Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ (ПО ДАННЫМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)'

АНАЛИЗ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ (ПО ДАННЫМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

23
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Эффективность профориентационной работы / критерии и показатели эффективности профориентационной работы / активизирующее направление / педагогическое сопровождение профессионального самоопределения / The effectiveness of career guidance / criteria and indicators of the effectiveness of career guidance / activating direction / pedagogical support of professional self-determination

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жилина Александра Васильевна

В статье рассматривается проблема оценки эффективности профориентационной работы. Актуальность статьи обусловлена необходимостью совершенствования профориентационной работы в контексте изменений, произошедших за последнее время в системе образования и на рынке труда. Для совершенствования имеющихся механизмов необходима оценка эффективности текущей профориентационной работы. В статье представлены данные, полученные в результате анализа профориентационной работы в общеобразовательной организации в сентябре-декабре 2022 года. Общее количество участников исследования составило 112 человек. Обработка результатов исследования производилась при помощи статистической программы Vortex 10. Статья содержит обзор научных подходов к проблеме оценки эффективности профориентационной работы, представлены критерии, на основе которых произведен анализ исследования. Особая роль в процессе анализа была отведена методам активизирующего направления. Активные формы и методы профориентации позволяют школьнику проявлять личную активность и содействуют формированию готовности к профессиональному самоопределению. Сформированная готовность к профессиональному самоопределению может служить средством оценки профориентационной работы в целом. Методологическую базу исследования составили: научные положения об активной сущности человеческой деятельности, о развитии личности как субъекта познавательной, трудовой и коммуникативной деятельности, принципы системности и целостности в образовании. В заключении сделан вывод о необходимости дальнейшей работы с критериями и показателями для оценки профориентационной работы педагогов, при этом указано на необходимость выделения четких индикаторов, которые позволили бы проводить подобные исследования в сравнительном ключе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF CAREER GUIDANCE WORK IN A GENERAL EDUCATION ORGANIZATION: PROBLEMS AND PROSPECTS (ACCORDING TO PEDAGOGICAL RESEARCH)

The article examines the problem of assessing the effectiveness of career guidance work. The relevance of the article is due to the need to improve career guidance in the context of changes that have occurred recently in the education system and the labor market. To improve existing mechanisms, it is necessary to assess the effectiveness of current career guidance work. The article presents data obtained as a result of an analysis of career guidance work in a general education organization in September-December 2022. The total number of study participants was 112 people. The results of the study were processed using the Vortex 10 statistical program. The article contains an overview of scientific approaches to the problem of assessing the effectiveness of career guidance work, and presents the criteria on the basis of which the study was analyzed. A special role in the analysis process was given to methods of activating direction in the field of career guidance. Active forms and methods of career guidance allow the student to show personal activity and contribute to the formation of readiness for professional self-determination. Formed readiness for professional self-determination can serve as a means of assessing career guidance work as a whole. The methodological basis of the study consisted of: scientific provisions about the active essence of human activity, about the development of the individual as a subject of cognitive, labor and communicative activity, the principles of consistency and integrity in education. In conclusion, a conclusion was made about the need for further work with criteria and indicators for assessing the career guidance work of teachers, while pointing out the need to identify clear indicators that would allow such studies to be carried out in a comparative manner.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ (ПО ДАННЫМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)»

Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2024. № 18. С. 95-102. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2024. No. 18. P. 95-102.

