Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПРОДВИЖЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ НА ПРИМЕРЕ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА'

АНАЛИЗ ПРОДВИЖЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ НА ПРИМЕРЕ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
319
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКОВСКИЙ СЕКТОР / ФИНАНСОВЫЕ УСЛУГИ / ИНСТРУМЕНТЫ ПРОДВИЖЕНИЯ / РЕКЛАМА / МАРКЕТИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кереева Диляра Зинеденовна

В статье дается анализ продвижения финансовых услуг на примере банковского сектора. Первоочередной задачей при выборе стратегии развития любой компании, в том числе банков, является анализ будущего дохода, определение особенностей продвижения услуг. Высокая конкуренция на банковском рынке, разработка новых продуктов, рост численности банков привели к повышению роли инструментов, которые они используют для продвижения услуг. В связи с этим основными задачами для банков явля -ются повышение узнаваемости, продвижение, сохранение лояльности существующих и привлечение новых клиентов в условиях высокой конкуренции и снижения доходов населения. Практическая значимость статьи обусловлена тем, что представленный обзор и глубокий анализ современных инструментов продвижения банковских услуг позволяет представить обобщенные результаты, которые могут быть применены в рамках проведения дальнейших исследований по заданной тематике, а также кредитными организациями при выборе наиболее оптимального инструмента продвижения услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE PROMOTION OF FINANCIAL SERVICES ON THE EXAMPLE OF THE BANKING SECTOR

The article analyzes the promotion of financial services on the example of the banking sector. The primary task when choosing a development strategy for any company, including banks, is to analyze future income, determine the specifics of promoting services. High competition in the banking market, the development of new products, and the growth in the number of banks have led to an increase in the role of the tools they use to promote services. In this regard, the main tasks for banks are to increase awareness, promote, maintain the loyalty of existing and attract new customers in conditions of high competition and declining incomes of the population. The practical significance of the article is due to the fact that the presented review and in-depth analysis of modern tools for promoting banking services allows us to present generalized results that can be applied in the framework of further research on a given topic, as well as by credit organizations when choosing the most optimal tool for promoting services.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПРОДВИЖЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ НА ПРИМЕРЕ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА»

Научная статья

УДК 336

doi: 10.47576/2949-1908_2023_3_102

АНАЛИЗ ПРОДВИЖЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ НА ПРИМЕРЕ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА

Кереева Диляра Зинеденовна

АО «ВЭР», ООО «Гарант», Москва, Россия, d.kereeva@mail.ru

Аннотация. В статье дается анализ продвижения финансовых услуг на примере банковского сектора. Первоочередной задачей при выборе стратегии развития любой компании, в том числе банков, является анализ будущего дохода, определение особенностей продвижения услуг. Высокая конкуренция на банковском рынке, разработка новых продуктов, рост численности банков привели к повышению роли инструментов, которые они используют для продвижения услуг. В связи с этим основными задачами для банков явля -ются повышение узнаваемости, продвижение, сохранение лояльности существующих и привлечение новых клиентов в условиях высокой конкуренции и снижения доходов населения. Практическая значимость статьи обусловлена тем, что представленный обзор и глубокий анализ современных инструментов продвижения банковских услуг позволяет представить обобщенные результаты, которые могут быть применены в рамках проведения дальнейших исследований по заданной тематике, а также кредитными организациями при выборе наиболее оптимального инструмента продвижения услуг.

Ключевые слова: банковский сектор; финансовые услуги; инструменты продвижения; реклама; маркетинг.

Для цитирования: Кереева Д. З. Анализ продвижения финансовых услуг на примере банковского сектора // Прикладные экономические исследо -вания. 2023. № 3. С. 102-109. https://doi.org/10.47576/2949-1908_2023_3_102.

Original article

ANALYSIS OF THE PROMOTION OF FINANCIAL SERVICES ON THE EXAMPLE OF THE BANKING SECTOR

Kereeva Dilyara Z.

