Научная статья на тему 'Обеспечение продовольственной безопасности мегаполисов: теория и практика'

Обеспечение продовольственной безопасности мегаполисов: теория и практика Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
985
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / AN AGROINDUSTRIAL COMPLEX / МЕГАПОЛИС / MEGAPOLIS / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / NATIONAL SECURITY / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / FOOD SECURITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курбанов Артур Хусаинович

Объектом исследования является система продовольственной безопасности государства, предметом продовольственная безопасность мегаполиса (на примере г. СанктПетербурга). В процессе исследования осуществлено структурированное изложение комплекса экзогенных и эндогенных факторов продовольственной безопасности г. СанктПетербурга, выработаны меры диверсификации степени воздействия негативных факторов на обеспечение необходимого уровня продовольственной безопасности (на примере рассматриваемого мегаполиса).Полученные в рамках исследования выводы и рекомендации могут быть востребованы специалистами органов государственного управления, представителями экспертных консультативных советов при разработке мер социальной, экономической и промышленной политики на региональном и государственного уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Курбанов Артур Хусаинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAINTENANCE OF FOOD SECURITY OF MEGAPOLISES: THEORY AND PRACTICE

The object of the research is the system of food security in the state; the subject is food security in a megapolis (through the example of St.petersburg). In the course of research the author made a detailed statement of external and internal factors of food security in St. petersburg. Measures of diversification of negative factors influence on maintenance of necessary level of food security (through the example of St.petersburg) are developed.The conclusions received within the limits of research and the recommendations can be useful for the experts of state bodies, representatives of the expert advisory councils while working out measures of social, economic and industrial policy on the regional and the state level.

Текст научной работы на тему «Обеспечение продовольственной безопасности мегаполисов: теория и практика»

В мае 2014 года состоялось торжественное открытие памятной доски с гравировкой «Аллея Связистов заложена в День Радио и всех отраслей связи, Май 2013» на ранее установленном камне. В открытии приняли участие представи-

тели предприятий связи, ветераны, мэр города Омска В.В. Двораковский. Организации, работающие в сфере производства средств и услуг связи, взяли на себя затраты по благоустройству Аллеи связистов, ее содержанию и установке памятного знака.

В мае 2015 года завершены работы по укладке плитки, установлены скамейки с логотипами предприятий связи. Здесь же прошли праздничные мероприятия, посвященные празднованию Дня работников всех отраслей связи. Общая сумма затрат за 3 года составила около 2 млн рублей.

В 2016 году к юбилею города Омска планируется установить в аллее 8 световых опор. Теперь «Аллея связистов» - это уютный уголок в центре города Омска. Здесь можно отдохнуть, погулять, даже воспользоваться бесплатным интернетом.

И сегодня можно говорить о возможности создания в городе Омске «Аллеи энергетиков», «Аллеи авиаторов» и т. д.

Дорохин Владимир Нефедович - заместитель начальника управления Статья поступила в редакцию

промышленности, инноваций и предпринимательства департамента город- 15 июня 2015 г.

ской экономической политики администрации города Омска.

Попов Степан Олегович - кандидат юридических наук, советник мэра

города Омска.

© В.Н. Дорохин, С.О. Попов, 2015

УДК 338:351/354 ГРНТИ 87.33.35

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МЕГАПОЛИСОВ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

А.Х. Курбанов

Военная академия материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулёва

199034, г. Санкт-Петербург, наб. Макарова, д. 8; [email protected]

Объектом исследования является система продовольственной безопасности государства, предметом - продовольственная безопасность мегаполиса (на примере г. Санкт-Петербурга). В процессе исследования осуществлено структурированное изложение комплекса экзогенных и эндогенных факторов продовольственной безопасности г. Санкт-Петербурга, выработаны меры диверсификации степени воздействия негативных факторов на обеспечение необходимого уровня продовольственной безопасности (на примере рассматриваемого мегаполиса).

Полученные в рамках исследования выводы и рекомендации могут быть востребованы специалистами органов государственного управления, представителями экспертных консультативных советов при разработке мер социальной, экономической и промышленной политики на региональном и государственного уровне.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс, мегаполис, национальная безопасность, продовольственная безопасность.

MAINTENANCE OF FOOD SECURITY OF MEGAPOLISES: THEORY AND PRACTICE

A.H. Kurbanov

General Khrulev Military Academy of Logistics and Transport 199034, St.-Petersburg, nab. Makarova, 8; [email protected]

The object of the research is the system of food security in the state; the subject is food security in a megapolis (through the example of St.-Petersburg). In the course of research the author made a detailed statement of external and internal factors of food security in St. Petersburg. Measures of diversification of negative factors influence on maintenance of necessary level of food security (through the example of St.-Petersburg) are developed.

