Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПСИXОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСKИX АСПЕKТОВ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВKИ БУДУЩИХ ВОДИТЕЛЕЙ В АВТОШКОЛЕ'

АНАЛИЗ ПСИXОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСKИX АСПЕKТОВ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВKИ БУДУЩИХ ВОДИТЕЛЕЙ В АВТОШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
87
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная подготовка / проблема / будущие водители / автошкола / обучение / повышение профессиональной надежности водителей / vocational training / problem / future drivers / driving school / training / improving the professional reliability of drivers

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Андреева Наталья Николаевна

В статье дан анализ исследований в области психолого-педагогических аспектов проблемы профессиональной подготовки будущих водителей в автошколе, подчеркнуто, что предикторами рискованного вождения транспортного средства выступают негативные психологические характеристики будущих водителей. Склонность к риску рассматривается как один из важнейших факторов формирования модели поведения водителя. Объектом исследования в статье выступает профессиональная подготовка будущих водителей в автошколе. Предмет исследования – анализ степени изученности проблемы профессиональной подготовки будущих водителей в автошколе в психолого-педагогической литературе. Ожидаемый результат исследования – научное обоснование актуальности изучения данной проблемы в рамках ноксологического подхода с позиций формирования готовности будущих водителей к идентификации опасностей и оценке риска на дорогах с целью предотвращения, минимизации и устранения риска для обеспечения безопасности человеческой жизни и деятельности, повышения профессиональной надежности водителей. В связи с этим обоснована необходимость повышения общей культуры вождения, углубленной психологической подготовки курсантов автошкол, а также разработки программ индивидуального обучения в соответствии с профессиональными требованиями к водителям разных категорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Андреева Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF THE PROBLEM OF FUTURE DRIVERS’ PROFESSIONAL TRAINING IN A DRIVING SCHOOL

The article analyzes research in the field of psychological and pedagogical aspects of the problem of professional training of future drivers in a driving school, it is emphasized that the predictors of risky driving are the negative psychological characteristics of future drivers. The object of the research is professional training of future drivers in the driving school. The subject of the research is the analysis of how fully the problem of professional training of future drivers in driving school is covered in psychological-pedagogical literature. The expected result of the research is to substantiate scientifically the importance of studying this problem in the framework of noxological approach to formation of future drivers’ readiness to identify dangers and estimate risks on the roads in order to prevent, minimize and eliminate risk to ensure safety of human life and increase drivers’ professional reliability. The propensity to take risks is considered as one of the most important factors in the formation of a driver's behavior model. In this regard, the need to improve the general culture of driving, in-depth psychological training of cadets of driving schools, as well as the development of individual training programs in accordance with the professional requirements for drivers of different categories is substantiated.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПСИXОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСKИX АСПЕKТОВ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВKИ БУДУЩИХ ВОДИТЕЛЕЙ В АВТОШКОЛЕ»

DOI 10.24412/2541-9056-2023-227-82-87 УДК 377.3

АНАЛИЗ ПСИXОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСKИX АСПЕКТОВ ПРОБЛЕМЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЬ БУДУЩИХ ВОДИТЕЛЕЙ В АВТОШКОЛЕ

Н.Н. Андреева Статья поступила в редакцию 15 апреля 2023 г.

В статье дан анализ исследований в области психолого-педагогических аспектов проблемы профессиональной подготовки будущих водителей в автошколе, подчеркнуто, что предикторами рискованного вождения транспортного средства выступают негативные психологические характеристики будущих водителей. Склонность к риску рассматривается как один из важнейших факторов формирования модели поведения водителя. Объектом исследования в статье выступает профессиональная подготовка будущих водителей в автошколе. Предмет исследования - анализ степени изученности проблемы профессиональной подготовки будущих водителей в автошколе в психолого-педагогической литературе. Ожидаемый результат исследования - научное обоснование актуальности изучения данной проблемы в рамках ноксологического подхода с позиций формирования готовности будущих водителей к идентификации опасностей и оценке риска на дорогах с целью предотвращения, минимизации и устранения риска для обеспечения безопасности человеческой жизни и деятельности, повышения профессиональной надежности водителей. В связи с этим обоснована необходимость повышения общей культуры вождения, углубленной психологической подготовки курсантов автошкол, а также разработки программ индивидуального обучения в соответствии с профессиональными требованиями к водителям разных категорий.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, проблема, будущие водители, автошкола, обучение, повышение профессиональной надежности водителей.

