Научная статья на тему 'Анализ проекта создания зон свободной торговли между Китаем и Россией в контексте стратегии «Один пояс и один путь»'

Анализ проекта создания зон свободной торговли между Китаем и Россией в контексте стратегии «Один пояс и один путь» Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
969
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / РОССИЯ / RUSSIA / CHINA / ПРИГРАНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / ОДИН ПОЯС И ОДИН ПУТЬ / ЗОНЫ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ / THE BELT AND ROAD / FREE TRADE AREA / BORDER TRADE

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Фэн Аньцюань

по мнению автора, Китай и Россия – соседние страны с экономической структурой, с взаимодополняющим характером. В последние годы наблюдается быстрое развитие торгово-экономического сотрудничества между двумя странами, однако общий объем торговли двух стран является низким, структура относительно проста. Создание «Одного пояса – одного пути» открывает новые возможности для углубления экономического и торгового сотрудничества между Китаем и Россией. Два государства должны укрепить взаимодействие инфраструктур, улучшить механизм экономического сотрудничества и структуры торговли, продвигать создание зоны свободной торговли между Китаем и Россией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

according to the author, the geographically adjacent countries of China and Russia have strongly complementary economic structures and have seen rapid development of economic and trade cooperation in recent years, but overall trade between them is relatively low in volume and lacks variety in structure. The Belt and Road initiative has provided new opportunities to deepen Sino-Russian economic and trade cooperation. The two countries should take this opportunity to strengthen infrastructure interconnection, improve the existing economic cooperation mechanism and trade structure, and promote the construction of a Sino-Russian free trade area.

Текст научной работы на тему «Анализ проекта создания зон свободной торговли между Китаем и Россией в контексте стратегии «Один пояс и один путь»»

УДК 330.03

DOI 10.21661/Г-461806

Фэн Аньцюань

АНАЛИЗ ПРОЕКТА СОЗДАНИЯ ЗОН СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ МЕЖДУ КИТАЕМ И РОССИЕЙ В КОНТЕКСТЕ СТРАТЕГИИ «ОДИН ПОЯС И ОДИН ПУТЬ»

Аннотация: по мнению автора, Китай и Россия - соседние страны с экономической структурой, с взаимодополняющим характером. В последние годы наблюдается быстрое развитие торгово-экономического сотрудничества между двумя странами, однако общий объем торговли двух стран является низким, структура относительно проста. Создание «Одного пояса - одного пути» открывает новые возможности для углубления экономического и торгового сотрудничества между Китаем и Россией. Два государства должны укрепить взаимодействие инфраструктур, улучшить механизм экономического сотрудничества и структуры торговли, продвигать создание зоны свободной торговли между Китаем и Россией.

Ключевые слова: один пояс и один путь, зоны свободной торговли, приграничная торговля, Россия, Китай.

Feng Anquan

A BLUEPRINT FOR THE CONSTRUCTION OF A SINO-RUSSIAN FREE TRADE AREA IN THE CONTEXT OF THE BELT AND ROAD INITIATIVE

Abstract: according to the author, the geographically adjacent countries of China and Russia have strongly complementary economic structures and have seen rapid development of economic and trade cooperation in recent years, but overall trade between them is relatively low in volume and lacks variety in structure. The Belt and Road initiative has provided new opportunities to deepen Sino-Russian economic and trade cooperation. The two countries should take this opportunity to strengthen infra-

structure interconnection, improve the existing economic cooperation mechanism and trade structure, andpromote the construction of a Sino-Russian free trade area.

Keywords: the Belt and Road, Free Trade Area, Border Trade, Russia, China.

Строительство «Одного пояса - одного пути» предоставляет новые возможности для углубления торгово-экономического сотрудничества между Китаем и Россией.

Основное направление строительства «Одного пояса - одного пути» расположено вдоль Запада и Юга в целях осуществления сотрудничества с соответствующими странами, в частности, усиления экономического сотрудничества в Центральной Азии, Юго-Восточной Азии, Южной Азии и странах Ближнего Востока. В качестве важной отправной точки «Одного пояса - одного пути» Китай уже определился путем создания сотрудничества с соседними странами с целью построения «экономического коридора» инфраструктуры взаимосвязи, включая «экономический коридор Китая, Монголии и России» и «экономический коридор Пакистана». В последние годы, в связи с непрерывным углублением политики открытости, Китай поддерживал более высокий уровень экономического сотрудничества с соседними странами, также было подписано соглашение о свободной торговле с АСЕАН, Пакистаном и другими странами и регионами. Кроме того, Китаю и России, которые на сегодняшний момент имеют сравнительно низкий уровень экономического сотрудничества, необходимо стремиться к изменению данной ситуации.

