Научная статья на тему 'Этапы проектирования учебного мультимедийного средства'

Этапы проектирования учебного мультимедийного средства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
497
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этапы проектирования учебного мультимедийного средства»

А. В. Кайсина

Этапы проектирования учебного мультимедийного средства

Внедрение современных информационных технологий в образование привело к появлению новых средств и форм обучения. Появление мультимедийных продуктов стало основой интенсивного развития обучения с использованием компьютера. Несмотря на многообразие готовых мультимедиасредств учебного назначения, они не всегда соответствуют образовательным целям учебного процесса, вследствие чего педагоги вынуждены разрабатывать собственные средства, удовлетворяющие их требованиям.

Процесс создания учебных мультимедийных средств весьма трудоемкий. Для разработки и использования мультимедиапродуктов педагог должен владеть как предметной областью, по которой разрабатывается содержание учебного средства, так и информационными технологиями, с помощью которых оно создается. Еще до недавнего времени разработкой электронных учебных материалов, в том числе и мультимедийных, занимались лишь специальные группы разработчиков, в которые входили программисты, дизайнеры, психологи и др. Появление в последние годы автоматизированных комплексных программ, называемых также авторскими системами, позволяет педагогу с определенной начальной подготовкой в области информационных технологий самостоятельно разрабатывать мультимедийные средства обучения.

Проведя анализ дидактических свойств ряда учебных мультимедиасредств, созданных с использованием различных авторских систем (Microsoft PowerPoint, Macromedia Flash, Macromedia Dreamweaver, Microsoft Front Page, ActivStudio Professional, InterWrite, TooLBook II), можно сделать вывод, что несмотря на разнообразие подходов к созданию учебных мультимедиапродуктов данными средствами, имеется возможность выделить общие этапы их создания.

Мультимедиасредства обучения являются одним из классов электронных учебных материалов. В связи с этим рассмотрим этапы создания электронных учебных материалов, предложенные специалистами в области использования информационных технологий в образовании.

В проектировании электронных учебных материалов И.Г. Захарова предлагает выделить следующие основные направления деятельности: идентификацию проблемы, концептуализацию, формализацию, реализацию и тестирование.

В своей работе «Разработка компьютерных учебников и обучающих систем» А. И. Башмаков и И. А. Башмаков очень подробно опи-

378

сывают классификации компьютерных средств обучения, их концептуальное проектирование, выбор инструментальных средств, распространение и продвижение. Разработку таких средств авторы подразделяют на четыре стадии: концептуальное проектирование, проектирование, реализацию, подготовку продукта к распространению.

В.М. Вымятнин, В.П. Демкин, Г.В Можаева, Т.В. Руденко в проекте «Мультимедиакурсы: методология и технология разработки» предлагают процесс создания электронного курса разделить на три этапа: проектирование курса; подготовка материалов для него; компоновка материалов в единый программный комплекс.

Как видно, многие авторы в своих исследованиях сходятся к общему мнению о количестве и содержании этапов проектирования электронных учебных материалов. Однако данные этапы не учитывают свойств, которыми обладают мультимедийные средства обучения. В связи с этим возникает необходимость уточнения этапов проектирования мультимедиасредств обучения, опираясь на определенные принципы:

■ принцип предметной независимости, то есть в качестве содержания мультимедиапродукта, создаваемого с использованием разрабатываемых этапов, могут быть использованы материалы по различным предметным областям;

■ принцип программно-аппаратной независимости, а именно для создания учебного мультимедиасредства могут быть использованы различные программные и аппаратные средства.

В итоге предлагается выделить следующие этапы создания.

1. Концептуальное проектирование учебного мультимедийного средства.

2. Проектирование учебного мультимедийного средства.

3. Реализация учебного мультимедийного средства.

