после меня. Право.ру// https://pravo.ru/review/view/126933/ 15 марта, 16:22 6. Статья: Судебные споры о виртуальной собственности (Дашян М.) ("Бизнес-адвокат", 2012, N 17), из информационного банка "Юридическая пресса"//
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=CJI;n=15799#0 (c) 1992-2017 КонсультантПлюс
УДК 376.42
Вихляева М.М. студент5 курса факультет «Психолого-педагогический» ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»
научный руководитель: Андрусёва И.В., к.п.н.
заведующий кафедрой, доцент кафедра «Сециальное (дефектологическое) образование»
Россия, г. Симферополь
Vikhlyaeva M.M.
student
5 year, Faculty of Psychological and Pedagogical GBOU VK RK "Crimean Engineering Pedagogical University"
Russia, Simferopol Scientific adviser:: Andrusyova I.V. Head of the Department, Ph.D., Associate Professor of the Department of
"Special (Defectology) Education" ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА PECULIARITIES OF PHYSICAL EDUCATION OF CHILDREN WITH INTELLECT DISTURBANCE Аннотация: определение понятий «физическое воспитание», «умственная отсталость».
Выявление особенностей физичекого воспитания умственно отсталых детей.
Незнание особенностей физического воспитания учителем может привести не только к ухудшениию состояния здоровья и физического состояния учащихся в общем, но и к снижению их умственной активности. В связи с этим, данная статья может быть полезна для учителей специальных учреждений, психологов и дефектологов, тесно взаимодействующих с данной категорией детей.
Annotation: definition of the concepts "physical education ", "mental retardation ". Identification of the peculiarities of physical education of mentally retarded children.
Ignorance of the peculiarities of physical education by a teacher can lead not only to a deterioration in the health and physical condition of students in
general, but also to a decrease in their mental activity. In this regard, this article can be useful for teachers of special institutions, psychologists and defectologists, closely interacting with this category of children.
Ключевые слова: физическое воспитание, развитие, коррекция, формирование, умственно отсталость, организм.
Key words: physical education, development, correction, formation, mentally retarded, organism.
Физическое воспитание - это педагогический процесс, направленный на формирование физической культуры личности в результате педагогических воздействий и самовоспитания.
Нарушение интеллекта (умственная отсталость) - это стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, вызванное органическим поражением головного мозга. Именно эти признаки: стойкость, необратимость нарушения и его органическое происхождение должны в первую очередь учитываться при диагностике детей.
Физическое воспитание напрямую связано с общим образованием, а особенно в детстве. В этот период формируется база здоровья, долголетия, разносторонней двигательной подготовленности и физического развития, в том числе и у детей с интеллектуальной недостаточностью.
Разработанный ФГОС для детей с умственной отсталостью учитывает уровень физического развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью и указывает, что этот уровень обусловлен качеством дошкольного образования.
В некоторых работах по дефектологии отмечалось, что формирование двигательных навыков у детей с нарушениями интеллекта затруднено (Г.В.Васенков, С. Л. Мирский, Б. И. Пинский ) [1].
Правильно отрегулированный процесс физического воспитания оказывает благоприятное влияние на формирование телосложения, профилактику заболеваний, улучшению умственной активности, деятельности внутренних органов и других систем детского организма.
Малая подвижность отражается на функционировании многих систем организма школьника, особенно на сердечно-сосудистой и дыхательной. При длительном сидении за партой или учебным столом дыхание становится менее глубоким, обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведет к снижению работоспособности всего организма, и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений. Из-за недостаточной двигательной активности снижается и сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, создаются предпосылки для формирования слабого, малотренированного сердца и в дальнейшем развития сердечно-сосудистой недостаточности. Гипокинезия на фоне чрезмерного питания, с избытком углеводов и жиров в дневном рационе, приводят к избыточному весу, а зачастую и к ожирению, что еще больше снижает двигательную активность учащихся (A.A. Дмитриев; В. М. Медведева; Б. В. Сермеев) [2].
