территориально-промышленных комплексов требует глубокого взаимодействия между крупным, средним и малым бизнесом, их конструктивного сотрудничества с вузами и НИИ при безусловной поддержке государственных и местных органов власти. И здесь применение кластерного подхода предоставляет необходимые инструменты и методологию, позволяющие достигнуть расширенного развития малого и среднего предпринимательства [5].

Иной точки зрения придерживаются критики кластерной политики, указывая на сопутствующие этому недостатки:

- концентрация производства на данной территории в рамках кластера уменьшает устойчивость региональной экономики, снижая ее диверсифицированность;

- преобладание на данной территории занятых в кластере понижает инновационность, так как она во многом является следствием соприкосновения людей, обладающих существенно различающимися знаниями и опытом; противоположный подход порождает самовоспроизводящееся групповое мышление, воспроизводство старых идей, стереотипов и подходов;

- стимулирование кластерообразования является такой же субсидией, как и традиционные меры промышленной политики.

Однако, несмотря на критику, построение кластеров является центральным пунктом реализации проектной установки управления страной в идее национальных проектов. На сегодняшний день формирование и развитие кластеров становится также частью стратегии регионов [10]. Для Нижегородского региона стратегическими направлениями развития являются транзит, сельское хозяйство и малоэтажное строительство. Эти направления определили кластеры, необходимые для их практической реализации. Транзит — транспортный и машиностроительный кластеры. Сельское хозяйство — агропромышленный кластер. Малоэтажное строительство — строительный кластер. Каждый из этих кластеров в Нижегородском регионе построен по своему принципу:

- транспортный кластер характеризуется общностью оказываемых услуг и относительной самостоятельностью отдельных звеньев;

- машиностроительный — по принципу общности продукции, рынка поставщиков ресурсов (сетевой принцип);

- агропромышленный кластер сформирован также по сетевому принципу, причем здесь установлена значимая взаимосвязь с торговлей;

- строительный кластер — по принципу общности продукции и рынка сбыта. Транспортный кластер Нижегородского региона представлен всеми видами транспорта (автомобильного, железнодорожного, водного, авиационного и трубопроводного), каждый из которых играет определенную роль в транспортной системе России, выполняет свою функцию в обслуживании хозяйства области и существенно отличается по содержанию проблем и путей дальнейшего развития. Однако общим для всех видов транспорта региона является то, что основными предпосылками формирования их главных элементов на разных этапах развития экономики были и будут возможность использования выгодного географического положения (формирование межрегиональных магистралей) и необходимость использования ресурсного потенциала территории Нижегородской области и Приволжского федерального округа в целом (создание дорог к ресурсам).

Структурная схема транспортного кластера Нижегородского региона представлена на рис. 1.

Основные предприятия кластера — ОАО «Авиакомпания «Нижегородские авиалинии», Горьков-ская железная дорога — филиал ОАО «РЖД», ОАО «Судоходная компания «Волжское пароходство»,

Грузопассажиро-перевозчики

Автомобильный транспорт

<

Дорожное хозяйство

Ремонт автотранспортных средств

Железнодорожный

транспорт <

Ремонт подвижного состава

Водный транспорт

Портовое хозяйство

Воздушный транспорт

V

Судостроительные и судоремонтные предприятия

ОАО «Нижегородавтотранс», Государственное учреждение «Главное управление строительства автомобильных дорог Нижегородской области», ОАО «Верхневолжские магистральные нефтепроводы», ООО «Волгатрансгаз» и др. Развитие транспортного кластера играет ключевую роль в обеспечении конкурентоспособности экономики региона, создании благоприятных условий ведения бизнеса. В регионе реализуются масштабные проекты по развитию транспортной инфраструктуры. Совместно с Владимирской областью завершен первый этап строительства вантового моста через р. Оку в районе Мурома и Навашино. В 2009 г. движение по нему открыто, что предоставило регионам Поволжья прямой выход на Москву. В 2009 г. открыто движение автотранспорта по совмещенному метромосту через р. Оку и автодорожным подходам к нему в Нижнем Новгороде.

