Научная статья на тему 'Анализ распределения задержек рейсов в авиапредприятиях элиминированием по интервалам времени суток, продолжительности и кодам'

Анализ распределения задержек рейсов в авиапредприятиях элиминированием по интервалам времени суток, продолжительности и кодам Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
552
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Чичков Борис Анатольевич, Малышева Татьяна Алексеевна

В статье показан анализ распределения задержек рейсов в авиационных предприятиях по интервалам времени суток. Установлены интервалы времени, для которых в первую очередь должны быть разработаны меры по снижению задержек и определены коды задержек, приведшие к увеличению суммарного времени задержек, несмотря на снижение их количества за контрольный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ распределения задержек рейсов в авиапредприятиях элиминированием по интервалам времени суток, продолжительности и кодам»

2006

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Эксплуатация воздушного транспорта

№ 109

УДК 336.

АНАЛИЗ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЗАДЕРЖЕК РЕЙСОВ В АВИАПРЕДПРИЯТИЯХ ЭЛИМИНИРОВАНИЕМ ПО ИНТЕРВАЛАМ ВРЕМЕНИ СУТОК, ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ И КОДАМ

Б.А. ЧИЧКОВ, ТА. МАЛЫШЕВА

В статье показан анализ распределения задержек рейсов в авиационных предприятиях по интервалам времени суток. Установлены интервалы времени, для которых в первую очередь должны быть разработаны меры по снижению задержек и определены коды задержек, приведшие к увеличению суммарного времени задержек, несмотря на снижение их количества за контрольный период.

В настоящее время информация о задержках рейсов собирается в “Отчетах о рейсах, задержанных по взлету”. При этом базы данных, как правило, содержат поля: дата задержки, номер рейса и участок, тип воздушного судна, время вылета по расписанию, продолжительность задержки, код задержки, виновник задержки, текст задержки, примечание и другие поля (например, плановый и фактический налет). Классификация задержек и система присваивания задержкам так называемых кодов приведена в [1].

Практическое использование собираемой информации с целью выработки управляющих воздействий по снижению количества и времени задержек затрудняется отсутствием программного обеспечения по обработке указанных массивов информации и методических рекомендаций по анализу.

С позиций анализа и программной обработки собираемая информация должна рассматриваться как наборы временных рядов данных, по отношению к которым следует применить некоторые критерии стратификации. Это составные критерии, обязательной частью которых является календарный или временной интервал (с любым разбиением на интервалы внутри суток) и одно или более условий, формируемых по информации оставшихся полей базы данных.

Получаемые отчеты должны служить основанием для формирования управляющих воздействий по снижению количества и времени задержек. Анализ распределения задержек по интервалам времени суток, рассматриваемый в настоящей статье, позволяет установить временные интервалы внутри суток, на которые приходится максимальное количество задержек, максимальное суммарное время задержек и максимальное среднее время задержек, а также (в случае значимого увеличения количества или суммарного времени задержек) установить код задержки (виновника), который явился определяющим в таком ухудшении показателей. При этом используется способ элиминирования - способ анализа, при помощи которого исключается действие ряда факторов и выделяется влияние одного из них.

Результаты анализа могут быть представлены в виде круговых диаграмм (рис. 1) или рядов (рис. 2). Результаты определения интервалов времени суток, в которых начинаются наиболее значимые задержки, представлены в таблице.

Для установления степени влияния продолжительности задержки на итоговые показатели выполнен анализ с разбиением задержек на группы продолжительностью до 3 часов (включительно) и более трех часов (рис. 2).

]0, 0:30]

]22:30, ”23:0' ]22:00, 22:30]

]21:30, 22:00]

0:30] 110Й0] 1:30]

" ]1:30, 2:00]

]2:00, 2:30]

]2:30, 3:00]

]21:00, 21:30]

]20:30, 21:00]

]20:00, 20:30]

]19:30, 20:00]

]19:00, 19:30]

]18:30, 19:00]

]18:00, 18:30]

]17:30, 18:00]

| ]17:00, 17:30]

]16:30, 17:00]

]16:00, 16:30]

]15:30, 16:00]

]15:00, 15:30]

]14:30, 15:00]

I ]14:00, 14:30] 1

]13:30, 14:Щ ,

]13:01°1 2?^30]3:00]

]3:00, 3:30]

]3:30, 4:00]

]4:00, 4:30]

]4:30, 5:00] ]5:00, 5:30] ]5:30, 6:00] ]6:00, 6:30]

]6:30, 7:00] ]7:00, 7:30] ]7:30, 8:00] | ]8:00, 8:30]

]8:30, 9:00]

]9:00, 9:30]

□ среднее время задержек, начало которых пришлось на интервал времени суток 1

среднее время задержек, начало которых пришлось на интервал времени суток 2

]9:30, 10:00] Интервал времени суток

]10:00, 10:30]

]11:30Я^,:001

]12:00, 12:30]

Рис. 1. Характер распределения среднего времени задержек, начало которых пришлось

на интервал времени суток

Доля суммарного времени задержек

4,5 -

Интервал времени суток

8 (М Я 8 8 <0 8 Об Я 11:00] 1230] 8 1 15:30] 17:00] 18:30] 8 8 8 т~ N 8 8

я т~ 8' & 8' 8' 8 8' £ Я О 1 8 N 1 8 00 1 ]15:00, ]16:30, ]18:00, 8 СО 1 8 т~ N 8 &

Рис. 2. Характер распределения доли суммарного времени задержек по интервалам времени суток и средние значения (для всех задержек, задержек до 3 часов включительно и более 3 часов)

(Примечание: на рис.1, 2 данные для ряда “1” получены для 2002 г. (базовый период), для ряда “2”- для 2003 г. (в целях сохранения авторских прав здесь не представлены сведения об абсолютных значениях анализируемых показателей); рамками на графике указаны “проблемные” интервалы времени, приведшие к наибольшему увеличению показателей задержек в 2003 г. по сравнению с базовым периодом 2002 г.)

