Научная статья на тему 'Особенности рабочего времени профессорско-преподавательского состава'

Особенности рабочего времени профессорско-преподавательского состава Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1823
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Технологос
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ / НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ / ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ / ТРУДОВЫЕ ОБЯЗАННОСТИ / ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковальчук С.А., Левченко А.В.

Рассматривается специфика трудовых отношений с участием профессорско-преподавательского состава. Авторы отмечают особенности рабочего времени профессорско-преподавательского состава, включающего в себя не только время самого учебного процесса, но и подготовку к занятиям, научно-исследовательскую деятельность, переподготовку и повышение квалификации, что значительно превышает нормированный предел продолжительности рабочего времени для данной категории работников. Это связывается с неоднородностью трудовых функций профессорско-преподавательского состава. Авторы предлагают свое видение решения проблемы фактического отсутствия границ рабочего времени профессорско-преподавательского состава

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности рабочего времени профессорско-преподавательского состава»

УДК 331.31-057.4

С.А. Ковальчук, А.В. Левченко

ОСОБЕННОСТИ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА

Рассматривается специфика трудовых отношений с участием профессорско-преподавательского состава. Авторы отмечают особенности рабочего времени профессорско-преподавательского состава, включающего в себя не только время самого учебного процесса, но и подготовку к занятиям, научно-исследовательскую деятельность, переподготовку и повышение квалификации, что значительно превышает нормированный предел продолжительности рабочего времени для данной категории работников. Это связывается с неоднородностью трудовых функций профессорско-преподавательского состава.

Авторы предлагают свое видение решения проблемы фактического отсутствия границ рабочего времени профессорско-преподавательского состава.

Ключевые слова: профессорско-преподавательский состав, научно-педагогические работники, продолжительность рабочего времени, трудовые обязанности, должностные обязанности.

Согласно ст. 91 Трудового кодекса РФ рабочее время определяется как время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени. Рабочее время профессорско-преподавательского состава (III 1С) имеет ряд особенностей, а именно: для педагогических работников образовательных учреждений продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю. Объем учебной нагрузки должен определяться типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида, которое утверждает уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти. Однако пока в основном действуют типовые положения об образовательных учреждениях соответствующих типа и вида, утвержденные Правительством РФ.

Так, согласно правилам внутреннего трудового распорядка ПНИПУ в п. 5.1 для штатного ППС устанавливается 36-часовая рабочая неделя, в пределах которой преподаватели осуществляют все виды учебной, методической, научно-исследовательской и других работ.

© Левченко А.В., Ковальчук С.А., 2014

Левченко Андрей Васильевич - доцент кафедры философии и права ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет»; e-mail: pravoved@pstu.ru.

Ковальчук Сергей Алексеевич - доцент кафедры философии и права ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет»; e-mail: gouache@dom.raid.ru.

Однако в действительности продолжительность рабочего времени ППС не ограничивается 36 часами в неделю, что объясняется рядом причин.

1. Работа преподавателя немыслима без подготовки к занятиям. Обновление объема знаний, приобретение новых навыков и умений, особенно в современных условиях, — все это требует систематических усилий.

2. Научно-исследовательская деятельность предполагает написание научных статей, что требует значительных временных затрат, особенно при публикации статей в журналах ВАКа и международных журналах.

3. Современный преподаватель вуза зачастую работает в качестве совместителя в нескольких вузах на нескольких ставках.

4. Конкуренция между преподавателями вынуждает осваивать новые дисциплины, что сопряжено с прохождением различных курсов переподготовки и повышения квалификации, получением второго высшего образования.

В результате всего этого современным вузовским преподавателям приходится испытывать колоссальные перегрузки.

Трудовые функции преподавателей неоднородны. Прежде чем перейти к их анализу, скажем, что в литературе отмечается существование различной терминологии, обозначающей данных субъектов. Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. № 71 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации» в высшем учебном заведении предусматривает должности научно-педагогического состава (профессорско-преподавательский состав, научные работники) [2]. В Постановлении Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» - это работники образовательных учреждений, педагогические работники, преподаватели [1]. Новый закон «Об образовании» дает определение «педагогический работник»: это физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.