Научная статья УДК 331.548

doi: 10.24412/2712-827Х-2024-18-95-102

АНАЛИЗ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ (ПО ДАННЫМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)

Александра Васильевна Жилина

Высшая школа социально-гуманитарных наук и международной коммуникации Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова, Архангельск, Россия, zhilina@onedu.ru

Аннотация. В статье рассматривается проблема оценки эффективности профориентационной работы. Актуальность статьи обусловлена необходимостью совершенствования профориентационной работы в контексте изменений, произошедших за последнее время в системе образования и на рынке труда. Для совершенствования имеющихся механизмов необходима оценка эффективности текущей профориентационной работы. В статье представлены данные, полученные в результате анализа профориентационной работы в общеобразовательной организации в сентябре-декабре 2022 года. Общее количество участников исследования составило 112 человек. Обработка результатов исследования производилась при помощи статистической программы Vortex 10. Статья содержит обзор научных подходов к проблеме оценки эффективности профориентационной работы, представлены критерии, на основе которых произведен анализ исследования. Особая роль в процессе анализа была отведена методам активизирующего направления. Активные формы и методы профориентации позволяют школьнику проявлять личную активность и содействуют формированию готовности к профессиональному самоопределению. Сформированная готовность к профессиональному самоопределению может служить средством оценки профориентационной работы в целом. Методологическую базу исследования составили: научные положения об активной сущности человеческой деятельности, о развитии личности как субъекта познавательной, трудовой и коммуникативной деятельности, принципы системности и целостности в образовании. В заключении сделан вывод о необходимости дальнейшей работы с критериями и показателями для оценки профориентационной работы педагогов, при этом указано на необходимость выделения четких индикаторов, которые позволили бы проводить подобные исследования в сравнительном ключе.

Ключевые слова: Эффективность профориентационной работы, критерии и показатели эффективности профориентационной работы, активизирующее направление, педагогическое сопровождение профессионального самоопределения

Для цитирования: Жилина А. В. Анализ профориентационной работы в общеобразовательной организации: проблемы и перспективы (по данным педагогического исследования) // Гуманитарные исследования. Психология и педагогика. 2024. № 18. С. 95-102. https://doi.org/10.24412/2712-827X-2024-18-95-102

Original article

ANALYSIS OF CAREER GUIDANCE WORK IN A GENERAL EDUCATION ORGANIZATION: PROBLEMS AND PROSPECTS (ACCORDING TO PEDAGOGICAL RESEARCH)

Alexandra V. Zhilina

Higher School of Social and Humanitarian Sciences and International Communication of the Northern (Arctic) Federal University named after M. V. Lomonosov, Arkhangelsk, Russia, zhilina@onedu.ru

Abstract The article examines the problem of assessing the effectiveness of career guidance work. The relevance of the article is due to the need to improve career guidance in the context of changes that have occurred

© Жилина А. В., 2024

recently in the education system and the labor market. To improve existing mechanisms, it is necessary to assess the effectiveness of current career guidance work. The article presents data obtained as a result of an analysis of career guidance work in a general education organization in September-December 2022. The total number of study participants was 112 people. The results of the study were processed using the Vortex 10 statistical program. The article contains an overview of scientific approaches to the problem of assessing the effectiveness of career guidance work, and presents the criteria on the basis of which the study was analyzed. A special role in the analysis process was given to methods of activating direction in the field of career guidance. Active forms and methods of career guidance allow the student to show personal activity and contribute to the formation of readiness for professional self-determination. Formed readiness for professional self-determination can serve as a means of assessing career guidance work as a whole. The methodological basis of the study consisted of: scientific provisions about the active essence of human activity, about the development of the individual as a subject of cognitive, labor and communicative activity, the principles of consistency and integrity in education. In conclusion, a conclusion was made about the need for further work with criteria and indicators for assessing the career guidance work of teachers, while pointing out the need to identify clear indicators that would allow such studies to be carried out in a comparative manner.

