гиена и санитария. 2016; 95(10)
РРк http://dx.doi.org/10.1882/0016-9900-2016-10-988-991_
Оригинальная статья
воздухе Санкт-Петербурга (утверждены Распоряжением Комитета по природопользованию и охране окружающей среды от 23 декабря 2011 года N 177-р). СПб.; 2010.
10. Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора. Измерение массовой концентрации мелкодисперсных частиц РМ25 и РМ10 в атмосферном воздухе с использованием метода лазерной дифракции: Методические указания. М.; 2015.
11. Глиненко В.М., Фокин С.Г., Ефимов М.В. Состояние здоровья населения Москвы и загрязнение атмосферного воздуха в период лесных пожаров 2010 года. В кн.:МатериалыXIВсероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей. М.; 2012: 386-9.
References
1. WHO Air Quality Guidelines related to particulate matter, ozone, nitrogen dioxide and sulfur dioxide. Global update 2005. A brief summary of the risk assessment. WHO publication. Geneva: WHO; 2005. (in Russian)
2. The WHO Regional Office Newsletter. Effects on health of suspended particles. Implications for policy development in Eastern Europe, Caucasus and Central Asia. Copenhagen; 2013. (in Russian)
3. WHO. A review of data on the effects of air pollution on health -REVINAAP project. A summary of the scientific report. Geneva; 2013. (in Russian)
4. Air quality in Europe - 2013 report. European Environment Agency; 2013. Available at: www.europa.eu.
5. WHO. Health risks from air pollution in Europe - HRAPIE project. Recommendations for the study of the function "concentration effect" for particulate matter, ozone and nitrogen dioxide for the analysis of costs and benefits. Geneva; 2015. (in Russian)
6. The Government of St. Petersburg. The report on the environmental situation in St. Petersburg. St. Petersburg; 2015. Available at: http://gov.spb. ru/static/writable/ckeditor/uploads/2015/06/19/doklad_2014_SWipm-NU.pdf. (in Russian)
7. EMEP sampling and chemical analysis. EMEP/CCC-Report 1/95. Revision 2001. Norwegian Institute for Air Research; 2001. (in Russian)
8. Waldén J., Hillamo R., Aurela M., Makela T., Laurila S. Demonstration of the Equivalence of PM2,5 and PM10 Measurement Methods in Helsinki 2007—2008. Helsinki: Ilmatieteen laitos Meteorologiska Institutet Finnish Meteorological Institute; 2010.
9. Guidelines for quality assurance measurements of concentrations of suspended particles (PM and RMy) in the atmosphere of St. Petersburg (approved by the Order of Nature Management and Environment Protection Committee of 23 December, 2011 N 177-p). St. Petersburg; 2010. (in Russian)
10. The Federal Center for Hygiene and Epidemiology. Measurement of the mass concentration of fine particles PM2,5 and PM10 in ambient air using the method of laser diffraction: Guidelines. Moscow; 2015. (in Russian)
11. Glinenko V.M., Fokin S.G., Efimov M.V. The health status of the population of Moscow and air pollution during the forest fires in 2010. In: Proceedings of the XI All-Russian Congress of Hygienists and Sanitary Inspectors [Materialy XI Vserossiyskogo s"ezda gigienistov i sanitar-nykh vrachey]. Moscow; 2012: 386-9. (in Russian)
Поступила 15.02.16 Принята к печати 14.04.16
Гигиена спорта
О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2016 УДК 613.3:796.071
Давлетова Н.Х.1, Иванов А.В.2, Тафеева Е.А.2
АНАЛИЗ РАЦИОНАЛЬНОСТИ ПИТЬЕВОГО РЕЖИМА СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ РАЗЛИЧНЫХ СПЕЦИАЛИЗАЦИЙ
'ФГБОУ ВО Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма Минспорта России, 420010, Казань; 2ГБОУ ВПО Казанский государственный медицинский университет Минздрава России, 420012, Казань
В статье приведен анализ питьевого режима студентов-спортсменов, который показал низкий уровень культуры водо-потребления и нерациональность фактического питьевого режима. По результатам проведенного опроса выяснилось, что 86,7% юношей-спортсменов и 67,2% девушек-спортсменок не придерживаются определенного питьевого режима; 98,3% студентов-спортсменов находятся в состоянии дегидратации организма. Установлены корреляционные зависимости между наличием обезвоженности организма и таких симптомов, как усталость и снижение работоспособности (коэффициент корреляции 0,594, р = 0,01), появление сухости утром натощак (коэффициент корреляции 0,512, р = 0,01).
