Научная статья на тему 'Анализ программных пакетов для создания учебных мультимедиасредств'

Анализ программных пакетов для создания учебных мультимедиасредств Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
213
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мультимедиасредство обучения / программные продукты / аппаратное обеспечение / интерактивная доска / флипчарт / презентация / multimedia / tutorial / software packages / hardware / interactive board / flipchart / presentation

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — А. В. Кайсина

В статье рассмотрены вопросы эффективного использования различных видов программного и аппаратного обеспечения в процессе обучения для создания учебных мультимедиасредств, которые позволяют активизировать деятельность учащихся и повышать познавательный интерес. Автором проведен анализ различных программных средств, описаны их функциональные возможности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The analysis of software packages for creation of educational multimedia of means

The article is devoted to the problems of effective using different kinds of software and hardware in educational process of creation study multimedia, which raise informative interest of pupils.

Текст научной работы на тему «Анализ программных пакетов для создания учебных мультимедиасредств»

УДК 378.16:004.032.6 ББК 74.582.02

А. В. Кайсина

Анализ программных пакетов для создания учебных мультимедиасредств

В статье рассмотрены вопросы эффективного использования различных видов программного и аппаратного обеспечения в процессе обучения для создания учебных мультимедиасредств, которые позволяют активизировать деятельность учащихся и повышать познавательный интерес. Автором проведен анализ различных программных средств, описаны их функциональные возможности.

The article is devoted to the problems of effective using different kinds of software and hardware in educational process of creation study multimedia, which raise informative interest of pupils.

Ключевые слова: мультимедиасредство обучения, программные продукты, аппаратное обеспечение, интерактивная доска, флипчарт, презентация.

Key words: multimedia, tutorial, software packages, hardware, interactive board, flipchart, presentation.

Систематические исследования в области применения информационных технологий в образовании ведутся более 45 лет. Система образования всегда была наиболее отзывчива к внедрению в учебный процесс информационных технологий, базирующихся на программных продуктах самого широкого назначения. В учебных целях успешно применяются различные программные комплексы как относительно доступные, так и сложные, подчас узкоспециализированные [4, с. 7]. Особое место в ряду современных программных продуктов занимают программы, предназначенные для создания учебных мультимедиасредств.

Существует множество пакетов для создания мультимедийных продуктов учебного назначения, которые постоянно обновляются и усовершенствуются. В связи с этим перед педагогом возникает несколько проблем. Первая - выбор программного обеспечения для создания нового мультимедиасредства, вторая - перенос готового содержания мультимедиасредства для реализации в новом более совершенном программном продукте.

Чтобы решить эти проблемы, учителю необходимо хорошо ориентироваться в многообразии пакетов для создания мультимедиа -продуктов.

Остановимся на характеристике ряда программ, с помощью которых можно подготовить мультимедиасредство учебного назначения.

Microsoft PowerPoint - это продукт фирмы Microsoft, инструмент подготовки и демонстрации презентаций в виде слайд-шоу, позволяющий четко структурировать, хорошо иллюстрировать и профессионально представлять учебный материал. Став частью интегрированного пакета Microsoft Office, этот модуль получил сегодня очень широкое распространение.

Поскольку PowerPoint может работать с презентацией, содержащей значительное количество слайдов, он должен обеспечивать разные режимы их просмотра, уметь показывать презентацию в различных видах [4, с. 23]. Поэтому наряду с обычным режимом просмотра отдельного слайда, называемым Видом слайдов (Slide View), в PowerPoint поддерживаются и другие режимы: Вид структуры (Outline View), Вид сортировщика слайдов (Slide Sorter View), и режим Демонстрация (Slide Show). Каждый режим позволяет работать с определенным элементом данной презентации, и изменения, вносимые одном режиме, отражаются также и в других видах.

Работа с текстом в данной программе представляет собой упрощенный вариант работы в Ms Word. PowerPoint легко интегрирует ранее созданные текст, графики, числовые данные и диаграммы в презентацию [4, с. 12]. С помощью встроенного механизма объектного связывания и внедрения (OLE) вы можете редактировать импортированный объект, не выходя из PowerPoint. При этом в вашем распоряжении находятся все средства соответствующего приложе -ния-источника. Программа предоставляет следующие возможности форматирования текстовых элементов:

• символа: изменение гарнитуры, кегля, цвета шрифта и фона, применение нумерованного и маркированного списков с различными типами маркеров;

• абзаца: применение эффектов, выравнивание (положение) на странице, интервалы абзаца.

Возможности работы с графическими, звуковыми и видеообъектами в данной программе весьма ограничены. Пользователь имеет возможность внедрения (импорта) готовых растровых, векторных изображений, звуковых и видеообъектов на слайд. При установке дополнительного плагина появляется возможность записи звука.

Для объединения элементов мультимедиа в единый проект, используются различные типы гиперссылок и элементы управления презентацией.