Keywords: The effectiveness of career guidance, criteria and indicators of the effectiveness of career guidance, activating direction, pedagogical support of professional self-determination

For citation: Zhilina A. V. Analysis of career guidance work in a general education organization: problems and prospects (according to pedagogical research). Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2024;18:95-102. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2712-827X-2024-18-95-102

Введение

Изменения, касающиеся профориентационной работы со школьниками, произошедшие за последние годы в системе образования Российской Федерации, не оставляют сомнений в четком государственном курсе на выстраивание системной комплексной работы, направленной на содействие профессиональному самоопределению школьника. Введение профориентационного минимума - единого профориентационного пространства, организация юниорской линейки чемпионатов профессионального мастерства «Профессионалы», особое внимание к трудовому воспитанию школьников, возможности профессионального обучения и иные изменения в системе профориентационной работы приводят к необходимости пересматривать ее содержание, формы и методы с учетом современных тенденций, действующих в системе образования и рынка труда [Алтухов и др. 2007; Жилина 2022; Методические рекомендации ... 2023; Стасева 2023; Сергеев 2021; Шафранов-Куцев 2020;].

Одним из основных направлений профориентационной работы, отвечающим требованиям современных стандартов образования, является активизирующее направление. Активное обучение и воспитание как целенаправленный процесс организации и стимулирования учебно-познавательной и исследовательской деятельности школьников по овладению теми или иными компетенциями строится на основе использования активных методов и технологий в ходе реализации учебной или воспитательной деятельности. Психолого-педагогическая активизация в области профессионального самоопределения - это создание педагогом таких условий взаимодействия со школьником, когда последний «вынужден думать и переживать по поводу своего профессионального будущего» [Пряжников 2014: 26].

Понятие «самоопределение» предполагает самостоятельность и личную активность человека. Профессиональное самоопределение неразрывно связано с такими понятиями, как целеполагание, деятельность, мотивация. Школьник, находящийся в позиции профессионально самоопределяющегося субъекта, должен совершать активные действия для формирования личной базы данных и практического опыта. «Именно лично осмысленные, субъективные знания о мире профессии и освоенные навыки деятельности в профессиональных сферах должны стать тем путеводителем, которым будет руководствоваться ребенок при выборе профессиональной траектории» [Дружинина, Климова, Жилина 2023: 50-51].

Выстраивание системной и последовательной профориентационной работы с опорой на ключевые направления: активизирующее, развивающее, диагностическое и информационное, а также наличие широкого спектра методов, позволяющих школьнику проявлять личную активность, быть субъектом действия, несомненно, содействует формированию у школьников готовности к профессиональному самоопределению. Сформированная в той или иной степени готовность к профессиональному самоопределению в этом случае выступает определенным результатом профориентационной работы педагога.

Оценка текущей профориентационной деятельности, выбор критериев и показателей, лежащих в основе оценки - первоочередная задача, необходимая для совершенствования имеющихся механизмов профориентационной работы.

Основная часть

В целях совершенствования профориентационной работы педагогов общеобразовательной организации, а также с целью выявления частоты использования и условий реализации активных методов профориентационной работы в сентябре - декабре 2022 года был проведен анализ текущей работы в одной из общеобразовательных организаций города Архангельска. Исследование включало в себя анализ научной и учебной литературы, определение критериев и показателей, разработку анкеты для школьников 7-8 классов и экспертного листа для педагогического состава, само анкетирование, обработку и анализ получившихся результатов. Общее количество участников исследования составило 112 человек, из них 90 обучающихся 7-8 классов и 22 педагога.

Необходимо отметить, что, по мнению многих исследователей, старший школьный возраст (с 8 класса), является сенситивным периодом, когда личность начинает осознавать себя в поле профессиональной деятельности. Для периода характерны решения, которые в последующем определят всю дальнейшую жизнь индивида: прохождение кризиса идентичности, принятие первых ответственных решений в выборе жизненного пути [Климов 2007; Шнейдер 20011. При этом 7-8 класс - тот возраст, когда важной составляющей профориентационной работы являются активные формы обучения и воспитания, мероприятия активизирующего направления в области профориентации, так как именно они адекватнее всего соответствуют задачам этого периода, а именно: привлечение внимания к важности профессионального самоопределения, актуализация значимости профессионального труда, формирование устойчивой мотивации к труду, потребности к приобретению профессии. Следует отметить, что в это время происходит обретение личных смыслов в профессиональной деятельности, формирование у школьников необходимых точек опоры профессионального выбора, а потому приоритетно найти подход к каждому и заинтересовать темой профессионального выбора.

