Научная статья на тему 'Анализ процесса установления межпредметных связей в подготовке студентов-дизайнеров'

Анализ процесса установления межпредметных связей в подготовке студентов-дизайнеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
дизайн-образование / межпредметные связи / дидактические условия / технологии обучения / активные / интерактивные методы обучения / художественно-образное мышление / творческая деятельность / design-education / interdisciplinary connections / didactic conditions / learning technologies / active and interactive teaching methods / artistic and figurative thinking / creative activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ирина Степановна Кочеткова, Олег Олегович Петухов

Статья посвящена проблемам профессиональной подготовки дизайнеров. В статье проведён анализ осуществления межпредметных связей в обучении — взаимодействия между содержанием отдельных учебных предметов. Анализируется процесс установления горизонтальных межпредметных связей — между одновременно изучаемыми дисциплинами одного цикла. Прослеживается механизм освоения студентами профессиональных компетенций в ходе изучения дисциплин «История мировой культуры и искусство», «Рисунок», «Живопись». Рассматриваются межпредметные связи по содержательному и процессуальному компонентам. Авторы работы представляют опыт использования междисциплинарных связей для формирования общей художественной культуры, знания истории искусства и практических навыков создания образа, как важного этапа в образовании студентов-дизайнеров. Выделяются этапы теоретической и практической учебной деятельности студентов при освоении указанных дисциплин. Цель статьи — представить возможные варианты взаимосвязи дисциплин теоретической и практической направленности для формирования общепрофессиональных компетенций в подготовке будущих дизайнеров к творческой деятельности. Анализируются дидактические основания для осуществления межпредметных связей, направленные на активизацию интереса к освоению теоретических знаний в области мирового искусства и практических навыков в усвоении живописных приёмов как условие и предпосылку творческого подхода к выполнению профессиональных задач. Авторы делают вывод о том, что установление межпредметных связей помогает преодолевать фрагментарность знаний, расширяет арсенал активных форм обучения на основе личной заинтересованности студента, что позволяет сделать образовательный процесс более эффективным. Результатом становится комплексное применение знаний и умений, усвоенных при изучении дисциплин. Практическая значимость работы состоит в том, что основные положения статьи могут быть использованы в образовательной деятельности для формирования общепрофессиональных компетенций студентов-дизайнеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ирина Степановна Кочеткова, Олег Олегович Петухов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE PROCESS OF ESTABLISHING INTERDISCIPLINARY CONNECTIONS IN TRAINING OF DESIGN STUDENT

The article is devoted to the problems of professional training of designers. The authors analyze the implementation of interdisciplinary links in education, the interaction between the content of separate academic courses well as the process of establishing horizontal interdisciplinary links between the simultaneously studied courses of the same cycle. The mechanism of mastering professional competencies by students in the process of studying the courses of "History of World Culture and Art", "Drawing", "Painting" is traced. Interdisciplinary links are analyzed by components of content and process. The authors present the experience of using interdisciplinary connections for the formation of overall artistic culture, knowledge of art history and practical skills in visualization, as an important stage in the education of design students. The article distinguishes stages of theoretical and practical educational activities of students during the learning process of these courses. The purpose of the article is to present possible options for the interaction between courses of theoretical and practical orientation for the formation of general professional competencies and preparation of future designers for creative activity. The article considers didactic conditions for the implementation of interdisciplinary connections that are aimed at activating interest in the development of theoretical knowledge in the field of world art as well as practical skills in the assimilation of painting techniques, as a condition and prerequisite for a creative approach to a professional career. The authors conclude that the establishment of interdisciplinary connections helps to overcome the fragmentation of knowledge and expands the arsenal of active forms of learning based on the student's personal interest, which makes the educational process more effective. This results in a comprehensive application of knowledge and skills acquired during the study process of disciplines. The practical significance of the article lies in the fact that the main provisions can be used in educational activities to form general professional competencies of design students.

Текст научной работы на тему «Анализ процесса установления межпредметных связей в подготовке студентов-дизайнеров»

ТРИ «М»: МЕТОД — МЕТОДИКА — МЕТОДОЛОГИЯ

О. О. Петухов

Ценности и смыслы. 2022. № 5 (81). С.126-141 Values and Meanings/Tsennosti I Smysly 2022. No.5 (81). P.126-141 (In Rus)

Научная статья УДК 378.147

https://doi.org/10.24412/2071-6427-2022-5-126-141

Анализ процесса установления межпредметных связей в подготовке студентов-дизайнеров

