ческая норма — 1,07 кг/мес) при среднем содержании БП в них 1,41 мкг/кг в организм жителя Бишкека переходит до 18,1 мкг/год (за 70 лет — 1,27 мг). С рыбопродуктами (фактическая норма — 0,06 кг/мес) в организм человека переходит БП 5,54 мкг/год (0,39 мг за 70 лет жизни). С яйцами в организм человека переходит в год 1,07 мкг БП (за 70 лет — 0,075 мг). Такая нагрузка относится к слабой (до 25 мг).
Хотя канцерогенная нагрузка, получаемая с этими продуктами, в целом небольшая, тем не менее необходимо соблюдение определенных мер предосторожности и профилактики.
Канцерогенная нагрузка может быть сведена до минимума различными путями [2, 3, 6—8, 10]:
— введением антиоксидантов, витаминов группы А, В2, С и Е, пищевых добавок (клетчатки) и др. в рацион питания;
— применением более прогрессивных методов копчения и жарения и новейших технологий для приготовления пиши; усилением контроля за совершенствованием и рациональным использованием способов обработки продуктов, применением для копчения температуры ниже 400°С и коптильных жидкостей и препаратов, не содержащих БП, дымогенераторов, позволяющих во много раз снизить концентрацию ПАУ в дыме и оборудованных фильтрами, улавливающими мелкие частицы; использованием древесных опилок (не хвойных пород) вместо дров и угля;
— использованием (однократно) термически более устойчивых жиров (животных, их смесей с растительными, маргаринов) при жарении и при этом пищевые растительные масла и жиры должны быть тщательно очищены от избытка холестерина и фосфатидов;
— исключением из пищи сильнозагрязненных продуктов или ограничением их потребления в пищу (оптимизация);
— уменьшением срока хранения продукта от даты его производства до потребления;
— применением натурального упаковочного материала для мясных продуктов;
— уменьшением загрязнения воды (оборотной и питьевой) и почвы в районах выращивания пи-
щевых растений с целью исключения попадания БП в продукты животного происхождения; проведением санации почвы различными агрохимическими и биологическими методами, направленными на стимуляцию роста бактерий, ассимилирующих ПАУ.
Литература
1. Велдре И. А. и др. // Вопр. онкол. — 1980. - № 10. -С. 80-83.
2. Габович Р. Д., Припутина Л. С. Гигиенические основы охраны продуктов питания от вредных химических веществ. — Киев, 1987. — С. 248.
3. Дикун П. П. // Вопр. онкол. — 1977. - № 6. -С. 83-84.
4. Железняк А. О., Муравьева Ю. #., Василькова Т. В., Пищугин Ф. В. // Проблемы и перспективы развития химии и химических технологий в Кыргызстане. — Бишкек, 2002. - С. 238-241.
5. Методические рекомендации по определению суммарной нагрузки бенз(а)пирена для человека и ее гигиенической оценке. — Киев, 1982. — С. 9.
6. Методические указания по определению канцерогенного углеводорода бенз(а)пирена в некоторых продуктах питания и упаковочном материале № 1426-76 МЗ СССР. - М., 1976.
7. Национальный статистический комитет Кыргызской Республики. — Бишкек, 2001. — С. 43.
8. Плецитый К. Д., Мартинчик А. Н. // Вопр. питания. - 2003. - № 1. - С. 44-47.
9. Сборник санитарных норм и правил по санитарно-гигиеническим разделам. — Бишкек, 1998. — № 3.
10. Турусов В. С., Парфенов Ю. Д. Методы выявления и регламентирования химических канцерогенов. — М., 1986.
11. Шабад Л. М. О циркуляции канцерогенов в окружающей среде. - М., 1973. - С. 66; 234-238; 263; 264; 266.
12. Шабад Л. М., Ильницкий А. П. // Вопросы профилактики загрязнения внешней среды, в частности водоемов, канцерогенными веществами / Под ред. Л. М. Шабада, И. И. Беляева. — Горький, 1972. — С. 5-13.
13. Янышева Н. Я., Черниченко Н. А., Баленко Н. В., Ки-реева Н. С. Канцерогенные вещества и их гигиеническое нормирование в окружающей среде. — Киев, 1977. - С. 115-121.