Анализ научной и учебно-методической литературы показал, что тема оценки эффективности профориентационной работы весьма актуальна, но разработка ее сталкивается с рядом трудностей. Прежде всего, следует определиться об эффективности какой стороны профориентации идет речь. Так В. И. Сахарова отмечает, что «существует определенное противоречие между потребностями, целями личности и государства. Для государства критерием эффективности профессионального самоопределения будет являться минимизация затрат, необходимых для прохождения пути от поиска своего дела до полной включенности в трудовой процесс, который подразумевает и производство определенных ценностей. Все усилия направлены на то, чтобы со школьной скамьи как можно большее число подростков определились с выбором профессии, сдали ЕГЭ на высокие баллы, поступили в техникум или вуз, завершили его, а затем трудоустроились по выбранной специальности. При этом предполагается, что работодателю придется значительно меньше вкладываться в обучение нового сотрудника. Именно поэтому эффективность многих профориентационных программ оценивается по критерию трудоустройства. Хотя это довольно спорный момент» [Сахарова 2020: 114-115].

С. Н. Чистякова, Н. Ф. Родичев и И. С. Сергеев в статье «Критерии и показатели готовности обучающихся к профессиональному самоопределению» [Чистякова, Родичев, Сергеев 2016: 14], а вслед за ними и авторы методических рекомендаций по реализации профориентационного минимума в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования [Методические рекомендации по реализации профориентационного минимума: 18] рассматривают критерии и показатели, определяющие готовность к профессиональному самоопределению, с точки зрения личности.

Эти составляющие могут быть использованы и для оценки эффективности профориентационной работы. Иначе говоря, чем выше готовность школьника к профессиональному самоопределению, тем эффективнее работает система профориентации в образовательной организации, в нашем случае. Авторы отмечают, что эффективная профориентационная работа приводит к формированию у школьников готовности к профессиональному самоопределению, оценка которой носит комплексный характер, включая следующие критерии: целевой (наличие целевых установок, значимых для процесса профессионального самоопределения); мотивационный (сформированность профессионально-трудовой мотивации и ценностных ориентаций); информационный

(профессионально-образовательная информированность, карьерная грамотность); деятельностный (опыт профориентационно значимой деятельности, ведущий к получению профориентационно значимых результатов); рефлексивный (осознание и самооценка процесса своего профессионального самоопределения и его результатов). Использование заявленных критериев и показателей требует разработки индикаторов для определения степени эффективности профориентационной работы.

Е. Ю. Пряжникова определяет некоторые общие требования к показателям эффективности профессионального самоопределения: «компактность, удобство при практическом использовании, возможность оценивать самоопределение во всей целостности, сочетание количественных и качественных методик оценки, понятность критериев для самих подростком (для возможности самооценки успешности своих выборов), прогностичность оценок, которая позволила бы рассматривать процесс самоопределения в динамике и предсказывать предполагаемые результаты» [Пряжникова 2007: 107].

Для оценки данных, полученных из анкет обучающихся, были использованы следующие критерии: cвоевременность профессионального выбора; осознанность выбора, инструментальная сторона готовности к профессиональному самоопределению (подросток должен владеть информацией о выбранной профессии, хотя бы минимальной: содержание труда, профессионально важные качества, медицинские противопоказания, востребованность на рынке труда); личная активность и степень самопознания (знание себя); деятельностная сторона готовности к профессиональному самоопределению.

Оценка результатов экспертных листов для педагогов производилась по следующим критериям оценки эффективности профориентационной работы: знание актуальных направлений кадровой и молодежной политики, современных практик в области профориентационной работы региона, государства; преемственность профориентационной работы, урочной деятельности, трудового воспитания и дополнительного образования (внеурочная деятельность); системность, предполагающая участие всех социальных институтов в профориентационной работе со школьниками: школы, семьи, профессиональные образовательные организации, организаций и предприятий, профориентационных и психологических центров, служб занятости и другие; комплексность, предполагающая работу по основным направлениям: информационное, диагностическое, активизирующее и развивающее; активность специалистов, занимающихся профориентационной работой, их желание и способность помогать школьникам в самоопределении, стремление совершенствовать собственные знания и умения.