Ирина Степановна Кочеткова1 Олег Олегович Петухов2

1,2ФГБОУ ВО "Владивостокский государственный университет", Владивосток, Россия 1E-mail: irina.kochetkova@vvsu.ru

http://orcid.org/ 0000-0003-0574-9291, SPIN: 4826-2339,

Author ID: 354635

2E-mail: oleg.petuhov@vvsu.ru

Аннотация. Статья посвящена проблемам профессиональной подготовки дизайнеров. В статье проведён анализ осуществления межпредметных связей в обучении — взаимодействия между содержанием отдельных учебных предметов. Анализируется процесс установления горизонтальных межпредметных связей — между одновременно изучаемыми дисциплинами одного цикла. Прослеживается механизм освоения студентами профессиональных компетенций в ходе изучения дисциплин «История мировой культуры и искусство», «Рисунок», «Живопись». Рассматриваются межпредметные связи по содержательному и процессуальному компонентам. Авторы работы представляют опыт использования междисциплинарных связей для формирования общей художественной культуры, знания истории искусства и практических навыков создания образа, как важного этапа в образовании студентов-дизайнеров. Выделяются этапы теоретической и практической учебной деятельности

© Кочеткова И. С., Петухов О.О., 2022 126

студентов при освоении указанных дисциплин.

Цель статьи — представить возможные варианты взаимосвязи дисциплин теоретической и практической направленности для формирования общепрофессиональных компетенций в подготовке будущих дизайнеров к творческой деятельности.

Анализируются дидактические основания для осуществления межпредметных связей, направленные на активизацию интереса к освоению теоретических знаний в области мирового искусства и практических навыков в усвоении живописных приёмов как условие и предпосылку творческого подхода к выполнению профессиональных задач.

Авторы делают вывод о том, что установление межпредметных связей помогает преодолевать фрагментарность знаний, расширяет арсенал активных форм обучения на основе личной заинтересованности студента, что позволяет сделать образовательный процесс более эффективным. Результатом становится комплексное применение знаний и умений, усвоенных при изучении дисциплин.

Практическая значимость работы состоит в том, что основные положения статьи могут быть использованы в образовательной деятельности для формирования общепрофессиональных компетенций студентов-дизайнеров.

Ключевые слова: дизайн-образование, межпредметные связи, дидактические условия, технологии обучения, активные, интерактивные методы обучения, художественно-образное мышление, творческая деятельность.

Для цитирования: Кочеткова И. С., Петухов О. О. Анализ процесса установления межпредметных связей в подготовке студентов-дизайнеров // Ценности и смыслы. 2022. № 5 (81). С. 126-141. https://doi. org/10.24412/2071-6427-2022-5-126-141

Original article

ANALYSIS OF THE PROCESS OF ESTABLISHING INTERDISCIPLINARY CONNECTIONS IN TRAINING OF DESIGN STUDENT

Irina S. Kochetkova1 Oleg O. Petukhov2

1,2Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Vladivostok State University», Vladivostok, Russia

1E-mail: irina.kochetkova@vvsu.ru, http://orcid.org/ 0000-0003-0574-9291, SPIN: 4826-2339, Author ID: 354635 2E-mail: oleg.petuhov@vvsu.ru

Abstract. The article is devoted to the problems of professional training of designers. The authors analyze the implementation of interdisciplinary links in

education, the interaction between the content of separate academic coursesas well as the process of establishing horizontal interdisciplinary links between the simultaneously studied courses of the same cycle. The mechanism of mastering professional competencies by students in the process of studying the courses of "History of World Culture and Art", "Drawing", "Painting" is traced. Interdisciplinary links are analyzed by components of content and process. The authors present the experience of using interdisciplinary connections for the formation of overall artistic culture, knowledge of art history and practical skills in visualization, as an important stage in the education of design students. The article distinguishes stages of theoretical and practical educational activities of students during the learning process of these courses.

The purpose of the article is to present possible options for the interaction between courses of theoretical and practical orientation for the formation of general professional competencies and preparation of future designers for creative activity.

The article considers didactic conditions for the implementation of interdisciplinary connections that are aimed at activating interest in the development of theoretical knowledge in the field of world art as well as practical skills in the assimilation of painting techniques, as a condition and prerequisite for a creative approach to a professional career.

The authors conclude that the establishment of interdisciplinary connections helps to overcome the fragmentation of knowledge and expands the arsenal of active forms of learning based on the student's personal interest, which makes the educational process more effective. This results in a comprehensive application of knowledge and skills acquired during the study process of disciplines.

The practical significance of the article lies in the fact that the main provisions can be used in educational activities to form general professional competencies of design students.

Keywords: design-education, interdisciplinary connections, didactic conditions, learning technologies, active and interactive teaching methods, artistic and figurative thinking, creative activity.

For citation: Kochetkova I. S., Petukhov O. O. Analysis of the process of establishing interdisciplinary connections in training of design student // Values and Meanings/Tsennosti I Smysly. 2022. No. 5 (81). P. 126-141 (In Rus). https:// doi.org/10.24412/2071-6427-2022-5-126-141

Введение

Профессиональная подготовка будущих дизайнеров в последние годы широко обсуждается в научной литературе. Исследователи вопроса всесторонне обосновывают тезис, что дизайнер — это творческая личность, владеющая конкретными техническими знаниями и навыками практической деятельности.

