Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ'

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
рабочее время / педагогические работники / анализ законодательства / ВУЗ / working hours / teaching staff / legislation analysis / university

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Майоров К. А.

В работе проведен анализ законодательства и иных нормативно-правовых документов по вопросу регулирования рабочего времени педагогических работников высших учебных заведений. Выявлены основные проблемы данной области, имеющиеся на данный момент, а также представлен теоретический вариант их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF PROBLEM OF REGULATION OFWORKING HOURS OF TEACHING STAFF OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The paper analyzes legislation and other normative legal documents on the regulation of working hours of teaching staff of higher educational institutions. The main problems of this field that are currently available are identified, as well as a theoretical solution to them is presented.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ»

УДК 349.2

Майоров К.А.

студент 2 курса Института магистратуры и заочного обучения Саратовская государственная юридическая академия (г. Саратов, Россия)

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Аннотация: в работе проведен анализ законодательства и иных нормативно-правовых документов по вопросу регулирования рабочего времени педагогических работников высших учебных заведений. Выявлены основные проблемы данной области, имеющиеся на данный момент, а также представлен теоретический вариант их решения.

Ключевые слова: рабочее время, педагогические работники, анализ законодательства, ВУЗ.

Регулирование рабочего времени педагогических работников высшего учебного заведения является одной из важнейших задач, стоящих перед администрацией данного сектора образования. Эффективное управление рабочим временем не только способствует повышению качества образовательного процесса, но и обеспечивает условия для развития профессиональных навыков преподавателей.

Согласно ч. 1 ст. 333 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливается количественное выражение недельной нормы времени педагогических работников, а именно: «...Для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю», и определяет необходимость уполномоченным Правительством Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти утверждать норму часов педагогической работы за ставку заработной платы (в

том числе должностной оклад), норму учебной нагрузки по каждой категории профессорско-преподавательского состава, верхний предел учебной нагрузки по категориям преподавателей вузов.

В соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 22.12.2014 N 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю и удлиненный ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных дней. Учебная нагрузка для педагогических работников устанавливается высшим учебным заведением самостоятельно в положении высшего учебного заведения, а также индивидуальных трудовых договорах в зависимости от квалификации преподавателей и профиля кафедры в размере до 900 часов в учебном году. Объем годовой учебной нагрузки преподавателя определяется из расчета на 10 учебных месяцев. Учебная нагрузка в таких положениях на выходные и нерабочие праздничные дни не планируется.

В трудовых договорах учебная нагрузка может ограничиваться верхним пределом в случаях, предусмотренных типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно Типовому положению об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) в высшем учебном заведении предусматриваются должности для научно-педагогического (профессорско-преподавательский состав, научные работники), инженерно-технического, производственного, административно-

хозяйственного, учебно-вспомогательного и иного персонала.

Должности педагогических работников высших учебных в таких типовых положениях заведений можно разделить на следующие категории:

1) должности педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу: должности преподавателей (профессор, доцент, старший преподаватель, преподаватель, ассистент), так и административные должности (директор института, начальник института, декан факультета, начальник факультета, заведующий кафедрой, начальник кафедры и заместитель начальника кафедры).

2) должности иных педагогических работников: должности преподавателей (преподаватель, преподаватель - организатор основ безопасности жизнедеятельности), инструкторов-методистов (старший инструктор-методист, инструктор-методист), методистов (старший методист, методист), тьютор, логопед.

Двоякая трактовка возникает из-за того, что понятие "преподаватель" относится как к категории профессорско-преподавательского состава, так и к категории других педагогических работников. Следовательно, основная проблема в нормировании труда преподавателей заключается в том, что понятие "преподаватель" включено как в список должностей руководителей и специалистов в области высшего и дополнительного профессионального образования, так и в должности иных педагогических работников. Необходимость разработки и утверждения различных норм и стандартов труда для двух различных категорий преподавателей обусловлена различиями в содержании работы, сложности задач, обязанностях и квалификационных требованиях. В некоторых случаях приняты общие нормы труда для преподавателей без учёта значительных отличий в их профессиональной деятельности.

