Научная статья на тему 'Анализ зарубежного опыта нормирования и регламентации труда вузовского персонала'

Анализ зарубежного опыта нормирования и регламентации труда вузовского персонала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1229
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМИРОВАНИЕ И РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ТРУДА / МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА / ПЕРСОНАЛ ВУЗА / ВНЕУЧЕБНЫЙ ПЕРСОНАЛ ВУЗА / НОРМЫ ТРУДА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / STANDARDIZATION OF LABOR / LABOR STANDARDS / LABOR REGULATIONS / INTERNATIONAL LABOUR ORGANIZATION / STAFF OF THE UNIVERSITY / NORMS OF THE TEACHER'S WORK / EXTRA-CURRICULAR STAFF OF THE UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бычин Владимир Борисович, Забелина Ольга Викторовна, Пилипчук Надежда Валерьевна

Рассмотрен зарубежный опыт нормирования и регламентации труда персонала вуза, проанализированы подходы к нормированию труда преподавателей в зарубежных странах, в том числе методические подходы к нормированию труда административно-управленческого персонала вуза, выявлены особенности формирования нагрузки для различных категорий педагогических работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF FOREIGN EXPERIENCE IN THE STANDARDIZATION AND REGULATION OF UNIVERSITY PERSONNEL WORK

The foreign experience of standardization and regulation of university personnel work is considered, approaches to the standardization of teachers’ labor in foreign countries are analyzed, the features of the formation of the load in different categories of pedagogical workers are revealed. Methodical approaches to the standardization of university administrative and managerial staff work are given.

Текст научной работы на тему «Анализ зарубежного опыта нормирования и регламентации труда вузовского персонала»

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА COMPARATIVE PEDAGOGY

УДК/UDC 378.12 В. Б. Бычин, О. В. Забелина, Н. В. Пилипчук

V. Bychin, O. Zabelina, N. Pilipchuk

АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА НОРМИРОВАНИЯ И РЕГЛАМЕНТАЦИИ ТРУДА ВУЗОВСКОГО ПЕРСОНАЛА

ANALYSIS OF FOREIGN EXPERIENCE IN THE STANDARDIZATION AND REGULATION OF UNIVERSITY PERSONNEL WORK

Рассмотрен зарубежный опыт нормирования и регламентации труда персонала вуза, проанализированы подходы к нормированию труда преподавателей в зарубежных странах, в том числе методические подходы к нормированию труда административно-управленческого персонала вуза, выявлены особенности формирования нагрузки для различных категорий педагогических работников.

The foreign experience of standardization and regulation of university personnel work is considered, approaches to the standardization of teachers' labor in foreign countries are analyzed, the features of the formation of the load in different categories of pedagogical workers are revealed. Methodical approaches to the standardization of university administrative and managerial staff work are given.

Ключевые слова: нормирование и регламентация труда, международная организация труда, персонал вуза, внеучебный персонал вуза, нормы труда преподавателя.

Keywords: standardization of labor, labor standards, labor regulations, The International Labour Organization, staff of the university, norms of the teacher's work, extra-curricular staff of the university.

Рассмотрение зарубежного опыта нормирования и регламентации труда персонала ву-

зов целесообразно начать с изучения основ регламентации труда за рубежом, заложенных в международных нормах по труду.

Нормирование условий труда находится в компетенции Международной организации труда (МОТ) [6]. Международные нормы обеспечивают условия труда и производственной среды, максимально отвечающие физическим и умственным способностям человека, то есть направлены на гуманизацию труда. При Международной организации труда создан Международный информационный центр, основной задачей которого является сбор и анализ информации по технике безопасности и гигиене труда. Около 40 стран участвуют в распространении информационными центрами результатов анализа. Так, например, в обязанности работодателей Великобритании включены забота о безопасности персонала и обеспечение безопасных условий труда работников. Работодатели Германии должны проводить охранные мероприятия и отразить в производственной инструкции возможные производственные риски. Специальные требования по оборудованию рабочих мест с точки зрения их безопасности установлены для отдельных категорий работников: подростков, беременных, кормящих матерей. Кодекс о труде во Франции выступает регулирующим нормативно-правовым актом в части определения требований к условиям

труда, прежде всего в части соблюдения санитарно-эпидемиологических требований и требования к безопасности рабочих мест.

Нормативы времени устанавливаются в соответствии с международными актами МОТ, накладывающими ограничение на мак-симальныую продолжительность рабочего времени. Так, например, в Конвенции МОТ № 30 определена продолжительность рабочего времени для работников государственных учреждений и предприятий торговли. Максимальная продолжительность рабочего времени для обозначенных категорий составляет не более 48 часов в неделю, то есть 8 часов в день.

В большинстве европейских стран норма рабочего времени ниже: при 8-часовом рабочем дне определена 40-часовая рабочая неделя и законодательно установлены пределы сверхурочной работы:

— первый вариант, когда устанавливается максимально допустимый предел рабочего времени в неделю, после которого работа признается сверхурочной. Тарификация оплаты сверхурочных часов определяется законодательно и (или) локальными актами организации;

— второй вариант, когда законодательно устанавливается наибольший уровень допустимого сверхурочного времени работы или недельная граница рабочих часов, которая не может быть превышена.