Обработка результатов исследования производилась при помощи статистической программы Vortex 10. Результаты анкетирования обучающихся 7-8 классов показали, что количество школьников, выбравших профессию, примерно сопоставимо с количеством школьников, не определившихся с выбором.

Таблица 1. Выбрали ли Вы свою будущую профессию, специальность?

Значения Частота % от опрошенных % от ответивших

Да 39 43,3 43,3

Нет 51 56,7 56,7

Итого ответивших: 90 100,0 100,0

* Пропуски: 0 из 90 (0,0%)

Следует отметить, что своевременность профессионального выбора - один из основных критериев. Несмотря на смещение целей профориентационной работы в сторону развития профориентационно значимых компетенций или развития сторон готовности к профессиональному самоопределению в целом, без привязки к выбору конкретного профессионального направления (что обусловлено возможной необходимостью выбирать конкретные направления в жизни несколько раз), система образования Российской Федерации предполагает выбор уровня образования после 9 класса, а также выбор профиля по Федеральным государственным образовательным стандартам в 10-11 классах. К этому выбору ученик должен начать готовиться уже в средних классах.

Таким образом, выбор профессии (конкретного профессионального направления) в 7-8 классах может свидетельствовать о большой проделанной работе в области профориентации. Иными словами, чем выше процент определившихся школьников, тем эффективнее работает

система. В работе со школьниками, не определившимися с выбором профессии или профессионального направления (56,7 %), необходимо обратить внимание на активизирующее направление профориентационной деятельности.

Степень осознанности представлений о будущей профессии анализировался только у тех школьников, которые выбрали конкретную профессию (только школьники, ответившие «Да» на вопрос «Выбрали ли Вы свою будущую профессию?»). 17,1 % школьников отметили, что им известны все перечисленные позиции о выбранной профессии (предмет, содержание и условия труда, профессионально значимые качества, где можно обучиться данной профессии; спрос на профессию на рынке труда), 19,5 % школьников знают, где получить необходимое им образование и 36,6 % указали, что предмет, содержание и условия труда в выбранной профессии им известны. Необходимо обратить внимание, что 12,2 % школьников отмечают, что им неизвестны никакие факты о выбранной профессии, что может говорить об отсутствии осознанности или противоречивости выбора. Также низкий показатель у ответов, связанных с рынком труда, востребованностью выбранной профессии. При выстраивании работы по результатам этого критерия анализа, стоит отметить, что при восполнении дефицитов знаний школьников по темам «Рынок труда», «Образовательный рынок» необходимо учитывать фактор изменчивости, а потому профориентационное информирование должно быть направлено на формирование у школьников способности отслеживать тенденции, связанные с востребованностью профессии, уровнем социальных гарантий и заработной платы, условиями приема и обучения в конкретных организациях. Необходимо вооружить школьников инструментом поиска этой информации (федеральный и региональный сайт Министерства труда, занятости и социального развития, сайты поиска работы, сайты образовательных организаций, мессенджеры и социальные сети) и методами работы с ними (поиск по сайтам по заданным параметрам, подписка на рассылки).

12,2 ■ Предмет, содержание, условия труда ■ профессионально важные качества ■ Образовательные организации

17,1 36,6

12,2 Спрос на профессию на рынке труда

■ Все перечисленное

34,1 ■ Ничего

Рис 1 . Информированность школьников о будущей профессии, %

Среди мероприятий профориентационного характера, которые посещали школьники, они называли классные часы (40 %), выездные мероприятия: экскурсии, мастер-классы (38,9 %), конкурсы и викторины (36,7 %) - рисунок 2.

