Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПРОПИСЕЙ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НАПРАВЛЕННОСТИ НА ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ПИСЬМА'

АНАЛИЗ ПРОПИСЕЙ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НАПРАВЛЕННОСТИ НА ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ПИСЬМА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Социальном / Формирование / каллиграфического навыка / межличностных / стимулирование

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Махмадиева Гулчехра Сухбатовна

Формирование каллиграфического навыка должно работать над решением общей стратегической задачи обучения письму на совершенствование всех сторон личности ученика, на развитие у него новых способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПРОПИСЕЙ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НАПРАВЛЕННОСТИ НА ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ПИСЬМА»

АНАЛИЗ ПРОПИСЕЙ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НАПРАВЛЕННОСТИ

НА ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ПИСЬМА

МАХМАДИЕВА ГУЛЧЕХРА СУХБАТОВНА

преподаватель кафедры практический курс английского языка Бохтарский государственный университет имени Носира Хусрава

Аннотация. Формирование каллиграфического навыка должно работать над решением общей стратегической задачи обучения письму - на совершенствование всех сторон личности ученика, на развитие у него новых способностей.

Ключевые слова:. Социальном, Формирование, каллиграфического навыка, межличностных, стимулирование

Annotation. Formation calligraphic skill formation should work on the solution of the general strategic task of writing education - to improve all aspects of a pupil's personality.to improve all aspects of a pupil's personality and to develop new abilities development of new abilities.

Key words: social, calligraphic, social formation, strategic, stimulation, abilities, aspects.

В современной методике обучения письму "каллиграфия" понимается как умение писать четким, устойчивым, удобочитаемым почерком. Вместе с "чисто техническим навыком" (начертанием букв на бумаге) идет формирование представления о буквенной записи слова, отражающей связь между значением и формой, то есть формируется автоматизированный способ действия - графический навык.

Понятия «графический» и «каллиграфический» (навык) мы определяем по Н.Г. Агарковой [6,7]. Понятие «графический» (навык) «вбирает» в себя всё содержание графики как раздела лингвистики, тогда как «каллиграфический» (навык) характеризует лишь внешнее качество письма, то есть умение писать правильным и устойчивым почерком, не нарушая высоты, ширины, угла наклона элементов, букв и соединений букв. Следовательно, ключевым понятием в методике обучения первоначальному письму является «графика». Таким образом, графический навык - это автоматизированный способ дифференцировки и перекодирование звуков (фонем) речи в соответствующие буквы, начертание их на бумаге и вместе с тем осознание воспроизводимых буквенных комплексов (слов) [42]. А каллиграфия - лишь искусство красивого письма, то есть умение писать правильным (четким) и устойчивым почерком. Термин «каллиграфический» сочетается со словами «почерк», «письмо».

Каллиграфические ошибки - это нарушение пропорции элементов букв по ширине, высоте и углу наклона. Они являются следствием несформированности координации движений пальцев, кисти, предплечья и плечевого отдела руки [42].

Зрительные элементы - относительно законченные части рисунка буквы, на которые она закономерно расчленяется в процессе ее зрительного восприятия и которые легко соотносятся с определенными формами: овал, полуовал, прямая линия, линия с закруглением с одной стороны, линия с закруглением с двух сторон, линия с петлей, линия с четвертным овалом и плавная линия.

Зрительный образ буквы - это зрительное, более или менее адекватное представление о форме буквенного знака. Зрительно-двигательный образ буквы - представление о целостном, относительно законченном движении руки при воспроизведении буквы на бумаге, которое осуществляется на основе зрительного представления о ее форме, знания последовательности начертания ее двигательных элементов и за счет корректирующего контроля глаза [44, с.23].

Одним из первых об осознанном отношении к письму учащихся младших классов

говорил К.Д. Ушинский, который внёс существенный вклад в систему начального образования. Дидактические положения Ушинского, определявшие учебный процесс в начальных классах народной школы, установили известные нормы и в обучении письму Его система совместного обучения чтению и письму явилась переломным этапом в развитии школьного обучения письму. Это привело к тому, что обучение графическому представлению буквы стало осмысленным. Он же подчёркивал необходимость обучения безотрывному письму

Большую работу в области формирования каллиграфии провёл П.Е. Градобоев. Он был крупным специалистом каллиграфии. Особенно удивлял он своих современников тем, что мог одновременно обучать до 100 учащихся, вырабатывая у всех красивое, правильное письмо. П. Е. Градобоев создал свой особый шрифт, который и лег в основу прописей последующего времени [16].

