Яковлев А. В.
<
Анализ различий ресурсного потенциала региональных продовольственных рынков
ш
Z __
<
Яковлев Андрей Владимирович
Санкт-Петербургский государственный экономический университет Аспирант
andrew_iakovlev@mail .ru РЕФЕРАТ
В статье рассматривается роль территориальных факторов в развитии процессов продовольственного обеспечения населения. Подчеркивается двоякое воздействие на эти процессы экономических санкций. Отмечается необходимость усиления государственного регулирования, направленного на совершенствование ресурсного потенциала региональных продовольственных рынков и снижение уровня их дифференциации.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
региональная экономика, ресурсный потенциал, региональные различия, продовольственный рынок
Analysis of Distinctions of Resource Capacity of the Regional Food Markets Yakovlev Andrey Vladimirovich
Saint-Petersburg State university of Economics (Saint-Petersburg,Russian Federation) Graduate student andrew_iakovlev@mail .ru
ABSTRACT
In the article, the role of territorial factors in development of processes of food supply of the population is considered. Double impact on these processes of economic sanctions is emphasized. Need of strengthening of the state regulation directed on improvement of resource capacity of the regional food markets and decrease in level of their differentiation is noted.
KEYWORDS
Regional economy, resource potential, regional distinctions, food market
Начиная с 2014 г. Россия столкнулась с новыми вызовами в социально-экономическом развитии, обусловленными началом «войны санкций». В ответ на введенные группой западных стран при лидирующей роли США ограничения в отношении ряда российских физических лиц и компаний российская сторона объявила продовольственное эмбарго в отношении поставок из стран-санкционеров [4]. В этой связи острым стал вопрос обеспечения стабильности продовольственного рынка страны, как на федеральном, так и на региональном уровне, как за счет диверсификации импортных поставок, так и за счет развития процессов импортозамеще-ния [5].
На стабильности региональных продовольственных рынков необходимо остановиться особо, так как Россия объективно отличается значительной дифференциацией регионального развития [3]. Эти различия проявляются в сферах хозяйственной освоенности территорий, развитости инфраструктуры, уровня доходов населения, бюджетной обеспеченности государственных и муниципальных обязательств и т. д. В таких условиях нестабильность на региональном продовольственном рынке может послужить фактором, существенно усложняющим ситуацию в кон-
Yakovlev A. V.
кретном субъекте Федерации. Таким образом, актуальной задачей является анализ ресурсного потенциала региональных продовольственных рынков и их специфики.
Ресурсный потенциал, в общем понимании этой категории, складывается на основе сочетания природных условий определенной территории, а также органически связанных с нею трудовых и материально-технических ресурсов, образующих в своем единстве благоприятные или малоблагоприятные условия сферы обитания и ведения хозяйственной деятельности. Данная категория включает объемы использования ресурсов для производства, определяет эффект совместного их действия и возможность адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей среды. Таким образом, под ресурсным потенциалом следует понимать совокупность имеющихся видов ресурсов, сопряженных между собой, использование которых позволяет достичь требуемого социально-экономического эффекта.
Регионы России находятся в различном положении относительно продовольственного обеспечения. Это во многом определяется природно-климатическими условиями. Их можно классифицировать на производящие продовольствие и потребляющие продовольствие. Понятно, что классификация эта нестрогая, так как по различным конкретным наименованиям продуктов питания ситуация может существенно отличаться. Например, Мурманская область, в силу северного географического положения региона, не имеет возможности для самообеспечения пшеницей и другими зерновыми культурами. В то же время, она является одним из крупнейших производителей рыбы и рыбопродуктов, поставляемых в другие регионы страны, а также на мировой рынок.
Тем не менее, следует отметить, что в Российской Федерации имеются регионы, которые испытывают постоянную потребность в продовольственном обеспечении за счет внешних поставок. К ним можно отнести районы и территории Крайнего Севера, Якутии, Бурятии, Камчатки и др. Такая ситуация определяется низким ресурсным потенциалом соответствующих региональных продовольственных рынков. На ресурсный потенциал оказывают влияние следующие факторы: обеспечение земельными ресурсами; степень деградации сельскохозяйственных земель; степень обновления основных фондов агропромышленного комплекса; уровень монополизации продовольственного рынка; степень импортного давления на внутренний продовольственный рынок; уровень безработицы в сельском хозяйстве; уровень государственной поддержки сельхозпроизводителей; уровень использования имеющегося ресурсного потенциала в агропромышленном комплексе и др.