5,6

24,7

13,3

38,9

36,7

классные часы

I выездные мероприятия (мастер-классы, экскурсии и другое) конкурсы

I буклеты

■ профориентационная диагностика

I консультации специалистов другое

Рисунок 2. Количество школьников, посетивших мероприятия профориентационного характера, %

Необходимо отметить, что в качестве эффективных мероприятий профориентационного характера школьники 7-11 классов отметили информирование в сети Интернет, в том числе через социальные сети (51,1 %), беседы, классные часы (45,6 %) и встречи с успешными людьми (28,9 %), профориентационные игры (18,9 %). Самые низкие показатели у таких ответов, как информирование при помощи профориентационных стендов в школе (12,2 %) и выставки образовательных услуг (8,9 %).

Важно отметить, что ряд мероприятий, те, в которых школьники чаще всего принимают участие и отмеченные ими как эффективные, совпали. При этом работа с активизирующими процесс самоопределения формами и методами может быть усилена, так в мастер-классах, экскурсиях принимало участие меньше половины опрошенных школьников, между тем именно эти формы позволяют активизировать процессы самоопределения и заинтересовать обучающегося, открыть ему новые стороны профессионального мира. Активная работа по наращиванию среды самоопределения (мероприятия, конкурсы и прочее) «сопровождается нарастанием количества и силы внешних влияний, пытающихся манипулировать самоопределением» [Блинов, Есенина, Родичев, Сергеев 2020: 75].

Ученые указывают, что внешнее давление возможно в случае, если «человек не является «хозяином своего самоопределения», не умеет управлять им, то есть не обладает неким комплексом профориентационно значимых компетенций» [там же]. Именно поэтому важно воспитывать самостоятельность у обучающегося в процессах, касающихся профессионального самоопределения. Задача педагога, осуществляющего педагогическое сопровождение процессов профессионального самоопределения - дать самоопределяющемуся человеку инструменты для самостоятельного выбора.

В нашем исследовании на возможность сменить намеченные профессиональные планы в связи с давлением родственников, друзей или школы указало 42,2 % школьников. При этом наибольшее количество школьников указало, что на их выбор могут повлиять родители (27,8 %), к мнению приятелей прислушается лишь 4,4 % старшеклассников.

Данные исследования говорят нам о необходимости продолжения работы по формированию у школьников готовности самостоятельно ориентироваться в пространстве профессиональной информации, целенаправленно приобретать и осмысливать профориентационно значимый опыт, конструировать собственный образовательный маршрут и другие [там же: 77].

Резервные варианты профессионального выбора на случай неудачи по основному варинту имеет 58,9 % школьников из опрошеных, что может свидетельствовать о информированности школьников о разных вариантах профессионального развития. Необходимо отметить, что большинство опрошенных педагогов считают профориентационную работу важным аспектом в деятельности образовательной организации.

Результаты экспертных листов показали, что большинство педагогов считает оптимальным возрастом для начала целенаправленной профориентационной работы 5-7 классы, что в целом отражает общероссийские тенденции, стремящиеся к системной профориентационной работе со среднего школьного возраста (во всероссийском проекте «Билет в будущее», например, участники: школьники, начиная с 6 класса).

В качестве актуальных профориентационных ресурсов педагоги называли такие интернет-платформы, как https://bvbinfo.ru/, https://www.ucheba.ru/, засобой.рф, https://kpmi.ru/. Методические пособия, конкретные профориентационные игры указаны не были.

Большинство педагогов проявило активную позицию в вопросах самосовершенствования в области профориентации, а также указали на необходимость методической и информационной поддержки их работы и помощь со стороны администрации образовательной организации. По мнению педагогов, профориентационная работа в образовательной организации ведется комплексно, реализуются все направления: информационное, диагностическое, активизирующее и развивающее. Среди активных форм, которыми педагоги чаще всего пользуются, были отмечены профессиональные пробы, встречи с представителями профессий, профориентационные игры.