Сложную задачу подготовки такого профессионала, в котором органично сочетается творческий потенциал с техническими задачами и технологическими навыками, по мнению преподавательского сообщества, необходимо решать с помощью установления и активного использования междисциплинарных связей, что предполагает сотрудничество преподавателей различных дисциплин.

Эффективное использование междисциплинарных связей возможно, в свою очередь, при совместном выборе и творческом подходе к педагогическим технологиям, применяемым в процессе обучения. Таким образом, важной задачей в учебном процессе становится выбор образовательных технологий.

В статье предложен вариант использования междисциплинарных связей в ходе изучения дисциплин «История мировой культуры и искусства», «Рисунок», «Живопись» с использованием креативных технологий обучения.

Цель статьи, обзор научной литературы по проблеме

Цель исследования — разработать методические подходы к установлению взаимодействия дисциплин теоретической и практической направленности для формирования общепрофессиональных компетенций в подготовке будущих дизайнеров к творческой деятельности. Рассмотреть опыт формирования у студентов общепрофессиональных компетенций при освоении дисциплин «История культуры и искусства», «Рисунок», «Живопись», в результате чего приобретаются умения воспринимать произведения искусства в широком культурно-историческом контексте, а затем, в результате освоения дисциплин «Рисунок» и «Живопись» — навыки использования знаний о направлениях и течениях в искусстве при выполнении учебных заданий.

Для реализации поставленной цели решались следующие задачи:

— выявить возможности использования межпредметных связей по содержательному и процессуальному компонентам при освоении дисциплин «История культуры и искусства», а также «Рисунок», «Живопись»;

— рассмотреть дидактические условия осуществления межпредметных связей;

— разработать методическую модель, представляющую этапы процесса установления взаимодействия образовательных дисциплин теоретической и практической направленности для формирования

общепрофессиональных компетенций;

— провести апробацию разработанной методики.

Вопросам подготовки компетентных специалистов в области дизайна посвящена обширная исследовательская литература. Рассматриваются содержание и структура основной образовательной программы. Утверждается, что обществу требуются универсальные дизайнеры, обладающие обширными знаниями и профессиональными компетенциями в смежных областях [14]. Подчёркивается взаимосвязь искусства и дизайна, объединённых задачами формирования общей визуальной культуры в освоении пластических искусств, что предполагает, активное освоение мировой культуры, способности ориентироваться в стилевом разнообразии [17]. В публикациях раскрывается ряд основополагающих принципов подготовки дизайнеров: предрасположенность и стремление к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала. Утверждается необходимость организации процесса обучения, включающего определённую последовательность и систему в формировании знаний, умений, творческой деятельности, мировоззренческих позиций с обязательным освоением принципов и средств во всём многообразии исторического опыта мировой пластической культуры [2]. Подчёркивается обязательная связь с историей живописи, архитектуры, пластических искусств [9]. Дисциплина «История культуры и искусства» обеспечивает системный процесс изучения искусства, замену фрагментарных знаний комплексом взаимодополняющих преставлений о сосуществовании в едином стилевом контексте различных видов и жанров искусства, влиянии экономических, научно-технических факторов на мировой художественный процесс, а также знание инструментария современного художественного языка для моделирования общественного пространства и формирования визуального облика среды обитания, для чего необходимо развитие визуальной культуры дизайнера [13]. Задача учебных курсов, изучающих рисунок и живопись, заключается в выработке умения квалифицированно использовать знания и навыки живописной работы в области дизайна, сформировать индивидуально — творческий стиль. Дизайнер обязательно должен быть художником. Художественно-изобразительная деятельность выступает основной составляющей в подготовке будущих дизайнеров [16].

Учебные дисциплины, объединённые общим предметным полем — изучения истории искусства и навыками воплощения художественного

образа средствами рисунка и живописи, развивают и воспитывают у студента чувство стиля, красоты, гармонии, выразительности. Эта задача достигается постепенно, «накапливая насмотренность» и формируя навыки живописного умения.

Художественные дисциплины являются важным стержнем в дизайн-образовании, хотя ряд исследователей видят в этом определённую ограниченность, считая, что дизайнера нужно готовить к гораздо более масштабным задачам, нежели создание эстетически привлекательных объектов [6]. Опасения вызывает стремление «визуалов», прежде всего, к созданию красивой картинки, а не разработка условий реализации проекта в жизнь [8]. Авторы данной статьи согласны, что выпускникам необходимы компетенции в области современных технологий и проектного мышления, но в то же время считают, что развитие воображения, эмоциональной сферы, живописные навыки помогают развитию креативности, творческого мышления дизайнера, что отмечают и другие исследователи [5].

Важность междисциплинарных связей в образовательном процессе отмечается многими исследователями. Подчёркивается, что дизайн — это уже сама по себе комплексная междисциплинарная проектно-художе-ственная деятельность, направленная на различные области жизнедеятельности человека. В нем происходит интеграция естественнонаучных, технических, гуманитарных знаний, связанных на современном этапе развития с общественным сознанием [10,11].

