Научная статья на тему 'Методы нормирования труда административно-управленческого персонала вуза'

Методы нормирования труда административно-управленческого персонала вуза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
863
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА / МЕТОДЫ НОРМИРОВАНИЯ / НОРМАТИВНАЯ ТРУДОЕМКОСТЬ / АДМИНИ СТРАТИВНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПЕРСОНАЛ / РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВУЗОМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Набиева Лариса Георгиевна

В статье рассмотрены методы нормирования труда, представлен алгоритм проведения установления нормативной трудоемкости адми нистративно-управленческого персонала вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods of Labour Rating of Administrative and Managerial Staff of Higher Education Institution

The paper deals with the methods of labour rating and presents the algorithm of determining of standard labour intensity of administrative and managerial staff of higher education institution.

Текст научной работы на тему «Методы нормирования труда административно-управленческого персонала вуза»

Вестник экономики, права и социологии, 2012, № 4

Экономика

УДК 331.103

Методы нормирования труда административно-управленческого персонала ВУЗа

Набиева Л.Г.

Кандидат экономических наук,

старший преподаватель кафедры общего менеджмента Казанского (Приволжского) федерального университета

В статье рассмотрены методы нормирования труда, представлен алгоритм проведения установления нормативной трудоемкости административно-управленческого персонала вуза.

Ключевые слова: нормирование труда, методы нормирования, нормативная трудоемкость, административно-управленческий персонал, реструктуризация системы управления вузом.

Республика Татарстан по интеллектуальному капиталу занимает одно из ведущих мест в России, что говорит о достаточно высоком уровне образования.

Модернизация российской высшей школы предполагает совершенствование нормирования преподавательского труда, в связи с чем необходимо пересмотреть существующие нормы времени для расчета объема работы профессорско-преподавательского состава вуза.

Что касается нормирования административноуправленческого персонала вуза, то, по мнению Г.В. Гостевой, «В настоящее время в сфере высшего профессионального образования действуют нормы, утвержденные приказом министра высшего и среднего специального образования СССР № 69 от 31.03.1969 г., в которых по сравнению с нормами 1948 г. несколько расширена номенклатура должностей и увеличен до 6000 контингент студентов. Нормы 1969 г. в настоящий момент времени носят рекомендательный характер, однако как ни странно, они не отменены до сих пор, хотя приведенные в них нормы управляемости и перечень должностей морально устарели» [1].

Сегодня численность специалистов базового звена управления административно-управленческого персонала учебного заведения определяется (в лучшем случае), исходя из норм соответствующих отраслей экономики, которые не учитывают специфики учебного заведения.

Становится очевидным, что для совершенствования труда административно-управленческого персонала вуза необходимо учитывать следующие блоки проблем:

- совершенствование нормирования труда работников высшей школы;

- выбор оптимального метода нормирования труда.

В современных условиях информатизации деятельности особенности информации как промежуточного продукта труда в сфере управления организацией обуславливают специфику нормирования этого труда. Она состоит в том, что затраты труда административно-управленческого персонала вуза зависят, прежде всего, от объема необходимой для управления информации, который определяется специальными методами. Нормативы затрат труда в управленческом аппарате должны делиться на работы, имеющие прямое отношение к предмету труда - информации. Следовательно, затраты труда на управление определяются по объему работ, которые должны быть выполнены для обеспечения деятельности организации необходимой информацией.

Таким образом, для деятельности административно-управленческого персонала вуза возможно применить различные варианты достижения определенных результатов. Поэтому оптимальность выбираемого метода может быть обеспечена только в результате достаточно полного анализа. Основным количественным критерием служит рабочее время, необходимое для выполнения работ и их элементов. В связи с этим при проектировании технологии управления и необходимых организационно-технических условий возникает необходимость в использовании нормативов затрат труда.

Все применяемые методы нормирования труда сводятся к трем основным группам: экспертные, опытно-статистические и аналитические.

71

Вестник экономики, права и социологии, 2012: № 4

Экономика

Экспертные методы определения трудоемкости основываются на оценках, данных экспертами. При использовании данного метода наиболее сложным является подбор группы экспертов, так как это процесс трудно поддается формализации.

Базой опытно-статистического метода является аналог, т.е. система справочных данных, характеризующих фактические затраты труда, использованные при выполнении в предыдущем периоде.

Аналитически-расчетный метод нормирования труда основывается на различных нормативных материалах. Аналитические методы требуют накопления больших массивов информации, характеризуются сложностью и громоздкостью расчетов, проводимых заново для каждого исследования. Аналитически-расчетные методы в настоящее время являются основными.