The conclusions received within the limits of research and the recommendations can be useful for the experts of state bodies, representatives of the expert advisory councils while working out measures of social, economic and industrial policy on the regional and the state level.

Keywords: an agroindustrial complex, a megapolis, national security, food security.

Изучением проблем обеспечения продовольственной безопасности народонаселения в настоящее время занимаются различные государственные и общественные объединения, данная тематика привлекает также отдельных исследователей, которые решают частные теоретические и практические задачи повышения степени продовольственной безопасности в рамках кандидатских и докторских диссертаций.

Вместе с тем можно справедливо утверждать, что проблемам обеспечения продовольственной безопасности мегаполисов должно уделяться особое внимание, поскольку они являются центром политической, экономической и общественной жизни страны. Выработка соответствующей государственной политики и её практическая реализация позволят снизить уровень социальной напряжённости в случае возникновении кризисных ситуаций. Рациональным шагом формирования и сохранения необходимой степени продовольственной безопасности мегаполиса представляется выявление, анализ и принятие в расчет экзогенных и эндогенных факторов её определяющих.

При проведении исследования автор руководствовался постановлениями Правительства РФ и Санкт-Петербурга, официально опубликованными данными Росстата, аналитическими обзорами информационных агентств, материалами диссертационных исследований ученых-экономистов, специализирующихся на проблемах продовольственной безопасности.

Продовольственная безопасность: понятие и уровни обеспечения. Среди глобальных проблем современности проблема продовольственной безопасности цивилизации

занимает особое место, что находит подтверждение в существовании различных экономических теорий, затрагивающих данную проблематику. В настоящее время теория продовольственной опасности находится в стадии формирования и базируется на основе представлений, знаний и разработок следующих теорий: экономической безопасности, народонаселения, внешней торговли, глобализации, человеческого развития, устойчивого развития и потребления [9].

Теоретические истоки исследования проблемы обеспечения продовольствием населения, то есть проблемы продовольственной безопасности в современной трактовке, заложил английский ученый Томас Роберт Мальтус, изложив свою теорию в книге «Опыт о законе перенаселения» (1798 г.). Основным постулатом своей теории Мальтус считал следующую закономерность: население увеличивается в геометрической прогрессии, в то же время объемы ресурсов, необходимых для поддержания жизни, растут лишь в прогрессии арифметической. Основной вывод Т. Мальтуса, а также его последователей, состоял в том, что рост населения будет ограничиваться производством пищи и другими ресурсами [7].

Для урегулирования роста населения Т. Мальтус предлагал два типа решений: естественный - войны, эпидемии, голод; искусственный способ сдерживания рождаемости через воздержание и аскетизм. Однако, формируя свою теорию, Т. Мальтус проигнорировал влияние технического прогресса, который постоянно расширяет производственные возможности общества, в том числе и в сфере роста продовольственных ресурсов. Т. Мальтус не мог предвидеть и бурное развитие транспортных средств, позволяющих

густонаселенным странам ввозить продукты питания из стран с благоприятными для сельского хозяйства природными условиями. Наконец, английский ученый не принимал во внимание уровень смертности и не учитывал, что рост благосостояния общества ведет к снижению рождаемости и смертности.

Современные взгляды на динамику численности населения отражает теория демографического перехода, в общем виде разработанная Фрэнком Ноустайном в 1945 году. Согласно этой теории, при низких уровнях промышленного развития рождаемость и смертность высоки, поэтому население растёт медленно. Как только начинают улучшаться условия жизни, смертность резко падает, в то время как рождаемость начинает снижаться очень не значительно, что приводит к существенному росту населения. Когда же люди полностью вовлекаются в образ жизни высокоразвитого индустриального общества, рождаемость снижается, и темпы роста численности населения опять уменьшаются. В конце XX века теория демографического перехода была развита российским физиком, академиком РАН С.П. Капицей. Его взгляд, изложен в работе «Сколько людей жило, живет и будет жить на Земле» [4].

Как следует из модели С.П. Капицы, человечество сегодня живет в период мирового демографического перехода, который длится около ста лет характеризуется резким увеличением скорости роста популяции, затем почти столь же стремительным её падением, после чего численность населения стабилизируется, причем пик этого перехода человечеством уже пройден. Демографы всегда рассматривали каждую страну в отдельности и искали причины, объясняющие разные демографические явления в каждой отдельно взятой стране, в то время как необходимо рассматривать население Земли как единую демографическую систему. В результате демографического перехода по модели С.П. Капицы, население Земли, достигнув численности 10-12 млрд человек, таким и будет оставаться, т.е. проблема перенаселения в соответствии с данной теорией не прогнозируется.