Ограничение поставок продовольствия из-за рубежа вследствие «войны санкций» привело к разнонаправленным процессам на региональных продовольственных рынках.
С одной стороны, увеличился поток импортных продуктов питания низкого качества, экологически опасных и контрафактных (примерами такого рода могут быть поставки тропических фруктов из Беларуси, которые выдаются за продукцию собственного производства). Главной причиной роста импорта продовольствия в России является системное разрушение экономического потенциала страны, в первую очередь — сельского хозяйства и смежных с ним отраслей. Либеральные реформы 1990-х гг. привели к абсолютному сокращению места и роли сельского хозяйства в экономике. На положение отечественных сельхозпроизводителей всех форм собственности давит диспаритет цен между сельскохозяйственной продукцией и промышленными товарами и услугами. Низкие цены реализации продукции снижают рентабельность аграрного производства, при том, что значимая часть добавленной стоимости оседает не у сельхозтоваропроизводителей, а в промежуточных звеньях товаропроводящей (логистической) цепи [1].
С другой стороны, наблюдается активизация процессов импортозамещения. По расчетам специалистов Минсельхоза России, набранный темп изменений в АПК позволит обеспечить к 2020 г. увеличение внутрироссийского производства сельхоз-
продукции, сырья и продовольствия и добиться снижения зависимости внутреннего продовольственного рынка от импортных поставок мяса с 21,6 до 7,7%, молока и молочной продукции с 23,6 до 16,6%, овощей с 14,6 до 10,1%. Согласно оценкам министра сельского хозяйства А. Ткачева, озвученным в интервью телеканалу «Россия 1» 21 мая 2015 г., в течение двух-трех лет Россия сможет полностью обеспечить свои потребности по мясу свинины и птицы. По производству молока аналогичного показателя (при серьезных вложениях и дотациях со стороны государства) можно будет достичь через 7-10 лет. Перейти на полное обеспечение российских потребителей отечественными овощами и фруктами получится в течение 3-5 лет. Отметим, что на рис. 1 приведены официальные данные о тенденциях в развитии обеспечения россиян основными продуктами питания отечественного производства.
Для насыщения региональных рынков продовольственными товарами и восстановления продовольственной безопасности необходимо определить критерии оценки пороговых значений продовольственной безопасности, пересмотреть и уточнить программы выхода из аграрного кризиса, разработать меры, направленные на ликвидацию сложившихся угроз продовольственной безопасности. Можно выделить основные критерии оценки продовольственной безопасности [6]: степень удовлетворения физиологических потребностей в компонентах и энергетическом содержании пищевого рациона; соответствие ограничениями по содержанию в продуктах вредных для здоровья веществ, уровень физической и экономической доступности продовольствия для различных категорий населения; степень зависимости продовольственного снабжения страны и ресурсного обеспечения агропромышленного комплекса от импортных поставок; размеры стратегических и оперативных продовольственных запасов в сопоставлении с нормативными потребностями.
Среднесрочная цель в рассматриваемой сфере — обеспечение продовольственной независимости по всем базовым продуктам питания, которые могут быть произведены в России. Долгосрочная цель — выход страны, с учетом обострения продовольственной проблемы в мире и положительного влияния глобальных изменений климата в большинстве регионов страны, на мировой рынок продовольствия. Реализовать эти цели можно через оптимизацию государственного и рыночного регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию; регулирование объема импорта по основным стратегическим видам продовольствия; последова-
□ Мясо
Молоко
О Яйца ■ Картофель ■ Овощи
2010
2011
2012
2013
2014
Рис. 1. Уровень обеспечения потребностей россиян основной сельскохозяйственной продукцией, %
Источник: данные Минсельхоза России и Росстата.
тельное сокращение импорта продуктов питания, производство которых может быть осуществлено в России; регулирование уровня и структуры розничных цен на продовольствие для оживления платежеспособного спроса населения и повышения конкурентоспособности отечественных товаров на внутреннем и, в перспективе, на внешнем рынке; проведение политики бюджетного субсидирования продовольствия для социально незащищенных слоев населения.
Сельское хозяйство является одной из важнейших отраслей экономики любого государства. Она дает жизненно необходимую человеку продукцию: основные продукты питания и сырье для выработки предметов потребления. Сельское хозяйство производит свыше 12% валового продукта и более 15% национального дохода России, сосредоточивает 15,7% производственных основных фондов [2]. Восемьдесят отраслей промышленности поставляют свою продукцию сельскому хозяйству, которое, в свою очередь, поставляет свою продукцию шестидесяти отраслям промышленности. То есть, налицо наличие значительного мультипликативного потенциала, связанного с развитием сельского хозяйства.