Исследователями сформулированы признаки междисциплинарного исследования, разграничиваются понятия междисциплинарности, по-лидисциплинарности и трансдисциплинарности [12]. Среди различных определений, по мнению авторов настоящей статьи, наиболее актуальным является определение междисциплинарности, как сотрудничества двух или более академических, научных, художественных дисциплин; взаимосвязь между знаниями и навыками из различных предметных областей и дисциплин; взаимообусловленная система интеграции знаний [1, 3, 7].

Для достижения необходимого результата важен выбор педагогических технологий, применяемых в процессе обучения, с использованием принципа междисциплинарности. Педагогическая технология — это организационно-методический инструментарий педагогического процесса. Последовательная совокупность целей, задач, методов, приёмов процесса преподавания.

В настоящее время наиболее важную роль в образовании приобрели

инновационные технологии и прежде всего это информационно-коммуникационные технологии, использующие возможности компьютера обеспечивать информационную поддержку учебного процесса, аккумулировать необходимые источники информации. Одной из самых распространенных и востребованных электронных платформ указывается Moodle как система, ориентированная на организацию взаимодействия между преподавателем и студентами, определения уровня знаний, контроля за усвоением учебного материала, формирования индивидуальных образовательных маршрутов [15].

Для решения задач подготовки творческих профессионалов-дизайнеров необходимы определённые дидактические технологии, т.е. совместная деятельность преподавателей и студентов, а также педагогический инструментарий — определение целей и критериев их выполнения и практические способы учебной работы. Сюда входят самостоятельная работа и работа в малых группах, игровые технологии, методы развития творческих способностей (методы фокальных объектов, синектики, морфологического анализа, прямого и обратного мозгового штурма и др.) [4]. Интерактивные методы в обучении студентов-дизайнеров основаны на принципах общения, творческого взаимодействия. Важно, что при этом создается среда профессионального общения, характеризующаяся открытостью, активным взаимодействием студентов, равенством их аргументов, накоплением совместных профессиональных знаний и творческого опыта, возможностью взаимной оценки индивидуальных и групповых результатов деятельности. Целью интерактивного обучения является повышение эффективности образовательного процесса за счёт создания комфортных условий обучения, что делает продуктивным весь процесс обучения, в ходе которого приобретаются необходимые знания и навыки будущей профессиональной деятельности. Задачи, которые призваны решать дидактические технологии — сформировать у студента навыки сравнения, сопоставления, умения аргументированного изложения своего мнения [18].

Таким образом, использование межпредметных связей с применением различных дидактических технологий определяется многозадачностью критериев, предъявляемых к профессионалу дизайнеру.

Методология

Авторы статьи в ходе проведения совместной учебной деятельности исходили из первоочередной важности системного и личностно-ориен-

тированного подходов. Системный подход предполагает формирование профессиональных компетенций будущего дизайнера в результате преемственности и взаимосвязи освоения учебных дисциплин, представляющих систему знаний и навыков в процессе обучения дизайнера рисунку, живописи, истории мировой культуры и искусства как части общей системы подготовки в вузе. С одной стороны, авторы рассматривают формирование профессиональной компетентности в процессе обучения студентов изобразительной деятельности и истории мировой культуры и искусства в ходе изучения самостоятельных дисциплин, у каждой из которых своё содержание, цели, средства, методы обучения, формы организации аудиторной и самостоятельной работы. С другой стороны, авторы ищут возможности преодоления предметной изолированности в результате совместного изучения учебных тем как части общей системы профессиональной подготовки.

Личностно-ориентированный подход рассматривает творческую деятельность как условие для саморазвития личности дизайнера, транслирующего свой способ жизнедеятельности и свою личностную сущность и на этапе выбора тем и сюжетов, и на этапе творческого воплощения, и на этапе обоснования.

Исследование проводилось при работе со студентами учебных групп первого курса направления «Дизайн» на основе компетентностного подхода, при котором результатом процесса освоения учебных дисциплин является создание нового, оригинального продукта и проявленное при этом творческое мышление. Мнение студентов выяснялось в анонимной анкете, размещённой в электронной среде (Moodle) на основе генеральной совокупности ответов.

Результаты исследования

Первый этап — организационный. Он необходим для координации деятельности преподавателей. На этом этапе авторы согласовали:

1) содержательный аспект межпредметной интеграции (был определён теоретический материал, с опорой на который будут реализованы межпредметные связи, выявлены возможности совместного изучения отдельных вопросов, предусмотренных программами дисциплин «История мировой культуры и искусства», а также «Рисунок» и «Живопись»;

2) цели занятий с точки зрения усвоенных смежных понятий и умений;

3) единые технологии, методы и средства для достижения результата.

При работе со студентами первого курса специальности «Дизайн» в ходе изучения дисциплин «История мировой культуры и искусства», «Рисунок», «Живопись» авторы провели анализ использования горизонтальных межпредметных связей.