ANALYSIS OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF THE PROBLEM OF FUTURE DRIVERS' PROFESSIONAL TRAINING IN A DRIVING SCHOOL

N.N. Andreeva

The article analyzes research in the field of psychological and pedagogical aspects of the problem of professional training of future drivers in a driving school, it is emphasized that the predictors of risky driving are the negative psychological characteristics of future drivers. The object of the research is professional training of future drivers in the driving school. The subject of the research is the analysis of how fully the problem of professional training of future drivers in driving school is covered in psychological-pedagogical literature. The expected result of the research is to substantiate scientifically the importance of studying this problem in the framework of noxological approach to formation

N.N. Andreeva

of future drivers' readiness to identify dangers and estimate risks on the roads in order to prevent, minimize and eliminate risk to ensure safety of human life and increase drivers' professional reliability. The propensity to take risks is considered as one of the most important factors in the formation of a driver's behavior model. In this regard, the need to improve the general culture of driving, in-depth psychological training of cadets of driving schools, as well as the development of individual training programs in accordance with the professional requirements for drivers of different categories is substantiated.

Key words: vocational training, problem, future drivers, driving school, training, improving the professional reliability of drivers.

В Российской Федерации, как и во тошколе как отправной точки поиска пу-всем мире, согласно статистическим дан- тей и способов их успешного решения.

ным, имеется тенденция к постоянному повышению уровня дорожно-

транспортных происшествий [11]. В качестве причин называются плохая дорожная инфраструктура, несоблюдение правил дорожного движения (далее - ППД), неуверенное управление транспортным средством, несоблюдение правил участниками дорожного движения в сложных условиях (особенности ландшафта, погода) и др. Осмысление объективных и субъективных факторов, вызывающих дорожно-транспортные происшествия, планирование и эффективное управление позволяют прогнозировать и предотвращать их. Проблема профессиональной подготовки будущего водителя в автошколе в настоящее время является одной из первостепенных в решении задач повышения безопасности дорожного движения [10]. В связи с этим целью нашего научного исследования является выявление основных проблем профессиональной подготовки будущего водителя в ав-

Различным аспектам проблемы профессиональной подготовки будущего водителя в автошколе посвящен ряд отечественных (С.Е. Борисова, А.С. Василь-ченко, Е.В. Козлов, Ю.И. Лобанова, В.М. Митраков, М.И. Моисеенко, С.В. Полякова, С.В. Шпорт и др.) и зарубежных (M. Franke, A. Glad, N. Gregersen, M. Hatak-ka, K. Hernetkoski E. Keskinen, B. Kollbach, J. Meier и др.) исследований.

В психологических, психолого-клинических исследованиях отмечается роль влияния психологических установок водителей-новичков на безопасное или рискованное вождение транспортного средства. Так, С.Е. Борисовой было установлено, что важнейшими предикторами выступают негативные психологические характеристики будущих водителей, такие как виктимное поведение, готовность к необоснованному, ненужному риску, легкомысленность, отсутствие прогностических умений в трудных ситуациях и, самое главное, изначальная психологическая установка на нарушение ПДД [1, с. 3-12].

Изменить существующие негативные поведенческие стереотипы очень сложно, но крайне необходимо. Следовательно, процесс обучения должен быть направлен, по мнению С.В. Поляковой, прежде всего, на формирование «социально полезных стереотипов» [9, с. 55].

Исследователем Ю.И. Лобановой были выявлены разные стили вождения и типы водителей на основе анализа поведения водителя на дорогах, его личностных особенностей и эмоциональных переживаний в процессе вождения и сделан прогноз аварийности. В частности, отдельный тип представляли водители, для которых свойственны чрезмерная возбудимость и гипертимные акцентуации, тяготение к нарушению ПДД, аффективные переживания в процессе управления транспортом: гнев, раздражение, радость и эйфория [5, с. 308-317].

В.М. Митраковым с акмеологиче-ских позиций были выделены функциональный и личностный подходы в проблеме индивидуальной готовности водителей к действиям в экстремальных условиях. Функциональный подход к психоло-го-акмеологической подготовке водителей заключается в акценте на развитие психических функций, важных для обеспечения высокой работоспособности. Личностный подход предполагает выделение в качестве доминанты психолого-акмеологической готовности, способствующей успешной деятельности, личностные свойства водителя. Согласно этому подходу, важна работа по совершенство-

ванию психических процессов, состояний и личностных качеств, необходимых для эффективной деятельности [6, с. 6].

Мы солидарны с точкой зрения В.М. Митракова, рассматривающего условия специальной психолого-акмеологической подготовки к действиям в экстремальных ситуациях как наиболее эффективные в формировании профессиональной готовности водителей [6, с. 8]. При этом модульные условия обучения, по мнению автора, более продуктивны. Особо автор выделял такую форму организации обучения будущих водителей, как тренинги, направленные на формирование основных профессиональных качеств [6, с. 21].

