ПИТАНИЕ ЗДОРОВОГО И БОЛЬНОГО РЕБЕНКА
© Плоскирева АА., Николаева С.В., 2011
A.A. Плоскирева, С.В. Николаева
РОЛЬ ОБОГАЩЕННЫХ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
Центральный НИИ эпидемиологии Роспотребнадзора, Москва
Одной из важных проблем профилактической педиатрии является обеспеченность растущего организма минеральными веществами и витаминами, так как питание ребенка является важнейшим фактором формирования его будущего здоровья. В статье представлены данные о необходимости обеспечения детей кальцием и витамином D для полноценного роста и развития; рассмотрены возможности диетической коррекции путем использования продуктов питания, обогащенных кальцием и витамином D с учетом рекомендуемых суточных норм потребления в них для детей дошкольного и школьного возраста.
Ключевые слова: обогащенные продукты питания, дети, кальций, витамин D.
Provision of growing organism with minerals and vitamins is one of most important problems of prophylactic pediatrics, so, child feeding is important factor of health forming. Authors present data рroved necessity of children provision by calcium and phosphorus for their adequate growth and development; consider possibility of dietary correction by usage of food products enriched by calcium and vitamin D, counting recommended daily consumption rate for preschool and schoolchildren. Key words: enriched food products, children, calcium, vitamin D.
Сбалансированное питание является неотъемлемой частью организации профилактической помощи детям, а также одним из важных факторов, определяющих рост, развитие и социальную адаптацию ребенка.
Проблемы питания детей раннего возраста определяются комплексом факторов, среди которых социальное благополучие региона проживания ребенка и формирование пищевого поведения в семье являются ведущими [1, 2].
Для некоторых регионов мира существует проблема хронического недоедания, которое продолжает оставаться причиной младенческой смертности, ведет к развитию у детей хронического дефицита нутриентов, является причиной нарушения развития, в т.ч. интеллектуального, повышает риск заболеваемости их различной инфекционной патологией [3]. Для стран с развитой социально-экономической инфраструктурой, в том числе и для России, на первый план выходят
проблемы качественного состава пищевого рациона детей раннего возраста.
С формированием неправильного пищевого поведения в раннем возрасте, в т. ч. и во внутриутробном периоде развития, связывают феномен «метаболического программирования», который подразумевает под собой риск развития метаболического синдрома, ишемической болезни сердца, гипертонической болезни и гиперхолесте-ринемии и других алиментарнозависимых заболеваний в течение всей жизни человека [3-6]. Доказательством феномена «метаболического программирования» служат результаты многочисленных исследований. Например, было показано, что избыточное потребление калорий в детском возрасте по отношению к расходу энергии ведет к увеличению числа лиц молодого возраста, имеющих избыточный вес, инсулинорезистентность, ожирение и метаболический синдром [7, 8]. Другим характерным примером может служить получен-
Контактная информация:
Плоскирева Антонина Александровна - к.м.н., старший научный сотрудник клинического отдела
инфекционной патологии ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора
Адрес: г. Москва, ул. Новогиреевская, 3а
Тел.: (499) 182-15-56, E-mail: [email protected]
Статья поступила 7.07.11, принята к печати 7.08.11.
ная в ходе клинического наблюдения положительная корреляция между потреблением натрия и уровнем артериального давлением в процессе роста ребенка [9].
Нередко дисбаланс питания приводит к дефициту микроэлементов - витаминов и минеральных веществ. Было показано, что у детей в возрасте от одного года до 3 лет на фоне высоких темпов роста часто регистрируются алиментарнозависи-мые дефицитные состояния. Так, у 20-30% детей наблюдается дефицит железа, у 25-30% - кальция, у 20-75% - йода, более чем у 50% - эссен-циальных жирных кислот семейства ю-3 [1, 10]. У детей в возрасте 5-6 лет также отмечается дефицит поступления кальция в организм - 680760 мг в сутки, что составляет 75-84% рекомендуемой суточной потребности детей этого возраста в кальции [11, 12]. Результаты оценки состояния питания детей Российской Федерации, проводившегося ГУ НИИ питания РАМН на протяжении 10 лет, позволили выявить дефицит поступления кальция - одного из ключевых факторов, определяющих рост ребенка - в организм более чем у 80% детей. Так, обеспеченность кальцием детей в возрасте 1-17 лет составляла - 479-524 мг/сут (в возрастной группе 1-3 года - 524 мг/сут, 4-6 лет - 508 мг/сут, 7-10 лет - 479 мг/сут, 11-17 лет - 511 мг/сут). Также было отмечено неадекватное соотношение кальция и фосфора в их рационе [13].