При сотрудничестве с Горьковской железной дорогой реализован инвестиционный проект организации скоростного движения по маршруту «Нижний Новгород — Москва». Продолжается работа по развитию международного аэропорта «Нижний Новгород».

В перспективе значение транспортного кластера Нижегородского региона резко возрастет, а развитие его станет частью важнейшей задачи федерального уровня — создания межрегиональных транспортных коридоров: автодорожного, водно-. го, железнодорожного, воздушного.

Спецификой транспортного кластера является то, что деятельность входящих в него предприятий напрямую связана с предприятиями других кластеров (агропромышленного, строительного, машиностроительного).

Машиностроительный кластер объединяет два подкластера. Первый подкластер составляют предприятия,

Аэропортное хозяйство

Ремонт воздушных судов

/ > Трубопроводный

транспорт

V ^

Прокладка и обслуживание трубопроводов

Машиностроение

У

Рис. 1. Структурная схема транспортного кластера Нижегородского региона

производящие грузовые и легковые автомобили, автобусы, гусеничные тягачи, автомобильные двигатели внутреннего сгорания, узлы, детали и агрегаты.

В кластер входяттакие крупные предприятия, как ОАО «ГАЗ», ОАО «Павловский автобус», ОАО «Заволжский завод гусеничных тягачей», ОАО «Заволжский моторный завод» и др. Кластер основан на территориальной взаимосвязи, атакже на общности продукции и поставщиков.

Этот комплекс в основном сосредоточен в промышленной и научно-образовательной зоне Нижегородского региона, поэтому в определенном смысле можно говорить о территориальной компактности, т. е. о географической близости большинства предприятий кластера, образованных на основе

Рис. 2. Структурная схема машиностроительного кластера Нижегородского региона

подотраслей машиностроения.

В наибольшей степени в Нижегородском регионе от финансового кризиса пострадало автомобилестроение. Однако уже по итогам первого полугодия 2009 г. в результате оказанной господдержки и реализации антикризисной программы ОАО «ГАЗ» удалось выйти на уровень безубыточности, обеспечив при этом своевременную выплату заработной платы сотрудникам и отчисление налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

Еще более заметно проявляется стабилизация ситуации в металлургии, также входящей в машиностроительный кластер Нижегородского региона. Она связана, прежде всего, со значительным ростом спроса, включая внешний, на трубы большого диаметра Выксунского металлургического завода.

Итоги развития машиностроительного кластера Нижегородского региона в 2009 г. свидетельствуют о начале стабилизации и позволяют планировать переход к устойчивому развитию.

Структурная схема машиностроительного кластера Нижегородского региона представлена нарис. 2.

В кластер входят такие предприятия, как ОАО «Нижегородский машиностроительный завод», ОАО «Нижегородский авиастроительный завод «Сокол», ОАО «Завод «Красное Сормово», ОАО «Нижегородский телевизионный завод им. В. И. Ленина» и др.

Одним из приоритетных направлений модернизации российской экономики является развитие атомного машиностроения. Перспективы его развития в регионе связаны с деятельностью таких организаций, как ОАО «ОКБМ им. И. И. Афри-кантова», ОАО «Нижегородская инжиниринговая компания «Атомэнергопроект», которые участвуют в ряде проектов по разработке атомных станций нового поколения. А также — в модернизации существующих и создании новых энергоблоков для атомных электростанций в нескольких регионах

России. В настоящее время реализуется инновационный проект по созданию энергоблоков для плавучих атомных теплоэлектростанций. В нем участвуют ОАО «Нижегородский машиностроительный завод», НИИ измерительных систем им. Ю. Е. Седакова. Этот проект признан приоритетным и получает поддержку правительства области, как и другие уникальные разработки в этой сфере. Особенный компонент развития атомной энергетики региона — планируемое строительство на территории области атомной электростанции. В регионе проведены общественные слушания по оценке воздействия на окружающую среду ее строительства и эксплуатации энергоблоков.