JSC "VER", LLC "Garant", Moscow, Russia, d.kereeva@mail.ru

Abstract. The article analyzes the promotion of financial services on the example of the banking sector. The primary task when choosing a development strategy for any company, including banks, is to analyze future income, determine the specifics of promoting services. High competition in the banking market, the development of new products, and the growth in the number of banks have led to an increase in the role of the tools they use to promote services. In this regard, the main tasks for banks are to increase awareness, promote, maintain the loyalty of existing and attract new customers in conditions of high competition and declining incomes of the population. The practical significance of the article is due to the fact that the presented review and in-depth analysis of modern tools for promoting banking services allows us to present generalized results that can be applied in the framework of further research on a given topic, as well as by credit organizations when choosing the most optimal tool for promoting services.

Keywords: banking sector; financial services; promotion tools; advertising; marketing.

For citation: Kereeva D. Z. Analysis of the promotion of financial services on the example of the banking sector. Applied economic research, 2023, no. 3, pp. 102-109. https://doi.org/10.47576/2949-1908_2023_3_102.

Цифровизация, постоянное изменение внешних факторов, наличие похожих финансовых услуг затрудняют выявление различий между ними для потребителей. Будучи разновидностью финансовых услуг, банковские услуги являются одними из наиболее востребованных и распространенных в настоящее время. Ввиду этого банкам необходимо повышать узнаваемость как услуг, так и собственного бренда. Для этих целей применяется продвижение как инструмент современного маркетинга.

Результативность применения современных инструментов продвижения банковских услуг определяется на основании анализа трех групп процессов. Первая группа включает в себя исследование факторов воздействия внутренней и внешней среды на банк. Внешняя среда представляет собой взаимоотношения банка с другими участниками рынка, клиентами, регулирующими его деятельность органами, которые осуществляют воздействие, но не контроль за функционированием организации, так как не имеют доступа к внутренним источникам данных. Внутренняя среда - это коммуникации с персоналом банка, который обладает определенной корпоративной информацией и возможностью осуществлять контрольные меры. Первая группа процессов предусматривает оценку внешней и внутренней среды, выявление трендов развития, сильных и слабых сторон банка и банковской сферы, а также исследование угроз и возможностей для ее развития.

Вторая группа процессоров включает в себя выбор инструментов продвижения финансовых услуг на базе, полученной в результате исследования первой группы процессов информации. Третья группа процессов включает в себя следующие мероприятия: мониторинг результатов применения инструментов продвижения, корректировку отклонений фактических от ожидаемых результатов их использования, а также подготовку отчетов

и рекомендаций по результатам их осуществления. Это позволяет учесть и нивелировать в дальнейшем ошибки, выявленные в ходе организации маркетинговой деятельности банка в целом [10].

Во время использования инструментов продвижения необходимо принимать во внимание особенности целей стратегического развития компании, так как ее коммуникационное влияние может как спровоцировать потребителей к обращению за банковскими услугами, так и привести к противоположному эффекту. Результативность использования инструментов продвижения банковских услуг определяется множеством факторов, важнейшие из которых - это потребительское поведение, индивидуальное определение ценности товара, сезонность и т. д. [12]

Результативность применения современных инструментов продвижения банковских услуг зависит от того, насколько учитываются их особенности, выявляются и анализируются проблемы использования. Д. Огилви в своих трудах выделил десять специфических черт, которые способствуют повышению эффективности продвижения банковских услуг. Рассмотрим их подробнее:

- эффективность применения инструментов продвижения банковских услуг обусловлена тем, насколько доказательными и логичными являются доводы в отношении рекламируемого продукта или бренда банка;

- маркетинговые кампании основываются на стимулировании чувства доверия потребителей, что связано со спецификой данного вида услуг, когда реальный эффект от их приобретения наступает после истечения определенного временного промежутка. Ввиду этого большую роль играет стабильная и надежная репутация банка или персонажа, презентующего ее услуги. Кроме того, банк должен быть честным во всем, даже если это является отрицательной характеристикой для его имиджа;