Россия является важным соседом Китая с несколькими тысячами километров общей границы. В политической области Китай и Россия установили «всеобъемлющее партнерство и стратегическое взаимодействие». В экономической области двух стран в структуре промышленного производства наблюдается сильная взаимодополняемость ресурсов и других аспектов, и много лет назад была сформирована процветающая приграничная торговля. В последние годы экономические и торговые обмены между двумя странами становятся все более

частыми и стабильными. В 2015 году двусторонняя торговля между Китаем и Россией составила 63 млрд 500 млн долларов США.

На фоне стратегии «Одного пояса и одного пути» было углублено торгово-экономическое сотрудничество между Китаем и Россией. На основе строительства «экономического коридора между Китаем и Россией» был рассмотрен вопрос о создании зоны свободной торговли между двумя странами на более высоком уровне. Подобная зона свободной торговли сможет эффективно содействовать строительству «Одного пояса - одного пути» и сможет осуществить взаимный обмен инфраструктурами двух стран, а также усовершенствует структуру экспортных продуктов и энергетической структуры.

Существуют благоприятные условия для создания FTA между Китаем и Россией:

1. Тесная координация стратегии экономического развития двух стран.

Китай и Россия являются соседними странами. В последние годы традиционное торгово-экономическое сотрудничество непрерывно растет. Кроме того, продвигается сотрудничество в различных трансграничных областях. С 2011 года дипломатические отношения между двумя странами проходят путь от «добрососедских партнерских отношений взаимного доверия» до «стратегического партнерства», и в 2014 году до «всестороннего стратегического партнерства». Обе страны будут сотрудничать в ряде сфер взаимовыгодного партнерства. Хорошая основа для обменов между двумя странами служит важной предпосылкой для строительства FTA между Китаем и Россией.

С начала нового века Китай и Россия разрабатывают долгосрочную стратегию развития с единой основой целей и концепций. В 2013 году Китай официально выдвинул стратегические концепции «Экономический пояс Шелкового пути», «Морской Шелковый путь XXI века» и «Один пояс - один путь». Важной отправной точкой «Одного пояса - одного пути» являются области вдоль границ Китая и соседних стран, что будет способствовать развитию региональной экономической интеграции посредством объединения инфраструктур со-

седних стран [5]. Китай и Россия являются отправными точками «экономического пояса Шелкового пути». Их стратегии экономического развития являются важной предпосылкой для успешного осуществления и поддержки проекта «Одного пояса - одного пути». В 2014 году Россия предложила стратегию «Развития пояса через Евразийскую зону», где через инфраструктуру Дальнего Востока будет оказано содействие развитию региона посредством железнодорожного строительства в Сибири и строительства нефтегазопроводов. Поощряется также использование местных ресурсов [3]. Это будет способствовать дальнейшему повышению уровня экономического и торгового сотрудничества между Китаем и Россией. Таким образом строительство зоны свободной торговли станет, несомненно, благоприятным фактором в деле развития двух стран.

2. Наличие взаимодополняемости в экономической структуре двух стран.

С учетом ресурсов, уровня научно-технического развития, экономической политики и других факторов существует большая разница между экономической структурой Китая и России, различны конкурентные отрасли промышленности, в результате чего сформировались структуры торговли с взаимодополняющими преимуществами. На основе данных по торговле двух стран в 2015 году была использована международная торговая классификация (SITCRev3.0) для классификации экспортных товаров, индексы сравнительного преимущества (RCA) различных категорий товаров вычисляются соответственно (см. таблицу 1). Эмпирические результаты показывают, что среди китайских экспортных товаров индексы преимущества изделий из классифицированных материалов шестой категории, машин и транспортного оборудования седьмой категории и различных промышленных изделий восьмой категории более высоки. Россия имеет значительные преимущества в сырье из второй категории, ископаемом топливе из третьей категории, классифицированных промышленных товарах из материалов шестой и девятой категорий. Очевидно, что торгово-экономическое сотрудничество между двумя странами носит взаимодополняю-

щий характер, чем превышает конкуренцию при наличии, в свою очередь, большого пространства для дальнейшего сотрудничества.