Агропромышленный кластер объединяет сельскохозяйственные организации и предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности, включая:

- производство продуктов питания (мясомолочное, масложировое, мукомольно-крупяное производство, производство хлебобулочных изделий, рыбная промышленность);

- пищевкусовые производства (кондитерское производство, производство пива и безалкогольных напитков, табачное производство);

- алкогольную промышленность, представленную в основном спиртовой и ликеро-водочной продукцией — 76,2 %.

Кластер построен по принципу общности рынка ресурсов, поставщиков и потребителей. В настоящее время кластер все более интегрируется с торговлей, которая претерпевает значительные изменения. В розничной торговле городов областного значения потребительский рынок движется к цивилизованной рознице. За последние годы доля магазинов современного формата (гипермаркеты, супермаркеты, дискаунтеры, cash and carry) существенно выросла.

Структурная схема агропромышленного кластера региона представлена на рис. 3.

Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия

Нижегородский региональный институт управления и экономики АПК

Нижегородское представительство «Агро-прома-МДТ»

Сельское хозяйство

/

Продукты питания

Пищевкусовое производство

Алкогольная промышленность

Химическая промышленность (пищевые добавки, консерванты)

I

7

Торговля

Рис. 3. Структурная схема агропромышленного кластера Нижегородского региона

Позитивные сдвиги в торговле привели к относительному уменьшению доли базовых продуктов в структуре потребления жителей Нижегородской области и увеличению доли продуктов второго плана. Например, потребление мяса выросло незначительно, а вот мясных полуфабрикатов, паштетов и мясных деликатесов — очень существенно. Отмечен значительный рост доли продуктов быстрого приготовления в структуре питания нижегородцев: она выросла за последние годы в целом на треть.

В целом положение с обеспечением продовольственными продуктами внутреннего потребительского рынка Нижегородской области относительно устойчиво. Однако эта устойчивость достигается в основном за счет интенсивного ввоза продуктов из других регионов. Областное правительство стремится переломить ситуацию, пытается вмешаться в работу крупных сетевых компаний, но результат, как считают сами нижегородские товаропроизводители, пока еще слабый. Сетевая же розница продолжает усиливать давление на поставщиков. Для поставщиков, желающих продавать свои товары через сетевые магазины, ритэйлеры вводят максимально жесткие правила. Их аргументация проста: такие магазины посещает большинство населения, и других путей к покупателю у производителей почти не осталось. Другая причина — в ужесточении конкурентной борьбы между самими сетевиками. Ритэйлеры выдвигают производителям и дистрибьюторам все новые требования. Ощутимую помощь в решении подобных проблем может оказать агропромышленный кластер Нижегородского региона.

На территории региона зарегистрировано более 200 предприятий мясоперерабатывающей промышленности. Это порядка 10 крупных и средних специализированных мясокомбинатов, около 15 цехов потребительской кооперации, около 200 малых и индивидуально-частных предприятий, а

также сеть перерабатывающих цехов птицефабрик и сельскохозяйственных предприятий.

Лидерами производства мясных продуктов являются нижегородская группа предприятий «ПРОДО менеджмент, ООО» и ОАО «Дзержинский мясокомбинат». В настоящее время емкость рынка колбасных изделий России оценивается в 2 млн т в год. Доля нижегородских мясопереработчи-ков на рынке страны составляет примерно 3 %, в том числе доля такого «продвинутого» производителя, как ОАО «Дзержинский мясокомбинат», — около 0,6% (по оценкам самого предприятия). Емкость рынка колбасных изделий Нижегородской области оценивается в 55 тыс. т в год. Доля ОАО «Дзержинский мясокомбинат» составляет примерно 21 %.

В Нижегородском регионе может возникнуть проблема насыщения рынка мяса и обострения конкуренции за потребителя. Конкуренция обострится как между производителями мяса птицы и свинины, так и между целыми отраслями, будь то мясоперерабатывающие комбинаты или розничная торговля.