- при использовании современных инструментов продвижения банковских услуг необходимо внимательно отслеживать и исключать неуместный юмор и шутки;

- в основе маркетинговой кампании продвижения банковских услуг должна быть их уникальность;

- целевая аудитория должна быть уверена в том, что банк заинтересован в ведении бизнеса. Поэтому применение инструментов продвижения должно быть направлено на убеждение индивидов в готовности компании предоставлять услуги;

- в центре маркетинговой кампании банковских услуг должна быть сама услуга. Инструменты продвижения должны раскрывать ее особенности в доступной для потребителей форме;

- для повышения эффективности маркетинговой кампании необходимо применять таблицы, фотографии, графики, систематизируя, таким образом, информацию об условиях и программах;

- необходимо конкретно обозначать условия и параметры предоставления финансовой услуги;

- наиболее результативным будет размещение информации в нескольких журналах, которые охватывают различные сегменты целевой аудитории;

- маркетинговая кампания по продвижению банковской услуги может повторяться в случае получения отклика от потребителей [16].

Проведем оценку и анализ проблем применения современных инструментов продвижения банковских услуг. Для этого перечислим основные используемые банками инструменты, их сильные и слабые стороны и направления совершенствования:

а) «ProductPlacement». Это непрямая реклама, когда банковские услуги органично и ненавязчиво интегрируются в сюжет кинофильма, сериала, телепрограммы, клипа и т. д. Преимуществом данного инструмента продвижения является эффективное восприятие потенциальными клиентами, недостатком - высокая стоимость. По мнению автора, его необходимо комбинировать с другими для достижения большей эффективности использования. Примеры применения обозначенного инструмента продвижения: «Сбербанк» в фильме «Елки» и в клипе

Егора Крида, «Тинькофф» в клипе группы «Ленинград», «Бинбанк» в фильие «О чем говорят мужчины. Продолжение», Альфа-банк в сериале «Не родись красивой» [9];

б) «PublicRelations (PR)». Это основной канал коммуникации с потребителем. Клиенты банка также читают онлайн и офлайн-прессу, как достаточно общую («Вестник Банка России», «Деньги», «Деньги и кредит», «Финансы и кредит»), так и узкоспециальную («Аналитический банковский журнал», «Банковское дело», «Банковские услуги»). Данный инструмент продвижения банковских услуг имеет такие же достоинства и недостатки, что и предыдущий. В качестве авторской рекомендации можно предложить комплексное использование его в рамках комплексной маркетинговой стратегии банка [5];

в) «Event marketing (EM) - Special Events», событийный маркетинг. Как правило, банки являются спонсорами тех или иных мероприятий. Примерами использования данного инструмента продвижения банковских услуг являются: поддержка ПАО «Газпромбанк» проведения футбольных матчей «Зенит», хоккейных игр «СКА» и т. д., поддержка ПАО «Сбербанк» выступлений квартета «Глоба-лис» для повышения музыкальной грамотности дошкольников, как в концертных залах, так и в медицинских учреждениях, финансирование «зеленых проектов» «Россельхоз-банком» [5]. Преимуществом данного вида инструмента является продвижение банковских услуг и повышение узнаваемости бренда компании путем создания положительных эмоций у аудитории. Недостатком является высокая стоимость, избирательный характер вовлекаемой аудитории. По мнению автора, их необходимо организовывать, например, на годовщину основания банка. Также одним из вариантов реализации данного инструмента может быть участие банка в событийных мероприятиях других компаний и осуществление презентации ее услуг в их рамках;