М.И. Моисеенко считает, что у будущих водителей навыки обобщенных способов решения проблем дорожно-транспортного движения формируются в условиях деятельностного подхода к обучению, который предполагает исключить методы «натаскивания», заменив их прак-тико-ориентированными методами [7, с. 5].

Е.В. Козлов исследует психофизиологическое обоснование необходимости совершенствования системы обучения будущих водителей с медицинской точки зрения [4, с. 6]. По его мнению, подготовка водителей, а также сам образовательный процесс должны регулярно контролироваться с целью поиска методов и инструментов, повышающих индивидуальную и коллективную безопасность. Е.В. Козлов подчеркивает, что основным компонентом системы дорожного движе-

М.М. Andreeva

ния является водитель, от деятельности которого зависит предотвращение несчастных случаев на дороге. В связи с этим повышение профессиональной надежности водителей является стратегическим направлением в недопущении, предупреждении дорожно-транспортных происшествий, на что и должно быть, прежде всего, нацелено обучение будущих водителей [4, с. 3].

А.С. Васильченко и С.В. Шпорт, изучая клинико-психологические особенности водителей, делают следующие выводы: для автомобилистов характерно пренебрежительное отношение к соблюдению скоростных правил и техники безопасности. Они стараются избегать конфликтов на дороге, но раздражаются в ситуациях, когда другие водители нарушают правила дорожного движения, что может привести к конфликтам. Водители этой группы обладают высокой степенью избирательности и сосредоточенности внимания и более низкой скоростью обработки визуальной информации по сравнению с водителями общественного транспорта, но это в пределах нормативных требований [3 с. 47-54].

Практическая значимость полученных результатов авторами исследования заключается в их применении в рамках психологического сопровождения процесса профессионального обучения: разработке программ индивидуального обучения в соответствии с профессиональными требованиями к водителям разных

категорий, технологий воздействия, в том числе тренингов по развитию компетенций принятия решений в дорожных ситуациях; профилактике так называемой «психоэмоциональной дисфункции» у будущих водителей, что, в конечном итоге, будет способствовать сокращению аварий и аварийных ситуаций.

Диссертационное исследование А.С. Васильченко посвящено изучению нарушений психической регуляции поведения у лиц с опасным вождением автотранспортных средств [2, с. 3]. Психологические характеристики, обусловливающие опасное вождение, представлены четырьмя симптомокомплексами, основу которых составляют: нарушения эмоционально-волевой регуляции; нарушения перцептивных функций в сочетании с импульсивностью; негативные социальные установки в сочетании с дефицитарностью индивидуально-типологического уровня самоконтроля; негативные социальные установки на фоне высокого уровня когнитивного функционирования.

В.В. Неклюдова рассматривает

склонность к риску как один из важнейших факторов формирования модели поведения водителя. Исходя из этого, автор обосновывает проведение психологической подготовки курсантов автошкол [8, с. 356-362]. В.В. Неклюдова предлагает такие меры как повышение общей культуры вождения, углубленную психологическую подготовку курсантов автошкол. Данные мероприятия, по мнению исследователя,

позволят повысить уровень осознанности опасности некоторых негативных личностных качеств водителей как для себя, так и для других участников дорожного движения.

Таким образом, практически все ученые указывают на большую роль профессионального обучения в подготовке будущих водителей, владеющих на высоком уровне как профессиональными знаниями и умениями в области безопасности движения, развитыми аналитико-синтетическими способностями, так и обладающих культурой безопасностью, готовых к воплощению идеи превентивного управления техносферой (в нашем случае транспортным средством) с целью

предотвращения, минимизации и устранения риска для обеспечения безопасности человеческой жизни. Несмотря на то что большинство работ, посвященных обучению в автошколах с точки зрения обеспечения безопасности дорожного движения, сосредоточены на различных моделях обучения в целом, моделях обучения вождению, психофизиологических особенностях будущих водителей и т.д., на сегодняшний день все чаще в центре исследований ставится проблема обеспечения безопасности дорожного движения в рамках ноксологического подхода, где основными понятиями выступают «идентификация опасностей» и «оценка риска».

Список литературы

1. Борисова С.Е. Влияние психологических установок водителей на безопасность дорожного движения // Психология и право. - 2011. - № 4. - С. 3-12.

2. Васильченко А.С. Нарушения психической регуляции поведения у лиц с опасным вождением автотранспортных средств: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.04. - Санкт-Петербург, 2019. - 28 с.

3. Васильченко А.С., Шпорт С.В. Клинико-психологические факторы опасного вождения у различных категорий водителей // Социальная и клиническая психиатрия. - 2020. - Т. 30. -№ 4. - С. 47-54.

