Научная статья на тему 'Анализ эксплуатационной статистики времен задержек по данным авиакомпании «Сибирьтехник»'

Анализ эксплуатационной статистики времен задержек по данным авиакомпании «Сибирьтехник» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
177
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВИАКОМПАНИЯ / ЗАДЕРЖКА / РЕЙС / УБЫТКИ / ПРИБЫЛЬ / АНАЛИЗ / ПРИЧИНЫ / AIRLINE / DELAY / FLIGHT / LOSS / PROFIT / ANALYSIS / CAUSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бойко О.Г., Гукасян М.Г., Филимонов Д.С.

Рассмотрена задача расчета рисков угрозы материальным ценностям и убытка авиакомпании, для снижения потерь прибыли авиакомпании, вследствие задержек рейсов по различным причинам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бойко О.Г., Гукасян М.Г., Филимонов Д.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF OPERATIONAL STATISTICS OF TIME LAGS ACCORDING TO THE AIRLINE «SIBIRTECHNICS»

In this article the problem of calculation of risks of threats to property and loss of airlines for the reduction of profit losses of the airline, in consequence of delays for various reasons.

Текст научной работы на тему «Анализ эксплуатационной статистики времен задержек по данным авиакомпании «Сибирьтехник»»

Секция

«ЭКСПЛУАТАЦИЯ И НАДЕЖНОСТЬ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ»

УДК 629.735.017.1

АНАЛИЗ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ СТАТИСТИКИ ВРЕМЕН ЗАДЕРЖЕК ПО ДАННЫМ АВИАКОМПАНИИ «СИБИРЬТЕХНИК»

О. Г. Бойко, М. Г. Гукасян, Д. С. Филимонов

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: forester987@yandex.ru

Рассмотрена задача расчета рисков угрозы материальным ценностям и убытка авиакомпании, для снижения потерь прибыли авиакомпании, вследствие задержек рейсов по различным причинам.

Ключевые слова: авиакомпания, задержка, рейс, убытки, прибыль, анализ, причины.

ANALYSIS OF OPERATIONAL STATISTICS OF TIME LAGS ACCORDING TO THE AIRLINE «SIBIRTECHNICS»

O. G. Boyko, M. G. Gukasyan, D. S. Filimonov

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: forester987@yandex.ru

In this article the problem of calculation of risks of threats to property and loss of airlines for the reduction ofprofit losses of the airline, in consequence of delays for various reasons.

Keywords: airline, delay, flight, loss, profit, analysis, causes.

Современная авиакомпания - это крупное производственное предприятие, конечной целью деятельности которой, является получение максимальной прибыли при обеспечении необходимого уровня безопасности.

В этой связи становится крайне актуальной задача расчета рисков угрозы материальным ценностям или убытка авиакомпании для снижения потерь прибыли вследствие задержек рейсов [1-4].

Такие задачи на современном этапе считаются методами риск-анализа.

Целью данной работы является:

1. Сбор и обработка статистики по задержкам воздушных судов (ВС) Boeing 767-300 по данным авиакомпании Сибирь Техник за период 27.01.2013 по 09.08.2015.

2. Расчет размеров убытков авиакомпании в зависимости от длительности задержки.

3. Расчет показателей риска убытков в зависимости от величины времени задержки.

4. Риск-анализ материального ущерба.

Для достижения цели была собрана и обработана статистика по задержкам ВС Boeing 767-300, авиакомпании «Сибирьтехник» за период 27.01.2013 по 09.08.2015.

По результатам обработки было найдено процентное соотношение количества задержек по различным причинам, таким: «Неисправность борта 48», «Конструктивно-производственные недостатки 16», «Работа наземных служб (ИАС) 37», «Неустановленные причины».

Информация о задержках по причинам «метео» не рассматривалась, так как расчет вероятности возникновения задержки по причине «метео» - практически невозможен, и информация о них в базе данных авиакомпании не собирается.

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2016. Том 1

Для анализа исследовалось время по каждой задержке, как случайная величина, для этого составлены вариационные ряды времен по каждому виду задержки, построены гистограммы плотностей времени задержки, по которым выбраны гипотезы о законах распределения. Так, функция плотности распределения времени задержки, представляет собой резко падающую кривую, которая может быть описана распределением Вейбула. Полученные функции свидетельствуют о том, что кратковременных задержек много больше чем долгосрочных.