Таблица 1

Индексы сравнительных преимуществ внешней торговли между Китаем

и Россией в 2015 году

SITC0 SITC1 SITC2 SITC3 SITC4 SITC5 SITC6 SITC7 SITC8 SITC9

Китай 0.42 0.16 0.17 0.1 0.05 0.51 1.3 1.41 2.32 0.01

Россия 0.41 0.28 0.75 4.53 0.64 0.43 0.87 0.11 0.08 0.72

Источник данных: база данных торговой статистики Организации Объединенных Наций

3. Неуклонный рост экономического и торгового сотрудничества между двумя странами

С 1990-х годов объем двусторонней торговли между Китаем и Россией проявляет устойчивый рост. В 1995 г. объем китайско-российской торговли составлял всего 5 миллиардов 400 миллионов долларов, вскоре торговля между двумя странами стала бурно развиваться. В 2008 году объем торговли между двумя странами превысил 50 млрд долларов, достигнув 58 млрд 600 млн долл., в 2014 году достиг отметки в 95 млрд 200 млн долларов. По сравнению с 1995 годом за 20 лет объем китайско-российской торговли возрос в 16 раз. В среднем ежегодный рост составляет 15,7%. С 2011 года Китай стал крупнейшим торговым партнером России и продолжает являться им до сих пор. В 2015 году под влиянием кризиса на Украине и девальвации рубля объем китайско-российской торговли упал до 65 млрд долл., что на 27,5% ниже показателя докризисного периода. В 2016 году появилось небольшое продвижение в торговле между двумя странами и объем торговли составил 69 млрд 500 миллионов долларов.

4. Сильное желание соседних регионов двух стран в целях содействия экономическому развитию регионального сотрудничества.

В последние годы в связи с изменениями в экономическом развитии Китая и России на прилежащей территории двух стран наблюдается экономический спад в различной степени. Экономическое развитие северо-восточных регионов Китая столкнулось с беспрецедентными трудностями и препятствиями. В 2015 г. темпы экономического роста в трех провинциях Северо-Восточного Китая и Автономной области Внутренней Монголии были ниже, чем в среднем по стране. В 2003 году в рамках «Мнений о реализации стратегии возрождения северо-восточной старой промышленной базы» состоялось официальное начало активизации северо-восточной старой промышленной базы. В 2014 году в рамках «Мнений об активизации деятельности Северо-Восточных областей Государственным советом при опоре на недавнюю поддержку ряда крупных инициатив», состоялось открытие нового раунда активизации Северо-Восточной стратегии.

Дальний Восток России и Восточная Сибирь - это огромные территории с богатыми природными ресурсами, однако они не развивались в течение долгого времени. В целях ускорения экономического развития региона в 2007 году в России был создан Комитет развития регионов Дальнего Востока и Забайкалья. В 2009 году была учреждена «Стратегия социального развития регионов Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года» [2]. В 20142015 годах Правительство РФ утвердило 13 зон опережающего социально-экономического развития и 5 свободных портов, ввело ряд льготных мер, которые дают новый импульс для развития Дальнего Востока [1].

Существуют препятствия при создании FTA между Китаем и Россией.

1. Низкий уровень и однообразие структуры торговли между Китаем, Россией и Монголией.

В последние годы объем торговли между Китаем и Россией неуклонно растет и продолжает увеличиваться, но масштаб торговли все еще не очень большой: он не превышает 100 миллиардов долларов. Что касается структуры торговли, то она несбалансированна и однообразна. Основу экспорта России в Ки-

тай главным образом составляют природные ресурсы, в то время как основу экспорта Китая в Россию большей частью составляет продукция с низкой добавленной стоимостью и трудоемкостью [4].

2. Образование торговых барьеров со стороны России.

Несмотря на то, что Россия вступила в ВТО, она до сих пор устанавливает нетарифные барьеры и торговые ограничения, что препятствует развитию взаимной торговли с другими странами. Россия относится к странам переходного периода, и, несмотря на то, что были созданы основные рамки для рыночной экономики, однако реальные рыночные механизмы еще полностью не сформированы, эффективность административного управления низкая, соответствующие законы и правила несовершенны, а в толковании и применении законов имеет место определенный произвол.

3. Сравнительно отсталая инфраструктура России.