Таблица

К анализу влияния интервалов времени суток на показатели задержек (в анализ включены все рейсы, все типы ЛА, все коды, все виновники за выбранный период анализа)

Показатель Интервал времени суток, в котором наблюдалось значимое ухудшение по сравнению с базовым периодом

Количество задержек, начало которых пришлось на интервал времени суток нет

Суммарное время задержек, начало которых пришлось на интервал времени суток ]2:00; 2:30], ]15:00; 15:30], ]20:00; 20:30], ]21:00; 21:30]

Среднее время задержек, начало которых пришлось на интервал времени суток ]7:00; 7:30], ]7:30; 8:00], ] 14:00; 14:30], ]17:00; 17:30] , ]20:00; 20:30]

В целом, было установлено, что несмотря на снижение количества задержек на 7 процентов, нельзя утверждать о повышении эффективности организации и планирования процесса перевозок в авиапредприятии. Данный факт объясняется тем, что при сокращении задержек продолжительностью до 3 часов (включительно) наблюдается рост суммарного времени задержек с продолжительностью более 3 часов. При этом уменьшение суммарного времени задержек первой группы не компенсирует рост суммарных задержек во второй группе.

Интервалы времени, для которых в первую очередь должны быть разработаны меры по снижению задержек: ]7:00; 8:00], ]20:00; 21:30]. Указанные мероприятия должны опираться на результаты анализа индексным способом (в роли индекса выступают коды, виновник, номер рейса и т.д.), позволяющим определить источник задержек, наиболее влияющий на возникновение их в указанные интервалы времени (рис. 3).

Доля, %

Рис. 3 . Характер распределения долей от общего числа задержек в интервале времени суток ]20:00; 21:30] для всех задержек с классификацией по коду задержки за 2003 год (первые шесть кодов)

(Примечание: на рис. 3 коды задержек: 93.1.1-ППС (позднее прибытие самолета) из другого рейса, 96.1.2 -модификация рейса, 92.1.1- ожидание транзитных пассажиров и багажа, 41.1.1- НМЧ (неисправность материальной части) ВС на базе (виновник -АТЦ), 93.1.4 - ППС из другого рейса (виновник -АТЦ), 99.1.1-задержки, не входящие в классификатор)

Построение распределения долей от суммарного времени задержек в интервале времени суток ]20:00; 21:30] для всех задержек с классификацией по коду задержки за базовый (2002) год (рис. 4) позволило установить, что перечень кодов не изменился, а основная причина, приведшая к увеличению суммарного времени задержек, состоит в росте в 2.5 раза задержек по коду 93.1.1-позднее прибытие самолета из другого рейса.

Доля от суммарного времени задержек, %

Доля от суммарного времени задержек, % 35 30 25 20 15 10 5 0

V

Сод задержки

96.1.2 93.1.1 99.1.1 93.1.4 41.1.1 21.1.2

а б

Рис. 4 . Характер распределения долей от суммарного времени задержек в интервале времени суток ]20:00; 21:30] для всех задержек с классификацией по коду задержки (первые шесть кодов):

а - 2003 год; б - 2002 год (Примечание: на рис. 4 коды задержек: 21.1.2- ошибки в документах (виновник - представительство, остальные коды задержки - см. примечание к рис. 3)

Описанный анализ, выполняемый в динамике на меньших временных интервалах, позволит добиться снижения не только абсолютного количества задержек, но и суммарного времени задержек по результатам установления причины (виновника) ухудшения рассмотренных показателей и выработки корректирующих управляющих воздействий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Малышева Т.А. Основные понятия, применяемые при оценке задержек авиационных рейсов, и классификация задержек / Статья в данном Научном Вестнике.

ANALYSIS OF SHARING OF FLIGHT DELAYS STARTING IN AIRCRAFT ENTERPRISES ON DAYTIME’S PERIODS

Chichkov B.A., Malysheva T.A.

In the article analysis of sharing of flight delays starting in aircraft enterprises on daytime’s periods is shown. Daytime’s periods, for which in the first place must be designed measures on reducing delays are installed, and delays codes, led to increasing a total time of delays for a checking period are certain.

Сведения об авторах

Чичков Борис Анатольевич, 1969 г.р., окончил МИИ ГА (1993), доктор технических наук, профессор кафедры двигателей летательных аппаратов МГТУ ГА, автор монографии, более 40 научных работ, область научных интересов - модели систем, параметрическая диагностика авиационных двигателей в эксплуатации.

Малышева Татьяна Алексеевна, окончила МГТУ ГА (2002), аспирант кафедры двигателей летательных аппаратов МГТУ ГА, область научных интересов - организация и планирование производства в гражданской авиации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.