В развитых странах проблемы неправильного «метаболического программирования» в семье и, как следствие, нерационального питания детей привели к серьезным популяционным последствиям. Так, Американской ассоциацией нутри-циологов было показано, что в последние 25 лет число детей с ожирением в возрасте 6-11 лет удвоилось, а среди подростков в возрасте 12-19 лет утроилось. Около 80% детей, которые имели избыточный вес в возрасте 10-15 лет, страдают ожирением в возрасте 25 лет. Потребление детьми продуктов быстрого питания увеличилось в 5 раз по сравнению с 1970 г.; почти 1/3 американских детей в возрасте от 4 до 19 лет едят фаст-фуд каждый день. В результате отмечается увеличение массы тела в среднем на 6 лишних килограммов в год на одного ребенка. Это приводит к росту затрат (более чем в 3 раза за последние 2 десятилетия) на лечение заболеваний и состояний, связанных с избыточным весом у детей [8, 14, 15].
Первое руководство по питанию для детей раннего возраста было опубликовано в 1916 г. Министерством сельского хозяйства США (USDA). С течением времени рекомендации по питанию менялись с учетом экономических потребностей и последних научных исследований. В настоящее время наиболее распространенным принципом организации рационального питания детей является принцип пирамиды. Данный подход позволя-
ет наиболее оптимально формировать ежедневный рацион питания детей, осуществляя выбор продуктов питания в соответствии с пропорциями, предлагаемыми пищевой пирамидой [16].
Вне зависимости от возраста ребенка основные принципы организации рационального питания являются общими. К ним относятся:
• поступление достаточного количества нутриен-тов, обеспечивающих потребности ребенка в энергии и основных компонентах (белках, жирах, углеводах, минералах и микроэлементах, витаминах);
• сбалансированное многокомпонентное питание;
• соответствие количества и качества пищи физиологическим возможностям ребенка;
• предупреждение дисбалансов питания путем опережающего поступления нутриентов;
• незаменимость грудного вскармливания на ранних этапах развития ребенка [17].
Белки - важный компонент питания детей. Они являются основным пластическим материалом для построения клеток и тканей, осуществляют транспорт гемоглобина, липидов, углеводов, витаминов, входят в состав гормонов, принимают участие в процессах кроветворения, являясь основным компонентом ферментов. Дефицит белка в рационе ребенка приводит к снижению темпов роста и развития, к гипотрофии, нарушению интеллектуального развития, развитию анемий, снижению иммунологической реактивности. Неблагоприятным является также и избыток белка, который ведет к развитию патологии пищеварительной и выделительной систем, формированию избыточной массы тела, увеличивается риск появления аллергических реакций. Наиболее оптимальным для детей является белок, входящий в состав молока и куриного яйца.
Жиры - важный структурный компонент клеточных мембран, органов и тканей организма; они являются источниками ряда жирорастворимых витаминов (А, D, Е, К). Жиры играют незаменимую роль в энергетическом обмене веществ: метаболизм 1 г жира в организме дает 9,3 ккал, в то время как 1 г белка или углевода - всего 4,2 ккал. Жиры обеспечивают от 35 до 50% энергетических потребностей организма ребенка. Легче всего пищеварительной системой детей усваивается молочный жир, содержащий жирные кислоты с более короткими углеродными цепями и представляющими собой эмульгированную форму.
Углеводы входят в состав всех клеток и тканей организма, принимают участие в обменных процессах, способствуют усвоению других пищевых веществ. При недостаточном поступлении углеводов с пищей изменяется энергетический баланс в организме ребенка, который может привести к развитию дистрофии. В то же время избыточное количество углеводов, особенно сахаров, также вредно для организма ребенка. В этих слу-
РАис^е
укрепление кос очень важно
для детей/
II
ЫДИИ - один из важнейших микроэлементов, отвечает за укрепление костей и зубов.
ВИТАМИН Д регулирует обмен кальция и фосфора, помогает кальцию усваиваться эффективнее.
Подробная информация на www.rastishka.ru
чаях происходит избыточное накопление жира, развивается ожирение. У таких детей снижается сопротивляемость к инфекционным заболеваниям, нередко возникают аллергические реакции.
Минеральные вещества - обязательный составной компонент рациона ребенка. Их значение для организма многокомпонентно и многопланово - развитие костной, мышечной, кроветворной и нервной тканей, участие в обмене веществ, они являются незаменимыми компонентами ферментных систем. Для детского организма наиболее востребованы такие нутриенты, как кальций, фосфор, железо, магний.
Кальций - нутриент многопланового действия, выполняющий структурную, ферментную, нейро-мышечную и сигнальную функции, оказывающие воздействие на умственное развитие ребенка. Он составляет 2% веса человека. Дефицит кальция в питании детей может привести к тяжелым расстройствам: задержке роста, нарушению формирования костей и зубов, развитию кариеса, повышенной кровоточивости сосудов, нарушениям со стороны нервной системы (вплоть до судорог при тяжелых формах дефицита кальция), нарушениям работы сердечной мышцы, повышению артериального давления. У детей раннего возраста дефицит кальция является одной из причин развития рахита.