Однако указанные модели ориентированы на стабилизацию демографических процессов и, соответственно, «автоматическое» решение продовольственной проблемы в будущем. В современных же условиях человечество столкнулось с обостряющимися противоречиями между своими растущими потребностями и неспособностью биосферы обеспечить их, не подвергаясь разрушению. Например, деградация земель с 1945 по 1990 гг. привела к снижению производства продовольствия в мире на 17 %. Использование

пестицидов создает огромную угрозу здоровью миллионов потребителей и хлеборобов: по оценке ВОЗ, ежегодно 3 млн. человек отравляются пестицидам и более 200 тыс. человек умирают от отравления ими, до 25 млн сельскохозяйственных рабочих подвергаются воздействию этого опасного ядохимиката с риском для жизни [7].

Глобальная оценка обеднения почвы, проведенная по программе охраны окружающей среды ООН, показала, что в последние десятилетия около 11 % плодородных почв планеты были подвержены эрозии, напичканы химическими удобрениями в такой степени, что они утратили свои продуктивные свойства: 3% почв деградировали так, что их невозможно восстановить. Общеизвестным фактом является то, что после вырубки леса территории грозит опустынивание [5]. 31 марта 2014 г. в Иокогаме (Япония) завершилось заседание Межправительственной группы экспертов по изменению климата при ООН. Оно длилось 6 дней. В совещании приняли участие более 500 специалистов из разных стран. По итогам мероприятия был принят промежуточный доклад, в котором эксперты предупреждают, что если все страны не примут меры для того, чтобы удержать в нынешнем столетии среднее повышение температуры на уровне менее 2 °С, населению Земли грозит обострение проблемы продовольственной безопасности, могут оказаться затоплены обширные районы суши [5].

Вернемся к теории вопроса продовольственной безопасности. Анализ существующих в настоящее время взглядов на вопросы продовольственного обеспечения показывает, что теория продовольственной безопасности находится в стадии формирования. В отдельных работах приводятся авторские взгляды на проблему и рассматриваются её различные аспекты.

Понятие продовольственной безопасности было впервые сформулировано в середине 70-х годов применительно к сложившейся в мире парадоксальной ситуации, когда абсолютное перепроизводство продовольствия стало сопровождаться его катастрофической нехваткой в ряде развивающихся стран «третьего мира», массовым голодом и голодными смертями десятков тысяч людей. Исходный английский термин «foodsecurity», впервые введённый в широкое употребление на состоявшейся в 1974 г. в Риме Всемирной конференции по проблемам продовольствия, которую организовала Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН, переводится двояко: как продовольственная безопасность и как продовольственная обеспеченность.

Актуальность проблемы продовольственной безопасности выражается разнообразии подходов

к указанной проблематике и множестве проведенных исследовательских работ. Существуют различные определения продовольственной безопасности, классификации угроз, разработаны показатели для расчета её уровня, сформулированы пути вывода отечественного сельского хозяйства из кризиса, анализируются результаты вступления Росси в ВТО.

В настоящее время под продовольственной безопасностью, как правило, понимают обеспечение всех людей и социальных групп населения той или иной страны мира физическим и экономическим доступом к безопасной, достаточной в количественном и качественном отношении пище, необходимой для ведения активной и здоровой жизни [7].

В свою очередь продовольственная безопасность Российской Федерации - состояние экономики страны, при котором обеспечивается продовольственная независимость Российской Федерации, гарантируется физическая и экономическая доступность для каждого гражданина страны пищевых продуктов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, в объемах не меньше рациональных норм потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни [2].

Согласно Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации основными задачами обеспечения продовольственной безопасности независимо от изменения внешних и внутренних условий являются [2]:

- своевременное прогнозирование, выявление и предотвращение внутренних и внешних угроз продовольственной безопасности, минимизация их негативных последствий за счет постоянной готовности системы обеспечения граждан пищевыми продуктами, формирования стратегических запасов пищевых продуктов;

- устойчивое развитие отечественного производства продовольствия и сырья, достаточное для обеспечения продовольственной независимости страны;

- достижение и поддержание физической и экономической доступности для каждого гражданина страны безопасных пищевых продуктов в объемах и ассортименте, которые соответствуют установленным рациональным нормам потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни;

- обеспечение безопасности пищевых продуктов.

Продовольственная безопасность страны зависит от того, насколько она себя может обеспечить необходимым количеством пищи, в основном,

это зерно, хлеб, т. е. важным моментом выступает условие, при котором в случае прекращения поставок продуктов питания из-за рубежа не возникает продовольственный кризис. Другой аспект включает вопросы качества продукции, возможность потребительского выбора, т. е. обеспечение продовольственной безопасности - это еще и предоставление гарантий полноценного разнообразного питания людей на уровне физиологических норм.

Представляется целесообразным обратить внимание на стабильное и достаточное по медицинским нормам снабжение населения необходимыми продуктами питания с учетом их энергетического содержания (пищевых калорий) и содержания перевариваемого белка и микроэлементов. По нашему мнению, необходимо рассматривать продовольственную безопасность со всех сторон, т. к. она имеет много составляющих.