Он обратил внимание на то, что буквы состоят из одинаковых элементов (штрихов) и утверждал, что это даёт возможность не только обучению письму, но и исправлению почерка.

Над решением данной проблемы работали методисты и учителя-практики: И.Г. Агаркова, В.А. Илюхина, Н.А.Федосова, Л.Я.Желтовская и Е.Н.Соколова, М.Т. Стрижакова. Они под термином «каллиграфия» понимают искусство красивого письма, т.е. умение писать правильным (четким) и устойчивым почерком.

Также современная методика считает важным условием успешного обучения каллиграфии формирование у младших школьников внутренней потребности в аккуратном, разборчивом, эстетически выдержанном оформлении всех выполняемых записей. Д.Б. Эльконин в «Избранных психологических трудах» считает, что «без появления и дальнейшего сохранения такого мотива каллиграфическая работа, даже успешная на первых этапах обучения, впоследствии окажется сведенной на нет» [54, с. 104-109].

Большое внимание в методике при обучении первоначальному письму уделяется созданию условий, при которых бы происходило органическое соединение слуховых, артикуляционных, зрительных, двигательных и звукодвигательных компонентов. Это позволит сформировать у обучающегося графический навык, который явится основой для развития письменной речи в дальнейшем по мере овладения закономерностями родного языка. Значит, в период обучения ребенка письму учитель должен заботиться о выработке элементарного графического навыка как сложного действия.

Вопрос о том, как учить ребенка писать, имеет несколько аспектов:

- педагогический - методика и тактика работы учителя;

- гигиенический, предусматривающий наиболее рациональное нормирование самого процесса и письма;

- психофизиологический, являющийся основой и для рационального построения методики и для гигиенического нормирования.

«Представление о психофизиологических особенностях развития каллиграфических навыков письма поможет учителю понять, как формируется каллиграфический навык, какие требования можно предъявлять при обучении письму в том или ином возрасте» [44 с.85]

С самого начала формирования навыка письма перед обучающимися встает ряд задач по овладению разными приемами.

Ю. К. Бабанский выделяет следующие приемы письма [9,10]:

1) сравнение образца с результатом письма;

2) перевод звука в письменную букву и печатной буквы в письменную;

3) написание букв (начало, куда вести перо, поворот, соединения);

4) соединение букв (без отрыва, с отрывом, сверху, снизу и так далее);

5) сопоставление букв по высоте - соблюдение одинаковой высоты букв на строке;

6) правильное наклонение письма.

Следует отметить, что в методиках обучения письму [19,28,29] существуют единые требования к ведению «Прописей» и тетрадей:

1. Писать в тетради аккуратным, разборчивым почерком.

2. Единообразно выполнять надпись на обложке тетради: указать, для чего предназначена тетрадь, класс, номер и название школы, фамилию и имя ученика. Тетради учащихся 1 и 2 классов (в 1 -м полугодии) подписываются учителем.

3. Соблюдать поля с внешней стороны страницы.

4. В I классе дата работ по письму не пишется. Во ГГ-ГУ классах обозначается время выполнения: число арабской цифрой, а название месяца - прописью.

5. В тетради необходимо обозначить номер упражнения, задачи, указывать, где выполняется работа (классная или домашняя).

6. Начиная писать текст упражнения или абзац, дети должны соблюдать красную строку.

7. Между датой и заголовком, наименованием вида работы и заголовком, а также между заголовком и текстом в тетрадях по русскому языку строку не пропускать. Между заключительной строкой текста одной письменной работы и датой или заголовком следующей работы в тетрадях по русскому языку пропускать две линии.

8. Ученик должен исправлять ошибки следующим образом: неверно написанную букву или пунктуационный знак зачеркивать косой линией; часть слова, предложения -тонкой горизонтальной линией; вместо зачеркнутого надписывать нужные буквы, слова, предложения; не заключать неверные записи в скобки.

9. Подчеркивания аккуратно выполнять карандашом, и в случае необходимости - с применением линейки.

Успешность в обучении письму во многом определяется созданием таких гигиенических условий: правильный подбор мебели, правильная посадка, положение тетради, направление освещения, оптимальность формы ручки, продолжительность беспрерывного письма и т.д.