Заключение

В целом, по результатам исследования мы пришли к выводам о необходимости продолжения и совершенствования профориентационной работы со школьниками в общеобразовательной организации. Механизмы совершенствования связаны с проблемными полями: недостаточный процент школьников, принимающих участие в активизирующих формах работы; недостаточная информированность школьников в части выбранной профессии, как следствие наблюдается низкий уровень инструментальной стороны готовности к профессиональному самоопределению; недостаточно высокий показатель самостоятельности в вопросах профессионального самоопределения.

Также совершенствование системы должно быть связано с преодолением дефицитов, испытываемых самими педагогами в ходе профориентационной работы: недостаточная методическая и информационная поддержка.

Подобный анализ мы рассматриваем в качестве базы для дальнейшего планирования системы профессионального самоопределения в общеобразовательной организации.

Список литературы

1. Алтухов В. В., Орлова Е. А., Серебряков А. Г. Современные подходы к профориентации: опыт практического применения // Психология и школа. 2007. № 4, октябрь-декабрь. 2007. С. 101-111.

2. Блинов В. И., Есенина Е. Ю., Родичев Н. Ф., Сергеев И. С. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения и его возможные модели в условиях неопределенности социума и рынков труда // Профессиональное образование и рынок труда. 2020. № 3. С. 72-85.

3. Дружинина М. В., Климова А. А., Жилина А. В. Профессиональная проба как средство активизации профессионального самоопределения школьника // Образование и общество. 2023. № 2 (139). С. 50-59.

4. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений: 3-е изд., стер. М. : Издат. центр «Академия», 2007. 304 с.

5. Пряжникова Е. Ю. Профориентация : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 3-е изд., стер. М. : Издательский центр «Академия», 2007. 493 с.

6. Пряжников Н. С., Румянцева Л. С. Профориентация в школе и колледже. Игры, дискуссии, задачи-упражнения : методическое пособие работникам профориентационных центров, профконсультантам, педагогам учреждений начального и среднего профессионального образования, работникам психологических служб учебных заведений, учителям старшей ступени школы. М. : Академия, 2014. 304 с.

7. Сахарова В. И. Формирование профессионального самоопределения обучающихся в процессе профориентации // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2020. № 3 (39). С. 113-119.

8. Сергеев И. С. Влияние социокультурного уклада семьи на профессиональное самоопределение детей и подростков // Профессиональное образование и рынок труда. 2021. № 1. С. 115-130. DOI : 10.24412/23074264-2021-01-115-130

9. Стасева Ю. В. Концепции психологического сопровождения профессионального самоопределения учащихся учреждений среднего специального образования // Образование и воспитание. 2023. № 1 (42). С. 5356. URL: https://moluch.ru/th74/archive/241/8003/ (дата обращения: 14.11.2023).

10. Шафранов-Куцев Г. В. Социология современного образования : учебник / общ. ред. Г. В. Шафранова-Куцева. М. : Логос, 2020. 432 с.

11. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность : Монография. М. : МОСУ, 2001. 272 с.

12. Чистякова С. Н., Родичев Н. Ф., Сергеев И. С. Критерии и показатели готовности обучающихся к профессиональному самоопределению // Профессиональное образование. Столица. 2016. № 8. С. 10-16.

References

1. Altukhov V. V., Orlova E. A., Serebryakov A. G. Sovremennye podkhody k proforientatsii: opyt prakticheskogo primeneniya [Modern approaches to career guidance: experience of practical application]. Psikhologiya i shkola [Psychology and school]. October December, no 4, 2007, pp. 101-111. (In Russ.).

2. Blinov V. I., Esenina E. Yu., Rodichev N. F., Sergeev I. S. Pedagogicheskoe soprovozhdenie professional'nogo samoopredeleniya i ego vozmozhnye modeli v usloviyakh neopredelennosti sotsiuma i rynkov truda [Pedagogical support of professional self-determination and its possible models in conditions of uncertainty in society and labor markets]. Professional'noe obrazovanie i rynok truda [Vocational education and labor market]. 2020, no 3, pp. 72-85. (In Russ.).