Ключевые слова: питьевая вода; питьевой режим; водный баланс; студенты-спортсмены.
Для цитирования: Давлетова Н.Х., Иванов А.В., Тафеева Е.А. Анализ рациональности питьевого режима студентов-спортсменов различных специализаций. Гигиена и санитария. 2016; 95(10): 988-991. DOI: http://dx.doi.org/10.18821/0016-9900-2016-95-10-988-991
Davletova N.Kh.1, IvanovA.V.2, Tafeeva E.A.2
ANALYSIS OF THE RATIONALITY OF THE WATER SCHEDULE IN STUDENT-ATHLETES OF VARIOUS SPECIALIZATIONS
1 Volga Region State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism, Kazan, 420010, Russian Federation; 2Kazan State Medical University, Kazan, 420012, Russian Federation
The presented in the article the analysis of water schedule in student-athletes showed a low level of water consumption culture and the irrationality of the actual water schedule. According to the results of the survey revealed that 86.7% of boys-athletes and 67.2% of girls athletes were revealed to fail to keep a certain water schedule; 98.3% student-athletes are in a state of dehydration of the body. There are established correlations between the presence ofdehydration of the body and symptoms such as fatigue and decreased performance (correlation coefficient 0.594, p = 0.01), the appearance of dryness in the morning on an empty stomach (correlation coefficient 0.512, p = 0.01).
Keywords: drinking water; water schedule; water balance; student-athletes.
For citation: Davletova N.Kh., Ivanov A.V., Tafeeva E.A. Analysis of the rationality of the water schedule in student-athletes of various specializations. Gigiena i Sanitaria (Hygiene and Sanitation, Russian journal) 2016; 95(10): 988-991. (In Russ.). DOI: http://dx.doi.org/10.18821/0016-9900-2016-95-10-988-991
For correspondence: Nailya Ch. Davletova, MD, PhD, senior lecturer of the Department of biomedical sciences, Volga Region State Academy
of Physical Culture, Sports and Tourism, Kazan, 420010, Russian Federation. E-mail: [email protected]
Information about authors: Davletova N.Ch. http://orcid.org/0000-0002-2014-1746; Ivanov A.V. http://orcid.org/0000-0002-3723-4826;
Tafeeva E.A. http://orcid.org/0000-0002-4161-2463
Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.
Acknowledgment. The study had no sponsorship.
Received: 12.02.2016
Accepted: 14.04.2016
Hygiene & Sanitation (Russian Journal). 2016; 95(10)
_DOI: http://dx.doi.org/10.1882/0016-9900-2016-10-988-991
Введение
Вода имеет ведущее биологическое значение в метаболических процессах и транспорте веществ в организме человека [1]. Потребление необходимого количества воды является важным условием оптимальной физической работоспособности и выносливости спортсмена, от содержания воды в организме зависят скорость протекания процессов восстановления, стрессоустойчивость и непосредственно состояние его здоровья [2, 3].
Во время длительной (не менее двух часов) и интенсивной тренировки спортсмен теряет порядка 3-4% жидкости, что может привести к нарушению электролитного баланса организма [4]. При максимальных нагрузках потеря воды организмом в течение суток может достигать 10-12 л [5]. С потом спортсмен теряет не только воду, но и значительное количество ионов №+, С1-, К+, Mg2+, Са2+ [6]. Значительная потеря жидкости приводит к состоянию обезвоженности организма спортсмена [7], которое может проявиться нарушением проведения нервно-мышечных импульсов и нервной регуляции органов, мышечной слабостью и как результат отсутствием высоких спортивных достижений. В то же время выполнение физических нагрузок в условиях высокой температуры или влажности воздуха требует потребления большего, чем обычно, количества жидкости [8], а чувство жажды в этот период является ненадежным показателем потребности организма в воде [9].