В данном пакете также представлена библиотека шаблонов, включающая заранее установленные анимационные эффекты для отдельных частей слайдов.

В Microsoft PowerPoint реализованы новые эффекты анимации, обогащающие презентации неожиданными и впечатляющими вариантами воспроизведения отдельных элементов каждого слайда. Также в программе предусмотрен и механизм фоновой проверки орфографии. Начиная с версии 2000 имеется полная интеграция с Internet Explorer.

Обладая такой возможностью, как интерактивность, компьютерные презентации позволяют эффективно адаптироваться под особенности обучающихся.

Работа по созданию и редактированию мультимедиасредств в среде PowerPoint происходит в файле формата *.ppt. Программа также позволяет сохранять готовый файл в следующие форма-^i^pps, *.html; *.gif; *.jpg; *.tif; *.mht; *.rtf.

Flash MX — это интегрированная среда для создания интерактивной векторной анимации, использующейся при создании Web-сайтов и презентаций [2, с.3].

Своим происхождением программа Flash обязана ранней программе векторной графики под названием FutureSplash. Компания Macromedia приобрела программу FutureSplash в 1997 г., изменив ее название на Flash [1, с. 12]. С тех пор каждая выпускаемая версия Flash становится все более универсальным средством дизайна и разработки мультимедиасредств, использующихся в различных сферах деятельности. В 2006 г. была выкуплена фирмой Adobe. Программа Flash MX позволяет создавать анимации трех типов:

• пошаговая - анимация, содержимое каждого кадра которой формирует разработчик;

• кадрированная анимация (tweening animation), которая в свою очередь делится на анимацию формы анимацию движения. Для создания данного типа анимации пользователю необходимо задать начальное и конечное состояние анимированного объекта, а промежуточные фазы формируются программой.

• запрограммированная - наиболее сложный тип анимации для освоения пользователями, не владеющими основами объектно-ориентированного программирования, в связи с этим данный вид анимации в диссертационном исследовании рассмотрен не будет.

Данное приложение обладает большими возможностями работы с текстом. Текст вводится, содержится и обрабатывается в так называемом «текстовом блоке».

Программа предоставляет следующие возможности форматирования текстовых блоков:

• символа: изменение гарнитуры, кегля, цвета шрифта и фона;

• абзаца: применение нумерованного и маркированного списков, с различными типами маркеров, применение эффектов, выравнивание (положение) на странице, интервалы абзаца.

29

Текстовые блоки могут быть трех типов: Static Text, Input Text, Dynamic Text.

Анализируемый нами пакет Flash MX содержит векторный графический редактор.

Для интегрирования в мультимедиасредства, создаваемого с помощью пакета Flash, используются звуковые файлы, записанные в форматах *.WAV и *.MP3, при этом звуковые объекты становятся библиотечными образцами. Отметим, что в стандартной поставке Flash MX имеет набор вспомогательных звуков, которые также можно использовать при создании учебных мультимедиасредств. В программе предусмотрен редактор звука, позволяющий применять эффекты к внедренным звуковым объектам и выбирать варианты синхронизации анимации и звука. Для объединения элементов мультимедиа в единый проект используются различные типы гиперссылок и элементы управления анимацией.

Вся работа по созданию мультимедиасредств в среде Flash происходит путем редактирования файла в формате *.fla. Перед распространением законченный продукт должен пройти процесс компиляции в коды программы проигрывателя. При этом компилятором создается новый файл с расширением *.swf. Программа также позволяет экспортировать файл *.fla в следующие форматы:*^^!; *.gif; *.jpg; *.png; *.exe; *.mov.

Программное обеспечение для интерактивных досок фирмы Promethean

Интерактивная доска - это устройство, позволяющее преподавателю, лектору или докладчику объединить два различных инструмента: экран для отображения информации и обычную маркерную доску. На сегодняшний день лидерами в области интерактивных досок отечественного рынка новых средств обучения являются следующие компании-производители: Hitachi, InterWrite, Promethean [1 0, с.42]. Программное обеспечение для досок перечисленных фирм практически идентично, в связи с этим остановимся только на одном из них программном обеспечении фирмы Promethean.

Программное обеспечение ACTIVstudio создано специально для проведения презентаций и использования интерактивной доски в учебном процессе. Оно было разработано для использования с системой ACTIVboard и пером ACTIVpen. ACTIVstudio содержит множество функций, которые позволяют создавать и проводить презентации, добавлять в материалы специальные эффекты, выделять ключевые моменты, добавлять пометки и указатели, включающие дополнительную информацию или комментарии для аудитории, а также многие другие возможности.

Основным понятием при работе с данной программой является флипчарт - это рабочая область, где можно создавать и демонст-

рировать материалы [11, с. 63]. ACTIVstudio позволяет добавлять текст на страницы флипчарта. Панель инструментов редактирования и форматирования текста позволяет выполнять следующие действия:

• символа: изменение гарнитуры, кегля, цвета шрифта и фона;

• абзаца: применение нумерованного и маркированного списков с различными типами маркеров, назначение верхнего и нижнего индексов, выравнивание (положение) на странице, интервалы абзаца.