г) реклама в точках продаж и акции по сти -мулированию сбыта (BTL), реклама в СМИ и сети Интернет (ATL). Данные инструменты наиболее привлекательны в настоящее время. Банки предлагают банковские услуги в крупных гипермаркетах (карта «Халва» «Совкомбанка»), в офисах и подразделениях, размещают рекламные сообщения в сети Интернет (данные о процентных ставках по

вкладу «Газпромбанк», об ипотечном кредитовании - ПАО «Сбербанк») и т. д. [9]. Достоинствами данных инструментов продвижения банковских услуг являются доступность для рекламодателя, эффектность и запоминаемость. Недостатком также являются сопутствующие затраты. По мнению автора, для развития данного направления можно предложить следующие рекомендации. Во-первых, опубликовать посты в социальных сетях, видеоролики, текстовые материалы. Во-вторых, разместить большее количество наружной рекламы по городу;

д) реклама на билбордах. (ипотечное кредитование от «Абсолютбанк» и кредиты для малого и среднего бизнеса от «Промсвязьбанк») [8]. Данные инструменты продвижения банковских услуг являются эффективной разновидностью рекламной кампании, требуют минимальных затрат. Однако их необходимо применять наряду с остальными составляющими рекламной стратегии финансовой организации.

Каждый из представленных выше инструментов продвижения банковских услуг является эффективным при условии нивелирования обозначенных недостатков. Однако наибольшая результативность может быть достигнута при условии их комплексного применения. В настоящее время в банках для повышения эффективности продвижения банковских продуктов используются различные методы стимулирования их реализации. Перечислим основные инструменты банковских услуг, которые можно отнести к традиционным:

- сайт-визитка. Это ресурс с информацией об особенностях деятельности компании, специфике предоставляемых ей банковских услуг, обратной связью, консультациями путем коммуникации через чат, вотсап, возможностью оставления отзывов о работе организации;

- промо-ресурсы. Создаются под конкретную услугу или программу, могут быть добавлены на сайт-визитку. Промо-ресурсы отличаются содержательностью и выразительностью, что позволяет привлечь внимание потенциальных клиентов и заинтересовать их;

- корпоративные ресурсы (сайты, на которых представлена подробная информация о деятельности организации: описание

банковских услуг, история развития, условия сотрудничества, онлайн-сервисы, открытые вакансии, интересные предложения, новости и прочие факты и события, отражающие деятельность компании). Они аккумулируют промо-ресурсы и странички-визитки, позволяя получать наиболее полную информацию об услугах банке. Пользуются наибольшим спросом у потребителей;

- корпоративные медиа (такие каналы рас -пространения информации, как печатные издания, электронные издания, сайты, радио и телевизионные выпуски). Они дают возможность получить совокупное представление о банке с учетом мнения клиентов;

- информационные ресурсы (документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, депозитариях, музейных хранилищах и т. п.)). Низкий показатель банка в поисковом запросе приводит к негативному мнению клиентов и, как следствие, к снижению обращений к ней;

- форумы. Для эффективного взаимодействия с клиентами в рамках сайта банка использованы форумы, где пользователи обсуждают любые вопросы, связанные с качеством услуг и программами, предоставляемыми компанией. Каждый форум открывается под определенную тематику. Данный вид продвижения позволяет нивелировать негативное мнение клиента, предоставляет дополнительные возможности для рекламы организации путем размещения ссылок в комментариях. Обратная связь и эффективная коммуникация воздействуют положительно на общественное мнение о банке;

- социальные сети. В настоящее время информация, предоставляемая такими ресурсами, как «Одноклассники», «Вконтакте» и др., является одним из наиболее воздействующих на мнение и восприятие клиентов. Страницы банка в Интернете с актуальными данными, фото- и видеоматериалами позволяют повысить интерес к банку, сформировать положительный имидж. Анализ предлагаемого контента и выбор наиболее интересных для клиентов тем повысят число пользователей;

- проведение специальных акций. Для этого используется или сайт компании, или ее страничка в сети. Подобные мероприятия позволяют повысить лояльность к банку, ин-

терес к его услугам, охватить большое количество потенциальных клиентов. Они не требуют существенных трудовых, финансовых и временных затрат [5].