Были намечены связи между дисциплинами по содержательному и процессуальному компонентам. Содержательный компонент обусловлен тем, что профессиональная деятельность студента включает в себя способность использовать оптимальные изобразительные средства для выполнения поисковых эскизов и оформления результата работы. Итогом изучения дисциплин «Рисунок» и «Живопись» являются приобретение навыков владения изобразительными средствами и способность их использования для выполнения художественно-проектных идей. Дисциплина «История мировой культуры и искусства» направлена на получение знаний в этой области и умения рассматривать произведения искусства в широком культурно-историческом контексте, а также применять полученные знания в профессиональной деятельности, что способствует формированию креативности — способности генерировать оригинальные идеи, отклоняться от привычных схем мышления для решения задач организации среды.

Межпредметные связи здесь осуществляются благодаря принципу системности, а также оптимальному учету познавательных задач, в которых учитывается специфика каждой учебной дисциплины. Важным условием было установление доверия между преподавателями и студентами, поскольку в такой учебной деятельности отсутствует конкретная дизайн-задача по созданию готового продукта. На данном этапе это лишь проработка отдельного элемента из целого комплекса компетенций, поскольку навыки художественно-образной выразительности и эстетические представления станут необходимы на следующем уровне профессиональной подготовки — при создании проектов в различных сферах дизайна, в творческой работе, направленной на создание эстетически выразительной предметно-пространственной среды. Базисом для этой деятельности как раз и являются знания в области истории и теории искусств и умения использовать оптимальные изобразительные средства.

Процессуальный компонент обучения и оценивания с использованием межпредметных связей был обусловлен возможностью установления определённых этапов постановки задания, процесса выполнения

и оценивания результатов.

Второй этап — деятельностный. В ходе единого плана работы были проведены различные виды урочной и внеурочной деятельности в рамках образовательных задач по дисциплинам «История мировой культуры и искусства», «Рисунок» и «Живопись», такие, как: лекция, занятие в электронной образовательной среде ВГУЭС (Moodle), работа с учебной и научной литературой по определённым темам, мастер-класс, экскурсия в картинную галерею, пешая прогулка по городу с фотофиксацией архитектурных объектов, посещение оперного и драматического театров.

Каждый из перечисленных видов образовательной деятельности готовит студента к выполнению самостоятельной работы. Так, лекции, занятия в электронной среде, работа с учебной литературой по дисциплинам позволяют систематизировать знания об этапах развития искусства, выразительных средствах художественных стилей с предпочтениями в выборе изобразительных средств, используемых материалов и инструментов различных периодов в истории искусства; осуществлять анализ классических произведений с точки зрения передачи пространства, объема, перспективы, пропорций, языковых средств; выявлять способы выражения сюжетных, этических, нравственных, эстетических идей.

Мастер-класс педагога по дисциплинам «Рисунок» и «Живопись» позволяет увидеть этапы работы над образом, обратить внимание на последовательность создания образа, построения композиции. Личный пример преподавателя, его авторитет играют большую роль в образовательном процессе и являются дополнительным побудительным мотивом к собственному творчеству. Экскурсия в картинную галерею необходима для получения каждым студентом собственного впечатления об оригинале работы. Информационные технологии, при всей их значимости в учебном процессе, позволяют сформировать лишь общее представление об артефактах — их визуальный ряд, представленный в лекционной презентации, или материалах специальных сайтов и даже виртуальные экскурсии в 3D формате — это дистанционное знакомство. Непосредственный контакт и возможный диалог с произведением искусства происходит в выставочном зале, когда воочию предстаёт результат творческого замысла и его воплощение в сочетании пространственно-цветовых характеристик произведения. Любой выставочно-музей-ный комплекс проигрывает электронным информационным ресурсам в количестве представленных артефактов, но выигрывает по макси-

мальному приближению зрителя к арт объекту. Посещение выставок, оперных, балетных и театральных постановок необходимы будущему дизайнеру для глубокого погружения в мир культуры. В ходе данного этапа студенты получают информацию от преподавателей указанных дисциплин, а также осуществляют собственный поиск учебного материала и получения эмоциональных впечатлений.

Третий этап — результативный. В ходе этого этапа студенты создавали собственные работы (либо копии известных) по теме с использованием любых различных техник, осуществляли интерпретацию художественных произведений (любых видов искусства) для упражнений с цветом, формой, фактурой. Поощрялось не простое копирование, а изменение или переработка исходных данных, воплощение субъективного представления, эмоциональное индивидуальное ассоциативное переживание. Создавая свои работы, студенты анализировали цвет, среду, в которой находятся персонажи, эмоциональный фон. По желанию использовали декоративную переработку в техниках аппликации, фото и компьютерных технологий. Предпринимали попытки стилизации образа, используя приёмы упрощения, линейного изображения, стремясь при этом добиться выразительности контрастом света и тени, добавления декоративных пятен.