Согласно исследованиям, обезвоживание является одним из наиболее распространенных состояний как среди профессиональных спортсменов, так и среди студентов вузов физической культуры и спорта [10-12].
Вышесказанное диктует необходимость соблюдения спортсменами определенного питьевого режима - рационального порядка потребления воды в течение суток, обеспечивающего сохранение оптимального физиологического баланса между поступлением, образованием воды в организме и ее выделением [13].
Таким образом, исследования по проблеме анализа рациональности и оптимизации питьевого режима в процессе подготовки спортсменов являются актуальными.
Цель исследования - оценить рациональность фактического питьевого режима студентов-спортсменов различных специализаций.
Материал и методы
Для достижения поставленной цели был проведен анализ данных научной литературы по теме исследования и дана оценка фактического питьевого режима студентов-спортсменов посредством анкетирования студентов III курса факультета спорта Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма. Исследование проводили в период с 2014 по 2015 г. среди студентов, занимающихся различными видами спорта (академическая гребля, бадминтон, баскетбол, борьба, волейбол, хоккей, легкая атлетика, плавание, теннис, футбол, художественная гимнастика), по случайной выборке. Расчетный размер выборки составил примерно 118 респондентов из 170 студентов генеральной совокупности (95% доверительный интервал).
Средний возраст респондентов составил 20,4±1,4 года. Анкеты содержали данные о возрасте, поле, виде спорта, способах и объемах восполнения потерь жидкости, режиме приема жидкости, «стиле» употребления жидкости. Кроме ответов на вопросы анкет, студентам предлагалось отметить наличие у себя симптомов-маркеров скрытой дегидратации организма, оценить цвет утренней и дневной порций мочи, используя шкалу дегидратации [14].
Original article
Для корреспонденции: Давяетова Наиля Ханифовна, канд. мед. наук, ст. преподаватель каф. медико-биологических дисциплин Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма, 420010, Казань. E-mail: [email protected]
100-, 806040200-
86,7
32,8
Да Нет
^ Юноши Девушки
Рис. 1. Соблюдение питьевого режима студентами-спортсменами.
Статистическую обработку данных проводили с помощью программы SPSS 2.0. Был рассчитан коэффициент конкордации Кендалла для определения согласованности ответов респондентов; для нахождения корреляционных взаимосвязей между исследуемыми параметрами был использован корреляционный анализ Спирмена.
Результаты и обсуждение
Соблюдение питьевого режима в течение суток является показателем уровня культуры водопотребления. По результатам проведенного опроса выяснилось, что 86,7% юношей-спортсменов и 67,2% девушек-спортсменок не придерживаются определенного питьевого режима (рис. 1).
Отсутствие определенного питьевого режима отрицательно сказывается на состоянии водного баланса и ведет в сочетании с интенсивной потерей воды на тренировках к состоянию дегидратации организма (рис. 2).
Как видно на рис. 2, утром у большинства студентов-спортсменов наблюдается состояние обезвоживания организма различной степени: у 4,2% значительное обезвоживание, у 46,6% обезвоживание, у 44,1% незначительное обезвоживание организма и только у 5,1% опрошенных студентов утром водный баланс в норме. Наблюдаемое в данном случае большое число лиц с признаками обезвоженности организма вполне объяснимо и согласуется с данными литературы. Ведь за время ночного сна человек теряет большое количество жидкости и утром находится в состоянии дегидратации [15]. В норме при соблюдении питьевого режима и употреблении достаточного количества жидкости организм восполняет ночную потерю воды, и водный баланс приходит в норму. Однако согласно проведенному исследованию, большинство (98,3%) студентов-спортсменов находятся в со-
60-, 5040302010-
53,4
4,2 4,2
тшш
s
> **
j-y S
У/
/
У
Щ Утро ^ День
Рис. 2. Наличие обезвоживания организма у студентов-спортсменов.