Для оценки состояния продовольственной безопасности используется следующая система критериев и показателей:

а) в сфере потребления:

- располагаемые ресурсы домашних хозяйств по группам населения;

- обеспеченность площадями для осуществления торговли и организации питания в расчете на 1000 человек;

- потребление пищевых продуктов в расчете на душу населения;

- объемы адресной помощи населению;

- суточная калорийность питания человека;

- количество белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов, потребляемых человеком в сутки;

- индекс потребительских цен на пищевые продукты;

б) в сфере производства и национальной конкурентоспособности:

- объемы производства сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия;

- импорт сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия;

- бюджетная поддержка производителей сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия в расчете на рубль реализованной продукции;

- продуктивность используемых в сельском хозяйстве земельных ресурсов;

- объемы реализации пищевых продуктов организациями торговли и общественного питания;

в) в сфере организации управления:

- объемы продовольствия государственного материального резерва, сформированного в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации;

- запасы сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия.

Для оценки состояния продовольственной безопасности в качестве критерия определяется удельный вес отечественной сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов (с учетом переходящих запасов) внутреннего рынка соответствующих продуктов, имеющий пороговые значения в отношении [2]:

- зерна - не менее 95 процентов;

- сахара - не менее 80 процентов;

- растительного масла - не менее 80 процентов;

- мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо) - не менее 85 процентов;

- молока и молокопродуктов (в пересчете на молоко) - не менее 90 процентов;

- рыбной продукции - не менее 80 процентов;

- картофеля - не менее 95 процентов;

- соли пищевой - не менее 85 процентов.

Обеспечение продовольственной безопасности сопряжено с рисками, которые могут существенно её ослабить. Наиболее значимые риски относятся к следующим категориям [2]:

- макроэкономические риски, обусловленные снижением инвестиционной привлекательности отечественного реального сектора экономики и конкурентоспособности отечественной продукции, а также зависимостью важнейших сфер экономики от внешнеэкономической конъюнктуры;

- технологические риски, вызванные отставанием от развитых стран в уровне технологического развития отечественной производственной базы, различиями в требованиях к безопасности пищевых продуктов и организации системы контроля их соблюдения;

- агроэкологические риски, обусловленные неблагоприятными климатическими изменениями, а также последствиями природных и техногенных чрезвычайных ситуаций;

- внешнеторговые риски, вызванные колебаниями рыночной конъюнктуры и применением мер государственной поддержки в зарубежных странах.

Зависимость государства от поставок продовольственного сырья, продуктов питания, приводит к полной или частичной потере геополитического суверенитета страны. В то же время, от принятия политического решения зависит, будет ли приоритетным развитие АПК, каким образом будет обеспечиваться население продуктами питания: за счет собственного производства или за счет импорта. Исходя из иерархических критериев можно выделить следующие уровни продовольственной безопасности:

1) глобальная продовольственная безопасность, характеризующаяся состоянием мировых

запасов продовольствия, выступает в качестве баланса мирового производства и мирового потребления. Крупные международные организации и институты занимаются разработкой критериев и оценкой стабильности обеспечения продовольственной безопасности, предотвращения кризисов, глобальных катастроф, влияющих на производство продовольствия и его распределение в мире;

2) региональная продовольственная безопасность, которая рассматривается с точки зрения состояния взаимосвязанных экономик государств, к примеру, продовольственная безопасность стран ЕС или СНГ;

3) национальная продовольственная безопасность - характеризуется подходом с точки зрения отдельного конкретного государства. Для стран, имеющих соответствующий сельскохозяйственный потенциал, позволяющий поддерживать систему самоснабжения, продовольственную безопасность можно охарактеризовать как систему поддержания обеспечения населения продуктами питания преимущественно за счет внутренних источников обеспечения страны;

4) продовольственная безопасность на территориальном уровне - характеризуется делением страны по территориальному принципу и рассмотрении вопросов обеспечения продовольствием в каждом конкретном регионе страны;

5) продовольственная безопасность на городском уровне - может рассматриваться применительно к мегаполисам и обособленным территориальным образованиям;

6) продовольственная безопасность на микроуровне и наноуровне, безопасность на уровне социальных групп, семей и отдельных лиц - на первое место становится право общественных групп, семей, отдельного человека на получение продовольствия в необходимом объеме для нормальной жизнедеятельности и удовлетворения минимальных потребностей.

Выявление и анализ экзогенных и эндогенных факторов обеспечения продовольственной безопасности мегаполисов (на примере Санкт-Петербурга), направления степени её совершенствования

Перейдем к рассмотрению проблем продовольственной безопасности мегаполисов и на примере Санкт-Петербурга постараемся идентифицировать и провести анализ экзогенных и эндогенных факторов продовольственной безопасности.