Поступила 20.04.07
© Е. А. ХОХЛОВА, А. Ю. ТОЛМАЧЕВА, 2008 УДК 613.22-053.4
Е. А. Хохпова, А. Ю. Толмачева
АНАЛИЗ РАЦИОНА ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Г. ЧЕБОКСАРЫ
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике, Чебоксары
Сбалансированность рациона является необходимой составляющей для обеспечения нормальной жизнедеятельности и поддержания здоровья детей. Организация питания детей должна учитывать особенности процессов роста и развития, специфику обмена веществ и энергии в детском возрасте, сбалансированность и сложные связи между незаменимыми составляющими питания. Профилактика алиментарно обусловленных заболеваний ребенка возможна лишь при регулярном мониторинге пи-
тания с дальнейшим анализом полученных результатов и разработкой практических мероприятий. В связи с этим оценка пищевого статуса является необходимым звеном в системе мероприятий по охране здоровья детей.
Минеральные вещества, наряду с белками, ли-пидами, углеводами и витаминами, являются жизненно важными компонентами пищи человека, необходимыми для построения химических структур живых тканей и осуществления биохимических и
физиологических процессов. Большое значение имеет сбалансированность в рационе самих минеральных элементов.
Организм детей особенно нуждается в оптимальном количестве кальция для роста скелета и зубов. Кальций необходим также для нормального функционирования нервной и эндокринной систем, осуществления сократительной функции мышц, при его участии происходит свертывание крови и образование сгустка [2, 6]. К наиболее распространенным патологическим состояниям, связанным с дефицитом кальция, могут быть отнесены такие широко распространенные болезни детского возраста, как кариес зубов, рахит, остеопе-ния и остеопороз, сопряженные с повышенным риском переломов костей и других травм |9]. Для детей 4—6 лет норма потребления кальция составляет 900 мг/сут [4]. Наилучшими пищевыми источниками кальция являются молоко, молочные продукты и бобы, которые не всегда в достаточном количестве употребляются детьми. Вследствие этого поступление кальция с пищей часто оказывается недостаточным [6], особенно при несбалансированном питании.
Фосфор метаболически тесно связан с кальцием и играет важную роль в формировании костной ткани, в деятельности головного мозга, скелетных и сердечных мышц, участвует в трансмембранном транспорте веществ, входит в состав ряда ферментов, влияет на жировой обмен [2]. В России рекомендуемая суточная норма для детей 4—6 лет составляет 1350 мг [4].
Целью настоящей работы явился анализ рациона питания детей дошкольного возраста, посещающих детские образовательные учреждения (ДОУ) Чебоксар, и оценка обеспеченности кальцием и фосфором организма дошкольников.
Материалы и методы
Обследовано 65 воспитанников детского сада Чебоксар в возрасте от 4 до 6 лет, из них 27 мальчиков и 38 девочек. У детей бьша проведена оценка физического развития (рост, вес, окружности грудной клетки и предплечья) и исследование крови на содержание кальция и фосфора. Оценку антропометрических измерений проводили с помошью Z-scores и центильным методом [3, 11]. Определение в сыворотке крови кальция проводили унифицированным колориметрическим методом, фосфора — методом без депротеинизации в клинической лаборатории детской городской клинической больницы (ДГКБ) № 1 Чебоксар. Для лабораторных исследований использовали диагностические наборы "Vital Diagnostics" (Санкт-Петербург).
Для того, чтобы определить количество кальция и фосфора, которое употребляли дети в дни исследования, данные микроэлементы в рационе было решено проанализировать с помощью химико-аналитических методов. Для этого на протяжении 2 дней обследования брали дубликаты проб рациона, включая все блюда, составляющие дневное питание детей. Всю пищу, предназначенную ребенку на день, в размере стандартной порции складывали в емкость и доставляли в аккредитованные лабора-
тории ФГУЗ Центр гигиены и эпидемиологии по Чувашской Республике. После гомогенизации в пробах дневных рационов определяли фактическое содержание кальция и фосфора атомно-абсорбци-онным и фотоколориметрическим методами соответственно [5].
Кроме химико-аналитического определения кальция и фосфора в рационах, в те же дни анализировали меню-раскладки ДОУ, по которым проводили расчет компонентов суточного рациона с помощью компьютерной программы "Диетолог" (регистрационное свидетельство № 2002611713, автор Хохлова Е. А.), содержащей базу данных о химическом составе продуктов с учетом потерь при холодной и тепловой обработке [7]. Помимо вышеуказанных минеральных веществ, расчетным методом определяли содержание железа, магния, калия, натрия, белков, жиров и углеводов, витаминов С, В,, В2 и каротина, калорийность.