Наряду с прямыми аналитическими методами для нормирования административно-управленческого персонала используются косвенные методы, основанные на установлении регрессионных зависимостей между численностью персонала по функции управления и влияющими на нее факторами [2].

Мы предлагаем использовать методы различных групп, т.к. сочетание в одной методике статистического и экспертного или аналитического и экспертного методов фактически дает результаты выше экспертных методов, причем качество полученных нормативов трудоемкости работ зависит от доли используемых методов.

В современных условиях развития информационных технологий меняются и организационные отношения. При автоматизации процессов управления возрастает значимость рационального процесса обработки информации и процедур выполнения работ.

Для расчета нормативов предлагаем использовать следующие методы:

1. Метод расчета средних величин:

1.1. Группировка статистических данных;

1.2. Оценка фактического хроноряда;

1.3. Приведение фактического хроноряда к устойчивому;

1.4. Расчет нормативного времени.

2. Графоаналитический метод.

3. Корреляционно-регрессионный анализ:

3.1. Корреляционный анализ;

3.2. Регрессионный анализ.

4. Расчет норм затрат труда с учетом качественных факторов.

Нами предложен следующий алгоритм проведения установления нормативной трудоемкости административно-управленческого персонала вуза, представленный на рисунке 1.

Таким образом, определение трудоемкости административно-управлен-

72

ческого персонала вуза методом экспертных оценок выполняется в несколько этапов:

1. Использовать результаты анкетирования по ВУЗу.

2. Выбор метода расчета.

3. Программирование расчета на ЭВМ.

4. Анализ данных и экспертное обсуждение возможности применения нормативов.

5. Возобновление функции нормирования в ВУЗе.

Совершенствование труда работников высшей школы невозможно без совершенствования организационной структуры управления вузом.

Исходным моментом реструктуризации организационной структуры управления является построение системы целей управления и системы функций управления. Данный процесс осуществляется в несколько этапов:

1 этап - выделение крупных подразделений (служб) организации, где каждый блок ориентирован на достижение однородных по своему характеру целей;

2 этап - проверка однородности целей, стоящих перед каждым подразделением, соблюдение одинаковой ответственности за реализацию одной и той же цели разными подразделениями, а также устранение дублирования целей;

3 этап - установление рациональных организационных связей и определение требований к механизмам координации в организации;

4 этап - исходя из системы целей, строится дерево задач. Каждая задача определяется качественно и количественно с учетом объекта приложения управленческих действий;

5 этап - анализ функций управления и информационных потоков (документооборота), определение объемов работы по каждой функции управления;

6 этап - определение числа уровней и общей схемы структуры управления.

Рис. 1. Алгоритм проведения установления нормативной трудоемкости административно-управленческого персонала вуза (предложено автором)

Вестник экономики, права и социологии, 2012: № 4

Экономика

Для совершенствования организационной структуры управления вуза мы предлагаем использовать законодательные акты и нормативные документы по видам работ; данные анализа информационных потоков (документооборота) и задач, поставленных подразделениям; нормативы трудовых затрат труда административно-управленческого персонала вуза, квалификационный справочник должностей, схемы должностных окладов, передовой отечественный и зарубежный опыт организации управления и условия нормативной регламентации.

Совершенствование организации системы высшего образования и нормирования труда в ней -одно из важнейших средств достижения этой цели. До сих пор нормированию труда административноуправленческого персонала в высшей школе уделяется мало внимания. Без качественного нормирования труда административно-управленческого персонала вуза не может быть эффективного планирования и выполнения работ, успешной оценки и стимулирования работников.

Литература:

1. Гостева Г.В. Совершенствование организации и нормирования труда работников высшей школы. Дис. ... канд. экон. наук. - Воронеж, 2005. - 187 с. 3. Основы организации труда: экономические и правовые аспекты: практ. пособие / Под ред. В.И. Шкатуллы, Л.М. Суетиной. - М.: Норма, 2008. - 528 с.

Methods of Labour Rating of Administrative and Managerial Staff of Higher Education Institution

L.G. Nabieva

Kazan (Volga Region) Federal University

The paper deals with the methods of labour rating and presents the algorithm of determining of standard labour intensity of administrative and managerial staff of higher education institution.

Key words: labour rating, methods of rating, standard labour intensity, administrative and managerial staff, restructuring of the system of management of higher education institution.

73

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.