Продовольственная безопасность мегаполиса - состояние экономики города, при котором обеспечивается продовольственная независимость, гарантируется физическая и экономи-

ческая доступность для его населения пищевых продуктов, соответствующих требованиям технических регламентов, в объемах не ниже рациональных норм потребления, необходимых для активного, здорового образа жизни и обес-

печения жизнедеятельности жителей крупного города [1]. Анализ составных элементов данного понятия осуществлен нами в рамках разработанной структурно-аналитической модели, представленной на рисунке 1.

Рис. 1. Мнемоническая схема структурно-аналитической модели понятия «продовольственная безопасность мегаполиса»1

Вопрос обеспечения продовольственной безопасности мегаполисов не потерял своей актуальности в период глобализации экономики, а насыщение внутреннего рынка городов доступными отечественными сельскохозяйственными продуктами, можно считать основной гарантией продовольственной безопасности населения как в мирное время, так и при возникновении чрезвычайных ситуаций. Как упоминалось ранее, масштабность проблемы продовольственной безопасности предполагает, что только меры государственного уровня могут стимулировать развитие национального АПК и обеспечить продовольственную безопасность всей страны. Между тем в ряде её регионов или иных крупных территориально-хозяйственных образований задача обеспечения продовольственной безопасности

актуализировалась из-за их специфики. К числу таких территориально-хозяйственных образований относятся мегаполисы.

Санкт-Петербург является вторым по величине городом России, с населением свыше 5 млн человек. Географическое положение и история развития российской государственности превратили Санкт-Петербург в крупный логистический, экономический, образовательный и культурный центр России, её мегаполис. Концентрация различных функций сосредоточенных в этом городе стали теми факторами, которые обуславливают непрекращающийся рост его населения, что оказывает влияние на заметную дифференциацию и объемы потребления продовольствия населением различных социальных групп мегаполиса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1Разработано автором с использованием результатов исследований А В. Ариичева [1], В. А. Плотникова, В. И. Пахомова [7].

Проблема обеспечения продовольственной безопасности в Санкт-Петербурге является крайне актуальной. С целью решения соответствующих задач созданы и функционируют специальные органы государственного управления, основным из которых является Комитет продовольственной безопасности Санкт-Петербурга.

Можно выделить внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы продовольственной безопасности Санкт-Петербурга. К эндогенным факторам мы относим состояние нормативной базы продовольственной безопасности города, состояние агропромышленного комплекса и экономическую доступность продовольствия. К экзогенным факторам продовольственной безопасности мы относим импортную зависимость, качество продовольственных товаров, поступающих по импорту, а также последствия процессов глобализации и регионализации. На продовольственную безопасность мегаполиса оказывают воздействие и системные факторы, к которым прежде всего следует отнести: влияние техногенных и природных чрезвычайных ситуаций, исчерпание природных ресурсов, загрязнение окружающей среды и др.

С учетом содержания разработанной структурно-аналитической модели, проведем анализ содержания выявленных нами экзогенных и эндогенных факторов продовольственной безопасности Санкт-Петербурга.

Органы местного самоуправления признающие проблематику продовольственной безопасности, прежде всего на законодательном уровне вырабатывают соответствующие нормативные акты, где отражаются основополагающие концепции, подходы к обеспечению безопасности. Если этого не происходит, то можно говорить о нежелании правительства брать на себя ответственность за проблему.

В 2014 году на заседании комиссии по промышленности, экономике и собственности была предложена концепция проекта Закона «О продовольственной безопасности Санкт-Петербурга». Концепция основывается на Доктрине продовольственной безопасности РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 30 января 2010 года. Аналогичные законы уже приняты в ряде субъектов России: Москве, Новгородской, Нижегородской и Воронежской областях, Кабардино-Балкарской Республике.

Необходимость решения проблемы на законодательном уровне обусловлена сложившейся ситуацией на продовольственном рынке Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Большую часть продукции в Санкт-Петербурге на сегодня составляет импортное продовольствие (по некото-

рым оценкам его доля достигает 80 %, превысив международные нормы продовольственной безопасности в пять раз) [8].

Кроме того, в последние 20 лет был утрачен контроль над системными показателями потребности Санкт-Петербурга в различных видах продовольствия. За эти годы произошло тотальное вытеснение мелких и средних розничных магазинов шаговой доступности путем замены их глобальными торговыми сетями, которые принадлежат транснациональным корпорациям и контролируются иностранным капиталом. Эти сети, разумеется, не заинтересованы обеспечить развитие отечественных производителей ни финансово, ни политически.

Такая ситуация привела к тому, что продовольственная безопасность Санкт-Петербурга зависит от предприятий сетевой торговли, а значит - иностранного капитала, что позволяет при определенных манипуляциях за несколько дней обрушить продовольственный рынок города. Ситуация усугубляется тем, что и промышленная переработка сельхозпродукции принадлежит транснациональным корпорациям.