Отметим, что кроме сельского хозяйства в АПК входят отрасли, которые либо поставляют ему средства производства и оказывают услуги, либо заготавливают, перерабатывают его продукцию, производят готовые к потреблению продукты питания и непродовольственные товары из сельскохозяйственного сырья и доводят их до потребителя. На основе SWOT-анализа можно выделить наиболее существенные сильные и слабые стороны российского АПК:
1. Сильные стороны:
• природный потенциал, включающий значительные земельные ресурсы. Перевод отрасли на ресурсосберегающие технологии обеспечивает рост уровня интенсификации и снижение затрат на производство. Имеется значительное количество площадок для создания перерабатывающих производств;
• поголовье скота имеет высокий потенциал продуктивности. Производство мяса сконцентрировано на птицефабриках и свинокомплексах;
• имеется высокий потенциал развития производства семян сельскохозяйственных культур, высокоинтенсивного производства картофеля и овощей.
2. Слабые стороны:
• техническое и технологическое отставание отрасли от мирового уровня и, как следствие, низкий уровень интенсификации и производительности в отрасли не позволяют производить сельскохозяйственную продукцию с высокой конкурентоспособностью. Переработка сельскохозяйственной продукции недостаточно глубокая, основная масса предприятий переработки работает на привозном сырье;
• низкий уровень менеджмента сельскохозяйственных организаций;
• отсутствие инфраструктуры для сбыта продукции фермерских хозяйств;
• низкий уровень развития социальной инфраструктуры в сельских районах при низком уровне заработной платы приводит к непривлекательности сельского труда;
• ряд фермерских и личных подсобных хозяйств не в полной мере отражают свою деятельность в отчетности.
Рассмотрение ситуации в региональном разрезе показывает, что в настоящее время всего 14 из 83 субъектов Российской Федерации являются нетто-произво-дителями продовольствия, остальные 69 выступают в роли нетто-потребителей. При этом сегодня для многих регионов Сибири и Дальнего Востока экономически выгодно закупать продовольствие, например, в Китае или республиках Средней Азии, чем везти их из Европейской части РФ. Изменить эту ситуацию, не изменив налоговое законодательство и принципы ценообразования на услуги железнодорожного транспорта, практически нереально. Точно так же ряду нетто-произво-
дителей сельскохозяйственной продукции (зерна), близких к черноморским портам России, намного выгоднее экспортировать собранное ими зерно за рубеж, чем продавать его на внутреннем рынке, особенно — в рамках государственных закупок.
В ряде регионов современной России: Москве, Санкт-Петербурге, Московской области, Тюменской области, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком национальных округах у населения сформировался практически европейский тип потребления, включая потребление продовольствия, которое на 60% и более удовлетворяется за счет импортных поставок. В то же время в таких беднейших регионах России, как Республика Ингушетия, Республика Тыва, Республика Алтай, Республика Северная Осетия — Алания и др., подавляющее большинство населения вынуждено жить практически в условиях натурального хозяйства, что подразумевает ненадежность и неустойчивость их продовольственного обеспечения в случае каких-либо стихийных бедствий, особенно с учетом неразвитых логистических механизмов в данных регионах.
Отдельная группа проблем связана с товарораспределением. Если в хозяйственно освоенных регионах страны существенной угрозы, касающейся наличия товаров на прилавках, нет, то в отдаленных от центра регионах ситуация иная. В частности, в районах Крайнего Севера организован сезонный завоз различных товаров, в том числе продовольствия. В этих регионах за короткий период времени формируется запас продовольствия для населения на весь год, что предъявляет особые требования к условиям его сохранности и способам упаковки.
Определенные сложности с развитием инфраструктуры продовольственного рынка связаны с функционированием и территориально неравномерным расширением деятельности торговых сетей, приводящей к выборочной монополизации этого сегмента рынка, усложнению доступа к нему сельскохозяйственных товаропроизводителей, поддержанию высокого уровня потребительских цен на некоторые пищевые продукты. Кроме того, существует проблема с обеспечением населения отдельных сельских территорий с неразвитой дорожной сетью, что частично определяется снижением активности в деятельности потребительской кооперации. То есть эта проблема проявляется на субмезоуровне — уровне муниципальных образований.