4. Козлов Е.В. Психофизиологическое обоснование необходимости совершенствования системы подготовки водителей: автореф. дис. ... канд. мед. наук: 05.26.02. - Москва, 2012. - 31 с.

5. Лобанова Ю.И. Прогноз аварийности водителей на основе факторов, связанных с рискованным и агрессивным дорожным поведением // European Social Science Journal. - 2015. -№ 8. - С. 308-317.

6. Митраков В.М. Психолого-акмеологические условия развития профессиональной готовности водителей автотранспорта к действиям в экстремальных ситуациях: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13. - Шуя, 2004. - 28 с.

7. Моисеенко М.И. Формирование у будущих водителей обобщенных способов решения дорожно-транспортных задач в условиях деятельностного подхода к обучению: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. - Сургут, 2006. - 28 с.

8. Неклюдова В.В. Склонность к риску как фактор формирования модели поведения водителя // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 57-5. -С. 356-362.

9. Полякова С.В. К вопросу о подготовке водителей // Вестник Челябинского государственного университета. - 2015. - № 17 (372). - С. 52-57.

10. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.11.2021 г. N 3363-р «О Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом на период до

N.N. Andreeva

2035 года» [Электронный ресурс]. - URL: https://docs.cntd.ru/document/727294161(дата обращения: 1S.03.2023).

11. Статистика. Смертность от ДТП в мире: от openbase [Электронный ресурс]. - URL: https://openbase.online/smertnost-ot-dtp-v-mire/ (дата обращения: 1S.03.2023).

References

1. Borisova S.E. Vliyanie psixologicheskix ustanovok voditelej na bezopasnost' dorozhnogo dvizheniya // Psixologiya i pravo. - 2011. - № 4. - S. 3-12.

2. Vasilchenko A.S. Narusheniya psixicheskoj regulyacii povedeniya u licz s opasny'm vozhdeniem avtotransportny'x sredstv: avtoref. dis. ... kand. psixol. nauk: 19.00.04. - Sankt-Peterburg, 2019. - 28 s.

3. Vasil chenko A.S., Shport S.V. Kliniko-psixologicheskie faktory' opasnogo vozhdeniya u razlichny'x kategorij voditelej // Social'naya i klinicheskaya psixiatriya. - 2020. - T. 30. - № 4. - S. 47-54.

4. Kozlov E.V. Psixofiziologicheskoe obosnovanie neobxodimosti sovershenstvovaniya sistemy' podgotovki voditelej: avtoref. dis. ... kand. med. nauk: 05.26.02. - Moskva, 2012. - 31 s.

5. Lobanova Yu.I. Prognoz avarijnosti voditelej na osnove faktorov, svyazanny'x s riskovanny'm i agressivny'm dorozhny'm povedeniem // European Social Science Journal. - 2015. - № S. -

5. 308-317.

6. Mitrakov V.M. Psixologo-akmeologicheskie usloviya razvitiya professional'noj gotovnosti voditelej avtotransporta k dejstviyam v e'kstremaTny'x situaciyax: avtoref. dis. ... kand. psixol. nauk: 19.00.13. - Shuya, 2004. - 28 s.

7. Moiseenko M.I. Formirovanie u budushhix voditelej obobshhenny'x sposobov resheniya dorozhno-transportny'x zadach v usloviyax deyatel'nostnogo podxoda k obucheniyu: avtoref. dis. ... kand. psixol. nauk: 19.00.07. - Surgut, 2006. - 28 s.

8. Neklyudova V.V. Sklonnost' k risku kak faktor formirovaniya modeli povedeniya voditelya // Problemy' sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. - 2017. - № 57-5. - S. 356-362.

9. Polyakova S.V. K voprosu o podgotovke voditelej // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2015. - № 17 (372). - S. 52-57.

10. Rasporyazhenie PravitePstva Rossijskoj Federacii ot 27.11.2021 g. N 3363-r «O Transportnoj strategii Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda s prognozom na period do 2035 goda» [E'lektronny'j resurs]. - URL: https://docs.cntd.ru/document/727294161fdata obrashheniya: 18.03.2023).

11. Statistika. Smertnost' ot DTP v mire: ot openbase [E'lektronny'j resurs]. - URL: https://openbase.online/smertnost-ot-dtp-v-mire/ (data obrashheniya: 18.03.2023).

Для ссылки: Андреева Н.Н. Анализ псиxолого-педагогическиx аспектов проблемы профессиональной подготовки будущих водителей в автошколе // Гуманитарные исследования Центральной России. - 2023. - №2 (27). - С. 82-87. DOI 10.24412/2541-9056-2023-227-82-87

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.