Цифровизация и развитие технологий приводят к появлению инновационных инструментов продвижения банковских услуг. Рассмотрим их подробнее:

- DMP (Data Management Platform) и CDP (Customer Data Platform) платформы. Данные инструменты продвижения подразумевают выявление подобных друг другу потребителей в соответствии с особенностями их поведения, и отправление их ID искомой компании, а также полную автоматизацию ре -кламных площадок при помощи применения различных алгоритмов оптимизации [13]. Это говорит о дальнейшем развитии performance-метрик, продолжении data-ориентации и изучении представителей целевой аудитории в целях выявления наиболее эффективных направлений коммуникаций с ней;

- персонализация на основании автоматизации и анализа интересов, ожиданий и действий потребителей, выделение представителей целевой аудитории через визуальные и голосовые помощники. Использование данных инструментов продвижения предоставляет банкам следующие возможности: увеличение конверсии, времени и глубины просмотра, рост продаж услуг и продуктов, повышение лояльности клиентов [17]. Например, в «Тинькофф» профилирование применяется для того, чтобы скрыть нерелевантный контент для пользователей в зависимости от региона их нахождения [6];

- применение омниканального принципа. Данный инструмент подразумевает формирование общей системы, которая включает в себя различные коммуникационные каналы для создания взаимодействия с потребителем, а именно: сайт, мобильное приложение, SMS, e-mail, посещение офлайн и кол-центры. Для банков это предоставляет возможность привлекать клиентов при помощи использования различных каналов, что увеличивает масштаб воздействия на аудиторию [15]. Например, «Тинькофф» банк использует страницу «Вконтакте», «Одноклассниках», канал на «Youtube», офлайн-рекламы и email-рассылки, «Тинькофф» журнал. Применение онлайн и офлайн-коммуникаци-онных инструментов дает возможность

привлекать различные категории целевой аудитории, а также формировать положительный имидж банка, отзывы и рекомендации клиентов позволяют совершенствовать облуживание и работу «Тинькофф» [7];

- размещение коротких видео на платформе Ш Ток. Использование данного коммуникационного инструмента предоставляет следующие возможности: охват различных сегментов целевой аудитории в рамках одного канала, широкое количество способов и методик продвижения и их доступность, высокое доверие потребителей к данной платформе. При этом одним из наиболее результативных способов продвижения услуг на данной платформе является коллаборация с лидерами мнений [1]. Например, Сбербанк активно развивает свой канал (@sber_ru), начиная с марта 2019 г. Специально для Ш Ток банк сформировал специальный продукт, который там продвигает, а именно Молодежную карту [9];

- формирование экосистем. Данный инструмент продвижения нацелен на систематизацию различных функций, услуг, которые пользуются наибольшим спросом целевой аудитории, в одном бренде. Использование данного инструмента дает возможность банкам расширять численность целевой аудитории, привлекая клиентов из различных сегментов и категорий при помощи предоставления финансовых и нефинансовых услуг [14]. Примерами полноценно работающих экосистем являются «Сбербанк» и «Тинькофф» [6];

- роботизированные маркетинговые инструменты ^РА). Большее внимание организациями уделяется использованию чат-ботов, роботов, автонастройщиков, конструкторам воронок, цифровым аватарам и иным цифровизированным инструментам контента. При помощи применения RPA банкам удается снизить затраты, связанные с организацией и проведением маркетинговых кампаний, почти на 30 %, повысить качество размещаемого контента, развивать функциональность приложений. Примерами применения данных маркетинговых инструментов являются чат-боты (приложение Сбербанк-онлайн), которые предоставляют возможность повторить платеж, уточнить реквизиты и т. д. [8];