Четвёртый этап — презентационный. Студенты показывали созданные ими работы, комментировали свой замысел и технику выполнения. Этот этап проходил в форме интерактивной работы в семинарской группе дважды: обсуждение главной идеи работы на практическом занятии дисциплины «История культуры и искусства» и обсуждение техники исполнения на занятии «Рисунок» либо «Живопись». Для отработки навыков самопрезентации, по желанию студента, проводилась видеозапись его выступления.

Обсуждение и анализ выполненных работ осуществлялся по критериям: 1) содержание соответствует тематике учебных курсов «История мировой культуры и искусства», «Рисунок» и «Живопись»; 2) присутствует творческий подход к поиску и осуществлению адекватной замыслу техники выполнения; 3) оформление демонстрирует тщательную проработку отдельных элементов и общего замысла; 4) выступление позволяет получить ясное представление о теме работы; 5) презентация творческой работы и выступление вызвало интерес аудитории, сопровождалось дискуссией. При подготовке к совместному обсуждению работ

студенты получили информацию о технике формулирования вопросов («Ромашка Блума»).

Презентационный этап прошёл интересно, но он же оказался самым трудным для многих студентов. Объясняя свой выбор темы работы, техники исполнения, достижения пластических эффектов, учащиеся использовали чаще всего в качестве аргументов фразы «мне нравится», не решаясь выбрать что-то новое для себя из того диапазона выразительных приёмов и техник, о которых узнают при изучении дисциплин «Рисунок» и «Живопись», а также в большинстве своём избегая использования категориально-терминологического аппарата курса «История мировой культуры и искусства».

Не все студенты первого курса оказались готовыми к творческому эксперименту: 30% из них выполнили копии работ в рамках программы и рассказали о творчестве автора, используя информацию из учебной литературы, 70% творчески переосмыслили известные произведения, выполнив аналоги в различных техниках — рисунка, живописи, коллажа, макета, инсталляции, компьютерной графики.

Пятый этап — оценочный. На этом этапе авторы статьи совместно просматривали работы студентов, делились мнениями относительно степени оригинальности замысла и техники его реализации.

Анализ работ с позиций дисциплин «Рисунок» / «Живопись» позволил преподавателю отметить индивидуальную работу с цветом (использование теплых и холодных оттенков), определить личностную манеру.

Анализ работ с позиции дисциплины «История мировой культуры и искусства» выявил такие качества студентов, как воображение (умение создания новых образов или домысливание сюжета, используя накопленные личные впечатления и переживания), оригинальность мышления (способность воспринимать и предлагать необычные образы, отличающиеся от общепринятых), глубина восприятия произведения (воспринимать скрытые стороны произведения).

По завершении оценочного этапа авторы применили не только коллективные, но и индивидуальные формы работы — подведение итогов в группе и собеседование. Предмет обсуждения — оригинальность исполнения, поиск индивидуального стиля, проявленный интерес к современным изобразительным приёмам для создания визуального эффекта.

На занятии «Рисунок» / «Живопись», комментируя работы, преподаватель объяснял возможность создания объема различных пред-

метов и плоскостей, используя соотношения цветотональных пятен, формировал понимание интенсивности открытого локального цвета. Руководствуясь советами преподавателя (линия, штриховка, композиция, цвет), студенты могли продолжить работу.

На занятии «История мировой культуры и искусства», развивая навыки анализа работ, выполненных в различных техниках, студенты, проводя сравнение по известным параметрам, учатся формулировать выводы, используя базовые знания о направлениях в мировом искусстве в целом, что способствует не только формированию интеллектуальной личности, знающей культурно-историческое наследие, но и вырабатывает потребность использования специальной терминологии.

Образовательными результатами, свидетельствующими о полученном положительном опыте установления межпредметных связей, явился рост положительных оценок и оценок «хорошо» и «отлично» итоговой аттестации по указанным дисциплинам.

Мнение студентов о формах проведения занятий и видах заданий, высказанное в анонимной анкете, размещённой в электронной среде (Moodle курса «История культуры и искусства»), также подтверждает проявленный интерес. Так, 95% ответивших отметили для себя пользу самостоятельной работы; 60% указали, что «нравятся интерактивы, возможность получать советы и давать оценку работам товарищей», «увлекательно смотреть на работы других ребят и делать самостоятельный выбор»; 67% отметили творческое задание, как «очень интересный элемент курса».

Общим результатом межпредметной деятельности с позиции системного подхода стало формирование на теоретическом и практическом уровнях представлений о символичности культуры, воплощающей чувства в символичные образы и придающей символическую форму вещам; о коммуникативности культуры, важности посредством общения, диалога донести свой художественный замысел; об уникальности индивидуального мира культуры каждого отдельного человека, и формах его проявления.

Результатом с позиции личностно-ориентированного подхода стала самостоятельная работа студентов на основе свободного выбора объекта, выразительных средств; участие в дискуссии.