На долю мяса птицы сегодня приходится не более 35 % потребляемого мяса. В дальнейшем, скорее всего, эта доля будет расти и в течение ближайших 5—7 лет может достичь 45—50 %. Сегодня в целом производство мяса птицы на территории Нижегородского региона заметно опережает свиноводство практически по всем параметрам, начиная с качественных характеристик конечной продукции, заканчивая убоем, первичной переработкой и дистрибьюцией. Эта отрасль наиболее приближена к мировым стандартам производства и более конкурентоспособна (наиболее яркие примеры — ОАО «Линдовская птицефабрика — племенной завод» и ОАО «Птицефабрика «Павловская»), Сравнительно невысокая цена при отличном качестве является одним из основных факторов, которые будут определять выбор нижегородского потребителя. Для граждан с невысокими, но растущими доходами увеличение потребления животного белка будет начинаться с мяса птицы как наиболее дешевого.

Переработкой молока в Нижегородской области занимаются 54 предприятия, различныхпо техническому уровню и специализации. Суммарная мощность предприятий — более 1,2 млн т переработки молока

вгод. На молокозаводы поступает около 400тыс. т молока в год, в том числе 10% молока завозится из соседних областей. Годовой надой молока в Нижегородской области составляет 640тыс. т. Восемью предприятиями региона перерабатывается 70 % молока, поступающего на молочные заводы области

Масложировое производство представлено ОАО «Нижегородским масложировым комбинатом», который является основным активом Группы компаний «НМЖК».

Хлебопекарные предприятия представлены в каждой территории Нижегородской области. При этом выпечка хлеба и хлебобулочных изделий осуществляется в основном на основе сырья, производимого в регионе.

Алкогольный подкластер в Российской Федерации образован на 60 % спиртовой и ликеро-водочной промышленностью и на 40 % винодельческой. В Нижегородской области эта пропорция больше смещена в сторону спиртовой и водочной промышленности (76,2%).

Строительный кластер объединяет более Зтыс. крупных, средних и мелких предприятий: подрядных организаций, предприятий промышленности строительных материалов и конструкций, в том числе из полимерного сырья (химическая отрасль), проектных и научно-исследовательских организаций.

Лидерами по итогам рейтинга строительных фирм являются: ООО «Жилстрой-НН», ООО «Компания «Выбор», ОАО «ДСК-2», ЗАО «Ипотечная компания Сбербанка», ЗАО «Жилстройресурс» и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Правительство Нижегородской области одобрило Стратегию развития строительного комплекса Нижегородской области до 2020 года [6]. В результате успешной реализации стратегии в 2020 г. ожидается рост объема инвестиций в основной капитал

по сравнению с 2008 г. в 5 раз, увеличение объема строительных работ в 3,5 раза, рост объема ввода жилья в 2,7 раза. К 2020 г. планируется выйти по вводу жилья на уровень 3,7 млн м2. Существенное увеличение ввода жилья ожидается с2012г.

Структурная схема строительного кластера Нижегородского региона представлена на рис. 4.

Промышленность строительных материалов полностью обеспечивает Нижегородскую область основными строительными материалами. Наблюдается тенденция роста производства на 10—20% на такие материалы, как сборный железобетон, мягкую кровлю, товарный бетон и кирпич. Кроме того, значительные их объемы экспортируются. Например, 65 % выпускаемых гипсоволокнистых плит и мягкой кровли, 50% минераловатных утеплителей, 35 % стеновых материалов идет за пределы области. Это свидетельствует о высоком качестве и конкурентоспособности нижегородских строительных материалов. Рост производства основных строительных материалов явился результатом активной инвестиционной политики, осуществляемой на всей территории Нижегородского региона. В его центральной части одними из наиболее значимых инвестиционных проектов являются введение в эксплуатацию первого в России завода по выпуску кровельных материалов по французской технологии мощностью 14,3 млн м2 в год, первого в Нижегородской области цеха по производству газосиликатных блоков мощностью 100 тыс. м3 в год и двух линий по выпуску межкомнатных перегородок из силиката суммарной мощностью 200тыс. м2 вгод. На южном направлении запущены первые в России мощности по выпуску гипсостружечных плит объемом 6 млн м2. На северном направлении введены в эксплуатацию предприятия по выпуску изделий для малоэтажного

Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет

Институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов Росстроя

Железобетонные конструкции

Цементное производство

Строительная керамика

т

Производство стройматериалов из полимерного сырья

Строительные материалы

Строительство

Гражданское

Рис. 4. Структурная схема строительного кластера Нижегородского региона

строительствамощностью 150 тыс. м2 жилья в год.