Следует учесть, что термин «трудовые обязанности», используемый в ТК РФ, в иных нормативно-правовых актах иногда заменяется термином «функциональные обязанности». ТК РФ не раскрывает понятия «функциональные обязанности», используя при этом единое определение «должностные обязанности» или «рабочие обязанности». Кроме того, должностные или рабочие обязанности также могут быть предусмотрены и трудовым договором, поэтому использование формулировки «и работ, предусмотренных трудовым договором» вряд ли правильно [3].

В Приказе Минздравсоцразвития РФ от 14 августа 2009 г. № 593 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» есть должность «преподаватель», но не конкретизируется как преподаватель вуза, а значит, неотъемлемые части его работы отсутствуют [4]. Н.А. Бриллиантова и В.В. Архипов не без основания пишут, что вместо того чтобы отсылать педагогических работников к несуществующим квалификационным характеристикам, Правительству РФ и Минобрнауки России следовало бы разработать акт с необходимыми, в том числе при приеме на работу, квалификационными характеристиками для всех должностей педагогических работников и сделать в многочисленных типовых положениях отсылку именно к этому конкретному акту [5, с. 31]. И все же дело не столько в различной терминологии, обозначающей должности преподавателей вузов, а в содержании, которое вкладывается в эти понятия.

Согласно Типовому положению об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) в высшем учебном заведении предусматриваются должности для научно-педагогического (профессорско-преподавательский состав, научные работники), инженерно-технического, административно-хозяйственного, производственного, учебно-вспомогательного и иного персонала.

К профессорско-преподавательским должностям, которые нас и интересуют, относятся должности декана факультета, заведующего кафедрой, профессора, доцента, старшего преподавателя, преподавателя и ассистента. Как можно судить по содержанию нормативных правовых актов, законодатель не придает особого значения терминологии, за исключением случаев, когда есть необходимость в наделении субъектов особыми полномочиями, например на должности ректора.

Содержание основных нормативных правовых актов свидетельствует, что структура трудовой функции преподавателя вуза предполагает три основных части: учебную, научную и воспитательную. Структура трудовой функции преподавателя вуза привлекает внимание прежде всего и главным образом тем, насколько четко в нормативных правовых актах прописаны трудовые обязанности этих субъектов, что имеет последствия для обеих сторон трудового договора.

Как известно, для научно-педагогических работников установлена сокращенная, 36-часовая рабочая неделя (ст. 333 ТК РФ, п. 88 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации). П. 6 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» предписывает, что в трудовом договоре должна быть оговорена учебная нагрузка педагогического работника. При этом она не должна превышать предел, установленный соответствующим типовым положением об образовательном учреждении, выходить за который работодателю категорически запрещается. Причем устанавливается именно продолжительность рабочего

времени (36 часов в неделю), а не норма часов педагогической или преподавательской работы за ставку заработной платы, что оговорено в приложении к Постановлению Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» для иных категорий педагогов [1]. В сноске к абзацу первому приложения к этому Постановлению разъяснено: продолжительность рабочего времени педагогических работников включает преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную должностными обязанностями и режимом рабочего времени, утвержденными в установленном порядке. Кроме того, Минобрнауки России подтверждает, что режим рабочего времени лиц из числа профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов в пределах 36-часовой рабочей недели определяется с учетом выполнения преподавательской работы, а также осуществления научно-исследовательской, творческо-исполнительской, опытно-конструкторской, учебно-методической, организационно-методической, воспитательной, физкультурной, спортивно-оздоровительной работы (Приказ Минобрнауки России от 27 марта 2006 г. № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений»).

С точки зрения регламентации обязанностей преподавателя наиболее поддающейся нормированию является учебная работа. Именно эта часть трудовой функции является относительно урегулированной. Об этом пишут И.К. Дмитриева, Н.А. Бриллиантова, В.В. Архипов, А.В. Завгородний и др. Согласно п. 6 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» учебная нагрузка педагогического работника образовательного учреждения оговаривается в трудовом договоре. При этом она ограничивается верхним пределом, определяемым типовым положением об образовательном учреждении соответствующего типа и вида, т.е. ограничение верхнего предела учебной нагрузки носит обязательный характер.