Так, например, во Франции норма рабочего времени для всех категорий работников составляет 35 часов в неделю. Поэтому работы сверх установленной нормы признаются сверхурочными и допускаются только с согласия инспектора по труду и (или) профсоюза. В Великобритании в законодательных актах закреплен максимальный предел рабочего времени в размере 48 часов в неделю. В Германии, несмотря на законодательно закрепленную максимальную продолжительность рабочей недели в 48 часов, нормы рабочего времени регламентируются в коллективных договорах конкретного предприятия, организации. Поэтому в организациях высшего образования в зависимости от категории работников норма рабочего времени варьируется от 35 до 40 часов. В Финляндии или Нидерландах посредством заключения коллективных договоров могут быть снижены законодательно установленные границы, с которых начинается сверхурочная работа. В Италии или Швеции норма рабочего времени в части максимально допу-

стимого числа сверхурочных часов может быть увеличена.

В ряде стран при законодательно установленной норме рабочего времени в отдельной организации может устанавливаться договорная норма рабочего времени, определяющая допустимый предел рабочего времени для определенной категории работников. В случае превышения обозначенной нормы, но в пределах законодательно допустимой границы, работа не классифицируется как сверхурочная и оплачивается в стандартном объеме (Испания, Италия, Швеция).

В большинстве зарубежных стран педагогические работники высшей школы могут быть разделены на следующие категории:

— государственные служащие;

— работники на государственной службе;

— служащие муниципального уровня;

— работники со специальным статусом.

Правовой статус педагогических работников, как правило, зависит от статуса образовательной организации, в которой они работают (частная или государственная). Так, например, в Австрии, Греции, Дании, Испании, Италии, США, Финляндии, Франции педагогические работники являются государственными служащими. Соответственно, на данных работников распространяются все нормы законов о государственной службе (например, о продолжительности рабочего времени). В Великобритании и Ирландии педагогические работники нанимаются на работу по трудовому контракту и не являются государственными служащими.

Вторым существенным фактором, влияющим на нормирование и регламентацию труда педагогического персонала, является позиция, которую занимает отдельный работник на академической лестнице в образовательной организации. В разных странах присутствует различная специфическая академическая иерархия. Так, например, в Великобритании академическая иерархия схожа с российской: наивысший уровень — профессор, далее — доцент, старший преподаватель, преподаватель, ассистент преподавателя (низший уровень). Во Франции академическая иерархия имеет следующий вид: профессор, доцент, учитель общеобразовательной школы, работающий в вузе, преподаватель без гарантий постоянного найма. В Германии — профессор, доцент, старший преподаватель, научный сотрудник и лектор, затем так называемый уровень начальных позиций, предполагающий только преподавание. В Австралии — профессор, до-

цент, старший преподаватель, лектор уровня В, лектор уровня А, ассоциированный лектор. В Турции в академическую иерархию попадает и учебно-вспомогательный персонал. Академическая иерархия выглядит следующим образом: профессор, доцент, старший преподаватель, преподаватель, ассистент преподавателя, лектор и инструктор, методист, переводчик, специалист. В Чехии в академическую иерархию включены научные сотрудники, и она представляет следующую последовательность: профессор, доцент, старший преподаватель, преподаватель, ассистент преподавателя, лектор, другие должности (специалисты в области исследований и разработок, занимающиеся педагогической работой).

Подходы и принципы расчета годового рабочего времени педагогических работников связаны с существующим законодательством, а также национальными традициями, социально-культурными и экономическими особенностями, поэтому объем рабочего времени может существенно различаться в разных странах. Например, в Германии годовое рабочее время для работников образования не устанавливается ни законодательно, ни контрактами, а определяется лишь объем годовой педагогической нагрузки [1]. В Великобритании (Англии, Уэльсе и Северной Ирландии), наоборот, речь идет только об общем годовом рабочем времени, а учебная нагрузка в трудовых соглашениях не фиксируется и устанавливается непосредственно руководителем учебного заведения [2]. «В Дании, Италии, Португалии, частично в Финляндии расчет основывается на 52 рабочих неделях в год (включая 4-6 недель годового отпуска), а не на количестве учебных недель в учебном году» [5]. В Австрии, Бельгии, Нидерландах, Франции, Швеции при расчете учебной нагрузки учебный год, как правило, состоит из 40 учебных недель.

Почти во всех зарубежных вузах расчет учебной нагрузки преподавателя производится на основании локальных актов вузов. Основополагающими факторами при определении учебной нагрузки выступают:

• правовой статус образовательной организации;

• ступень, занимаемая работником в академической иерархии образовательной организации;

• стаж и возраст педагогического работника;

• область знаний и перечень преподаваемых дисциплин.

В учебную нагрузку педагогических работников по совместительству или на условиях почасовой оплаты не включают следующие виды работы: административные функции, руководство студенческими научно-исследовательскими работами, проведение научных исследований.