Далее исследовались события задержек по различным причинам, с точки зрения вероятности их наступления. Рассчитывались параметры потоков событий задержек и строились законы распределения вероятности событий задержек по различным причинам и графики этих законов.

Для определения экономических рисков, необходимо было определить величину убытков в зависимости от величины времени задержки. Для этого была собрана информация о ценах на оборудование и услуги, которые оплачивает авиакомпания в случае простоя ВС.

Таблица 1

Расчет стоимости экономических потерь при различных временах задержек

Вре- Авиац. Борт. Предо- Стоянка, УВЗ, Стремянка Ком- Пита- Прожи- Общая

мя, ч без-ть, пита- сие пер- руб. руб. Малая/ Средняя/ плект ние, руб. вание, стоимость

руб. ние, сонала, Высокая, руб. колодок, руб. задержки,

руб. руб. руб. руб.

2 600 152/274/434 234 33688

4 1200 304/548/868 468 27000 62382

6 1800 456/822/1302 702 64076

8 2400 608/1097/1736 936 27000 539000 577771

10 3000 13500 1909 15600 760/1370/2170 1170 579464

12 3600 912/1644/2604 1404 27000 608158

24 4200 23638 1824/3288/5208 2808 615322

1 300 985* 76/137/217 117 32841

* - среднее значение (так как с каждой авиакомпанией заключается отдельный договор, где указываются такие нюансы, как плата за сутки, либо почасовая тарификация).

Далее был выполнен риск-анализ экономических последствий временных задержек. Расчет был произведен по двум методикам, по результатам которой было определено, что методика МГТУ ГА менее пригодна для инженерных расчетов, чем методика кафедры ТЭЛАД. Была получена количественная оценка рисков.

Риск - анализ убытков авиакомпании в зависимости от времени задержек и используемого распределения и может быть определен по выражению

Я = Х Р«) * Г = РИб ■ У + Риас * У + Рн/у * У.

Таблица 2

Расчет рисков потерь при различных временах задержек при различных видах распределения времен

Риск в зависимости от времени задержки Функции максимальных рисков убытков

№ п/п Равномерное распределение (ТЭЛАД) Экспоненциальное распределение (МГТУ ГА)

1 Я (1ч) 97,3078*/ (е-гаНБ*/ А

2 Я (2ч) 99,8175*/

3 Я (4 ч) 184,8379*/ +е ®иас-/

4 Я (6 ч) 189,8572*/ уя х< 4 - +е-гаКПН-/ >

5 Я (8 ч) 1711,935*/

6 Я (10 ч) 1716,952*/ 1+е ' J

7 Я (12 ч) 1801,972*/

Вывод

Таким образом, в работе:

1. Выполнена оценка продолжительности задержек, в результате чего было выявлено, что количество краткосрочных задержек значительно больше, чем долгосрочных

Секция «Эксплуатацияи надежность авиационной техники»

2. Выполнен расчет максимальных убытков авиакомпании вследствие задержек различной длительности и по различным причинам. Максимальные убытки авиакомпания несет при задержках более 4 и 8 часов, но на практике таких событий очень мало. Максимальные убытки авиакомпания несет не всегда, вследствие не знания своих прав пассажирами.

3. По методикам риск-анализа убытков от событий задержек построены функции риска экономических потерь, которые можно использовать в технической эксплуатации.

Библиографические ссылки

1. Сугак Е. В., Василенко Н. В., Назаров Г. Г. Надежность технических систем // Красноярск : Раско, 2001. 608 с.

2. Гнеденко Б. В. Математические методы в теории надежности. Основные характеристики надежности и их статистический анализ. М. : Наука, 1965. 524 с.

3. Бойко О. Г. О возможности Марковской аппроксимации в расчетах надежности функциональных систем самолетов гражданской авиации / Вестник СибГАУ. 2008. Вып. 2(19). С. 111-113.

4. Бойко О. Г., Шайморданов Л. Г. Новый подход в оценке надежности функциональных систем самолетов гражданской авиации // Актуальные проблемы авиационных и аэрокосмических систем : междунар. рос.-амер. науч. журн. Казань-Дайтона Бич. 2012. Вып. № 2(35). Т. 17. С. 21-27.

© Бойко О. Г., Гукасян М. Г., Филимонов Д. С., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.