С неполным объемом двигательной активности, деятельность мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной и других физиологических систем организма сильно истощены. При нарушениях зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и умственной отсталости детский организм находится в критических условиях не только из-за несоответствия в работе отдельных функций, вызванных патологическим процессом, но и вследствие вынужденной гипокинезии (состояние недостаточной двигательной активности организма). Аномальные дети не получают необходимой ежедневной порции движений, и это осложняет состояние всего тела и часто создает благоприятную среду для развития болезни. Создается замкнутый круг: болезненное состояние, ведет к ограниченности движений детей, а это, в свою очередь, ухудшает общее физическое состояние. Этой ситуации можно избежать при систематическом и регулярном выполнении дозированных физических нагрузок.
У большинства же детей, поступающих в специальные (коррекционные) учреждения, отклонения в физическом развитии оказываются явно выраженными. Корпус у них наклонен вперед, голова опущена вниз, они часто смотрят под ноги. При ходьбе они шаркают ногами, движения рук и ног несогласованы между собой, стопы ног развернуты носком внутрь. У некоторых детей при ходьбе отмечается семенящий, неритмичный, неравномерный шаг, темп ходьбы неустойчив, ноги слегка согнуты в тазобедренном суставе [3].
Известно, что недостаток двигательной активности является одной из причин отставания не только в физическом, но и в умственном развитии детей, об этом свидетельствует ряд исследований, указывающих на важнейшую роль движения в процессе психофизического развития и функционального состояния мозга.
Многие авторы (Н. В. Астафьев, Р. Д. Бабенкова, С. И. Веневцев, A. A. Дмитриев, К A. Козленко, В. М. Мозговой, M. С. Певзнер, Н. О. Рубцова, Б. В. Сермеев, Е. С. Черник, Л. B. Шапкова) отмечают, что использование средств физической культуры не только корректирует недостатки в двигательной сфере и физическую подготовку, но и расширяет потенциал психомоторики умственно отсталых школьников, многие умственно отсталые школьники имеют значительный потенциал двигательных способностей.
Между тем, физическая культура с многообразием форм организации двигательной деятельности занимает одно из ведущих мест не только в восстановлении, укреплении и поддержании здоровья умственно отсталых школьников, а также в подготовке их к самостоятельной жизни, способствует коррекции психофизического развития и является важным средством успешной социальной адаптации и интеграции таких детей в общество.
Использованные источники:
1. Мирский, С. Л. Типологические группы учащихся вспомогательной
школы в трудовом обучении / С. Л. Мирский - М.: НИИ дефектологии АПН СССР, 1983. - 124-125 с.
2. Сермеев, Б. В. Определение физической подготовленности школьников / Б. В. Сермеев - М.: Педагогика, 1973. - 104 с.
3. Корзина, Е.Н. Особенности организации и проведения физкультурно-спортивных мероприятий с дошкольниками с нарушением зрения / Е.Н. Корзина // Лечебная физкультура для дошкольников и младших школьников. - 2005. - No 1(2). - С. 35-37
4.Коткова, Л.Ю. Коррекционно-развивающая методика совершенствования двигательных качеств и координационных способностей слабовидящих школьников 14-15 лет: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Коткова Лариса Юрьевна; Сиб. гос. ун-т физ. культуры и спорта. - Омск, 2005. - 24 с.
Власенко А. студент
профиль подготовки педагогическое образование факультет психологии и педагогического образования
Акпынар Л.Э., к.пед.н.
доцент
кафедра начального образования факультет психологии и педагогического образования
ГБОУВО РК "КИПУ"
АНАЛИЗ ПРОГРАММЫ «ШКОЛА РОССИИ» (ПОД РЕДАКЦИЕЙ А.А.
ПЛЕШАКОВА)
Аннотация. Программа «Школа России» определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования (1- 4 классы). В данной статье проанализировано содержание основной программы - «Школа России» (под редакцией А.А. Плешакова), рассмотрены направления, цель и ее особенности.
Ключевые слова. Программа «Школа России», начальное образование, ФГОС, А.А.Плешаков.
Vlasenko Anastasia Student profile training Pedagogical
education of the faculty of psychology And pedagogical education of GBOU VO RK "KIPU" Akpinar LE Candidate of pedagogical sciences, Associate Professor of the Department of Primary Education Faculty of Psychology and Teacher Education
of GBOU VO RK ""KIPU"