Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПРОГРАММЫ "ШКОЛА РОССИИ" (ПОД РЕДАКЦИЕЙ А.А. ПЛЕШАКОВА)'

АНАЛИЗ ПРОГРАММЫ "ШКОЛА РОССИИ" (ПОД РЕДАКЦИЕЙ А.А. ПЛЕШАКОВА) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2014
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММА "ШКОЛА РОССИИ" / НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФГОС / А.А.ПЛЕШАКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Власенко А., Акпынар Л. Э.

Программа «Школа России» определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования (1- 4 классы). В данной статье проанализировано содержание основной программы - «Школа России» (под редакцией А.А. Плешакова), рассмотрены направления, цель и ее особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE PROGRAM "SCHOOL OF RUSSIA" (UNDER THE EDITORIAL OF A.A PLESHAKOV)

The program "School of Russia" determines the content and organization of the educational process at the level of primary general education (1-4 grades). This article analyzes the contents of the main program - The School of Russia (by AA Pleshakov), the directions, the purpose and its features are examined.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПРОГРАММЫ "ШКОЛА РОССИИ" (ПОД РЕДАКЦИЕЙ А.А. ПЛЕШАКОВА)»

школы в трудовом обучении / С. Л. Мирский - М.: НИИ дефектологии АПН СССР, 1983. - 124-125 с.

2. Сермеев, Б. В. Определение физической подготовленности школьников / Б. В. Сермеев - М.: Педагогика, 1973. - 104 с.

3. Корзина, Е.Н. Особенности организации и проведения физкультурно-спортивных мероприятий с дошкольниками с нарушением зрения / Е.Н. Корзина // Лечебная физкультура для дошкольников и младших школьников. - 2005. - No 1(2). - С. 35-37

4.Коткова, Л.Ю. Коррекционно-развивающая методика совершенствования двигательных качеств и координационных способностей слабовидящих школьников 14-15 лет: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Коткова Лариса Юрьевна; Сиб. гос. ун-т физ. культуры и спорта. - Омск, 2005. - 24 с.

Власенко А. студент

профиль подготовки педагогическое образование факультет психологии и педагогического образования

Акпынар Л.Э., к.пед.н.

доцент

кафедра начального образования факультет психологии и педагогического образования

ГБОУВО РК "КИПУ"

АНАЛИЗ ПРОГРАММЫ «ШКОЛА РОССИИ» (ПОД РЕДАКЦИЕЙ А.А.

ПЛЕШАКОВА)

Аннотация. Программа «Школа России» определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования (1- 4 классы). В данной статье проанализировано содержание основной программы - «Школа России» (под редакцией А.А. Плешакова), рассмотрены направления, цель и ее особенности.

Ключевые слова. Программа «Школа России», начальное образование, ФГОС, А.А.Плешаков.

Vlasenko Anastasia Student profile training Pedagogical

education of the faculty of psychology And pedagogical education of GBOU VO RK "KIPU" Akpinar LE Candidate of pedagogical sciences, Associate Professor of the Department of Primary Education Faculty of Psychology and Teacher Education

of GBOU VO RK ""KIPU"

ANALYSIS OF THE PROGRAM "SCHOOL OF RUSSIA" (UNDER THE EDITORIAL OF A .A PLESHAKOV)

Annotation. The program "School of Russia" determines the content and organization of the educational process at the level of primary general education (1-4 grades). This article analyzes the contents of the main program - The School of Russia (by AA Pleshakov), the directions, the purpose and its features are examined.

Keywords. Program "School of Russia", primary education, GEF, AA Pleshakov УМК

На сегодняшний день в соответствии с «Законом об образовании в РФ» каждое образовательное учреждение разрабатывает, утверждает и реализует образовательную программу школьного образования в соответствии с ФГОС школьных образовательных учреждений[1]. Одной из основных таких программ является «Школа России» под редакцией А.А.Плешакова.

«Школа России» — это один из самых известных и востребованных учебно-методических комплектов для обучения в начальной школе, предназначенный для изучения 4-летней начальной школы[2]. Научный руководитель комплекта - Андрей Анатольевич Плешаков, кандидат педагогических наук. В качестве единого целостного комплекта «Школа России» работает с 2001 года.

«УМК - стандартное название для совокупности учебно-методической документации, средств обучения и контроля, разрабатываемых в высшей школе Российской Федерации для каждой дисциплины» [4].

Актуальность. «Школа-России» является надёжным инструментом реализации стандарта обучения. Она представляет собой мощный потенциал для духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; предоставляет реальную возможность достижения предметных результатов, соответствующих задачам современного образования; является постоянно обновляющейся, наиболее востребованной и понятной учителю для начальной школы. Этим объясняется актуальность и необходимость изучения этой темы.

В данную программу включены учебники по всем основным предметам начального образования, которые отвечают требованиям действующего Государственного стандарта начального общего образования и обеспечивают преемственность с дошкольным и основным общим образованием[2].

Цель. Анализ программы «Школа России» (под редакцией А.А. Плешакова).

Андрей Анатольевич Плешаков является лауреатом Премии Президента Российской Федерации в области образования[1].