Важность обмена кальция в организме подчеркивает существующая сложная система поддержания постоянного уровня кальция в крови, компонентами которой являются витамин D, паратиреоидный гормон, проницаемость слизистой оболочки кишечника для кальция и др. Среди различных компонентов этой системы важнейшее место принадлежит алиментарному фактору. С 3 лет жизни ответственность за содержание кальция полностью ложится на питание, двигательную активность и витаминотерапию непосредственно ребенка. В соответствии с современными научными представлениями, физиологическая потребность в кальции детей 4-6 лет составляет 900 мг, 7-10 лет - 1100 мг, 14-17 лет - 12001400 мг в сутки. Именно такое количество кальция и должно ежедневно попадать в организм с пищей [10, 18-20].
Кальций входит в состав многих продуктов (хлеб, крупы, овощи, фрукты, мясо и др.), однако содержится в них в небольшом количестве (20-50 мг/100 г). Основным же источником кальция служат молоко и молочные продукты, которые не только богаты кальцием, но включают его в легко усваиваемой форме и, что особенно важно, в оптимальных соотношениях с фосфором. Это обеспечивает максимальную усваиваемость кальция. 100 г коровьего молока, содержащих 120 мг кальция, могут удовлетворить 10-16% потребности детей в кальции (в зависимости от возраста). Еще больше кальция в сыре (900-1000 мг/100 г) и твороге
(120-150 мг/100 г). Особенно высоким содержанием кальция отличаются специальные продукты, дополнительно обогащенные этим нутриентом (до 240 мг кальция/100 мл) [18].
Для обеспечения абсорбции кальция и обменных процессов в костной ткани необходим витамин D. Доказано, что витамин D усиливает не только активный транспорт кальция против градиента его концентрации, но и пассивную его диффузию. Мембрана клеток слизистой оболочки тонкой кишки представляет собой диффузионный барьер, проницаемость которого для кальция регулируется именно витамином D. При недостатке данного витамина проницаемость резко снижается и количество кальция, которое должно быть перенесено в кровоток, уменьшается. Витамин D, превратившись в активную форму в почках или частично в печени путем гидроксилирования с образованием 1,25-дигидроксихолекальциферола, стимулирует биосинтез Са2+-связывающего белка в энтероците. Он вместе с кальцийзависимой АТФазой участвует в переносе ионов кальция через мембраны.
Число продуктов, содержащих значительное количество витамина D, ограничено. К ним относятся сливочное масло, куриные яйца и печень, в небольшом количестве этот витамин содержится в коровьем молоке. Ограниченность пищевых источников витамина D делает особенно важным другой путь обеспечения им человека - образование в коже под влиянием солнечного света или с помощью искусственного ультрафиолетового облучения, а также обогащение им продуктов питания.
Одним из современных подходов к профилактике дефицита макро- и микронутриентов в питании детей является разработка специализированных продуктов, обогащенных этими ценными пищевыми веществами до уровня, соответствующего физиологическим потребностям растущего детского организма. Помимо этого, традиционные продукты обогащают пищевыми волокнами, липидами, содержащими полиненасыщенные жирные кислоты, полезными видами живых молочнокислых бактерий, в частности, бифидо- и лактобактерий и необходимыми для их питания олигосахаридами. В работах отечественных и зарубежных ученых были сформулированы основные принципы обогащения продуктов питания [21, 22]:
• для обогащения пищевых продуктов следует использовать те микронутриенты, дефицит которых реально имеет место, достаточно широко распространен и безопасен для здоровья. В условиях России это прежде всего витамины С, Е, D, группы В, фолиевая кислота, каротин, а из минеральных веществ - кальций, йод, железо;
• обогащать витаминами и минеральными веществами следует прежде всего продукты повседневного питания. К таким продуктам в первую очередь относятся: мука и хлебобулочные изде-
А.А. Плоскирева, С.В. Николаева
63
лия, молоко и кисломолочные продукты, соль, сахар, напитки, продукты детского питания;
• обогащение пищевых продуктов витаминами и минеральными веществами не должно ухудшать потребительские свойства этих продуктов, уменьшать содержание и усвояемость других содержащихся в них пищевых веществ, существенно изменять вкус, аромат, свежесть продуктов, сокращать срок их хранения;
• содержание витаминов и минеральных веществ в обогащенном ими продукте питания должно быть достаточным для удовлетворения до 50% средней суточной потребности в них при обычном уровне потребления обогащенного продукта;
• регламентируемое содержание витаминов и минеральных веществ в обогащаемых ими продуктах должно быть указано на индивидуальной упаковке этого продукта и строго контролироваться как производителем, так и органами Государственного надзора [22].