Заключение

Анализ научной литературы показал активный интерес к теме установления межпредметных связей в образовательном процессе в целом и в подготовке дизайнеров в частности. Однако обращает на себя внимание наметившаяся тенденция выстраивания иерархии образовательных дисциплин, в которой намечается некоторое пренебрежение к дисциплинам, формирующим художественные навыки. Авторы не могут согласиться с такой практикой.

Установление межпредметных связей дисциплин «История культуры и искусства», «Рисунок», «Живопись» опосредовано общим предметным полем изучения истории искусства и навыками воплощения художественного замысла средствами рисунка и живописи. Это явилось предпосылкой выполнения необходимых дидактических условий подобного образовательного процесса.

Рассмотренный опыт осуществления межпредметных связей для формирования у студентов-дизайнеров общепрофессиональных компетенций показал высокий интерес к активным формам учебной деятельности и творческому воплощению замысла у большинства учащихся.

Результаты исследования могут быть использованы для совершенствования процесса формирования компетенций студентов.

Литература

1. Алексеева И. В. Некоторые особенности междисциплинарной подготовки будущих дизайнеров // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 8. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-oso-bennosti-mezhdistsiplinarnoy-podgotovki-buduschih-dizaynerov (дата обращения: 10.05.2022).

2. Гончарова Е. В. Инновации и проблемы дизайн-образования в контексте общекультурных ценностей //Омский научный вестник. 2013. № 1(115). С. 223-225.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. ДолгихМ. Н. Междисциплинарные основания дизайна // Вестник Томского государственного университета. 2013. № 377. С. 58-61.

4. Железнякова О. М., Буздалова Н. В. Основы тринитарной дидактики // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2017. Т. 12. № 3. С. 213-221.

5. Кириченко Н. С. Развитие креативности у студентов-дизайнеров в процессе профессиональной подготовки // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 5 (78). С. 283-285.

6. Клименко В. А., Павловская Е. Э. Аналитические заметки о проблемах высшего дизайн-образования в России//Вестник Томского государственного университета. История. 2019. № 59. С. 210-217.

7. Крепс Т. В. Междисциплинарный подход в исследованиях и преподавании: преимущества и проблемы применения //Научный вестник ЮИМ. 2019. № 1.

С. 115-120.

S. Львова, Н.С., Карпов, Д. В. Специфика обучения и подготовки специалистов дизайна среды для соответствия требованиям XXI века / Н. С. Львова, Д. В. Карпов //Архитектон: известия вузов. 2022. № 1(77). [Электронный ресурс]. URL: http://archvuz.ru/2022_1/22 (дата обращения: 10.05.2022).

9. Михайлова А. С. Когнитивный принцип в изучении истории дизайна // Дизайн ревю. 2016. № 1-4. С. 121-127.

10. Назарова Л. Р. Формирование с помощью междисциплинарных связей матрицы компетенций обучения дизайнеров в магистратуре// Проблемы образования. Вестник академии. 201S. № 3. С. 107-116.

11. Османкина Г. Ю. Дизайн как синтез эстетически-нравственных и культурно-материальных процессов в единстве художественно-эстетической концепции общества //Омский научный вестник. Культурология. Искусствознание. 2012. № 5(112). С. 244-247.

12. Осмоловская И. М., Краснова Л. А. Проблема междисциплинарности в исследованиях процесса обучения // Образование и наука. 2017. Т. 19. № 7. C.9-24.

13. ПодобедМ. С. Современные тенденции художественного образования за рубежом (на примере дисциплины «Графический дизайн»)// Педагогика искусства http://www.art-education.ru/electronic-journal. 201S. № 2. C.14-19.

14. Салтыкова Г. М. Технологии в дизайн-образовании в высшей школе // Преподаватель XXI век. 2018. № 2. С. 223-229.

15. Смирнова Ж. В., Красикова О. Г. Современные средства и технологии оценивания результатов обучения // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. № 3. С. 9.

16. Фахрутдинова Р. А., Ахметова Г. П. Формирование профессиональных компетенций студентов — будущих дизайнеров в системе вузовской подготовки// Филология и культура. Philology and culture. 2014. № 2(36). C.29S-301.

17. Шулика Т. О. Исследование современного художественного языка в учебном проектировании// Архитектура и современные информационные технологии. 2017. № 2. С. 364-377.

18. ЭсеккуевК. В. Применение интерактивных технологий в процессе повышения познавательной активности будущих дизайнеров // Мир науки, культуры, образования. 2019. № S (78). С. 229-231.

References

• Alekseeva I. V. Nekotorye osobennosti mezhdisciplinarnoj podgotovki budushchih diza-jnerov // Obshchestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2016. № 8. [Elektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-osobennosti-mezhdist-siplinarnoy-podgotovki-buduschih-dizaynerov (data obrashcheniya: 10.0S.2022). [In Rus].