Состояние агропромышленного комплекса оказывает существенное влияние на обеспечение продовольственной безопасности Санкт-Петербурга и Ленинградской обрасти, т. к. от уровня развития напрямую зависит степень автономности рассматриваемого нами субъекта РФ в вопросах обеспечения населения продовольствием, необходимым для его нормальной жизнедеятельности.

В настоящее время для Санкт-Петербурга, как для любого крупного мегаполиса, характерно обеспечение продовольствием за счет поставок продукции из регионов России и из-за рубежа. Производить продукцию пищевая промышленность города может самостоятельно, но отсутствие собственной достаточной сырьевой базы по большинству видов продовольствия осложняет ситуацию.

АПК является важнейшей частью экономики Санкт-Петербурга и вносит определенный вклад в обеспечение продовольственной безопасности города. В его состав входит динамично развивающийся сектор организаций пищевой и перерабатывающей промышленности, включающий в себя 156 малых, 80 средних и крупных предприятий, в том числе и совершенно новых, созданных в последние годы на базе инновационных технологий [8].

В аграрном секторе города есть организации, занимающиеся сельскохозяйственным производством на его территории, что является особенностью региона. С учетом климатических условий сельхозпредприятия специализируются на производстве молока, мяса, овощей и картофеля,

кормовых культур и цветочной продукции. Кроме того, в структуру АПК города входят научные и учебные организации.

На протяжении нескольких лет, реализуя государственную политику в сфере формирования системы продовольственной безопасности, Правительство Санкт-Петербурга проводит работу по двум основным направлениям:

- создание запасов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и обеспечение срочных потребностей населения;

- оказание государственной поддержки предприятиям агропромышленного комплекса.

Экономическая доступность продовольствия влияет на уровень социальной напряженности и бедности населения и сказывается на демографической ситуации в стране: снижение потребления энергетической ценности продуктов, замещение потребления в пользу менее качественных продуктов питания преимущественно иностранного происхождения способствует росту различных заболеваний среди населения, снижению средней продолжительности жизни и ухудшению демографической ситуации. Она достигается поддержанием натурально-стоимостной и финансовой сбалансированности оптового продовольственного рынка и реализацией мер экономического регулирования оптового рынка основных видов продовольствия в Санкт-Петербурге.

Импортная продовольственная зависимость подрывает развитие сельского хозяйства Санкт-Петербурга и формирует высокую степень его зависимости от конъюнктуры зарубежных рынков. Конкурентоспособность продовольственной продукции может изменяться под влиянием поставок некачественной и небезопасной продукции, что приведет к ухудшению здоровья населения.

По оценкам ООН, критический уровень потребления импортных продуктов не должен превышать 30 %, иначе страна рискует потерять продовольственную самостоятельность. Параметром независимости страны от импортных поставок жизненно важных продуктов питания является их низкий удельный вес в потреблении. В России доля импортных продуктов первой необходимости (мясо, молочные продукты, растительное масло, сахар) на внутреннем рынке составляет более 40 %, а в крупных городах, таких как Санкт-Петербург - до 80 %. Наиболее высока доля импорта в потреблении сахара, растительного масла и мяса, здесь превышены критические значения -более 30 %, в то время как по зерну, картофелю -ситуация более благоприятная [8].

Одной из серьезных угроз продовольственной безопасности страны является то, что Россия превратилась в рынок сбыта продукции, запрещен-

ной к реализации в зарубежных странах в силу нарушений установленных норм качества и сроков хранения. До недавнего времени около 40 % импорта говядины в Россию из ЕС представляло собой замороженное мясо длительного хранения из, так называемых, «центров вмешательства» -европейских складов длительного хранения продовольственной продукции. По существующим в ЕС правилам, мясо с 5-летним сроком хранения уже не реализуется на внутреннем европейском рынке и направляется только на экспорт [11].

В последние годы в России особую остроту приобрела проблема безопасности продуктов питания. Особенно актуальна проблема, связанная с импортом качественного продовольствия. Такая ситуация может быть оценена как весьма существенная угроза в сфере продовольственной безопасности. На отечественный рынок поступает огромная масса продовольственных товаров преимущественно импортного производства, содержащих всевозможные добавки, заменители, ароматизаторы, консерванты, стабилизаторы и пр., наличие которых в продукте указывает на его невысокое качество. К тому же многие консерванты и стабилизаторы не безвредны для организма человека, некоторые из них вообще запрещены к использованию [9].