По мнению многих методистов (Л.Я. Желтовская, Е.Н. Соколова, Т.П. Сальникова, М.М. Безруких, Т.Е. Козлова и др.), формирование навыков письма у младших школьников не может выполняться без условий гигиены при письме: дети обучаются наклонному письму под углом в 65° к строке, тетрадь на парте лежит под углом в 25°, в ходе письма кисть находится в одном и том же положении относительно предплечья, а движение руки по строке обеспечивается сгибанием руки в локтевом суставе и в плече, школьник держит ручку тремя пальцами, ручка должна быть направлена концом в правое плечо пишущего. [15, с.23]. От создания соответствующих условий зависит выполнение важнейших гигиенических требований в процессе письма: соблюдение правильной посадки, положение ручки в руке, размещение тетради на плоскости стола и ее продвижения во время письма, что в итоге способствует профилактические нарушения осанки и зрения детей, повышению работоспособности, формированию четкого, быстрого письма.

Формирование каллиграфического навыка должно работать над решением общей стратегической задачи обучения письму - на совершенствование всех сторон личности ученика, на развитие у него новых способностей. Такую позицию признаёт, и методист Н.И. Фёдорова, соглашаясь, с тем, что «при обучении каллиграфии усилия нужно направлять, прежде всего, на становление необходимых психологических и физиологических механизмов, обеспечивающих осознанное письмо, а не просто на отработку каждой отдельной буквы и её соединения» [48, с.45].

Таким образом, с самого начала формирования каллиграфического навыка письма перед обучающимися встает ряд задач по овладению разными приемами. В первые несколько дней обычно происходит ознакомление с этими приемами и первоначальное овладение приемом держания ручки, посадкой, положением тетради при письме. В связи с тем, что при

формировании навыка письма требуется соблюдение многих условий и овладение рядом приемов, при первоначальном овладении графическими навыками наблюдается сложность распределения внимания ученика, упражнения в сознании нескольких задач одновременно. Начиная писать, ученик забывает о том, что в поле его внимание должно быть правильное положение тетради, что ручку не следует сжимать и давить на нее изо всех сил. Трудности в распределении внимания при письме продолжаются довольно значительный период, до тех пор, пока отдельные приемы не станут осуществляться довольно легко. Внимание учащихся сосредоточено на том, что в данный момент выполняется, и не предвосхищает следующего движения. Нельзя устранить и большое количество графических требований - соблюдение наклона, формы, величины, силы нажима и так далее.

Начальным этапом изучения русского языка в первом классе является курс «Обучение грамоте». Обучение письму осуществляется параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи и обеспечивает решение основных задач трех его этапов:

• добукварного (подготовительного),

• букварного (основного)

• послебукварного (заключительного).

Согласно образовательной программе начальной школы, основным содержанием уроков письма в период обучения грамоте является [57, 58]:

•усвоение гигиенических требований при письме;

• развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки;

• развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски;

• овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв;

• письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм;

• овладение разборчивым, аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы;

• письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением;

• усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста;

• понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения расширяется кругозор детей, развиваются речевые умения, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух.

Урокам обучения письму в период обучения грамоте отводится 115 часов [57, 58].

Пропись - учебное печатное пособие для обучения письму, состоящее из образцов принятого в общеобразовательной школе написания букв, а также само написание букв по этому образцу.

Прописи для 1 класса являются дополнением к учебнику "Азбука" авт. В. Г. Горецкого, Федосовой Н.А., доработанному в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта начального образования. В прописях представлена система работы по обучению письму, которая учитывает возрастные особенности первоклассников. Прописи содержат занимательный развивающий материал. Использование прописей способствует более успешному достижению мета предметных и предметных результатов обучения в 1 классе.

В материалах «Прописи» учитывается специфика подготовительного и основного периода обучения грамоте: сначала преобладают упражнения в штриховке, рисовании бордюров, усваиваются начертания основных элементов букв, затем на первый план

выступают упражнения в слого-звуковом анализе слов и анализе начертаний письменных букв; потом все большее место начинают занимать упражнения в письме по образцам, в списывании не только с письменного, но и с печатного шрифта. «Прописи» помогают учителю формировать каллиграфический навык учащихся". Задания по списыванию слов и предложений позволяют видеть не только написанные правильно и красиво буквы, слова, но и соединения букв в словах. Остается только проанализировать и внимательно воспроизвести написанное по образцу.