гиена и санитария. 2016; 95(10)
РРк http://dx.doi.org/10.1882/0016-9900-2016-10-988-991_
Обзорная статья
Таблица 1
Наличие обезвоженности организма у студентов-спортсменов утром и днем
Утренняя порция мочи Дневная порция мочи
балл % балл %
1-2 5,08 1-2 0
3-4 66,7
5-6 33,3
Более 6 0
3-4 44,7 1-2 3,8
3-4 38,5
5-6 51,9
Более 6 5,8
5-6 46,61 1-2 0
3-4 40
5-6 56,4
Более 6 3,6
Более 6 4,24 1-2 0
3-4 40
5-6 60
Более 6 0
Примечание. 1-2 балла - водный баланс в норме; 3-4 балла -незначительное обезвоживание (организм компенсирует недостаток воды); 5-6 баллов - обезвоживание организма; более 6 баллов - значительное обезвоживание [14].
стоянии дегидратации и днем: у 4,2% значительное обезвоживание, у 53,4% обезвоживание, у 44,1% незначительное обезвоживание, и только 1,7% студентов днем находятся в состоянии нормального водного баланса. Данные результаты еще раз доказывают факт, что при интенсивных физических нагрузках студенты не восполняют потерю воды.
Для того чтобы более подробно рассмотреть вопрос наличия обезвоженности организма студентов-спортсменов, нами был проведен сравнительный анализ перехода из одной группы дегидратации организма в другую в течение дня (табл. 1).
Как видно из табл. 1, в каждой группе наблюдается переход большинства студентов в группу с большим количеством баллов, что означает уменьшение количества жидкости в организме. Так, если утром студенты проснулись в состоянии
Таблица 2
Частота употребления различных напитков студентами-
спортсменами, %
Наименование напитка Не употре- 1 раз в день Несколько раз 1-2 раза в неделю 1 раз в 1 раз в полгода
бляют в день месяц и реже
Питьевая вода 0,8 4,2 93,2 1,7 0,0 0,0
Минеральная 25,4 2,5 8,5 35,6 24,6 3,4
вода
Зеленый чай 21,2 15,3 15,3 16,9 23,7 7,6
Свежевыжатые 28,0 3,4 3,4 18,6 28,8 17,8
соки
Морсы 29,7 1,7 1,7 9,3 37,3 20,3
Пакетирован- 14,4 6,8 5,1 38,1 33,9 1,7
ные соки
Черный чай 5,9 21,2 49,2 13,6 10,2 0,0
Кофе 26,3 26,3 6,8 16,9 16,9 6,8
Пиво и другие 55,1 1,7 0,0 1,7 21,2 20,3
алкогольные
напитки
Пью "залпом" большое количество жидкости Ц] Пью мелкими глотками, делаю паузы между глотками ПТ] Затрудняюсь ответить
Рис. 3. «Стиль» употребления жидкости студентами-спортсменами.
нормы водного баланса, то в течение дня 33,3% из них находились в состоянии обезвоживания; у 51,9% студентов, находившихся утром в состоянии незначительного обезвоживания, днем содержание жидкости в организме уменьшилось, они перешли в группу лиц с явными признаками обезвожен-ности организма, и только 3,8% студентам удалось в течение дня восполнить недостаток жидкости в организме и перейти в группу лиц с нормальным водным балансом.
Из напитков, используемых для восполнения потери воды, большинство студентов используют воду (93,2%) и черный чай (49,2%) (табл. 2). В то же время последний относится к напиткам, обладающим мочегонным свойством и приводящим к еще большему выделению жидкости из организма.
Согласно многочисленным рекомендациям, пить воду и иные жидкости необходимо по несколько глотков, дробно, а не «залпом», что создает эффект «капельницы» [13]. Своеобразие этого эффекта в том, что даже при предрасположенности человека к отекам, последние не возникают. Согласно проведенному опросу, 45,8% респондентов употребляют жидкость «залпом» (рис. 3).