Авторы учебников, входящих в программу «Школа России», взяли на вооружение все лучшее, что было накоплено и апробировано в практике отечественной школы, доказало свою доступность для учащихся младшего школьного возраста, гарантирует достижение положительных результатов в

обучении и реальные возможности личностного развития ребенка.

Авторами различных учебников основной программы являются: Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанько А.Ф. (русская азбука), Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е.(русский язык), Канакина В.П., Горецкий В.Г. Климанова Л.Ф.(литература);Моро М.И.(математика), Плешаков А.А.(окружающий мир), Неменская Л.А.(ИЗО 1 класс и 4 класс) и др[2].

Основная цель программы под его редакцией - это создание условий для развития и воспитания личности детей младшего школьного возраста в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования; достижение планируемых результатов в соответствии с ФГОС и на основе УМК «Школа России».

«Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования»[4].

Программа «Школа России» направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Выделим основные особенности рассматриваемой программы[2]:

1. УМК «Школа России» построен на единых для всех учебных предметов основополагающих принципах, имеет полное программно-методическое сопровождение и гарантирует преемственность с дошкольным образованием.

2. Направленность на формирование у учащихся универсальных учебных действий (УУД) как основы умения учиться, на включение детей в учебную деятельность при изучении всех школьных предметов.

3. Все учебники системы «Школа России» входят в Федеральные перечни учебников, рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

4. учебники УМК «Школа России» имеют новое художественное оформление, включая специальную систему навигации, позволяющую ученику ориентироваться как внутри УМК, так и выходить за его рамки в поисках других источников информации.

Основной особенностью методов и форм является то, что предпочтение отдается проблемно-поисковой и творческой деятельности младших школьников. Такой подход предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном. При таком

подходе возникает естественная мотивация учения, успешно развивается способность ребенка понимать смысл поставленной задачи, планировать учебную работу.

Изучая содержание основной программы начальных классов «Школа России», проанализируем на примере учебника по математике, автором которого является М.И. Моро и др.

Изучая математику, дети усваивают обобщенные знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений. Изучения экономики и математики определяется самой логикой процесса обучения, вопросы экономического характера воспринимаются школьниками как математические проблемы, что способствует повышению интереса к изучению как экономики, так и математики, поэтому авторы учебника практически в каждый раздел включают экономические задачи.

Рассмотрим текст такой задачи, которая предлагается в учебниках для 3 класса из образовательной программы «Школа России» (М.И. Моро и др.).

«При экономном раскрое сберегли на каждое пальто по 12 см ткани, а на каждом костюме по 13 см ткани. Сколько сэкономят ткани при раскрое 96 пальто и 96 костюмов. Сколько детских пальто можно сшить из сэкономленной ткани, если на одно пальто идет 2 м ткани?»[3].

Несмотря на экономическое содержание таких задач, экономический аспект описываемых в задачах ситуаций, чаще всего, остается вне дискуссии. Поэтому с целью усиления экономического аспекта, необходима дополнительная работа после ее решения. В процессе данной работы, может быть, проведена беседа о бережливости и экономии; уместным при решении первой из задач может быть беседа о пользе сбора макулатуры и металлолома, о бережном отношении к лесу. Анализ содержания учебников по математике для начальной школы и включенных в них задач позволяет отметить, что большая часть задач могут быть рассмотрены как задачи с экономическим содержанием

Вывод. Система учебников «Школа России» представляет собой ядро целостной и сконструированной на основе единых методологических и методических принципов информационно-образовательной среды для начальной школы. Данная программа построена на принципах воспитания гражданина России, ценностных ориентиров, обучения в деятельности, работы на результат, а также синтеза традиций и инноваций в образовании.

Таким образом, «Школа России» воспитывает гуманного, творческого, социально активного и компетентного человека - гражданина и патриота России. Работа по этим учебникам позволят ребенку адаптироваться в школьном коллективе, накопить необходимые знания и умения для успешного обучения в школе; в полном объеме учитываются индивидуальные особенности детей.

Использованные источники:

1. "Об образовании в Российской Федерации" [Текст] // ФЗ N 273 - от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017-2016 года

2. Программа "Школа России" [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://school545.edusite.ru/p17aa1.html

3. Моро М.И. Работы по математике УМК «Школа России» [Текст] // М.И.Моро // Контрольные работы, задачи для 3 класса, 2012г.

4. Электронная библиотека [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //bibl iotekar.ru/

Власенко А. студент

профиль подготовки педагогическое образование факультет психологии и педагогического образования

АкпынарЛ.Э., к.пед.н.

доцент

кафедра начального образования факультет психологии и педагогического образования

ГБОУВО РК "КИПУ" ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования экономической культуры младших школьников на уроках математики. Наличие заданий по формированию экономической культуры детей младшего школьного возраста на уроках математики в начальной школе способствует получению первоначальной экономической грамотности и носит практическую направленность.

Ключевые слова: математика, экономическая культура, начальная школа, экономическое мышление, урок математики, дидактика, младший школьник.

Vlasenko Anastasia Student profile training Pedagogical

education of the faculty of psychology And pedagogical education of GBOU VO RK "KIPU" Akpinar LE Candidate of pedagogical sciences Associate Professor of the Department of Primary Education Faculty of Psychology and Teacher Education

of GBOU VO RK "KIPU"

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.