Шрифты в прописях рассчитаны на без нажимное, ритмичное письмо; они направлены на безотрывное письмо.

Ритмичность письма вырабатывается с первых же шагов в результате счета. В школе практикуется письмо букв, а затем — слогов и слов под счет. Быстрое ритмичное письмо вырабатывается на более поздних ступенях обучения.

Очень важное свойство письма — его безотрывность. Этому способствует, во- первых, почти полное отсутствие надстрочных знаков (кроме букв и и ё). Во-вторых, почти все буквы таковы, что при их начертании руку отрывать от бумаги не приходится (исключение составляют буквы х, э, заглавные б, г, п, р, т). В-третьих, шрифты специально разрабатывались в расчете на безотрывные соединения всех букв, т. е. на единое написание слогов и слов. Безотрывное письмо ускоряет выработку графического навыка. Соединениям букв в методике обучения письму уделяется огромное внимание.

Дети усваивают написание каждой буквы на отдельном уроке. Огромная роль в обучении письму принадлежит анализу буквы, ее графические составных элементов, сравнению букв по составу и начертанию. Необходимо развить у детей аналитическое видение формы букв. В системе обучения детей обычно выделяется несколько уроков, специальная цель которых — обучение письму важнейших элементов: палочек, закруглений, петель, овалов. В дальнейшем элементы каждой новой буквы выделяются до ее письма,— в этом и состоит аналитический подход. Он дает основу для конструктивного письма новых букв: учащиеся как бы сами «открывают» способ написания буквы, конструируют новую букву, пишут ее. Конечно, подлинного конструирования нет, учитель лишь создает такую иллюзию у детей, приучая их к самостоятельности, к поиску, к творчеству.

Подготовительный период (20 часов).

В добукварный (подготовительный) период дети включаются в относительно новую для них деятельность: если в дошкольный период превалировала игровая деятельность, то в школе преобладает учебная работа — организованный умственный труд, требующий устойчивого внимания, значительных волевых усилий, умения контролировать себя. Новый характер деятельности создает для детей значительные трудности. Добукварный период является введением в систему языкового образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, подготовку руки к письму, развитие интереса к самому процессу письма. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.

Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы.

С первых дней подготовительного периода (до письма букв) дети начинают работать в

«Прописи 1».

Задачи добукварного периода:

• выявление начального уровня развития ручной моторики;

• формирование умения правильно сидеть за партой и пользоваться письменными принадлежностями (держать ручку, наклонно располагать тетрадь на столе во время письма);

• знакомство с основными элементами графической системы и отработка их начертания;

• знакомство с направлениями руки во время письма (сверху вниз, снизу вверх, слева направо, справа налево);

• формирование понятия о прямой (горизонтальной, вертикальной, наклонной) и полуовальной линиях, умения ориентироваться на пространстве листа (в тетради - прописи) и на пространстве классной доски;

• развитие мелких движений руки при копировании и штриховке рисунков- бордюров.

Содержание уроков письма на подготовительном этапе представлено в Приложении 1

(стр. 61)

Основной период (82 часа).

Букварный период - второй и самый продолжительный период процесса обучения грамоте называют букварным потому, что на его протяжении дети усваивают письмо всех букв:

I этап: гласные а, у, ы, о, твердые согласные м, ш, р, н, л, с,

II этап: он открывается гласным и, который употребляется после мягких согласных и завершается этот этап гласным э; на этом же этапе изучаются согласные х, в, к, п, т, д, з, и, ж , ъ;

III этап: йотированные гласные е, ё, я, ю, согласные ц, ч, щ и согласные г и, а также разделительные ъ, ь.

Первоклассники осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.

Задачи букварного периода:

• Формирование четко дифференцированных зрительно-двигательных образцов всех письменных букв (работа по усвоению письменной буквы включает в себя анализ, конструирование, реконструированные, сравнение буквы с другими буквенными знаками).

• Освоение стабильного, одновариантного начертания букв и установленных способов их соединений.

• Отработка безотрывного начертания букв и буквенных комплексов в два знака, где реализуется средне - плавное соединение.

• Автоматизация действия письма.

• Умение при письме устойчиво удерживать угол наклона, ширину и высоту воспроизводимых букв. Формирование приема аналитического восприятия, как отдельных буквенных знаков, так и их комплексов.

• Звукобуквенный анализ слов и предложений с последующей их записью в тетради-прописи.