Для изучения дополнительного приема вита-минно-минеральных комплексов и биологически активных добавок, йодобогащенных продуктов в домашнем питании и приема йодсодержащих витаминных комплексов, фармакологических препаратов было проведено анкетирование среди родителей обследованных детей.
Результаты и обсуждение
Поскольку режим работы ДОУ предусматривает 3-разовое питание, за эталонную величину было принято 80% от нормальной физиологической потребности, что составляет 720 мг кальция и 1080 мг фосфора за период пребывания ребенка в ДОУ [4].
При изучении расчетного суточного рациона детей обнаружено, что в среднем потребление жиров снижено на 16% по сравнению с рекомендациями Минздравсоцразвития РФ [4], потребление белков и углеводов превышает рекомендованные границы на 9 и 22% соответственно. Нарушено также соотношение белков, жиров и углеводов, которое составило по результатам исследования 1:0,8:4,7, при рекомендуемом соотношении 1:1:4.
Микронутриентный состав пищевого рациона, полученный расчетным методом, показал, что содержание витаминов С, В, и В2 в меню-раскладках ДОУ соответствует гигиеническим нормам. Калорийность суточного рациона несколько превышена (на 6%), что объясняется превышением потребления углеводов, а содержание каротина и исследуемых минеральных элементов таких, как железо, калий, натрий и магний, выше рекомендованных норм (табл. 1).
При лабораторном исследовании за время пребывания ребенка в ДОУ содержание кальция в рационе в среднем составило 605,55 ± 12,15 мг, а по расчетным таблицам — 970,5 ± 25,5 мг, фосфора — 845,75 ± 18,25 и 1290,3 ± 100,9 мг соответственно. Фактическое содержание кальция в дневном рационе в среднем на 16%, а фосфора на 22% ниже количества, которое должен получить ребенок в детском саду. Данные содержания кальция и фосфора, полученные расчетным методом, напротив, превышают эталонные величины на 35 и 19% соответственно, что объясняется особенностями био-
Таблица I
Содержание макро-, микронутриентов и энергетическая ценность в рационов ДОУ (М ± т)
Элемент Содержание 80% от нормы*
Белки, г 74,08 ± 4,21 68
Жиры, г 57,24 ± 2,29 68
Углеводы, г 331,64 ± 8,78 272
Калории, ккал 2094,82 ± 13,32 1970
Каротин, мг 3,75 ± 0,35 1,67
В„ мг 1,03 ± 0,35 0,9
В2, мг 1,58 ± 0,46 1
С, мг 70,21 ± 2,67 50
Железо, мг 17,57 ± 1,83 8
Калий, мг 3809,41 ± 19,15 1100"
Натрий, мг 1733,13 ± 28,77 700»*
Магний, мг 327,26 ± 7 160
Фосфор, мг 1290,26 ±11,94 1080
Кальций, мг 970,5 ± 6 720
Фосфор (фактически), мг 845,75 ± 18,25 1080
Фальций (фактически), мг 605,55 ± 12,15 720
Примечание. * — поскольку режим работы ДОУ предусматривает 3-разовое питание, за эталонную величину нами было принято 80% от нормальной физиологической потребности, ** — рациональное потребление для детей 4—6 лет, Великобритания, 1991 г.
накопления данных минеральных веществ в продуктах местного производства, являющимися следствием почвенных характеристик, агротехнических условий выращивания и сортовых отличий. Фактическое соотношение кальция и фосфора в рационе детей составило 1:1,3, что близко к оптимальному значению для данной возрастной группы.
Исследование уровня кальция в сыворотке крови показало, что его содержание составило 2,21 ммоль/л (95% доверительный интервал (ДИ) [2,17, 25]), что соответствует норме. Содержание фосфора в сыворотке крови составило 1,41 ммоль/л (95% ДИ [1,32, 51]). Гипофосфатемия наблюдалась у 19 (59%) детей, из которых у 1 ребенка отмечался уровень фосфора менее 1 ммоль/л.