- контент-маркетинг. Данное направление

включает в себя такие инструменты продвижения, как размещение статей-руководств, подборки (книг, ресурсов и др.), советы по бизнесу. Использование данного коммуникационного инструмента предоставляет возможность сформировать положительный имидж банка, привлечь поисковый трафик по целевым и смежным запросам [18]. Примером использования данного коммуникационного инструмента является «Альфа-банк» и созданный им «Клуб клиентов», который имеет два контентных раздела: «Блог для бизнеса» и «История успеха». Блог создается за счет информации, полученной от предпринимателей по следующим направлениям: вопросы ведения бухгалтерии, онлайн-продвижения, построения продаж через дилерскую сеть и пр. В «Историях успеха» представлены кейсы, созданные участниками сообщества [4];

- комплексные инструменты продвижения, к которым относятся медийные баннеры и контекстная реклама в «Яндекс.Директе», обучающие статьи и обзоры в «Яндекс. Дзе-не», интеграции к блогерам и в подкасты на «Яндекс.Видео» и «Яндекс.Музыке», а также аналогичные платформы в «Тинькофф»-«Дзене». Это дает банкам возможность проводить от ста и более маркетинговых кампаний и различных регионах, оптимизировать затраты, оценить и выбрать наиболее продуктивные коммуникационные инструменты при помощи определения качества лидов и динамики продаж услуг. Примером применения комплексных инструментов продвижения могут являться рекламные кампании, проведенные «Промсвязьбанком» при помощи аналитической компании Mello, численностью более 180 штук [3];

- медийные каналы продвижения. С введением антироссийских санкций банки столкнулись с тем, что ряд платформ стал недоступен для использования. Это привело к поиску новых коммуникационных каналов, среди которых можно выделить следующие: Telegram Ads, myTarget, VK и in-app сети. Преимуществами их использования для банков являются увеличение охвата целевой аудитории, повышение узнаваемости бренда, рост спроса на услуги [2]. Например, «Локо-банк» применяет всю совокупность представленных выше каналов, которые ведут на сайт организации или страничку с функцией заказа обратного звонка [14];

- подкасты. Преимуществом использования подкастов являются широкий охват целевой аудитории, привлекательность для клиентов, возможность формирования обратной связи, предоставление информации о различных направлениях деятельности, а не только о финансовом. Примером использования данных инструментов продвижения банковских услуг является подкаст Альфа-банк «Деньги пришли», который охватывает личный опыт обращения в банк с объективной оценкой услуг [12];

- ASO (App Store Optimization). Данный инструмент продвижения представляет собой совокупность способов и различных мероприятий, которые дают возможность различным мобильным приложениям стать заметнее и трансформировать просмотр карточки в скачивание. К его функциям относятся: текстовая и визуальная оптимизация, работа с рейтингом. Примерами применения оптимизационных приложений является мобильный банк «Газпромбанка» [11];

- интеграция в альтернативные магазины приложений. Среди наиболее востребованных банковских инструментов в данном направлении можно выделить: AppGallery, RuStore, Xaomi GetApps, NashStore, Galaxy Store. Альтернативными в данном случае являются: PWA-приложения, корпоративный сертификат iOS, APK- и IPA-файлы, неаффилированные приложения (Progressive Web Applications). Преимуществами использования для банков являются возможность применения новых коммуникационных инструментов, видео- и аудио-форматов, что позволяет увеличить маркетинговое воздействие на целевую аудиторию [13]. Примером применения данного коммуникационного инструмента приложение Альфа Банка в NashStore [18];

Основным трендом в настоящее время является цифровизация всех сфер функционирования человека, которые связаны в том числе с инновационными инструментами продвижения банковских услуг. В связи с этим большую популярность имеют медиа-каналы, а также альтернативные пространства, дающие возможность вовлекать как можно большее количество потребителей в процесс взаимодействия с банком. Перспективными направлением развития видятся следующие: разработка новых платформ

или поиск коммуникационных каналов для передачи рекламных сообщений, которые адаптируются под потребности целевой аудитории при помощи использования инновационных технологий и таргетирования, данных сотовых сетей, дающих возможность определять трафик, посещаемость и, соответственно, интерес потребителей к банку в целом.