• Goncharova E. V. Innovacii i problemydizajn-obrazovaniya vkontekste obshchekul'turnyh cennostej //Omskij nauchnyj vestnik. 2013. № 1(11S). S.223-22S. [In Rus].

• Dolgih M. N. Mezhdisciplinarnye osnovaniya dizajna // Vestnik Tomskogo gosudarstven-nogo universiteta. 2013. № 377. S. S8-61. [In Rus].

• Zheleznyakova O. M., Buzdalova N. V. Osnovy trinitarnoj didaktiki // Pedagogiko-psihologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury i sporta. 2017. T. 12. № 3. S. 213-221. [In Rus].

• Kirichenko N. S. Razvitie kreativnosti u studentov-dizajnerov v processe professional'noj

podgotovki // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019. № 5 (78). S.283-285. [In Rus].

• Klimenko V. A., Pavlovskaya E. E. Analiticheskie zametki o problemah vysshego dizajn-obrazovaniya v Rossii//Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya. 2019. № 59. S. 210-217.

• Kreps T. V. Mezhdisciplinarnyj podhod v issledovaniyah i prepodavanii: preimushchestva i problemy primeneniya //Nauchnyj vestnik YulM. 2019. № 1. S.115-120. [In Rus].

• L'vova, N.S., Karpov, D. V. Specifika obucheniya i podgotovki specialistov dizajna sredy dlya sootvetstviya trebovaniyam XXI veka / N.S. L'vova, D. V. Karpov //Arhitekton: iz-vestiya vuzov. 2022. № 1(77). [Elektronnyj resurs]. URL: http://archvuz.ru/2022_1/22 (data obrashcheniya: 10.05.2022).

• Mihajlova A. S. Kognitivnyj princip v izuchenii istorii dizajna // Dizajn revyu. 2016. № 1-4. S. 121-127. [In Rus].

• Nazarova L. R. Formirovanie s pomoshch'yu mezhdisciplinarnyh svyazej matricy kom-petencij obucheniya dizajnerov v magistrature// Problemy obrazovaniya. Vestnik aka-demii. 2018. № 3. S. 107-116. [In Rus].

• Osmankina G. Yu. Dizajn kak sintez esteticheski-nravstvennyh i kul'turno-material'nyh processov v edinstve hudozhestvenno-esteticheskoj koncepcii obshchestva //Omskij nauchnyj vestnik. Kul'turologiya. Iskusstvoznanie. 2012. № 5(112). S. 244-247. [In Rus].

• Osmolovskaya I. M., Krasnova L. A. Problema mezhdisciplinarnosti v issledovaniyah processa obucheniya // Obrazovanie i nauka. 2017. T.19. № 7. C.9-24.

• Podobed M. S. Sovremennye tendencii hudozhestvennogo obrazovaniya za rubezhom (na primere discipliny «Graficheskij dizajn»)// Pedagogika iskusstva http://www.art-edu-cation.ru/electronic-journal. 2018. № 2. C.14-19. [In Rus].

• Saltykova G. M. Tekhnologii v dizajn-obrazovanii v vysshej shkole // Prepodavatel' XXI vek. 2018. № 2. S. 223-229. [In Rus].

• Smirnova Zh.V., Krasikova O. G. Sovremennye sredstva i tekhnologii ocenivaniya rezul'tatov obucheniya // Vestnik Mininskogo universiteta. 2018. T.6. № 3. S.9. [In Rus].

• Fahrutdinova R. A., Ahmetova G. P. Formirovanie professional'nyh kompetencij stu-dentov — budushchih dizajnerov v sisteme vuzovskoj podgotovki// Filologiya i kul'tura. Philology and culture. 2014. № 2(36). C.298-301. [In Rus].

• Shulika T. O. Issledovanie sovremennogo hudozhestvennogo yazyka v uchebnom pro-ektirovanii// Arhitektura i sovremennye informacionnye tekhnologii. 2017. № 2. S.364-377. [In Rus].

• Esekkuev K. V. Primenenie interaktivnyh tekhnologij v processe povysheniya poznavatel'noj aktivnosti budushchih dizajnerov // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019. № 5 (78). S.229-231. [In Rus].

Информация об авторах

И. С. Кочеткова — кандидат исторических наук, доцент кафедры «Дизайна и технологий» ВВГУ.

О. О. Петухов—доцент кафедры «Дизайна и технологий» ВВГУ, член Союза художников РФ.

Information about the author

Irina S. Kochetkova — Ph.D (Historical Sciences), Associate Professor of the Department of Design and Technology of

Vladivostok State University.

Oleg O. Petukhov—Associate Professor of the Department of Design and Technology of Vladivostok State University,

Member of the Union of Artists of the Russian Federation.

Статья поступила в редакцию 15.09.2022; одобрена после рецензирования 12.10.2022; принята к публикации 22.10.2022.

The article was submitted 15.09.2022; approved after reviewing 12.10.2022; accepted for publication 22.10.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.