С учетом выявленных внешних и внутренних факторов можно выделить следующие основные условия обеспечения продовольственной безопасности Санкт-Петербурга:

1) население города обеспечивается преимущественно за счет продуктов питания отечественного (местного) производства в объеме необходимом для нормального функционирования и жизнедеятельности человека;

2) продукты питания должны быть экологически чистыми, полезными для здоровья, и не содержать вредных химических и других веществ, которые могут негативно повлиять на развитие человека и его здоровье;

3) в обязательном порядке должна быть достигнута ценовая доступность продуктов питания для всего населения;

4) формирование и своевременное освежение стратегических запасов продовольствия на случай стихийных бедствий, войн или других чрезвычайных обстоятельств на период продолжения этих обстоятельств или на определенный срок;

5) устойчивое развитие агропромышленного комплекса, рыбного и лесного хозяйства, осуществляются инвестиции в данные сфере экономики;

7) проведение природоохранной политики и улучшение среды обитания;

8) должны быть созданы необходимые институты, обеспечивающие поддержание необходимого уровня продовольственной безопасности.

К частным условиям достижения необходимого уровня продовольственной безопасности Санкт-Петербурга можно отнести реализацию инновационных программ развития сельскохозяйственного производства Санкт-Петербурга, инвестиционного развития территорий, переназначенных для размещения объектов производственного, транспорт-но-логистического, общественно-делового и складского назначения, развитие агропромышленной интеграции и создание ресурсной базы для производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Если Санкт-Петербург удовлетворяет перечисленным условиям, то его можно отнести к мегаполисам с полностью обеспеченной продовольственной безопасностью. На практике такое редко выполнимо и можно говорить лишь о частичном обеспечении продовольственной безопасности рассматриваемого нами мегаполиса.

Проблема продовольственной безопасности объективно существует, она находится под влиянием факторов экзогенной и эндогенной природы. И несмотря на реализацию мер законодательного и экономического характера, нельзя надеяться на разрешение сложившейся ситуации в краткосрочной перспективе. В этой связи на Федеральном и Региональном уровне необходимо:

- провести анализ объемов реального потребления продуктов питания жителями Санкт-Петербурга по всем группам продовольственных товаров;

- обеспечить снижение доли сетевых продуктовых гипермаркетов в продовольственном товарообороте города, вменить им в обязанность иметь в специально отведенных местах группу стратегических товаров первой необходимости с фиксированным размером наценки не более 10 %, с гарантированным наличием в объеме трехсуточного размера продаж;

- сформировать и обеспечить практическую реализацию комплекса мероприятий для развития магазинов шаговой доступности, торговых фермерских площадок и сельскохозяйственных рынков, торгующих исключительно продукцией местного (отечественного) происхождения;

- законодательно ввести единые технические условия на прием продукции сельского хозяйства для торговых сетей и бюджетных организаций по образцу ГОСТов, включая российские и зарубежные товары;

- исключить из процесса поставки сельскохозяйственной продукции в бюджетные организации посредников, путем заключения прямых договоров с производителями и переработчиками.

Таким образом, стратегической целью продовольственной безопасности является обеспечение населения безопасной сельскохозяйственной продукцией, рыбной и иной продукцией и продовольствием. При этом основу продовольственной безопасности составляет стабильное отечественное производство сельхозпродукции и продовольствия, повышение уровня качества жизни сельского населения, сохранение природных ресурсов для аграрного производства.

Актуальность вопроса продовольственной безопасности для Санкт-Петербурга не вызывает сомнений. Жители мегаполиса должны иметь возможность покупать продукты российского производства, прежде всего из Ленинградской области, ввиду взаимной интеграции и теснейшей взаимосвязи соседних регионов.

Вместе с тем продовольственная безопасность крупных мегаполисов подвержена влиянию экзогенных и эндогенных факторов, диверсификация рисков от воздействия которых не всегда возможна без принятия серьезных мер воздействия. Большинство документов, которые разрабатывались и разрабатываются в интересах обеспечения необходимого уровня продовольственной безопасности Санкт-Петербурга имеют декларативный характер, тогда, как в действительности должны быть эффективным инструментом в решении вопросов продовольственной безопасности. Участие областных аграриев в государственном заказе Санкт-Петербурга минимально, 80-86 % рынка сегодня занимают торговые сети, куда почти невозможно попасть мелким производителям.

По результатам проведенного исследования осуществлена идентификация экзогенных и эндогенных факторов продовольственной безопасности Санкт-Петербурга, определены условия её обеспечения, предложен комплекс соответствующих мероприятий. Их практическая реализация будет способствовать диверсификации рисков обеспечения населения, проживающего в г. Санкт-Петербурге, необходимыми продуктами питания как в мирное время, так и при возникновении чрезвычайных ситуаций.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Ариичев А. В. Модели оценки продовольствен- 2. Доктрина продовольственной безопасности Рос-

ной безопасности мегаполиса: дис. ... канд. экон. сийской Федерации (утверждена Указом Президента наук. - СПб., 2010. РФ от 30 января 2010 г. № 120) / СПС «Гарант».

3. Инкижинова С.В., Литвинова Н.М. Укол Адреналина // Эксперт, 2014. - № 34. - С. 30-33.