К концу основного периода ученики должны знать и уметь [Учебнометодическая литература 57,58]:

• начертание всех больших (заглавных) и маленьких (строчных) букв,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• основные типы их соединений

• обозначать звуки соответствующими буквами рукописного шрифта.

• правильно располагать буквы и слова на строке.

• записывать слова и предложения после их предварительного звук слогового анализа.

• списывать слова и предложения с образцов (сначала с рукописного, а затем с печатного текста).

• знать с правила гигиены письма.

Содержание уроков письма на основном этапе

Послебукварный этап (15 часов)

Послебукварный (заключительный) — повторительно-обобщающий этап, в ходе которого происходит осмысление полученных знаний. Содержание после букварного периода:

• Повторение и отработка начертания тех букв и сочетаний, которые наиболее трудны для учеников;

• обучение элементам фонетики, лексики и грамматики;

• Выполнение логических упражнений на группировку букв по общности того или иного графического элемента.

Во время уроков предусмотрены упражнения для расслабления мышц, изменения позы. Все уроки строятся в занимательной форме, так как при обучении письму первоклассников должен быть постепенный переход от игры к учебе. На уроках используются много стихотворений и загадок.

В «Прописях» даны упражнения для развития руки и глазомера, письмо букв в порядке усложнения их начертаний, по группам, а также письмо букв, трудных по начертанию. Кроме букв, дети пишут слова и предложения и, наконец, связные тексты, упражняются в написании, в письме под диктовку.

Требования к уровню подготовленности обучающихся:

- выработать правильную осанку при письме;

- уметь правильно держать ручку при письме;

- развивать глазомер;

- познакомиться с начертанием всех заглавных и строчных букв, основными типами их соединений;

- уметь обозначать звуки соответствующими буквами рукописного шрифта;

- записывать слова и предложения после их звукослогового анализа;

- уметь списывать слова и предложения с образцов;

- уметь писать под диктовку;

-знать правила гигиены письма

Согласно образовательной программе начальной школы [57, 58] основными

требованиями к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу 1 класса является:

• четко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, их соединения в слогах и словах;

• правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом;

• без пропусков, искажений букв писать под диктовку слова, предложения из 3—5 слов, написание которых не расходится с произношением;

• употреблять большую букву в начале, точку в конце предложения;

• знать гигиенические правила письма;

• правильно писать формы букв и соединения между ними;

Итак, в прописях для первоклассников представлена система работы по обучению письму, которая учитывает возрастные особенности учащихся 1 класса. Прописи содержат занимательный развивающий материал, который позволяет снять напряжение, формируют устойчивый навык каллиграфического письма, помогают развитию мелкой моторики пальцев и свободы движения руки, способствуют закреплению правильных однотипных движений при письме. Разнообразные приёмы и виды работ позволяют учителю реализовать намеченные в программе задачи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агаркова Н.Г. Информационно-методическое письмо по каллиграфии в начальной школе / Н.Г.Агаркова // Начальная школа. -1998. -№8. - с.9.

2. Агаркова Н.Г. Конструирование букв - ведущий прием в обучении шестилетних детей письму // Начальная школа. - 1989. - №12. - с.55.

3. Агаркова Н.Г. Обучение первоначальному письму по прописям к "Азбуке" О.В.Джежелей / Н.Г.Агаркова, - М.: Дрофа, 2002.

4. Агаркова Н.Г. Подготовка будущих учителей к обучению шестилетних первоклассников письму // Начальная школа. - 1991. - №6. - с.78.

5. Агаркова Н.Г. Развивающие возможности поэлементного обучения первоначальному письму // Начальная школа. - 1992. - №2. - с.62

6. Агаркова Н.Г. Русская графика: Книга для учителя / Н.Г.Агаркова, - М.: Дрофа, 2000.

7. Агаркова Н.Г. Графический навык. Каллиграфический навык. (Программа для начальной школы) // Начальная школа. - 1994. - №7.

8. Агаркова Н.Г. Основы формирования графического навыка у младших школьников // Начальная школа. - 1999. - №4.

9. Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды / [сост. М. Ю. Бабанский ; авт. вступ. ст. Г. Н. Филонов, Г. А. Победоносцев, А. М. Моисеев ; авт. коммент. А. М. Моисеев] ; Акад. пед. наук СССР. - М. : Педагогика, 1989. - 558

10. Бабанский, Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю, К. Бабанский.- М.: Просвещение, 1985. 208 c

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.