Вышесказанное позволяет говорить о том, что Интернет является наиболее результативным инструментом для стимулирования реализации услуг банках, однако большинство из них недостаточно эффективно им используется. В настоящее время существуют электронные маркетинговые средства, способствующие укреплению позиции организации, к которым можно отнести мониторинг деятельности конкурентов в режиме онлайн, повышение осведомленности клиентов, презентация новой программы, взаимодействие с онлайн-прессой, формирование и повышение количества потребителей.

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что для нивелирования проблем применения современных инструментов продвижения банковских услуг можно выделить следующие направления: создание рекламных кампаний, детально описывающих параметры и условия предоставления банковских услуг, способствующих созданию положительного имиджа организаций и заин-

тересованности потребителей в них, а также уверенности их в надежности и стабильности самих компаний. Анализ современных инструментов, способствующих повышению результативности продвижения банковских услуг, позволил сделать вывод, что наиболее эффективным коммуникационным каналом является Интернет, однако не все организации им активно пользуются.

Таким образом, использование современных инструментов продвижения банковских услуг обусловлено спецификой сферы функционирования банков, совокупностью факторов внутреннего и внешнего воздействия. Совместное использование различных коммуникативных инструментов позволяет повысить эффективность продвижения банковских услуг. Среди инновационных инструментов продвижения банковских услуг можно выделить ASO (App Store Optimization), экосистемы, аналитику и персонализацию. К новейшим каналам продвижения банковских услуг, которые стали активно применяться после введения антироссийских санкций, можно отнести Яндекс, myTarget, VK, ме-тавселенную с виртуальной и дополненной реальностью, Telegram Ads, прямые размещения на тематических площадках, размещения у блогеров, интеграции в подкасты, обзоры продуктов в блогах, обучающие и информационные статьи, обучение клиентов.

Список источников

1. Ажнова А. А. Платформа TikTok как инструмент цифрового маркетинга // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. № 5-1 (75). С. 13-19.

2. Аналитический портал Ашманов и партнеры. URL: https://www.ashmanov.com/ (дата обращения: 23.06.2023).

3. Аналитический портал Adintex. URL: https://adindex.ru/ (дата обращения: 23.06.2023).

4. Аналитический портал Apollo 8. URL: https://apollo-8.ru/ (дата обращения: 23.06.2023).

5. Аналитический портал ^ssa. URL: https://www.cossa.ru/ (дата обращения: 23.06.2023).

6. Аналитический портал digital-report. URL: https://digital-report.ru/ (дата обращения: 23.06.2023).

7. Аналитический портал platforma. URL: https://platforma-online.ru/ (дата обращения: 23.06.2023).

8. Аналитический портал terra. URL: https://texterra.ru/ (дата обращения: 23.06.2023).

9. Аналитический портал vc.ru. URL: https://vc.ru/ (дата обращения: 23.06.2023).

10. Бауетдинов М. Ж., Жанизакова Ш. М. К. Цифровизация банковских услуг в современной экономике // Экономика и бизнес. 2021. № 4. С. 54-61.

11. Состояние и перспективы внедрения инновационных банковских услуг в современный банковский сектор России // Инновации и инвестиции. 2020. № 10. С. 115-119.

12. Ганиев Р. Г, Фитина Е. К. Генезис интернет-изданий и продвижение банковских услуг в комплексе маркетинга // Глобальный научный потенциал. 2019. № 11(104). С. 184-186.

13. Исследование приложений мобильного банкинга в России в 2022. URL: https:// drive.google.eom/file/d/11-ms3xwYVUt3eSLipvbHq4xyOES_TxdO/view (дата обращения: 23.06.2023).