4. Капица С.П. Сколько людей жило, живет и будет жить на земле. Очерк теории роста человечества. - М.: Наука, 1999.

5. Ноосферогенез (на пути к устойчивому развитию человечества). - М.: ЦТАЭП, 2014.

6. Окунев М. А. Эффективное управление сельскохозяйственными землями мегаполисов в аспекте решения задач региональной продовольственной безопасности (на примере Санкт-Петербурга): дис. ... канд. экон. наук. - СПб., 2011.

7. Пахомов В.И., Плотников В.А. Продовольственная безопасность: экономические и военные аспекты: монография. - СПб.: Изд-во «Лема», 2008. - 100 с.

8. Постановление правительства Санкт-Петербур-

га «О Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга до 2030 года», от 13.05.2014 г. № 355.

9. Тимофеева М.В. Обеспечение продовольственной безопасности страны: концептуальный подход: дис. . канд. экон. наук. - СПб., 2005.

10. Фролов А. В. Продовольственная безопасность закрытого административно-территориального образования: экономические аспекты: дис. . канд. экон. наук. - СПб., 2010.

11. Чеботарева М. С. Продовольственная безопасность в России и мире: сущность и проблемы / М. С. Чеботарева // Молодой ученый. - 2012. - № 8. - С. 149-151.

12. Якубович Н. Н. Продовольственная безопасность региона: оценка и регулирования: дисс. . канд. экон. наук. - СПб., 2002.

REFECENCES

1. Ariichev A.V. Modeli otsenki prodovoFstvennoy bezopasnosti megapolisa: Diss. kand. ekon. nauk. - SPb., 2010.

2. Doktrina prodovoFstennoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii (utverzhdena Ukazom Prezidenta RF ot 30 yanvarya 2010 g. № 120) / SPS "Garant"

3. Inkizhinova S.V., Litvinova N.M. Ukol Adrenalina // Ekspert, 2014. - № 34. - S.30-33.

4. Kapitsa S.P. Skol'ko lyudey zhilo, zhivyot i budet zhit' na zemle. Ocherk teorii rosta chelovechestva. - M.: Nauka, 1999.

5. Noosferogenez (na puti k ustoychivomu razvitiyu chelovechestva). - M.: TSTAEP, 2014.

6. Okunev M.A. Effektivnoe upravlenie seFskohozyastvennymi zemlyami megapolisov v aspekte resheniya zadach regionaFnoy prodovoFstvennoy bezopasnosti (na primere Sankt-Peterburga): Diss. kand. ekon. nauk. - SPB., 2011.

7. Pahomov V.I., Plotnikov V.A. ProdovoFstvennaya bezpasnosF: ekonomicheskie i voennye aspekty: Monografiya. - SPB.: Izd-vo «Lema», 2008. - 100 s.

8. Postanovlenie praviteFstva Sankt-Peterburga «O Strategii ekonomicheskogo i sotsiaFnogo razvitiya Sankt-Peterburga do 2030 goda», ot 13.05.2014 g. № 355.

9. Timofeeva M.V. Obespechenie prodovoFstvennoy bezopasnosti strany: kontseptuaFny podhod: Diss. kand. ekon. nauk. - SPb., 2005.

10. Frolov A.V. ProdovoFstvennaya bezopasnost zakrytogo administrativno-territoriaFnogo obrazovaniya: ekonomicheskie aspekty: Diss. kand. ekon. nauk. - SPb., 2010.

11. ChebotarevaM.S. ProdovoFstvennayabezopasnosF v Rossii i mire: suschnosF i problemy / M.S. Chebotareva // Molodoy uchyony. - 2012. - № 8. - S. 149-151.

12. Yakubovich N.N. ProdovoFstvennaya bezopasnosF regiona: otsenka i regulirovaniya: diss. kand. ekon. nauk. - SPb., 2002.

Курбанов Артур Хусаинович - доктор экономических наук доцент, про- Статья поступила в редакцию

фессор кафедры материального обеспечения Военной академии матери- 7 июня 2015 г.

ально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулёва

© А.Х. Курбанов, 2015

/ _/ Читаем книги

Муханова, Мария. Российское село. Социально-структурные процессы от прошлого к настоящему / Мария Муханова, Анатолий Жвитиашвили, Галина Бессокирная. - М.: Либроком, 2014. - 306 с.

Предлагаемая вниманию читателей монография, написанная научными сотрудниками Института социологии РАН, раскрывает специфику российского села в его историческом, социокультурном, социально-экономическом и институциональном измерении. Материалы монографии опираются на социологический анализ массивов репрезентативных эмпирических данных Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения (РМЭЗ), полученных в период с 1994 по 2010 гг.

Монография представляет интерес не только для специалистов-аграрников и социологов, но и для всех, кто интересуется проблемами социального развития современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.