В целом по России доля малоэтажного строительства составляет около 40 % от общего ввода жилья. Опыт Нижегородской области показывает, что при создании благоприятных условий для малоэтажного строительства, использовании средств государственной поддержки, темпы его роста могут быть существенно увеличены. В 2008 г. в Нижегородской области было введено 639тыс. м2 индивидуального жилья, что составляет 47 % к общему объему ввода жилья. Малоэтажное строительство в Нижегородской области, особенно в условиях экономической нестабильности, представляет собой дополнительный резерв для реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России». С 2010г. пропорции ввода жилья меняются. Объем малоэтажной застройки по области должен вырасти до50 %.

Для экономики Нижегородского региона все четыре кластера играют роль точек роста. Когда один или несколько экономических субъектов

Список литературы

достигаютконкурентоспособности нарынке, они распространяют свое влияние на ближайшее окружение: поставщиков, потребителей, конкурентов. В свою очередь успехи окружения оказывают положительное влияние на дальнейший рост конкурентоспособности экономического субъекта. В итоге формируется кластер, представляющий собой сообщество экономических субъектов, тесно связанных отраслей, взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга.

Кластер не является простой суммой своих отдельных частей, ему присущ синергетический эффект. В процессе развития кластера экономические ресурсы начинают притекать к нему из изолированных отраслей, которые не могут использовать их столь же продуктивно.

Именно поэтому выявление существующих и потенциально возможных кластеров Нижегородского региона, а также оказание государственной поддержки их развитию являются необходимым условием успешного развития экономики региона.

1. Быкова А. А. Практики «открытых инноваций» в России: эмпирическое исследование инновационного поведения предприятий Пермского края / Корпоративные финансы, 2009. №3 // URL: http://www. hse.perm.ru/staff/publication/77_93_Bykova_Molodchik.pdf.

2. Вишневская M. К. К вопросу о дефинициях понятия «кластер» // Вестник молодых ученых, М.: МГУ, 2007.

3. Гаджиев Ю. А. Новые формы территориальной организации производства и другие теории регионального экономического роста и развития / Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета // URL: http://koet.syktsu.ru/vestnik /2008/2008-3/3/3.htm.

4. Мигранян А. А. Теоретические аспекты формирования конкурентоспособных кластеров в странах с переходной экономикой / Портал информационной поддержки малого и среднего производственного бизнеса // URL: http://www.subcontract.ru/Docum/DocumShow_DocumID_171.html.

5. Носов А. Н. Управление взаимоотношениями в региональной кластерной структуре, связанной цепью поставок // Логистика и управление цепями поставок, 2009. № 6.

6. Об утверждении Стратегии развития строительного комплекса Нижегородской области до 2020 года: постановление правительства Нижегородской области от 17.02.2010 № 65.

7. Печаткин В. В. Экономические проблемы регионов и отраслевых комплексов / В. В. Печаткин, С.М. Гаймалова / Проблемы современной экономики, 2009. № 3 // URL: http://www.m—economy. ru/art. php3?artid=26334.

8. Третьяк В. П. Кластеры предприятий: пути создания и результативность функционирования / Портал информационной поддержки малого и среднего производственного бизнеса // URL: http:// www. subcontract.ru/Docum/DocumShow_DocumID_133.html.

9. Цихан T.B. Кластерная теория экономического развития // Теория и практика управления, 2003. № 5 //URL: http://www.subcontract.ru/Docum/DocumShowDocumID_168.html.

10. ШаповаловА. Россия перешлав подготовительный кластер //Коммерсантъ, 2006. 24 марта (№ 51).

11. ЯловД. А. Кластерный подход как технология управления региональным экономическим развитием / Портал информационной поддержки малого и среднего производственного бизнеса // URL: http://www.subcontract.ru/Docum/DocumShow_DocumID_17.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.