Примером обогащенных продуктов могут служить продукты серии Растишка (компания Danone), которые созданы на основе натурального молока. С учетом повсеместного дефицита кальция в рационе детей дошкольного и школьного возраста содержание данного нутриента в 1 порции (100 г) составляет 240 мг, что обеспечивает покрытие 25% суточной потребности для ребенка 4-6 лет. Дополнительно обогащение продукта витамином D (1,25 мкг/100 г) восполняет 12,5% суточной потребности и обеспечивает эффективное усвоение кальция.
Таким образом, исходя из современных научных представлений, включение в питание детей дошкольного и школьного возраста кисломолочных продуктов, дополнительно обогащенных кальцием и витамином D, будет способствовать нормальному росту и развитию детского организма, а также формированию правильного «метаболического программирования» у детей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Пырьева ЕА., Сорвачева Т.Н. Современные подходы к организации питания детей в возрасте от одного года до трех лет жизни. Педиатрия. 2010; 89 (4): 77-82.
2. Тапешкина Н.В. Гигиеническая оценка питания детей школьного возраста и пути его оптимизации (на примере юга Кузбасса): Автореф. дисс. ... канд. мед. наук. М., 2009.
3. Aaltonen J. Early nutritional determinants in cardio-metabolic programming. A prospective randomized controlled dietary intervention study. Department of Pediatrics and Functional Foods Forum, University of Turku, Finland. Annales Universitatis Turkuensis. T.944. Medica - Odontotologica. Turku, 2010. ISSN 0355-9483.
4. Barker DJ. The developmental origins of chronic adult disease. Acta Paediatr. 2004; 93 (Suppl.): 26-33.
5. Boney CM, Verma A, Tucker R, Vohr BR. Metabolic syndrome in childhood: association with birth weight, maternal obesity, and gestational diabetes mellitus. Pediatrics. 2005; 115: 290-296.
6. Aggett PJ. The process for the assessment of scientific support for claims on food. Eur. J. Nutr. 2009; 48: 23-26.
7. Brawley L, Itoh S, Torrens C, et al. Dietary protein restriction in pregnancy induces hypertension and vascular defects in rat male offspring. Pediatr. Res. 2003; 54: 83-90.
8. Deckelbaum RJ, Williams ChL. Childhood obesity: the health issue. Obesity Research. 2001; 9: 239-243.
9. Geleijonse H. Journal articles on the desktop: Elsevier and tilburg experiment. Managing Inform. 1994; 1: 34-35.
10. Казюкова Т.В., Сорвачева Т.Н., Тулупова Е.В., Пырьева ЕА. Возможности диетической коррекции дефицита мик-ронутриентов у детей раннего возраста. Педиатрия. 2010; 89 (6): 77-82.
11. Вишневецкая Т.Ю., Горелова Ж.Ю., Макарова А.Ю. Питание в организованных детских коллективах и его влияние на физическое развитие и физическую работоспособность детей 6-летнего возраста. Вопр. совр. педиатрии. 2007; 6 (4): 132-136.
12. Батурин А.К., Оглоблин НА, Волкова Л.Ю. Результаты изучения потребления кальция с пищей детьми в Российской Федерации. Вопр. дет. диетологии. 2006; 4 (5): 12-16.
13. Сайгитов Р.Т. Регулярное употребление молока и молочных продуктов и их влияние на минеральную плотность костной ткани у детей: систематический обзор. Вопр. совр. пед. 2008; 7 (6): 72-77.
14. Aggett PJ. Nutrient risk assessment: setting upper levels and an opportunity for harmonization. Food Nutr. Bull. 2007; 28: 27-37.
15. Aggett PJ. Functional effects of food: what do we know in children? British J. Nutrition. 2004; 92 (2): 223-226.
16. USDA's Food Guide: background and development. Nutrition Education Division Human Nutrition Information Service. Maryland, 20783, USA.
17. Руководство по социальной педиатрии. Под ред. В.Г. Дьяченко. Хабаровск: Издательство ГОУ ВПО ДГМУ, 2010.
18. КоньИ.Я. Кальций в питании детей. Журнал «Качество жизни. Медицина». 2004; 19 (1): 70-71.
19. Global strategy for infant and young child feeding. World Health Assembly, 2002; Document 55. WHO, Geneva, 2002.
20. Lutter CK, Rivera JA. Nutritional status of infants and young children and characteristics of their diets. J. Nutr. 2003; 133: 2941-2949.
21. Спиричев В.Б., Шатнюк Л.Н., Поздняковский В.М. Обогащение пищевых продуктов витаминами и минеральными веществами. Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2004.
22. Кухаренко АА.., Богатырев А.Н., Короткий В.М, Дадашев М.Н. Научные принципы обогащения пищевых продуктов микронутриентами. Пищевая промышленность. 2008; 5: 62-66.