Вторая существенная проблема нормирования труда преподавателей высших учебных заведений кроется в разнообразии утвержденных недельных норм времени для различных категорий педагогических работников. Вариативность этих норм колеблется от 18 до 36 часов в неделю. Наиболее

продолжительную недельную норму - 36 часов - устанавливают педагогическим работникам, входящим в профессорско-преподавательский состав, в том числе и преподавателям-организаторам основ безопасности жизнедеятельности. Однако проблема нормирования труда преподавателей не ограничивается лишь различиями в продолжительности рабочего времени. Фундаментальная проблема заключается в том, что для преподавателей профессорско-преподавательского состава, которым утверждена максимальная продолжительность рабочего времени в неделю (36 часов), устанавливается наиболее широкий спектр сложных и разнообразных должностных обязанностей. Работа преподавателя профессорско-преподавательского состава включает в себя не только педагогическую деятельность (чтение лекций, проведение семинаров, лабораторных и практических занятий), но и огромный объем научных исследований, связанных с написанием статей, монографий и участием в конференциях. Кроме того, преподаватели профессорско-преподавательского состава руководят аспирантами и докторантами, входят в состав диссертационных советов, участвуют в работе различных общественных организаций и комиссий. Установленная недельная норма времени в 36 часов никак не соответствует реальному объему и сложности должностных обязанностей преподавателей профессорско-преподавательского состава. Фактически их рабочее время существенно превышает установленную норму, что отрицательно сказывается на их физическом и психическом здоровье. Для решения этой проблемы необходимо пересмотреть действующие нормативы и утвердить для преподавателей профессорско-преподавательского состава более адекватную недельную норму времени, которая будет соответствовать объему и сложности выполняемых ими обязанностей. Также целесообразно рассмотреть вопрос о введении для них гибкого графика работы, который позволит преподавателям самостоятельно распределять свое рабочее время в зависимости от учебного процесса и научной деятельности. Здесь необходимо сказать, что расчет учебной нагрузки на неполную ставку (штатным педагогическим работникам) возможен, и как правило, составляет 0,25, 0,5 или 0,75

пропорционально полной ставки. Так, например, в НИУ ВШЭ учебная работа определяется пропорционально доле ставки/продолжительности рабочего времени по отношению к образовательной работе преподавателя, работающего по основному месту работы на полную ставку для преподавателя, работающего на условиях совместительства или неполного рабочего времени

Для должностей профессорско-преподавательского состава верхний предел учебной нагрузки устанавливается в объеме не более 900 часов в учебном году. Высшее учебное заведение самостоятельно определяет нормы времени по видам учебной деятельности (не более верхнего предела учебной нагрузки) и утверждает ее локальным нормативным актом.

Высшее учебное заведение самостоятельно дифференцирует верхний предел учебной нагрузки, например, от 700 часов для профессора до 800 часов для преподавателя. Таким образом, зачастую утвержденные нормы времени разных категорий преподавателей одной и той же образовательной организации существенно отличаются.

Состояние образовательной деятельности в деятельности, связанной с научной, творческой, исполнительской, опытно-конструкторской работой, а также учебно-методической, организационно-методической, учебной, двигательной, спортивной и оздоровительной деятельностью регулируется внутренними законами. Повседневные правила труда образовательного учреждения, планы научных исследований, программы, программы. Правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения и иные локальные акты могут непосредственно регулировать работу, выполняемую в образовательном учреждении и за его пределами. В правилах внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения и других локальных действиях также важно определить, должны ли педагоги выполнять описанную работу непосредственно в образовательном учреждении или же она может осуществляться за пределами образовательного учреждения, как описано в разделе VII Положения об особых условиях режима при эксплуатации.