Основной приспособительной реакцией организма при дегидратации является чувство жажды. Число студентов-спортсменов, которые употребляют жидкость до появления чувства жажды и ориентируются на него, составило 88,5%, при этом только 51,7% опрошенных употребляют жидкость сразу после появления чувства жажды, а 7,6% опрошенных ответили, что в силу разных обстоятельств сразу утолить жажду не получается и им приходится терпеть. В период тренировок чувство жажды может притупиться, что является ненадежным ориентиром наступления обезвоживания организма спортсмена и риск нахождения в состоянии обезвоживания увеличивается.
Как видно из рис. 4, большинство опрошенных студентов-спортсменов связывают употребление жидкости не с ее потерей во время тренировок, а с приемом пищи (59,3%), а 1,7% опрошенных студентов стараются, наоборот, ограничить прием жидкости из-за частого мочеиспускания. Это свидетельствует о грубом нарушении принципов рационального восполнения потерь жидкости в процессе тренировок.
Среди симптомов, которые беспокоят большинство опрошенных студентов, можно отметить сухость во рту натощак (81,95%), хруст в суставах (87,61%). Число студентов, отметивших усталость на учебе, составило 89,9%.
Коэффициент конкордации ответов респондентов на представленные в анкете вопросы составил 0,426 (р < 0,001), что говорит о том, что между респондентами имеется низкая согласованность в оценке признаков обезвоженности, которая, по всей видимости, имеет существенные индивидуальные особенности.
Отмечены корреляционные зависимости между наличием обезвоженности организма и таких симптомов, как усталость и снижение работоспособности (коэффициент корреляции 0,594, р = 0,01), появление сухости утром натощак (коэффициент корреляции 0,512, р = 0,01).
Заключение
В условиях современных тренировочных и соревновательных нагрузок, предъявляющих серьезные требования к
Стараюсь ограничивать прием жидкости из-за частого мочеиспускания
Никогда не придавал приему жидкости особого значения
В моем расписании присутствует пункт «время пить воду»
У меня всегда с собой бутылка воды на случай, если я захочу пить
Употребление жидкости не связано с приемом пищи
Прием жидкости всегда связан с приемом пищи
1,7
О
16,1
11
28,8
37,3
Рис. 4. «Выберите наиболее близкие для Вас утверждения».
59,3
10 20 30 40 50 60 70
функциональным системам организма и приводящих к истощению функциональных ресурсов, в частности водного баланса, важной составляющей является питьевой режим. Анализ результатов исследования показал низкий уровень культуры водопотребления студентов-спортсменов и нерациональность их фактического питьевого режима. Данный факт обусловлен низкой информированностью студентов о важности своевременного восполнения потерь жидкости и соблюдения питьевого режима в зависимости от интенсивности тренировочного процесса, о роли питьевого режима в поддержании высокой работоспособности и последствиях обезвоженности на состояние здоровья. Студентам-спортсменам необходима комплексная схема оптимизации питьевого режима.
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Литература (пп. 5, 7-8, 10-11, 14-15 см. References)
1. Стрикаленко Т.В., Ляпина Е.В. Вода для жизни в стратегии управления здоровьем. Науковтра^. 2014; 2 (45): 273-80.
2. Путро Л.М., Осипнеко А.А. Регуляция водного баланса спортсменов при интенсивной мышечной нагрузке. Спортивная медицина. 2013; (2): 81-4.
3. Абдуллаев А.К., Ребар И.В., Нестеров А.С. Процессы восстановления водного баланса спортсмена. В кн.: Ф1зичне виховання та спорт у контекстi державноi програми розвитку фiзичноi культури в украШ: досвiд, проблеми, перспективи. Житомир; 2014: 202-5.
4. Евдокимова В.А., Поздняков А.М. Нарушение питьевого режима у спортсменов. Успехи современного естествознания. 2013; (9): 118.
6. Коваленко С. Питьевой режим в спорте. Вестник Казахского
Национального медицинского университета. 2012; (10): 3-5. 9. Руснак И.Т., Тащук В.К., Ибрагимов Э.Ю., Скоропадский В.В. Роль воды в организме человека, риски обезвоживания. Молодий вчений. 2013; (1): 107-10. 12. Афанасьев В.В., Гришко Л.Г., Пелипейко О.П., Щербаченко В.К. Вода - ее значение и общее содержание в организме студентов. Педагогта, nсихологiя та медико-бiологiчнi проблеми фiзичного виховання i спорту. 2009; (3): 5-8.