14. Зернова Л. Е. Диджитал-банкинг как этап развития системы дистанционного банковского обслуживания // Международный научно-исследовательский журнал. 2022. № 3 (117). С. 113-119.

15. Нигматтулина Р. А., Габитова З. Р. Внедрение инновационных банковских продуктов в современных условиях // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2022. №2 (40). С. 47-53.

16. Никитевич Е. С. Опыт применения цифровых технологий маркетинга на рынке банковских услуг // Интернаука. 2020. № 24-2(153). С. 13-16.

17. Родин Д. Я., Соломонова Е. А. Тенденции каналов продвижения банковских продуктов и услуг в эпоху диджитализации // Деловой вестник предпринимателя. 2022. № 7 (1). С. 213-217.

18. Сидорова М. М. Роботизация бизнес-процессов и ее применение в банковской сфере // Хроноэкономика. 2021. № 3(31). С. 44-51.

References

1. Azhnova A. A. TikTok platform as a digital marketing tool. Economics and Business: Theory and practice. 2021. No. 5-1 (75). Рp. 13-19.

2. Analytical portal Ashmanov and partners. URL: https://www.ashmanov.com / (accessed: 06/23/2023).

3. Adintex analytical portal. URL: https://adindex.ru / (accessed: 06/23/2023).

4. Apollo Analytical Portal 8. URL: https://apollo-8.ru / (accessed: 06/23/2023).

5. The analytical portal of sossa. URL: https://www.cossa.ru / (accessed: 06/23/2023).

6. Analytical portal digital-report. URL: https://digital-report.ru / (accessed: 06/23/2023).

7. Рlatforma analytical portal. URL: https://platforma-online.ru / (accessed: 06/23/2023).

8. Analytical portal terra. URL: https://texterra.ru / (accessed: 06/23/2023).

9. Analytical Portal vc.ru . URL: https://vc.ru / (accessed: 06/23/202310.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Bauetdinov M. Zh., Zhanizakova Sh. M. K. Digitalization of banking services in the modern economy. Economics and business. 2021. No. 4. Рp. 54-61.

11. The state and prospects of the introduction of innovative banking services in the modern banking sector of Russia. Innovations and investments. 2020. No. 10. Рp. 115-119.

12. Ganiev R. G., Fitina E. K. Genesis of online publications and promotion of banking services in the marketing complex. Global scientific potential. 2019. No. 11(104). Рp. 184-186.

13. Research of mobile banking applications in Russia in 2022. URL: https://drive.google.com/ file/d/11-ms3xwYVUt3eSLipvbHq4xyOES_TxdO/view (date of application: 06/23/2023).

14. Zernova L. E. Digital banking as a stage in the development of a remote banking system. International Research Journal. 2022. No. 3 (117). Рp. 113-119.

15. Nigmattulina R. A., Gabitova Z. R. Introduction of innovative banking products in modern conditions. USNTU Bulletin. Science, education, economics. Series: Economics. 2022. No.2 (40). Рp. 47-53.

16. Nikitevich E. S. The experience of using digital marketing technologies in the banking services market. Internauka. 2020. No. 24-2(153). Рp. 13-16.

17. Rodin D. Ya., Solomonova E. A. Trends of channels of promotion of banking products and services in the era of digitalization. Entrepreneur's Business Bulletin. 2022. No. 7 (1). Рp. 213217.

18. Sidorova M. M. Robotization of business processes and its application in the banking sector. Chronoeconomics. 2021. No. 3(31). Рp. 44-51.

Сведения об авторе

КЕРЕЕВА ДИЛЯРА ЗИНЕДЕНОВНА - финансовый директор, АО «ВЭР», ООО «Гарант», Москва, Россия, d.kereeva@mail.ru

Information about the author

KEREEVA DILYARA Z. - Financial Director, JSC "VER", LLC "Garant", Moscow, Russia, d.kereeva@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.