По нашему мнению, для выравнивания уровней развития региональных продовольственных рынков следует развивать межрегиональную интеграцию в сфере продовольственных рынков и продовольственного обеспечения, более эффективно использовать механизмы поддержки регионов, находящихся в зонах недостаточного производства пищевых продуктов или оказавшихся в экстремальных ситуациях, повысить транспортную доступность отдаленных регионов для гарантированного и относительно равномерного по времени продовольственного снабжения их населения, создать условия для увеличения числа объектов торговой инфраструктуры и общественного питания различных типов.
Подводя итог, отметим, что ресурсный потенциал региональных продовольственных рынков отличается значительной дифференциацией. В этой связи необходимы энергичные меры органов власти, государственного и муниципального управления в целях выравнивания продовольственной обеспеченности населения в территориальном разрезе. Для этого необходимы государственные программы [7], направленные на развитие отечественного сельскохозяйственного и перерабатывающего производства, совершенствование логистической и торговой инфраструктуры, разумное ценовое регулирование на продовольственных рынках.
Литература
1. Афанасьева В. Г. Региональная транспортно-логистическая система как объект изучения
теории региональной экономики // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2014. № 3. С. 73-76.
< 2. Багров Н. М. Сельское хозяйство России. Растениеводство // Известия Санкт-Петербургского г государственного экономического университета. 2014. № 1. С. 154-164.
-1 3. Вертакова Ю. В., Клевцова М. Г., Положенцева Ю. С., Некипелова А. С. Дифференциация регионов в соответствии с фазами развития: модифицированная методика оценки структурного цикла // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2015. № 3(93). С. 15-19.
4. Плотников А. В. Эффективность современной санкционной политики // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2014. № 2(5). С. 113-114.
5. Плотников В. А., Вертакова Ю. В. Импортозамещение: теоретические основы и перспективы реализации в России // Экономика и управление. 2014. № 11(109). С. 38-47.
6. Плотников В. А., Пахомов В. И. Продовольственная безопасность: экономические и военные аспекты: монография. СПб.: Лема, 2008. 144 с.
7. Рохчин В. Е., Ротенберг Р. Б. Основные условия стратегического развития экономики административно-территориальных образований // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2014. № 1. С. 37-42.
References
1. Afanaseva V. G. Regional transport and logistic system as object of studying of the theory of regional economy [Regional'naya transportno-logisticheskaya sistema kak ob"ekt izucheniya teorii regional'noi ekonomiki] // News of the St. Petersburg State University of Economics [Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta]. 2014. N 3. P. 73-76. (rus)
2. Bagrov N. M. Agriculture of Russia. Plant growing [Sel'skoe khozyaistvo Rossii. Rastenievodstvo] // News of the St. Petersburg State University of Economics [Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta]. 2014. N 1. P. 154-164. (rus)
3. Vertakova Yu. V., Klevtsova M. G., Polozhentseva Yu. S., Nekipelova A. S. Differentiation of regions according to development phases: the modified technique of an assessment of a structural cycle [Differentsiatsiya regionov v sootvetstvii s fazami razvitiya: modifitsirovannaya metodika otsenki strukturnogo tsikla] // News of the St. Petersburg State University of Economics [Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta]. 2015. N 3 (93). P. 1519. (rus)
4. Plotnikov A. V. Efficience of modern sanctions policy [Effektivnost' sovremennoi sanktsionnoi politiki] // Innovative economy: prospects of development and improvement [Innovatsionnaya ekonomika: perspektivy razvitiya i sovershenstvovaniya]. 2014. N 2 (5). P. 113-114. (rus)
5. Plotnikov V. A., Vertakova Yu.V. Import substitution: theoretical bases and prospects of realization in Russia [Importozameshchenie: teoreticheskie osnovy i perspektivy realizatsii v Rossii] // Economy and management [Ekonomika i upravlenie]. 2014. N 11 (109). P. 38-47. (rus)
6. Plotnikov V. A., Pakhomov V. I. Food security: economic and military aspects [Prodovol'stvennaya bezopasnost': ekonomicheskie i voennye aspekty]: monograph. SPb.: Lema, 2008. 144 p. (rus)
7. Rokhchin V. E., Rotenberg R. B. Main conditions of strategic development of economy of administrative-territorial formations [Osnovnye usloviya strategicheskogo razvitiya ekonomiki ad-ministrativno-territorial'nykh obrazovanii] // News of the St. Petersburg State University of Economics [Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta]. 2014. N 1. P. 37-42. (rus)