Воспитательная работа (если ее не понимать буквально) по сути дела проводится при любом виде общения любого преподавателя - профессора, доцента - со студентами, в том числе и во время занятий. Воспитательная работа предусматривает привитие обучаемым чувства гражданской ответственности за качество своего вклада в развитие России, патриотизма, уважения к правам и свободам человека, Конституции РФ и законам Российской Федерации, любви к профессии, формирование гражданских качеств личности и готовности к практическому их применению. Конечно, «процесс преподавания и воспитания, как правило, является неразрывным, но не в силу буквального исполнения преподавательских обязанностей, а в силу позитивных личных качеств лиц, привлекаемых к преподавательской работе» [5, с. 32]. Хотелось бы подчеркнуть значение

личности преподавателя в совокупности его человеческих и профессиональных качеств, а следовательно, значение порядка приема на работу преподавателей вузов.

Научная деятельность высшего учебного заведения определяется в Типовом положении об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) в нескольких пунктах раздела IV. Так, согласно п. 50 высшее учебное заведение выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования, а также осуществляет научно-техническую деятельность, в том числе по проблемам образования, осуществляет подготовку научно-педагогических работников высшей квалификации. В соответствии с п. 52 высшее учебное заведение и научная организация могут осуществлять совместные научно-образовательные проекты, научные исследования и экспериментальные разработки, а также иные совместные мероприятия на договорной основе. Однако, разумеется, это самые общие положения, на основе которых должна быть разработана наиболее сложная часть должностных обязанностей преподавателя вуза — научная работа. На сегодняшний день, как правило, научная работа преподавателя вуза оплачивается только за счет стимулирующих выплат, которые ограничены финансовыми возможностями вуза.

Таким образом, несмотря на законодательное ограничение максимальной продолжительности рабочего времени преподавателя вуза, в действительности преподаватели вузов вынуждены, если хотят быть конкурентоспособными, трудиться максимально. Необходимо отметить, что фактическое рабочее время преподавателя вуза, превышающее максимальную продолжительность рабочей недели, не подпадает ни под определение сверхурочной работы, ни под определение ненормированного рабочего дня, и, следовательно, и не оплачивается. Считаем, что ситуация с продолжительностью рабочего времени профессорско-преподавательского состава может кардинально измениться только в том случае, если в российском обществе возрастет роль и значимость высшего образования как такового, а не документа, подтверждающего его получение, и соответственно увеличится оплата труда преподавателей вузов при одновременном их выходе на новый качественный уровень профессиональной деятельности.

Список литературы

1. Трудовой кодекс РФ. Доступ через справ.-правовую систему «Кон-сультантПлюс».

2. О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников: Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. № 191 // СЗ РФ. - 2003. -№ 14. - Ст. 1289.

3. Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. № 71 // СЗ РФ. - 2008. - № 8. - Ст. 731.

4. О высшем и послевузовском профессиональном образовании: комментарий к Федеральному закону / под ред. А.Н. Козырина. Доступ через справ.-правовую систему «КонсультантПлюс».

5. Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. - 2009. -

№ 11.

6. Бриллиантова Н.А., Архипов В.В. Некоторые проблемы регулирования труда педагогических работников // Законодательство и экономика. -2008. - № 3.

Получено 30.01.2014

S.A. Kovalchuk, A.V. Levchenko

SPECIFIC FEATURES OF TEACHING STAFF LABOUR HOURS

Spesific features of teaching staff labour relations have been considered in the article. The authors mark the peculiarities of teaching staff labour hours including not onler the hours of educational process itself but preparing for lessons, research work, re-training and professional development. All these factors considerably exceed fixed working hours of the given workers category. It is connected with discontinuity of teaching staff labour functions.

The authors propose to solve the problem of actual absence of labour time limits for teaching staff in their own way.

Keywords: teaching staff, scientists and teachers, working hours, labour duty, administrative duty.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.