Особые условия формирования учебной программы и расписания в высшем учебном заведении зачастую приводят к тому, что распределение учебной нагрузки в каждом семестре, триместре, учебных неделях для разных категорий профессорско-преподавательского состава может сильно отличаться. Например, рабочее время доцента кафедры может превышать разрешенную преподавательскую нагрузку, поскольку он занят преподаванием определенной дисциплины. При этом фактическое время работы, например, старшего преподавателя класса может быть значительно меньше предельной учебной нагрузки. Кроме того, следует отметить, что проблема распределения работы преподавателей в вузе является особым поводом для оформления учебной программы и расписания, и зачастую конкретный преподаватель не может уложиться в сроки, разрешенные в установленные сроки в течение учебного года.

Максимально возможный фонд рабочего времени профессорско-преподавательского состава разделяется на:

фонд рабочего времени на учебную работу (учебная нагрузка не более 900 часов в учебном году).

фонд рабочего времени на внеучебную работу.

В зависимости от утвержденной продолжительности фонда рабочего времени на учебную работу для каждой категории профессорско-преподавательского состава рассчитывается фонд рабочего времени на внеучебную работу. Как правило, доля рабочего времени на внеучебную работу составляет около половины максимально возможного фонда рабочего времени преподавателя вуза. Содержание внеучебной работы и доля рабочего времени на внеучебную работу значительно отличаются для разных категорий профессорско-преподавательского состава вуза в целом и одной и той же категории преподавателей одной кафедры в зависимости от их специализации и занятости в реализации учебного плана.

Подводя итоги, нормирование рабочего времени для разных категорий профессорско-преподавательского состава в высшем учебном заведении -

сложная задача, требующая внимания и новых подходов. Необходимо создать справедливую и гибкую систему, учитывающую особенности труда преподавателей и обеспечивающую баланс между оптимальным рабочим временем и качеством преподавания. Это может потребовать участия всех заинтересованных сторон - руководства высшего учебного заведения, профсоюзов, преподавателей и студентов. Проблемы нормирования рабочего времени для разных категорий профессорско-преподавательского состава в высших учебных заведениях также связаны с развитием информационно-коммуникационных технологий. С появлением онлайн-образования и дистанционного обучения педагогическим работникам приходится адаптироваться к новым форматам работы. Для этого необходимо не только знание современных технологий, но и умение эффективно организовывать время и общаться со студентами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 14.02.2024) Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-Ф3;

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 22.12.2014 № 1601 (ред. от 13.05.2019) «О продолжительности рабочего времени педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»;

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 11 мая 2016 г. № 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»;

4. Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. № 71 // СЗ РФ. - 2008. - № 8. - Ст. 731;

5. Бриллиантова Н.А., Архипов В.В. Некоторые проблемы регулирования труда педагогических работников // Законодательство и экономика. -2008. - № 3;

6. Завгородний А.В. Конкурсные и трудовые правоотношения педагогических работников образовательных организаций Российской Федерации. М.: Проспект, 2017. 288 с;

7. Новрадова-Василиади С.М. Особенности правового регулирования рабочего времени отдельных категорий работников в Российской Федерации (на примере научно-педагогических работников высших учебных заведений) // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2017. Т. 7, № 2(23). С. 36-42;

8. Радикульцева Е.Н. Современные тенденции в правовом регулировании нормирования труда» // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2014. С. 114-117;

9. Спасская В.В. Правовое регулирование образовательных отношений: теоретико-правовое исследование: Дис. доктора юр. наук. М., 2007;

10. Трудовое право: Гейхман В.Л., Дмитриева И.К. Учебник для вузов. М., 2010

Mayorov K.A.

Saratov State Law Academy (Saratov, Russia)

ANALYSIS OF PROBLEM OF REGULATION OF WORKING HOURS OF TEACHING STAFF OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Abstract: the paper analyzes legislation and other normative legal documents on the regulation of working hours of teaching staff of higher educational institutions. The main problems of this field that are currently available are identified, as well as a theoretical solution to them is presented.

Keywords: working hours, teaching staff, legislation analysis, university.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.