По результатам анкетирования среди родителей выявлено, что только 36,5% детей время от времени получают комплексные поливитамины, содержащие кальций, фосфор и витамин О (Компливит, Мультитабс и др.), 57,1% получают витамины без минеральных комплексов (Ревит, аскорбиновая кислота и др.), 6,4% детей витамины не получают. Результаты наших предыдущих исследований показали, что родители при выборе витаминно-мине-ральных комплексов и обогащенных продуктов обращают внимание преимущественно на дополнительный прием йода [8]. В среднем 87% родителей включают в домашний рацион детей йодированные
продукты. Из них при покупке продуктов, обогащенных йодом, 76% предпочитают соль. 21% городских родителей заботятся о постоянном присутствии в доме, помимо соли, йодированного хлеба, молока, а также морепродуктов и следят, чтобы их дети употребляли в пищу 2—3 вида йодобогащен-ных продуктов ежедневно.
22% родителей, помимо йодированных продуктов, дают своим детям йодсодержащие фармакологические препараты (90% — йодомарин, 10% — такие препараты, как калия йодид, антиструмин, йо-дактив), 24% — йодсодержащие поливитамины, причем 26% родителей, проживающих в Чебоксарах, дают детям и то и другое одновременно.
Показатели физического развития детей представлены в табл. 2. Антропометрический анализ показывает, что 97% детей имеют гармоничное развитие. Выбранные нами показатели морфофунк-ционального статуса находились в пределах Р25— Р75 центилей у 82%, что свидетельствует о среднем уровне развития обследованных детей. Показатель г-зсогев массы тела к возрасту, роста к возрасту, массы тела к росту находится в пределах от -2 до 2 у детей в 95,4—100% случаев. Несколько особое положение в ряду антропометрических оценок занимает исследование окружности средней части плеча. В нашем исследовании выявлены значения показателей окружности плеча ниже Р25—Р75 центилей у 44% мальчиков и 40% девочек, что на относительно ранних сроках в сочетании с нормальными ростовесовыми показателями может говорить о снижении жирового отложения или начальном проявлении мышечной атрофии [1, 10]. Уменьшение окружности плеча является индикаторным для скринирующей диагностики состояния мышечной системы, а полученные результаты свидетельствуют о необходимости более серьезного отношения к занятиям по физическому развитию детей.
Таким образом, проведенные нами исследования выявили, что отличия в содержании макроэлементов в рационах питания ДОУ, полученные при расчетном и химико-аналитическом методах, свидетельствуют о целесообразности периодического мониторинга наиболее значимых химических веществ в суточных пробах питания с помощью лабораторных методов. Оценка содержания исследуемых макроэлементов в рационе детей, ориентированная только на расчетные методы, опирающиеся на табличные данные химического состава продуктов, может быть недостоверной для отдельных регионов.
Несмотря на недостаточное содержание кальция в рационе ДОУ, уровень его в сыворотке крови
Таблица 2
Показатели физического развития детей 4—6 лет ДОУ № 164 Чебоксар (М ± т)
Девочки (л = 38) Мальчики (л = 27)
значение ДИ 95% значение ДИ 95%
5,93 ± 0,089 5,75; 6,11 6,27 ± 0,13 6; 6,53
115,32 ± 0,77 113,75; 116,88 116,89 ± 0,95 114,93; 118,85
20,62 ± 0,44 19,72; 21,51 21,33 ± 0,58 20,13; 22,52
16,89 ± 0,24 16,41; 17,38 16,76 ± 17,29 16,22; 17,29
Показатель
Возраст, годы Рост, см Масса тела, кг Окружность плеча, см
детей оказался нормальным, что, по-видимому, объясняется употреблением достаточного количества продуктов с высоким содержанием кальция в домашнем питании. Выявленная нами легкая степень гипофосфатемии у детей объясняется недостаточным количеством фосфора в рационе и требует коррекции меню ДОУ.
В процессе работы выявилась также необходимость усиления разъяснительной работы с родителями по введению в рацион детей продуктов, обогащенных не только йодом, но и другими не менее важными для здоровья детей микронутриентами.
Литература
1. Маймулов В. Г., Якубова И. Ш., Черняки на Т. С. Питание и здоровье детей. — СПб., 2003. — С. 106— 107.
2. Мартинчик А. Н., Маев И. В., Петухов А. Б. Питание человека. — М., 2002.
3. Методы исследования физического развития детей и подростков в популяционном мониторинге / Под ред. А. А. Баранова, В. Р. Кучмы. — М., 1999. — С. 150-255.
4. Нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения СССР: Приложение № 1 к приказу МЗ СССР № 5786-91. - М., 1991.
5. Руководство по методам анализа качества и безопасности пищевых продуктов / Под ред. И. М. Скури-хина, В. А. Тутельяна. — М., 1998.
6. Спиричев В. Б., Шатнюк Л. Н., Позняковский В. М. Обогащение пищевых продуктов витаминами и минеральными веществами. — Новосибирск, 2004.
7. Химический состав российских пищевых продуктов / Под ред. И. М. Скурихина, В. А. Тутельяна. — М., 2002.
8. Хохлова Е. А., Сапожников С. П., Толмачева А. Ю. и др. // Вопр. дет. диетол. — 2006. — Т. 4, № 4. — С. 60-63.
9. Шилина H. М., Конь И. Я. // Вопр. дет. диетол. — 2004. - Т. 2, № 2. - С. 7-10.
10. Guo S., Roche A. F., Moore W. H. // J. Pediatrics. -1988. - Vol. 113, N 3. - P. 490-494.
11. Wolker W. A., Waikins J. B. Nutrition in Pediatrics. Basic Science and Clinical Applications. — London, 1997. - P. 7-62.
Поступила 09.04.07
Summary. The purpose of the study was to analyze the diets of preschool children going to infant schools (IS) in Cheboksary and to evaluate their provision with calcium and phosphorus. For this, the authors developed the serum content of calcium and phosphorus, the indices of children's physical development, the levels of macro- and micronutrients, and calorie content by the calculation method and chemical analytical method and quantities of calcium and phosphorus in the IS food allowances. Our studies using the calculation and chemical analytical methods revealed differences in the content of macroelements. In the children being examined, the serum levels of calcium complied with the normal values; 59% of the children were found to have mild hypophospathemia attributable to inadequate phosphorus amount in the diet. The study showed it necessary to correct the quantities of calcium and phosphorus in the children's diets.
О Л. А. ПРОСКУРЯКОВА, 2008 УДК 613.2-057.875
Л. А. Проскурякова
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПИТАНИЯ И ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ
ГОУ ДПО Новокуэнеикий институт усовершенствования врачей
Состояние здоровья современной студенческой молодежи характеризуется негативными тенденциями. Согласно данным различных авторов, в настоящее время отмечается повышение частоты функциональных отклонений и хронических заболеваний на старших курсах обучения по сравнению с младшими курсами [1, 9]. Спектр заболеваний учащейся молодежи достаточно широк [1]. Однако наиболее часто встречаются отклонения в психоэмоциональной сфере, в показателях соматического здоровья, не последнее место занимают патология желудочно-кишечного тракта и алиментарно-зависимые заболевания [7, 8, 12]. Такие изменения в состоянии здоровья студентов в процессе обучения обусловлены различными факторами: адаптацией к новому режиму дня, ломкой старого (школьного) стереотипа, неумением самостоятельно распределять свое время, отсутствием постоянного и систематического контроля взрослых, большими учебными нагрузками и излишней информацией, несовпадением требований преподавателей различных дисциплин, что вызывает у студентов психоэмоциональный дискомфорт. В свою очередь юношеский возраст представляет собой особенный этап жизни человека. Он связан с такими жизненно важными событиями, как профессиональная
ориентация, становление личности, выработка ассоциативного мышления, выбор жизненных целей и установок, формирование привычек и навыков, используемых в течение жизни. Неправильно сформированные модели поведения студентов (соматического, психического и пищевого) в будущем являются основой возникновения и прогрессиро-вания разных патологических состояний будущих специалистов различных областей науки и техники, что негативно отразится на конкурентоспособности выпускников вузов России на современном рынке труда.
Цель настоящего исследования — дать гигиеническую оценку здоровья, питания и пищевого поведения студентов высших учебных заведений и разработать Муниципальную целевую программу сохранения здоровья учащейся молодежи.
В поперечном исследовании участвовали 399 человек (10% студентов первых курсов), из них 219 юношей и 180 девушек. В работе представлены данные о состоянии психического и соматического здоровья, питания и типах пищевого поведения студентов двух крупнейших вузов Новокузнецка: Кузбасской государственной педагогической академии (КузГПА) и Сибирского государственного индустриального университета (СибГИУ).