Торгово-экономическое развитие между странами зависит от обеспечения транспортной инфраструктуры. Несмотря на то, что Китай и Россия являются близкими соседями, в силу исторических и практических факторов транспортная инфраструктура российских прилежащих территорий отстает. На Дальнем Востоке инфраструктура является относительно слабой. В настоящее время в Дальневосточном регионе пролегают только две железнодорожные магистрали: Транссибирская железная дорога и БАМ. Кроме того, существуют и другие проблемы в сфере логистики между Китаем и Россией, вызванные различной шириной колей ЖД, что приводит к увеличению затрат на транспортировку и снижению эффективности логистики.

Меры продвижения в создании зон свободной торговли между Китаем, Россией и Монголией.

1. Ускорение взаимосвязи инфраструктуры между Китаем и Россией на основе стратегии «Одного пояса и одного пути».

Создание зоны свободной торговли между Китаем, Россией и Монголией должно быть основано на стратегии проекта «Одного пояса - одного пути», опираться на механизм финансирования международных финансовых институтов, основываясь на инвестиционном банке азиатской инфраструктуры и фонде

Шелкового пути, ускорить взаимосвязь инфраструктуры между Китаем, Россией и Монголией, в результате чего станет возможным снизить себестоимость логистики и повысить эффективность торговых потоков. Взаимосвязь инфраструктуры не только ограничивается традиционным железнодорожным транспортом, но и охватывает все всесторонние, трехмерные сетевые инфраструктуры, включая международную железнодорожную сеть, дорожную сеть, воздушный порт, нефте- и газопроводы и т. д. В целях продвижения процесса строительства инфраструктуры мы должны обращать внимание на координацию, учитывая интересы соответствующих стран, мобилизовать энтузиазм России и стремиться к достижению взаимовыгодного сотрудничества.

2. Содействие оптимизации и модернизации китайско-русской приграничной торговли.

Общий объем товарооборота между двумя странами по-прежнему остается низким, преобладают продукции с низкой добавленной стоимостью и ресурсного типа. Таким образом, Китай и Россия должны работать вместе, чтобы увеличить поддержку политики приграничной торговли и снизить налоговую нагрузку на предприятия пограничной торговли, повысить координацию в областях промышленной политики, торговой политики и политики инвестиционного и финансового сотрудничества, повысить уровень структуры приграничной торговли.

3. Укрепление механизмов координаци торгово-экономического сотрудничества между правительствами.

Сначала необходимо создать рамки сотрудничества с институциональной основой, разобраться в распределении основных правил сотрудничества, в том числе политики, правил торговли и механизмов по урегулированию торговых споров. Затем организовать деятельность китайско-российских ученых для совместного исследования зон свободной торговли между Китаем и Россией.

4. Укрепление культурных обменов между двумя странами в целях улучшения взаимного понимания.

Создание зоны свободной торговли между Китаем и Россией невозможно без поддержки данной инициативы со стороны народов двух стран. Поэтому

необходимо укрепить взаимное доверие через более широкий спектр культурных обменов.В целях укрепления культурных и дружественных обменов между народами двух стран, Китай и Россия должны обеспечить свою поддержку двусторонних обменов в области национальной культуры, туризма и образования.

В целях укрепления культурных обменов и дружественных обменов между народами двух стран Китай и Россия должны увеличить свою поддержку двусторонних обменов в области народной культуры, туризма и образования.

Список литературы

1. Левушкина А. Территории опережающего развития Приморья: первый опыт становления / А. Левушкина, В. Печерица // Россия и мир. - 2016. - №2. -С. 15-17

2. О Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/info/12092/ (дата обращения: 10.06.2015).

3. Якунина В. Интегральный проект солидарного развития на ЕвроАзиатском континенте [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kp-plant.ru/upload_data/2015/ (дата обращения: 12.01.2016).

4. Юй Хунян, Оу Дэка, Ба Дяньцзюнь. Обсуждения основы и препятствий «Экономического коридора между Китаем, Россией и Монголией» // Форум Северо-Восточной Азии. - 2015. - №1. - С. 96-17.

5. Один пояс один путь - государственная стратегия верхнего уровня [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.baike.baidu.com/link (дата обращения: 04.04.2015).

Фэн Аньцюань - д-р экон. наук, доцент Академии общественных наук Провинции Хэйлунцзян, Китайская Народная Республика, Харбин.

Feng Anquan - doctor in Economics, associate professor at Heilongjiang Academy of Social Sciences, People's Republic of China, Harbin.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.