Этап концептуального проектирования определяет, прежде всего, содержательную линию разрабатываемого мультимедиасредства обучения. Целью данного этапа является построение модели будущего учебного мультимедийного средства. В связи с этим, основная деятельность педагога на данном этапе заключается в следующем:

1) выполнить обоснование актуальности разработки, для этого нужно:

1.1. определить педагогические задачи, которые будут решаться с использованием разрабатываемого учебного мультимедиасредства;

1.2. проанализировать аналогичные учебные мультимедийные средства, если таковые существуют;

379

2) выделить существенные с точки зрения целей моделирования свойства учебного мультимедиа средства, которые затем должны быть отражены в модели;

3) изложить основные дидактические и функциональные характеристики создаваемого средства. Для этого следует рассмотреть способы и формы представления учебного материала (текстовые описания, иллюстрации, звуковое сопровождение, анимации), способы обеспечения интерактивности и взаимосвязи компонентов (гиперссылки, всплывающие подсказки, управляющие кнопки и другое).

4) выбрать форму модели, например схема, таблица, алгоритм и так далее.

5) представить модель учебного мультимедиасредства в выбранной форме.

Целью этапа проектирования учебного мультимедийного средства является создание отдельных компонентов мультимедиа, в зависимости от содержания и структуры построенной на первом этапе модели. К компонентам мультимедиа относят: текстовую, графическую, звуковую и видеоинформацию в цифровом формате. На данном этапе деятельность педагога может быть реализована различными способами. Первый - это отбор и обработка существующих учебных материалов, а именно сканирование, фото- и видеосъемка, форматирование, редактирование, конвертирование и сохранение материалов в нужном формате. Второй - самостоятельное создание мультимедиакомпонент с использованием известных информационных технологий и программных продуктов.

Представляя материалы в цифровом виде, необходимо учитывать требования к оформлению электронных учебных материалов:

■ текст - кегль, гарнитура, цвет;

■ графическое изображение - объем файла, разрешение, формат файла;

■ звуковой файл - объем, формат, частота дискретизации, глубина звука;

■ видео - объем файла, размер кадра и его характеристики, частота следования кадров, формат файла.

Созданные педагогом мультимедийные компоненты должны быть скомпонованы в соответствии с построенной на первом этапе моделью в учебное мультимедиасредство, в этом состоит цель этапа реализации учебного мультимедиасредства. Педагог на данном этапе должен выполнить следующие операции:

1) выбрать программное и аппаратное обеспечение, с помощью которого будет создано учебное мультимедиа средство;

2) осуществить программную реализацию и отладку программных компонентов;

380

3) создать интерфейс будущего мультимедийного средства обучения:

3.1. создать средства, обеспечивающие навигацию по учебному материалу;

3.2. разработать набор управляющих элементов, применяемых в мультимедийном программном средстве;

3.3. выстроить схемы диалога.

В качестве программного обеспечения рекомендуется использовать авторские системы. Применение авторской системы - это, фактически, ускоренная форма программирования, где нет необходимости вникать в тонкости языка или в детали работы API (Application Programming Interface - интерфейс прикладных программ). Для разработки мультимедийного средства в авторской системе требуется значительно меньше времени, чем при использовании средств чистого программирования. Тем более что на создание компонентов мультимедиа (графика, текст, видео, звук) выбор авторской системы не влияет. Уменьшение времени при подготовке конечного продукта достигается за счет применения готовых шаблонов мультимедийного средства обучения.

Рассмотренные этапы проектирования учебного мультимедиасредства представляют собой обобщенный алгоритм деятельности учителя. Предложенный алгоритм не зависит ни от предметной области, ни от выбранной авторской системы, с помощью которой будет создаваться учебное мультимедийное средство.

Д. Ю. Кузнецова

Апробация государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов с участием территориальных экзаменационных комиссий в Ленинградской области

Изменения, происходящие в системе образования России, приводят к необходимости пересмотра существующих методов, форм и средств обучения с целью выявления наиболее оптимальных среди них. В настоящее время широкое распространение получают нетрадиционные для отечественного образования формы обучения и контроля. К таким формам можно отнести педагогические тесты.

Вслед за экспериментом по введению единого государственного экзамена в 2001 г., в 2003 г. появилась идея проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших

образовательные программы основного общего образования, с использованием механизмов независимой оценки знаний путем создания территориальных экзаменационных комиссий. Сейчас единый государственный экзамен является основной формой госу-

381

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.