Hygiene & Sanitation (Russian Journal). 2016; 95(10)
_DOI: http://dx.doi.org/10.1882/0016-9900-2016-10-988-991
Original article
13. Тищенко В.П. Коррекция водного баланса в спорте. Физическое воспитание студентов. 2011; (5): 81-5.
Reference s
1. Strikalenko T.V., Lyapina E.V. Water for life in health management strategies. Naukovipratsi (Ukrainian). 2014; 2 (45): 273-80. (in Russian)
2. Putro L.M., Osipneko A.A. Regulation of the water balance of the athletes during intense muscular load. Sportivnayameditsina. 2013; (2): 81-4. (in Russian)
3. Abdullaev A.K., Rebar I.V., Nesterov A.S. The process of restoring the water balance of the athlete. In: Physical Education and Sport in the Context of the State Program of Development of Physical Culture in Ukraine: Experience,
Problems, Prospects (Ukrainian) [Fizichne vikhovannya ta sport u konteksti derzhavno'í programi rozvitku fizichno'í kul 'turi v ukrai'ni: dosvid problemi, perspektivi]. Zhitomir; 2014: 202-5. (in Russian)
4. Evdokimova V.A., Pozdnyakov A.M. Violation of drinking regime in athletes. Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya. 2013; (9): 118. (in Russian)
5. Maughan R.J., Watson P., Shirreffs S.M. Implications of active lifestyles and environmental factors for water needs and consequences of failure to meet those needs. Nutr. Rev. 2015; 73 (2): 130-40.
6. Kovalenko S. Drinking regime in sports. Vestnik Kazakhskogo Natsional'nogo meditsinskogo universiteta. 2012; (10): 3-5. (in Russian)
7. Maughan R.J., Shirreffs S.M. Recovery from prolonged exercise: restoration of water and electrolyte balance. J. Sports Sci. 1997; 15 (3): 297-303.
8. Maughan R.J., Watson Ph., Shirreffs S.M. Implications of active lifestyles and environmental factors for water needs and consequences of failure to meet those needs. Nutr. Rev. 2015; 73 (Suppl. 2): 13040.
9. Rusnak I.T., Tashchuk V.K., Ibragimov E.Yu., Skoropadskiy V.V. The role of water in the human body, the risks of dehydration. Molodiy cheney (Ukrainian). 2013; (1): 107-10. (in Russian)
10. Castro-Sepúlveda M., Astudillo S., Alvarez C., Zapata-Lamana R., Zbinden-Foncea H., Ramírez-Campillo R. et al. Prevalence of dehydration before training in professional Chilean soccer players. Nutr. Hosp. 2015; 32 (1): 308-11.
11. Arnaoutis G., Kavouras S.A., Angelopoulou A., Skoulariki C., Bismpikou S., Mourtakos S. et al. Fluid balance during training in elite young athletes of different sports. J. Strength Cond Res. 2015; 29 (12): 3447-52.
12. Afanas'ev V.V., Grishko L.G., Pelipeyko O.P., Shcherbachenko V.K. Water - its value and the total content of the student body. Peda-gogika, psikhologiya ta mediko-biologichni problemi fizichnogo vikhovannya i sportu (Ukrainian). 2009; (3): 5-8. (in Russian)
13. Tishchenko V.P. Correction of the water balance in the sport. Fizicheskoe vospitanie studentov. 2011; (5): 81-5. (in Russian)
14. Casa D.J., Armstrong L.E., Hillman S.K., Montain S.J., Reiff R.V., Rich B.S. et al. National Athletic Trainers' Association position statement: fluid replacement for athletes. J. Athl. Train. 2000; 35 (2): 212-24.
15. Perrier E.T., Armstrong L.E., Daudon M., Kavouras S., Lafontan M., Lang F. et al. From state to process: defining hydration. Obes. Facts. 2014; 7 (2): 6-12.
Поступила 12.02.16 Принята к печати 14.04.16