3. Druzhinina M. V., Klimova A. A., Zhilina A. V. Professional'naya proba kak sredstvo aktivizatsii professional'nogo samoopredeleniya shkol'nika [Professional test as a means of activating a student's professional self-determination]. Obrazovanie i obshchestvo [Education and society]. 2023, no 2 (139), pp. 50-59. (In Russ.).

4. Klimov E. A. Psikhologiya professional'nogo samoopredeleniya [Psychology of professional self-determination]. 3rd ed., Moscow, Izdat. tsentr «Akademiya», 2007, 304 p. (In Russ.).

5. Pryazhnikova E. Yu. Proforientatsiya [Career guidance]. 3rd ed., Moscow, Izdatel'skiy tsentr «Akademiya», 2007, 493 p. (In Russ.).

6. Pryazhnikov N. S., Rumyantseva L. S. Proforientatsiya v shkole i kolledzhe. Igry, diskussii, zadachi-uprazhneniya [Career guidance in school and college. Games, discussions, exercises]. Moscow, Akademiya, 2014, 304 p. (In Russ.).

7. Sakharova V. I. Formirovanie professional'nogo samoopredeleniya obuchayushchikhsya v protsesse proforientatsii [Formation of professional self-determination of students in the process of career guidance]. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom [Professional education in Russia and abroad]. 2020, no 3 (39), pp. 113-119. (In Russ.).

8. Sergeev I. S. Vliyanie sotsiokul'turnogo uklada sem'i na professional'noe samoopredelenie detey i podrostkov [The influence of the sociocultural structure of the family on the professional self-determination of children and adolescents]. Professional'noe obrazovanie i rynok truda [Vocational education and labor market]. 2021, no 1, pp. 115-130. DOI : 10.24412/2307-4264-2021-01-115-130. (In Russ.).

9. Staseva Yu. V. Kontseptsii psikhologicheskogo soprovozhdeniya professional'nogo samoopredeleniya uchashchikhsya uchrezhdeniy srednego spetsial'nogo obrazovaniya [Concepts of psychological support for professional self-determination of students in secondary specialized education institutions]. Obrazovanie i vospitanie [Education and upbringing]. 2023, no 1 (42), pp. 53-56. (In Russ.). Available at: https://moluch.ru/th/4/archive/241/8003/ (accessed: 14.11.2023).

10. Shafranov-Kutsev G. V. Sotsiologiya sovremennogo obrazovaniya [Sociology of modern education]. Ed. G. V. Shafranova-Kutseva, Moscow, Logos, 2020, 432 p. (In Russ.).

11. Shneyder L. B. Professional'naya identichnost' [Professional identity]. Moscow, MOSU, 2001, 272 p. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Chistyakova S. N., Rodichev N. F., Sergeev I. S. Kriterii i pokazateli gotovnosti obuchayushchikhsya k professional'nomu samoopredeleniyu [Criteria and indicators of students' readiness for professional self-determination]. Professional'noe obrazovanie. Stolitsa [Professional education. Capital]. 2016, no 8, pp. 10-16. (In Russ.).

Информация об авторе А. В. Жилина - аспирант, кафедра перевода и прикладной лингвистики, Высшая школа социально-гуманитарных наук и межкультурной коммуникации, Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова.

Information about the author A. V. Zhilina - Postgraduate Student, Department of Translation and Applied Linguistics, Higher School of Social Sciences and Humanities and Intercultural Communication, Northern (Arctic) Federal University named after M. V. Lomonosov.

Статья поступила в редакцию 10.12.2023; одобрена после рецензирования 30.01.2024; принята к публикации 20.05.2024.

The article was submitted 10.12.2023; approved after reviewing 30.01.2024; accepted for publication 20.05.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.