Данное программное обеспечение содержит инструмент распознавания, который позволяет при письме и рисовании преобразовы -вать рукописные пометки в фигуры или текст. Инструмент распознавания позволяет импортировать рукописный текст и фигуры не только в ACTIVstudio, но и в других приложениях, например, в MS Word. Единственное ограничение, в настоящее время программа распознает только англоязычные буквы.

Возможности работы с графическими, звуковыми и видеообъектами в данной программе аналогичны возможностям программного обеспечения PowerPoint. Пользователю предоставляется возмож-ность внедрения (импорта) готовых растровых, векторных изображений, звуковых и видеообъектов на слайд.

При установке программного обеспечения ActivStudio загружается библиотека ресурсов. Ресурсы, содержащиеся в общей библиотеке ресурсов, классифицированы по типу. Выделены следующие типы: коллекции, сетки, текст, линии, звуки, страницы флипчартов, примечания и указатели, веб-ссылки, фоны, изображения, фигуры, пометки, флипчарты, телеграфные ленты, видео, операции.

Для создания единого учебного мультимедиасредства при помощи программного обеспечения ActivStudio предусмотрено создание различных типов гиперссылок и некоторых элементов управления анимацией.

Для создания активной среды обучения в рассматриваемом па-

WW WW ^ п

кете используются настройки свойств и действий объекта. В зависимости от вида объекта (страница, файл, объект) предлагаются различные действия. Перечислим основные из возможных действий: воспроизведение звука по событию, переход на другую страницу, вставка объекта на страницу, открытие примечаний, управление текстовыми полями, поворот объекта на заданный угол.

Вся работа по созданию мультимедиасредств в среде ActivStudio происходит путем редактирования файла в формате *.flp. Программа предлагает следующие варианты экспорта флипчарта: PowerPoint (.ppt), Word (.doc), формат переносимых документов (.pdf), HTML.

Несмотря на аналогичные принципы организации работы, возможности создания мультимедиасредств учебного назначения у

рассматриваемых пакетов разные. В соответствии с этим каждый из них целесообразно использовать для решения определенного клас -са дидактических задач.

Список литературы

1. Jay Armstrong, Jen deHaan. Macromedia Flash 8. - М.: Триумф, 2007. -256 с.

2. Jen deHaan, Peter deHaan. ActionScript 2.0 для Macromedia FLASH 8. -М.: Триумф, 2007. - 896 с.

3. Бент Б. Андерсен, Катя Ван ден Бринк. Мультимедиа в образовании: специализ. учеб. курс. - М.: Дрофа, 2007. - 224 с.: ил.

4. Бороненко Т.А. и др. Создание презентаций в среде MS Power Point 2000: учеб. пособие. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2003. - 44с.: ил.

5. Вовк Е.Т. Информатика: уроки по Flash. - М.: КУДИЦ ОБРАЗ, 2005. -176 с.

6. Киркпатрик Г., Пити К. Мультипликация во Flash / пер. с англ. К.В. Пожи-даевой. - М.: НТ Пресс, 2006. - 336 с.

7. Кречман Д.Л., Пушков А.И. Мультимедиа своими руками. - СПб.: БХВ, 1999. - 528 с.

8. Перевезенцев С.И. Анимация в Macromedia Flash MX. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 374с.

9. Рогожкин И.В. Интерактивные доски / Окна с видом на знания // PCWEKK. - № 35. - 2007. - С. 18-20.

10. Усенков Д. Ю. Интерактивная доска Smart Board: до и во время урока // Информатика и образование. - 2006. - № 2. - С. 39-48.

11. Усенков Д. Ю. Школьная доска обретает «разум» // Информатика и образование. - 2005. - № 12. - С. 63-66.

12. Шлыкова О.В. Культура мультимедиа: учеб. пособие для студ. -М.:ФАИР-ПРЕСС, 2004. - 416 с.

УДК 37.04+37.015 ББК 74.00+88.8

Т. П. Колодяжная

Понятие детства у Ж.-Ж. Руссо и Л. Н. Толстого как смыслообразующая основа личностно-ориентированного образования

Мир детства становится предметом пристального внимания и изучения ученых и практиков. Детство - это период развития человека, качественно отличный от зрелости. Уважение к детству - это прежде всего уважение к природе. Ж.-Ж. Руссо, восстанавливая в правах категорию детства, призывая уважать и ценить его, все же смотрит на детство как на ограниченный во времени период человеческой жизни. Л.Н. Толстой считает, что человек совмещает в себе ребенка, юношу, старика «и еще что-то, бывшее прежде ребенка». Ребенок продолжает жить в душе взрослого человека. «Открытие» детства Ж.-Ж. Руссо и концентрическая концепция личности Л.Н. Толстого позволяют строить новые воспитательные системы с учетом лучших традиций прошлого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.