Как правило, для педагогов, работающих на полную ставку, нагрузка определяется на год в астрономических часах. В расчет полной нагрузки преподавателей могут включаться административные поручения, научно-исследовательская работа, руководство студенческими научными проектами на основе индивидуальных поручений при заключении трудового контракта найма. Общий объем годовой нагрузки на полную ставку в среднем составляет от 600 до 1080 часов в год [4].

Отдельное вознаграждение за научно-исследовательскую работу преподавателей обычно не предусматривается. Небольшое количество вузов начинает вводить нормы времени на проведение исследовательской работы. Так, например, в Ереванском государственном университете в новой системе тарификации происходит учет исследовательской работы, применяемые нормы дифференцированы в зависимости от должности педагогического работника в академической иерархии. На исследовательскую работу профессору отводится 80 академических часов, доценту — 60 часов, преподавателю или ассистенту — 40 часов.

Труд административно-управленческих работников вуза подлежит нормированию на основе действующих в стране законодательных актов. Действующий в вузе коллективный договор, как правило, регламентирует максимально допустимые границы установленных законодательно норм. Отдельные аспекты деятельности данных работников фиксируются в трудовых договорах и распространяются на труд конкретного работника. Труд ректора (директора) образовательной организации нормируется исходя из общих принципов нормирования труда управленческих работников. Занятие преподавательской деятельностью (педагогическая нагрузка) для административно-управленческих работников в ряде стран (Бельгия, Италия, Люксембург, Португалия и Франция) не допускается [3].

Труд внеучебного персонала регламентируется и нормируется на основе межотраслевых, отраслевых и местных нормативов, принимаемых на уровне образовательной организации.

Полученные результаты анализа систем нормирования труда персонала зарубежных

образовательных организаций высшего образования при определенных допущениях могут выступать базой для формирования системы нормирования и регламентации труда работников отечественных вузов.

1. Ansari M. M. Norms of work of teachers of correspondence courses // Distance education. 1992. P.132-133.

2. European Commission. Key data on education in the European Union. Luxembourg, 1996.

3. Eurydice. School Heads in the European Union. Brussels. 1996.

4. Liudvika Leisyte, Uwe Wilkesmann. Organizing Academic Work in Higher Education: Teaching, learning and identities. Routledge, 2016. 300 p.

5. Алферов Ю.С. Нормирование нагрузки учителей в развитых странах [Электронный ресурс]. URL: http://portalus. ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=show full&id=1191499307&archive=&start_from=S.ucat=& (дата обращения: 14.04.2017).

6. Сайт Международной организации труда [Электронный ресурс]. URL: http://Www.ilo.org/global/lang--en/index. htm (дата обращения: 14.04.2017).

УДК/UDC 377(476.7)

О. В. Липко O. Lipko

МОДЕЛЬ ПРОФИЛЬНОИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ III СТУПЕНИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В БРЕСТСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ КОЛЛЕДЖЕ СВЯЗИ

SPECIFIC VOCATIONAL TRAINING MODEL OF THE IIIRD LEVEL STUDENTS OF GENERAL SECONDARY EDUCATION IN BREST STATE COLLEGE OF COMMUNICATION

Автор в статье представляет опыт организации профильной подготовки на примере средней школы № 23 г. Бреста и Брестского государственного колледжа связи и предлагает модель профильной профессиональной подготовки учащихся III ступени общего среднего образования в учреждении образования Республики Беларусь.

The author presents the specific vocational training model of the third level students of general secondary education in Brest State College (BSC) of Communication. She describes the experiment of specific training organization using the example of secondary school № 23 in Brest and BSC of Communication. It is suggested to use this model for organization of specific vocational training in the Republic of Belarus.

Ключевые слова: профильная профессиональная подготовка, III ступень общего среднего образования, профильные классы, профессионально-техническое и среднее специальное образование.

Keywords: specific vocational training, IIIrd level of general secondary education, profile classes, vocational-technical education and specialized secondary education.

В соответствии с письмом Министерства образования от 30.05.2016 № 05-20/94 «Об организации в 2016/17 учебном году профильного обучения на III ступени общего среднего образования» на старшей ступени общего среднего образования могут функционировать классы, в которых осуществляется изучение общеобразовательных предметов на повышенном уровне, а также профильные классы профессиональной направленности.

Сегодня в профильных классах обучается 54 % учащихся, то есть эти дети уже ориентированы на будущую профессию и продолжение учебы, а значит, большинство учащихся (46 %] не мотивированы ни на учебу, ни на работу после окончания школы и, соответственно, не готовы быстро и безболезненно адаптироваться к социуму. Как правило, это категория учащихся, которые имеют ослабленный интерес к учебе (она для них не имеет смысла].

Практика показывает, что у детей со слабой общеобразовательной подготовкой и способностями не выше среднего, обучающихся в профильных профессиональных классах, повышается успеваемость, дисциплина и ответственность за результат своего обучения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.